Урок-размышление "Гражданин – человек свободный и ответственный" (обществознание, 9-й класс)
Тема: ГРАЖДАНИН – ЧЕЛОВЕК СВОБОДНЫЙ И ОТВЕТСТВЕННЫЙ
Задачи урока:
- Способствовать становлению осознанного демократического выбора и готовности к творческой реализации роли гражданина в соответствии с гуманистическими ценностно – нрормативными ориентациями.
- Вызывать стремление к развитию таких личностных качеств, как критичность, толерантность, гуманность, миролюбие, справедливость, гражданская ответственность.
- Формировать у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству.
Форма урока: урок-размышление
Россия без каждого из нас обойтись
может,
но никто из нас без неё не может обойтись.
И.С. Тургенев
Ход урока |
Примечание |
I. Организационный момент II. Вступительное слово учителя
1. Кто такой гражданин? 2. Кого можно назвать настоящим сыном своего Отечества? Понятие “гражданин” имеет юридическое и
нравственное толкование. 3. Что вы понимаете под словом “свобода”? В чём она заключается? Граждане нашей страны равны перед законом
независимо от происхождения, социального или
имущественного положения, расовой, национальной
принадлежности, пола, образования, языка,
вероисповедания (ст.29 “Всеобщая декларация…”)
В полном объёме гражданин РФ может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет. 4. А можно ли вас назвать гражданами России? По общему правилу гражданство детей зависит от
гражданства родителей. Ст. 9 “Гражданство детей” 1. Гражданство ребёнка при приобретении или прекращении гражданства РФ одним из его родителей, либо обоими родителями, сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим законом РФ. 2. Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребёнком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. 3. Гражданство РФ ребёнка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицами без гражданства. 4. Гражданство ребёнка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишённых родительских прав в случае изменения гражданства ребёнка не требуется согласия его родителей, лишённых родительских прав. Ст. 12 “Приобретение гражданства РФ по рождению” 1. Ребёнок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребёнка: а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождении ребёнка); б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребёнка); в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребёнок родился на территории РФ, либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; г) оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами, или лицами без гражданства, при условии, что ребёнок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своё гражданство. 2. Ребёнок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становятся гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течении 6 месяцев со дня его обнаружения. Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. 5. Подумайте и скажите, в чём проявляется забота государства о вас как о своих гражданах? А теперь попытаемся понять, в чём духовно –
нравственный смысл понятия “гражданин”? Обратимся к строкам Н.Некрасова: “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”Для россиянина понятие гражданственности
тесно связано с понятием патриотизма, любви к
Родине, ответственностью, неравнодушным
отношением к судьбе Отчизны. 6. Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни. Приведите примеры. Разговор о настоящем гражданстве можно продолжать и продолжать. Задание: Выскажите своё мнение, можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками:
7. Предложите свои примеры, где проявилась бы ваша гражданственность. Гражданские поступки люди могут совершать и не
в чрезвычайных обстоятельствах. III. Закрепление “Экзамен на гражданина” 1. Гражданство. В каких случаях ребёнок вправе получить гражданство? 2. Права и свободы гражданина. Задача – вписать права персонажей “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях” А.Пушкина в соответствующие пустые строки
3. Обязанности гражданина. Задача – отметить галочкой те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закреплёнными в Конституции РФ.
|
Обращается внимание обучающихся на тему, учитель организует обмен мнениями по вопросам.
Записывают определение в тетради.
Запись в тетрадях.
Запись на доске.
Примеры гражданственности (Театр на Дубровке, Беслан и др.)
Вывод
В парах берут по билетику, отвечают.
+ Домашнее задание: параграф 42 |
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
28 01 2023 6:28:27
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
27 01 2023 5:15:26
Актуальной проблемой современной педагогики становится использование методов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний. Для работы над проектом создается группа из учащихся, мотивированных на исследование. Инициатором проектной деятельности может быть учитель, но именно учащиеся определяют тему исследования. Основой для формирования темы может стать краеведческий материал, факты истории науки, политическая история России, родословная семьи и т.д....
26 01 2023 7:54:59
Данный урок относится к теме «Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном хаpaктере войн для персов и справедливом хаpaктере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опopный конспект....
25 01 2023 12:54:48
Задача учителя состоит в том, чтобы новое поколение знало и помнило все события прошлого, гордилось своими предками, Героями Великой Отечественной войны. Урок памяти, посвящённый Сталинградской битве, это часть задуманного проекта о городах-героях. Каждый из них – это путь к Великой Победе.
...
24 01 2023 1:49:49
Внеклассное мероприятие по истории является КТД, которое ежегодно проводится в нашем МОУ. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема "Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет.
...
23 01 2023 12:49:49
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
22 01 2023 8:41:19
В данной методической разработке предлагается вариант проведения урока истории в 11-м классе по теме "Брестский мир", цель которого – раскрыть альтернативные взгляды левых коммунистов, троцкистов и сторонников Ленина на проблему заключения мира с Германией.
Можно предложить учащимся обратиться к пьесе М.Шатрова "Так победим!" и подготовить на ее основе инсценировку.
...
21 01 2023 19:54:41
Урок представляет материал из раздела «Древний Рим» по истории Древнего мира. Сравнивая Древний Рим с Грецией, в проблемном диалоге учащиеся учатся делать выводы о схожести или различии этих двух государств, выявлять общее и различное в формах правления у древних римлян и греков, сравнивать римскую республику и греческий полис....
20 01 2023 22:33:12
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
19 01 2023 0:19:46
Урок-дискуссия ‒ форма занятия, на которой развивается мышление и устная речь учащихся, они овладевают ораторскими умениями и умением доказательного спора, увеличивается интерес к истории. Именно такая форма урока развивает информационную, коммуникативную, а также рефлексивную компетентности для более глубокого усвоения материала....
18 01 2023 18:37:38
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса.
...
17 01 2023 13:24:53
Автор показывает учащимся взаимосвязь двух школьных предметов на примере повторения и закрепления пройденного материала по истории и введение на его основе новой лексики на английском языке....
16 01 2023 2:51:33
Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....
15 01 2023 11:14:31
Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....
14 01 2023 18:49:14
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
13 01 2023 14:21:58
Цель урока: познакомить учащихся с воспитанием мальчиков и девочек в XVI–XVII веках в семье казаков; воспитывать взаимопомощь, любовь к близким, любовь к родному краю....
12 01 2023 11:48:48
«Мудрость – украшение человека» - это урок истории для учащихся 5 класса в рамках изучения истории Древней Греции....
11 01 2023 2:11:49
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
10 01 2023 6:39:33
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
09 01 2023 9:26:15
Урок обществознания формирует правовую культуру учащихся. Развивает познавательную активность учеников, умение искать и анализировать информацию, отображать учебный материал в знаково-символической форме....
08 01 2023 5:56:11
Предлагается конспект урока "Истоки" (региональный компонент учебного базисного плана Вологодской области). Может быть использован на уроках истории, во внеклассной работе. При разработке урока использована иллюстрация Валерия Карпущенко из личной коллекции Сизоненко Т.В.
...
07 01 2023 13:57:54
Подводя итог, следует отметить, что модельные задачи по истории являются удобным инструментом, позволяющим одновременно формировать и оценивать образовательные результаты учащихся. Таким образом, более широкое использование их в урочной деятельности может стать важнейшим условием реализации познавательной потребности школьников, развития их личностных качеств и средством активизации их познавательной деятельности....
06 01 2023 5:47:37
На уроке у учащихся формируются представления о происхождении и назначении денег, их функциях; развиваются умения анализировать, делать выводы, использовать жизненный опыт при решении проблемных задач....
05 01 2023 1:45:11
Вашему вниманию предлагается урок по истории по теме "Факторы формирования цивилизации", (10-й класс)....
04 01 2023 8:29:18
Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д.
...
03 01 2023 22:40:19
В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы.
...
02 01 2023 10:47:15
Урок знакомит учащихся с формами культуры, причинами появления массовой культуры и особенностями молодежной субкультуры, а также закрепляется понятие «культура». Формирует навыки самостоятельной работы с текстом и работы в парах....
01 01 2023 4:57:16
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
31 12 2022 22:50:19

Подтема продолжает тему «Социальная сфера», которая рассматривается комплексно на протяжении ряда лет обучения. Так, в 6–10-х классах изучаются социально-психологические, этические, правовые вопросы семьи, социальная структура общества, основные функции общества, социальная мобильность, проблемы социального неравенства и несправедливости. Таким образом, занятие в 11-м классе носит повторительно-обобщающий хаpaктер....
30 12 2022 18:13:27
В работе учителя обществознания со старшеклассниками необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты, что позволяет сделать проектная деятельность, в результате которой пpaктически каждый ученик сам приобщается к истории Великой Отечественной войны, повышается познавательная активность учащихся, изменяется эмоциональный настрой. Только путем перехода к личностно-ориентированному эмоциональному подходу можно достичь целей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»....
29 12 2022 13:22:21
Учащиеся знакомятся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его формой торговлей....
28 12 2022 12:56:45
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. ...
27 12 2022 23:47:36
В предлагаемом "круглом столе" рассматриваются различные точки зрения. Рассматривая Кавказскую войну как историческое явление, ее сущность, причины, ученики выясняют, возможно ли было избежать подобных трагических событий, стараются ответить на вопрос - нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем?...
26 12 2022 14:40:43
Данный материал представляет собой сценарий историко-литературной игры "Колесо истории" для учащихся 8-9-х классов по теме: "Исторические произведения А.С. Пушкина". Мероприятие проводилось в рамках предметной недели гуманитарной направленности. Этапы внеклассного мероприятия соответствуют телевизионной версии. Проведению мероприятия предшествует большая творческая подготовка участников.
...
25 12 2022 16:48:18
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
24 12 2022 13:16:43
Цель урока: сформулировать представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия....
23 12 2022 10:34:42
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....
22 12 2022 10:17:51
Когда в 5-м классе начинается систематическое преподавание истории, учитель должен определить уровень знаний и умений, необходимых для работы с картой. Если такие знания и умения отсутствуют или присутствуют лишь фрагментарно, нужно формировать их заново....
21 12 2022 5:55:35
При написании сценария поставили перед собой цель: сформировать у учащихся культуру мира понимания и осознать исторического прошлое и будущее в нем; привить чувство гражданской ответственности, достоинства, уважение к истории и культуре своей страны; уважению старшему поколению. Знать и понимать значение слов: война, хлеб, холод. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Не зная истории, мы не сможем узнать настоящего, а тем более будущего нашей Родины....
20 12 2022 8:54:31
Введение задания по анализу карикатуры в ЕГЭ в блок В12–13 по истории потребовало вновь вернуться к методическим основам изучения карикатуры как исторического источника знаний. Собраны рекомендации по изучению карикатуры....
19 12 2022 11:57:30

Повышение качества обучения учащихся, стимулирование познавательной активности в значительной степени определяется достижениями информационных технологий, внедряемых в учебный процесс. Это позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, поддерживать познавательный интерес обучаемых к предмету, а деятельность учителя наполняется новым содержанием....
18 12 2022 0:35:50
В данном материале (статье) представлена методическая разработка урока по отечественной истории на тему "Аграрная реформа П.А. Столыпина". Урок рассчитан на учащихся общеобразовательной школы, работающих по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История государства и народов России. ХХ век".
...
17 12 2022 6:52:58
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....
16 12 2022 4:39:20
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
15 12 2022 2:36:10
Представлен урок-экскурсия по территории Московского Кремля. Он поможет учащимся побывать за Кремлевской стеной и увидеть своими глазами все великолепие архитектуры московского Кремля. А также познакомит с историей создания памятников....
14 12 2022 11:41:50
Урок расширяет представление учащихся об эпохе Петра I.
...
13 12 2022 11:52:45
На уроке на основе фрагмента исторического источника, текстов учебника, иллюстративного материала учащимися 5-го класса изучаются причины, ход, последствия и значение греческой колонизации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, содержащей богатый иллюстративный материал, анимированную карту, основные выводы, к которым приходят учащиеся в ходе изучения темы. К статье прилагаются дидактические материалы по теме урока....
12 12 2022 9:54:39
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
11 12 2022 13:30:11
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
10 12 2022 6:51:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::