Основы православной культуры. Групповое занятие в 4-м классе по теме: "Ге opгий Победоносец - символ победы добра над злом" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Основы православной культуры. Групповое занятие в 4-м классе по теме: "Ге opгий Победоносец - символ победы добра над злом"


    Основы православной культуры. Групповое занятие в 4-м классе по теме: "Ге opгий Победоносец - символ победы добра над злом"

Цели:

1. Познакомить с наиболее почитаемым христианским святым, который своей жизнью и cмepтью провозгласил торжество добра над злом.
2. Пробудить интерес к христианским истокам русского народа, заложить фундамент для дальнейшего изучения культурной православной традиции.
3. Вызвать чувство патриотизма, дать ориентиры добра, истины, любви, силы духа. Оборудование: рисунки, таблицы, грамзапись, репродукция иконы.

План.

I. Орг. момент. День Победы. Беседа о 60-й годовщине.
II. Сообщение темы.
III. Рассказ о Святом Ге opгии. 3 век.
IV. Чудо Ге opгия о змие. Поэтический монтаж.
V. Знакомство с иконой.
VI. Общность сюжета со сказкой Никиты Кожемяка. Представление выставки рисунков.
VII. Черты хаpaктера героя, о котором мечтали люди.
VIII. Чему учит «Чудо Ге opгия о змие».
IX. Герб Москвы. XV век. Наша копейка.
X. Рассказ о Ге opгиевском кресте. 1769г.
XI. Маршал Г.К.Жуков. Связь имени человека со святым.
XII. Итог.

Ход занятия

I. Звучит музыка. «День Победы».

- Ребята, кому знакома эта мелодия?

- О каком дне мы вспомнили?

9 Мая - день Победы. 60 годовщина победы над фашисткой Германией.

- Назовите годы Великой Отечественной войны. (1941-1945г.).

II Сегодня мы будем говорить о человеке, в чьём имени главное слово - победа. Это наиболее почитаемый святой Православной Церкви. Чаще всего изображают этого святого в воинском снаряжении верхом на белом коне с копьём, убивающим дpaкона.

Верхом на коне,
под копытом - дpaкон,
Копьё вонзается в пасть!
На помощь спешит
Согрешающим он
И тем, кто в грех
Может впасть!

- Может быть, кто-то из вас знает имя этого святого воина?

- Это Ге opгий Победоносец.

III. Сегодня мы совершим путешествие в историю.

Жил он очень давно, в III веке, в далёкой южной стране, в Римской империи, где правил царь Диоклетиан. Царь был язычник.

-Кто такие язычники?

Язычники верили, что множество разных богов приносят им удачу или несчастье. Они ставили этим богам деревянных или каменных идолов и поклонялись им. Язычники не верили в Христа и хотели заставить христиан отказаться от своей веры. Диоклетиан казнил христиан, подвергал их пыткам.

Ге opгий был мужественным воином, принёсшим своему царю славу и много побед

Он пришёл к царю и стал защищать христиан.

- Зачем ты убиваешь невинных? Разве это законно? Попробуй разобраться, где правда! Как это можно - кланяться истуканам?!

- Так ты христианин?- спросил царь.

- Я раб Христов.

- Зачем ты пришёл сюда?

- Свидетельствовать об Истине. -

Тогда царь сказал: - Прощу тебя, но принеси жертву Богам.

- Я воздаю жертву хвалы только моему Богу. И тебя призываю е этому.

Разгневанный правитель приказал заточить Ге opгия в темницу и положить ему на гpyдь тяжелый камень, казалось, что юноша не выдержит мучений и отречётся от веры Христа. Утром Ге opгий едва держался ногах.

-Ну как? Не передумал?

-Скорее ты устанешь мучить меня, чем я отрекусь от своей веры.

Ге opгия привязали к колесу, под которым острые ножи. Поворачивается колесо - ножи впиваются в мученика. Сначала Ге opгий громко славил Бога. Потом едва слышно молился. Затем затих.

-Где же Бог твой, Ге opгий?! - произнёс Диоклетиан. Почему он не спас тебя?

Царь приказал снять Ге opгия с колеса, а сам отправился в храм Аполлона.

Слуги начали отвязывать тело. Вдруг сильный удар грома раздался среди ясного неба. Площадь озарилась ярким светом раздался голос:

- Не бойся, Ге opгий, я с тобой.

И Ге opгий встал на ноги и пошел за царём. Появление Ге opгия в храме ошеломило людей.

- Велик Бог христианский - воскликнули царские сановники.

- Немедленно казнить! - приказал царь.

Диоклетиан выбрал жестокое мучение - зарыть в известковую яму. Cмepть медленная, мучительная, верная.Только через несколько дней Диоклетиан велел выкопать, выбросить его кости. Но и на этот раз раб Христов оказался живым и невредимым.

- Как тебе удалось выжить? - спросил раздражённый царь.

-Господь сохранил меня.

Много чудес сотворил Господь через Ге opгия. Мёртвого воскресил на глазах у всех, исцелял больных, помогал советом путешественникам.

Царь устал от Ге opгия. Что толку мучить того, кого Бог избавляет от мук? И назначил день казни.

-Может, одумаешься? - спросил царь напоследок.

- Пойдём в храм Аполлона, - произнёс Ге opгий. Неужели он откажется от Христа?

- Поклонись богам Ге opгий, - сказал царь в храме.

- Этих истуканов ты называешь богами? Именем Господа Иисуса Христа повелеваю им разрушиться. Грохот, пыль. Осколки камней полетели в стороны.

Ге opгия казнили. После своей великомученической кончины Ге opгий стал являться людям и помогать им преодолевать беды и несчастья, а воинам побеждать. Поэтому его и назвали Ге opгием Победоносцем.

Многие жители Рима уверовали в Христа. Так получалось, что гонения на христиан только утверждали и распространяли христианство. Приняла святое крещение и жена жестокого императора - царица Александра. Взбешённый Диоклетиан приказал казнить и собственную жену.

После своей земной жизни Ге opгий Победоносец продолжал совершать чудеса

исцеления. Самый известный подвиг - победа над змием.

IV. В стране Финикии раскинулось красивое озеро. На его берегу появился змей -дpaкон, он поедал детей. Дошла очередь до царской дочери, её привели на озеро. К ней явился Святой Ге opгий, повелел он ей обвязать дpaкону голову поясом и привести его в город. Царевна исполнила приказание и привела чудовище. Святой Ге opгий вступил в бой с дpaконом и поразил его копьём. Этот сюжет получил название «Чудо Ге opгия о змие».

- Послушайте поэтические рассказ об этом событии.

Действую лица: Рассказчик. (6 человек) Дева, Воин

1. Куда это воин - красавец
В плаще, словно в алом огне,
Как птица, земли не касаясь,
Несётся на белом коне?

Вдоль грозно гремящего моря,
Где вал закипающий крут,
Недолог был путь его, вскоре
Увидел он славный Бейрут.

Был город красив несказанно,
Как сад зеленел, а вдали,
За озером горы Ливана
Вставали, и кедры росли.

И солнце плоды золотило
По рощам искусной рукой...
Но что-то печальное было
В стране изобильной такой.

2. Ни голоса птицы, ни зверя,
Ни даже мычанья вола...
Безлюдье…Закрыты все двери
Лежащего рядом села...

Но возле могучего древа,
Где озера плещет волна,
Стоит одинокая дева,
И горько рыдает она.

И вот подъезжает к ней воин
На белом коне и с копьём,
И взор его добр и спокоен,
И неба сияние в нём.

Он мчался сюда по дорогам
Как Божьих свершитель чудес,
И всё уже зная, ведь Богом
Он послан был прямо с небес.

Как Божьему чуду не сбыться?
Кто Бога сильнее? И всё ж
«О чём ты так плачешь, дeвица,-
Спросил он,- кого ты здесь ждешь?»

Дева. О юноша, воин отважный!
Живёт в этом озере змей –
Губитель жестокий и страшный,
Страны разоритель моей.

Дыханье его ядовито,
А сила его велика!
Скорее отсюда беги ты,
Не вышел губитель пока!

Как велено было богами, -
Врагу, что не сыщешь лютей,
Отцы здесь своими руками
Всех отдали в пищу детей...

Я царская дочь, но настала
Теперь и моя череда...
Вот, воин, о чём я рыдала.
Беги же! Прощай навсегда!

Воин. Пристало ли христианину
Кому-то в беде не помочь?
О нет, я тебя не покину.
Не плачь же, о царская дочь!

На змия, губителя злого,
Как, впрочем, на всякое зло,
Оружие - имя Христово,
Что свет в этот мир принесло!

3. Вдруг с шумом вода забурлила,
И пена вскипела на ней –
И вылез, страшней крокодила,
Огромный чешуйчатый змей.

Дохнул - и обуглились травы,
Пожухла на дубе листва,
И птица от этой отравы
Упала на землю мертва.

Взревел он и сделался выше,
А хвост ещё в озере был –
Но вот он и весь уже вышел
И пасть на царевну раскрыл...

Ге opгий же перекрестился,
Прославивши Господа сил,
На змия, как вихрь, устремился
И в горло его поразил.

И демоны вырвались с воем
Сквозь страшные змия уста:
«Уходим, уходим мы, воин,
Отважный посланник Христа!»

И тотчас, когда их не стало,
Как смолкли и их голоса,
Страшилище будто опало
И стало не более пса.

Немало пришлось подивиться
О чуде великом таком
Не только спасённой дeвице,
Но каждому в городе том!

Открыты ворота Бей рута,
Глядит изумлённый народ
Как, поясом змия опутав,
Сюда его дева ведёт.

И как бы земли не касаясь,
В плаще, словно в алом огне,
За ней едет воин-красавец
На белом прекрасном коне

Воин. «Надейтесь на Бога, о люди!
Воскликнул он.- Бог наш - Христос!
Вам радость в сегодняшнем чуде
И веру в Него я принёс!

Я мученик, посланный с Неба
От идолов вас отвратить,
Принёс вам Небесного хлеба,
Чтоб ради спасенья вам жить!»

И всаднику люди внимали,
И змий был убит и сожжён.
И капище тут же сломали,
Все статуи выбросив вон.

Священники призваны были,
Они же, молитвы творя,
В озёрной воде окрестили
Народ весь, и первым царя.

Принявши великую милость
От Бога, страна эта вдруг,
Как будто весной оживилась,
И всё в ней запело вокруг...

Блистая листвой изумрудной,
Качал дуб вершиной своей,
И Господа песенкой чудной
На нём воспевал соловей.

V. Этот сюжет так полюбился русскому народу, что на Руси Ге opгия стали изображать воином на белом коне, пронзающим копьём змея. Одна из древних икон написана на этот сюжет.

- Рассмотрите эту икону. Это фотография. В Храмах нашего города «Петра и Павла» и «Скоропослушницы» есть эти иконы. В конце учебного года во время экскурсии в Храм вы увидите их.

- Этот образ отразился и в сказках.

- Ребята, не вспомнилась ли вам русская народная сказка со сходным сюжетом? Конечно, это русская сказка «Никита Кожемяка». С этой сказкой мы уже знакомились раньше. Даже рисовали иллюстрации. Вот самые удачные из них.

ВЫСТАВКА РИСУНКОВ. - Давайте, напомним некоторые моменты.

В старые годы появился у Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал он в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел её. Хитростью узнала царевна, что сильнее змея Никита Кожемяка, что живёт в Киеве. Отправила она весточку царю. Пошли царь с царицей просить Никиту выручить дочку. Никита мял разом 12 воловьих кож, руки у него задрожали, и разорвал он все 12 кож. Рассердился он и не пошёл. Собрали царь с царицей 5000 малолетних сирот и послали просить Кожемяку.

Сжалился он. Вызвал змея : «Выходи на чистое поле». Долго ли коротко ли они бились, повалил змея Никита и стал его душить. Змей говорит: «Давай, разделим весь свет поровну». Стали они он Киева межу прокладывать. Землю разделили, стали море делить. Вогнал Никита змея в Черное море да там и утопил.

- О чём мечтали люди, рассказывая эту сказку своим детям? Мечтали о герое, который принесёт спасение народу.

- Какими чертами должен обладать герой? (доброта, смекалка, вера, мужество, смелость).

VIII. Современные люди удивляются, как люди соглашались отправить на съедение змию своих детей! Но если подумать, то в нашем время дети подвергаются нападениям многих змиев: насилия, разврата по телевидению, компьютерным играм, алкоголизму, наркомании. Взрослые должны защитить детей от этих змиев, дети не поддаваться, не становиться злыми и рaзвpaтными.

Чудо святого Ге opгия о змие учит нас тому, что прежде всего надо бороться с тем злом, что находится внутри нас, в наших душах. Очищаясь духовно, мы можем помочь и себе, и ближним.

- С каким злом?

IX. Наши предки хорошо понимали это и поэтому на первом гербе древней Москвы изображён святой великомученик Ге opгий Победоносец, пронзающий копьём змия. Москвичи особенно почитали святого Ге opгия и признали его своим покровителем и покровителем русского воинства.

На современном гербе изображён молодой всадник, пронзающий копьём змия, а не христианский святой - с нимбом, в сияющих одеждах и на белом коне, небесны покровитель и защитник Москвы и всего русского воинства.

Рассмотрим изображение на российском гербе.

Рассмотрим копейку. Что изображено на ней? Почему так называется?

X. Одной из самых почитаемых наград в русской армии до 1917г. Был Ге opгиевский крест. Императорский Военный орден святого великомученика и Победоносца Ге opгия был учреждён в 1769 году. Выдавался он исключительно за боевые отличия. Этой награды мог удостоится тот, кто «лично предводительствуя войском, одержит над неприятелем, в значительных силах состоящим, полную победу» или захватит вражескую крепость, неприятельское знамя, возьмёт в плен главнокомaндующего. В статуте ордена говорилось: «Сей орден никогда не снимать, ибо заслугами он приобретён».

Многие из «старшего поколения» военачальников имели эти почётные награды. Маршал Буденный заслужил 4 Ге opгиевских креста.

Ге opгий Константинович Жуков был награждён двумя «Ге opгиями».

XI. Об этом человеке хотелось сказать больше.

Сообщение ученицы: Г. К. Жуков родился в крестьянской семье. На восьмой день после рождения в день великомученика Ге opгия его нарекли Ге opгием и крестили в церкви.

Жили трудно, голодно. С детства Ге opгий был трудолюбивым, смелым и добрым. В 15 лет он спас из горящей избы больную старуху и детей. Став взрослым он часто помогал людям. Много учился военной науке и стал опытным полководцем. За победу в решающих сражениях В.О.войны его называют спасителем России.

Своё имя маршал Жуков получил в честь римского полководца Ге opгия Победоносца, мужественного воина, принявшего мучение и cмepть за исповедание веры Христовой. Его христианское имя таинственно связывает человека с тем святым, имя которого он носит.

Маршал Жуков по рождению своему и воспитанию был православным человеком. Православными были и его солдаты, перед боем говорившие «Ну, с Богом».

В народе сохраняется предание о том, что Жуков возил по фронтам казанскую икону Божией Матери, прислал в церковь села Брестской области посылку в тонну весом - это были три колокола, помог восстановить православный храм - памятник русской славы в Лейпциге.

Есть свидетельства, что Жуков приезжал к старцу Нектарию. И как в древние времена Дмитрий Донской получил благословение старца Сергия «Ты победишь», и Г.К. Жуков был благословлён старцем Нектарием на великую победу «Ты будешь сильным полководцем. Учись. Учёба не пройдёт даром».

Во время битвы под Москвой многие люди вырезали портрет Жукова из газет и молились, как на икону. Верили, что он спасёт.

Жуков не спал 11 суток подряд, человеческий организм не способен вынести это. Без помощи божьей это было бы невозможно.

И вообще, в это время было много знаменательных совпадений: пасха 1945 года пришлась на 6-е мая, день великомученика Г. Победоносца: 6-го мая немцы прекратили сопротивление и началась подготовка к подписанию капитуляции.

Итог: - С какого имени мы начали разговор?

- А заканчиваем?

Начали мы с имени святого Ге opгия Победоносца и заканчиваем именем человека, имя которого тоже Ге opгий. Это имя прошло через всю его жизнь и действительно принесло победу.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

18 07 2024 20:57:31

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

17 07 2024 4:56:22

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

16 07 2024 9:38:31

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

15 07 2024 6:43:28

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

14 07 2024 3:32:47

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

13 07 2024 3:16:53

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

12 07 2024 22:57:53

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

11 07 2024 2:38:23

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

10 07 2024 17:53:39

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

09 07 2024 3:20:49

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

08 07 2024 11:56:17

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

07 07 2024 1:13:45

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

06 07 2024 7:26:25

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

05 07 2024 5:45:53

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

04 07 2024 5:10:57

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

03 07 2024 23:11:13

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

02 07 2024 17:28:33

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

01 07 2024 14:33:35

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

30 06 2024 20:24:14

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

29 06 2024 14:18:50

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

28 06 2024 3:43:21

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

27 06 2024 8:44:10

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

26 06 2024 2:47:38

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

25 06 2024 16:53:39

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

24 06 2024 0:22:40

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

23 06 2024 22:25:35

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

22 06 2024 15:19:20

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

21 06 2024 19:34:38

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

20 06 2024 2:39:32

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

19 06 2024 23:51:40

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

18 06 2024 23:31:11

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

17 06 2024 8:16:22

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

16 06 2024 17:31:41

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

15 06 2024 15:31:42

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

14 06 2024 21:35:26

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

13 06 2024 16:57:12

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

12 06 2024 5:19:47

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

11 06 2024 21:25:37

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

10 06 2024 12:34:40

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

09 06 2024 9:15:53

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

08 06 2024 3:35:16

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

07 06 2024 15:13:38

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

06 06 2024 21:26:45

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

05 06 2024 18:16:31

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

04 06 2024 14:24:10

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

03 06 2024 15:50:31

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

02 06 2024 19:48:38

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

01 06 2024 1:15:16

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

31 05 2024 18:13:20

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

30 05 2024 23:58:40

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::