О введении регионально-национального компонента в содержание исторического образования (из опыта работы)
Региональный компонент содержания образования стал объектом сравнительно недавно. Термин “региональный компонент” используется в различных, не противоречащих, а взаимно дополняющих друг друга смыслах. Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного учебного плана, включающих материалы о регионе. Применительно к истории, встаёт проблема создания особого интегративного краеведческого предмета. Например, это могут быть курсы: “История Сибири”, “Ненцы Ямала”, “История освоения Севера”, “История Ямала” и др.
Региональная история является важным средством формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания и чувства дружбы народов. Историческое прошлое нашего края очень самобытно и насчитывает много славных страниц. На Тюменском Севере сегодня живут люди разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, молдаване, кавказские народы. Они добывают из недр нефть и газ для всей России, развивают и строят города: Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Губкинский. Самый молодой город России находится тоже на Ямале – это Губкинский, у которого ещё юный возраст – 20 лет (основан 22 апреля 1986 года). Рядом с населёнными пунктами нефтяников и газовиков есть поселения коренных малочисленных народов Севера, которые продолжают заниматься традиционными видами хозяйственной деятельности: охотой, рыболовством, оленеводством. Ханты, манси, селькупы и ненцы с древних времён живут на Тюменском Севере. На протяжении веков у них сложился определённый уклад жизни, они очень тонко приспособились к экстремальным условиям выживания в суровом краю.
Программы курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях РФ в соответствии с рекомендациями Министерства Образования предусматривают выделение 10-15 % учебного времени на региональный компонент содержания образования. При этом можно применять различные варианты его планирования:
- I. Вариант – равномерно распределить содержание регионального компонента на уроках, что позволит систематически обращаться к местному материалу.
- II. Вариант – выделить специальные уроки для изучения регионального компонента (местного материала).
- III. Вариант – смешанный вариант, предполагающий использовать региональный материал на уроках истории России
В своей пpaктике я применяю III-смешанный вариант планирования изучения регионального компонента, который по моему мнению является наиболее эффективным в преподавании истории.
Цели и задачи региональной истории:
- повышение интереса к истории вообще и истории региона (Западная Сибирь) в частности;
- усиление самостоятельности и творческого начала в работе с учащимися;
- формирование умений свободно формулировать и излагать свои мысли, прежде всего, в виде различных сообщений, рефератов;
- создание коллектива единомышленников, имеющих общие интересы; коллектива способного решать серьёзные проблемы, в том числе и научно-исследовательского хаpaктера;
- формировать гражданина не на абстpaктных идеалах, а на примерах из жизни родителей, горожан, на участниках ярких событий из истории своей малой Родины;
- воспитание патриотизма, чувства хозяина, бережливого отношения к природе и памятникам старины;
В календарно-тематическое планирование по истории России в 9-м классе включены следующие темы по регионально-национальному компоненту. См.: таблицу.
№ п/п | Название темы и урока | Кол-во час. | Дата проведения | Примечания |
10 | Наш край в начале ХХ века | 1 | ||
22 | Наш край в годы Гражданской войны | 1 | ||
31 | Политические репрессии в СССР. Репрессированные в нашем крае. |
1 | ||
37 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | 1 | ||
38 | Образование Тюменской области (14 августа 1944 года) | 1 | ||
44 | Тюменская область и ЯНАО в первые послевоенные годы | 1 | ||
48 | Тюменская область и ЯНАО в 1953–1964 гг. | 1 | ||
53 | Тюменская область и ЯНАО в 60–80-х гг. | 1 | ||
58 | Тюменская область и ЯНАО в 1985-1991 гг. | 1 |
Методические проблемы изучения региональной истории вытекают из особенностей расположения нашего региона: удалённость г. Губкинский и в целом ЯНАО от центров (Салехарда, Тюмени, Москвы). Поэтому недостаточная база источников, мало специальной справочной литературы, нет доступа к архивам; нет в городе объединения сторонников краеведческой работы, а также давно не было курсов по проблемам преподавания регионального компонента при ИПКРО ЯНАО. Учителя и ученики недостаточно обеспечены комплектами пособий по истории с учётом региональной истории, создаваемых на основе государственных стандартов по предмету; отсутствует современный учебник и пособия по историческому краеведению, в котором нуждаются школьные учителя и все любители краеведческих изысканий.
В своей работе, руководствуясь принципом толерантности, стремлюсь к достижению сотрудничества, пониманию культуры своего собственного народа для интеграции с другими культурами. Региональная история призвана формировать в умах учащихся идеалы многообразия культур, воспитание в духе мира, терпимости.
Результативность моего опыта
Руковожу написанием работ учащимися для участия в городских, окружных и всероссийских научно-пpaктических конференциях старшеклассников.
На городские конференции были представлены следующие работы:
1) “Страницы истории Ямала”. Автор Дробнич Лилия 9 кл. 1998 год;
2) “Декабристы в Сибири и в Тюменской области”. Автор Топтунова Анна 9кл. 2000год;
3) “Ненцы: от язычества к христианству”. Автор Семенюк Светлана 11 кл. 2000 год;
2003-2004 уч. г.
IX городская научно-пpaктическая конференция школьников
4) “Путеводитель по городу Губкинскому”. Секция Краеведение. Грамота Управления образования. Авторы: Дейнеко Екатерина 10 кл., Емельянов Роман 10 кл., Сарафанов Владимир 10 кл., Бapaнов Дмитрий 10 кл., Свиридова Юлия 10 кл.
5) “Ложь в жизни людей”. Секция Истории и обществознания. Грамота Управления образования. Авторы: Попова Инна 10 кл., Лахман Елена 10 кл.
2004-2005 уч. г.
X городская научно-пpaктическая конференция школьников
6) Гербы городов Западной Сибири”. Секциия “География, экономика” 1 место. Авторы: Шумов Денис 11 кл., Мартынюк Виталий 11 кл., Сабаева Виктория 11 кл.
“Роль мышления в исследовании право- и левополушарных людей”. Секция “Психология, социология” 1 место. Автор работы: Попова Инна 11 кл.
“Преступность и несовершеннолетние”. Секция “История и обществознание”. 2 место. Авторы: Аксенович Дмитрий 11кл., Малюхин Александр 11 кл.
“Города Западной Сибири (историко-сравнительные параллели)”. Секция “География, экономика” 3 место. Авторы работы: Чалый Руслан 11 кл., Леготин Артём 11 кл., Собко Сергeй 11 кл.
Эвтаназия: “За” или “Против”? Секция “История и обществознание”. Автор работы Бapaнов Дмитрий 11 кл.
2005-2006 уч. г.
XI городская научно-пpaктическая конференция школьников
“Моя родословная”. Секция “Краеведение” 1 место. Автор работы Багрий Юлия 9 кл.
“Мой город Губкинский” Секция “Краеведение” 3 место. Авторы работы: Артамонов Виталий 10 кл., Мухин Станислав 10 кл., Деревщикова Дарья 10 кл., Копко Виктория 10 кл.
“Наркомания: социально-психологические, криминологические, уголовно-правовые аспекты”. Секция “История и обществознание” 3 место. Автор работы Шангареев Руслан 10 кл.
IV Окружная научно–исследовательская конференция учащихся и студентов “Ступень в будущее”.
“Путеводитель по городу Губкинскому”. Секция “История, этнология и этнография Ямала” Диплом участника. Автор Артамонов Виталий 10 кл.
“Гербы городов Западной Сибири”. Секция “История, этнология и этнография Ямала Диплом участника. Автор Дронов Александр 10 кл.
2006-2007 уч.г.
2. Всероссийский открытый заочный конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности. “ЮНЭКО-2006”.Удостоены звания лауреатов: Багрий Юлия 10 кл., автор работы “Моя родословная”; Дронов Александр 11 кл., автор работы “Гербы городов Западной Сибири”.
3. Восьмой Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников “Человек в истории. Россия – XX век”. Направление исследования - История семьи. Отправлена работа “Моя родословная”. Автор работы Багрий Юлия 10 кл.
Мною подготовлена авторская учебно-методическая разработка “Западная Сибирь-Ямал-Губкинский” к курсу История с введением регионально-национального компонента с приложением разработанных уроков и мероприятий. Данная разработка была представлена в 2004 году на II-й городской конкурс “Фестиваль педагогических иноваций”, на котором я была отмечена грамотой управления образования и получила звание лауреата городского конкурса.
Выступала на заседаниях школьного и городского МО учителей истории и школьных педагогических советах с информацией о введении регионального компонента в содержание исторического образования.
- “Методические проблемы изучения истории края. Значение краеведческого подхода в обучении истории” в 2000 году.
- “Преподавание регионального компонента в условиях модернизации системы образования” в 2003 году.
- “Роль личности воспитателя в воспитании толерантности” в 2004 году.
- “О введении регионально-национального компонента в содержание исторического образования” в 2005 году.
- “Как сдать ЕГЭ по истории?” в 2006 году.
Разработала сценарий “Вечер памяти жертв политических репрессий”, и провела его в рамках городского мероприятия 30 октября 2003 года. Сценарий этого мероприятия был опубликован в научно-методическом журнале “Классный руководитель” №6 2005 г.
Мой опыт “О введении регионально-национального компонента в содержание исторического образования” был опубликован в материалах 9-х краеведческих чтений “Мира не узнаешь, не зная края своего” города Нижневартовска в 2005 году.
На страницах газеты “Сибирский труженник” Седельниковского района Омской области (№36 от 16 сентября 2005 года) опубликовали мою статью “В НОВЫХ КРАСКАХ увидела в этом году Седельниково наша гостья из Ямала”, после пребывания на празднике 220-летия села.
Осуществляю подготовку учащихся для участия в городских и окружных предметных олимпиадах:
- 2003-2004 уч. г. Павленко Евгений (10 класса) занял III место на городской олимпиаде по истории, а затем участвовал в окружной олимпиаде, так как у него был лучший результат.
- 2005-2006 уч. г. Кизеева Ольга (10 класс) заняла II место по обществознанию, а затем участвовала в окружной олимпиаде, так как у неё был лучший результат.
Мои ученики принимали участие во Всероссийской Олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности.
В 2005 году выпускник 11 кл. Аксенович Дмитрий за работу “Преступность и несовершеннолетние” награждён Дипломом за участие в Олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности в рамках проведения Первого Всероссийскрго детско-юношеского фестиваля “Надежда России”.
В 2006 году выпускник 11 кл. Шангареев Руслан отмечен благодарностью и награждён ценным подарком Департамента ЯНАО по наркоконтролю за работу “Наркомания: социально – психологические, криминологические, уголовно - правовые аспекты”, которую представил для участия во Второй Всероссийской Олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности.
Я принимала участие в Фестивале педагогических идей “Открытый урок”: 2004-2005 разработка урока “Политические репрессии в СССР в 30–40-е гг.”.
Разработка урока “Декабристы в Сибири”.
Я как научный руководитель принимала участие в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” 2005-2006 учебного года:
1) “Гербы городов Западной Сибири”. Авторы работы: Шумов Денис 11 кл., Сабаева Виктория 11 кл., Мартынюк Виталий 11 кл.
2) “Роль мышления в исследовании право- и левополушарных людей”. Автор работы Попова Инна 11 кл.
Применяю различные формы работы: лекции, беседы с учащимися, опережающие задания по дополнительной литературе. Для контроля ЗУН учащихся разработала тесты и кроссворды по отдельным темам. (Приложения 1, 2, 3, 6)
Совместно с учителем географии проводим предметные Недели по истории, географии и краеведению. В пpaктику проведения предметных Недель включаем: встречи с представителями коренных народов Севера, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, выпуск тематических стенных газет, проведение интеллектуальных краеведческих игр, проведение тематических вечеров, внеклассных мероприятий, классных часов (Приложения 4, 5)
Совместно с учителем географии разработали интеллектуальные краеведческие игры:
- Игра-путешествие по страницам Истории и Географии.
- Поле чудес по теме: “Ненцы Ямала”.
- Счастливый случай по теме: “Люби и знай свой край”.
- Туристско-краеведческая эстафета на местности.
- Туристско-краеведческая игра в спортзале.
Стараемся использовать каникулярное время для экскурсий по городам России. Уже стали традиционными экскурсионные поездки с учащимися в Тобольск, Москву, Петербург, по маршрутам “Золотого кольца России”.
Для повышения интереса учащихся к региональной истории применяю активные формы обучения: экскурсии, краеведческие игры по форме телепередач, нетрадиционные формы уроков.
На уроках истории при изучении родного края, школьники, в ходе углубленного поиска, выступают в роли исследователей. Они работают с разнообразными источниками: учебными пособиями, научно-популярной и научной литературой, публикациями в местной и центральной периодической печати, материалами Музея освоения Севера, данными Интернета.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1) У учащихся заметно повысился познавательный интерес к истории Западной Сибири и истории Тюменского Севера (Ямала), образу жизни коренных народов нашего округа.
2) Учащиеся добровольно и с желанием готовят опережающие задания: сообщения, рефераты, исторические справки по дополнительной литературе.
3) Появились единомышленники, которые стремятся заняться написанием научно-пpaктических работ и осуществить их защиту на городской конференции; участвуют в различных городских конкурсах.
4) Старшеклассники активно участвуют в подготовке и проведении мероприятий Недели истории, географии краеведения.
Новизна опыта
Новизной данного опыта является перестройка планирования уроков с учётом регионально-национального компонента, осмысление вклада региона в историю России. Привлечение большого объёма справочной литературы, самостоятельная познавательная деятельность учащихся, различные формы уроков и внеклассных мероприятий, личная заинтересованность учителя.
Область применения опыта
Данный опыт может быть использован учителями истории, географии, литературы, общеобразовательных школ; для применения на уроках при углубленном изучении отдельных тем, на внеклассных мероприятиях, для проведения предметных школьных недель, выступления старшеклассников на научно-пpaктических конференциях школьников.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Это одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, сочинять синквейн. Урок формирует представление о том, что 1812 год "время незабвенное" и славная страница в истории России....
04 06 2023 9:11:47
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи.
...
03 06 2023 16:49:58
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
02 06 2023 19:50:40
Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....
01 06 2023 19:16:33
Урок-взаимообучение способствует развитию критического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах и коллективной работе, воспитывает уважительное отношение к истории и культуре своего народа во взаимосвязи с другими народами....
31 05 2023 12:40:48
Данный урок проводится в форме лекций с использованием презентации, гербария, книг, иллюстраций и фотографий о растениях Севера. Он позволит учащимся не только познакомиться с удивительным растительным миром, но и расширить имеющие знания детей о растениях, которые существуют рядом с нами, узнать происхождение их названий, хаpaктерные особенности, лечебные свойства....
30 05 2023 20:10:51
Цели урока: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения; пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта.
...
29 05 2023 0:56:16
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
28 05 2023 9:57:21
Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи.
...
27 05 2023 22:20:42
Данный урок проводится в 8-м классе, является интегрированным: обществознание и психология.
Задачи урока: определить понятия семья, любовь; познакомить с к классификациями чувства любви и любви как отношения к другому; выявить перспективность мотивов вступления в бpaк; подвести учащихся к осознанию своего опыта и своих взаимоотношений.
...
26 05 2023 16:22:51
Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора....
25 05 2023 3:57:40
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
24 05 2023 14:30:57
На уроке в 5-м классе учащиеся знакомятся с древнеегипетской культурой: архитектурой, медициной, письменностью. Узнают, какие научные знания возникли в Древнем Египте, как и где использовались? Каковы достижения египтян?...
23 05 2023 2:42:33
На уроке учащиеся повторяют и запоминают основные сведения из истории родного края. По ходу урока формируется чувство уважения и гордости за свой народ.
...
22 05 2023 14:23:50
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.
Мы считаем, что применение игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....
21 05 2023 7:15:58
Предлагаю вашему вниманию авторскую историко-краеведческую программу «Начало», которая может быть использована для краеведческой и внеурочной деятельности. Содержит материал по истории родного края села Сергиевск Самарской области Сергиевского района. Программа имеет рецензию Самарского Областного центра детско-юношеского туризма и краеведения. (ОЦДЮТК ЦСМ). В программе содержится теоретический и пpaктический материал....
20 05 2023 6:41:27
Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....
19 05 2023 11:29:27
Использование системно-деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями ФГОС. Использование приобретенных знаний и умений в пpaктической и повседневной деятельности. Ориентация в актуальных общественных событиях, нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей.
Формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
18 05 2023 9:29:18
Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....
17 05 2023 13:28:38
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
16 05 2023 5:47:47
В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем.
...
15 05 2023 21:59:55
Цель данного курса - попытаться найти истину в решении проблемы "роль личности в истории" на примере политических деятелей ХХ века. Историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы.
...
14 05 2023 17:12:10
Автор предлагает проанализировать советско-германские отношения накануне войны; выяснить плюсы и минусы этих отношений; охаpaктеризовать советско-финскую войну и ее последствия; определить степень готовности СССР к войне с Германией....
13 05 2023 13:57:39
Интеллектуально-правовая игра ориентирована на учащихся 9–11-х классов. Сегодня эти старшеклассники еще не являются избирателями, но пройдет год и многим из них придется делать выбор. В основе игры лежит законодательная база, а игра поможет в интересной игровой форме изучить материал по этому вопросу. Игра апробирована в межвыборный период и проведена на межмуниципальном уровне при поддержке городской территориальной избирательной комиссии....
12 05 2023 17:57:42
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
11 05 2023 2:20:28
Предлагаемый урок заканчивает очень сложную для восприятия и понимания школьниками тему. Она имеет принципиальное значение для понимания учениками таких философских категорий, как свобода, ответственность, нравственный выбор. Овладение данными понятиями позволит учащимся плавно перейти к пониманию следующей темы, посвященной изучению общей хаpaктеристики правовых норм. На примере предлагаемого материала ребята имеют возможность обобщить, закрепить и отработать на пpaктике такие понятия, как свобода, воля, мораль, закон, ответственность, общественное мнение, долг, выбор, цель, счастье.
...
10 05 2023 23:51:35
Урок с использованием презентации PowerPoint и летописных данных. Цель урока: на примере народных восстаний доказать, что XVII век был действительно "бунташным". Опора на знания учащихся, смена видов деятельности и логические вопросы позволят подвести учащихся к пониманию причин и итогов социальной борьбы в XVII веке.
...
09 05 2023 18:16:45
Урок–представление «Защита десятилетия», где даются экономическая, политическая хаpaктеристики, а также особенности культурного развития исторического периода страны с 1980 по 2008 г., способствует более глубокому осознанию эпохи и позволяет акцентировать внимание учащихся на важнейших достижениях страны.
...
08 05 2023 6:29:14
Данная методическая разработка урока истории в 7-х и 10-х классах позволяет сформировать цельное представление о проблемных страницах истории России, побуждает учащихся к размышлению и высказыванию собственных суждений, помогает развить коммуникативные способности, навыки проведения дискуссии и оценить свое отношение к изучаемому историческому материалу.
...
07 05 2023 22:38:17
Программа курса по выбору "По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разpaбатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся.
...
06 05 2023 10:20:34
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
05 05 2023 6:15:45
Проверочные материалы по истории могут использоваться на уроках истории в начальной школе.
...
04 05 2023 18:16:17
Урок повторения по теме. 7-й класс. Это опрос-игра с использованием презентации. Ему предшествуют уроки, на которых учащиеся сами по группам знакомят класс с культурой европейских стран, проводя мультимедийные мини-занятия. И это помогает им подготовиться к игре. В презентации даны задания, правильные ответы. Используются иллюстрации, анимация и музыкальное сопровождение....
03 05 2023 22:14:39
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников.
...
02 05 2023 6:16:50
Женщина в политике - явление редкое. В работе анализируется роль женщины в современной политике. Раскрывается положительное влияние женщин-политиков на решение различных вопросов, сравнивается их государственная деятельность, показана их женская судьба жены, матери, бабушки. Жизнь женщины-политика - это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать....
01 05 2023 7:24:30
Авторская программа по краеведению "Родная сторона" предназначена для учащихся 10-го класса. Является логическим завершением процесса изучения малой Родины. Рассчитана на 35 часов. Предполагает изучение истории Нижегородчины, Спасского края, родного села Вазьянка. Способствует формированию у учащихся любви к Родине, навыков исследования и творчества как способов самореализации. ...
30 04 2023 9:31:58
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
29 04 2023 4:49:53
Урок-игра проводится на итоговом повторении в 5-м классе. В игровой форме, при активном участии детей, интересно повторить основные события государств Востока, Греции, Рима. Задания подобраны разнообразные, с учётом возраста. Игра позволяет охватить достаточное количество детей, создать творческую атмосферу на уроке. Игру по истории Древнего мира можно проводить и как внеклассное мероприятие в 5-м классе....
28 04 2023 7:20:35
В ходе урока учащиеся выявляют причины крестьянской войны под предводительством Пугачева, знакомятся с основными этапами войны....
27 04 2023 0:54:26
Музей "Йорвик" на территории Великобритании – главный источник информации о пребывании викингов на Британских островах. Учащиеся получают виртуальную возможность пополнить коллекцию музея новыми экспонатами, которые возможно отобрать в ходе изучения темы, а затем презентовать в форме буклета (таким образом в ходе урока осуществляется формирование информационной и социокультурной компетенции)....
26 04 2023 7:57:45
Урок приглашает к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, опираясь на знания. Это дает возможность понять, как в недрах прошлого вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс....
25 04 2023 2:40:22
Бинарный урок по истории и иностранному языку, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной – Второй Мировой войне, разработан в форме пpaктического занятия. Урок направлен на формирование уважения к старшему поколению, интереса студентов к боевому прошлому нашей страны - СССР и стран-союзников, Великобритании и США. Развитие исторических и языковых компетенций студентов достигается через использование информационных технологий....
24 04 2023 9:40:31
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
23 04 2023 13:31:48
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
22 04 2023 2:32:55
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
21 04 2023 22:43:59
В процессе изучения нового материала, обсуждения итогов Второй мировой войны,
событий послевоенного периода сформировать представление у учащихся о "холодной
войне". Подчеркнуть причинно-следственную связь между итогами Второй мировой
войны и последующими событиями "холодной войны"....
20 04 2023 12:27:24
Урок завершает тему «Гражданская война», закрепляет знания школьников, они проявляют умения, необходимые для успешной деятельности. Работа в группах учит сотрудничать, принимать совместные решения, развивает лидерские качества, отpaбатывает навыки работы в комaнде. Учащиеся знакомятся с историческими источниками, программами различных партий, анализируют их. Каждый ученик имеет возможность проявить себя....
19 04 2023 4:12:57
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
18 04 2023 15:25:18
Представлены дополнительные материалы из художественной литературы, презентация к уроку. Применяется рабочая тетрадь А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной при подготовке домашнего задания. Задачи, выполняемые на уроке: привлечение внимания учащихся к личности Павла I, показываются причины и особенности его внутренней и внешней политики, оцениваются противоречивые итоги правления Павла I....
17 04 2023 23:17:10
Государство Бохай просуществовало более 200 лет и оставило заметный след в истории Дальнего Востока. Использование на уроке фрагментов рабочей тетради поможет сделать занятие интересным и увлекательным. Учащиеся узнают о занятиях бохайцев, о развитии образования, литературы, отправятся вместе с посольством Бохая к далёким берегам Японии.
...
16 04 2023 7:14:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::