Культура СССР периода Великой Отечественной войны > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Культура СССР периода Великой Отечественной войны


    Культура СССР периода Великой Отечественной войны

Изучение данного вопроса отдельно не предусмотрено, но тема заинтересовала учащихся, и они предложили самостоятельно разработать и провести урок. Для его проведения был использован 1 час из резерва учителя.

Подготовка:

Ученики разбились на 3 группы: 1 – поиск и отбор материалов для урока; 2 – работа со школьным библиотекарем и оформление выставки “Страницы, опалённые войной”; 3 – поиск репродукций и пластинок, выпуск стенгазеты “Словом и кистью”. При такой форме работы ученики получили широкий простор для проявления творчества и инициативы. Учитель выступает в роли консультанта – по источникам информации и формам работы. В основу урока решено взять хронологическую последовательность событий.

Цели:

  • использование произведений искусства как своеобразного документа, который отражает текущие события и в то же время организует, поднимает народ на борьбу;
  • показать вклад художественной литературы в дело разгрома врага;
  • обpaбатывание навыков работы с несколькими источниками;
  • развитие познавательного интереса.

На доске плакат И.Тоидзе “Родина – мать зовёт”

1 ученик: Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие всё, что встаёт на их пути. Искажённые ужасом лица женщин, прижимающихся к гpyди наcмepть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий, свист пуль. И всюду трупы людей, ещё недавно думающих о будущем, надеявшихся навстречу с родными, мечтавших о любви и счастье. Всё это и есть война – самое страшное событие, которое может случиться как в жизни отдельного человека. Так и в истории всего человечества. Вся страна поднялась на защиту Отечества, “Всё для фронта, всё для победы!” Не остались в стороне и деятели культуры. Все направления культуры в годы войны были посвящены мобилизации народа на разгром врага, носили ярко выраженную пропагандистскую направленность. Литература и искусство раскрывали духовный мир человека, отстаивающего честь и независимость Родины.

2 ученик: 27 июня 1941 года. Белорусский вокзал, одетые в шинели люди с посуровевшими лицами ждут посадку. Именно здесь состоялось первое исполнение песни “Священная война”. (Прослушивается 1 куплет.)

“Мы пели “Священную войну” для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытывали настоящее потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды – вспоминает один из исполнителей. – Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках, вдруг встали после первого же куплета “Священной войны”, и в наступившей тишине стоя слушали песню…

Потом песню потребовали повторить ещё и ещё, пытаясь подпевать, запомнить слова – увезти с собой, вместе с прощальной улыбкой матери, жены”.

Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль “Священную войну”. С этого дня песня взята на вооружение нашей армией, всем народом. Её пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя Кремлёвских курантов она звучала по радио. (Прослушивается последний куплет.)

3 ученик: Мобилизация сил на разгром врага. Первые мероприятия по переводу экономики на военные рельсы. И как выражения мыслей, чувств, настроений воюющего народа стихотворение И.Эренбурга “1941”.

Мели танки тёплые хлеба,
И горела, как свеча, изба.
Затвердело сердце у земли.
А солдаты шли, и шли, и шли.
Шла Урала тёмная руда,
Шли, гремя, железные стада,
Шёл Смоленщины дремучий бор,
Шёл худой, зазубренный топор,
Шли пустые, тусклые поля,
Шла большая русская земля.

4 ученик: Лето 1941 года. Москва. Третьяковская галерея. Звуки пил, молотков, грузовых машин. Эвакуация. В ящики, обитые клеёнкой и оцинкованные металлом. Складываются картины Левицкого, Тропинина, Кипренского, Брюллова, Верещагина, Репина, Врубеля, Левитана. Снять картины со стены не просто.

“Утро стрелецкой казни” В.Сурикова (демонстрируется репродукция) – ширина 2 м 18 см, длина – 3 м 79 см. полотно, вынутое из 300 килограммовой рамы, накатали на специально изготовленный деревянный вал, красочным слоем вовнутрь, переложив папирусной бумагой и мягкой фланелевой тканью, обшили холстом, уложили в соответствующий длины ящик, который обили железом.

“Явление Христа народу” А.Иванова (репродукция) – ширина 5 м 40 см, длина 7 м 50 см, не могло поместиться ни в один товарный вагон. Решили вал с полотном положить на две открытых платформы и тщательно прикрыть брезентом.

Много волнений доставила картина И.Репина “Иван Грозный и сын его Иван”. У неё оказался слабый красочный слой, он мог начать осыпаться при любой встряске. Эвакуация могла стать гибельной для произведения. (репродукция). Холст невозможно было накатать на вал. Его сняли с подрамника, живопись заклеили папиросной бумагой, полотно положили на большой фанерный лист, покрыли фланелью, сверху ещё лист, тоже с фланелью. Щиты винтами соединили, полотно оказалось крепко прижато меж ними.

Эшелоны с бесценными экспонатами из Третьяковской галереи, музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, музеев Архангельское и Кусково шли за Урал, в Новосибирск.

5 ученик: Эрмитаж тоже готовился к эвакуации, анфилады залов и галереи, тянущиеся на 22 км, занимали площадь 6 гектаров. Коллекция античного искусства, 80 залов искусства Востока, шедевры эпохи Возрождения, полмиллиона работ западноевропейских мастеров, фарфор, уникальные музыкальные инструменты, нумизматика, знаменитая и “золотая” кладовая, уникальная галерея героев войны 1812 года, особая кладовая, наполненная драгоценностями. Первый эшелон из 25 вагонов вместил 1118 тяжёлых ящиков с 500 тысячами экспонатов. В специальном бронированном вагоне везли “Мадонну с младенцем” Леонардо да Винчи, картины Рафаэля и Рубенса. (Репродукции.) Состав сопровождали 2 открытые платформы с зенитными орудиями, пулемётами и специальной воинской охраной. Второй эшелон увозил 1422 ящика, упакованы более 700 тысяч редкостных экспонатов. Третий эшелон уйти не успел – началась блокада.

6 ученик: Ленинградцы прилагали усилия к спасению и тех прекрасных творений великих мастеров, которые украшали улицы и площади города. Зарыли в землю знаменитых коней Клодта с Аничкова моста. Тоже сделали с беломраморной скульптурой Летнего сада. Предполагалось снять с пьедестала и укрыть на дне Невы знаменитого Медного всадника работы Фальконе. Но от этого намерения отказались. В городскую инспекцию по охране памятников явился некий архивариус с письмом, относящимся к периоду Отечественной войны 1812 года и адресованным Александру I. Тогда, в связи с угрозой Петербургу, также решено было снять с пьедестала и спрятать памятник Петру I. В письме же говорилось, что, будто явился во сне автору сам император и повелел уведомить царя, чтобы не трогал памятника. “Покуда я стою в граде сём – ни один враг не вступит на землю его!”. Этот архивариус видимо произвел впечатление на члeнов инспекции, которые дружно решили включить Петра I в число защитников города. Для страховки скульптуру всё же укрыли мешками с песком. В Михайловском саду была закопана работа Растрелли “Анна Иоанновна с арапчонком” и памятник Александру III работы Трубецкого. До наступления первой блокадной зимы было укрыто и сохранено 109 памятников, из них 95 закопано в землю. Много хлопот доставила маскировка памятников зодчества. Потребовалось две недели кропотливого труда, чтобы на шпиль Адмиралтейства с аэростата забросить петлю и закрепить на ней трос, с помощью которого альпинисты-добровольцы взобрались на шпиль и накинули на него серые холсты. Всего в Ленинграде укрыли холстами 5 куполов и 3 шпиля. Шпиль Петропавловской крепости закрасили серой краской, такой же краской был покрыт купол Исакия. (В ходе рассказа демонстрируются иллюстрации.)

3 ученик: Бои под Вязьмой, Бобруйском, Смоленском, Москвой. О настроении тех дней рассказывают дневники Симонова “Разные дни войны” и его же стихотворение “Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…”.

Ты помнишь, Алёша: изба под Борисовом,
По мёртвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в солопчике плисовом,
Весь в белом, как на cмepть одетый старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но горе, поняв своим бабьим чутьём,
Ты помнишь, старуха сказала: Родимые,
Покуда идите, мы вас подождём.

Зимой 1941–1942 по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня. Слова и мотив её передавались из уст в уста и опережали весть об её авторах. Песня приходила к солдатам безымянной и её окружали легендами. Рассказывали, что сложил её молодой лейтенант в окопах под Москвой. Между тем слова “Землянки” принадлежали поэту А.Суркову, музыка – композитору К.Листову. Но в том, что говорили о песне, одно оказалось совершенно верным: она действительно родилась в “белоснежных полях под Москвой” во время оборонительных сражений за столицу. Когда поэт писал стихотворение “Бьётся в тесной печурке огонь”, он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене. (Звучит “Землянка”.)

7 ученик: атмосферу осаждённой Москвы передаёт картина Дейнеки “Окраина Москвы. Ноябрь 1941”. (Репродукция.) По существу, не имея литературного сюжета, картина убедительно рассказывает о душевном состоянии целого народа, потрясённого внезапностью перехода от мира к войне, но одновременно уже сурово собравшегося и яростно ожесточившегося против врага – захватчика. Вздыбленная земля, силуэты домов, врезающиеся в небо, цветовые контрасты (огромное поле белого снега и чёрно-красное изображение танковых балок и ежей), само динамичное построение прострaнcтва – диагональное пересечение направление улиц с “аллеей” противотанковых сооружений – убедительнейшим образом выражает хаpaктер времени.

В 1942 году Юон пишет картину “Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года”. (Репродукция.) Исторически достоверный образ знаменитого военного парада, когда войска через Красную площадь, не расчищенную от снега, направлялись прямо в окопы подмосковного фронта. В том же 1942 году М.Манизер создаёт скульптуру “Зоя”. Уходя на фронт, Зоя сказала матери: “Умру или вернусь героем”. Именно этот момент и отразил скульптор. (Иллюстрация.) Дeвyшка только что простилась с матерью, с домом, со всем, что было ей дорого в мирной жизни, уходит в партизанский отряд. Вчерашняя школьница, она уже стала суровым и мужественным бойцом. Юное открытое лицо выражает душевный подъём, готовность к борьбе. В стройной фигуре Зои, в лёгком, упругом, но решительном шаге выражена сила и грация дeвyшки. Но резкий гордый поворот красивой головы, твёрдость взгляда, упрямый жест крепко сжатых рук, говорят о том, что за внешней девичьей хрупкостью скрывается воля и непоколебимая решимость до конца бороться против ненавистного врага.

3 ученик: Героическая оборона Ленинграда и стихотворения А.Ахматовой “Клятва” и “Мужество”, стихотворение Джамбула “Ленинградцы, дети мои”. И, конечно же, стихи Ольги Берггольц, звучащие в блокадном городе.

Шла к отцу и слёз не отирала,
Трудно было руку приподнять.
Ледяная корка застывала
На лице, отекшем у меня.
Тяжело идти среди сугробов:
Спотыкаешься, едва бредёшь.
Встретишь гроб – не разминуться с гробом,
Стиснешь зубы и – перешагнёшь.
Друг мой, друг, и я, как ты, встречала
Сотни их, ползущих по снегам.
Я, как ты, через гробы шагала…
Память вечная таким шагам.

8 ученик: В 1942 году в блокадном Ленинграде Шостакович создаёт свою гениальную Седьмую симфонию. (Приглушённо звучит музыка.) “В осаждённом Ленинграде Шостакович создал могучую симфонию грядущей торжествующей победы, и она летит над миром, взывая к борьбе. Нет, никаким громам не заглушить звуки этой чудесной музыки!” – писал в “Правде” Ярославский. Впервые симфония была исполнена 5 марта 1942 года в Куйбышеве оркестром Большого театра под управлением Самосуда, через 3 недели 29 марта – в Колонном зале дома Союзов в Москве. А 9 августа симфонию слушали в Ленинграде, куда партитура была доставлена самолётом с Большой земли, где композитор заканчивал своё произведение. Так началось её триумфальное шествие по миру. Седьмая симфония сразу же стала значительным явлением мировой культуры: выдающиеся американские дирижеры попросили срочно выслать в США фотокопии нот. Ноты шли через Тегеран, Каир, Южную Америку. 19 июля 1942 года Седьмую симфонию в Нью-Йорке впервые исполнил оркестр американского радио под управлением одного из самых знаменитых дирижёров 20 века Артуро Тосканини. “Мир и честь никогда не были дороже борющемуся человечеству, чем сейчас – писали американские газеты, – и мы чувствуем, как умело Шостакович выразил своей музыкой то, что всегда было глубоко заложено в сердца свободных людей, где бы они ни боролись”.

9 ученик: “5 июня 1942 года, 6 часов вечера, Севастополь. 5 юнкерсов прицельно бомбят здание панорамы “Оборона Севастополя в 1854–1855 годах”, работы Франца Рубо. Длина – 115 метров, высота 14 метров. Советское комaндование, чтобы не подвергать панораму опасности, не размещало около неё военных объектов. И вот десятки фашистских бомб обрушились на одну единственную картину. “Панорама горит”. Что делать! Как спасти холст! Моментально было принято решение – разрезать на куски. Матросы полосовали полотно ножами, рубили топорами, спасённые куски передавали по цепочке к выходу, выносили из здания, прятали в ров. Вынесли 86 кусков живописного полотна. Из 1610 квадратных метров погибло 500. спасённые куски имели более 600 пробоин, дыр и других повреждений от осколков бомб. Всё, что удалось вынести, завернули в 36 тюков. Груз был принят на “Ташкент”, последний надводный корабль, которому удалось прорваться в Севастополь. Панорама была доставлена в Новороссийск, затем в Кустанай и Новосибирск. После окончания войны полотно было восстановлено.

Героическая оборона Севастополя изображена на картине Дейнеки. (Репродукция.) Силуэты моряков, отстаивающих буквально последние сантиметры севастопольского пирса; накалено-белым цветом своих одежд сливаются моряки с камнями набережной, превращаясь в единое целое самой севастопольской землёй. Чёрно-зелёный цвет фашистских мундиров отторгает их от этой общности, символизируя их инородность, чуждость. Отталкиваясь от исторической правды сюжета – наши войска оставляют Севастополь – Дейнека контрастными размерами изображения моряков (крупным планом) и фашистских солдат (мелким размером на дальних планах) создаёт ощущение необоримости советских людей, выражает уверенность в их скорой победе.

10 ученик: 1942 год – далёкий Ташкент, идёт съёмка фильма “Два бойца”. По замыслу режиссёра фильм должна была сопровождать только симфоническая музыка. Но по ходу съёмки стало ясно, что без песни не обойтись. “Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни” – признался режиссёр композитору Никите Богословскому. “Луков так зримо обрисовал ситуацию, – вспоминал композитор, – так ярко передал чувства героев, их внутреннее состояние, так взволнованно и талантливо рассказал тему песни и её настроение, что произошло чудо: я сел к роялю и сразу, без остановки, сыграл ему мелодию будущей песни, которая и вошла потом в фильм без единого изменения”. (Звучит “Тёмная ночь”.)

11 ученик: Широко развернувшееся партизанское движение также нашло своё отражение в музыке и живописи. (Песня “Ой туманы мои, растуманы”, репродукция картины С.Герасимова “Мать партизанам”.) Человеконенавистническая сущность фашизма в картине А.Пластова “Фашист пролетел” (репродукция). И призыв защищать Родину – в центральной части триптиха П.Корина “Александр Невский”. (Репродукция.)

Если ты фашисту с ружьём
Не желаешь навек отдать
Дом, где ты жил, жену и мать,
Всё, что Родиной мы зовём,
Знай: никто её не спасёт,
Если ты её не спасёшь!
Знай: никто его не убьет
Если ты его не убьёшь!

В первых числах октября 1943 года, рано утром, под прикрытием мощных артиллерийских залпов, началось форсирование Днепра. Как только стихла канонада, над Днепром вовсю мощь полились слова могучей и раздольной песни. С “Песней о Днепре” в ноябре 1943 года советские солдаты форсировали Днепр, с нею освобождали столицу Украины. (Звучит 1-й куплет “Песни о Днепре”.)

1 ученик: Культура периода Великой Отечественной войны многогранна: это и кинематограф и фронтовые операторы, фронтовые бригады артистов, выступающие на переднем крае фронта, плакаты и карикатуры, художественная литература и публицистика. А стихи и песни, именно они, звучавшие на фронте в промежутках между боями, придавали силы бойцам, скрашивали разлуку с родными, заставляли на короткое время забыть, что идёт война.

2 ученик: Многие из художественных произведений, созданных в годы войны, несли главную ценность – они возвышали гуманистические начала в жизни советских людей, их готовность самопожертвования во имя Отечества. (Попурри из военных песен.)

Рекомендуемая литература:

1. Воронов Н.В. Люди, события, памятники. М.: Просвещение, 1984.

2. Зингер Л.С. Советская портретная живопись. Москва: “Изобразительное искусство”, 1989.

3. Кончин Е.В. Сохранённые сокровища. М.: Просвещение, 1985.

4. Косова Г.Р. Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР. М.: Просвещение, 1987.

5. Яхонт О.В.Советская скульптура. М.: Просвещение, 1988.


Фрагменты уроков истории с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"


    Фрагменты уроков истории с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

      Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории позволяет не только поставить вопросы и обозначить проблемы, но и подкрепить свой индивидуальный подход к их решению убедительной аргументацией, реализовать свои творческие замыслы через синквейны и даже рисунки, которые не имеют ничего общего с данной технологией....

20 02 2024 18:55:21

Разработка урока по истории в 7-м классе по теме: "Дворцовые перевороты"


    Разработка урока по истории в 7-м классе по теме: "Дворцовые перевороты"

      На уроке учащиеся рассматривают эпоху после cмepти Петра I. Проводят анализ царствования каждого правителя и делают выводы....

19 02 2024 3:54:14

Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс


    Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс

      Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....

18 02 2024 17:19:44

Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания


    Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания

      Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...

17 02 2024 5:28:18

Использование метода проектной деятельности через продукт PowerPoint на уроках истории и обществознания


    Использование метода проектной деятельности через продукт PowerPoint на уроках истории и обществознания

      Исследовательская деятельность, подкрепленная использованием программного продукта, подобного PowerPoint или Microsoft Publisher, связанная с работой в Интернет-сети, позволяет проявить творческий потенциал, раскрыть индивидуальность, сделать научную и учебную работу неповторимой, незабываемой....

16 02 2024 18:38:16

План урока по истории России в 10-м классе по теме "Один день на Сенатской площади – и целая жизнь"


    План урока по истории России в 10-м классе по теме "Один день на Сенатской площади – и целая жизнь"

      Урок активизирует познавательную деятельность учащихся в процессе пpaктической работы: итоги вооружённого восстания 14 декабря 1825 г., создает у школьников образное представление о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества. ...

15 02 2024 3:23:17

Внешняя политика России XIX века при Александре I


    Внешняя политика России XIX века при Александре I

      Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой; развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; обучить навыкам подготовки проектов. ...

14 02 2024 6:12:11

Повышение качества образования на основе использования информационных технологий на уроках истории


    Повышение качества образования на основе использования информационных технологий на уроках истории

      Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала. ...

13 02 2024 15:37:51

Правовой марафон. Итоговое занятие элективного курса "Право и политика". 9-й класс


    Правовой марафон. Итоговое занятие элективного курса "Право и политика". 9-й класс

      Разработка «Правовой марафон» предназначена для проведения итогового занятия элективного курса «Право и политика» по программе А.Ф. Никитина. С целью заинтересованности подростков в прохождении процедуры проверки мною был разработан игровой вариант, позволяющий выявить уровень полученных знаний каждым индивидуально. При необходимости этот вариант можно использовать и для групповой работы. Задания не претендуют на эксклюзивность, они взяты из различных учебных пособий....

12 02 2024 5:42:33

Современные подходы в обучении и воспитании


    Современные подходы в обучении и воспитании

      Предоставление опыта педагогической деятельности на профессиональных конкурсах - одна из главных проблем учителей-предметников, которые не решаются участвовать в конкурсах. Предлагаемые позиции - соответствие опыта современным тенденциям развития образования, обоснованность выдвигаемых педагогических принципов, результативность работы - помогут учителю достойно представить свой опыт работы....

11 02 2024 0:31:55

Авторская программа по правоведению "Мы в мире прав!"


    Авторская программа по правоведению "Мы в мире прав!"

      Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....

10 02 2024 13:50:17

Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке


    Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке

      Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...

09 02 2024 15:35:20

План-конспект урока истории по изучению методики постановки проблемных вопросов к тексту


    План-конспект урока истории по изучению методики постановки проблемных вопросов к тексту

      Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....

08 02 2024 14:12:22

Тема урока: "Древняя Индия"


    Тема урока: "Древняя Индия"

      Урок разработан для 5-го класса на основе стандартов второго поколения по теме «Древняя Индия». Проходит в форме путешествия. Используются методы обучения: наглядный, словесный и пpaктический. Применяется презентация, а также музыка индийского народа....

07 02 2024 15:12:14

Знаем права и свято чтим обязанности


    Знаем права и свято чтим обязанности

      Внеклассное мероприятие по обществознанию в 11-м классе проводится с целью воспитания правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека, научить пользоваться юридической терминологией; воспитывать нормы правовой культуры; развивать познавательные способности детей, их кругозор....

06 02 2024 3:36:32

Урок по обществознанию в 9-м классе "Голосование, выборы, референдум"


    Урок по обществознанию в 9-м классе "Голосование, выборы, референдум"

      Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются пpaктическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента РФ Д.Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....

05 02 2024 12:59:57

Русь в X–XIII вв. Повторительно-обобщающий урок по курсу истории России в 6-м классе


    Русь в X–XIII вв. Повторительно-обобщающий урок по курсу истории России в 6-м классе

      Любить Россию - это значит знать и уважать историю своей Родины. Изучая славные страницы военных подвигов, в ходе игры, учащиеся 6-го класса становятся непосредственными участниками событий X-XIII веков. ...

04 02 2024 10:27:10

Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания средствами краеведения


    Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания средствами краеведения

      От молодого поколения, его умения самостоятельно мыслить, понимать происходящие в мире события, активной гражданской позиции во многом зависит наше настоящее и будущее. Воспитание гражданственности и патриотизма - одно из главных направлений в работе с детьми. Использование краеведения на уроках и во внеурочное время дает возможность глубже познать культурные ценности, лучше узнать свой родной край, развить кругозор. Работа по краеведению помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма и гордости за свой край и свою страну. Данная статья является обобщением опыта учителя истории. ...

03 02 2024 12:28:15

Урок права в 11-м классе по теме "Права человека: Теория и пpaктика"


    Урок права в 11-м классе по теме "Права человека: Теория и пpaктика"

      Урок проводится с целью способствовать развитию правовой компетентности учащихся; обобщить знания и представления по темам: «Права человека», «Международные документы о правах человека». ...

02 02 2024 5:10:59

Урок-лекция "Передвижники"


    Урок-лекция "Передвижники"

      Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....

01 02 2024 21:41:23

Соседи восточных славян


    Соседи восточных славян

      Урок разработан на основе исторических документов, письменных источников, карты «Расселения восточных славян», фотографий, с целью научить учащихся 6-го класса работать с различными видами источников. Повторение и закрепление материала осуществляется с помощью карты и фотографий. ...

31 01 2024 11:54:11

Столыпинская модернизация России. 11-й класс


    Столыпинская модернизация России. 11-й класс

      Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....

30 01 2024 17:53:50

Игра "Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ"


    Игра "Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ"

      Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....

29 01 2024 1:38:56

Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия


    Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия

      На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...

28 01 2024 9:14:26

Урок обществознания в 8-м классе "Малая группа"


    Урок обществознания в 8-м классе "Малая группа"

      Целью урока является формирование умений учащихся работать с дополнительной литературой и учебником, умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей; формирование понимания причин возникновения и особенностей малых групп. Урок помогает воспитанию чувств коллективизма и толерантности. ...

27 01 2024 17:45:51

Урок обществознания с презентацией


    Урок обществознания с презентацией

      Урок обществознания может быть использован в 10‒11-х классах на уроках правоведения или обществознания. Содержит информационный материал, который закрепляется через дискуссию по вопросам....

26 01 2024 6:35:46

Урок "Оружие кавказцев"


    Урок "Оружие кавказцев"

      Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....

25 01 2024 6:22:20

Куликовская битва


    Куликовская битва

      Цель урока: сформулировать представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия....

24 01 2024 0:23:47

Повторительно-обобщающий урок истории в 6-м классе "Россия в период правления Ивана Грозного"


    Повторительно-обобщающий урок истории в 6-м классе "Россия в период правления Ивана Грозного"

      Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами. ...

23 01 2024 2:29:30

Интегрированный урок (история + музыка) по теме "Начало правления династии Романовых"


    Интегрированный урок (история + музыка) по теме "Начало правления династии Романовых"

      Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....

22 01 2024 5:20:41

Открытый урок по теме "Молодежь в современном обществе" (11-й класс)


    Открытый урок по теме "Молодежь в современном обществе" (11-й класс)

      Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....

21 01 2024 9:54:33

Бинарный урок (история и информатика) "Создание презентации в программе "Microsoft PowerPoint 2007". Тема: "Российская империя 80–90-х гг. XIX века"


    Бинарный урок (история и информатика) "Создание презентации в программе "Microsoft PowerPoint 2007". Тема: "Российская империя 80–90-х гг. XIX века"

      Концепция современного обучения подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Урок направлен на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся....

20 01 2024 17:18:22

Урок-исследование по истории России в 8-м классе.


    Урок-исследование по истории России в 8-м классе.

      Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....

19 01 2024 1:52:38

Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума


    Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума

      С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....

18 01 2024 19:35:48

Открытый урок по истории отечества "Борьба русского народа против иноземных завоевателей"


    Открытый урок по истории отечества "Борьба русского народа против иноземных завоевателей"

      Обобщающий урок для 6-го класса по учебнику А.А. Данилова «История России». В основе организации урока опopные сигналы по теме и групповая работа учащихся....

17 01 2024 9:27:24

Урок истории по теме "Буржуазные реформы 60–70 гг. XIX в. Отмена крепостного права". 10-й класс


    Урок истории по теме "Буржуазные реформы 60–70 гг. XIX в. Отмена крепостного права". 10-й класс

      Цели урока: выяснить причины отмены крепостного права, процесс подготовки ре-формы; познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе; развивать навыки работы с документами, статистическими данными, их анализа, учить выделять главное, определять и объяснять понятия, делать выводы; способствовать личностному развитию учащихся - работать в группах, вести диалог, публично выступать....

16 01 2024 14:56:44

Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")


    Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")

      Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....

15 01 2024 9:56:16

Особенности дохристианского язычества восточных славян


    Особенности дохристианского язычества восточных славян

      Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной хаpaктер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....

14 01 2024 6:16:48

Открытый урок-семинар по всеобщей истории в 10-м классе по теме "Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности"


    Открытый урок-семинар по всеобщей истории в 10-м классе по теме "Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности"

      Важнейшей функцией изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации молодого человека. Цель урока – охаpaктеризовать просветительскую деятельность славянских святых Кирилла (Константина) и Мефодия, влияние славянской письменности на культуру славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы. Современные историки и культурологи говорят о существовании определенной кирилло-мефодиевской традиции в культурном единстве славянского мира. Именно сейчас славянские народы, особенно Россия, нуждаются в том, чтобы эта традиция сохранялась и развивалась. Знание о том, как это происходило, поможет осмыслить и многие современные процессы, происходящие в нашем обществе....

13 01 2024 2:35:15

Интегрированный урок (литература + история + немецкий язык) по теме "Ф.И. Тютчев и немецкая литература"


    Интегрированный урок (литература + история + немецкий язык) по теме "Ф.И. Тютчев и немецкая литература"

      Цели урока: ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф.И. Тютчева, великого русского поэта....

12 01 2024 17:58:43

Урок-исследование: "Образование государства Русь"


    Урок-исследование: "Образование государства Русь"

      Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....

11 01 2024 11:30:27

Обобщающий урок по истории в 10-м классе "Киевская РУсь"


    Обобщающий урок по истории в 10-м классе "Киевская РУсь"

      Урок для 10-го класса по теме «Киевская Русь» позволяет активизировать самостоятельную деятельность на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события....

10 01 2024 6:30:14

Исследовательская работа по теме "Забытые имена в истории Ефремовского края. Ге opгий Владимирович Любомудров"


    Исследовательская работа по теме "Забытые имена в истории Ефремовского края. Ге opгий Владимирович Любомудров"

      Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...

09 01 2024 18:55:17

Урок – ролевая игра по теме "Русь изначальная"


    Урок – ролевая игра по теме "Русь изначальная"

      Обобщающее занятие с введением нового знания можно провести в форме ролевой игры. Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разpaбатываемым решениям, зрелищностью и потому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции....

08 01 2024 13:41:44

Урок истории по теме "Долгий путь на Амур: Ерофей Павлович Хабаров". 7-й класс


    Урок истории по теме "Долгий путь на Амур: Ерофей Павлович Хабаров". 7-й класс

      Цели урока: объяснить цели, задачи и результаты походов землепроходцев; познакомить с историей Приамурья, жизнью и деятельностью Е.П. Хабарова, показать на карте маршруты походов Е.П. Хабарова на Амур; дать определение понятиям – землепроходец, ясак, «отписки», «скаски», «росписи», пушнина, острог....

07 01 2024 22:14:49

Путь развития России. 10-й класс


    Путь развития России. 10-й класс

      Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....

06 01 2024 23:52:43

Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс


    Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс

      Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....

05 01 2024 17:16:43

Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"


    Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"

      Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....

04 01 2024 11:28:42

Урок "Опричнина" на основе технологии проблемного обучения


    Урок "Опричнина" на основе технологии проблемного обучения

      Цель урока: сформировать представление об опричнине как особом пути централизации государства, ее сущности и последствиях для нашей страны....

03 01 2024 1:24:17

Урок обществознания по теме "Избирательная система Российской Федерации" (9-й класс)


    Урок обществознания по теме "Избирательная система Российской Федерации" (9-й класс)

      Объяснение учителя сопровождается презентацией с познавательными заданиями, учащиеся представляют свою исследовательскую работу – анализ анкетирования, проведенного среди родителей (презентация). На уроке используется технология синквейна и работа с понятийным аппаратом. Тема вызывает интерес у учащихся, способствует развитию их познавательного интереса. ...

02 01 2024 4:59:11

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::