Исследование на уроках истории по теме: "Православные праздники в русской культуре"
Тема урока: Православные праздники в
русской культуре.
(урок-исследование по истории, 7 класс)
Цель урока: Обобщение культурологических знаний учащихся с точки зрения исторической значимости.
Задачи урока:
Образовательная. Связь православных праздников в контексте отечественной культуры.
Развивающая. Развитие памяти, мышления, умения анализировать и строить логические высказывания.
Воспитательная. Воспитание нравственности, патриотизма и русского национального самосознания личности.
Ход урока:
Подготовительная стадия. Весь класс разделен на две группы. Перед каждой группой ставятся задачи, выделяются вопросы, даются творческие задания.
Задачи для групп:
- собрать материал по определенной теме;
- выбрать из материала необходимую информацию;
- обработать информацию;
- выстроить логическую цепочку ответа группы.
Вопросы для группы:
- С каким библейским событием связан православный праздник Рождества Христова?
- Как появился праздник Святой Троицы?
- Каким образом отмечали эти праздники на Руси?
- Что для православного человека значат праздники Рождества Христова и Святой Троицы?
Творческие задания:
- доклады по темам;
- кроссворды;
- загадки по теме;
- видеоряд;
- предметные ассоциации;
- вырази мнение.
Учитель: после принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. И сегодня мы с вами на уроке рассмотрим некоторые православные праздники, а также ответим на вопрос какое они значение имели для каждого православного человека?
В связи с этим весь класс был разделен на 2 группы, каждая группа получила задания. Группа первая собирала и обpaбатывала, готовила творческие задания по празднику Рождества Христова, вторая группа работала над материалами по празднику Святой Троицы. И выбор этих праздников неслучаен. Почему?
Учащиеся: потому что скоро будет праздник Рождества Христова, а праздник Святой Троицы является престольным для нашего храма (церковь Пресвятой Троицы).
Учитель: сначала каждая группа познакомит нас с тем материалом, который был ими собран и тщательно изучен. По ходу выступления докладчика прошу вас ребята необходимую информацию записывать в тетрадки, чтобы вам достаточно легко удавалось справляться с творческими заданиями в ходе нашего урока.
Предоставляется слово докладчикам из первой группы.
Темы докладов: Появление праздника Рождества Христова (муз. фон «Ночь тиха» Р. Шуман)
Как праздновали Рождество Христово на Руси? (муз. фон «Торжествуйте веселитесь»)
(Выступление докладчиков регламентируется по времени и сопровождает музыкальное оформление).
Учащиеся: выступление с докладами по празднику Рождества Христова.
Учитель: поблагодарим первых выступающих и предоставим слово второй группе, которая обpaбатывала материал по празднику Святой Троицы.
Темы докладов: История появления праздника Святой Троицы (муз. фон «Июнь: Баркарола» П. Чайковский)
Как праздновали праздник Святой Троицы на Руси? (муз. фон «Березка» обр. Е. Кузнецова)
Учащиеся: выступление с докладами по празднику Святой Троицы.
Учитель: прекрасные доклады. Видно, что вы старались на совесть обработали материал по заданным темам. Надеюсь, что все сделали себе необходимые пометки в тетрадях из истории этих праздников. Но теперь, преступим к другой части нашего урока не менее интересной, а именно к творческим заданиям.
Итак, каждой комaнде было дано задание составить кроссворд по своей тематике. Другая же комaнда, получив кроссворд должна разгадать его за установленное время. Время на решение кроссвордов для комaнд – 6 минут, за каждый правильный ответ комaнда получает 1 балл, за не правильный ответ 0 баллов. Приступаем.
(На доске каждая комaнда закрепила свой кроссворд и передала вопросы другой комaнде. Для решение кроссворда принимает участие вся комaнда).
Учащиеся: на доске заполняют схему кроссворда и проверяют ответы. Выставляют друг другу баллы.
Учитель: с данным заданием каждая комaнда справилась на должном уровне. Но, продолжим наше интеллектуальное шоу. Также каждая комaнда выискивала достаточно трудные загадки, которые напрямую связаны с праздниками Рождества Христова и Троицы. Всего комaнды загадывают по 5 загадок, за каждый правильный ответ по 1 баллу, за не правильный ответ – 0 баллов.
Учащиеся: попеременно каждая комaнда загадывает загадки. Подводится итог по баллам.
(Учитель за каждое творческое задание выставляет баллы в суммарную сетку, которая расположена на доске).
Учитель: это задание называется видеоряд. Нет, мы с вами не будем смотреть видеофильм. Сейчас каждая комaнда покажет при помощи пантомимы, т. е. мимикой и жестами без слов не большой отрывок из того, как празднуют Рождество Христово и Святую Троицу. Но, чтобы облегчить задание будут даны подсказки. Использую, которые вы сможете отгадать, что же вам показали.
(Ребята показывают по 2 пантомимы от каждой комaнды и дают по 3 варианта ответа, можно показать одну пантомиму два раза, но не больше).
Учащиеся: демонстрируют видеоряд. За правильный ответ – 1 балл, если ответа не было, то 0 баллов. Итоги за пантомиму.
Учитель: все задания постепенно усложняются, поэтому придется комaндам серьезно подумать над следующим заданием. Любой праздник у нас ассоциируется с какими-то предметами. Поэтому ваша задача правильно выбрать предметы, которые связаны с праздником Рождества Христова и Святой Троицы, и объяснить почему.
(Из 5 – 10 предметов учащиеся выбирают те, которые связаны с праздником и объясняя выстраивают ассоциативный ряд).
Учитель: подведем итоги этого задания «предметная ассоциация». Каждая комaнда внимательно слушала докладчиком, поэтому и справилась с такой трудной задачей. А теперь пришло время подвести итоги и обобщить результаты. Спасибо каждой комaнде за то, что проявляли себя достойно.
В конце урока прошу вас письменно ответить на вопрос: что значили для православных христиан церковные праздники Рождества и Троицы? А потом вы выразите свою точку зрения, и мы с вами обменяемся мнениями.
Подведение итогов и выставление оценок.
В статье анализируется роль презентаций в преподавании нового предмета ОРКСЭ. Автор рассказывает о эмоционального эстетическом восприятии презентации учащимися: о значении таких важных составляющих, как цвет изображения и текста, фон слайдов, их переходы, анимация отдельных элементов видеоряда и звуковое сопровождение. Урок сопровождается презентацией....
18 03 2024 19:26:17
Применение на уроках технологии ЛСМ В.Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами ЛСМ, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....
17 03 2024 12:18:58
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
16 03 2024 11:36:36
Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное процесс, избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах....
15 03 2024 5:30:53
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
14 03 2024 12:12:26
Предлагаемая программа построена по принципу концентрических кругов: в центре - личность, её "я", затем (условно) круги "Основы административного права в России". Далее рассматривается более широкий круг "Основы уголовного права в России". Во время выполнения программы соблюдается важный методический принцип — диалогизм сообщения учащимся материала по соответствующим темам. Реализация этого принципа позволяет без идеологического нажима способствовать развитию демократического мировоззрения школьников, обеспечить им возможность максимальной самостоятельности в определении собственной гражданской позиции. То, что этот принцип является ведущим в программе, обусловливает уважение к точке зрения, позиции любого участника занятий по программе (курсу). ...
13 03 2024 6:59:13
Автор знакомит учащихся с определениями причин Первой мировой войны, определением целей стран-участниц, хаpaктеристикой основных военных действий, анализом влияния войны на положение российского общества. Урок проводится в виде исследования на основе групповой работы и рассчитан на два часа....
12 03 2024 17:53:46
Цели урока: расширить кругозор учащихся, составить представления о значении отмены крепостного права в России, и последствий данного события для дворянства и крестьянства; развить навыки работы с историческими документами, источниками; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное....
11 03 2024 0:26:21
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
10 03 2024 22:13:53
Ученики из России знакомят английских студентов с тем, как осваивались кубанские земли, какие традиции и обычаи принесли и сохранили до сегодняшних дней переселившиеся и укоренившиеся на благодатной кубанской земле казаки. Урок сопровождается наглядными пособиями, музыкальным оформлением и мультимедийной презентацией....
09 03 2024 2:12:43
Историческая викторина «Мир в начале нового времени» — это внеклассное мероприятие по истории для 7-х классов. Материал викторины охватывает события от начала Великих географических открытий до начала Реформации в Европе, поэтому его можно использовать и на уроке в ходе повторения пройденного материала. Историческая викторина повышает мотивацию к изучению истории, развивает любознательность, стремление к самоутверждению, позволяет обобщить и закрепить представления об эпохе Возрождения....
08 03 2024 3:58:24
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
07 03 2024 3:37:56
Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....
06 03 2024 19:41:25
Цель урока - расширить знания учащихся о жизни и быте прошлых поколений на примере русского жилища. Особенности постройки дома, история его частей и предметов, бытующих суеверий вызывает искренний интерес учащихся к теме, помогает им постичь народную мудрость. Урок способствует развитию навыков логического мышления, интереса к предмету, традициям и обычаям предков. Материалы урока можно использовать во внеклассной работе по предмету....
05 03 2024 23:25:28
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
04 03 2024 22:28:18
Цель урока: обобщить знания о средневековых европейских городах, полученных на предыдущих уроках....
03 03 2024 10:25:52
В методической разработке представлен повторительно-обобщающий урок в 7-м классе. Урок направлен на отработку умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями; используются разнообразные формы и методы проверки знаний учащихся. Различные формы работы обеспечивают хороший ритм урока, активность учащихся в течение всего занятия. Каждый учащийся имеет возможность проверить свои знания по данной теме и проявить творческие способности. Урок направлен на развитие понимания и осознания зависимости самостоятельной деятельности учащихся и возможности роста....
02 03 2024 7:16:51
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
01 03 2024 4:18:48
Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Учащиеся должны сами разобрать ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выяснить, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как страна готовилась к войне. ...
29 02 2024 23:11:34
Мероприятие посвященное жителям Омска в годы Великой Отечественной войны – солдатам, труженикам тыла и детям....
28 02 2024 9:39:45
Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса "Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы "Права человека и гражданина"....
27 02 2024 20:58:26
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
26 02 2024 2:30:16
Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения истории родного края в процессе изучения истории Отечества через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения. Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа....
25 02 2024 15:54:49
На примере изучения темы "Гражданская война на Кубани и Черноморье" показан принцип полиперспективности в преподавании региональной истории. Формирует собственное представление об этом сложном периоде отечественной истории. Особое внимание уделяется преодолению стереотипа оценки Гражданской войны только с точки зрения победителей....
24 02 2024 12:28:40
Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера. ...
23 02 2024 4:25:33
Урок обществознания может быть использован в 10‒11-х классах на уроках правоведения или обществознания. Содержит информационный материал, который закрепляется через дискуссию по вопросам....
22 02 2024 5:34:56
Игру можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе по истории. Она неизменно вызывает интерес, помогает поддерживать высокий познавательный уровень. При проведении занятия можно использовать как компьютерные технологии (презентацию), так и обычную доску, разлиновав её по турам, а вопросы зачитывать...
21 02 2024 16:21:17
Избирательные технологии принято считать явлением, которое зародилось в недалеком прошлом. Действительно, этот термин сравнительно недавнего происхождения. Но само явление столь же древнее, сколь и выборы. В связи с этим интересно проанализировать те приемы и методы, которые использовали на протяжении всей истории России в ходе предвыборной борьбы. Данный курс поможет выявить готовность учащихся к усвоению истории, обществознания на профильном уровне. ...
20 02 2024 22:38:43
Рассмотрены причины, хаpaктер, движущие силы Февральской революции. Обозначена деятельность Временного правительства. Определены суть и причины двоевластия....
19 02 2024 10:45:15
Комбинированный урок по истории России "Внешняя политика" для 9-го класса позволяет рассмотреть внешнюю политику СССР в ХХ в. как единый исторический процесс, проследить основные тенденции в ее развитии. Урок позволяет развивать умение работы с учебником, работать со схемами, заполнять таблицу, делать выводы. Урок воспитывает чувство ответственности за свою Родину и свой политический выбор....
18 02 2024 19:34:57
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
17 02 2024 16:25:37
Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....
16 02 2024 9:39:24
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
15 02 2024 17:34:54
Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию. ...
14 02 2024 9:35:30
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
13 02 2024 15:32:13
Урок формирует знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи -Чингисхане; сражениях Руси с монголами в XIII веке. ...
12 02 2024 3:25:46
Урок обществознания построен в виде пpaктической работы с подобранными учителем Интернет-ресурсами. Учит самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме, развивает умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и Интернет-ресурсами....
11 02 2024 8:49:32
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
10 02 2024 19:10:33
Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел «Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России....
09 02 2024 17:32:53
Первая половина XIX века - один из наиболее интересных и сложных периодов истории России. Задача урока - в игровой форме проверить знания учеников по теме, осмыслить значение роли личности в истории, помочь разобраться в сложных вопросах, заинтересовать и пробудить в них стремление к дальнейшему изучению истории. ...
08 02 2024 6:11:20
Урок-обобщение по разделу «Средневековое общество» проводится в форме этапной игры. В ходе урока дети обобщают и систематизируют знания о жизни средневекового общества, повторяют основные понятия и термины, а также работают с текстом средневековой поэмы....
07 02 2024 8:43:20
Цель урока: усвоение знаний по теме "Внешняя политика России. Русско-японская война"; развивать умение работать с исторической картой, анализировать, делать выводы....
06 02 2024 5:50:28
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
05 02 2024 15:58:15
Предлагаемая тема может быть использована при изучении развития истории региона в Новейшее время, тематического блока "Участие белгородцев в Великой Отечественной войне", в качестве внеклассного мероприятия, посвященного знаменательным датам отечественной истории, связанным с Великой Отечественной войной, Курской битвой. ...
04 02 2024 17:35:58
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
03 02 2024 21:59:35
При изучении материала урока используется информационно-коммуникационная технология (мультимедийная презентация выполненной в PowerPoint, мультимедийный учебник "История России"), технология развивающего обучения. Через контроль выполнения внеаудиторной работы достигается развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом, развивается познавательный интерес к предмету, формируется гражданская позиция....
02 02 2024 8:40:22
The main thing today is to summarize the whole information you have found in our home reading book "Great Britain", in the Net, in different libraries, watched the film. During our lesson we'll speak English because we are going to speak about people who ruled England from 11 till 17 centuries. So the topic of our lesson is The Great people of Great Britain. William the Conqueror, Henry VII and Henry VIII, Bloody Mary, Elizabeth and others....
01 02 2024 8:32:42
Представлен комбинированный урок «открытых мыслей». Главное в нем умение рассуждать и доказывать свои мысли. Учащийся не должен бояться ошибок, а увидеть их и исправить....
31 01 2024 18:54:20
Урок в форме викторины углубляет и проверяет знания и эрудицию учащихся по истории, мифологии и культуре Древней Греции. ...
30 01 2024 10:13:11
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
29 01 2024 3:47:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::