Программа элективного курса "Символика России"
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы профессиональной ориентации, выбора жизненного пути. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится переход к профильному образованию. В связи с этим вводятся элективные курсы по разным предметам для более углубленного изучения и предпрофильной подготовки учащихся.
Введение данного курса обусловлено тем, что государственная символика – это непреходящие ценности народов России, они отражают историю развития нашего государства, её достижения и победы. Символика вобрала в себя традиции национальной культуры. Ознакомление учащихся с символикой государства помогает воспитывать уважение и чувство гордости за свою страну, бережное отношение к историческому прошлому и традициям народов России, символам и ритуалам нашего государства.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что он интегрирует учебные предметы – историю, обществознание, литературу и, на основе знаний учащихся, углубляет пройденный материал. Значительный акцент в программе сделан на использование регионального компонента.
При составлении программы курса были учтены рекомендации Приказа №263 от 29.05.2002 Управления образования администрации города Кемерово “О мерах по воспитанию гражданина и патриота России через изучение государственной символики Российской Федерации, Кемеровской области и города Кемерово”.
Курс рекомендован для учащихся 9 классов.
Изучение данного курса направлено на:
- Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, воспитание гражданственности и уважении ценностей, закрепленных Конституцией России.
- Освоение знаний о создании, развитии и становлении государственной символики нашего государства, Кемеровской области, города Кемерово.
- Углубление знаний учащихся, полученных на уроках истории и обществознания.
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является содействие формированию ценностных ориентаций учащихся в современных условиях и формирование целостного представления о символах государства, области, города.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
- Познакомить учащихся с государственной символикой (включая символику Кемеровской области), историей геральдики, вексиллологии, фалеристики.
- Развивать познавательный интерес учащихся.
- Способствовать развитию нравственной и правовой культуры учащихся.
- Помочь овладению методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации.
- Воспитывать социально активную личность, которая имеет гуманистическое мировоззрение и способна защищать патриотическую позицию.
В результате прохождения программы обучающиеся должны:
- иметь представление о государственных символах, символах Кузбасса, наградах Родины
- знать основные понятия и термины, этапы исторического становления главных символов государства, включая символы Кемеровской области
- уметь работать с различными источниками информации, уметь анализировать найденную информацию с разных точек зрения, аргументировать свою точку зрения.
- уметь описывать государственные символы и награды
Программа “Символика России” рассчитана на 17 часов и включает следующие темы:
- Геральдический альбом России
- Флаги нашей Родины
- Гимн России, Кузбасса
- Награды Родины.
Программа предусматривает проведение уроков с элементами дискуссий, бесед, уроков-лекций, пpaктических занятий, самостоятельной работы с различными документами, иллюстрациями, литературой.
Изучение курса “Символика России” завершается контрольным тестом, в который включены вопросы по основным проблемам курса.
Учебно-тематический план
Наименование тем | всего | лекции | пpaктика | Формы контроля |
Вводный урок | 1 | 1 | ||
Тема 1. 1. Геральдический альбом России 2. Геральдика как наука. Теоретическая геральдика. 3. Герб в Древней Руси, Российском государстве, советская геральдика. 4. Государственный герб России 5. Герб Кузбасса, герб города Кемерово, гербы городов Кузбасса |
4 1 1 1 1 |
2 1
1 |
2
1
1 |
Тест, беседа с элементами дискуссии |
Тема 2. Флаги нашей Родины 6. Вексиллология – наука о флагах. Происхождение флагов. Флаги мира. 7. Российский флаг 8. Современный флаг России 9. Флаг Кемеровской области, города Кемерово, флаги городов области |
4 1 1 1 1 |
2 1 1 |
2
1 1 |
Тест, беседа с элементами дискуссии |
Тема 3. Гимн России, гимн Кузбасса 10. Происхождение гимна, гимн России 11. Гимн Кемеровской области, гимн города Кемерово |
2 1 1 |
1 1 |
1
1 |
Тест |
Тема 4. Награды Родины 12. Фалеристика – наука о медалях 13. Ордена и медали России 14. Награды Великой Отечественной войны 15. Награды Кузбасса 16. Награды моей семьи |
5 1 1 1 1 1 |
2 1 1 |
3
1 1 1 |
Тест, написание рефератов |
17. Итоговое занятие | 1 | 1 | Итоговый тест | |
Всего | 17 | 8 | 9 |
Содержание учебной программы.
Введение. (1 час)
Знакомство учащихся с целями и задачами курса, Конституцией РФ, Федеральными законами о государственных символах России, Кузбасса. Вспомогательные исторические дисциплины (геральдика, вексиллология, фалеристика), помогающие изучать символику России.
Тема 1. Геральдический альбом России (4 часа)
Знакомство с происхождением гербов. Теоретическая геральдика. Эмблемы древнерусских князей. Возникновение и развитие Российской геральдики. Гербы РСФСР и СССР, эмблемы советской власти. Современный герб России. История создания герба Кемеровской области и города Кемерово. Гербы городов Кузбасса.
Тема 2. Флаги нашей Родины (4 часа)
Происхождение флагов. Значение цветов на флаге. Древнерусские стяги, русские знамена. Российский флаг при Петре I. Флаги императорской России. Флаги РСФСР и СССР. Знамена Победы. Современный флаг России. Флаг Кемеровской области и города Кемерово.
Тема 3. Гимн России, Кузбасса (2 часа)
История возникновения гимна. Гимны в древней и средневековой истории. Национальные гимны. Создание Российского гимна. Гимн Советского Союза. Современный гимн России. Гимн Кузбасса и Кемерова.
Тема 4. Награды Родины (5 часов)
Первые российские ордена, символика наград. Награды военные и гражданские. Советские ордена и медали. Награды Великой Отечественной войны. Награды России. Награды Кемеровской области.
Заключение. (1 час)
Повторение и проверка знаний по основным темам курса.
Перечень ключевых слов:
- Вымпел
- Геральдика
- Герольд
- Герб
- Герб государственный
- Гимн
- Гимн государственный
- Знамя
- Конституция
- Медаль
- Орден
- Символ
- Символика
- Стяг
- Сфрагистика
- Триколор
- Фалеристика
- Флаг
- Флаг государственный
- Флагшток
- Штандарт
Литература для учащихся:
- Бидерман Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./ Общ. ред. и предисл. Свенцицкая И.С.-М.: Республика,1996.-335с.
- Вилинбахов Г.В. Родословная российского герба./ Родина. - 1993.-№1
- Города России: энциклопедия / Гл. ред. Г.М. Лаппо. - М.: Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”; ТЕРРА – Книжный клуб,1998.-559с.
- Дуров В.А. Русские награды 18-начала20 века.– М.: Просвещение, 1997
- Дыгало В.А. Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло.- М.; Издательская группа “Прогресс”, “Пангея”, 1993.- с. 111-136, 254-273
- Отечественная история: энциклопедия: В 5т.:/ т.1: А-Д / Редкол.: В.Л. Янин (гл. ред.) и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.- с.59, 82,88,163,407,536-545
- Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность, - М.; Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС,2003
Литература для учителя:
- Косарева А.В. Искусство медали: Книга для учителя. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 1982. – 127с.
- Пастуро Мишель. Геральдика/ М. Пастуро; Пер. с фр. А. Кавтасина. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2003.-144с.
- Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика”; Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2004, - 192 с.
- Символика Российской Федерации, Кемеровской области, города Кемерово. – Кемерово, Кузбассвузиздат, 2002. – 18с.
- Соболь, “бабр”, серп и лопата./ Аргументы и факты. - 2000. - №51, с.13
- Каменцева Е.И. Двуглавый орел: снова в полет. Какой быть государственной символике России. / Родина.-1991.-№5 с.44-47
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
04 06 2023 19:13:23
Материал содержит описание урока-семинара «Золотой век» русской культуры» для 10-х профильных классов, дает представление о месте русской культуры 1-й половины XIX в. в истории России. При подготовке и проведении семинара большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся с рекомендованной специальной литературой, умению работать с разнообразными источниками информации....
03 06 2023 5:32:49

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
02 06 2023 15:19:25
Методическая разработка игры в форме "Счастливого случая" поможет проверить знания обучающихся по вопросам международного гуманитарного права и деятельности Международного Комитета Красного Креста, заинтересовать проблемами, которые решает эта организация. Игра формирует гражданскую позицию. Игра рассчитана на обучающихся 8–11-х классов.
...
01 06 2023 21:23:45
Урок призван привлечь внимание учащихся к изучению истории политических репрессий и сопротивлению несвободе в СССР. Сохранение памяти о жертвах репрессий и необходимость мopaльно-правовой оценки советского режима. Воспитание чувств гражданской ответственности и патриотизма. Материал можно использовать на уроках истории и обществознания.
...
31 05 2023 22:33:45
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
30 05 2023 1:23:45
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть тему монетизации льгот как важное событие, в корне изменившее социальную политику государства. Задачи: рассмотреть предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; проанализировать суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
29 05 2023 11:37:11
Сценарий предназначен для интегрированных уроков по истории русской культуры 18-19 веков и для внеклассной работы с учащимися 10-12-и лет. Ведущие программы - учащиеся. Сценарий построен на синтезе искусств - музыки, литературы и живописи. К сценарию прилагается презентация, в которой иллюстрации и музыка точно соответствуют репродукциям в тесте. Это дает возможность учащемуся одновременно следить за видеорядом и текстом....
28 05 2023 8:59:42
Информационное сопровождение учащихся – деятельность учителя по оказанию помощи школьнику в реализации его образовательных потребностей в предметной области. Оно может осуществляться двумя способами: как непосредственное взаимодействие учителя и учащихся в процессе учебных занятий, факультативов, элективных курсов, консультаций; с помощью информационно-коммуникационных технологий (e-mail, веб-сайт учителя, Skype)....
27 05 2023 18:27:38
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
26 05 2023 23:28:54
Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....
25 05 2023 6:14:40
Интегрированный урок имел своей целью показать идейную связь творчества Пушкина А.С. с декабристским движением в России, а также углубить знания по изученному в 8-м классе материалу о движении декабристов, показав историю с альтернативной точки зрения - политической и светской жизни общества первой половины XIX века.
...
24 05 2023 16:32:48
Задачи урока: познакомить с формами политического участия, показать содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры; развивать умения делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к процессу вовлечения в политическую жизнь страны, выpaбатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, критичность....
23 05 2023 8:32:29
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
22 05 2023 1:57:41
В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Изучение документа приближает учеников к изучаемой эпохе. Тема: "Законы царя Хаммурапи" в 5-м классе позволяет использовать на уроке кодекс законов, который содержит 282 статьи. Работа с данным документом открывает большие возможности для использования личностно-ориентированного подхода на уроке....
21 05 2023 15:44:11

Урок служит развитию творческих способностей учеников и отработке умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями, историческими картами, формированию у подростков патриотического сознания, активной жизненной и гражданской позиций....
20 05 2023 2:30:15
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
19 05 2023 22:21:46
Урок является частью курса "Обществознание" для 9-го и 11-го классов. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии.
...
18 05 2023 13:27:59
Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности.
...
17 05 2023 5:35:55
Сценарий внеклассного мероприятия "С любовью к Родине" включает в себя природно-географические особенности России, русский фольклор, государственные символы, русские народные традиции. Это мероприятие направлено на систематизацию знаний учащихся о России, на более углубленное изучение особенностей истории нашей Родины....
16 05 2023 13:44:12
В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....
15 05 2023 22:38:10
Цели урока: проследить основные события греко-персидских войн; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с картой, понятиями и датами; воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся.
...
14 05 2023 11:35:20
Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....
13 05 2023 13:32:29
Урок-игра "Путешествие по ленте времени" (для учащихся 5-го класса), применим для повторения темы "Счет лет в истории"; так же можно провести интегрированный урок или внеклассное мероприятие по истории.
...
12 05 2023 21:29:29
Данное мероприятие способствует воспитанию, пробуждению патриотических чувств. Современная молодежь должна знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея. Предлагаемое мероприятие охватывает одни из самых трагических периодов в нашей истории....
11 05 2023 10:15:36
Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному.
...
10 05 2023 13:40:44
Урок разработан с целью изучения понятий, основ Конституции РФ, прав и свобод человека. На уроке предполагается решение следующих задач: определение, что такое Конституция, основная цель создания Конституции, ее задачи в правовом государстве....
09 05 2023 14:45:18
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
08 05 2023 15:24:43

Содержание урока включает в себя повторение основных событий Смутного времени, хронологии, исторических лиц, причин и хаpaктерных черт Смуты. Основные проблемы урока — сравнение позиции Василия Шуйского и Боярской думы, опирающихся в борьбе за власть на иноземные силы, и патриарха Гермогена, К.Минина, Д.Пожарского, олицетворяющих позицию выбора национальной независимости. Важная образовательная составляющая урока – социализация учащихся....
07 05 2023 20:18:33
Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во внеклассной работе по предмету. Способствует формированию толерантного отношения у учащихся, способности адекватно оценивать себя и других людей, овладению социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений.
...
06 05 2023 7:53:22
Урок помогает повторить эпоху Александра I с точки зрения развития и результатов внутренней и внешней политики России в первой четверти XIX века и тех изменений, которые произошли во всех сферах жизни общества, их значение для дальнейшей истории России.
...
05 05 2023 9:23:31
Автор рассматривает особенности применения презентаций в своей каждодневной профессиональной деятельности, т.е. преподавании истории и английского языка....
04 05 2023 1:55:56
Игру можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе по истории. Она неизменно вызывает интерес, помогает поддерживать высокий познавательный уровень. При проведении занятия можно использовать как компьютерные технологии (презентацию), так и обычную доску, разлиновав её по турам, а вопросы зачитывать...
03 05 2023 22:58:44
В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; пpaктическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....
02 05 2023 16:51:57
Изучив один из самых не только интересных, но и трудных этапов в истории Отечества, связанный с революционными событиями Февраля и Октября 1917 года, Гражданской войной, образованием СССР, преподаватель и студенты попытались вместе создать исторический образ России на уроке-викторине "Россия в период с 1917 по 1927 год".
...
01 05 2023 11:23:59
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся в процессе пpaктической работы: итоги вооружённого восстания 14 декабря 1825 г., создает у школьников образное представление о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества.
...
30 04 2023 10:29:29
Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность всего педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся.
...
29 04 2023 2:50:30
Мероприятие призвано привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825 г., поможет раскрыть содержание мира русской культуры XIX века, сформировать представления о поэтах-декабристах.
...
28 04 2023 1:35:12
Урок построен на принципах развивающего обучения с применением методов формирования критического мышления на уроках истории. Для достижения поставленных целей на уроке применены методические приёмы: разминки-ассоциации, метод двойных дневников, тестирование, прием "Шесть шляп критического мышления", метод решения проблемных задач; разработаны рабочие листы, позволяющие проследить работу ученика, стимулирующие его активное участие.
...
27 04 2023 11:13:15
Задержка психического развития проявляется в медленном темпе усвоения учебного материала ребенком, сниженной его способности к волевым усилиям, неумении самостоятельно организовать деятельность, что сказывается на обучении. Вместе с тем, ребенок может удовлетворительно усваивать общеобразовательную программу. Динамика развития детей с ЗПР возможна, если обучение ведется с учетом сложности развития личности этой категории детей....
26 04 2023 1:55:24
Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений....
25 04 2023 21:47:11
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
24 04 2023 6:56:14
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
23 04 2023 20:56:49
Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....
22 04 2023 0:15:48
Представленное занятие способствует углублению знаний обучающихся по истории средневекового рыцарства и помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по истории Средневековья....
21 04 2023 2:42:23
Представленный урок основан на методе исследовательского сравнения, который позволяет развивать у учащихся способность осмысливать сущность общественных явлений и событий посредством отработки умений и навыков сравнительного анализа; способствует самореализации личности учащегося, развитию базовых навыков гражданского участия, аналитического и критического мышления. В ходе урока используются разнообразные методики сравнения. Урок можно использовать как целиком, так и фрагментами в зависимости от поставленных целей и подготовки учащихся.
...
20 04 2023 8:22:41
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
19 04 2023 0:57:12
Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение.
...
18 04 2023 6:32:15
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
17 04 2023 15:14:34
Готовясь к уроку, учащиеся получили индивидуальные задания. Группа «Операторов» готовила мультимедийную презентацию. Болельщики получили задание оформить тематические буклеты. Это способствовало созданию эмоционального фона игры. Особое место в уроке занимают информационные технологии. ...
16 04 2023 20:36:22
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::