Геополитика "холодной войны" (обобщающий семинар)
Цели урока:
Методические: продолжить формирования навыков систематизации и обобщения знаний на основе полученной ранее информации и самостоятельной подготовки к уроку.
Научные: Проанализировать особенности международных отношений сверхдержав в период «холодной войны».
Воспитательные: Продолжить рассмотрение роли «холодной войны» в процессе развития нашей страны.
Учебно-методический комплекс: Карта мира, учебник Бурин А.C. Новейшая история, презентация урока (смотрите Приложение 1)
План урока (2 урока):
- Оргмомент (4 мин)
- Выявление причин и признаков «холодной войны». (20мин)
- Заполнение таблицы: Периоды «холодной войны» противостояние и сотрудничество (4мин)
- Подведение итогов (10 мин)
- Выставление оценок за урок (6 мин)
Задание к уроку: Повторить § 28, 36, записи в тетради, подготовить сообщения (смотрите приложение 2), терминологию по теме.
Ход урока
Вступительное слово.
Сегодня тема нашего семинарского занятия «Геополитика «холодной войны»».
Геополитика - политологическая концепция, согласно которой внешняя политика государств предопределяется ее географическим фактором
Вторая мировая война привела к многомиллионным жертвам, огромным разрушениям и материальным потерям. Казалось, что те, от кого зависят судьбы людей послевоенного поколения, воспримут уроки войны, и будет сделано все для обеспечения прочного мира. Однако этого не случилось. Человечество оказалось втянутым в новую войну, которую стали называть холодной.
Не найдя общего языка, Советский Союз и страны Запада начали претворять в жизнь свои взгляды на будущий мировой порядок на территориях, которые оказались под их влиянием. Это привело к расколу мира на две системы государств, различающихся по хаpaктеру социального - экономического и общественно-политического развития. «Холодная война» выразилась в противостоянии между двумя державами - СССР и США, и их союзниками за право определять облик мира. На протяжении более 4-х десятилетий она оказывала решающее воздействие на ход мирового развития
Цель нашего урока - проанализировать особенности международных отношений в период «холодной войны».
1. Переход от сотрудничества между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции произошел не сразу. 5 марта 1946 года премьер-министр Англии Уинстон Черчилль в Фултоне выразил беспокойство о железном занавесе, отделяющем СССР от стран Запада и коммунистической угрозе, наступающей с востока. Этими словами Черчилль и подготовил мир к началу «холодной войны». Речь Черчилля в Фултоне стала лишь поводом к началу войны.
Ребятам задается ряд вопросов, для того чтобы выяснить причины и предпосылки «холодной войны»:
- Каковы внешнеполитические цели США после первой мировой войны?
- Какие действия принимают эти страны для реализации данных целей?
В результате ответов на данные вопросы ученики должны прийти примерно к данным ответам. Учитель, обобщая ответы ребят, рисует на доске данную таблицу или показывает слайд-шоу. Или же эта таблица может быть представлена в форме раздаточного материала.
Причины «холодной войны»
США |
СССР |
|
Цели после войны: | политическая экспансия, закрепление на военных базах стран Запада, захват сфер влияния для внешней торговли. Противостояние коммунизму, как идеологии победившей гитлеровскую угрозу. | Обеспечение безопасности границ, от внезапного нападения агрессора. |
Итог достижения цели и причина противостояния: | План Маршала. В июне 1947 г
государственный секретарь США А. Маршал выдвинул
идею финансовой и экономической помощи странам
Европы, пострадавшим от военных действий Второй
мировой войны для преодоления военных
последствий: - 17 млрд. $ в течении 4-х лет; |
В итоге начинается окружение СССР дружественных ему государств, управляемых коммунистами. |
Общий итог: | Начало противостояния двух мировых держав и раздел мира на два лагеря: капиталистического и коммунистического. Начало «холодной войны» 1950-1990 года. |
«Холодная Война» - это период крайней напряженности в международных отношениях.
Признаки «Холодной войны» (называют самостоятельно учащиеся, отвечая на вопросы):
1. Создание биполярного мира. Во главе со сверхдержавами
Как назывался мир, в котором активно развивалась борьба за лидерство между двумя сильнейшими мировыми лидерами? (биполярный мир) А как назывались государства в 40-80-х годах, обладавшие ядерным оружием и мощным военно-промышленным комплексом, а также противостоявших в «холодной войне»? (сверхдержава).
2. Участие в локальных войнах
Как называются войны, охватывающие относительно небольшое число государств и ограниченный географический регион? (локальные войны).
3. Создание военно-политических блоков
Как назывались объединения Западных государств с целью создания единой экономической и военной политики? (военные блоки) Какие военно-политические блоки были созданы в Европе в период «Холодной войны»? (1949 г НАТО, 1955 г Варшавский договор)
4. Проведение политики сдерживания.
Как называлась политика сверхдержав, целью которой было удержать противника от распространения своей идеологии, политики, власти. (политика сдерживания)
2. Заполнение таблицы. Таблица заполняется на основе приготовленных домашних сообщений на 5-6 минут по темам: Война в Корее, Египетский кризис, Война во Вьетнаме, Война в Афганистане, Карибский кризис, Берлинский кризис (смотрите примерное содержание сообщений в приложении 2). Информацию из сообщений ребята записывают во вторую колонку самостоятельно, а затем зачитывают еще раз вслух; третью колонку ученики заполняют, вспоминая самостоятельно пройденный материал, и зачитывают его после записи.
Периоды «холодной войны»: противостояние и сотрудничество
Период |
Противостояние (войны, факторы напряженности) |
Проявление сотрудничества |
1946-1953 | 1. Создание военных блоков 2. Раздел Германии на ФРГ и ГДР (1948-1949) 3. Разработка плана ядерного нападения («Дропшот») 4. 1948 Война в Корее |
Мирный договор об окончании Второй мировой войны |
1953-1960 | 1956 Египетский кризис | Поддержка США, СССР в Египетском
кризисе. 1959 визит Хрущева в США, выступление на генеральной Ассамблеи ООН 1955 конференция в Женеве - попытка диалога сверхдержав. 1957 приостановление ядерных испытаний |
1960-1970 | 19 августа 1961 Берлинский кризис 1962 Карибский кризис 1964-1973 Война во Вьетнаме |
1963 договор о запрете испытаний ядерного
оружия в атмосфере, под водой 1968 нераспространение ядерного оружия 1971 Соглашение по Берлину 1972 договор об ограничении вооружений ОСВ-1. СССР и США согласились на ограничение систем противоpaкетной обороны 1972 ОСВ-2 1975 Заключительный акт Совета безопасности о сотрудничестве в Европе |
1980 - 1990 | 1979-1989 Война в Афганистане | 1987 уничтожение paкет средней дальности 1989 вывод советских войск из Германии 1990 Объединение Германии |
3. Итоги. Подводят самостоятельно учащиеся на основе услышанного материала на уроке.
«Холодная война» серьезно повлияла на внутреннюю жизнь государств. Черно-белое видение мира порождало чувство настороженности по отношению к внешнему миру и создавало тягу к искусственной внутренней сплоченности перед лицом внешнего врага. Холодная война заставила направить колоссальные средства на вооружение. Эта гонка породила и невиданные научные открытия. Она обескровило советскую экономику и снизила конкурентоспособность американской. Соперничество СССР и США с одной стороны облегчило народам колониальных и зависимых стран борьбу за независимость, но с другой, превратило этот зарождающийся «третий мир» в арену бесконечных региональных и локальных конфликтов за сферы влияния. «Холодная война» оказала глубокое и многогранное воздействие на послевоенную мировую историю.
Существует много способов активизации учебного процесса. Задаваемые вопросы, дискуссия, проведённая по определённым правилам, а также направленная беседа напрямую влияют на уровень активизации обучения. И что немаловажно – учат ребят учиться.
Один из основных структурных компонентов обучения – изложение материала и ответы на вопросы. Учительские вопросы представляют собой некий план получения систематических знаний по данному предмету.
Дискуссия на уроке позволяет установить доверительные взаимоотношения с обучающимися, в ходе дискуссии ученики получают невербальные сообщения по выражению глаз педагога, его жестам и позе тела. Ученики вовлекаются в активную познавательную деятельность, учатся участвовать в дискуссиях, чётко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать своё мнение, выслушивать другие точки зрения, в процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию.
Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, обучающиеся добиваются истинного содержания обсуждаемых вопросов.
...
03 07 2022 12:44:57
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации и проводится для обобщения материала по теме "Древний Восток", формирования основных навыков и умений, углубления сведений по истории Древнего Китая. Различные виды заданий и формы работы позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету история.
...
02 07 2022 4:38:57
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
01 07 2022 15:39:22
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
30 06 2022 5:28:41
На уроке учащиеся знакомятся с историческим портретом Екатерины II. Целью урока является знакомство с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики. Показать роль дворянских привилегий и продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками....
29 06 2022 5:51:22
Внеклассное мероприятие для 7–9-х классов представляет собой экскурсию по мемориалу Мамаев курган с целью воспитания патриотизма и гордости за свой народ, познавательного интереса к истории РФ. Материал сопровождается музыкальной презентацией и показом слайдов о Великой Отечественной войне....
28 06 2022 21:28:26
Элективный курс ставит своей целью расширить знания учащихся в области потрeбления, механизмов защиты прав потребителя, привить навыки грамотного потрeбления. Данный курс имеет прикладной хаpaктер, направлен на пpaктико-ориентированную деятельность, предназначен для учащихся 9-х классов.
...
27 06 2022 3:14:53
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
26 06 2022 22:58:49
Предложенный материал поможет расширить знания учащихся, полученные на уроке, закрепить знания о причинах и последствиях Великих географических открытий и исторических персонажах данной эпохи....
25 06 2022 12:17:46
Сборник содержит набор инструкций и заданий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника и источниками на уроках истории и обществознания. Материалы сборника можно использовать для работы на разных ступенях обучения....
24 06 2022 23:21:14
Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....
23 06 2022 2:36:48
На уроке рассматриваются проблемы советской дипломатии накануне Второй мировой войны....
22 06 2022 6:32:45
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
21 06 2022 20:53:50
Цель урока: повторить, закрепить, обобщить знания по теме «Смутное время» на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина, руководителей народных ополчений под руководством К.Минина и Д.Пожарского; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины; подготовиться к самостоятельной работе по теме....
20 06 2022 18:28:40
Работа посвящена систематизации пройденного материала по теме "История объединения Руси"....
19 06 2022 5:37:14
Введение задания по анализу карикатуры в ЕГЭ в блок В12–13 по истории потребовало вновь вернуться к методическим основам изучения карикатуры как исторического источника знаний. Собраны рекомендации по изучению карикатуры....
18 06 2022 12:49:42
Задачи: углубить и систематизировать знания обучающися в области искусства; создать условия для более глубокого усвоения культурного наследия; через деятельностный и активно-познавательный компоненты обеспечить активное участие обучающихся в процессе усвоения новых знаний; уважительное отношение к культурам разных стран и народов, толерантность....
17 06 2022 16:33:46
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
16 06 2022 22:31:21
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
15 06 2022 8:58:41
Представлены материалы к уроку-зачёту по истории в 11-м классе вечерней школы....
14 06 2022 19:47:11
Урок помогает повторить эпоху Александра I с точки зрения развития и результатов внутренней и внешней политики России в первой четверти XIX века и тех изменений, которые произошли во всех сферах жизни общества, их значение для дальнейшей истории России.
...
13 06 2022 17:36:26
Структура урока выдержана в соответствии с методическими рекомендациями: М.А. Кубышева "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках разных типов в образовательном концентре 7–9-х классов основной школы. Учащиеся формируют способности к новому способу действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов....
12 06 2022 9:24:10
Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Помимо данных составляющих, необходимо учитывать ряд психологических факторов, таких как стремление к успеху и победе. В связи с этим желательно использовать в ходе проверочных занятий различные формы опроса, при которых сама деятельность наполнялась бы определенным эмоциональным содержанием и интересом. Данное занятие помимо проверки знаний выполняет роль повторения и обобщения ранее изученного материала.
...
11 06 2022 7:51:42
Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: "Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: "Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....
10 06 2022 3:55:41
Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трaнcформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв.
Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края.
...
09 06 2022 1:58:56
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....
08 06 2022 6:40:12
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
07 06 2022 22:33:37
На изучение данной темы в 11-м классе отводится пять часов. Блочно-модульная система позволяет за счёт использования активных форм обучения, посредством работы с несколькими учебными пособиями, документами, монографиями расширить объём знаний по данной теме.
...
06 06 2022 0:38:46
Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....
05 06 2022 0:43:38
В статье подробно рассказано, кто, как и для чего создавал в городе Междуреченске Центр патриотического воспитания и музей воинской славы. В приложении приведена презентация о музее....
04 06 2022 1:39:20
Цель урока: познакомить учащихся с воспитанием мальчиков и девочек в XVI–XVII веках в семье казаков; воспитывать взаимопомощь, любовь к близким, любовь к родному краю....
03 06 2022 22:40:19
Данный урок является интегрированным, представляет ценность для изучения истории и литературы родного края (Ульяновская область). Рекомендуется использовать как самостоятельный урок по краеведению или в качестве дополнительной информации на уроках литературы и истории, а также факультативных занятиях....
02 06 2022 16:35:43
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
01 06 2022 15:19:20
Урок проводится в соответствии с программой по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI века. Правильно построенная презентация содержит интересный, познавательный материал, полностью соответствующий уроку. Это позволило учащимся быть внимательными и активными на занятии.
...
31 05 2022 21:31:28
Цели проекта: формирование гражданско-правовой культуры учащихся; гражданской зрелости, гордости за достижения Отечества, бережного отношения к историческому прошлому и традициям....
30 05 2022 17:51:27
Данный урок по истории России в 7-м классе знакомит учащихся с изменениями политического строя в России в начале XVII века. На уроке используются дидактические принципы научности, прочности, осознанности, связи с жизнью, наглядности с использованием современных средств обучения: мультимедийной презентации, интернет-ресурсов....
29 05 2022 11:33:36
Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности.
...
28 05 2022 10:34:15
Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности....
27 05 2022 1:19:32
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
26 05 2022 2:48:12
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Активизировать работу с одарёнными детьми позволяет использование инновационных технологий, позволяющих достичь высоких результатов при изучении истории для детей с разными способностями....
25 05 2022 23:27:25
Урок истории по программе для общеобразовательных школ к учебнику "История древнего мира" для 5-го класса (авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая) издательства "Просвещение", 2003 год. Изложение нового материала – основная часть этого урока.
Приёмы и методы, используемые на уроке: рассказ, беседа, творческие задания, работа по настенной карте и атласу, виртуальная экскурсия, применение ПК, мультимедиапроектора....
24 05 2022 2:45:50

Урок завершает изучение темы "Познание как деятельность". Ученики используют знания, полученные на предыдущих уроках....
23 05 2022 7:32:44
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников.
...
22 05 2022 5:51:29
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.
...
21 05 2022 2:10:38
Урок истории в 5-м классе по теме «Первый властелин единого Китая». Урок усвоения и первичного закрепления знаний. Цель урока: познакомить с историей возникновения Китая. На уроке используются приемы синквейн и кластер....
20 05 2022 14:30:18
Начиная с 8-го класса, абстpaктные обобщения современным учащимся даются с трудом, особенно когда нет конкретного фактического базиса (основы из ключевых исторических дат, связанных между собой событийной канвой). Приведенная презентация создана как самостоятельный учебно-методический комплекс: иллюстрации представляют собой фотографии изучаемого периода и являются полноценным историческим источником, также как включенный в презентацию фрагмент кинохроники....
19 05 2022 19:20:15
Целью урока является формирование умений учащихся работать с дополнительной литературой и учебником, умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей; формирование понимания причин возникновения и особенностей малых групп. Урок помогает воспитанию чувств коллективизма и толерантности.
...
18 05 2022 20:57:35
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
17 05 2022 0:37:35
Урок посвящен русской культуре XVII века — это культура переходного этапа между Средневековьем и Новым временем. Бытовая культура имела ярко выраженный сословный хаpaктер: крестьянский быт тесно связан с традициями, богатые сословия тяготеют к новым явлениям, проникающим в Россию из Западной Европы. Идея урока состоит в том, чтобы, используя разнообразные средства наглядности, в том числе ИКТ, создать яркий, запоминающийся образ эпохи....
16 05 2022 6:13:46
"Познавательное застолье" - это уникальная возможность "попробовать историю на зубок". Отличительной особенностью данного урока является его наглядность и иллюстративность. Особый колорит придает костюмированность и театрализованность мероприятия. Нетрадиционность подачи материала позволяет сделать урок по-настоящему ярким, праздничным, запоминающимся и одновременно информативным. Отсутствие школьно-письменных принадлежностей и нестандартный способ оценки помогают создать атмосферу максимального психологического комфорта для детей....
15 05 2022 15:17:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::