Основы православной культуры. Групповое занятие в 4-м классе по теме: "Ге opгий Победоносец - символ победы добра над злом"
Цели:
1. Познакомить с наиболее почитаемым христианским святым, который своей жизнью и cмepтью провозгласил торжество добра над злом.
2. Пробудить интерес к христианским истокам русского народа, заложить фундамент для дальнейшего изучения культурной православной традиции.
3. Вызвать чувство патриотизма, дать ориентиры добра, истины, любви, силы духа. Оборудование: рисунки, таблицы, грамзапись, репродукция иконы.
План.
I. Орг. момент. День Победы. Беседа о 60-й годовщине.
II. Сообщение темы.
III. Рассказ о Святом Ге opгии. 3 век.
IV. Чудо Ге opгия о змие. Поэтический монтаж.
V. Знакомство с иконой.
VI. Общность сюжета со сказкой Никиты Кожемяка. Представление выставки рисунков.
VII. Черты хаpaктера героя, о котором мечтали люди.
VIII. Чему учит «Чудо Ге opгия о змие».
IX. Герб Москвы. XV век. Наша копейка.
X. Рассказ о Ге opгиевском кресте. 1769г.
XI. Маршал Г.К.Жуков. Связь имени человека со святым.
XII. Итог.
Ход занятия
I. Звучит музыка. «День Победы».
- Ребята, кому знакома эта мелодия?
- О каком дне мы вспомнили?
9 Мая - день Победы. 60 годовщина победы над фашисткой Германией.
- Назовите годы Великой Отечественной войны. (1941-1945г.).
II Сегодня мы будем говорить о человеке, в чьём имени главное слово - победа. Это наиболее почитаемый святой Православной Церкви. Чаще всего изображают этого святого в воинском снаряжении верхом на белом коне с копьём, убивающим дpaкона.
Верхом на коне,
под копытом - дpaкон,
Копьё вонзается в пасть!
На помощь спешит
Согрешающим он
И тем, кто в грех
Может впасть!
- Может быть, кто-то из вас знает имя этого святого воина?
- Это Ге opгий Победоносец.
III. Сегодня мы совершим путешествие в историю.
Жил он очень давно, в III веке, в далёкой южной стране, в Римской империи, где правил царь Диоклетиан. Царь был язычник.
-Кто такие язычники?
Язычники верили, что множество разных богов приносят им удачу или несчастье. Они ставили этим богам деревянных или каменных идолов и поклонялись им. Язычники не верили в Христа и хотели заставить христиан отказаться от своей веры. Диоклетиан казнил христиан, подвергал их пыткам.
Ге opгий был мужественным воином, принёсшим своему царю славу и много побед
Он пришёл к царю и стал защищать христиан.
- Зачем ты убиваешь невинных? Разве это законно? Попробуй разобраться, где правда! Как это можно - кланяться истуканам?!
- Так ты христианин?- спросил царь.
- Я раб Христов.
- Зачем ты пришёл сюда?
- Свидетельствовать об Истине. -
Тогда царь сказал: - Прощу тебя, но принеси жертву Богам.
- Я воздаю жертву хвалы только моему Богу. И тебя призываю е этому.
Разгневанный правитель приказал заточить Ге opгия в темницу и положить ему на гpyдь тяжелый камень, казалось, что юноша не выдержит мучений и отречётся от веры Христа. Утром Ге opгий едва держался ногах.
-Ну как? Не передумал?
-Скорее ты устанешь мучить меня, чем я отрекусь от своей веры.
Ге opгия привязали к колесу, под которым острые ножи. Поворачивается колесо - ножи впиваются в мученика. Сначала Ге opгий громко славил Бога. Потом едва слышно молился. Затем затих.
-Где же Бог твой, Ге opгий?! - произнёс Диоклетиан. Почему он не спас тебя?
Царь приказал снять Ге opгия с колеса, а сам отправился в храм Аполлона.
Слуги начали отвязывать тело. Вдруг сильный удар грома раздался среди ясного неба. Площадь озарилась ярким светом раздался голос:
- Не бойся, Ге opгий, я с тобой.
И Ге opгий встал на ноги и пошел за царём. Появление Ге opгия в храме ошеломило людей.
- Велик Бог христианский - воскликнули царские сановники.
- Немедленно казнить! - приказал царь.
Диоклетиан выбрал жестокое мучение - зарыть в известковую яму. Cмepть медленная, мучительная, верная.Только через несколько дней Диоклетиан велел выкопать, выбросить его кости. Но и на этот раз раб Христов оказался живым и невредимым.
- Как тебе удалось выжить? - спросил раздражённый царь.
-Господь сохранил меня.
Много чудес сотворил Господь через Ге opгия. Мёртвого воскресил на глазах у всех, исцелял больных, помогал советом путешественникам.
Царь устал от Ге opгия. Что толку мучить того, кого Бог избавляет от мук? И назначил день казни.
-Может, одумаешься? - спросил царь напоследок.
- Пойдём в храм Аполлона, - произнёс Ге opгий. Неужели он откажется от Христа?
- Поклонись богам Ге opгий, - сказал царь в храме.
- Этих истуканов ты называешь богами? Именем Господа Иисуса Христа повелеваю им разрушиться. Грохот, пыль. Осколки камней полетели в стороны.
Ге opгия казнили. После своей великомученической кончины Ге opгий стал являться людям и помогать им преодолевать беды и несчастья, а воинам побеждать. Поэтому его и назвали Ге opгием Победоносцем.
Многие жители Рима уверовали в Христа. Так получалось, что гонения на христиан только утверждали и распространяли христианство. Приняла святое крещение и жена жестокого императора - царица Александра. Взбешённый Диоклетиан приказал казнить и собственную жену.
После своей земной жизни Ге opгий Победоносец продолжал совершать чудеса
исцеления. Самый известный подвиг - победа над змием.
IV. В стране Финикии раскинулось красивое озеро. На его берегу появился змей -дpaкон, он поедал детей. Дошла очередь до царской дочери, её привели на озеро. К ней явился Святой Ге opгий, повелел он ей обвязать дpaкону голову поясом и привести его в город. Царевна исполнила приказание и привела чудовище. Святой Ге opгий вступил в бой с дpaконом и поразил его копьём. Этот сюжет получил название «Чудо Ге opгия о змие».
- Послушайте поэтические рассказ об этом событии.
Действую лица: Рассказчик. (6 человек) Дева, Воин
1. Куда это воин - красавец
В плаще, словно в алом огне,
Как птица, земли не касаясь,
Несётся на белом коне?Вдоль грозно гремящего моря,
Где вал закипающий крут,
Недолог был путь его, вскоре
Увидел он славный Бейрут.Был город красив несказанно,
Как сад зеленел, а вдали,
За озером горы Ливана
Вставали, и кедры росли.И солнце плоды золотило
По рощам искусной рукой...
Но что-то печальное было
В стране изобильной такой.2. Ни голоса птицы, ни зверя,
Ни даже мычанья вола...
Безлюдье…Закрыты все двери
Лежащего рядом села...Но возле могучего древа,
Где озера плещет волна,
Стоит одинокая дева,
И горько рыдает она.И вот подъезжает к ней воин
На белом коне и с копьём,
И взор его добр и спокоен,
И неба сияние в нём.Он мчался сюда по дорогам
Как Божьих свершитель чудес,
И всё уже зная, ведь Богом
Он послан был прямо с небес.Как Божьему чуду не сбыться?
Кто Бога сильнее? И всё ж
«О чём ты так плачешь, дeвица,-
Спросил он,- кого ты здесь ждешь?»Дева. О юноша, воин отважный!
Живёт в этом озере змей –
Губитель жестокий и страшный,
Страны разоритель моей.Дыханье его ядовито,
А сила его велика!
Скорее отсюда беги ты,
Не вышел губитель пока!Как велено было богами, -
Врагу, что не сыщешь лютей,
Отцы здесь своими руками
Всех отдали в пищу детей...Я царская дочь, но настала
Теперь и моя череда...
Вот, воин, о чём я рыдала.
Беги же! Прощай навсегда!Воин. Пристало ли христианину
Кому-то в беде не помочь?
О нет, я тебя не покину.
Не плачь же, о царская дочь!На змия, губителя злого,
Как, впрочем, на всякое зло,
Оружие - имя Христово,
Что свет в этот мир принесло!3. Вдруг с шумом вода забурлила,
И пена вскипела на ней –
И вылез, страшней крокодила,
Огромный чешуйчатый змей.Дохнул - и обуглились травы,
Пожухла на дубе листва,
И птица от этой отравы
Упала на землю мертва.Взревел он и сделался выше,
А хвост ещё в озере был –
Но вот он и весь уже вышел
И пасть на царевну раскрыл...Ге opгий же перекрестился,
Прославивши Господа сил,
На змия, как вихрь, устремился
И в горло его поразил.И демоны вырвались с воем
Сквозь страшные змия уста:
«Уходим, уходим мы, воин,
Отважный посланник Христа!»И тотчас, когда их не стало,
Как смолкли и их голоса,
Страшилище будто опало
И стало не более пса.Немало пришлось подивиться
О чуде великом таком
Не только спасённой дeвице,
Но каждому в городе том!Открыты ворота Бей рута,
Глядит изумлённый народ
Как, поясом змия опутав,
Сюда его дева ведёт.И как бы земли не касаясь,
В плаще, словно в алом огне,
За ней едет воин-красавец
На белом прекрасном конеВоин. «Надейтесь на Бога, о люди!
Воскликнул он.- Бог наш - Христос!
Вам радость в сегодняшнем чуде
И веру в Него я принёс!Я мученик, посланный с Неба
От идолов вас отвратить,
Принёс вам Небесного хлеба,
Чтоб ради спасенья вам жить!»И всаднику люди внимали,
И змий был убит и сожжён.
И капище тут же сломали,
Все статуи выбросив вон.Священники призваны были,
Они же, молитвы творя,
В озёрной воде окрестили
Народ весь, и первым царя.Принявши великую милость
От Бога, страна эта вдруг,
Как будто весной оживилась,
И всё в ней запело вокруг...Блистая листвой изумрудной,
Качал дуб вершиной своей,
И Господа песенкой чудной
На нём воспевал соловей.
V. Этот сюжет так полюбился русскому народу, что на Руси Ге opгия стали изображать воином на белом коне, пронзающим копьём змея. Одна из древних икон написана на этот сюжет.
- Рассмотрите эту икону. Это фотография. В Храмах нашего города «Петра и Павла» и «Скоропослушницы» есть эти иконы. В конце учебного года во время экскурсии в Храм вы увидите их.
- Этот образ отразился и в сказках.
- Ребята, не вспомнилась ли вам русская народная сказка со сходным сюжетом? Конечно, это русская сказка «Никита Кожемяка». С этой сказкой мы уже знакомились раньше. Даже рисовали иллюстрации. Вот самые удачные из них.
ВЫСТАВКА РИСУНКОВ. - Давайте, напомним некоторые моменты.
В старые годы появился у Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал он в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел её. Хитростью узнала царевна, что сильнее змея Никита Кожемяка, что живёт в Киеве. Отправила она весточку царю. Пошли царь с царицей просить Никиту выручить дочку. Никита мял разом 12 воловьих кож, руки у него задрожали, и разорвал он все 12 кож. Рассердился он и не пошёл. Собрали царь с царицей 5000 малолетних сирот и послали просить Кожемяку.
Сжалился он. Вызвал змея : «Выходи на чистое поле». Долго ли коротко ли они бились, повалил змея Никита и стал его душить. Змей говорит: «Давай, разделим весь свет поровну». Стали они он Киева межу прокладывать. Землю разделили, стали море делить. Вогнал Никита змея в Черное море да там и утопил.
- О чём мечтали люди, рассказывая эту сказку своим детям? Мечтали о герое, который принесёт спасение народу.
- Какими чертами должен обладать герой? (доброта, смекалка, вера, мужество, смелость).
VIII. Современные люди удивляются, как люди соглашались отправить на съедение змию своих детей! Но если подумать, то в нашем время дети подвергаются нападениям многих змиев: насилия, разврата по телевидению, компьютерным играм, алкоголизму, наркомании. Взрослые должны защитить детей от этих змиев, дети не поддаваться, не становиться злыми и рaзвpaтными.
Чудо святого Ге opгия о змие учит нас тому, что прежде всего надо бороться с тем злом, что находится внутри нас, в наших душах. Очищаясь духовно, мы можем помочь и себе, и ближним.
- С каким злом?
IX. Наши предки хорошо понимали это и поэтому на первом гербе древней Москвы изображён святой великомученик Ге opгий Победоносец, пронзающий копьём змия. Москвичи особенно почитали святого Ге opгия и признали его своим покровителем и покровителем русского воинства.
На современном гербе изображён молодой всадник, пронзающий копьём змия, а не христианский святой - с нимбом, в сияющих одеждах и на белом коне, небесны покровитель и защитник Москвы и всего русского воинства.
Рассмотрим изображение на российском гербе.
Рассмотрим копейку. Что изображено на ней? Почему так называется?
X. Одной из самых почитаемых наград в русской армии до 1917г. Был Ге opгиевский крест. Императорский Военный орден святого великомученика и Победоносца Ге opгия был учреждён в 1769 году. Выдавался он исключительно за боевые отличия. Этой награды мог удостоится тот, кто «лично предводительствуя войском, одержит над неприятелем, в значительных силах состоящим, полную победу» или захватит вражескую крепость, неприятельское знамя, возьмёт в плен главнокомaндующего. В статуте ордена говорилось: «Сей орден никогда не снимать, ибо заслугами он приобретён».
Многие из «старшего поколения» военачальников имели эти почётные награды. Маршал Буденный заслужил 4 Ге opгиевских креста.
Ге opгий Константинович Жуков был награждён двумя «Ге opгиями».
XI. Об этом человеке хотелось сказать больше.
Сообщение ученицы: Г. К. Жуков родился в крестьянской семье. На восьмой день после рождения в день великомученика Ге opгия его нарекли Ге opгием и крестили в церкви.
Жили трудно, голодно. С детства Ге opгий был трудолюбивым, смелым и добрым. В 15 лет он спас из горящей избы больную старуху и детей. Став взрослым он часто помогал людям. Много учился военной науке и стал опытным полководцем. За победу в решающих сражениях В.О.войны его называют спасителем России.
Своё имя маршал Жуков получил в честь римского полководца Ге opгия Победоносца, мужественного воина, принявшего мучение и cмepть за исповедание веры Христовой. Его христианское имя таинственно связывает человека с тем святым, имя которого он носит.
Маршал Жуков по рождению своему и воспитанию был православным человеком. Православными были и его солдаты, перед боем говорившие «Ну, с Богом».
В народе сохраняется предание о том, что Жуков возил по фронтам казанскую икону Божией Матери, прислал в церковь села Брестской области посылку в тонну весом - это были три колокола, помог восстановить православный храм - памятник русской славы в Лейпциге.
Есть свидетельства, что Жуков приезжал к старцу Нектарию. И как в древние времена Дмитрий Донской получил благословение старца Сергия «Ты победишь», и Г.К. Жуков был благословлён старцем Нектарием на великую победу «Ты будешь сильным полководцем. Учись. Учёба не пройдёт даром».
Во время битвы под Москвой многие люди вырезали портрет Жукова из газет и молились, как на икону. Верили, что он спасёт.
Жуков не спал 11 суток подряд, человеческий организм не способен вынести это. Без помощи божьей это было бы невозможно.
И вообще, в это время было много знаменательных совпадений: пасха 1945 года пришлась на 6-е мая, день великомученика Г. Победоносца: 6-го мая немцы прекратили сопротивление и началась подготовка к подписанию капитуляции.
Итог: - С какого имени мы начали разговор?
- А заканчиваем?
Начали мы с имени святого Ге opгия Победоносца и заканчиваем именем человека, имя которого тоже Ге opгий. Это имя прошло через всю его жизнь и действительно принесло победу.
Программа для 10–11-х классов общеобразовательной школы. История Хакасии объединяет материалы по территориальному признаку и поэтому помогает нам, взрослым, и учащимся углубить представления и знания о своей малой родине. Все это играет огромную роль в воспитании гражданской позиции учащихся, патриотизма, чувство гордости за свою малую родину, за дела своих предков, помогает решать задачи социальной адаптации учащихся. Программа предусматривает развитие внутрипредметных и межпредметных связей переключает с пассивного изучения материала на активную мыслительную деятельность, которая способствует появлению новых идей и решений. ...
27 03 2024 7:40:53
Урок проводится с целью способствовать развитию правовой компетентности учащихся; обобщить знания и представления по темам: «Права человека», «Международные документы о правах человека». ...
26 03 2024 12:22:32
В современных условиях развития правового государства большую роль приобретает правовое воспитание учащихся. Цель мероприятия: закрепить юридические умения и навыки, развивать умение применять их; воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру. Мероприятие можно использовать как на обобщающем уроке по ОПЗ, так и во внеурочной работе....
25 03 2024 19:57:39
Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....
24 03 2024 22:45:44
На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии. ...
23 03 2024 18:25:43
Урок разработан в рамках проведения антикоррупционного воспитания в граждановедение (школе) по формированию негативного отношения к проявлениям коррупционного поведения в обществе, повышения уровня правовой грамотности и воспитание гражданской ответственности у обучающихся....
22 03 2024 21:16:18
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма....
21 03 2024 11:47:12
Урок обобщает знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года; акцентирует внимание на важнейших событиях, определяет их значение в ходе войны; показывает народно-освободительный хаpaктер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев; рассматривает итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы....
20 03 2024 19:11:32
Урок-диалог «Их вечен с вольностью союз…» по теме «Движение декабристов» поможет учащимся глубже увидеть эпоху, людей, личности участников событий 14 декабря 1825 года; попытаться представить, было ли возможным и реальным осуществление в тот момент задуманного заговорщиками. На примере личностей и хаpaктеров декабристов помочь учащимся увидеть такие качества, как благородство, целеустремленность, верность делу, твердость духа, и способствовать стремлению воспитать их в себе....
19 03 2024 21:41:46
Проект создает наглядные пособия по истории Отечества путем организации самостоятельной деятельности учащихся....
18 03 2024 3:52:33
Содержание урока направлено на развитие логического и творческого мышления, активизацию познавательной деятельности учащихся. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить более глубокое запоминание материала, формировать интерес к истории. Материал может быть использован и во внеклассной работе по предмету. ...
17 03 2024 13:13:28
Что являлось главной движущей силой присоединения Сибири: народные массы или государственная власть? Этот вопрос давно интересовал историков, и ответ на него не прост. С одной стороны, в деле присоединения Сибири к России явно прослеживается соблюдение государственных интересов, а с другой - если сосредоточим внимание на деятельности торгово-промыслового населения, приходящего в Сибирь, то увидим, что они первыми, продвигаясь вперед, узнавали о новых землях, открывали их богатства. ...
16 03 2024 6:26:29
Урок расширяет знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала. Показывает пагубность тоталитарных режимов, культа личности. Содействовует пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства. ...
15 03 2024 13:58:55
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
14 03 2024 14:52:21
Одним из приемов формирования исторической эмпатии являются приемы повествования, и в частности, сюжетный повествовательный рассказ. Другим приемом формирования исторической эмпатии является персонификация. В его основе - придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека....
13 03 2024 3:12:32
Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....
12 03 2024 14:11:16
Методическая разработка урока поможет учителям истории и обществознания организовать повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по разделу "Социальная структура общества". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания по закреплению и повторению пройденного материала. Задания "Социальная сказка" и "Составьте статусный портрет героя литературного отрывка" направлены на развитие творческих способностей и ориентированы на применение учащимися имеющихся знаний на пpaктике....
11 03 2024 1:33:39
Игра проводится по типу телеигры "Умники и умницы" и рассчитана на учащихся 7–10-х классов. Игра разработана в качестве внеклассного мероприятия в рамках Декады общественных наук, но вполне применима и на уроке при наличии достаточного времени. Цели игры: способствовать расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету; способствовать развитию логического мышления и речи учащихся; способствовать формированию чувства гордости за историю России. ...
10 03 2024 9:47:44
Урок проводится в 10-м классе по разделу «Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод «Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы....
09 03 2024 15:16:47
В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; пpaктическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....
08 03 2024 8:10:26
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
07 03 2024 7:45:55
В статье представлен видеоурок, наглядный и справочный материал которого направлен на формирование у школьников яркого и целостного образа культуры Византии. Кроме того, в урок входит проверочный тест, позволяющий оценить объем усвоенных знаний....
06 03 2024 16:52:45
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
05 03 2024 16:31:53
Представленная в статье тема урока, посвященная становлению и развитию Австро-Венгерской империи, является одной из самых сложных в плане преподавания. Разработка урока в форме викторины позволяет решить ряд дидактических и методических задач....
04 03 2024 13:35:57
Презентация расширяет знания учащихся, развивает умение анализировать, обобщать, делать выводы. ТСО повышают познавательный интерес к изучаемому материалу, что несомненно, сказывается на его усвоении....
03 03 2024 5:36:44
На уроке учащиеся самостоятельно продолжают рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объясняют разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнивают отличия рас друг от друга и делают выводы; выявляют закономерность исторического развития....
02 03 2024 19:28:38
30 октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. Кровавый террор, смерчем пронесшийся над страной, обрушился страшной трагедией и на марийский народ, уничтожив его цвет, богатство и достояние нации. Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий, целостное представление о сущности политических репрессий в Республике Марий Эл....
01 03 2024 3:39:19
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
29 02 2024 21:28:13
Предлагаемый автором урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщить к архивным материалам, литературным и историческим источникам. ...
28 02 2024 20:38:48
При изучении курса «История государства и права» в профильной школе одна из основных форм работы – с текстом. Урок изучает права России в период образования централизованного государства на примере Судебника 1550 года. Документы, опережающие задания, эссе, ИКТ значительно обогащают урок....
27 02 2024 18:24:24
Материал раскрывает причины создания антигитлеровской коалиции, хаpaктер отношений между странами-участницами коалиции; рассматривает этапы формирования коалиции. Может быть использован на уроках истории в 9-м, 11-м классах при изучении нового материала или его закреплении....
26 02 2024 16:34:56
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
25 02 2024 1:31:17
Урок закрепления с целью проверить уровень знания учащихся, выяснить насколько хорошо усвоена тема, формировать у учащихся умения работать с картой, схемой, документами; воспитывать добросовестность и чувство коллективизма....
24 02 2024 23:19:21
Урок проводится в 4-м классе в форме комaндной игры «Знатоки истории». Игра состоит из трёх этапов: из предложенного набора букв необходимо составить слова, соответствующие одной их трех тем – "Животные Севера", "Основные занятия народов края", "Орудия труда коренных народов"....
23 02 2024 3:33:40
Работа содержит тематические задания для отработки заданий группы «А» ЕГЭ по истории. Тематические тесты «История России с древнейших времен до XVII в.». ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ. Задания акцентируют внимание на формулировках заданий, помогут избежать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые тестовые задания можно в классе и дома....
22 02 2024 22:27:10
Урок по пропедевтическому курсу истории в доступной форме рассказывает о событиях истории....
21 02 2024 4:35:47
Цели урока: повторить и закрепить с учащимися основные положения темы "Глобальные проблемы современности и пути их решения"; сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний на пpaктике....
20 02 2024 16:21:40
В статье представлен урок в форме интеллектуальной игры "Брейн-ринг". Он позволяет углубить представление о Великой Отечественной войне, возбудить интерес к боевому прошлому своей страны. Актуален в связи с приближающейся юбилейной датой — 65-летием со дня Победы. Материал может использоваться и во внеклассной работе....
19 02 2024 14:23:50
Программа элективного курса ориентирована на кадетские образовательные учреждения. Рекомендуется для учащихся 8-9-х классов, так как предлагаемый курс хорошо синхронизируется с курсом по отечественной истории....
18 02 2024 3:35:11
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин". Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12". ...
17 02 2024 2:15:19
Раскрытие темы на основании опыта работы автора....
16 02 2024 5:15:10
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
15 02 2024 21:13:52
Предлагаются тесты по истории России (1900–1940 гг.). ...
14 02 2024 13:16:18
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
13 02 2024 11:10:49
Урок знакомит учащихся с историей создания Дрезденской картинной галереи, с историей поисков и спасением Советской армией шедевров картинной галереи. Сражаясь за города европейских стран, наши солдаты сражались за культуру этих народов, за ее спасение. Восставшие из пепла города, сохраненные для будущих поколений музеи стоят ныне как памятники нашей Победы. Для проведения данного урока учащимся дается задание подготовить сообщение о шедеврах Дрезденской галереи и о спасении картин в 1945 году....
12 02 2024 6:52:34
Эта тема о великом из великих полководцев человечества. Созидателе и разрушителе, правителе и воине. Человеке, который обладал огромным авторитетом. Он находился в походе, а по его приказу строился Самарканд как столица. Восстановление Великого шелкового пути означало конец военных походов, развитие торговли и дальнейшее проникновение культур Запада и Востока....
11 02 2024 17:12:21
Урок сообщения и первичного закрепления новых знаний для 8-го класса формирует представление о причинах возникновения тайных организаций будущих декабристов и целях участников, развивает умение критически анализировать документы («Проект конституции Н.М. Муравьева», «Русская правда П.И. Пестеля»), чувство коллективизма, толерантности. На уроке используются фрагменты из цикла передач «Империя» Л. Парфенова....
10 02 2024 16:30:11
Данные занятия являются частью элективного курса «История России, СССР в лицах» для учащихся 9-х классов. Цель: сравнить судьбы реформаторов начала XX века, их деятельность, выявить общее и различное; продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, историческими источниками, умений сравнивать, сопоставлять, выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Форма проведения: урок-презентация или пpaктическая работа....
09 02 2024 5:32:31
Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству - это основная цель и главный результат изучения Международного гуманитарного права в школе. ...
08 02 2024 0:17:38
Творчество особенно ярко проявляется в ходе обучения и реализации полученных учащимися знаний на пpaктике. Пpaктическим примером данного подхода может служить разработка учащимися 11-го класса тестовых заданий по истории с использованием ИКТ. ...
07 02 2024 19:58:24
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::