Создание Красной Армии
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации, ее закрепления, применения и проверки уровня усвоения средствами технологии самостоятельного группового обучения.
Тип урока: комбинированный.
Цели по содержанию:
Образовательная: изучить причины создания Красной Армии, обеспечить повторение и углубленное изучение ранее изученных понятий Рабоче–Крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны.
Развивающая: продолжить развитие и формирование умений: излагать главные вопросы темы, готовить и выступать с сообщениями, работать с исторической картой и документами, дополнительной литературой, анализировать их, делать выводы, записывать главное в тетрадь.
Воспитательная: воспитание гражданских и патриотических чувств.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, парная.
Методы: частично – поисковый, исследовательский
Оборудование: учебник История России 9 класс (под редакцией Данилова А.А, Косулиной Л.Г), История Отечества 10 класс (под редакцией Жаровой Л.Н, Мишиной И.А), настенная карта «Гражданская война и интервенция в России», видеофильм из серии «Россия XXв», аудиозапись с музыкой группы «Любэ» - «Конь», сообщения учащихся о Блюхере В.К; Вацетисе И.И; Тухачевском М.М; Троцком Л.Д, исторические документы, портреты, форма, мультимедиа.
Учитель: Сообщается тема урока и цель.
Звучит музыка: «Проводы» (как родная меня мать провожала).
Учитель: В ходе урока необходимо записать этапы создания Красной Армии. Приложение 1
Мультимедиа. 1 кадр о революции.
Учитель: В октябре 1917 года произошла Октябрьская революция, к власти в стране пришли большевики, с октября и по март 1918 года по всей стране шло становление власти советов, где мирным путем, а где вооруженным, и первые выступления против большевиков были стихийными и разрозненными, не пользовались массовой поддержкой населения и проходили на фоне относительного быстрого и мирного установления власти советов это время назвали «Триумфальным шествием советской власти в стране». Однако уже в самом начале противостояния сложилось два основных центра сопротивления власти большевиков: к востоку от Волги, в Сибири, где преобладали зажиточные крестьяне, находившиеся под влиянием эсеров, а также на юге – на территориях, заселенных казачеством, известным своим свободолюбием и особым укладом жизни. Главными фронтами гражданской войны становятся Восточный и Южный.
Ленин был приверженцем марксистского положения о том, что после победы социалистической революции регулярная армия, как один из главных атрибутов буржуазного общества, должна быть заменена народным ополчением, которое будет созываться лишь в случае военной опасности. Однако размах антибольшевистских выступлений потребовал иного подхода.
1.15 января 1918 года декретом Совнаркома провозглашено создание Рабоче–Крестьянской Красной Армии (РККА). В числе первых добровольцев, вступивших в РККА, были питерские рабочие – красногвардейцы. 29 января 1918 года был образован Красный Флот.
Учитель: На партах у всех лежат документы о создании РККА.
Учитель: Ответьте, пожалуйста, на вопрос, на каких принципах шел процесс формирования Красной Армии?
Ответы учащихся: армия создается из сознательных и организованных элементов трудящихся, доступ в нее открыт для всех, кто готов отдать свои силы, жизнь для защиты завоеваний революции, необходимы рекомендации: войсковых комитетов или демократических организаций.
Учитель: ответы все правильные. Рекомендации давали люди, стоящие на платформе советской власти.
Учитель: Сейчас мы посмотрим с вами фрагмент видеофильма о создании РККА. Хочу обратить ваше внимание на то, чтобы вы внимательно посмотрели фильм и ответили на вопрос.
Учитель: О чем свидетельствует документальная кинохроника? Какова их подготовка? Кто были первыми красноармейцами?
Ответы: очень плохо одеты, у многих нет соответствующей формы, многие не умеют стрелять, нет дисциплины.
Учитель: ответы правильные.
2.Учитель: Осенью 1917 года – весной 1918 года шел процесс демобилизации старой царской армии. Упразднялись все старые чины и звания, сословия, вводилась выборность комaндного состава.
Вопрос. Что такое демобилизация (вспомнить определение).
Ответы: разоружение старой армии, роспуск солдат по домам, упразднялись все военные чины.
Учитель: Многие солдаты и офицеры старой царской армии не согласные с новой властью, властью большевиков, уходили служить на Дон к атаманам Каледину, Деникину, Алексееву и другим генералам и атаманам. На Дону формируется Добровольческая армия под комaндованием генерала Лавра Корнилова, которая положила начало белому движению, названному так по контрасту с красным – революционным. Белый цвет символизировал законность и порядок. Участники белого движения считали себя выразителями идеи восстановления былой мощи и могущества Российской державы и беспощадной борьбы с теми силами, которые, по их мнению, ввергли Россию в хаос и анархию, - с большевиками.
Применявшийся поначалу добровольческий принцип комплектования приводил к организационной разобщенности, децентрализации в управлении войсками, что пагубным образом отражалось на боеспособности и дисциплине Красной Армии. Она потерпела ряд серьезных поражений.
Вот почему, ради достижения высшей стратегической цели – сохранения власти большевиков, Ленин счел возможным отказаться от своих воззрений в области военного строительства и вернуться к традиционным, «буржуазным», как он говорил принципам, т.е. к всеобщей воинской повинности и единоначалию.
3. Учитель: Еще весной 1918 года был издан декрет об обязательном военном обучении. Женщины могли обучаться военному делу добровольно.
4. 22 апреля 1918 года – была отменена выборность комaндиров и введена первая советская военная присяга, текст которой был составлен Л.Д.Троцким.
В тот же день был сделан важный шаг к переходу от добровольного принципа формирования армии к всеобщей воинской обязанности: каждый вступивший в ряды РККА, должен был принять присягу и прослужить в ней не менее шести месяцев.
Красноармеец в форме, читает Военную присягу (документ – история Отечества).
Учитель: Ответьте на вопрос, что являлось самым главным, самым важным для вступивших в ряды РККА?
Ответы учащихся.
Учитель: Вопрос первый. Каков был срок службы в рядах Красной Армии?
Учитель: Вспомните, сколько служат в современной Российской армии?
У: А теперь посмотрим фрагменты фильма, обратите внимание на первую форму красноармейцев, что в ней особенного, что ее отличает от современной формы?
Кадры мультимедиа о форме (3,4,5).
Ответы учащихся: длинные шинели, гимнастерки, нет знаков отличия, непривычные головные уборы, у многих нет сапог, ноги обмотаны портянками.
Учитель: абсолютно верно, формы на всех не хватало, одевались, у кого что было.
Учитель: На 20 мая 1918 года в армии Советской республики насчитывалось чуть более 322 тысяч бойцов. Из них вооруженных было около 200 тысяч, обученных – около 31 тысячи. Такими силами невозможно было противостоять войскам белогвардейцев и интервентов.
«Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться», - говорил Ленин осенью 1918 года.
5. В мае 1918 г. ВЦИК издает постановление «О переходе к всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян».
В июле 1918 г – закон был опубликован, в нем говорилось: «лица от 18 до 40 лет мужского пола обязаны проходить военную службу». В течение лета – осени 1918 г в ряды РККА было мобилизовано 300 тыс.ч. В постановлении также говорилось, что лица, недостойные служить в армии по своим нравственным качествам, не допускались в ее ряды (впоследствии издан декрет «об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям»). Для них вводилась альтернативная служба.
Костяком армии были члeны РКП (б). К концу гражданской войны Красная армия насчитывала 5,5 млн. бойцов, из них свыше 700 тысяч, рабочих, 4 млн. крестьян. В нее было призвано около 50 тыс. офицеров и генералов старой армии, 10 тысяч военных чиновников, 40 тыс. врачей и медперсонала в основном старой царской армии. Старые военные специалисты составляли 35% всего комaндного состава Красной армии. К 1 января 1919 г ряды красной армии составляли примерно 165 тысяч бывших царских офицеров и солдат. Привлечение военспецов сопровождалось строгим «классовым» контролем над их деятельностью. А поручено было принимать офицеров старой армии Тухачевскому Михаилу Николаевичу.
Сообщение учащегося. Портрет. Тухачевский Михаил Николаевич, человек исключительных способностей, учась в кадетском корпусе, он собственноручно изготовил скрипку, про него всегда говорили, что у него золотые руки, так как он все всегда предпочитал делать сам. С отличием закончил кадетский корпус и был принят в Александровское военное училище, окончание училища совпало с началом первой мировой войны. Тухачевский был в звании подпоручика лейб – гвардии Семеновского полка. Весной 1918 года был принят на работу в военный отдел Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), в апреле вступил в партию большевиков. Он лично принимал бывших офицеров, его беседы отличались исключительным тактом. Новый комaндарм производил на своих собеседников огромное впечатление, и не одна сотня офицеров, благодаря ему, перешла тогда на сторону Советской власти. Это позволило быстро создать полевое управление 1-й армии, штабы дивизий и бригад, наладить штабную работу.
Учитель: Большое внимание уделялось формированию новых комaндных кадров.
6. В 1917 – 1919 гг помимо краткосрочных курсов и военных школ для подготовки среднего комaндного звена из наиболее отличившихся красноармейцев были открыты высшие военные учебные заведения. Привлечение в армию военных специалистов осуществлялось одновременно с введением должности военных комиссаров, которые должны были контролировать действия комaндира, отвечали за боеспособность и стойкость частей, осуществляли политическое воспитание матросов и красноармейцев.
7. В сентябре 1918 г для общего руководства военными действиями на фронтах был создан Реввоенсовет Республики (РВСР), состоявший из комaндующего фронтом (армией) и двух комиссаров. В его состав вошли Л.Д. Троцкий (председатель), Э.М. Склянский, К.Х Данишевский, П.А. Кобозев, И.И. Вацетис и другие.
Л.Д.Троцкий рассказывает учитель.
Троцкий Л.Д, оставаясь наркомом по военным и морским делам, в должности председателя РВСР очень много сделал для превращения Красной Армии в революционную, регулярную армию. Он активно боролся с так называемой оппозицией, которая сопротивлялась введению воинской повинности и привлечению военных специалистов. Он принимал участие в разработке операций по разгрому Колчака, Деникина, Юденича, белополяков. Он работал в тесном контакте с Лениным, который всецело доверял ему. Троцкий проявил склонности к администрированию и силовому давлению. Члeны РВСР были наделены чрезвычайными полномочиями (вплоть до расстрела изменников и трусов без суда и следствия), выезжали на самые опасные участки фронта.
8.Учитель: 2 сентября 1918 г была учреждена должность Главнокомaндующего Вооруженными силами. Первым главкомом республики стал Вацетис И.И
Выступление учащегося. – портрет на мультимедиа.
Вацетис И.И окончил академию Генерального штаба, и в звании полковника участвовал в первой мировой войне. Со своим полком перешел на сторону Советской власти. Подавлял
9.Учитель: 2 сентября 1918г ВЦИК принял декрет, объявлявший РСФСР единым военным лагерем.
Учитель: самостоятельно изучите документ и ответьте на вопрос, С какой целью принят этот документ?
Ответы учащихся: Республика была в опасности, белые части наступали, нужно было защищать дело революции, власть большевиков.
Учитель: Все верно, республика Советов была в опасности.
10.Для координации действий фронта и тыла в конце ноября 1918 был учрежден Совет рабочей и Крестьянской Обороны.
Учитель: прочитайте документ об образовании Совета Рабочей и Крестьянской Обороны и ответьте на вопрос: Какие функции возлагались на Совет?
Ответы учащихся: мобилизация всех сил и средств в интересах обороны.
Учитель: Он должен был мобилизовать все ресурсы страны на защиту Социалистического Отечества. Совет обороны возглавлял Ленин. Совету обороны подчинялись все наркоматы и РВСР. Дважды в неделю на заседаниях совета обороны рассматривались вопросы о производстве оружия, боеприпасов, снабжении фронта и тыла, распределение людских ресурсов.
Самая большая опасность власти большевиков грозила с востока. Для отпора – сформирован Восточный фронт. Бои на восточном фронте были тяжелыми и кровопролитными.
Большую помощь войскам восточного фронта оказал 10 тысячный партизанский отряд под комaндованием В.К.Блюхера.
Выступление учащегося. Портрет.
Блюхер В.К. был родом из крестьян. Его деда помещик за расторопность и смекалку прозвал Блюхером по имени Прусского фельдмаршала Блюхера. Кличка превратилась в фамилию. Молодой Василий работал на заводе, где сблизился с большевиками. В годы первой мировой войны получил два Ге opгиевских креста, Ге opгиевскую медаль, получил звание унтер офицера. В 1915 г ранен. Затем с отрядом красногвардейцев устанавливал Советскую власть в Челябинске. Организовал отпор атаману Дутову под Оренбургом и был отрезан от основных сил Красной армии. В невероятно трудных условиях Блюхеру удалось провести свой отряд по тылам белых. Блюхер первым был награжден орденом Красного Знамени (так как его переход в течение сорока дней в полторы тысячи километров приравнивали к переходу Суворова через Альпы).
Учитель: Но давайте вернемся назад. Когда одним из первых декретов советсткая власть упразднила все старые звания, чины, сословия упразднила и царскую наградную систему. В первые годы советской власти как таковой системы поощрения в течение года не было, Красные герои довольствовались скромными подарками. Например: «за преданность революции и умелое комaндование батареей красному комaндиру – артиллеристу товарищу Наливайко преподносятся красные шаровары».
У: Вспомним фильм «Офицеры» (где комaндир тоже был награжден красными шароварами)
Награды в виде одежды были часто, еще и потому, что ее просто не хватало. Желанной наградой были часы, личное оружие, или просто благодарность перед строем бойцов.
Первый орден появился в наградной системе советской власти в 1918г. Им стал орден Красного Знамени РСФСР. Орден на мультимедиа. Приложение 1
30 сентября 1918г за №1 орден вручен В.К. Блюхеру (впоследствии за годы гражданской войны получил четыре ордена, и пятый в середине 20 годов за работу в качестве военного советника при революционном правительстве Китая).
Четыре ордена Красного Знамени получили еще три героя Гражданской войны С.С Вострецов, И.Ф. Федько, Я.Ф. Фабрициус. Более тридцати человек награждены этим орденом трижды, а около трехсот человек – дважды. Всего кавалерами ордена Красного Знамени стали около 15 тысяч человек.
В 1924 году был учрежден орден Красного Знамени СССР.
Кроме орденов, появились почетные боевые нагрудные знаки отличия, почетные революционные красные знамена, почетное наградное огнестрельное оружие.
В боях с интервенцией и гражданской войны строилась и формировалась Красная армия, молодые бойцы обучались военному делу, изучали Устав, различные военные дисциплины. И не раз еще испытывали нашу Красную армию захватчики – милитаристы. Суровым испытанием для народа и его вооруженных сил была Отечественная война с фашизмом.
Учитель: Мы рассмотрели историю создания Красной армии. Как вы считаете, какой этап был самым сложным и почему?
Ответы учащихся: наверное, первый, так как время было очень сложное, неопределенное, только что прошла демобилизация царской армии, и тут набор в новую армию Красную, над страной нависла опасность интервенции, укрепление новой власти большевиков, народ был в раздумье, куда идти в белую или красную, что из них лучше.
Учитель: подводит итог.
С полным основанием можно считать, что нынешняя российская армия – прямая наследница боевой славы, опыта, традиций Советских Вооруженных сил и Красной армии. В тоже время – она наследница замечательных традиций и блистательных побед русской армии дореволюционного времени. Она наследница тех, кто прославил себя на льду Чудского озера, Куликовом поле, под Полтавой, и Бородино, в знаменитом Брусиловском прорыве и победах Великой Отечественной войны.
Звучит музыка. Преображенский марш. Музыка «Проводы».
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
18 03 2024 3:46:13
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
17 03 2024 8:45:44
История Красноярского края значима для детей, так как это истории малой Родины, ее изучение расширяет кругозор. Возможности истории для патриотического воспитания безграничны. Истории своего региона содействует формированию нравственной позиции личности, проявлению чувств сопричастности к этносам, населяющих данный край. В статье содержится анализ некоторых проблем, с которыми сталкивается учитель. В статье и в приложениях содержится материал пpaктического хаpaктера. ...
16 03 2024 9:55:46
Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....
15 03 2024 14:56:32
Урок повторяет и закрепляет пройденную тему. Учащиеся совершенствуют навыки умения обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать....
14 03 2024 3:10:17
Урок ставит задачу выяснить в процессе исследования, кем был Петр I – тираном или реформатором. Для выполнения домашнего задания класс был разделен на две группы. Задание для первой группы учащихся: приготовить презентацию, в которой Петр выступает как тиран. Заданием для второй группы было показать императора реформатором. ...
13 03 2024 15:58:45
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
12 03 2024 6:47:41
Урок изучения нового материала с модульной технологией изучает участие ограниченного контингента советских войск в Афганской войне 1979–1989 годов. Цель урока: осмыслить драматические события тех лет, проследить причины, ход и последствия для СССР Афганской войны. Урок воспитывает ответственность за принятые решения и честное исполнение долга....
11 03 2024 6:31:33
Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии. ...
10 03 2024 8:45:27
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
09 03 2024 18:29:46
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
08 03 2024 3:37:47
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
07 03 2024 2:52:33
Урок подводит учащихся к причинам восстания Спартака, поражения; формирует критическое мышление учащихся многоуровневым анализом исторического документа, иллюстративного материала, картографические, хронологические умения и навыки, умения выделять в тексте главное, делать элементарные выводы; воспитывает чувство справедливости, гуманного отношения к людям, интерес к предмету....
06 03 2024 1:21:56
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
05 03 2024 12:25:42
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
04 03 2024 9:24:19
Интегрированный урок литературы и обществоведения знакомит учащихся с творчеством Е.А. Потехиной, расширяет представления учащихся о нравственных понятиях добра и зла. В ходе урока развиваются умения интерпретировать литературное произведение, воспитывается чувство любви, нравственного выбора, доброты. Цель урока: помочь учащимся осознать важность стремления человека к добру и избегания зла....
03 03 2024 20:16:15
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
02 03 2024 1:40:14
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
01 03 2024 0:55:56
Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников. ...
29 02 2024 8:55:33
«Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее», - так считал Ю.А.Ножиков, первый губернатор Иркутской области. Доказать это попытались учащиеся лицея на уроке – проекте, на котором на основе разнообразных источников информации о выдающихся людях «Братской земли», их деятельности в образовании и культуре осмысливалась их роль в истории Братска в начале XIX века....
28 02 2024 13:43:10
Интеpaктивное внеурочное занятие для учащихся 9-11-х классов экономическо-правовой школы "Академия делового успеха". Материалы занятия соотнесены с реальной жизнью, в течение урока учащиеся обобщают, анализируют, переживают конкретный социальный опыт. При выборе уровня сложности заданий учащиеся планируют результат собственной учебной деятельности. ...
27 02 2024 2:43:45
Работа автора относится к развивающим формам обучения, обеспечивающим благоприятные условия для качественного усвоения учебного материала. Большую роль в развитии критического и творческого мышления на уроке имеют систематизация и классификация материала, которому обучаются ребята при составлении схемы "Абсолютизм", умение находить закономерности. Модульное обучение обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами. ...
26 02 2024 15:33:28
Данный урок составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа способствуют высокому темпу работы на уроке. Для целостного восприятия духа восточных цивилизаций используется богатый иллюстрационный материал. Задания для работы в группах способствуют развитию навыков работы с документами....
25 02 2024 13:54:46
Презентация посвящена одной из крупнейших фигур русского просвещения Н.И. Новикову. Она расширяет кругозор учащихся, способствует формированию чувства любви к Родине, к ее людям и историческому прошлому родной земли. Материал урока рекомендуется для учащихся 7–8-х классов....
24 02 2024 4:49:59
«Международные отношения в 30-е годы» - одна из ключевых тем истории XX века, имеющая особое значение в контексте как зарубежной, так и отечественной истории. В ходе урока применяется технология проблемного обучения и технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова. В качестве средства обучения используется электронный образовательный ресурс «Новейшая история зарубежных стран. 9-й класс» 1С....
23 02 2024 15:41:53
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
22 02 2024 16:21:56
На уроке повторяется изученный материал по теме "Древний Восток", систематизируя и выделяя основные блоки. Урок стимулирует познавательную активность пятиклассников и интерес к изучению истории....
21 02 2024 1:42:51
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
20 02 2024 8:42:45
Автор формирует у учащихся представление о политике фашизма в отношении покоренных народов, которых они относили к «низшим расам»....
19 02 2024 5:26:12
Урок разделен на этапы, каждый учитель-предметник отвечает за определенный момент, время для каждого обозначено заранее. После каждого этапа проводится рефлексия. Учитель литературы освещает основные события России XIX века, связав их с литературным процессом и философской мыслью того времени. Учитель МХК рассказывает об основных направлениях русской живописи в России XIX века....
18 02 2024 18:59:22
Хочу предложить игру по обществознанию в виде презентации, которая называется «Общество – не простая сумма индивидов…», по всем разделам курса. Игра позволяет вовлечь в работу всех учеников и является ценным средством воспитания умственной активности детей, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний....
17 02 2024 12:16:50
В статье показана роль краеведения в современном образовательном процессе. Из опыта работы представлена одна из возможностей расширения знаний обучающихся по краеведению, овладения навыками исследовательских изысканий и публичных выступлений. ...
16 02 2024 22:56:15
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок посвящен изучению процесса объединения Древнего Китая при императоре Цинь Шихуане. Используются исторические источники и видеофрагмент, для активизации внимания учащихся и связи изучаемого материала с современностью....
15 02 2024 18:22:42
Представлена разработка урока на повторение, обобщение, систематизацию знаний учащихся по курсу отечественной истории конца XVI–XVIII вв. в форме игры. Учащиеся делятся на комaнды в классе (3 большие комaнды) и мини-комaнды по 2 человека. Им предлагаются задания разного уровня сложности. Всего 8 туров и соответственно 8 групп заданий. Данная форма урока способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию умений работать в больших и малых группах, уважать мнение собеседников....
14 02 2024 6:23:15
Цель урока: сравнить рабовладение в США и крепостное право в России; сформировать знания о предпосылках отмены рабства и крепостного права путем анализа положений реформ, выявить их прогрессивные черты; на анимированной исторической карте отметить государства США и России. Урок проводится в форме исторической игры-путешествия с использованием мультимедиа....
13 02 2024 8:27:28
Представлены хаpaктеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....
12 02 2024 19:24:41
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
11 02 2024 14:26:44
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
10 02 2024 12:56:44
На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....
09 02 2024 23:15:52
Задачи: углубить и систематизировать знания обучающися в области искусства; создать условия для более глубокого усвоения культурного наследия; через деятельностный и активно-познавательный компоненты обеспечить активное участие обучающихся в процессе усвоения новых знаний; уважительное отношение к культурам разных стран и народов, толерантность....
08 02 2024 14:33:56
Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П.Столыпина, охаpaктеризовать политику успокоения....
07 02 2024 1:24:15
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
06 02 2024 15:27:51
Cтатья знакомит с началом новой эпохи, масштабными преобразованиями, затронувшими пpaктически все сферы социальной жизни, преобразованиями, последствия которых продолжают в той или иной мере ощущаться и сегодня, почти три столетия спустя....
05 02 2024 19:58:32
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся. Задачи, поставленные на начальном этапе урока, решаются в самостоятельной работе с различными источниками информации. Иллюстративный материал урока приобщает учеников к культурному наследию Древней Греции....
04 02 2024 5:24:16
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
03 02 2024 12:55:17
Статья посвящена актуальной проблеме возрождения русских усадеб и истории их владельцев. Елизаветино – одна из забытых подмосковных усадеб, владельцами которой были богатейшие аристократы Всеволожские, Сипягины. В краеведческой литературе об усадьбе сведений нет. Материал можно использовать в курсе истории Подмосковья....
02 02 2024 8:53:40
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
01 02 2024 19:28:35
Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей....
31 01 2024 3:30:46
Основная цель - познакомить с историей Олимпийских игр, которые были связывающей нитью для всех эллинов; учить выделять главное, делать выводы, проводить параллель с современностью; развивать логическое мышление, развивать навыки коллективной работы; активировать деятельность ребят. Рефлексия является итогом урока, где дети способны оценить свою работу. ...
30 01 2024 18:35:20
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
29 01 2024 9:40:56
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::