Разработка урока по истории Отечества в 11-м классе. "Коренной перелом в годы войны. Сталинградская и Курская битвы"
Оборудование урока
- Карта “Вторая Мировая война 1939-1945 гг.”.
- Карта “Великая Отечественная война 1941-1945 гг.”.
- Карта “Курская битва”.
- Выставка книг о событиях Сталинградской и Курской битв “Ради жизни на земле”.
- Выставка лучших рефератов, докладов, учащихся о Великой Отечественной войне с использованием краеведческого материала.
- Выставка сочинений “Моя семья в годы Великой Отечественной войны”.
- Стенд “Город-герой Волгоград”.
- Стенгазета, подготовленная краеведческой группой “Наши земляки - участники Сталинградской и Курской битв”.
- Две репродукции: “На Мамаевом кургане”.
- Тестовое задание для компьютера.
- Комплект раздаточного материала с кроссвордами.
- ТСО: телевизор, видео приставка.
- Видеофильмы: сериал Юрия Озерова “Освобождение: битва за Сталинград”,
Фильм “Великий полководец Жуков”,
Фильм “Гитлер и Сталин”.
- Схема окружения немецко-фашистских войск в районе Сталинграда (ноябрь 1942 год).
- Высказывание И. Канта: “Мир с неизбежностью проложит себе дорогу, так как приходит осознание неприемлемости войны”.
Проблемное занятие с заданиями версионного хаpaктера и заданиями с ситуацией предположения.
Проблемное задание версионного хаpaктера - задание, содержащее два и более противоречивых суждения об историческом событии. Из предложенных вариантов школьники выбирают и обосновывают справедливость одного из них или выдвигают и аргументируют собственное мнение.
Проблемные задания с ситуацией предположения предлагают школьникам выдвинуть собственную версию интерпретации исторического факта и аргументировать ее.
Цель урока
Рассмотреть некоторые исторические проблемы, связанные со Сталинградской и Курской битвами, ознакомить учащихся с событиями, связанными с форсированием Днепра, массовым развитием партизанского движения.
Формировать у учащихся чувства гордости и уважения к своей Родине, к ветеранам, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны.
Формировать чувства сопричастности драматическим страницам истории Великой Отечественной войны, соответствующие хронологические и картографические умения.
Развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся через активные формы обучения: умения самостоятельно работать с учебниками, с историческими источниками, с дополнительной литературой, с кинофрагментами и другими источниками информации. Выполнять проблемные задания версионного хаpaктера и задания с ситуацией предположения делать собственные аргументированные выводы.
Отвечать на познавательные задачи, развивать умение работать в группах, в “четверках”, в “парах”, умение вести дискуссию по заранее выдвинутым проблемам, составлять логико-смысловые модели, вести краеведческую и научно-исследовательскую работу.
Формировать умение во время полемики, дискуссии уважать точку зрения другого человека, вслушиваться в аргументы противоположной стороны.
Развивать учебное взаимодействие учителя и учащихся и группы экспертов, в которую входят ветеран Великой Отечественной войны и учащиеся. Развивать умение анализировать ответы учащихся и работу в группах.
Основные формы и методы работы
Ход урока
Занятия начинается с краткого вступительного слова учителя.
– На предыдущих уроках мы вместе с вами составили план этого урока, определили цели урока и проблемы, которые предстоит обсудить.
Сегодня на уроке выступают проблемные группы, краеведческая группа, а также отдельные учащиеся. Вы услышите сообщения, подготовленные с использованием дополнительной литературы, источников. На нашем уроке присутствует ветеран Великой Отечественной войны, мой учитель истории, благодаря которому и избрала эту профессию, Танатаров Викторин Сергеевич. Он будет нашим экспертом и возглавит группу экспертов, в которую войдут (называются имена учащихся).
Урок мы начинаем с проверки изученного материала.
Первый ряд проводит взаимопроверки знаний по тестовым заданием, которые вы сами составили (работа в парах). Второй ряд также работает в парах и взаимопроверку знаний по составленным кроссвордам. Третий ряд пойдет во главе с консультантом в компьютерный класс и выполнит тестовое задание, за которую оценку поставит компьютер. Все консультанты по окончании проверки знаний передадут мне оценки, выставленные каждому учащемуся.
Пока учащиеся работают в парах и на компьютерах, один учащийся рассказывает о тружениках Великой Отечественной войны.
Фрагменты краеведческого материала из ответа учащегося:
– Я нашел интересный материал в недавно выпушенной книге “Мелеуз: былое, настоящее, будущее”.
В годы войны перестроились на военный лад и предприятия Мелеуза, которые производят разнообразную продукцию, оборудовались автомашины. Продукция завода сухого молока, введенного в строй в 1940 году, также отправилась на фронт.
В колхозах и совхозах сотни дeвyшек и женщин срочно освоили специальности механизаторов, сели за штурвалы тpaкторов и комбайнов, машин, заменив призванных на войну мужчин. Их самоотверженный труд позволил снабжать население страны и личный состав армии продовольствием, а промышленность сырьем для производства необходимого для армии и фронта снаряжения.
После проверки изученного материала учащиеся записывают в тетради тему урока, а в дневниках- домашнее задание. Домашнее задание: параграф 40 (по учебнику В.Д. Дмитриенко, В.А.Шестаков “История Отечества”), параграф 3О (по учебнику О.С.Сороко-Цюна, В.П. Смирнова и А.И.Строганова “Мир”), параграф 10 (по учебнику И.И. Долуцкого “Отечественная история” двадцатый век).
Творческое задание (для желающих): написать сочинение в форме дневника участника Великой Отечественной войны о событиях Сталинградской битвы. Краеведческой группе дается задание подготовить интервью и телесюжеты по теме: “Единство фронта и тыла”, видеофильм М.Г. Пильнова “Самоварщицы”, пригласить одну из главных героинь фильма Агееву К.М. на урок.
Учитель обращает внимание учащихся на требования к ответу учеников критерии анализа ответа, которые были разработаны на предыдущих уроках совместно с ними.
Критерии анализа ответа:
- В контексте ответа показать понимание проблемы.
- Изучить информацию по этой проблеме в учебниках, документах, других источниках, выбрать то, что на ваш взгляд кажется правильным.
- Четко сформулировать собственное мнение.
4. Целостно, логично, аргументировано изложить
свои мысли.
Учитель:
• Наступление немцев на Москву сорвалось, “Блицкриг” потерпел крах, был развеян мир о непобедимости немецкой армии. Провалился “Тайфун”, рухнул план “Барбаросса”.
Политики поиграли, их дипломатические комбинации отошли на второй план, - теперь все решали полководцы и солдаты. Красноармейцы, до конца сражавшиеся в многочисленных котлах 1941-го года, сибиряки, или мальчишки-курсанты, полегшие под Тулой, но не приступившие к Москве танковый клин Гудерлана, не знали, какие глобальные, стратегические последствия будет иметь их стойкость, проявленная в, казалось бы уже безнадежной ситуации. Просто каждый из них выполнил свой долг до конца, - и Гитлер увяз в долгой, упopной и невероятно тяжелой войне на истощение.
Явные преимущества в такой войне были уже на стороне его, наконец-то объединившихся противников. На эти преимущества надо было еще и реализовать. Я подчеркиваю, глобальный масштаб, планетарный размах событий. Второй Мировой войны летом 1942-го года. Что же проходило летом 1942-го года?
Фрагменты сообщения:
Летом 1942 года немецкие войска пробиваются к Волге, “разрезая” европейскую часть СССР надвое: итало-германская группировка рвется к долине Нила, стремясь захватить Суэцкий канал и вырваться на оперативный простор Ближнего и среднего Востока; Япония, разгромив главную базу американского флота в Перл-Харборе и захватив центр азиатской обороны Англии Сингапур, топит в Яванском море англо-американскую эскадру, угрожает Индии и Австралии. Немецкие субмарины терзают союзные караваны в Атлантике.
Показываются фрагменты из киноэпопеи Юрия Озерова “Освобождение: Сталинградская битва” о событиях Великой Отечественной войны летом 1942 года.
Перед учащимися ставится проблемное задание:
Какие направления открылись бы для немцев, если бы Сталинградская битва была выиграна немецкой армией? (Выступление проблемной группы в сочетании с работой по карте). Фрагмент из выступления проблемной группы:
Немцы могли бы, двигаясь на север, осуществить стратегический охват лишенных горючего советских армий и отсечь от центральных районов России уральские военные заводы.
Кроме того, в соответствии с японо-германской договоренностью Япония в этом случае могла объявить войну СССР, что вело к сковыванию сибирских и дальневосточных резервов Красной армии (в Манчжурии была дислоцирована миллионная японская группировка).
Продвижение немцев на юг, в районы традиционного германского влияния (Иpaк, Турция), а также Иран и Индию, где уже была намечена встреча, не встретило бы серьезных препятствий у антигитлеровской коалиции там не было бы значительных сил. В результате в Индии немцы могли бы встретиться с наступающими с востока Японскими войсками. Если бы итало-германскому экспедиционному корпусу удалось изменить союзников из Северной Африки и овладеть Суэцким каналом, Германия совместно с Японией осуществила бы стратегический охват Азии; английские колонии были бы изолированы друг от друга; снабжение СССР через Иран стало бы невозможным, Германия и ее союзники овладели бы крупнейшем в мире нефтяными разработками пли, по крайней мере, воспрепятствовали бы их использованию союзниками.
Учащиеся высказывают свое мнение по данной проблеме.
Работа с документом “Приказ Народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 года “Ни шагу назад”. Старшеклассники изучают приказ, текст которого имеется у каждого на столе.
Из приказа Народного комиссара обороны СССР № 227
Без публикации 28 июля 1942
Приложение 1.
Выполняется проблемное задание: Какую роль в ходе войны сыграл этот приказ?
Одни учащиеся отмечают мобилизующую, положительную роль этого приказа. Другие учащиеся отмечают негативные моменты в ходе войны, связанные с этим приказом. Ведется дискуссия. Учитель обращает внимание на культуру диалога во время дискуссии. Ветеран Великой Отечественной войны говорит о своем видении этой проблемы, о том, как этот приказ отразился на судьбе курсантов, заканчивающих военное училище летом 1942 года. Одним из этих курсантов был он.
Фрагмент выступления учащегося:
- В приказе №227 говорилось о тяжелых потерях, которые несет страна, о том, что народ теряет веру в Красную Армию. “Наш главный недостаток, - подчеркивалось в приказе, - отсутствие дисциплины в войсках”. Приказ вводил жестокие наказания за “отступательные” настроения. Комaндиры и комиссары, допустившие это, объявлялись предателями Родины, направлялись в штрафные батальоны, а солдаты - в штрафные роты. В тылу неустойчивых дивизий располагались хорошо вооруженные заградительные отряды (по 200 человек), которые должны были расстреливать всех отступающих без приказа. И все-таки основная идея приказа и правда о критическом положении сыграла свою мобилизующую роль.
Затем просматривается кинофрагмент видеофильма “Гитлер и Сталин” об обсуждении Сталиным и Черчилем вопроса об открытии второго фронта в 1942 году.
После просмотра фильма обсуждается проблема:
Можно ли было открыть второй фронт в 1942 году? Как открытие второго фронта изменило бы обстановку на советско-германском фронте? В дискуссии участвует проблемная группа, изучившая эту проблему, и все желающие учащиеся.
Фрагмент выступления учащегося в Приложение 2.
Просматривается фильм о конвое на Атлантике.
Англии и США был выгоден скорейший разгром рейха непосредственно на его территории и именно войсками западных держав. Мне кажется, это очевидно и осуществить этот план было проще тогда, когда основные силы Германии увязли на советском фронте далеко на востоке.
Почему же они этого не сделали? На мой взгляд, у них были веские причины.
В 1941 году Англия не могла рассчитывать на помощь США, продолжавших сохранять нейтралитет. Эффективное военное сотрудничество они смогли наладить лишь к осени 1942 года. В распоряжении английского комaндования на островах находились 30 дивизий, германская армия к этому времени насчитывала 214 дивизий, 153 из которых сражались на восточном фронте.
Поэтому нетрудно догадаться, к каким последствиям могла привести массовая высадка английских войск на французском побережье.
Операция союзных войск в июне 1944 года, безусловно, оказалось запоздавшей - и с точки зрения помощи СССР в критические моменты борьбы на советско-германском фронте, и с точки зрения обеспечения послевоенных интересов Запада в Европе.
- Я задалась вопросом, почему советские политические и военные руководители не могли принять, а порой понять своих западных союзников, медлившие с высадкой в Европе до тех пор, пока такая операция не была подготовленной самым тщательным образом и обеспечена всем необходимым. Генералы и политики в Советском Союзе считали также, что наступление уже высадившихся войск идет чересчур медленно. Здесь, как мне кажется, сказались различия в отношении к так называемой живой силе. Я прочитала, что для западных генералов не были пустым звуком о приемлемых и неприемлемых потерях; англо-американское комaндование не бросаю своих солдат в наступление до тех пор, пока артиллерия и авиация не превращали линию обороны противника в выжженное, перепаханное бомбами и снарядами прострaнcтво. Солдаты жалели...,
Ветеран Великой Отечественной войны Танатаров B.C. высказывает свое мнение о проблеме открытия второго фронта. Затем обсуждаются проблемы:
Каковы причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом?
Что могла бы сделать немецкая сторона для предотвращения катастрофы?
Ветеран Великой Отечественной войны Танатаров ВС. рассказывает о самых интересных эпизодах Сталинградской битвы, участником которой он был.
Краеведческая группа показывает старшеклассникам стенную газету “Наши земляки - участники Сталинградской и Курской битв” и рассказывает о том, как собирался этот материал. Учащиеся побывали в совете ветеранов, где нашли сведения об участниках Сталинградской и Курской битв.
О своих впечатлениях о посещении Волгограда рассказала старшеклассница, которая оформила стенд “Современный Волгоград”.
Пока она рассказывала, одна из учащихся записала на доске значения Сталинградской битвы (внесла ключевые понятия на модель), которую учащиеся записали в свои тетради. Рисунок 1.
В банк исторических данных в тетради заносятся основные события второго периода Великой Отечественной войны.
Учитель обращает внимание старшеклассников на выставку книг “Ради жизни на земле”, на выставку рефератов, докладов учащихся о Великой Отечественной войне, сочинений “Моя семья в годы Великой Отечественной войны”. Называются фамилии учащихся, занявших призовые места.
Перед изучением материала о Курской битве перед учащимися ставится познавательная задача:
Почему Курскую битву считают сражением, завершившим коренной перлом в годы Великой Отечественной войны?
Учащийся рассказывает о военных действиях летом и осенью 1943 года.
Показывается кинофрагмент “5 июля 1943 года”.
Заслушиваются сообщения учащихся на темы: “Наступление фашистских войск 5 июля 1943 года”, “Массовый героизм на Курской дуге”, “Танковое сражение в районе Прохоровки”. Во время сообщений ведется работа с картой “Курская битва”. В это время показываются кинофрагменты, отражающие эти события (без звука) из фильмов сериал Юрия Озерова “Освобождение: Курская битва”, “Гитлер и Сталин”.
Затем учащиеся отвечают на познавательную задачу.
Фрагмент ответа на познавательную задачу:
- Победа под Курском закрепила и завершила коренной перелом, произошедший в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны. Последняя попытка Германии провести крупное стратегическое наступление закончилось полной неудачей. Здесь были уничтожены лучшие механизированные соединения гитлеровской армии.
Было разгромлено 30 немецких дивизий, в том числе 7 танковых. Восстановить потери Германии так и не удалось. Были созданы условия для освобождения Украины и выхода Красной Армии к Днепру.
Затем заслушиваются сообщения учащихся на темы: “Формирование Днепра”, “Массовое развитие партизанского движения”, “Рельсовая война”, “Концерт”.
На завершающем этапе урока учащиеся для закрепления изученного материала отвечают на вопросы, работая в группе по четыре учащихся, по карточкам.
Вопросы для закрепления изученного материала:
- Кто комaндовал группой армий “Дон” германского войска? (Ответ: Манштейн)
- Когда начался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны? (Ответ: 19 ноября 1942 года)
- Главный итог Московской битвы. (Ответ: сорван германский план молниеносной войны)
- Когда началось контрнаступление советских войск под Сталинградом? (Ответ:19 ноября 1942 г)
- Назовите заместителя Верховного главнокомaндующего во время Сталинградской битвы. (Ответ: Г.К. Жуков)
- План наступления советских войск под Сталинградом имел кодовое название... (Ответ: “Уран”)
- Почему главным направлением летнего наступления немцы избрали Сталинград? (Ответ: выход к Волге передал трaнcпортную артерию, по которой доставлялись с юга хлеб и нефть)
- Какой из фронтов второй мировой войны был определяющим? (Ответ: Восточный)
- Кто комaндовал 6-ой армией германского войска? (Ответ: Паулюс)
- Когда началась наступательная операция советских войск в районе Курска? (Ответ 12 июня 1943 года)
- Самое крупное встречное танковое сражение второй мировой войны состоялось... (Ответ: под Прохоровкой, 12 июля 1943 года)
- 2438 воинов удостоены звания Героя Советского Союза за операцию по... (Ответ: форсированию Днепра)
- 5 Августа 1943 года в Москве состоялся первый салют. Он прозвучал в честь... (Ответ: освобождения Орла и Курска)
- Кем подписан приказ “Ни шагу назад”? (Ответ: Сталиным)
- Назовите комaндующего Юго-Западного фронта под Сталинградом. (Ответ: Ватутин)
После работы в четверках” подводятся итоги урока.
Учитель дает слово экспертам-учащимся и главному эксперту - ветерану Великой Отечественной войны Танатарову B.C.
Заключительное слово учителя. Мы с интересом выслушали наших экспертов.
Мне хочется отметить отличную подготовку учащихся к уроку. Мы обсудили проблемы, заслушали сообщения, подискутировали, высказали полярные точки зрения.
Очень ценно, что вы использовали при подготовке к уроку дополнительную литературу, посетили библиотеки, нашли нужный материал, и мы увидели, что многие из вас свободно ориентируются в исторических источниках, четко, аргументировано излагают свои взгляды, доказывают свое мнение, что позволило всесторонне обсудить поставленные проблемы.
Некоторые из вас говорили мне, что, готовясь к этому уроку, натолкнулись на интересные материалы, которые нам предстоит изучать в будущем. Это просто замечательно. Значит, мы с вами продолжим проведение проблемных уроков, дискуссий.
Отмечаю компетентность наших экспертов, которые показали умение анализировать ответы, вынесли свой вердикт.
Особую благодарность хочется выразить нашему гостю - ветерану Великой Отечественной войны Танатарову Викторину Сергеевичу, который не только принял активное участие в обсуждении проблем, но и внес свежую струю в наш разговор и прекрасно справился с ролью эксперта.
На мой взгляд, главное, чего достигли все мы, участники дискуссии, это уважать точку зрения другого человека, вслушиваться в аргументы противоположной стороны.
Поставленные цели урока достигнуты.
Учитель ставит оценки учащимся, принявшие участие в подготовке и проведении урока.
В заключение урока мне хочется обратить внимание на слова Иммануила Канта, который сказал “Мир с неизбежностью проложит себе дорогу, так как приходит осознание неприемлемости войны”.
Ученые прогнозируют, что в третьем тысячелетии настанет время, когда войны прекратятся. Люди будут мирно разрешать конфликты. Войны будут считаться первобытным варварством и будут встречаться только на страницах учебников истории.
Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно.
...
02 10 2023 8:53:47
Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....
01 10 2023 7:30:33
В материале представлен урок истории (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков.
...
30 09 2023 5:18:49
Комбинированный урок истории с использованием ИКТ относится к Разделу II «Расцвет Средневековья» и является вторым в теме «Средневековый город». Он является одним из наиболее важных, так как на этом уроке формируются знания о возникновении и особенностях средневековых городов. Главный акцент на уроке сделан на изучение новой темы. Так как в течение урока осуществляется регулярная смена методов ведения урока, перегрузки школьников не происходит....
29 09 2023 10:25:51
В статье представлен вариант методической разработки нестандартного урока в 10-м классе по теме «Цивилизации эпохи Средневековья: европейская» по курсу "История России". Предлагаемый материал поможет формировать навыки индивидуальной и групповой деятельности учащихся; формировать их гражданскую позицию и развивать ключевые компетентности учащихся на основе проблемных, поисковых и пpaктических методов; ориентирует на пpaктико-ориентированный подход в обучении....
28 09 2023 7:10:32
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
27 09 2023 18:12:13
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
26 09 2023 14:59:39
Презентация к уроку составлена с использованием гиперссылок. При наведении курсора на отдельные участки карты показываются основные события, планы оборонительных рубежей, ход наступательных операций, данные об участниках сражений. Приводятся материалы об участии уроженцев Чувашии в Курской битве. Такая форма урока дает возможность наглядно продемонстрировать большой объем материала за короткий промежуток времени и заинтересовать им учащихся....
25 09 2023 0:26:23
Урок-семинар показывает учащимся историю создания Северного и Южного обществ; раскрывает содержание программ декабристов и их отличие, революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное развитие; объясняет историческое значение восстания декабристов....
24 09 2023 11:37:59
Журнал посвящен 200-летней годовщине Бородинского сражения, адресован учащимся вечерней школы при исправительной колонии. Журнал состоит из 4 страниц: "М.И. Кутузов", "Бородино", "Герои Бородина", "Память поколений" и сопровождается фото- видеоматериалами. Репродукции картин известных художников делают образы героев и картины сражений более зримыми и впечатляющими....
23 09 2023 8:39:18
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
22 09 2023 16:26:17
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны.
...
21 09 2023 17:55:57
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
20 09 2023 6:17:20
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
19 09 2023 5:25:26
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными, например, работа в ресурсном круге, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении работы. Также во время урока ученики работают с тестовыми заданиями, закрепляют понятия и термины....
18 09 2023 10:22:56
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления.
...
17 09 2023 15:52:26
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
16 09 2023 10:48:36
Предлагаются материалы для написания работы на тему "Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов....
15 09 2023 20:32:38
Проверочная работа обобщает, углубляет исследовательские навыки, умения. Работа также позволяет увидеть изученный материал с новой, оценочной точки зрения, способствует развитию творческих способностей учащихся....
14 09 2023 12:23:48
Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла....
13 09 2023 7:31:36
В ходе работы над проектами ребята изучают литературу по истории Великой Отечественной войны и истории Ставропольского края, Ге opгиевского района и станицы Подгорной. Ребята периодически ведут записи бесед с тружениками тыла. Учащиеся анализируют отобранную информацию, создают компьютерные презентации....
12 09 2023 16:16:31
Внеклассное мероприятие позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности на примерах подвига мужественных, самоотверженных, молодых ребят, горячо любящих свою Родину, показавших образцы верности воинскому долгу, отдавших свою жизнь ради жизни других воспитываются идеалы служения Отечеству....
11 09 2023 9:45:22
Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века....
10 09 2023 13:32:15
Урок был дан в рамках преподавания "Истории Отечества" в 11-м классе. Особенностью урока является то, что наряду с важнейшими итогами Великой Отечественной войны, которые даны в учебнике, ученики использовали дополнительный материал (книжный, мультимедийный, воспоминания близких родственников). Исследуя итоги войны, ученики поднимают вопросы, которые являются спopными в изучении этого периода истории нашей страны. Урок способствует патриотическому воспитанию выпускников....
09 09 2023 0:55:46
Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....
08 09 2023 7:48:54
Урок истории, цели которого ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры в XV–XVI веках, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к архитектурным памятникам, развивать логическое мышление учащихся....
07 09 2023 2:19:51
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
06 09 2023 19:47:44
Используя прием персонификации на уроках истории, учитель не только развивает индивидуальные способности ученика, но и нравственные потребности ребенка, предлагая ему взглянуть на исторические события глазами человека прошлого. В статье представлен пример такого урока.
...
05 09 2023 19:15:10
Защитники России разных времен прошли нелегкий ратный путь, познали величие и радость победы, с честью выполнили свой долг перед народом, историей. Проходят годы, но не меркнет подвиг во славу Родины. Нынешнее поколение российских людей с большой признательностью воздает дань глубокого уважения своим героям, всем тем, кто в пору военного лихолетия, не щадя жизни, бесстрашно сражался с врагом....
04 09 2023 2:59:21
Основная цель данных методических указаний – помочь учащимся и студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса истории России. Настоящие методические указания являются руководством для самостоятельной работы с программой курса, учебными пособиями, источниками по истории России. Они не заменяют учебников и учебных пособий....
03 09 2023 9:36:44
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
02 09 2023 5:54:44
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
01 09 2023 9:15:22
Урок истории проводится в форме путешествия по средневековому городу, нас сопровождают выдающиеся достижения Венецианской республики. На уроке используется интеpaктивная доска, презентация, заполняется карта-схема. Во время занятия отpaбатываются навыки работы с картой, контурной картой, схемой, понятиями....
31 08 2023 16:36:24
На уроке происходит углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в.
...
30 08 2023 4:36:33
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
29 08 2023 23:17:49
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
28 08 2023 7:26:33
Урок по истории древнего мира в 5-м классе по теме «Зарождение демократии в Афинах» знакомит учащихся с реформами Солона; развивает навыки и умения работы с текстом учебника, анализировать и оценивать события прошлого и делать собственные выводы; создает благоприятный психологический климат на уроке и атмосферу доверительных отношений с учащимися....
27 08 2023 11:23:50
Данная работа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. Проводится данный урок после изучения курса истории Средних веков в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволит повысить интерес школьника к предмету "История". Дух соревнования поможет активной работе ученика на уроке....
26 08 2023 21:30:14
Интегрированный урок "How Different the World Is" по английскому языку и истории систематизирует страноведческий материал, позволяет расширить знания учащихся об истории, культуре и особенностях англоязычных стран и России. Широко используется дополнительный материал, не содержащийся в УМК, песни и стихи на английском и русском языках.
...
25 08 2023 20:44:35

Проведение игры в формате Microsoft Office PowerPoint сопровождается рассказом учителя о возникновении и изменении герба, флага и гимна России в различные исторические периоды. В ходе игры учащиеся в соревновательной форме закрепляют полученные ранее знания по истории государственной символики России. Игра проводится для учащихся, имеющих хорошие знания по истории государственной символики РФ....
24 08 2023 12:37:18
Урок-дискуссия используются для активизации познавательной деятельности студентов. Этот метод наиболее удачен для закрепления приобретенных знаний, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Дискуссии, помимо образовательной цели, несут воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
23 08 2023 14:37:27
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
22 08 2023 5:46:31
Когда в 5-м классе начинается систематическое преподавание истории, учитель должен определить уровень знаний и умений, необходимых для работы с картой. Если такие знания и умения отсутствуют или присутствуют лишь фрагментарно, нужно формировать их заново....
21 08 2023 22:19:17
Цели урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI–XIII вв., проследить каким образом шло возникновение городов, рост власти католической церкви....
20 08 2023 11:22:38
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
19 08 2023 21:20:37
Конспект урока разработан в соответствии с программой «История России с древнейших времён до конца XVI века». 6-й класс. Авторский коллектив: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.
...
18 08 2023 8:20:13
Разработка представляет собой интеpaктивную экскурсию на краткосрочной музейной выставке. Учебный материал адаптирован для начальной школы. Время экскурсии – один учебный час. В экскурсионной программе задействован кукольный театр, представляющий добрых и злых духов. Учащиеся становятся активными участниками экскурсии, работая на интеpaктивной доске....
17 08 2023 19:13:51
Во второй половине XIX – начале XX века в России особенно расцвела благотворительность. Именно в этот период появилась целая плеяда предпринимателей. До сих пор мы пользуемся плодами их добрых дел. Сохранилась и память об этих замечательных людях в сердцах благодарных потомков. Рассказы об этих людях, несомненно, будут способствовать воспитанию патриотизма у современных молодых людей, желанию последовать их примеру....
16 08 2023 5:14:30
Предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся, информационной и коммуникационной компетентностей учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Ожидаемые результаты: получение качественно нового педагогического результата при снятии перегрузки в учебном процессе.
...
15 08 2023 12:16:39
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.
Мы считаем, что применение игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....
14 08 2023 2:48:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::