Урок в 8-м классе по теме "Либеральные реформы в России в 60–70-е гг. XIX в."
Данный урок целесообразно проводить в классе, имеющем навыки работы с историческими источниками. Урок проводится после изучения темы: "Отмена крепостного права" и рассчитан на два часа. Представлена первая часть урока.
Цели урока:
– познакомить учащихся с реформами 60–70 гг., показать их либеральный хаpaктер с одной стороны и ограниченность с другой;
– развивать умения строить аналогии, определять и объяснять понятия, анализировать исторические источники и иллюстративный материал;
– на примере работы земств показать необходимость и важность существования подобных учреждений, самоотверженную работу людей, стремившихся сделать жизнь крестьян лучше.
Тип урока: комбинированный с элементами лабораторной работы.
Оборудование урока: раздаточный материал – документы, хаpaктеризующие либеральные реформы 60–70 гг.Х IХ века; репродукция картины Трутовского «Заседание земства».
I. Проверка домашнего задания.
II. Изучение нового материала:
а) либеральные реформы 60–70 гг., их необходимость;
б) реформа местного самоуправления;
в) судебная реформа.
III. Закрепление материала.
Новые термины: земства,»гласные», курии, имущественный ценз, городская дума, городская управа, всеобщая воинская повинность.
Ход урока.
I. Вводное слово учителя и проверка домашнего задания. Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о преобразованиях, проведённых Александром Освободителем в 60–70 гг.
Какую первую реформу провёл Александр II? (отмена крепостного права).
Перечислите исторические термины и понятия, связанные с отменой крепостного права.
(Ученики работают в парах: один называет термины, другой даёт определения). (Редакционные комиссии, отрезки, прирезки, личная свобода, мировой посредник, уставная грамота и т.д.)
В поэме Н.А.Некрасова " Кому на Руси жить хорошо " есть строки:
В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева, Пустoпopoжней волости,
Из смежных деревень – Заплатова,Дырявина, Разутого,
Горелова, Неелова, Неурожайна тож.
Следуя призыву Некрасова, рассчитайте время, когда могла произойти эта встреча.
(1861 г. по 1881 гг.). Почему автор дал такие названия губернии, уезду, деревням? (бедственное положение крестьян после реформы).
В этой же поэме говорится о реформе:
Порвалась цепь великая, порвалась и ударила:
Одним концом по барину, другим по мужику!
Как вы понимаете слова Некрасова ? (сложность, двойственность и противоречивость реформы)
Каковы плюсы и минусы этой реформы ? Правомерно ли называть эту реформу Великой? (учащиеся дают аргументированные ответы)
II. Изучение нового материала.
Отмена крепостного права коренным образом изменила структуру общественных отношений. Изменившаяся ситуация требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления. Эту задачу в определённой мере выполнили реформы 60-70 гг. Мы должны с ними познакомиться и дать им хаpaктеристику, выявив положительные и отрицательные стороны.
Первая реформа – земская, проведена в 1864 г. К началу 60-х гг. прежнее управление на местах показало свою несостоятельность, т.к. чиновники назначались в столице, а население отстранено от управления. Как следствие этого – запустение хозяйств. Надо было привлечь к решению местных проблем всё население. С другой стороны, Александр II должен был считаться с мнением дворянства, которое утратило прежнюю власть и было недовольно отменой крепостного права. 1 января 1864 г. последовал указ о введении Положения о губернских и уездных земских учреждениях, которое предусматривало создание в уездах и губерниях новых выборных органов местного самоуправления – земств. Распорядительными органами являлись уездные и губернские собрания, члeны которых назывались гласными. Из состава гласных собрания избирали исполнительные земские органы – управы, в составе председателя и нескольких члeнов. Выборы проходили 1 раз в 3 года. Избиратели делились на 3 курии .
Правом голоса пользовались только мужчины. Для участия в выборах нужно было иметь определённый имущественный ценз.
Вспомните, что это такое ? (требование избирательного закона, согласно которому избирательное право предоставляется только гражданам, имеющим имущество определённой стоимости).
Подумайте, кто входил в первую курию, если известно ,что для этого необходимо было иметь не менее 200 десятин земли, недвижимого имущества на 15 тыс. рублей и годовой доход свыше 6 тыс. руб.? (крупные землевладельцы – дворяне, владельцы крупных предприятий, крупная буржуазия).
Кто входил в курию городских избирателей, если известно, что для этого необходимо было владеть городской недвижимостью на сумму от 500 руб. в мелких городах и до 2-х тыс. в крупных? (купцы, владельцы средних и мелких предприятий).
Далее следует краткое объяснение учителя о сущности прямых и многоступенчатых выборов.
Какие же вопросы решали земства?
Учащиеся работают с документом1. "Положение о губернских и уездных земских учреждениях, Высочайше утверждённое 1 января 1864 г".(Извлечение)
1.Для заведования делами ,относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда ,образуются губернские и уездные земские учреждения…
2. Дела ,подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:
I .Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
II .Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения , содержимых на счёт земства.
III .Меры обеспечения народного продовольствия.
IY. Заведование земскими благотворительными заведениями.
Y. Управление делами взаимного земского страхования имущества.
YI .Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
YII .Участие ...в попечении о народном образовании ,о народном здравии и тюрьмах.
YIII .Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений...
7. Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел...
8. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам...
Вопросы к документу для обсуждения с учащимися:
1.Какие дела находились в ведении земств?
2.С какой целью в Положение введены статьи 7, 8?
3. Какие вопросы не решали земства? ( политические )
4.В чём сильные и слабые стороны земской реформы?
5. Где не было земств? Почему?
Далее анализируется репродукция картины Трутовского "Заседание земства".
По такому же принципу разбирается городская реформа. Учащиеся работают с извлечением из Городового положения от 16 июня 1870 г.:
2. К предметам ведомства городского общественного управления принадлежит:
а) дела по устройству сего управления и по городскому хозяйству на основании правил, в настоящем положении изложенных;
б) дела по внешнему благоустройству города, а именно: попечение об устройстве города, согласно утверждённому плану ;заведование на основании правил...устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, тротуаров ,городских общественных садов, бульваров, водопроводов, в, сточных труб , каналов ,прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, а равно и освещением городов;
в) дела, касающиеся благосостояния городского населения: меры к обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров; попечение в пределах ,законом указанных...об сохранении народного здравия ,о принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обеспечении от причиняемых ими убытков; попечение об ограждении и развитии местной торговли и промышленности ,об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений...
г) устройство за счёт города благотворительных учреждений и больниц и заведование ими на основаниях ,указанных для земских учреждений...участие на том же основании в попечении о народном образовании...а также устройство театров, библиотек ,музеев и других подобного рода учреждений;
д) предоставление правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных нужд и польз города...
Вопросы к документу:
1. Какие проблемы городской жизни решало городское общественное управление?
2. Сравните земскую и городскую реформы. В чём значение этих реформ?
Самая последовательная реформа – судебная (1864 г.)
Учащиеся разбирают извлечение из Учреждения судебных установлений, Высочайше утверждённое 20 ноября 1864 г.:
1. Власть судебная принадлежит:
мировым судьям,
окружным судам,
судебным палатам и
Правительствующему Сенату –
в качестве верховного кассационного суда.
2. Судебная власть означенных в предшедшей 1-й статье установлений распространяется на лиц всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.
Примечание. Судебная власть духовных, военных , коммерческих, крестьянских судов определяется особыми о них постановлениями.
3. Мировые судьи есть власть единоличная; съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Сенат суть установления коллегиальные...
4. Мировые судьи, их съезды и судебные палаты рассматривают дела по существу; Правительствующий Сенат в качестве верховного кассационного суда, не решая дел по существу в общем порядке судопроизводства, наблюдает за охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением всеми судебными установлениями империи.
6. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи.
7. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях ,означенных в Уставе Уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели.
8. Для прокурорского надзора при судебных местах состоят обер-прокуроры, прокуроры и их товарищи.
Вопросы к документу:
1. Кому принадлежала судебная власть в Российской империи по судебной реформе?
2. Какая статья уравнивает всех подданных Российской империи перед законом?
3. С какой целью вводились должности судебных следователей, присяжных заседателей, прокуроров?
Учитель комментирует ответы учащихся, при необходимости дополняет их. Коллективно составляется схема "Судебная система по реформе 1864 г.". В заключении этой части урока учитель объясняет новые принципы судопроизводства: состязательность, выборность мирового судьи и присяжных, независимость судей , гласность.
Учащиеся делают вывод о достоинствах и недостатках проведённой реформы.
III. Закрепление.
1. Почему изученные на уроке реформы: земскую, городскую , судебную- мы называем либеральными?
2. Какие вопросы не были решены этими реформами? Какие пережитки феодального строя не были ликвидированы?
Домашнее задание: текст параграфа;
Опережающее задание: вспомнив причины поражения России в Крымской войне, предположите, проведение каких мер в армии было необходимо.
На следующем уроке рассматриваются военная реформа и реформа в области народного образования, а также происходит обобщение знаний по всем изученным реформам, включая крестьянскую.
Делается вывод о положительном влиянии реформ на развитие страны и определяются те проблемы ,которые не были решены в результате преобразований Александра II.
Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения....
02 10 2023 15:10:34
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
01 10 2023 11:23:24
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации.
Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели.
Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории.
Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
30 09 2023 12:51:26

Универсальность данной методической разработки состоит в том, что она может использоваться как на уроках истории, права и обществознания, так и во внеклассной работе, на классных часах в младшем и среднем школьном звене. Урок содержит в себе элементы проектно-исследовательской деятельности. В ходе урока происходит популяризация государственных символов России, расширение знаний о них, а также продолжается формирование чувства патриотизма и гражданственности....
29 09 2023 22:34:19
После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке
рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...
28 09 2023 4:27:53
Историческая игра рассчитана на учащихся 9‒11-х классов. Активизирует знания истории России ХХ века, может быть проведена на предметной декаде, уроках истории. Игра состоит из 5-и этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
27 09 2023 2:20:50
В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой......
26 09 2023 15:36:29
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....
25 09 2023 22:40:47
Урок разработан для 5-го класса на основе стандартов второго поколения по теме «Древняя Индия». Проходит в форме путешествия. Используются методы обучения: наглядный, словесный и пpaктический. Применяется презентация, а также музыка индийского народа....
24 09 2023 22:21:47
На основе документов эпохи и описаний историков ученики формируют самостоятельное представление о роли предков - жителей Поморья в Северной войне, их вкладе в борьбу с врагом. Документальные и иллюстративные материалы урока создают прочную доказательную базу для укрепления гражданской идентичности детей и иллюстрируют действия Петра I в годы Северной войны 1700–1721 гг: строительство флота, укрепление обороны, создание мануфактур....
23 09 2023 15:50:25
Учитель на бинарном уроке одной из задач ставит развитие ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся в знакомстве с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации и ее место в мировом историческом процессе. Занятие проходит в форме пpaктикума, в ходе которого у учащихся отpaбатываются все виды УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные....
22 09 2023 21:33:45
Основа урока – работа с историческими документами. На уроке формируются навыки работы с историческими документами, самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации. А также умение выразить своё отношение к поставленной проблеме....
21 09 2023 23:50:18
В условиях совершаемого развития мировой цивилизации всё острее встают перед человечеством глобальные проблемы. Комплекс глобальных проблем при их детальном рассмотрении помогает показать глобализацию современной цивилизации, взаимоответственность всего человечества как перед ныне живущими поколениями, так и последующими....
20 09 2023 3:49:32
Цель данного курса - попытаться найти истину в решении проблемы "роль личности в истории" на примере политических деятелей ХХ века. Историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы.
...
19 09 2023 0:57:56
На основе анализа документального материала автор учит учащихся определять роль, значение, а также давать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией. На основании зарубежных источников изучать и сопоставлять различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне....
18 09 2023 14:28:57
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
17 09 2023 0:27:36
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
16 09 2023 2:50:29
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
15 09 2023 9:36:28
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
14 09 2023 1:33:26
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
13 09 2023 16:10:16
На уроке подводятся итоги изучения жизни и деятельности Петра I. Закрепляются, систематизируются и обобщаются знания. Урок носит развивающий хаpaктер. Даёт возможность детям проявить свои знания по предмету, умения и способности к творчеству. Урок воспитывает в детях интерес к изучению истории....
12 09 2023 8:13:25
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
11 09 2023 19:44:52
Цели урока – охаpaктеризовать молодёжь как социально-демографическую группу; выявить функции молодёжи в современном обществе; подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса; рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире....
10 09 2023 16:47:58
Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. В статье представлены разнообразные виды и формы контроля на уроках истории и обществознания, которыми могут воспользоваться все желающие....
09 09 2023 14:42:33
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
08 09 2023 2:54:31
Задача истории - воспитание гражданственности, патриотизма. А сделать это при помощи театра можно более эффективно. Театрализованная литературная композиция посвящена 180-летию восстания на Сенатской площади. Мероприятие рассчитано на старшеклассников. Упор сделан на нравственные ценности: честь, долг, верность, любовь.
...
07 09 2023 15:43:24
Урок направлен на углубление, расширение знаний учащихся, на удовлетворение интереса школьников к сложному, противоречивому вопросу о формировании "культа личности" И.В. Сталина, его репрессивной политики. Урок проводится в форме экскурсии в историко-краеведческий музей "Вятлаг". Это четвертый урок по теме "СССР в 30–50-е годы" в 9-м классе....
06 09 2023 10:28:22
Урок построен как лабораторное занятие. На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (устные ответы, составление схем). Форма урока позволяет совершенствовать умения обучающихся анализировать исторические источники, сравнивать, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемым проблемам. В используемых документах сохранен стиль и орфография XVII века, что, с одной стороны, затрудняет работу, но с другой — позволяет глубже погрузиться в изучаемую эпоху.
...
05 09 2023 10:56:50
Основная идея программы - изучение побед России в период с IX по XVIII век. Этот период истории России богат победами в самых различных областях жизни. Это победы русской дипломатии, внешней и внутренней политики, достижения в культуре, деятельность отдельных личностей и всего русского народа. Изучение этих побед пробуждает чувство гордости за свою историю и свою страну.
...
04 09 2023 23:25:50
Интеpaктивная лекция – выступление преподавателя перед большой аудиторией с активными формами обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. На основе интеpaктивных форм обучения сочетаются несколько методов обучения для решения проблемы, осмысления темы....
03 09 2023 14:58:18
Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания пройденного материала по теме в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала; развитие интереса к предмету и расширение кругозора учащихся, воспитание любви к Родине....
02 09 2023 1:28:11
В России государственные символы стали строго регламентированы только в конце ХIХ века. До этого изображение государственного герба менялось при каждом новом царствовании. При подробном знакомстве с историей России соответствующего периода видишь, что эти изменения не случайны и, как и во всяком символе в гербе воплощается основная идея того или иного исторического периода. Именно этот факт и использован для обобщения материала по истории России конца ХV - начала ХVI века, завершающего периода в образовании Российского централизованного государства.
...
01 09 2023 23:54:24
Сложность и объёмность материала, необходимого усвоить школьнику, существенно затрудняет целостное его восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьниками проблему запоминания и усвоения теоретических и пpaктических знаний, получаемых в школе.
На мой взгляд, помогает решить данную проблему современного ученика и улучшить качество знаний по предметам гуманитарного цикла применение педагогического приёма "Своя опора".
...
31 08 2023 9:33:17
Открытый урок по теме «История древнерусского государства в исторических лицах». Цели урока: повторение основных этапов становления древнерусского государства и установление влияния князей-правителей (Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый) на ход истории; обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Древнерусское государство. Расцвет древнерусского государства»; формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории Руси....
30 08 2023 12:15:42
Обществознание относится к циклу гуманитарных дисциплин, усвоение которых трудно диагностировать путем однозначных суждений о правильности или неправильности ответов. Автор предлагает свой подход к этой проблеме....
29 08 2023 10:26:16
Применение на уроках технологии ЛСМ В.Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами ЛСМ, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....
28 08 2023 1:12:32
Урок развивающего контроля по обществознанию в 5-м классе. Методическая разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку по названной теме, анкету для учащихся и четыре варианта разноуровневых заданий для групповой работы. Урок позволяет решить комплексные задачи по внедрению стандартов второго поколения: формирование УУД в условиях решения пpaктических заданий, способности учащихся к осуществлению контрольной функции, самоконтролю и взаимоконтролю в ходе работы в группе....
27 08 2023 20:46:34
Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой; развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; обучить навыкам подготовки проектов.
...
26 08 2023 16:53:54
В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и пpaктическую деятельность....
25 08 2023 8:22:17
Урок затрагивает проблемы взаимоотношений Руси и Золотой Орды в XIII–XV веках. Цель урока: познакомить учащихся с основами научно-исследовательской работы, формировать основные компетенции: умение анализировать исторические источники, доказывать свою точку зрения, применять знания на пpaктике; воспитывать толерантное отношение к исторической действительности....
24 08 2023 13:54:20
Новый материал изучается несколькими способами: составление ответа по плану на основе учебника; обобщение фактов, приведенных в сообщении ученика; работа с историческими документами. Значение и недостатки реформ заносятся в таблицу, на основе которой ученики формулируют свою оценку преобразований....
23 08 2023 22:20:10
Урок формирует умение анализировать. Автор развивает навыки работы в группе. Систематизируются и контролируются знания учащихся. Урок проходит в три гeйма. С помощью жеребьевки комaнда выбирает вопрос, на который будет отвечать, разрешается обсуждение вопроса в течение двадцати секунд. Вопросы комaндам задаются по очереди. Если комaнда ответила неправильно, то отвечает другая комaнда, которая раньше поднимет руку....
22 08 2023 8:55:52
Данная разработка поможет учителю истории провести необычный урок, научить учащихся анализировать новую нестандартную ситуацию, строить новое уникальное учебное действие с учетом анализа и понимания преобразовательной деятельности Петра 1.
...
21 08 2023 1:41:24
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
20 08 2023 22:48:57
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
19 08 2023 6:46:50
Урок знакомит с ролью профсоюзов в становлении рабочего движения, объясняет необходимость существования и важность деятельности профсоюзного движения. На уроке используется метод ролевой игры, учащиеся становятся жителями середины XVIII – начала XIX века, которые пытаются бороться за свои права, с одной стороны, и отстаивают свои интересы, с другой. В игре используется элемент диспута и анализа сложившейся обстановки, позволяющие учащимся использовать свой интеллектуальный потенциал....
18 08 2023 7:47:32
Данный курс направлен на повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; знакомство учащихся с основными вопросами семейного права; оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне....
17 08 2023 14:21:39
Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....
16 08 2023 18:40:53
Задания этой олимпиады не претендуют на оригинальность, так как подобные им включаются в учебный процесс при изучении гуманитарных дисциплин довольно часто. Однако до сих пор они не только вызывают интерес у учащихся, но и помогают эффективно закрепить полученные знания. Олимпиадные задания, по желанию преподавателя, можно использовать как во внеурочной деятельности, так и при проведении занятий.
...
15 08 2023 6:59:56
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
14 08 2023 8:18:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::