Урок: "Роль ополчения в событиях Смутного времени в России XVII века". 10-й класс
Цели и задачи:
1. Проследить процесс формирования ополчений в России в период смуты. Выяснить цели участников ополчений, итог их действий.
2. Оценить роль руководителей ополчений и их вклад в дело освобождения государства от польско-литовских интервентов 1611–1612 г.г
3. Акцентировать внимание учащихся на роли народа в судьбе России XVII века.
4. Воспитывать в учащихся чувство национального достоинства, патриотизм, ответственность.
План урока:
- Ополчение – народное войско.
- Роль I и II ополчений в событиях 1611 – 1612 г.г. Лидеры ополчений.
- Итог и значение действий ополченцев в период смуты.
Оборудование:
карта России конца XVI – начала XVII веков, портреты руководителей ополчения К.Минина и Д. Пожарского, руководителя дворянского войска М.В. Скопина – Шуйского, изображение памятника К.Минину и Д. Пожарскому в Москве и репродукции картин, икона Казанской Божьей матери.
Ход урока:
Учитель: События конца XVI – начала XVII веков, о которых сегодня на уроке пойдет речь, являются поворотными в истории России, так как тогда решалась ее судьба, ее будущее.
Это было время Великой смуты, время политического и социального распада, период глубокого духовно-нравственного кризиса. Государство оказалось на грани гибели, раздираемое интервентами и войсками Лжедмитрия II («тушинского вора»).
Надежда на благополучный исход событий для России рухнула, когда весной 1610 года в Москве был отравлен Михаил Васильевич Скопин – Шуйский.
Сообщение учащегося о М.В.Скопине – Шуйском, демонстрация его портрета.
Учитель: За один год(1610) он приобрел славу, которую другие полководцы заслужили подвигами за много лет. В Москве в марте 1610 года его встречали как освободителя от войск Лжедмитрия II.
После его cмepти войска шведские и русские были разгромлены поляками. В. Шуйский был свергнут с престола и пострижен в монахи. Бояре пригласили на русский престол польского королевича Владислава. Поляки были впущены в Москву и вели себя как оккупанты.
Московский сговор, усиливавший иностранный гнет, не устраивал ни крестьянство, ни посадских людей, ни дворянские круги. В стране вызревала идея всенародного ополчения для спасения православия и русской династии.
Основная сила русского войска в XV – XVII веках – поместная конница.
Сообщение учащегося о принципе комплектования и составе поместной конницы.
Примерный ответ: Дворяне, получившие поместье на время службы, должны были приходить на службу «людно, конно и оружно – со своими слугами, и военными холопами» - на конях, в доспехах, с оружием.
В пешем строю, дворяне не служили – это было тяжело и ниже их достоинства: ведь дворянство превратилось в «благородное» военно-служилое сословие, и ради него на Руси начался процесс закрепощения крестьян, прикрепления их к земле. В середине XVI века Иван Грозный «испоместил» вокруг Москвы, поблизости от себя, «избранную тысячу» дворян – верхушку этого сословия. Он отбирал у крупных феодалов их вотчины и раздавал эти земли своим опричникам – мелким дворянам.
Учитель: Но дворянское войско спасти Россию не могло и на Руси начинает формироваться ополчение.
Вопросы классу:
1.Что такое ополчение?
2. Когда и где ополченцы участвовали в исторических событиях?
Примерный ответ: Ополчение – войско, временно набиравшееся из мирного населения. Княжеских дружин достаточно было только для небольших походов. Но при нападении огромных полчищ врага дружина была лишь боевым ядром войска, основную же силу составляли крестьяне и ремесленники, вставшие на защиту своей земли.
В Ледовом побоище 1242 года новгородские купцы, рыбаки, лесорубы сокрушили закованных в железо немецких рыцарей-завоевателей. По мере развития военного дела все чаще ополчению отводилась вспомогательная роль. Едва ли не последней битвой, в которой пешее ополчение выступило как главная сила, стала Куликовская битва 1380 года. Обычно же «посошная рать» занималась постройкой укреплений, перевозкой военных грузов и лишь в отдельные моменты принимали участие в сражениях, как это было при взятии Казани.
Учитель: Первые отряды народного ополчения в период смуты появились еще в 1608 году, но они создавались стихийно и действовали разрозненно и лишь весной 1611 года начало формироваться I Народное ополчение.
Вопросы классу:
1. Где (в какой земле) начало формироваться I ополчение?
2. Какие социальные слои общества участвовали в ополчении, какие цели преследовали?
3. Кто возглавлял I ополчение?
(Используется карта и учебник).
Сообщения учащихся о П.П.Ляпунове, Д.Т.Трубецком, И.М.Заруцком).
Учитель: Ополчение двинулось к Москве. В самой Москве вспыхнуло восстание против поляков. Интервенты по совету бояр-предателей подожгли город. Подошедшие под стены отряды ополчения встали у ее юго-восточных, восточных и северных окраин. Интервенты засели в Москве и с трудом добывали продовольствие. Руководители ополчения восстанавливали власть по стране: восстанавливалась деятельность приказов, работало правительство «Совет всея Земли». Однако между крестьянами и дворянами разгорелись разногласия, так как пункт о возврате беглых крестьян владельцам и о том, что казаки не имеют права занимать государственные должности, вызвал ярость против Ляпунова. Его вызвали на казачий круг и убили. Первое ополчение распалось. ( Рассказ учителя сопровождается использованием карты).
3 июня 1611 года после 20 – мecячной осады пал Смоленск. Сигизмунд III объявил, что сам станет царем, а Россия войдет в состав Речи Посполитой. Шведы захватили Новгород. России грозила утрата национальной независимости. В этот тяжелый период в русской земле создается II ополчение.
Вопросы классу:
1. Где и когда было создано II ополчение?
2. Кто возглавил II ополчение? (Сообщения учащихся о К.Минине и Д.Пожарском).
3. Каков был социальный состав II ополчения?
4. Покажите путь движения II ополчения?
5. Что представлял собой «Совет всея Земли»?
(Используется карта и учебник).
Учитель: Ополчение в августе подошло к Москве. 22 августа у Москвы расположилось пришедшее из Речи Посполитой войско Ходкевича с огромным обозом. Он пытался прорваться к осажденным в Кремль. Но ему это не позволили сделать войска Минина и Пожарского. Осада продолжалась. В кремле начался голод, и осажденные в конце октября 1612 года капитулировали.
4 ноября 1612 года ополченцы торжественно вступили в Кремль. Москва – сердце всей России, была освобождена усилиями народа, который в тяжелый для России час проявил выдержку, стойкость, мужество, спас от национальной катастрофы всю страну.
Вопрос классу: 1. Назовите причины успешных действий Второго ополчения?
Примерный ответ:
1). Четкая организация, хорошая подготовка, умелое управление.
2). Пламенный призыв руководителей ополчения.
3). Четкая цель, единая и очень актуальная.
4). Присутствие в войсках иконы Божьей Матери.
Дополнение учителя: Русская православная церковь установила в честь освобождения Москвы и России от поляков в 1612 году празднование иконы Божьей Матери. (Рассказ сопровождается показом репродукции иконы).
Заключение: Подвиг Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского и возглавляемого ими ополчения навсегда вошел в историю России как пример самоотверженного и бескорыстного служения Отечеству. В память и назидание потомкам Минину и Пожарскому был поставлен памятник в Москве на Красной площади.
Сообщение учащегося о создании памятника Минину и Пожарскому, демонстрация иллюстрации с изображением памятника.
Учитель продолжает: Точная копия этого памятника 4 ноября 2005 года была открыта в Нижнем Новгороде – городе, где было создано ополчение, спасшее страну.
Это событие не случайно произошло 4 ноября 2005 года, так как этот день правительством России и Президентом России В.В.Путиным был провозглашен национальным праздником Единения и Согласия. Этот праздник народного единства посвящен возрождению исторической памяти нашего народа, восстановлению святынь.
У народа, который не помнит прошлого – нет будущего.
Домашнее задание: п. 30 учебник для 10 класса А.Н. Сахаров, В.И.Буганов «История России с древних времен до конца XVII века».
Цели урока: закрепить и обобщить полученные знания детей об истории и культуре первобытного общества; закрепить умения и навыки работы с исторической картой, атласом и дополнительной литературой; привить учащимся любовь к художественной литературе; привить учащимся уважение к древнему человеку; воспитать чувства сопричастности к истокам развития цивилизации.
...
10 12 2023 2:34:31
Интегрированный урок история–музыка в 6-м классе по теме "Борьба Руси с западными завоевателями" разработан на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с примерной федеральной программой основного общего образования. Во главу урока поставлена цель, создать представление о том, какой трудной и дорогой ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение крестоносцев. Главное внимание на уроке уделяется изучению полководческого таланта Александра Невского, образ которого не раз приходил на выручку в годы Великой Отечественной войны офицерам и солдатам. Также на уроке уделяется внимание воспитанию любви к Родине через музыку.
Данный урок может быть использован на пpaктике не только на уроках истории и музыки, но и на уроках изобразительного искусства, литературы, на внеклассных занятиях.
...
09 12 2023 20:14:39
Цель занятия: повысить мотивацию студентов по применению интегрированных знаний в процессе обучения экономики и истории....
08 12 2023 23:51:44
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
07 12 2023 1:58:41

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
06 12 2023 21:52:41
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
05 12 2023 12:41:40
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности.
Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....
04 12 2023 0:13:56
Урок для 6-го класса по истории средних веков на тему "Классическое средневековье в Европе". Урок проходит в форме игры. Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, повышение интереса к истории.
...
03 12 2023 21:34:45

Цель урока: повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVII века; воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; повышение интереса к изучению предмета....
02 12 2023 9:33:45
Мероприятие – встреча с ветеранами войны и тыла накануне Дня Победы воспитывает патриотизм, уважительное отношение к историческому наследию малой родины....
01 12 2023 12:39:53
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
30 11 2023 13:55:48
Данный урок проводится в ходе изучения темы «Древняя Греция». Основное содержание занятия направлено на знакомство учащихся с культурой и образом жизни жителей Афин. Урок проводится в форме заочного путешествия, предполагается использование компьютерного учебника по всеобщей истории, а также презентации на персональных компьютерах; предусмотрено компьютерное тестирование.
...
29 11 2023 20:42:46
Урок в 7-м классе по Новой истории построен на основе вопросно-ответной деятельности учеников с выдвижением ими гипотез, формулированием выводов и самостоятельной работы; позволяет изучить теоретически сложный материал курса.
...
28 11 2023 10:24:34
Данный проект является интеграцией предметов истории (региональный компонент) и изобразительного искусства. Это совместный проект Норильской детской художественной школы и городского музея истории и развития Норильска. Проект преследует своей целью вызвать интерес у детей и подростков к истории освоения таймырских земель, к достижениям родного города, а также выявить и поддержать одаренных детей....
27 11 2023 5:26:49
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе.
...
26 11 2023 3:37:19
Урок разработан для 7-го класса по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История России" и направлен на создание условий для рассмотрения и определения значения Русско-турецких войн второй половины XVIII века в судьбе России....
25 11 2023 16:42:48
Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....
24 11 2023 8:15:16
Прослеживается эволюция политического и экономического курса, проводившегося в СССР Н.С. Хрущевым; анализируется его успех и поражение, раскрывается значение экономических реформ в период «оттепели». Учащиеся знакомятся с основными переменами, прошедшими в политической системе СССР, основными результатами экономических преобразований....
23 11 2023 13:32:18
Урок с целью укрепления представлений о сущности крестьянской реформы 1861 года. Разбор основных положений реформы, уяснение значения отмены крепостного права....
22 11 2023 17:40:59
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
21 11 2023 22:44:10
Урок должен дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками.
...
20 11 2023 0:58:39
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
19 11 2023 15:26:58
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
18 11 2023 13:28:39
Урок знакомит учащихся со становлением Древнерусского государства. Путем анализа письменных источников ученики определяют вклад княгини Ольги в развитие Древнерусского государства. Формируются навыки составления образной хаpaктеристики и оценки деятельности исторического персонажа....
17 11 2023 17:56:15
Данный урок истории можно проводить для учащихся 6-х классов, как повторительно-обобщающий.
Урок проводится по образцу телевизионной игры «Умники и умницы». Он имеет два основных этапа: отборочный тур и сама игра.
Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние....
16 11 2023 17:33:30
Основные цели урока – это знакомство с историей возникновения и развития пожарных машин в России, привитие интереса подрастающего поколения к истории России. Применение мультимедийной презентации позволяет провести урок максимально эффективно....
15 11 2023 18:58:30
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
14 11 2023 0:36:14
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
13 11 2023 8:20:53
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
12 11 2023 14:13:49
В процессе работы главной целью являлось: повышение гражданской ответственности и правосознания молодого поколения путем включения его в процессы, направленные на развитие демократии и правового государства в России; формирование в молодежной среде идеологии, направленной на повышение «профессионализма» деятельности, направленной на продвижение ценностей прав человека....
11 11 2023 6:22:18
Программа предусматривает закрепление и контроль знаний. С этой целью разработаны бланки контрольных работ с теоретическими и пpaктическими заданиями. В качестве примера представлена итоговая контрольная работа по теме "Искусство Древнего мира" для 5-го класса....
10 11 2023 20:43:46
При изучении материала урока используется информационно-коммуникационная технология (мультимедийная презентация выполненной в PowerPoint, мультимедийный учебник "История России"), технология развивающего обучения. Через контроль выполнения внеаудиторной работы достигается развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом, развивается познавательный интерес к предмету, формируется гражданская позиция....
09 11 2023 23:29:28
На данном уроке используются различные формы деятельности учащихся: работа с учебником, документами, исторической картой, схемой, ПОПС-формулой, разными видами творческих заданий. Автор сознательно ограничился использованием только «традиционных» форм, так как применение различного вида «технологических инноваций» пока еще ограничивается ситуативными возможностями многих образовательных учреждений.
...
08 11 2023 7:22:25
На данном уроке ученики принимали активное участие в процессе познания, так как работали в творческих группах с иллюстративным материалом и текстами из дополнительной литературы. Такая форма деятельности позволяет учащимся выступить в качестве исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
07 11 2023 4:18:38
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
06 11 2023 10:26:52
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
05 11 2023 5:36:26
Урок построен с использованием групповой формы работы. Итогом деятельности учащихся на уроке является опopный конспект по теме. В работе на уроке учащимися проводится анализ документов, помещенных в учебнике, хрестоматиях по новейшей истории зарубежных стран, проводится заполнение таблиц, имеющихся в рабочей тетради по истории.
...
04 11 2023 4:26:20
На уроке учащиеся знакомятся с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» УК РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений. Урок способствует развитию навыков работы с нормативными документами, составления тезисов по ходу урока; умений давать отзыв на ответы других учащихся, участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества....
03 11 2023 21:32:27
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
02 11 2023 22:46:13

Цели урока: расширить знания учащихся о малой родине, знакомя их с замечательными малоизвестными фактами; развивать навыки исследовательской работы; развивать умения учащихся работать в группе; развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; развивать умения работать с учебной и внешкольной информацией; формировать основы гражданской идентичности; воспитывать интерес и любовь к малой родине – Смоленщине....
01 11 2023 20:30:31
Урок истории древнего мира в 5-м классе дает представление о достижениях военного искусства Древнего Египта. Учащиеся работают с учебником и карточками, выполняют мини-проекты « Схема расстановки египетской армии» по группам, участвуют в игре «Разбросай-ка». Урок способствует развитию познавательной деятельности; планированию путей и способов достижения цели; умению находить решение и представлять результаты работы....
31 10 2023 5:29:56
Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность. Дает возможность организовать самообразование учащихся, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств.
...
30 10 2023 21:55:42
Так уж сложилось, что исторически и географически наш регион оказался в эпицентре трагических событий периода Гражданской войны, непосредственно связанных с мятежом чехословацкого корпуса. Цель статьи состоит в том, чтобы, используя исторические источники и литературу, раскрыть роль чехословацкого мятежа в событиях июня 1918 года в селе Большеустьикинское Златоустовского уезда Уфимской губернии....
29 10 2023 20:43:50
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства.
...
28 10 2023 8:55:37
В начальной школе на уроках истории происходит активная словарная работа на основе использования наглядности представленной в пособии "Иллюстрации и рисунки по отечественной истории с IX века по начало XVI века" с применением ИКТ. Применение наглядности носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер и способствует развитию учащихся, умению работать с полученной информацией и применять ее в пpaктической деятельности....
27 10 2023 9:40:33

Урок по теме «Ассирийская держава» с учетом требований ФГОС, сопровождается презентацией, которую можно использовать как в работе учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе учащимися при изучении темы....
26 10 2023 9:16:35
Урок знакомит учащихся с историей создания Дрезденской картинной галереи, с историей поисков и спасением Советской армией шедевров картинной галереи. Сражаясь за города европейских стран, наши солдаты сражались за культуру этих народов, за ее спасение. Восставшие из пепла города, сохраненные для будущих поколений музеи стоят ныне как памятники нашей Победы. Для проведения данного урока учащимся дается задание подготовить сообщение о шедеврах Дрезденской галереи и о спасении картин в 1945 году....
25 10 2023 0:51:31
Игра проходит в рамках "Недели Единства" перед государственным праздником 4 ноября. Участвуют обучающиеся 8–11-х классов. Каждый этап проходит одним днем, а итоги подводятся на заключительной линейке "Недели". Главная цель – смотивировать учащихся на более глубокое изучение исторического материала и показать историческую подоплеку государственных праздников. Игра используется для ретроспективного повторения исторической эпохи при подготовке к ЕГЭ....
24 10 2023 9:39:44
Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....
23 10 2023 0:38:53
Познавательную игру можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний и как внеклассное мероприятие ко Дню Конституции....
22 10 2023 14:36:54
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::