Урок истории в 11-м классе по теме: "Вятлаг - остров архипелага ГУЛАГ"
Изучение темы “Тоталитаризм. Сталинские репрессии” представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов Отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины.
Вятский край испокон веков был местом ссылки, поэтому неудивительно, что в годы репрессий здесь также были сталинские лагеря.
Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал.
Цели урока – на примере истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области, показать суть репрессивной политики государства в 30-50-е годы.
Тип урока: комбинированный.
Базовые понятия: тоталитаризм, культ личности, политические репрессии, ГУЛАГ.
Подготовительный этап урока: работа учащихся с литературой по теме (научной, мемуаристикой). Экспедиция в п. Лесное – центр Вятлага. Сбор материалов: воспоминаний, интервью со старожилами поселка. Подготовка устных выступлений о ходе экспедиции, о судьбах некоторых узников Вятлага.
Ход урока:
I. Вводная беседа.
1. Что такое тоталитарный режим?
2. Политические репрессии - это …
3. Каковы причины установления в СССР в 30-50-е годы репрессивной политики?
Обобщение учителя.
Тоталитарный режим – это система госконтроля над всеми областями общественной жизни.
Политические репрессии - это карательные меры против политических противников.
Причины установления репрессивной политики:
- слабость демократических традиций в государстве;
- авторитарно-тоталитарная система управления государством, установившаяся в 30-е годы, отсутствие общественного контроля за властью, государственные дела в руках группы лиц, отлучение народа от власти;
- культ личности Сталина;
- нестабильность обстановки в стране: отсутствие опыта социалистического строительства, хозяйственные трудности, внутрипартийная борьба, попытки объяснить все это происками “врагов народа” - отсюда подавление оппозиции, поиски врагов действительных и мнимых, расправа с ними;
- существовали различные формы репрессий: увольнение с работы по политическим мотивам, запрет заниматься профессиональной деятельностью, выселение, лагерь, тюрьма и, наконец, расстрел.
II. Основная часть урока.
1. Сообщение учителя.
Первые исправительно-трудовые лагеря появились одновременно с установлением советской власти. В период “большого террора” 1932-1939 годы количество лагерей многократно увеличилось. Советское руководство, создав невиданную по масштабам лагерную систему, ставило задачи:
- изолировать реальных и потенциальных врагов режима (а также просто недовольных им),
- занять этих людей общественно-полезным трудом, т.е. “не позволить даром им есть хлеб”.
- колонизировать районы, богатые полезными ископаемыми, но с нeблагоприятным климатом (север, тайга, степь, тундра, куда не едут вольнонаемные).
Для управления лагерями при ОГПУ (затем НКВД СССР) было создано Государственное управление лагерями.
2. Самостоятельная работа учащихся с документами
Архипелаг ГУЛАГ
ЗАДАНИЕ. Прокомментируйте представленные материалы и документы.
1. По состоянию на 1 марта 1940 г. ГУЛАГ состоял из 53 лагерей (включая лагеря, занятые железнодорожным строительством), 425 исправительно-трудовых колоний (в том числе 170 промышленных, 83 сельскохозяйственных), объединенных областными, краевыми, республиканскими отделами исправительно-трудовых колоний ОИТК, 50 колоний для несовершеннолетних.
2. Общий контингент заключенных, содержавшихся в лагерях и исправительно-трудовых колониях ГУЛАГа на 1 марта 1940 г., определялся в 1 668 200 человек.
3. По хаpaктеру преступлений заключенные распределялись следующим образом (1 марта 1940 г.):
1) контрреволюционная деятельность – 28,7%,
2) особо опасные преступления против порядка управления – 5,4%,
3) xyлиганство, спекуляция и пр. преступления против управления – 12,4%,
4) кражи – 9,7%,
5) должностные и хозяйственные преступления – 8,9%,
6) расхищения социалистической собственности – 1,5%,
7) прочие преступления – 27,5%.
4. В начале 1940 г. военизированная охрана ГУЛАГа насчитывала около 107 тыс. чел., стоимость содержания которых в год определялась суммой в 790 млн.руб.
В январе 1939 г. число стрелков охраны из заключенных составляло 25 тыс. человек.
“Движение лагерного населения ГУЛАГа”
Годы На 1 января В среднем за год 1930
1933
1936
1938
1940
1941
1945
1946
1947
179.000
268.700
839.406
996.367
1.344.408.
1.500.524
715.506
600.897
808.839
190.000
271.000
836.000
1.313.000
1.400.000
1.560.000
699.258
700.712
1.048.127
- Подведение итогов работы с документами.
3. Лагеря были разбросаны по всей стране – “острова архипелага ГУЛАГа”, по выражению А.Солженицына. Несколько лагерей находились в Кировской области. Самым крупным был Вятлаг-Вятский лагерь.
“Вятлаг - это глухие кайские леса. Вятлаг – это скопище заключенных. Вятлаг – это лесопромышленный комплекс. Вятлаг – это особый мир, покоящийся на костях людей. Вятлаг – это, наконец, “государство в государстве со своими законами, традициями, моралью”, - так писал П.Ожегин – один из летописцев Вятлага. Сейчас нет Вятлага, а есть учреждение К-231, но память об этом лагере сохранилась.
Выступления ученика о поездке в п. Лесное – центр Вятлага.
4. Сообщение учителя из истории Вятлага.
Обратимся к книге В.А.Бердинских “История одного лагеря”. Вятлаг возник в 1937 году как один из 7 “лесных” лагерей в системе ГУЛАГА. Он располагался на северо-востоке Кировской области (Вятского края) в непроходимой тайге. Расстояние от областного центра, г. Кирова 350 км.
Соединяла эти пункты ширококолейная железная дорога, она постепенно, по мере расширения лагеря, обрастала сетью дорог, которые шли все дальше на север, а так же непосредственно к пунктам заготовки леса”.
В 1938 году вблизи станции Лесная был построен крупный лесозавод, а рядом с ним “Соцгород”, будущий поселок Лесной, центр “столица” Вятлага. (Лагерное начальство мечтало построить социалистический город: благоустроенный, со школой, дворцом культуры, с бассейном, со стадионом). Сюда в 1939 году было переведено Управление Вятлага.
Поселок располагался в гибельном болотистом месте. На наш вопрос, зачем нужно было строить на болоте, ответы старожилов были разные: “чтобы заключенным труднее было убежать”, “наверное, чтобы заключенные сильнее почувствовали свою вину перед государством”. Сначала это было небольшое селение сплошь деревянное, к центру вела улица Вокзальная. Вдоль дороги тянулись заборы с колючей проволокой (базы лагеря). По другую сторону – деревянные баpaки. Вплоть до 50-х годов на окраине этого поселка можно было увидеть такие экзотические для наших мест жилые помещения как юрты. Это были глинобитные постройки с печками-буржуйками, в них жили немцы - спецпоселенцы и другие представители вятлаговского населения.
В период “расцвета” Вятлага, а это конец 40–50-х годов, поселок выглядел уже иначе, чем сейчас. По воспоминаниям опрошенных нами жителей, поселок был благоустроен. За эти годы заключенными была сделана ирригационная система, чтобы осушить низину, в которой находился поселок. Были прорыты канавы, обложены внутри деревянными кругляками. Центральная часть поселка была значительно приподнята за счет наносной земли. Трудно даже представить, какое количество земли вручную было перенесено, какой каторжный труд заключенных вложен в тот поселок. По воспоминаниям Т.В. Гoлyбевой, такая же каторжная работа была проведена в близлежащем совхозе. “Однажды, собирая в лесу ягоды, я обнаружила огромные котлованы. Земля из них, плодородная ее часть, была вручную вырыта и перенесена за несколько километров на совхозные земли. Эту работу делали женщины-заключенные, которые работали в совхозе”.
В центре поселка была площадь: с одной стороны прекрасное деревянное здание - Дом культуры, с другой - двухэтажные дома Управления лагеря. Рядом были жилые дома для лагерного начальства. Это двухэтажные деревянные постройки с некоторыми деталями европейского, готического стиля (башенки на крышах, высокие, крутые скаты, необычная внутренняя планировка).
Невдалеке был стадион, окруженный трибунами. И сейчас видно невооруженным глазом, что здесь большой слой наносной земли, т.к. место высокое и сухое. (Сколько же ее нужно было перенести на такое большое прострaнcтво?).
В центре площади был поставлен памятник В.И. Ленину из светло-серебристого металла. Отлит он был заключенным художником. Типичный для городов и поселков всей страны. (Сколько их безликих стоит до сих пор!). Интересен тот факт, что раньше вместо этого памятника стоял другой - скульптура “Чекист с овчаркой”. Когда убрали, можно только предполагать.
В поселке был сделан водопровод, а улицы вымощены деревянными, вертикально поставленными тюльками-плитами. Такая вот деревянная брусчатка. Вдоль улиц были дощатые тротуары.
“Но основная жизнь Вятлага сосредоточивалась не в поселке Лесном, а в лагерных пунктах, расположенных вдоль железной дороги, где были тысячи и тысячи заключенных и люди, их охранявшие. Руками заключенных вырубалась тайга, территория обносилась забором с колючей проволокой и сторожевыми вышками. Это запретная зона. Внутри сооружались сначала палатки, а затем – бревенчатые или щитовые баpaки для заключенных, помещения для лагерных служб (невозможно представить, как можно было выжить зимой в палатках, ведь для северных краев холода за минус 40 не редкость). По воспоминаниям тех, кто пережил эти времена, “волосы примерзали к стенам палатки”. Постепенно зоны благоустраивались: появлялась пекарня, баня, магазин, клуб, начальная малокомплектная школа для детей сотрудников. Здесь же была производственная зона, где работали заключенные” (1).
Из литературы известно, что лагерная система имела цель не только изолировать реальных и потенциальных врагов, или просто недовольных режимом, но заставить арестованных заниматься общественно-полезным трудом. (не позволить даром есть хлеб!) главным образом в местах мало пригодных для жизни. Эта же цель реализовывалась и в Вятлаге - огромном лесозаготовительном комплексе. “Лагерный контингент” колeбaлся от 16.000 до 25.000 тысяч человек в год. Заключенные валили лес, занимались вывозкой, выпускали самую разнообразную лесопродукцию. Обеспечить выполнение плана было главной задачей вятлаговского начальства. План во что бы то ни стало, любой ценой! И здесь “контингент” не жалели. Труд на лесоповале был чрезвычайно тяжел, до середины 50-х годов пpaктически не было никакой механизации: деревья валили ручными лучковыми пилами по пояс в снегу или по колено в болотной жиже, вывозили на лошадях. Укладывали в штабеля и грузили вручную. “Берегите лошадей” - читаем в приказах управления, но нигде нет упоминания “берегите людей”. Долго на таких работах даже физически крепкие люди не выдерживали, становились инвалидами, умирали.
Особенно много погибло в Вятлаге в годы войны (до 30%). Места захоронения большинства погибших неизвестны.
5. Выступление участника экспедиции о школе в Вятлаге в 1930-1950-е годы.
6. Сообщение учащихся о лагерных судьбах: о поэте Б.Чичибабине, инженере Леймаре из КБ Туполева, адъютанте Жукова Минюке, о графине Оболенской-Волконской, актрисе Окуневской, композиторе Поле Марселе - авторе известного романса “Дружба”.
III. Обобщающие выводы по уроку.
Сталинские репрессии оказали колоссальное влияние на судьбу страны: ее экономику, политику, культуру, на общественное сознание (падение ценностей человеческой жизни, отношение к жизни как к материалу, унижение человеческого достоинства, неуверенность в завтрашнем дне).
IV. Заключительная часть урока.
Написание учащимися эссе на темы:
“Отчизне мы не судьи” (И.Бродский)
“Не надо ворошить прошлое, кто старое помянет тому глаз вон!”.
Выдержки из эссе.
“История нашей страны полна трагических моментов, которые не очень приятно вспоминать, но тем не менее того что было, не исправишь и не утаишь. Необходимо знать историю своей страны, даже ее трагические моменты, чтобы это не повторялось никогда”. (Бокова Лилия)
“Ход истории нельзя изменить, с этим приходится только мириться”. (Черных Ольга)
“История–вещь, которая иногда ломает человеческие судьбы, заставляя в один миг забывать что было с человеком до. Так, например, ГУЛАГ, уничтоживший огромное количество людей принес боль всей стране. Но мы не вправе судить людей, совершивших это, потому что это история, ведь нельзя вернуть погибших или вылечить искалеченных, мы не можем повернуть время вспять и единственное, что мы можем сделать не совершать этих ошибок в будущем”. (Татаурова Ульяна)
“Как жаль, что нельзя исправить, переписать историю, но такие раны остаются в сердце на всю жизнь”. ( Шишанова Юля)
“Конечно, прошлое это прошлое, не нужно зацикливаться на нем, нужно стараться улучшить настоящее и будущее, но есть вещи, забывать которые нельзя. Так нельзя забывать трагедию Вятлага и других островов Архипелага ГУЛАГ”. (Сребницкая Ксения)
Литература к уроку.
- Бердинских В.А. История одного лагеря.(Вятлаг). – М.:Аграф, 2001.-432 с.
- Бортников В.А. Крестный путь.// Вятский край.1991 г.15 мая.
- Ожегин П.Т. Вятлаг//Энциклопедия земли Вятской. Т 4. История. Киров, 1995 г.с.408-421 Культура и искусство Вятлага Т 9. Культура и искусство. Киров, 1999 г. с 533-550.
- Окуневская Т.К. Татьянин день// Искусство кино.1994 №5, 1996 № 4-5
- Панин Д. Лубянка –Экибастуз.М,1990
- 65 лет Вятскому управлению лесных исправительных учреждений УИН Минюста России по Кировской области, 2003

Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
24 09 2023 14:57:20
Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....
23 09 2023 13:32:56
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....
22 09 2023 10:53:42
Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов.
...
21 09 2023 0:32:45
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
20 09 2023 16:49:16
Проект создает наглядные пособия по истории Отечества путем организации самостоятельной деятельности учащихся....
19 09 2023 2:41:43
Урок обобщает знания учащихся о глобальных проблемах современности. Показывает их взаимосвязь и взаимодействие, акцентирует внимание на необходимости совместных усилий для их решения....
18 09 2023 4:41:48
Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока - продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как "кладовой образцов дурного и хорошего", формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
17 09 2023 8:25:10
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
16 09 2023 12:38:37
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
15 09 2023 15:58:30
Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием ИКТ, а также технологий интеpaктивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению.
...
14 09 2023 14:27:14
Исследовательская работа в группах позволила учащимся 10-го класса выявить молодежные неформальные организации в городе, встретиться с их лидерами и участниками, узнать причины их появления, определить собственную позицию по отношению к существующей молодежной субкультуре не только в России, но и собственном городе....
13 09 2023 15:37:45
Урок в 5-м классе с использованием презентации направлен на формирование у обучающихся опыта самостоятельной работы на уроке по постановке и решению познавательных задач. Данный урок разработан с учетом особенностей работы в классах с разным уровнем подготовки....
12 09 2023 17:37:22
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
11 09 2023 15:32:54
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
10 09 2023 12:56:50
В статье представлен опыт работы по изучению темы "Социальная картина российского общества в пореформенное время" в курсе отечественной истории 8-го класса.
В предлагаемом плане-конспекте урока предложены различные формы деятельности учителя и учащихся на уроке, имеются рекомендации по использованию технических средств обучения.
...
09 09 2023 2:57:10
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
08 09 2023 20:49:21
Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....
07 09 2023 22:48:47
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации. Представлена программа по обществознанию для 5-го класса....
06 09 2023 17:31:30
Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной пpaктике.
...
05 09 2023 0:46:54
Урок разработан в соответствии с технологией развития критического мышления в форме дебатов. Данная тема и выбранная форма способствует формированию у учащихся умений критически мыслить, отстаивать собственную точку зрения, работать в группе, а также воспитывать патриотизм, чувство ответственности, толерантность. Во время дебатов комaнды высказывают аргументы, подтверждающие или опровергающие заявленную тему, которая формулируется в виде тезиса. Комaнды состоят из трёх человек. Одна комaнда защищает тему игры, другая – опровергает эту тему.
...
04 09 2023 20:29:44
Данная разработка рассчитана на 2 урока. В начале урока перед ребятами ставится проблема, решить которую можно, выполнив ряд заданий. Отведено время для работы с документами, терминами. Используются слайды с изображением императоров, их фаворитов (программа PowerPoint), одновременно выступают учащиеся, заранее получившие задания. На основе выступлений и слайдов учащиеся заполняют таблицу. Проверка полученных знаний осуществляется с помощью теста.
...
02 09 2023 5:34:50
Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская.
...
01 09 2023 18:46:12

Урок по теме «Ассирийская держава» с учетом требований ФГОС, сопровождается презентацией, которую можно использовать как в работе учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе учащимися при изучении темы....
31 08 2023 4:33:26
Статья рассказывает о том, как можно построить свою краеведческую работу в обычной сельской школе, чтобы привить любовь к истории у современных детей. Какие методы и способы можно использовать. Каков результат данной работы....
30 08 2023 17:59:13
Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....
29 08 2023 6:55:59
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
28 08 2023 2:36:11
Материал урока дает возможность учителю совершенствовать навыки работы с историческим источником, отpaбатывать умения формулировать свои мысли, работать в группе. Наличие большого количества иллюстраций помогает "оживить" историю, сделать ее персональной. Подача вопросов в компьютерном варианте направлена на совершенствование тестовой культуры, а обратная связь помогает формированию критического отношения к информации, развитию историко-логического мышления....
27 08 2023 5:18:44
Обобщающий урок по теме "Внешняя политика России"; сравнительный анализ Крымской и Русско-японской войн для учащихся 10–11-х классов. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащиеся изучают документы, справочные материалы, заполняют аналитическую таблицу. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
26 08 2023 0:47:10
В статье подробно рассказано, кто, как и для чего создавал в городе Междуреченске Центр патриотического воспитания и музей воинской славы. В приложении приведена презентация о музее....
25 08 2023 4:45:24
Сценарий праздника воссоздает картину жизни нашего государства в начале XVII века в условиях Смутного времени. Знакомит учащихся с трагическими страницами русской истории. Подводит к пониманию обстановки напряженности и трагизма периода времени Лихолетья. Показывает и раскрывает хаpaктеры и душевные качества россиян. Формирует чувство гордости и ответственности за право называться гражданином России....
24 08 2023 7:11:31
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
23 08 2023 11:36:58
Урок истории проводится на основе межпредметной интеграции (литература,
краеведение, экономика, культурология). Противоречия общественно-политической
жизни страны победившего социализма раскрываются в поисковой и творческой
деятельности. Продолжением урока могут стать классные часы, исследовательская работа,
элективные занятия, что не только повышает научный потенциал урока, но и формирует
активную жизненную позицию подростков, воспитывая гуманное отношение к людям,
чувство справедливости....
22 08 2023 20:24:31
В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и пpaктическую деятельность....
21 08 2023 12:45:15
Урок построен как лабораторное занятие. На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (устные ответы, составление схем). Форма урока позволяет совершенствовать умения обучающихся анализировать исторические источники, сравнивать, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемым проблемам. В используемых документах сохранен стиль и орфография XVII века, что, с одной стороны, затрудняет работу, но с другой — позволяет глубже погрузиться в изучаемую эпоху.
...
20 08 2023 5:48:14
Предлагаемая тема может быть использована при изучении развития истории региона в Новейшее время, тематического блока "Участие белгородцев в Великой Отечественной войне", в качестве внеклассного мероприятия, посвященного знаменательным датам отечественной истории, связанным с Великой Отечественной войной, Курской битвой.
...
19 08 2023 4:12:39
Внеклассное мероприятие посвящено 700-летию великого патриота, учителя, подвижника и святого русской земли. В обычной жизни Сергий Радонежский был одним из лучших людей своего времени, и его жизнью определялась жизнь многих поколений русских людей; этот человек являлся воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу. Разработку можно использовать при проведении внеклассного мероприятия, нравственного классного часа, применить на уроке истории России....
18 08 2023 5:50:34
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы.
...
17 08 2023 7:44:28
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
16 08 2023 13:41:19
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
15 08 2023 11:47:37
На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться
в первичных, основных чертах национального хаpaктера русского народа....
14 08 2023 10:51:46
Урок является завершающим при изучении темы «Гражданское право» в курсе "Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику «Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников.
...
13 08 2023 13:16:15
В ходе урока дается представление о первых олимпийских играх, традициях.
Проводится самостоятельная работа с документом. Учащиеся читают историческую карту с опорой на легенду, находят и показывают на ней историко-географические объекты....
12 08 2023 11:44:56
Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества.
...
11 08 2023 2:30:33
Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначено для младших и средних школьников. Мероприятие рекомендуется проводить накануне празднования Дня города – 27 (16) мая или на неделе истории в школе. В игровой форме ребята закрепляют знания по истории и культуре города. Мероприятие формирует познавательный интерес учащихся к изучению родного города....
10 08 2023 17:14:19
Данная работа - взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее....
09 08 2023 23:14:53
На занятии использованы следующие методы: мозговой штурм, ролевая игра, работа в малых группах, один из механизмов решения проблемных вопросов: "шкала мнений", работа в малых группах, работа с документами. Участники занятия обсудят противоречия общественного прогресса, предложат на основе документов критерии прогресса. Данное занятие может быть использовано в курсе обществознания в разделе: "Общество" в 10-м классе....
08 08 2023 10:45:53
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
07 08 2023 5:44:18
Урок-путешествие проводится в 6-м классе как урок обобщения материала и помогает ребятам окунуться в эпоху Средневековья. Различные задания и формы работы дают возможность не только вспомнить пройденный материал, но и повысить интерес к истории Средневековья.
...
06 08 2023 23:17:37
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::