Проблемное обучение на уроках истории. Урок по теме "Династический кризис. Восстание декабристов 14 декабря 1825 года"
Тип урока: изучение нового материала, на базе использования ТСО, сообщений уч-ся.
Цель урока: учащиеся должны понять главные особенности первого антикрепостнического этапа революционного движения в России, его социальный состав и направленность. Учащиеся должны уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение в России, в чем его отличие от стихийных крестьянских бунтов.
Задачи урока:
А.) Учащиеся должны понять причины движения декабристов, рассмотреть основные события восстания на Сенатской площади, его историческое значение; особое внимание уделить причинам поражения восстания.
Б.) Развивать навыки и умения учащихся: внимание, память, воображение, умение слушать и оценивать ответ товарища, анализировать, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи.
В.) Прививать интерес и уважение к событиям отечественной истории, воспитывать чувство патриотизма.
Вводное слово учителя:
Восстание декабристов – трагическая и славная страница русской истории! Восстание декабристов вспыхнуло и погасло, как звезда. Оно имело большое значение в истории революционного движения России. Это было первое открытое выступление против царизма с оружием в руках – до этого Россия знала лишь стихийные выступления крестьян. “Пушки Исакиевской площади разбудили целое поколение”, - скажет А.И.Герцен.
Было ли поражение восстания объективно предопределено? К.Ф.Рылеев – один из лидеров декабристов незадолго до восстания написал:
Известно мне погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа, -
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Эти стихи оказались пророческими.
Сегодня на нашем уроке нам предстоит ответить на проблемный вопрос: почему восстание декабристов потерпело поражение и каковы причины этого поражения?
На протяжении нашего урока во время изучения нового материала вы будете должны ответить на этот вопрос и выписать в тетрадь причины поражения восстания, а в конце урока мы подведем итог вашей работы.
Сообщение уч-ся:
19 ноября 1825 года во время поездки по стране в Таганроге неожиданно скончался император Александр1. Члeны Тайного общества считали, что наступил “час пробуждения спящих россиян”, что можно наконец совершить то, к чему они стремились много лет. Вся боль и обида заговорщиков за судьбу русского народа, кажется, выразились в стихотворении К.Ф.Рылеева:
Ах, тошно мне
И в родной стороне:
Все в неволе,
В тяжкой доле,
Видно век вековать.Долго ль русский народ
Будет рухлядью гостпод.
И людями.
Как скотами,
Долго ль будут торговать?
Кто же нас кабалил,
Кто им барство присудил.
И над нами,
Бедняками
Будто с плетью посадил?По две шкуры с нас дерут
Мы посеем – они жнут,
И свобода
У народа
Силой бар задушена.
А что силой отнято,
Силой выручим мы то,
И в приволье,
На раздолье
Стариною заживем.А теперь господа
Грабят нас без стыда
И обманом
Их карманом
Стала наша мошна.Нас поборами царь
Иссушил, как сухарь:
То дороги
То налоги
Разорили нас вконец.А под царским орлом
Ядом потчуют с вином
И народу
Лишь за воду
Велят вчетверо платить.А до бога высоко,
До царя далеко,
Да мы сами
Ведь с усами
Так мотай себе на ус.
Момент для восстания был подходящий. У Александра I не было детей, царем должен был стать его брат Константин, но он был женат на особе нецарской крови, на польской графине Иоанне Грудзинской, что по закону о престолонаследии лишало его права стать царем. Занимая должность главнокомaндующего польской армией, он фактически был наместником царя в Польше, жил в Варшаве и давно отрекся от престола.
В запечатанных конвертах в Сенате и Синоде, в Государственном совете в Петербурге и в Москве – в Кремлевском Успенском соборе хранились документы отречения Константина. На пакете, находившемся в Государственном совете, имелась надпись, сделанная Александром I: “Хранить в Государственном совете до моего востребования, а в случае моей кончины раскрыть прежде всякого другого действия в чрезвычайном собрании”.
Отречение Константина держалось в глубокой тайне, о нем знал лишь ограниченный круг придворных. Страна присягнула Константину. Были отчеканены монеты с его профилем, в магазине продавались его портреты. Но фактически страна жила без царя, создалось междуцарствие и это продолжалось 17 дней до 14 декабря.
При таких условиях Николай решил больше не считаться с формальностями. 12 декабря вечером он приказал изготовить манифест о его восшествии на престол; 13 декабря, утром подписал манифест и приказал Сенату 14 декабря, в 7 часов утра присягнуть ему, новому императору Николаю I.
Декабристы Батенков и Н. Бестужев в тот же день 13 декабря узнали о новом манифесте и назначении новой присяги – “переприсяги”, как ее называли в народе. Ситуация, кажется, складывается благоприятно для восстания. Переприсяга при живом царе была совершенно не в русском обычае. “Царь от Бога” - это понятие укоренилось в народе еще с допетровских времен. Хороший царь – живи и радуйся, плохой – терпи. Менять одного царя на другого, по своему хотению - не по Божьей воле. И вот живого и здорового Константина собираются менять теперь на Николая.
Члeны Северного общества знали, что они могут подтолкнуть бессловесных солдат, чтобы они потребовали объяснений. Под именем Константина, законного царя, декабристы надеялись скрыть свои стремления к Конституции, выборам, гласности, аграрной реформе, ко всему, что с их точки зрения невозможно было объяснить солдатам.
Гораздо больше члeнов Северного общества волновало отсутствие у них четкого плана действий. Его приходилось изобретать на ходу, сшивать на живую нитку. После жарких споров, которые продолжались несколько дней, было принято следующее решение: Рано утром 14 декабря, в день присяги Николаю, вывести войска к Сенату и сорвать ее. Вместо того, чтобы присягнуть царю, Сенат под давлением восставших должен был принять манифест к русскому народу и опубликовать его во всенародное сведение.
Сообщение нового материала в виде компьютерной презентации: (учащиеся самостоятельно выполняют опережающее задние в виде компьютерной презентации)
Сопроводительный текст:
В этом манифесте царское правительство объявлялось низложенным, уничтожалось крепостное право, устанавливалось равенство всех сословий перед законом, объявлялась свобода печати, совести и занятий, обеспечивалась гласность судов, чиновники заменялись выборными лицами, сокращалась 25-летняя военная служба, уничтожалось рекрутство и военные поселения, вводилась всеобщая воинская повинность и учреждалась внутренняя народная стража, отменялась подушная подать, уничтожалась правительственная монополия на соль, водку. Для решения о будущем политическом строе России – республике или конституционной монархии – предлагалось созвать Великий Собор.
Предполагалось еще захватить Зимний дворец и Петропавловскую крепость, арестовать царскую семью, не исключалось и цареубийство.
Рано утром, затемно, декабристы-офицеры отправились в казармы поднимать полки на восстание. Они рассчитывали вывести к Сенату значительную часть войск, расквартированных в Петербурге. Однако реальные результаты усилий оказались скромнее.
Под сенью овеянных славою 1812 года знамен вышли первыми на Сенатскую площадь 800 человек Московского полка. Во главе их шел Александр Бестужев (Марлинский).
Прибывшие выстроились у подножия памятника Петру I в каре – боевым четырехугольником, - что давало возможность отражать нападения со всех сторон. Было не очень холодно, около 8 градусов мороза, с моря дул ледяной ветер. Стоять было нелегко. Но настроение у всех было бодрое.
Между тем Рылеев был озабочен. Уже на рассвете он получил два тяжелых известия. Надламывались основные звенья намеченного декабристами плана восстания. Якубович отказался вести гвардейский экипаж в Зимний дворец для захвата царской резиденции и ареста царской семьи; Каховский отказался совершить цареубийство, чтобы открыть путь восстанию.
Позже выяснилось, что выбранный диктатором Трубецкой вовсе не явился на Сенатскую площадь, оставив восставших на произвол судьбы.
Выяснилось еще одно непредвиденное обстоятельство. Николай, предупрежденный доносами унтер-офицера Шервуда, капитана Майбороды, поручика Ростовцева и агента Бошняка о готовящемся восстании, предложил Сенату собраться необычно рано, в 7 часов утра, до того, как восставшие войска придут на площадь.
Уже в 7 часов 20 минут утра сенаторы принесли присягу и разошлись. Первые явившиеся на Сенатскую площадь войска стояли перед пустым зданием Сената.
Застав Сенат опустевшим, декабристы заняли позицию пассивной обороны вокруг Медного всадника. Но и Николай I поначалу был столь же пассивен: получив первые известия о неповиновении Московского полка, царь занялся чтением манифеста о своем восшествии на престол перед толпой народа, собравшегося у Зимнего дворца.
Но, как показали события, у Николая был сильный союзный союзник – время. 14 декабря оно работало на царя. Большинство войск, расквартированных в Петербурге, поддержали Николая. Декабристы же эффект внезапности, который давал им серьезные преимущества, упустили безнадежно.
Противостояние на Сенатской площади продолжалось около 5-ти часов: с 11 до начала 5-го. Пожалуй, самым ярким и трагическим событием за эти долгие часы являлся рейд на сенатскую площадь генерал-губернатора Милорадовича, пытавшегося убедить рядовых участников восстания в том, что их обманывают. Он был cмepтельно ранен Каховским.
В такой ситуации Николай после некоторых колебаний решил прибегнуть к крайнему средству. Жестокому и беспроигрышному: залпу картечью никому в упор не выдержать. Уже после второго выстрела восставшие дрогнули и побежали число жертв с обеих сторон составляло по разным подсчетам от 200 до 300 человек. В срочно пробитые поруби в Неву сбрасывали не только убитых. Но и раненых участников восстания.
Позже один из рядовых участников восстания Петр Фатеев, ставший участником восстания по приказу офицера-декабриста в составе Московского полка и отправленный за это царем в действующую армию на Кавказ в своем письме родителям так отзывался о событиях на Сенатской площади: “За седьмицу до праздника Рождества Господа Нашего Иисуса Христа великое деяние совершилось в стольном граде С.-Петербурге. Полк, где я верою и правдою служу, не хотел принять святую присягу, а вышел в обмундировании на улицу Сенатской площади и стал стрелять, как на войне все равно, есть и убитые, а присягу святую приняли на верность служить новому Императору Николаю Павловичу. За стрельбу много арестовали начальников разных, офицеров. Я стоял первым на левом фланге и стрелял. Много стреляли. Холодно дюже было, но руки не зябли, ружье было горячо и рукам тепло. Офицера, коих арестовали, все хорошие господа”
После получения известия о разгроме выступления в Петербурге члeны южного общества организовали восстание Черниговского полка на Украине (29 декабря 1825 года – 3 января 1826 года), которое было быстро разгромлено.
Учитель:
К следствию и суду над декабристами было привлечено 579 человек, из которых 80 процентов были военными. Процесс проходил тайно и в быстрые сроки. Работу следственной комиссии направлял сам император. Из всех подследственных Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский и Рылеев были поставлены “вне разрядов” и приговорены к четвертованию. Однако боязнь прослыть дикарем в просвещенной Европе привела к тому, что Николай заменил эту средневековую казнь повешанием. 13 июля 1826 года пять декабристов были казнены в Петропавловской крепости. Свыше ста декабристов были сосланы не каторгу и на вечное поселение в Сибирь. Многих офицеров разжаловали и отправили на Кавказ, где шла война с горцами. Туда же был отправлен и весь Черниговкий полк.
Учитель:
Перед тем, как подвести итог нашего урока я предлагаю посмотреть фрагмент фильма.
(отрывок из фильма “Николай I” видеостудия “Кварт”)
На протяжении урока вы отвечали на проблемный вопрос: каковы причины поражения восстания декабристов, давайте подведем итог.
Примерные ответы учащихся:
1. срыв первоначального плана восстания
2. оторванность от народа
3. повндение Трубецкого и Якубовича в момент восстания
4. численное превосходство и лучшее вооружение царских войск
5. недостатки в подготовке восстания
6. выжидательная тактика, нерешительность восставших
Учитель:
В своем предcмepтном письме родным руководитель Южного общества Павел Иванович Пестель написал слова, созвучные, на мой взгляд, сердцам всех декабристов: “…я страстно люблю мое отечество, я желал его счастья с энтузиазмом, я искал этого счастья…”
Звучит песня “Офицерам 1812 года”.
Исследовательская работа в группах позволила учащимся 10-го класса выявить молодежные неформальные организации в городе, встретиться с их лидерами и участниками, узнать причины их появления, определить собственную позицию по отношению к существующей молодежной субкультуре не только в России, но и собственном городе....
28 01 2023 1:40:17
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
27 01 2023 13:35:20
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
26 01 2023 17:26:11
Урок является вторым в блоке «Древняя Индия». Формы и методы работы на уроке позволяют не только изучить новый материал, но также повторить и закрепить все изученное по теме. У учителя есть возможность оценить знания всех учеников класса. Использование игр вызывает интерес к теме и предмету. ...
25 01 2023 14:34:33
Пpaктическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки....
24 01 2023 8:42:30
Групповой проект может быть использован в 9-м классе при изучении темы «Права и свободы человека и гражданина» рассчитан приблизительно на 4 недели. Проект развивает личность в период социального взросления, ее познавательные интересы, формирует собственную позицию, способности к развитию и саморазвитию....
23 01 2023 22:34:13
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
22 01 2023 8:26:38
Урок построен на индивидуальной и групповой работе учащихся над проблемными и исследовательскими заданиями, выполненными по результатам краеведческих поисковых экспедиций по Амуру. Важной составляющей урока является изучение жизни народов Приамурья в XVIII веке, формирование толерантности и уважения к народам, проживающим на территории России....
21 01 2023 4:58:34
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
20 01 2023 21:41:49
На уроке подводятся итоги изучения жизни и деятельности Петра I. Закрепляются, систематизируются и обобщаются знания. Урок носит развивающий хаpaктер. Даёт возможность детям проявить свои знания по предмету, умения и способности к творчеству. Урок воспитывает в детях интерес к изучению истории....
19 01 2023 20:11:29
Представлена деловая игра "Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. XX век".
...
18 01 2023 4:58:16
Урок сочетает элементы традиционного с современным типом, применяет системно-деятельностный подход. На большинстве этапов используется презентация. Информационные технологи активно вовлекает учащихся в учебный процесс, раскрывают их способности, активизируют умственную деятельность, значительно расширяют возможности представления информации....
17 01 2023 20:37:59
Цели урока: формирование представления о важнейшем этапе развития кубанских земель – о переселении черноморских казаков на Кубань, об истории становления Кубанского казачьего войска; привитие любви к малой Родине – Кубани, чувства гордости за свой край и его жителей; воспитание гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции....
16 01 2023 23:58:10
Данная работа посвящена символике Российской Федерации, Ставропольского края и своей малой родины – Курской. Работа рассчитана на учащихся 9-х классов, которые успешно изучили историю России с древнейших времен до XX века. Нестандартный урок занял 2-е место в краевом конкурсе «Овеянные славой». К работе прилагается презентация....
15 01 2023 3:46:35
Урок позволяет учащимся познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону, с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке, с первыми письменными упоминаниями о донских казаках, Войске Донском....
14 01 2023 12:26:39
Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы....
13 01 2023 8:37:23
В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти.
...
12 01 2023 23:33:38
Данные занятия являются частью элективного курса «История России, СССР в лицах» для учащихся 9-х классов. Цель: сравнить судьбы реформаторов начала XX века, их деятельность, выявить общее и различное; продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, историческими источниками, умений сравнивать, сопоставлять, выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Форма проведения: урок-презентация или пpaктическая работа....
11 01 2023 14:34:20
На уроках автор использует индивидуальный и дифференцированный подход, многовариантность и многоуровневый хаpaктер творческих и проверочных работ (тестовые и проблемные задания различных видов), и в результате учащиеся имеют хорошую наполняемость оценок, создается ситуация успешности, эффективно используется все время урока....
10 01 2023 4:14:11
Разработка занятия подготовлена к применению на уроках истории, обществознания и культуры родного края, а также в качестве национально-регионального компонента. Классный час посвящается теме участия жителей Цивильского района Чувашской Республики в обороне Ленинграда....
09 01 2023 0:36:32
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
08 01 2023 8:30:32
Спаренный урок истории России ХХ века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии.
...
07 01 2023 4:35:20
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
06 01 2023 18:25:30
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами....
05 01 2023 10:18:46
Урок обществознания построен на принципе обратной связи. Учитель не дает готовых знаний учащимся, активизирует в течение урока их умственную активность. Часть урока – схематизация и систематизация знаний у детей. В конце урока проводится игра "Что лишнее и почему?" Цель урока: формировать уважительное отношение к труду, раскрыть значение труда в жизни человека, воспитывать культуру труда....
04 01 2023 3:10:57
В разработке предлагаются новые модели заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, такие, как карты, картины, схемы. Предлагаемые задания соответствуют демоверсии ЕГЭ по истории 2013 года....
03 01 2023 13:57:41
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
02 01 2023 12:47:30
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами.
...
01 01 2023 13:22:59
Цель урока: приобщение учащихся к опыту человечества, духовным ценностям предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси; воспитывать интерес к историческому прошлому Отечества; развивать навыки анализа текста....
31 12 2022 17:59:58
Вашему вниманию предлагается урок обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России с применением информационно-компьютерных технологий в 8-м классе. Для компьютерного тестирования использована программа "Конструктор тестов".
...
30 12 2022 2:50:37
Цель урока: формирование системы знаний учащихся о причинах возникновения движения декабристов, целях участников тайных организаций, итогах и историческом значении восстания декабристов. Статья содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, рассчитана на 90-минутный объем учебного времени....
29 12 2022 23:30:20
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
28 12 2022 16:57:42
Урок истории «Отечественная война 1812 года. Орловский край в войне 1812 года» для 4-го класса по учебнику
А.Плешакова. Урок интегрированный (музыка, литература, живопись), в нетрадиционной форме – историческая гостиная, с использованием компьютерной презентации....
27 12 2022 15:39:41
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности.
Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....
26 12 2022 2:55:42
Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты-Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....
25 12 2022 7:11:59
Цель урока: формирование у учащихся навыков работы с различными источниками информации....
24 12 2022 3:50:52
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
23 12 2022 20:52:33
Материал урока знакомит с ходом Отечественной войны 1812 года и героизмом российского народа. Воспитать чувство гордости и любви к Родине....
22 12 2022 1:17:20
Предоставление опыта педагогической деятельности на профессиональных конкурсах - одна из главных проблем учителей-предметников, которые не решаются участвовать в конкурсах. Предлагаемые позиции - соответствие опыта современным тенденциям развития образования, обоснованность выдвигаемых педагогических принципов, результативность работы - помогут учителю достойно представить свой опыт работы....
21 12 2022 5:13:43
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского....
20 12 2022 13:30:15
Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения.
...
19 12 2022 23:47:15
В плане деятельности школьного клуба «Россияне» отражены различные мероприятия, которые дают возможность оказывать большое эмоциональное воздействие на обучающихся. Наиболее эффективными являются литературные или литературно-музыкальные композиции. Сценарий заседания клуба продолжил цикл музыкально-литературных композиций, посвященных памятным датам отечественной истории....
18 12 2022 0:42:30
В канун 450-летия г. Астpaxaни мы испытываем чувство гордости за наш город, причастности к великому народу и к великой стране, России. Проведению урока предшествовала большая предварительная работа по ознакомлению истории Астpaxaнского кремля, по ознакомлению с текстами на эту тему на английском языке, а также выполнению ряда заданий для последующих самостоятельных устных высказываний....
17 12 2022 4:51:45
Рабочая программа разработана к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. «Обществознание. 6 класс» (2013) в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 34 часа, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 1 резервный час. Календарно-тематическое планирование включает развернутые домашние задания....
16 12 2022 23:57:14

Урок изучения нового материала с интеpaктивными методами обучения сопровождается презентацией, повышающей результативность урока. Занятие формирует представление о сущности избирательного права, принципах проведения выборов в РФ, избирательной системе, значении и разновидности выборов в России, роли электората в выборах. Учит понимать различие между активным и пассивным избирательным правом....
15 12 2022 18:54:32
<p>Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем. Решать эти задачи в комплексе могут мультимедийные пособия по отдельным темам истории.</p>
...
14 12 2022 7:10:32
Урок по теме «Столетняя война» проводится в курсе истории Средних веков. Поскольку количество часов на изучение данной темы сокращено до одного урока, а материал очень большой, то на уроке предполагается использование рабочих листов. Данные записи учащиеся затем вкладывают в свои рабочие тетради. На уроке также применяется компьютерный учебник по всеобщей истории и презентация.
...
13 12 2022 23:58:42
Урок способствует формированию новых знаний об истории родной страны, совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности. Для усвоения изучаемой темы был подобран материал, доступный и интересный учащимся.
...
12 12 2022 13:25:39
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
11 12 2022 2:30:27

Особенность урока ‒ постоянный диалог учителя и учеников, основанный на постановке проблемы и совместный поиск ответов по презентации. Дидактический аппарат будет частично интересен и на уроках в 6-м классе (расселение славян, путь "из варяг в греки", слайд-шоу о язычестве). Основные материалы урока – текст, таблицы, схемы, большое количество иллюстраций, рефлексия-тесты....
10 12 2022 19:39:58
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::