Геополитика "холодной войны" (обобщающий семинар)
Цели урока:
Методические: продолжить формирования навыков систематизации и обобщения знаний на основе полученной ранее информации и самостоятельной подготовки к уроку.
Научные: Проанализировать особенности международных отношений сверхдержав в период «холодной войны».
Воспитательные: Продолжить рассмотрение роли «холодной войны» в процессе развития нашей страны.
Учебно-методический комплекс: Карта мира, учебник Бурин А.C. Новейшая история, презентация урока (смотрите Приложение 1)
План урока (2 урока):
- Оргмомент (4 мин)
- Выявление причин и признаков «холодной войны». (20мин)
- Заполнение таблицы: Периоды «холодной войны» противостояние и сотрудничество (4мин)
- Подведение итогов (10 мин)
- Выставление оценок за урок (6 мин)
Задание к уроку: Повторить § 28, 36, записи в тетради, подготовить сообщения (смотрите приложение 2), терминологию по теме.
Ход урока
Вступительное слово.
Сегодня тема нашего семинарского занятия «Геополитика «холодной войны»».
Геополитика - политологическая концепция, согласно которой внешняя политика государств предопределяется ее географическим фактором
Вторая мировая война привела к многомиллионным жертвам, огромным разрушениям и материальным потерям. Казалось, что те, от кого зависят судьбы людей послевоенного поколения, воспримут уроки войны, и будет сделано все для обеспечения прочного мира. Однако этого не случилось. Человечество оказалось втянутым в новую войну, которую стали называть холодной.
Не найдя общего языка, Советский Союз и страны Запада начали претворять в жизнь свои взгляды на будущий мировой порядок на территориях, которые оказались под их влиянием. Это привело к расколу мира на две системы государств, различающихся по хаpaктеру социального - экономического и общественно-политического развития. «Холодная война» выразилась в противостоянии между двумя державами - СССР и США, и их союзниками за право определять облик мира. На протяжении более 4-х десятилетий она оказывала решающее воздействие на ход мирового развития
Цель нашего урока - проанализировать особенности международных отношений в период «холодной войны».
1. Переход от сотрудничества между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции произошел не сразу. 5 марта 1946 года премьер-министр Англии Уинстон Черчилль в Фултоне выразил беспокойство о железном занавесе, отделяющем СССР от стран Запада и коммунистической угрозе, наступающей с востока. Этими словами Черчилль и подготовил мир к началу «холодной войны». Речь Черчилля в Фултоне стала лишь поводом к началу войны.
Ребятам задается ряд вопросов, для того чтобы выяснить причины и предпосылки «холодной войны»:
- Каковы внешнеполитические цели США после первой мировой войны?
- Какие действия принимают эти страны для реализации данных целей?
В результате ответов на данные вопросы ученики должны прийти примерно к данным ответам. Учитель, обобщая ответы ребят, рисует на доске данную таблицу или показывает слайд-шоу. Или же эта таблица может быть представлена в форме раздаточного материала.
Причины «холодной войны»
США |
СССР |
|
Цели после войны: | политическая экспансия, закрепление на военных базах стран Запада, захват сфер влияния для внешней торговли. Противостояние коммунизму, как идеологии победившей гитлеровскую угрозу. | Обеспечение безопасности границ, от внезапного нападения агрессора. |
Итог достижения цели и причина противостояния: | План Маршала. В июне 1947 г
государственный секретарь США А. Маршал выдвинул
идею финансовой и экономической помощи странам
Европы, пострадавшим от военных действий Второй
мировой войны для преодоления военных
последствий: - 17 млрд. $ в течении 4-х лет; |
В итоге начинается окружение СССР дружественных ему государств, управляемых коммунистами. |
Общий итог: | Начало противостояния двух мировых держав и раздел мира на два лагеря: капиталистического и коммунистического. Начало «холодной войны» 1950-1990 года. |
«Холодная Война» - это период крайней напряженности в международных отношениях.
Признаки «Холодной войны» (называют самостоятельно учащиеся, отвечая на вопросы):
1. Создание биполярного мира. Во главе со сверхдержавами
Как назывался мир, в котором активно развивалась борьба за лидерство между двумя сильнейшими мировыми лидерами? (биполярный мир) А как назывались государства в 40-80-х годах, обладавшие ядерным оружием и мощным военно-промышленным комплексом, а также противостоявших в «холодной войне»? (сверхдержава).
2. Участие в локальных войнах
Как называются войны, охватывающие относительно небольшое число государств и ограниченный географический регион? (локальные войны).
3. Создание военно-политических блоков
Как назывались объединения Западных государств с целью создания единой экономической и военной политики? (военные блоки) Какие военно-политические блоки были созданы в Европе в период «Холодной войны»? (1949 г НАТО, 1955 г Варшавский договор)
4. Проведение политики сдерживания.
Как называлась политика сверхдержав, целью которой было удержать противника от распространения своей идеологии, политики, власти. (политика сдерживания)
2. Заполнение таблицы. Таблица заполняется на основе приготовленных домашних сообщений на 5-6 минут по темам: Война в Корее, Египетский кризис, Война во Вьетнаме, Война в Афганистане, Карибский кризис, Берлинский кризис (смотрите примерное содержание сообщений в приложении 2). Информацию из сообщений ребята записывают во вторую колонку самостоятельно, а затем зачитывают еще раз вслух; третью колонку ученики заполняют, вспоминая самостоятельно пройденный материал, и зачитывают его после записи.
Периоды «холодной войны»: противостояние и сотрудничество
Период |
Противостояние (войны, факторы напряженности) |
Проявление сотрудничества |
1946-1953 | 1. Создание военных блоков 2. Раздел Германии на ФРГ и ГДР (1948-1949) 3. Разработка плана ядерного нападения («Дропшот») 4. 1948 Война в Корее |
Мирный договор об окончании Второй мировой войны |
1953-1960 | 1956 Египетский кризис | Поддержка США, СССР в Египетском
кризисе. 1959 визит Хрущева в США, выступление на генеральной Ассамблеи ООН 1955 конференция в Женеве - попытка диалога сверхдержав. 1957 приостановление ядерных испытаний |
1960-1970 | 19 августа 1961 Берлинский кризис 1962 Карибский кризис 1964-1973 Война во Вьетнаме |
1963 договор о запрете испытаний ядерного
оружия в атмосфере, под водой 1968 нераспространение ядерного оружия 1971 Соглашение по Берлину 1972 договор об ограничении вооружений ОСВ-1. СССР и США согласились на ограничение систем противоpaкетной обороны 1972 ОСВ-2 1975 Заключительный акт Совета безопасности о сотрудничестве в Европе |
1980 - 1990 | 1979-1989 Война в Афганистане | 1987 уничтожение paкет средней дальности 1989 вывод советских войск из Германии 1990 Объединение Германии |
3. Итоги. Подводят самостоятельно учащиеся на основе услышанного материала на уроке.
«Холодная война» серьезно повлияла на внутреннюю жизнь государств. Черно-белое видение мира порождало чувство настороженности по отношению к внешнему миру и создавало тягу к искусственной внутренней сплоченности перед лицом внешнего врага. Холодная война заставила направить колоссальные средства на вооружение. Эта гонка породила и невиданные научные открытия. Она обескровило советскую экономику и снизила конкурентоспособность американской. Соперничество СССР и США с одной стороны облегчило народам колониальных и зависимых стран борьбу за независимость, но с другой, превратило этот зарождающийся «третий мир» в арену бесконечных региональных и локальных конфликтов за сферы влияния. «Холодная война» оказала глубокое и многогранное воздействие на послевоенную мировую историю.
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
25 09 2023 0:59:49
Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также
пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления.
...
24 09 2023 17:37:25
Гражданская война-страшное бедствие, национальная трагедия. Каковы ее причины и последствия,кто прав и кто виноват? Как не допустить ее повторения? Все эти вопросы мы должны обсудить, сделать выводы. На уроке идет закрепление и выявление знаний учащихся по теме «Гражданская война»....
23 09 2023 22:48:19
Уроки по проблемной технологии развивают у учащихся умение формулировать учебные цели,
принимать решение в необычной ситуации, планировать, анализировать, рефлексировать, оценивать свою деятельность, ставить вопросы к фактам и явлениям, оценивать начальные данные и результат, работать в группе, искать и находить компромиссы; формируют у учащихся толерантность, способность к самоопределению, самореализации....
22 09 2023 5:24:52
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
21 09 2023 0:47:57
Разработка урока истории с использованием CD «Уроки отечественной истории XIX-XX вв. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Применение современных технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулируют познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся.
...
20 09 2023 5:14:17
Статья посвящена ветеранам Великой Отечественной войны. Используются вырезки из газет и стихи военной эпохи....
19 09 2023 14:41:40
Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии КСО.
...
18 09 2023 15:35:36
Урок по Новейшей истории XX в. в 9-м классе по теме «Новейшая история XX в. Зарубежные страны» проводится в игровой форме по типу телеигры «Слабое звено». Урок предназначен для обобщения и закрепления знаний по окончанию курса....
17 09 2023 5:13:30
Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....
16 09 2023 7:32:54
Урок-путешествие. Изучение новой темы методом оживления картины "Продажа рабов в Древней Греции". Возможность дидактического театра позволяет "оживить, раскрасить" историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху....
15 09 2023 5:55:59
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
14 09 2023 13:47:12
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....
13 09 2023 8:40:54
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма....
12 09 2023 17:13:21
Несколько лет в школьной библиотеке для учащихся 2‒8-х классов ведутся уроки по программе «Основы информационной культуры». Представлены материалы к одному из таких интегрированных уроков по теме «Чудо, имя которому – книга. Из истории книгопечатания». Занятие связано по теме с уроком обществознания «Роль книгопечатания в развитии образования»....
11 09 2023 15:45:43
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
10 09 2023 5:19:11
Урок истории в 8-м классе по теме «Русская живопись второй половины XIX века» развивает у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. Учащимся предлагается совершить виртуальную экскурсию по картинной галерее художников-передвижников. Почти каждый ученик класса в ходе урока выступает в роли экскурсовода и посетителя выставки. В течение урока происходит знакомство учащихся с творчеством Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана....
09 09 2023 7:11:57
Цели урока: углубллять, уточнять представление детей о России, познакомить с историей возникновения Руси, с образом жизни древних славян, формировать понимание слова "предки"....
08 09 2023 17:19:22
Интегрированный урок литературы и истории: «Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». (11класс). Цель данного урока - расширить знания учащихся по истории Афганской войны, показать ее агрессивный хаpaктер, рассмотреть войну через судьбы ее отдельных участников. Эмоциональную насыщенность придает анализ литературного произведения С.Алексиевич «Цинковые мальчики». Данный урок способствует развитию коммуникативной и информационной компетенции....
07 09 2023 22:38:43
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
06 09 2023 16:37:54
Урок воссоздает картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени. Подводит учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры москвичей, давала толчок к проявлению душевных и личностных качеств. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу, любовь....
05 09 2023 2:27:34
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к восстанию на Сенатской площади; выясняются цели тайных обществ, а также определяется роль, которую сыграло восстание на Сенатской площади в судьбе будущей России. Учащиеся формируют навыки работы с историческими источниками, фактами, а также умение выделять главное в тексте и документах; продолжается работа понятийного хаpaктера....
04 09 2023 14:14:17
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
03 09 2023 15:54:19
Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Цель урока – изучить проблему побед и поражений в этой войне, посмотреть на войну как бы изнутри, глазами участников тех далёких событий. Попытаться понять, как они сами объясняли причины своих побед и поражений; выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий Отечественной истории – гражданскую войну....
02 09 2023 15:26:39
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
01 09 2023 16:16:44
Урок по всеобщей истории для 9-го класса является заключительным в разделе "Международная политика в 50-х - 90-х годах". Форма урока - обобщающий семинар. Целью занятия является анализ международной политики в период "холодной войны". Урок рассчитан на 2 часа. Урок состоит из анализа причин, предпосылок и основных признаков "Холодной войны", заполнения таблицы "Периоды "холодной войны" противостояние и сотрудничество". Урок предполагает подготовку учениками сообщений по теме и слайд-шоу с иллюстрациями и основными схемами по теме.
...
31 08 2023 15:18:33
На уроке рассматривается городская жизнь в Европе Средних веков, причины возникновения городов, их влияние на развитие цивилизации.
...
30 08 2023 15:41:27
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
29 08 2023 23:58:15
Особенностью этого урока является самостоятельное составление учащимися логических схем и умозаключений для решения поставленных учителем учебных задач. Также в ходе урока используются заранее подготовленные учащимися сообщения по дополнительному материалу.
...
28 08 2023 1:39:41
Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....
27 08 2023 5:50:53
На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья.
...
26 08 2023 9:17:47
Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева.
Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти.
Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?"
...
25 08 2023 10:19:23
Интегрированный урок-презентация по истории и литературе в 10-м классе по теме "Путешествие по Петербургу". Использование компьютера позволяет увеличить интенсивность подачи материала, сообщить больше сведений по изученной теме за меньший промежуток времени и представить материал в более наглядной и доходчивой форме. Данная презентация позволяет ученику проверить свои ответы прямо на экране компьютера.
...
24 08 2023 15:44:18
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
23 08 2023 22:24:20
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края.
Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности.
...
22 08 2023 14:29:31
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
21 08 2023 21:15:36
Урок помогает углубить представление о Культуре XVI–XVII веков, познакомить с эпохой Ивана IV, работать над обогащением словарного запаса, развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об этикетных нормах в России XVI–XVII вв....
20 08 2023 13:56:37
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
19 08 2023 6:16:44
Представленный конспект урока СБО в 7-м классе "Железнодорожный пассажирский трaнcпорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному трaнcпорту, учит определять виды железнодорожного трaнcпорта....
18 08 2023 10:45:44
Тема рассчитана на один урок. Так как объем материала достаточно большой, целесообразно организовать работу в группе и парами. Для работы на каждую парту раздаются листы с планом урока и заданиями. Ученикам даются рекомендации, как работать с листами в группах и в парах. Проверка знаний проводится в виде теста. Перед выполнением задания также даются рекомендации.
...
17 08 2023 17:19:56
Исторический образ Св. Ге opгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Ге opгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана хаpaктеристика образа Св. Ге opгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....
16 08 2023 21:54:47
Задача учителя состоит в том, чтобы новое поколение знало и помнило все события прошлого, гордилось своими предками, Героями Великой Отечественной войны. Урок памяти, посвящённый Сталинградской битве, это часть задуманного проекта о городах-героях. Каждый из них – это путь к Великой Победе.
...
15 08 2023 23:32:34
Тестовый контроль может оценить уровень учебных достижений: качество и уровень усвоенных знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений. В настоящей работе представлены различные виды тестовых заданий по курсу истории России с конца XVI до конца XVIII в. Разработано несколько вариантов каждого из видов тестовых заданий, что позволяет организовать эффективную работу учеников. Тестовые задания могут быть использованы учителем для текущего, тематического и итогового контроля....
14 08 2023 16:32:24
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
13 08 2023 10:56:11
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными и увлекательными. Поэтому игровая деятельность обучающихся на уроке необходима. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявить себя. Использование игры на уроках истории дает мощный стимул в обучении, так как в игре активируются внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление....
12 08 2023 14:14:36
Конспект интегрированного урока по литературе и истории, рекомендуемый для проведения в 10-м классе. Ученики выступают как активные участники образовательного процесса, получают целостное представление об историческом событии - постройке Покровского храма в Москве.
...
11 08 2023 15:29:59
Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей, и применение такой технологии возможно на уроках истории. Модуль позволяет учащемуся последовательно включаться в общую деятельность, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. С помощью модуля учащиеся дозируют содержание, понимая, какая информация обсуждается и с какой целью. Главное предназначение модуля – развить мышление, сознание человека.
...
10 08 2023 6:34:25
Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....
09 08 2023 21:54:44
Раскрытие темы на примерах работы конкретного преподавателя. Технологии личностно-ориентированного обучения, элементы дифференцированного обучения и т.п.
...
08 08 2023 21:31:24
Элективный курс «История России в лицах» предназначен для учащихся 10–11-х классов, изучающих историю на профильном уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества....
07 08 2023 11:46:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::