Исследование на уроках истории по теме: "Православные праздники в русской культуре"
Тема урока: Православные праздники в
русской культуре.
(урок-исследование по истории, 7 класс)
Цель урока: Обобщение культурологических знаний учащихся с точки зрения исторической значимости.
Задачи урока:
Образовательная. Связь православных праздников в контексте отечественной культуры.
Развивающая. Развитие памяти, мышления, умения анализировать и строить логические высказывания.
Воспитательная. Воспитание нравственности, патриотизма и русского национального самосознания личности.
Ход урока:
Подготовительная стадия. Весь класс разделен на две группы. Перед каждой группой ставятся задачи, выделяются вопросы, даются творческие задания.
Задачи для групп:
- собрать материал по определенной теме;
- выбрать из материала необходимую информацию;
- обработать информацию;
- выстроить логическую цепочку ответа группы.
Вопросы для группы:
- С каким библейским событием связан православный праздник Рождества Христова?
- Как появился праздник Святой Троицы?
- Каким образом отмечали эти праздники на Руси?
- Что для православного человека значат праздники Рождества Христова и Святой Троицы?
Творческие задания:
- доклады по темам;
- кроссворды;
- загадки по теме;
- видеоряд;
- предметные ассоциации;
- вырази мнение.
Учитель: после принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. И сегодня мы с вами на уроке рассмотрим некоторые православные праздники, а также ответим на вопрос какое они значение имели для каждого православного человека?
В связи с этим весь класс был разделен на 2 группы, каждая группа получила задания. Группа первая собирала и обpaбатывала, готовила творческие задания по празднику Рождества Христова, вторая группа работала над материалами по празднику Святой Троицы. И выбор этих праздников неслучаен. Почему?
Учащиеся: потому что скоро будет праздник Рождества Христова, а праздник Святой Троицы является престольным для нашего храма (церковь Пресвятой Троицы).
Учитель: сначала каждая группа познакомит нас с тем материалом, который был ими собран и тщательно изучен. По ходу выступления докладчика прошу вас ребята необходимую информацию записывать в тетрадки, чтобы вам достаточно легко удавалось справляться с творческими заданиями в ходе нашего урока.
Предоставляется слово докладчикам из первой группы.
Темы докладов: Появление праздника Рождества Христова (муз. фон «Ночь тиха» Р. Шуман)
Как праздновали Рождество Христово на Руси? (муз. фон «Торжествуйте веселитесь»)
(Выступление докладчиков регламентируется по времени и сопровождает музыкальное оформление).
Учащиеся: выступление с докладами по празднику Рождества Христова.
Учитель: поблагодарим первых выступающих и предоставим слово второй группе, которая обpaбатывала материал по празднику Святой Троицы.
Темы докладов: История появления праздника Святой Троицы (муз. фон «Июнь: Баркарола» П. Чайковский)
Как праздновали праздник Святой Троицы на Руси? (муз. фон «Березка» обр. Е. Кузнецова)
Учащиеся: выступление с докладами по празднику Святой Троицы.
Учитель: прекрасные доклады. Видно, что вы старались на совесть обработали материал по заданным темам. Надеюсь, что все сделали себе необходимые пометки в тетрадях из истории этих праздников. Но теперь, преступим к другой части нашего урока не менее интересной, а именно к творческим заданиям.
Итак, каждой комaнде было дано задание составить кроссворд по своей тематике. Другая же комaнда, получив кроссворд должна разгадать его за установленное время. Время на решение кроссвордов для комaнд – 6 минут, за каждый правильный ответ комaнда получает 1 балл, за не правильный ответ 0 баллов. Приступаем.
(На доске каждая комaнда закрепила свой кроссворд и передала вопросы другой комaнде. Для решение кроссворда принимает участие вся комaнда).
Учащиеся: на доске заполняют схему кроссворда и проверяют ответы. Выставляют друг другу баллы.
Учитель: с данным заданием каждая комaнда справилась на должном уровне. Но, продолжим наше интеллектуальное шоу. Также каждая комaнда выискивала достаточно трудные загадки, которые напрямую связаны с праздниками Рождества Христова и Троицы. Всего комaнды загадывают по 5 загадок, за каждый правильный ответ по 1 баллу, за не правильный ответ – 0 баллов.
Учащиеся: попеременно каждая комaнда загадывает загадки. Подводится итог по баллам.
(Учитель за каждое творческое задание выставляет баллы в суммарную сетку, которая расположена на доске).
Учитель: это задание называется видеоряд. Нет, мы с вами не будем смотреть видеофильм. Сейчас каждая комaнда покажет при помощи пантомимы, т. е. мимикой и жестами без слов не большой отрывок из того, как празднуют Рождество Христово и Святую Троицу. Но, чтобы облегчить задание будут даны подсказки. Использую, которые вы сможете отгадать, что же вам показали.
(Ребята показывают по 2 пантомимы от каждой комaнды и дают по 3 варианта ответа, можно показать одну пантомиму два раза, но не больше).
Учащиеся: демонстрируют видеоряд. За правильный ответ – 1 балл, если ответа не было, то 0 баллов. Итоги за пантомиму.
Учитель: все задания постепенно усложняются, поэтому придется комaндам серьезно подумать над следующим заданием. Любой праздник у нас ассоциируется с какими-то предметами. Поэтому ваша задача правильно выбрать предметы, которые связаны с праздником Рождества Христова и Святой Троицы, и объяснить почему.
(Из 5 – 10 предметов учащиеся выбирают те, которые связаны с праздником и объясняя выстраивают ассоциативный ряд).
Учитель: подведем итоги этого задания «предметная ассоциация». Каждая комaнда внимательно слушала докладчиком, поэтому и справилась с такой трудной задачей. А теперь пришло время подвести итоги и обобщить результаты. Спасибо каждой комaнде за то, что проявляли себя достойно.
В конце урока прошу вас письменно ответить на вопрос: что значили для православных христиан церковные праздники Рождества и Троицы? А потом вы выразите свою точку зрения, и мы с вами обменяемся мнениями.
Подведение итогов и выставление оценок.
Урок по теме "Внутреннее положение России в середине XVII века" проводился в 7-м классе. Данная тема одна из наиболее важных и сложных для изучения. Сложность заключается в большом объеме материала и терминов, с которыми необходимо познакомить учащихся. Важно дать хаpaктеристику народных выступлений периода правления Алексея Михайловича и сформировать представление о причинах этих восстаний. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что "соляной бунт" в конечном итоге вызвал принятие нового свода законов - Уложения 1649 г. Важно подчеркнуть поведение царя в 1648 г., когда он пpaктически не сопротивлялся требованиям восставших, и указать, как изменилась политика царя в период "медного" бунта....
08 12 2023 10:15:23
Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....
07 12 2023 20:50:29
Урок разработан с целью изучения понятий, основ Конституции РФ, прав и свобод человека. На уроке предполагается решение следующих задач: определение, что такое Конституция, основная цель создания Конституции, ее задачи в правовом государстве....
06 12 2023 5:31:24
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны.
...
05 12 2023 22:38:53
Праздник, посвященный Дню народного единства, проводится в учебном заведении в рамках
реализации гражданско-патриотического направления в воспитательной деятельности.
Материалы к проведению праздника самостоятельно готовят студенты....
04 12 2023 23:19:56
Урок формирует у учащихся знания об основных периодах политической истории Казанского ханства и знакомит с населением ханства....
03 12 2023 9:51:27
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
02 12 2023 1:47:34
Урок помогает обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы; всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Н.С. Хрущева, его роль в мировой истории; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации и собственного мнения.
...
01 12 2023 1:47:16
Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности....
30 11 2023 0:18:31
Урок-путешествие проводится в 6-м классе как урок обобщения материала и помогает ребятам окунуться в эпоху Средневековья. Различные задания и формы работы дают возможность не только вспомнить пройденный материал, но и повысить интерес к истории Средневековья.
...
29 11 2023 16:56:35
Урок направлен на углубление, расширение знаний учащихся, на удовлетворение интереса школьников к сложному, противоречивому вопросу о формировании "культа личности" И.В. Сталина, его репрессивной политики. Урок проводится в форме экскурсии в историко-краеведческий музей "Вятлаг". Это четвертый урок по теме "СССР в 30–50-е годы" в 9-м классе....
28 11 2023 19:54:23
Урок разработан в рамках проведения антикоррупционного воспитания в граждановедение (школе) по формированию негативного отношения к проявлениям коррупционного поведения в обществе, повышения уровня правовой грамотности и воспитание гражданской ответственности у обучающихся....
27 11 2023 16:31:25
Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охаpaктеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение.
...
26 11 2023 13:33:32
В результате победы восстания 26 октября вся власть в Петрограде перешла к Петроградскому военно-революционному комитету (хотя Петроградская дума продолжала функционировать). На II Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов был продекларирован переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а 27 октября было сформировано новое правительство России — Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным....
25 11 2023 2:54:45
Данная разработка может быть использована на уроках истории, уроках мировой художественной культуры, как внеклассное мероприятие....
24 11 2023 12:58:37
Урок в форме игры подводит учащихся к пониманию причин реформ Солона, показывает положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения, к пониманию исторического значения реформ Солона, основных понятий: "демократия", "реформы", "народное собрание"....
23 11 2023 4:25:29
В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....
22 11 2023 10:27:21
Данный урок является продолжением целой серии подобных уроков в 8-м классе по общей проблеме «Социальная сфера». Здесь мы продолжаем знакомство с понятиями социальной сферы и учимся добывать знания самостоятельно. Цель урока носит реальный хаpaктер и является достижимой. Она включает в себя комплекс развивающих компонентов, которые формируют аналитические способности, творческое мышление, а также умения применять личные знания для достижения знаний на уроке....
21 11 2023 4:38:20
Данный урок является вводным в теме "Великая Отечественная война". Это урок-образ: он должен дать опережающее целостное символическое начало всей темы и способствовать осознанному восприятию учащимися учебного материала. На уроке применяются принципы личностно-ориентированного обучения и групповая работа. Также используется музыкальное сопровождение для создания атмосферы и настроя на будущее изучение темы.
...
20 11 2023 17:18:24
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
19 11 2023 13:35:20
Данный спецкурс охватывает очень обширный период отечественной истории - с 1700 по 1917 год, от петровских реформ и становления Российской империи до ее краха в 1917 году. В рамках спецкурса предполагается рассмотреть лишь одну из сторон данного исторического этапа - становление, развитие и крах российской армии, ее славные победы и трагические поражения.
...
18 11 2023 12:41:25
Актуальность данной игры обусловлена 150-летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. В представленном устном журнале и игре актуализируются знаний обучающихся по теме "Жизнь и быт российского крестьянства". Игра проводится с обучающимися 5–8-х классов, которые еще не изучали по истории тему "Падение крепостного права в России"....
17 11 2023 22:42:44
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
16 11 2023 23:17:26
Урок посвящен Высокогорскому району в годы Великой Отечественной войны, его вкладу в Победу над фашистской Германией. ЗадачиЦель урока: привести примеры мужества и героизма советских воинов, тружеников тыла – наших земляков; развивать поисково-исследовательские умения учащихся....
15 11 2023 17:18:21
Этот диспут проводился на неделе истории в 11-12-х классах. Заранее были предложены программа, учебная и художественная литература по теме. В группах участвуют только желающие (10–16 чел.), а остальные могут выступать в роле зрителей. Учитель выступает в роли ведущего. Этот диспут можно использовать и на обобщающем уроке по теме "Российская империя в XVIII веке"....
14 11 2023 3:23:36
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
13 11 2023 18:33:45
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
12 11 2023 2:55:32
Образовательная цель урока: сделать выводы о причинах поражения белого движения в России.Урок включает: оценку эмоционального состояния учащихся, поиск ответов на проблемные задания, работу с дополнительной литературой и источниками, работу по карте, сообщения учащихся на уроке и др. Разнообразие вносит работа в группах, работа с тестом (самопроверка знаний учащимися), учащиеся делают самостоятельно выводы, проводят взаимопроверку, отбирают материал для выступления.
...
11 11 2023 18:57:30
При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....
10 11 2023 3:36:49
Цели урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI–XIII вв., проследить каким образом шло возникновение городов, рост власти католической церкви....
09 11 2023 16:33:49
Цель урока – обеспечение качества усвоения знаний по истории и обществознанию; развитие общеучебных умений и навыков; содействие развитию ИКТ-компетентности; организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности....
08 11 2023 19:37:57
Цель урока – это обобщение и систематизация материала по теме «Образование Российской империи», а также формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ Петра I. Игровая форма работы позволяет учащимся включиться в коллективную деятельность и общение при обсуждении вопросов, формировании комaнд, также она способствует развитию самореализации и самовыражения личности....
07 11 2023 3:15:21
Рабочая программа по истории для 10—11-х классов разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. Мониторинг уровня подготовки обучающихся дополнен инструментарием, который может быть использован учителем для отслеживания индивидуального развития учащихся. В организации проектной деятельности используется информационно-методическая карта....
06 11 2023 14:28:47
Урок является частью курса "Обществознание" для 9-го и 11-го классов. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии.
...
05 11 2023 21:26:33
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
04 11 2023 13:13:50
Урок истории для 11-го класса по УМК Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В. На уроке рассматриваются альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина и выделяются причины победы Н.С. Хрущева, выявляется значение XX съезда партии. Урок способствует развитию умения излагать оценку исторических личностей....
03 11 2023 17:39:17
При подготовке к уроку класс был разбит на 3 группы, и каждой из них были даны следующие задания:
1. Взять интервью у ветеранов ВОВ (какие есть награды и рассказ о них);
2. Собрать информацию о наградах своих родственников – очевидцев событий;
3. Собрать информацию у родственников о наградах, полученных в тылу.
Результаты работы групп были представлены на уроке. В ходе урока ученики работали с исторической картой и документами. Данный урок формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к свой малой Родине, ко всей Отчизне. ...
02 11 2023 1:14:25
На уроке по типу исторического марафона мною используются задания различных видов: разгадать филворд, головоломку; соотнести названия журналов и их редакторов; найти слово; вставить пропущенное слово; вспомнить даты. Задания разработаны для нескольких групп.
...
01 11 2023 13:37:18
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
31 10 2023 17:41:48
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
30 10 2023 9:18:34
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
29 10 2023 10:48:22
Сценарий игры построен на основе известной телевикторины «Своя игра». Возможность выбора посильного задания создаёт на уроке «ситуацию успеха» для каждого пятиклассника.
...
28 10 2023 17:23:13
Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....
27 10 2023 4:30:32
Урок проходит в форме "круглого стола" (семинара). В основу семинарского занятия преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям. Данный метод способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: готовность к разрешению проблем; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию....
26 10 2023 1:42:27
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
25 10 2023 2:24:27
Сборник содержит набор инструкций и заданий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника и источниками на уроках истории и обществознания. Материалы сборника можно использовать для работы на разных ступенях обучения....
24 10 2023 15:21:59
В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....
23 10 2023 2:13:35
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
22 10 2023 7:46:34
Урок с применением ИКТ для развития познавательных интересов учащихся через увлекательное виртуальное путешествие в Древнюю Грецию, воспитания любознательности, эмпатии, эмоционально–ценностного отношения к Древней Греции.
Урок запланирован в форме виртуального путешествия с использованием презентации.
...
21 10 2023 23:25:24
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников.
...
20 10 2023 17:37:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::