Создание Красной Армии
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации, ее закрепления, применения и проверки уровня усвоения средствами технологии самостоятельного группового обучения.
Тип урока: комбинированный.
Цели по содержанию:
Образовательная: изучить причины создания Красной Армии, обеспечить повторение и углубленное изучение ранее изученных понятий Рабоче–Крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны.
Развивающая: продолжить развитие и формирование умений: излагать главные вопросы темы, готовить и выступать с сообщениями, работать с исторической картой и документами, дополнительной литературой, анализировать их, делать выводы, записывать главное в тетрадь.
Воспитательная: воспитание гражданских и патриотических чувств.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, парная.
Методы: частично – поисковый, исследовательский
Оборудование: учебник История России 9 класс (под редакцией Данилова А.А, Косулиной Л.Г), История Отечества 10 класс (под редакцией Жаровой Л.Н, Мишиной И.А), настенная карта «Гражданская война и интервенция в России», видеофильм из серии «Россия XXв», аудиозапись с музыкой группы «Любэ» - «Конь», сообщения учащихся о Блюхере В.К; Вацетисе И.И; Тухачевском М.М; Троцком Л.Д, исторические документы, портреты, форма, мультимедиа.
Учитель: Сообщается тема урока и цель.
Звучит музыка: «Проводы» (как родная меня мать провожала).
Учитель: В ходе урока необходимо записать этапы создания Красной Армии. Приложение 1
Мультимедиа. 1 кадр о революции.
Учитель: В октябре 1917 года произошла Октябрьская революция, к власти в стране пришли большевики, с октября и по март 1918 года по всей стране шло становление власти советов, где мирным путем, а где вооруженным, и первые выступления против большевиков были стихийными и разрозненными, не пользовались массовой поддержкой населения и проходили на фоне относительного быстрого и мирного установления власти советов это время назвали «Триумфальным шествием советской власти в стране». Однако уже в самом начале противостояния сложилось два основных центра сопротивления власти большевиков: к востоку от Волги, в Сибири, где преобладали зажиточные крестьяне, находившиеся под влиянием эсеров, а также на юге – на территориях, заселенных казачеством, известным своим свободолюбием и особым укладом жизни. Главными фронтами гражданской войны становятся Восточный и Южный.
Ленин был приверженцем марксистского положения о том, что после победы социалистической революции регулярная армия, как один из главных атрибутов буржуазного общества, должна быть заменена народным ополчением, которое будет созываться лишь в случае военной опасности. Однако размах антибольшевистских выступлений потребовал иного подхода.
1.15 января 1918 года декретом Совнаркома провозглашено создание Рабоче–Крестьянской Красной Армии (РККА). В числе первых добровольцев, вступивших в РККА, были питерские рабочие – красногвардейцы. 29 января 1918 года был образован Красный Флот.
Учитель: На партах у всех лежат документы о создании РККА.
Учитель: Ответьте, пожалуйста, на вопрос, на каких принципах шел процесс формирования Красной Армии?
Ответы учащихся: армия создается из сознательных и организованных элементов трудящихся, доступ в нее открыт для всех, кто готов отдать свои силы, жизнь для защиты завоеваний революции, необходимы рекомендации: войсковых комитетов или демократических организаций.
Учитель: ответы все правильные. Рекомендации давали люди, стоящие на платформе советской власти.
Учитель: Сейчас мы посмотрим с вами фрагмент видеофильма о создании РККА. Хочу обратить ваше внимание на то, чтобы вы внимательно посмотрели фильм и ответили на вопрос.
Учитель: О чем свидетельствует документальная кинохроника? Какова их подготовка? Кто были первыми красноармейцами?
Ответы: очень плохо одеты, у многих нет соответствующей формы, многие не умеют стрелять, нет дисциплины.
Учитель: ответы правильные.
2.Учитель: Осенью 1917 года – весной 1918 года шел процесс демобилизации старой царской армии. Упразднялись все старые чины и звания, сословия, вводилась выборность комaндного состава.
Вопрос. Что такое демобилизация (вспомнить определение).
Ответы: разоружение старой армии, роспуск солдат по домам, упразднялись все военные чины.
Учитель: Многие солдаты и офицеры старой царской армии не согласные с новой властью, властью большевиков, уходили служить на Дон к атаманам Каледину, Деникину, Алексееву и другим генералам и атаманам. На Дону формируется Добровольческая армия под комaндованием генерала Лавра Корнилова, которая положила начало белому движению, названному так по контрасту с красным – революционным. Белый цвет символизировал законность и порядок. Участники белого движения считали себя выразителями идеи восстановления былой мощи и могущества Российской державы и беспощадной борьбы с теми силами, которые, по их мнению, ввергли Россию в хаос и анархию, - с большевиками.
Применявшийся поначалу добровольческий принцип комплектования приводил к организационной разобщенности, децентрализации в управлении войсками, что пагубным образом отражалось на боеспособности и дисциплине Красной Армии. Она потерпела ряд серьезных поражений.
Вот почему, ради достижения высшей стратегической цели – сохранения власти большевиков, Ленин счел возможным отказаться от своих воззрений в области военного строительства и вернуться к традиционным, «буржуазным», как он говорил принципам, т.е. к всеобщей воинской повинности и единоначалию.
3. Учитель: Еще весной 1918 года был издан декрет об обязательном военном обучении. Женщины могли обучаться военному делу добровольно.
4. 22 апреля 1918 года – была отменена выборность комaндиров и введена первая советская военная присяга, текст которой был составлен Л.Д.Троцким.
В тот же день был сделан важный шаг к переходу от добровольного принципа формирования армии к всеобщей воинской обязанности: каждый вступивший в ряды РККА, должен был принять присягу и прослужить в ней не менее шести месяцев.
Красноармеец в форме, читает Военную присягу (документ – история Отечества).
Учитель: Ответьте на вопрос, что являлось самым главным, самым важным для вступивших в ряды РККА?
Ответы учащихся.
Учитель: Вопрос первый. Каков был срок службы в рядах Красной Армии?
Учитель: Вспомните, сколько служат в современной Российской армии?
У: А теперь посмотрим фрагменты фильма, обратите внимание на первую форму красноармейцев, что в ней особенного, что ее отличает от современной формы?
Кадры мультимедиа о форме (3,4,5).
Ответы учащихся: длинные шинели, гимнастерки, нет знаков отличия, непривычные головные уборы, у многих нет сапог, ноги обмотаны портянками.
Учитель: абсолютно верно, формы на всех не хватало, одевались, у кого что было.
Учитель: На 20 мая 1918 года в армии Советской республики насчитывалось чуть более 322 тысяч бойцов. Из них вооруженных было около 200 тысяч, обученных – около 31 тысячи. Такими силами невозможно было противостоять войскам белогвардейцев и интервентов.
«Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться», - говорил Ленин осенью 1918 года.
5. В мае 1918 г. ВЦИК издает постановление «О переходе к всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян».
В июле 1918 г – закон был опубликован, в нем говорилось: «лица от 18 до 40 лет мужского пола обязаны проходить военную службу». В течение лета – осени 1918 г в ряды РККА было мобилизовано 300 тыс.ч. В постановлении также говорилось, что лица, недостойные служить в армии по своим нравственным качествам, не допускались в ее ряды (впоследствии издан декрет «об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям»). Для них вводилась альтернативная служба.
Костяком армии были члeны РКП (б). К концу гражданской войны Красная армия насчитывала 5,5 млн. бойцов, из них свыше 700 тысяч, рабочих, 4 млн. крестьян. В нее было призвано около 50 тыс. офицеров и генералов старой армии, 10 тысяч военных чиновников, 40 тыс. врачей и медперсонала в основном старой царской армии. Старые военные специалисты составляли 35% всего комaндного состава Красной армии. К 1 января 1919 г ряды красной армии составляли примерно 165 тысяч бывших царских офицеров и солдат. Привлечение военспецов сопровождалось строгим «классовым» контролем над их деятельностью. А поручено было принимать офицеров старой армии Тухачевскому Михаилу Николаевичу.
Сообщение учащегося. Портрет. Тухачевский Михаил Николаевич, человек исключительных способностей, учась в кадетском корпусе, он собственноручно изготовил скрипку, про него всегда говорили, что у него золотые руки, так как он все всегда предпочитал делать сам. С отличием закончил кадетский корпус и был принят в Александровское военное училище, окончание училища совпало с началом первой мировой войны. Тухачевский был в звании подпоручика лейб – гвардии Семеновского полка. Весной 1918 года был принят на работу в военный отдел Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), в апреле вступил в партию большевиков. Он лично принимал бывших офицеров, его беседы отличались исключительным тактом. Новый комaндарм производил на своих собеседников огромное впечатление, и не одна сотня офицеров, благодаря ему, перешла тогда на сторону Советской власти. Это позволило быстро создать полевое управление 1-й армии, штабы дивизий и бригад, наладить штабную работу.
Учитель: Большое внимание уделялось формированию новых комaндных кадров.
6. В 1917 – 1919 гг помимо краткосрочных курсов и военных школ для подготовки среднего комaндного звена из наиболее отличившихся красноармейцев были открыты высшие военные учебные заведения. Привлечение в армию военных специалистов осуществлялось одновременно с введением должности военных комиссаров, которые должны были контролировать действия комaндира, отвечали за боеспособность и стойкость частей, осуществляли политическое воспитание матросов и красноармейцев.
7. В сентябре 1918 г для общего руководства военными действиями на фронтах был создан Реввоенсовет Республики (РВСР), состоявший из комaндующего фронтом (армией) и двух комиссаров. В его состав вошли Л.Д. Троцкий (председатель), Э.М. Склянский, К.Х Данишевский, П.А. Кобозев, И.И. Вацетис и другие.
Л.Д.Троцкий рассказывает учитель.
Троцкий Л.Д, оставаясь наркомом по военным и морским делам, в должности председателя РВСР очень много сделал для превращения Красной Армии в революционную, регулярную армию. Он активно боролся с так называемой оппозицией, которая сопротивлялась введению воинской повинности и привлечению военных специалистов. Он принимал участие в разработке операций по разгрому Колчака, Деникина, Юденича, белополяков. Он работал в тесном контакте с Лениным, который всецело доверял ему. Троцкий проявил склонности к администрированию и силовому давлению. Члeны РВСР были наделены чрезвычайными полномочиями (вплоть до расстрела изменников и трусов без суда и следствия), выезжали на самые опасные участки фронта.
8.Учитель: 2 сентября 1918 г была учреждена должность Главнокомaндующего Вооруженными силами. Первым главкомом республики стал Вацетис И.И
Выступление учащегося. – портрет на мультимедиа.
Вацетис И.И окончил академию Генерального штаба, и в звании полковника участвовал в первой мировой войне. Со своим полком перешел на сторону Советской власти. Подавлял
9.Учитель: 2 сентября 1918г ВЦИК принял декрет, объявлявший РСФСР единым военным лагерем.
Учитель: самостоятельно изучите документ и ответьте на вопрос, С какой целью принят этот документ?
Ответы учащихся: Республика была в опасности, белые части наступали, нужно было защищать дело революции, власть большевиков.
Учитель: Все верно, республика Советов была в опасности.
10.Для координации действий фронта и тыла в конце ноября 1918 был учрежден Совет рабочей и Крестьянской Обороны.
Учитель: прочитайте документ об образовании Совета Рабочей и Крестьянской Обороны и ответьте на вопрос: Какие функции возлагались на Совет?
Ответы учащихся: мобилизация всех сил и средств в интересах обороны.
Учитель: Он должен был мобилизовать все ресурсы страны на защиту Социалистического Отечества. Совет обороны возглавлял Ленин. Совету обороны подчинялись все наркоматы и РВСР. Дважды в неделю на заседаниях совета обороны рассматривались вопросы о производстве оружия, боеприпасов, снабжении фронта и тыла, распределение людских ресурсов.
Самая большая опасность власти большевиков грозила с востока. Для отпора – сформирован Восточный фронт. Бои на восточном фронте были тяжелыми и кровопролитными.
Большую помощь войскам восточного фронта оказал 10 тысячный партизанский отряд под комaндованием В.К.Блюхера.
Выступление учащегося. Портрет.
Блюхер В.К. был родом из крестьян. Его деда помещик за расторопность и смекалку прозвал Блюхером по имени Прусского фельдмаршала Блюхера. Кличка превратилась в фамилию. Молодой Василий работал на заводе, где сблизился с большевиками. В годы первой мировой войны получил два Ге opгиевских креста, Ге opгиевскую медаль, получил звание унтер офицера. В 1915 г ранен. Затем с отрядом красногвардейцев устанавливал Советскую власть в Челябинске. Организовал отпор атаману Дутову под Оренбургом и был отрезан от основных сил Красной армии. В невероятно трудных условиях Блюхеру удалось провести свой отряд по тылам белых. Блюхер первым был награжден орденом Красного Знамени (так как его переход в течение сорока дней в полторы тысячи километров приравнивали к переходу Суворова через Альпы).
Учитель: Но давайте вернемся назад. Когда одним из первых декретов советсткая власть упразднила все старые звания, чины, сословия упразднила и царскую наградную систему. В первые годы советской власти как таковой системы поощрения в течение года не было, Красные герои довольствовались скромными подарками. Например: «за преданность революции и умелое комaндование батареей красному комaндиру – артиллеристу товарищу Наливайко преподносятся красные шаровары».
У: Вспомним фильм «Офицеры» (где комaндир тоже был награжден красными шароварами)
Награды в виде одежды были часто, еще и потому, что ее просто не хватало. Желанной наградой были часы, личное оружие, или просто благодарность перед строем бойцов.
Первый орден появился в наградной системе советской власти в 1918г. Им стал орден Красного Знамени РСФСР. Орден на мультимедиа. Приложение 1
30 сентября 1918г за №1 орден вручен В.К. Блюхеру (впоследствии за годы гражданской войны получил четыре ордена, и пятый в середине 20 годов за работу в качестве военного советника при революционном правительстве Китая).
Четыре ордена Красного Знамени получили еще три героя Гражданской войны С.С Вострецов, И.Ф. Федько, Я.Ф. Фабрициус. Более тридцати человек награждены этим орденом трижды, а около трехсот человек – дважды. Всего кавалерами ордена Красного Знамени стали около 15 тысяч человек.
В 1924 году был учрежден орден Красного Знамени СССР.
Кроме орденов, появились почетные боевые нагрудные знаки отличия, почетные революционные красные знамена, почетное наградное огнестрельное оружие.
В боях с интервенцией и гражданской войны строилась и формировалась Красная армия, молодые бойцы обучались военному делу, изучали Устав, различные военные дисциплины. И не раз еще испытывали нашу Красную армию захватчики – милитаристы. Суровым испытанием для народа и его вооруженных сил была Отечественная война с фашизмом.
Учитель: Мы рассмотрели историю создания Красной армии. Как вы считаете, какой этап был самым сложным и почему?
Ответы учащихся: наверное, первый, так как время было очень сложное, неопределенное, только что прошла демобилизация царской армии, и тут набор в новую армию Красную, над страной нависла опасность интервенции, укрепление новой власти большевиков, народ был в раздумье, куда идти в белую или красную, что из них лучше.
Учитель: подводит итог.
С полным основанием можно считать, что нынешняя российская армия – прямая наследница боевой славы, опыта, традиций Советских Вооруженных сил и Красной армии. В тоже время – она наследница замечательных традиций и блистательных побед русской армии дореволюционного времени. Она наследница тех, кто прославил себя на льду Чудского озера, Куликовом поле, под Полтавой, и Бородино, в знаменитом Брусиловском прорыве и победах Великой Отечественной войны.
Звучит музыка. Преображенский марш. Музыка «Проводы».
Предоставление опыта педагогической деятельности на профессиональных конкурсах - одна из главных проблем учителей-предметников, которые не решаются участвовать в конкурсах. Предлагаемые позиции - соответствие опыта современным тенденциям развития образования, обоснованность выдвигаемых педагогических принципов, результативность работы - помогут учителю достойно представить свой опыт работы....
28 03 2024 13:51:39
Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений....
27 03 2024 17:56:19
Автор работы стремится углубить у учащихся знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в ХVI–XVII вв., делает выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских, убеждает в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе и развивает познавательный интерес школьников, учит работать с картой....
26 03 2024 21:43:23
Внеклассное мероприятие, посвященное односельчанам, труженикам тыла, работавшим на оборонном заводе и в колхозе для нужд фронта. Материал можно использовать на уроках краеведения в 8–9-х классах, а также на классном часе....
25 03 2024 3:28:24
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...
24 03 2024 9:12:43
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
23 03 2024 9:35:39
Урок является первым из двух занятий в разделе "Первая мировая война и её итоги" и носит интегрированный хаpaктер. Данный урок показывает несправедливый хаpaктер войны, формирует чувства патриотизма, учит работать с картой....
22 03 2024 9:32:32
Представленный урок был проведен в 11 классе, рассчитан на 2 часа. Цель урока - проанализировать основные достижения художественной культуры конца XIX - начала XX века. ...
21 03 2024 22:53:49
Урок по истории России для 6-го класса по учебнику С.В.Перевезенцева посвящен теме духовного единства государства, влияния церковных деятелей на борьбу с врагами. На занятии воспитывается бережное отношение к культуре русского народа и сохранение исторической памяти....
20 03 2024 19:20:13
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....
19 03 2024 21:44:18
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
18 03 2024 16:23:11
Представлен урок-экскурсия по территории Московского Кремля. Он поможет учащимся побывать за Кремлевской стеной и увидеть своими глазами все великолепие архитектуры московского Кремля. А также познакомит с историей создания памятников....
17 03 2024 16:39:13
Цели урока: повторить и закрепить с учащимися основные положения темы "Глобальные проблемы современности и пути их решения"; сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний на пpaктике....
16 03 2024 0:18:27
Игра представляет собой поле с заданиями, по которому передвигается главный герой урока, благодаря помощи учащихся в выполнении поставленных задач, герой передвигается по полю от «Старта» до «Финиша». В данной игре героем является средневековый монах....
15 03 2024 3:58:23
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
14 03 2024 21:40:55
На занятии происходит знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Гумилева, его вкладом в историческую науку....
13 03 2024 9:49:30
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
12 03 2024 22:29:33
Интегрированный урок построен в форме интеpaктивного обучения. На основе изучения исторических источников в виде документов, учащиеся в группах заполняют общую таблицу по данной теме, защищают свои работы, делают выводы. Урок способствует получению обществоведческих знаний по теме «Демократия», связан с подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ....
11 03 2024 17:39:42
Интеллектуальная игра по истории «Что? Где? Когда?» – внеклассное мероприятие по аналогу телевизионной игры, расширяет у учащихся мировоззрение, отpaбатывает навыки исторического исследования на основе устных, письменных, вещественных источников, сближает учащихся и учителей в совместной познавательной деятельности....
10 03 2024 18:48:49
Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в комaнде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....
09 03 2024 21:25:40
Программа по истории составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Изучает курс Всеобщей истории и истории России XIX в. до нач. XX в. На изучение курса истории в 8-м классе отводится 68 часов, т.е. 2 часа....
08 03 2024 22:20:52
Размышления над итогами царствования Павла I помогут учащимся самостоятельно ответить на главный вопрос урока – кем же был для страны Павел – реформатором или деспотом? И какова его роль в российской истории?...
07 03 2024 17:59:13
Мемориальный комплекс «Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» был открыт 9 мая 1984 года. Архитектор – Теплицкий, скульпторы – Дмитриев, Бартенев, Криволапов. Мемориал сооружен на месте бывших офицерских и солдатских кладбищ. Здесь захоронены воины, павшие cмepтью храбрых в боях или скончавшиеся от ран в курских военных госпиталях....
06 03 2024 18:13:25
Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма "Турецкий гамбит" и песня группы "Ногу свело" - "Идем на восток"....
05 03 2024 11:10:26
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
04 03 2024 5:56:55
Внеклассное мероприятие посвящено главному празднику нашей страны – празднику со слезами на глазах – 9 Мая....
03 03 2024 6:25:26
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
02 03 2024 15:33:16
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...
01 03 2024 5:10:55
Комбинированный урок по истории России "Внешняя политика" для 9-го класса позволяет рассмотреть внешнюю политику СССР в ХХ в. как единый исторический процесс, проследить основные тенденции в ее развитии. Урок позволяет развивать умение работы с учебником, работать со схемами, заполнять таблицу, делать выводы. Урок воспитывает чувство ответственности за свою Родину и свой политический выбор....
29 02 2024 7:53:58
Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....
28 02 2024 7:34:26
Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье. ...
27 02 2024 10:46:13
Экономическая политика всегда была и будет приоритетным направлением в развитии любого государства. Насколько продуманно проводятся мероприятия в этой сфере, зависит положение государства в мире. Россия в определенные периоды своего исторического пути имело разные направления в развитии экономики. Во времена Петра I начинаются коренные реформы, и экономика не стала исключением. Царь понимал, что Россия без этих преобразований могла бы остаться второстепенной в ряду великих держав....
26 02 2024 1:22:17
Сценарий урока был использован в проведении поселкового праздника. Его можно использовать на уроках истории при изучении темы «Смутное время» в 7–10-м классе и для проведения внеурочного мероприятия. В сценарий включена авторская поэма «Русская смута»....
25 02 2024 23:31:12
Эта работа предназначена для учителей, испытывающих трудности в систематизации материала, для тех, кто только начал свою карьеру, и всем заинтересованным лицам. ...
24 02 2024 9:31:31
На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....
23 02 2024 7:42:58
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
22 02 2024 15:59:35
Урок можно провести как на 1 час, так и на 2, но уже как интегрированный с информатикой (составление кластеров). Такая форма урока способна реализовать индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, а также способствовать профориентации учащихся....
21 02 2024 3:10:48
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
20 02 2024 14:10:16
На занятии решается сразу несколько воспитательных и развивающих задач, таких как правовое воспитание, воспитание гражданских качеств личности, развитие устной речи, развитие ораторских способностей. Игровая форма деятельности способствует повышению интереса обучающихся к правовой культуре России....
19 02 2024 6:22:32
Презентация подходит для урока-путешествия или экскурсии. Учащие готовят сообщения и презентации о культуре Киевской Руси. Развивается речь ученика....
18 02 2024 7:39:37
Работа представляет собой урок-пpaктикум в профильном 11-м классе, цель которого проанализировать изученный материал по теме «СССР в 1953–1964 гг.» и закрепить умение работы с источниками. Урок сопровождается презентацией. Учащиеся анализируют предложенные тексты, делают самостоятельные выводы, которые обобщаются на слайдах....
17 02 2024 19:22:17
Четырнадцатый урок в теме «Россия в первой половине XIX века». Рассматривается тема Крымской войны и обороны Севастополя....
16 02 2024 13:10:35
Цели урока: вместе с учениками разобраться и доказать, что петровские преобразования заложены еще в XVII веке; познакомить с выдающимися личностями и вместе выделить их главные заслуги; обратить внимание на введение европейского реформирования России XVII века....
15 02 2024 18:30:42
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
14 02 2024 2:27:32
Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....
13 02 2024 11:54:27
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
12 02 2024 16:18:18
Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ социально-гуманитарного профиля. В программе представлен материал, который хронологически и тематически охватывает весь период становления и развития российской государственности и права, начиная с древности до конца XIX века. Цели учебной программы: Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического правового становления и развития российского государства, воспитание уважения к правовым традициям, стремление к уважению системы права России....
11 02 2024 16:33:45
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
10 02 2024 20:22:29
Представлено интегрированное занятие в рамках элективных курсов по истории "Исторический портрет" и литературе "Тайны текста" в 9-м классе....
09 02 2024 18:26:36
В этой статье представлен опыт работы учителя по теме, работа по которой проводилась в течение нескольких лет. Интеграция во внеклассной работе по истории через такие формы, как кружок, музейная работа, проведение предметных недель и декад, показала, что происходит повышение познавательных интересов учащихся к курсу истории, обществознания и права....
08 02 2024 7:50:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::