Урок "Жизнь и быт саамов" (национально-региональный компонент)
Задачи:
- Образовательная – формирование у учащихся системы знаний об историческом развитии родного края, ознакомление их с образом жизни, бытом коренных жителей Кольского полуострова.
- Развивающая – формирование элементов исследовательской деятельности, формирование у учащихся умения самостоятельно добывать знания и делать выводы, развивать умение соотносить общее и частное.
- Воспитательная – прививать любовь к малой Родине, уважение к коренному населению Кольского полуострова.
Оборудование:
Карта – контур Кольского полуострова (на доске и на столе у каждого ученика) (Приложение 1).
Книги: саамские сказки «Семилетний стрелок из лука», И.Ф.Ушаков «История Кольского Севера», В.В.Дранишников «Рассказы по истории Кольского края».
Рисунки жилищ саамов (на доске) (Приложение 2, 3, 4).
Понятия на карточках (на доске):
Лапландия
Саами
Лопари
Вежа
Тупа
Кувакса
Сейд
Чудь
Лист исследования (на столе у каждого ученика) (Приложение 5).
Макеты лабиринта и сейда. (Приложение 6)
Перечень использованной литературы (Приложение 7).
Типология урока: формирование новых ЗУН.
Тип урока: интегрированный.
Форма организации учебного процесса: исследование.
Мировоззренческая идея: формирование целостной картины мира составной частью которой является Кольское Заполярье.
План:
Расселение саамов.
Основные занятия саамов.
Жилища саамов.
Религия саамов.
Борьба с внешними врагами.
Класс разбит на 3 группы ученых. В каждой группе учащиеся получают задания за две недели до урока:
1. |
Археологи: |
основные занятия саамов, орудия труда, жилища. |
2. |
Историки |
гипотезы происхождения саамов, борьба с врагами. |
3. |
Географы |
места, где селились саами, назвать и показать по карте, почему именно здесь? |
4. |
Этнографы |
современная жизнь саамов. |
5. |
Краеведы |
борьба с врагами, с кем и почему боролись, жилища саамов. |
6. |
Исследователи |
занятия саамов, почему много внимания уделялось приметам, религия. |
7. |
Литературоведы |
название селений саамов, образ жизни, жилища саамов. |
8. |
Библиографы |
выступление по одной из книг, саамские сказки «Семилетний стрелок из лука», И.Ф.Ушаков «История Кольского Севера», В.В.Дранишников «Рассказы по истории Кольского края». |
У каждого ученика на гpyди бейдж с ролью ученого.
Вступительное слово учителя:
С незапамятных времен рассказывали: где-то на севере Европы есть таинственная Лапландия – страна холода и мpaка. Люди там ходят в звериных шкурах, без промаха стреляют из лука и умеют колдовать.
Ученик–литератор: |
Да, Лапландия страна И мрачна и холодна, Лишь полярное сияние Вспыхивает иногда. Но в Лапландии живет Стойкий северный народ. Из оленя каньги шьет, Ловко он хингу плетет, Старый мудрый их шаман Прогоняет ураган В тундру нас ведет окас По морю везет карбас.
|
|
Учитель: |
Сегодня наш урок пройдет в форме заседания научного совета. Мы попытаемся узнать, что это за таинственная Лапландия и что за люди там живут? А помогут нам саамские сказки. Сказки – это один из письменных источников наших знаний о жизни саамов. Ведь что саами видели вокруг себя, про то они пели и сочиняли.
|
|
|
В своей работе мы будем использовать знания, полученные на предыдущих уроках, во время экскурсии в краеведческий музей. Сегодня на уроке мы выступим в роли ученых, исследующих Лапландию. В каждую группу входят: историки, археологи, литературоведы, этнографы, географы, краеведы, библиографы, исследователи. |
Учитель: |
Исследовав учебный материал, саамские сказки, мы должны выяснить где селились саамы, каковы у них были основные занятия, где они жили, во что верили, с кем боролись. Все должно быть аргументировано и подтверждено фактами. Перед каждым из вас лежит лист исследования, который к концу урока должен быть заполнен. |
||||||
Учитель: |
Территорию севернее Полярного круга, от Беломорья на востоке до Норвежского моря на западе называли Лапландия. Географическое название Лапландия перестало употрeблляться только в нашем веке. |
||||||
Учитель: |
Работа со словарями в предложенной литературе. (на партах словари, на доске понятия, ученики записывают в лист исследования). Лапландия – страна, где жили лопари. Саами – древние жители Кольского полуострова (И.Ф.Ушаков «История Кольского Севера» стр.9). Мы ездили с вами в Мурманский областной краеведческий музей и там узнали, как по-другому назывались древние жители Кольского полуострова. Лопари – древние жители Кольского полуострова (И.Ф.Ушаков «История Кольского Севера» стр.128). Что такое Лапландия? Кто такие лопари, лонь? Какое другое есть название др. жителям Лапландии? |
||||||
Учитель: |
Продолжаем заседание научного совета. Слово предоставляется историку. |
||||||
Историк: |
Существует много гипотез, легенд о происхождении саамов. Когда-то их считали, чуть ли, не прямыми потомками израильтян. Потом родилась другая версия – саамы пришли с юга Европы через скандинавский полуостров. Есть и другая точка зрения – о предшественниках саамов в Зауралье, Поволжье. Но не приходится сомневаться, что саами – древнейшие жителя Кольского полуострова. И.Ф.Ушаков «История Кольского полуострова Севера».
|
||||||
Учитель: |
Слово предоставляется этнографу.
|
||||||
Этнограф: |
Сейчас саами – одна из самых маленьких северных народностей. До начала 30х годов ХХ века саамов звали лапландцами или лопарями. По мнению этнографов эти названия финского или шведского происхождения. Исследователь Т.Итконен выводит слово «лопарь» от финского Lape (сторона), другой ученый Е.Итконен – связывает его со шведским словом Lapp (место). Русские исследователи Д.Островский и В.Львов писали, что «лонь» означает «край», «предел», а «лопарь» - «человек, живущий на самом краю земли». У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки.
|
||||||
Учитель: |
Историческая судьба коренных народов Севера привлекает к себе пристальное внимание как исследователей России, так и ученых мира. В быстро развивающемся мире возникает опасность исчезновения малочисленных народов и культур, уникальных по своей сути, создаваемых в течении длительного исторического периода. Одной из самых маленьких народностей является саами, которые проживают на северо-западе России, на Кольском полуострове и относятся к 26 малым народностям Крайнего Севера. Самобытная культура саамов и сама способность к выживанию в тяготейших условиях Заполярья вызывают искренний интерес и глубокое уважение к ним. Саами проживают в нескольких государствах. Из 50 тысяч сегодня в Норвегии – 30 тысяч, в Шведции – 15 тысяч, в Финляндии – 14 тысяч, в России – 2 тысячи. У саамов единая культура и язык, назависимо от гражданства. Н.Н.Харузин – признанный авторитет этнографии саамов.
|
||||||
Этнограф: |
Ловозерский район – самый большой в Мурманской области он занимает около трети Кольского полуострова. Это основное место жительства саамов России (показывает на карте). Свое название район получил по имени большого и красивого озера Ловозера и возникшего близ него саамского селения Луявр–сийт (по-русски «погост Ловозеро»). Здесь протекает река Поной протяженностью 426 км. В районе находятся такие населенные пункты как – Ловозеро, Краснощелье, Ревда. Сегодняшнее Ловозерье – многонациональный край, живая летопись истории малых народов нашей Родины.
|
||||||
Учитель: |
Итак, где же селились саами? Найдите подтверждение в книге саамские сказки «Семилетний стрелок из лука» (ученики зачитывают ответы).
|
||||||
Ученики: |
На берегах рек |
стр.14 стр.51 стр.96 |
|||||
|
У озер |
стр.74 стр.90 |
|||||
|
На морских берегах |
стр.18 |
|||||
|
У заливов |
стр.13
|
Учитель: Почему именно здесь селились саами?
Как назывались селения?
Найдите ответ в словаре.
Ученик: Погост
Учитель: О чем говорят эти факты?
Вывод: |
Саами вели полукочевой образ жизни в поисках рыбы, животных, часто меняли места. Селились по берегам рек, озер, на побережье. Жили погостами.
|
Учащиеся отмечают в листе исследования, а на контурной карте места стоянок. |
Учитель: |
Ребята занимались исследованием основных занятий саамов. Приведите факты, где говорится о занятиях саамов. |
Ученики:
Занятия саамов |
саамские сказки «Семилетний стрелок из лука» |
И.Ф.Ушаков «История Кольского Севера» |
рыбная ловля |
стр.61, стр.71, стр.90, стр.92 |
стр.8 |
охота |
стр.56, стр.71, стр.76, стр.93 |
стр.8 |
оленеводство |
стр.51, стр.54, стр.48, стр.76, стр.92 |
стр.8 |
Учитель: Что вам известно об этих занятиях?
Предложите, чем занимались женщины?
Вывод: |
Основные занятия – рыбная ловля, охота, оленеводство. |
Записываем в лист исследования. |
Учитель: |
По рисункам на доске опишите жилища саамов. Найдите определения перечисленных понятий в словаре саамских сказок «Семилетний стрелок из лука» на страницах 107, 108, И.Ф.Ушаков «История Кольского Севера» на страницах 127, 128. Подтвердите фактами, какими были жилища саамов. |
|
Ученики: |
вежа кувакса тупа |
стр.14,8 стр.58,22 стр.10 |
Записывают в лист исследования. |
Учитель: |
В основе всех сказаний – реальное и мифическое представление о жизни, окружающем мире. Издревле люди пытались понять: почему идет снег, воет вьюга, полыхает северное сияние, олени уходят с одного места на другое. Жители Кольского полуострова верили в сверхъестественную силу. Они пытались влиять на различные явления природы. Помогали им в этом северные колдуны (инсценировка: в костюме шамана с бубном выходит ученица и читает стихотворение «Нойд». |
Шаман: |
Нойд – я, северный шаман. Вызываю ураган. Лихо в бубен я стучу Травами людей лечу. |
Учитель: |
Магия – колдовство. Саамы верили тундровым шаманам – нойдам, которые пользовались большим авторитетом. Они умели общаться с сейдами и получали от них чудодейственную силу; могли исцелять недуги, вызывать и прекращать дожди и ветры, прогонять насекомых и т.д. В верованиях саамов большую роль играли сейды. Сейды – это камни, в которые превратились люди, олени, звери. Сейд имел человеческие черты. Так сейдозёрский сейд имел темно-карие глаза, а на пальцах видны перстни. Сейд нужно задабривать, приносить им подарки, около сейда нельзя громко говорить, а тем более ругаться. Сейд был объектом почитания всего населения, связано это, по-видимому, с почитанием предков, старейшин. Слово «сейд» связано с понятием сейт – род – окрик, испуг, гнев на родственников – вот причина окаменения или единственный выход при преследовании врагами. Взамен внимания сейд загоняет в сети рыбу, помогает на охоте. За невнимание, насмешки и грубость сейд жестоко наказывает виновных не только лишением промыслов, но и болезнями, даже cмepтью. Одухотворяли силы природы – Солнце, по их мнению, ездило по небу на медведе и оленях, у него, как и у людей, есть мать, сестра, жена, дочь. Северное сияние саамы представляли как отголоски душ умерших родных и в пору «волшебного свечения неба» предпочитали прятаться. |
|
Найдите определения перечисленных понятий в словаре саамских сказок «Семилетний стрелок из лука» на страницах 45, 22, 90, И.Ф.Ушаков «История Кольского Севера» на странице 11: сейд (Приложение 6) нойд лабиринт |
Учитель: |
Макет лабиринта мы с вами делали на занятиях кружка «Наш край». Для чего служили лабиринты? |
Записывают в лист исследования.
Вывод: |
Саами были язычниками, поклонялись сейдам. От них зависел успех на промысле, благополучие в жизни, чтобы задобрить сейдов, приносили им в жертву часть добычи. |
|
Учитель: |
Ребята, обратите внимание на лист исследования, какое понятие мы с вам и еще не рассмотрели? |
|
Ученики: |
Чудь. |
|
Учитель: |
Найдите определение в словаре. |
|
Записывают в лист исследования.
|
||
Учитель: |
Послушайте отрывок из саамской сказки «Саам – богатырь» стр.90-93. (зачитывается отрывок). У этого эпизода историческая основа. Какая? |
|
Ученики: |
Борьба с внешними врагами. |
|
Учитель: |
Из века в век саамам приходилось бороться с врагами, которые стремились оттеснить рыбаков, охотников, оленеводов к северу, отнять у них добычу. С тех пор на Колькой земле остались кровавые горы, кровавые острова и пороги, названия которых, напоминают о тех временах, жестоких сечах со шведами, норвежцами, датчанами… Приведите примеры борьбы из саамских сказок, которые вы прочли дома. |
|
|
Давайте проверим наш лист исследования и подведем итоги. (ученики зачитывают результаты объектов исследования и понятия). |
|
|
Сегодня мы с вами попытались исследовать жизнь и быт саамов. Вы очень хорошо поработали. Но мы не смогли бы всего этого сделать не будь у нас великолепных книг наших краеведов И.Ф.Ушакова и В.В.Дранишникова. |
Библиографы рассказывают об И.Ф.Ушакове и В.В.Дранишникове и их книгах.
Учитель: |
Итак, подведем итоги нашего урока. На уроке вы должны были узнать о жизни и быте саамов. Молодцы! Огромную работу провели наши ученые. (комментарии оценок). |
|
Домашнее задание: Нарисовать саамский флаг, найти текст гимна саамов, изготовить карту «Памятники первобытной эпохи на Кольском полуострове». Спасибо за урок! До следующей встречи. |
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
18 03 2024 16:21:14
Олимпиада по конституционному праву состоит из 10 заданий, прилагаются ключи....
17 03 2024 11:52:11
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
16 03 2024 4:44:20
В методической разработке урока обобщения и закрепления материала предполагается проведение пpaктической работы с использованием различных литературных источников. ...
15 03 2024 5:46:12
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
14 03 2024 18:39:44
Цели урока: познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки; подойти к пониманию итогов политической реформы. ...
13 03 2024 21:20:33
Как воспитывать патриотизм, гражданственность через уроки и внеурочную деятельность математиков? Учителя истории, литературы просто обязаны это делать, а "на математике нужно решать". Мною, как историком, была разработана данная программа. Свою актуальность программа не утратила сегодня. Создание условий для нравственного, патриотического, интеллектуального, физического воспитания личности - задача всех педагогов. Программа может применяться в качестве подпрограммы по патриотическому воспитанию молодого поколения. ...
12 03 2024 19:51:45
Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две комaнды. Каждой комaнде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....
11 03 2024 6:57:21
Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint. ...
10 03 2024 3:48:20
Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи. ...
09 03 2024 1:38:43
Данная работа посвящена символике Российской Федерации, Ставропольского края и своей малой родины – Курской. Работа рассчитана на учащихся 9-х классов, которые успешно изучили историю России с древнейших времен до XX века. Нестандартный урок занял 2-е место в краевом конкурсе «Овеянные славой». К работе прилагается презентация....
08 03 2024 1:20:51
Урок истории в 6-м классе создать условия для освоения знаний учащимися о главных событиях Столетней войны, показывает героическую роль в ней народной героини Жанны д'Арк....
07 03 2024 10:20:11
Цели урока: показать взаимосвязь истории и литературы; взаимосвязь истории прошлого века и современности; провести исследование и выяснить, как исторические события отразились в поэме А.Блока; показать полемический хаpaктер поэмы; раскрыть тему Бога, веры; выявить авторскую позицию; учить анализировать поэтический текст, находить нужную информацию в научном тексте, видеть общее и частное; развивать критическое мышление; выражать свое мнение....
06 03 2024 23:59:10
Модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям, углубляющим и систематизирующим знания учащихся. Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения. Применение метода проектов во внеурочной работе по истории формирует компетенцию в сфере социальной деятельности и преемственности поколений....
05 03 2024 11:21:27
Урок повторения по теме. 7-й класс. Это опрос-игра с использованием презентации. Ему предшествуют уроки, на которых учащиеся сами по группам знакомят класс с культурой европейских стран, проводя мультимедийные мини-занятия. И это помогает им подготовиться к игре. В презентации даны задания, правильные ответы. Используются иллюстрации, анимация и музыкальное сопровождение....
04 03 2024 14:36:55
Автор статьи знакомит учащихся с Египтом. ...
03 03 2024 13:27:17
В данной методической разработке предлагается вариант проведения урока истории в 11-м классе по теме "Брестский мир", цель которого – раскрыть альтернативные взгляды левых коммунистов, троцкистов и сторонников Ленина на проблему заключения мира с Германией. Можно предложить учащимся обратиться к пьесе М.Шатрова "Так победим!" и подготовить на ее основе инсценировку. ...
02 03 2024 22:10:27
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
01 03 2024 11:21:17
Урок спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
29 02 2024 6:12:43
Урок знакомит обучающихся с новыми понятиями (язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы), развивает образное мышление, обогащает лексический запас и формирует эрудицию. Цель урока - развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян....
28 02 2024 13:46:40
В 2015 году наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, использовать ИКТ. Игра основана на межпредметных связях (литература, музыка, изобразительное искусство). Урок-игра воспитывает патриотизм учащихся....
27 02 2024 15:29:57
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
26 02 2024 23:40:24
В статье приведены примеры из опыта работы учителя истории. Даны рекомендации как работать с хронологическим материалом, понятиями; как добиться грамотного и аккуратного ведения тетрадей; что нужно сделать, чтобы интерес к предмету не только не угас, но и развивался. В статье даны рекомендации о том, как сделать предмет интересным для учащихся....
25 02 2024 22:52:14
Данный урок способствует дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности школьников. Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций. ...
24 02 2024 19:42:48
Метод «ассоциаций». Варианты его применения. Подбор ассоциаций к терминологическому ряду, включающему понятия, факты, персоналии. Ассоциации-"перевертыши". Используются на всех этапах актуализации знаний, обобщений, закреплении....
23 02 2024 1:37:22
Урок сообщения и первичного закрепления новых знаний для 8-го класса формирует представление о причинах возникновения тайных организаций будущих декабристов и целях участников, развивает умение критически анализировать документы («Проект конституции Н.М. Муравьева», «Русская правда П.И. Пестеля»), чувство коллективизма, толерантности. На уроке используются фрагменты из цикла передач «Империя» Л. Парфенова....
22 02 2024 16:35:41
При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....
21 02 2024 10:24:13
Урок окружающего мира в 4-м классе по программе А.А. Плешакова к учебнику «Мир вокруг нас», часть 2. Цели урока: сформировать представления о войне 1812 года; развивать познавательный интерес, умение делать выводы; воспитывать чувство патриотизма к своей Родине....
20 02 2024 13:26:12
Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком....
19 02 2024 13:54:59
Интегрированное внеклассное занятие сочетает в себе информацию двух учебных предметов и рассчитано на детей 9–11 лет (3–5-й класс), включает в себя игры. Цель - активизация творческих способностей, поддержание интереса к предметам и совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе. Результатом будет создание готового образа - символа года дpaкона, включающего в себя как готовый продукт - игрушка, так и воплощение в ней всей полноты знаний об истории происхождения данного символа....
18 02 2024 20:22:37
Цели урока: знать такие понятия, как личность, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, любовь; знать текст литературного произведения и применять в пpaктической деятельности; показать связь предметов обществознания и литературы; развивать умение логически мыслить и делать выводы; умение определять свою жизненную позицию с точки зрения обществоведческой и жизненной; воспитывать духовно-нравственного человека....
17 02 2024 2:17:59
Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории. ...
16 02 2024 17:42:31
Во внеклассной работе заложены большие возможности формирования интереса к предмету "История". Творческая встреча "Под солнцем пламенной Эллады" нацеливает учащихся на углублённое изучение предмета, знание понятий и терминов, дат, имён, развитие умения делать выводы, а также способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках истории по теме Древняя Греция; развитию творческих способностей личности, эмоциональному выражению своих чувств, умения видеть прекрасное; проявлению оформительских способностей, а также дружбе и сплоченности коллектива ребят, развитию чувства ответственности за себя и свою комaнду. ...
15 02 2024 3:11:57
Открытый классный час проводится как урок-праздник. Литературно-музыкальная композиция знакомит детей с произведениями литературы, кино, посвященных Великой Отечественной войне. Мероприятие нацелено воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания и долга; обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией....
14 02 2024 16:56:31
Интегрированный урок проводится как изучение нового материала по предмету история Татарстана (региональный компонент). Используется форма комбинированного урока с элементами интегрирования истории и татарской литературы. Интеграция даёт возможность показать учащимся историю памятников Казани, развивать познавательный, творческий интерес к предметам, патриотизм, гордость за свой город, подкрепление мотивации в обучении....
13 02 2024 4:27:21
Цель урока: сравнить развитие русских земель XII–XIII вв. в условиях феодальной раздробленности, выявить сходство и различие. Урок разработан в соответствии с модульной технологией преподавания. Он предназначен для работы в 10-х классах гуманитарного профиля, но может быть использован и при изучении курса на базовом уровне....
12 02 2024 15:20:14
Будучи одновременно и областью науки, и областью пpaктической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и пpaктические навыки социального действия. В статье описывается опыт гимназии по развитию правовой культуры современного школьника....
11 02 2024 10:54:23
Предлагается урок-презентация, который дает представление учащимся о развитии культуры Киевской Руси и ее мировом значении. ...
10 02 2024 2:18:22
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интеpaктивной доски и компьютера....
09 02 2024 3:25:17
Форма урока - путешествие во времени. Учащиеся представляют себя учениками древнеегипетской школы. Учитель проводит четыре урока: письмо, арифметика, геометрия, астрономия, на которых раскрываются особенности египетской письменности, показаны ее сложности. Дети знакомятся с историей ее дешифровки. Пятиклассники узнают особенности египетского счета и системы мер. Работают с таблицей, сравнивая древнеегипетский и современный календарь. ...
08 02 2024 13:42:54
Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма "Турецкий гамбит" и песня группы "Ногу свело" - "Идем на восток"....
07 02 2024 0:42:35
Урок-викторина строится на основе использования компьютерной технологии, которая предоставляет богатейшие возможности передачи информации. Викторина дает возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность. ...
06 02 2024 14:37:47
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
05 02 2024 17:24:37
Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции. ...
04 02 2024 12:51:48
Цель занятия: знакомство школьников с историческими личностями начала XVII века и раскрытие понятия «Смутное время»....
03 02 2024 18:47:32
Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....
02 02 2024 9:45:20
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
01 02 2024 2:36:17
Проектно-исследовательская деятельность дает возможность для создания личностно развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия....
31 01 2024 5:35:34
В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Изучение документа приближает учеников к изучаемой эпохе. Тема: "Законы царя Хаммурапи" в 5-м классе позволяет использовать на уроке кодекс законов, который содержит 282 статьи. Работа с данным документом открывает большие возможности для использования личностно-ориентированного подхода на уроке....
30 01 2024 19:54:12
На вступительном уроке по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной хаpaктеристике исторических эпох и экономических систем. ...
29 01 2024 22:46:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::