Урок истории в 3-м классе по теме: "Создание музея XVI века"
Цель: Создать музей XVI века, используя изученный материал предыдущих уроков, синтезируя знания различных предметов.
Педагогическая технология: метод проектов.
Задачи:
- образовательные: разработка и оформление проекта “Музей XVI века”, знакомство учащихся с технологией проектирования;
- развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности, умение находить решение проблемы, используя знания из разных областей наук;
- воспитательные: воспитание патриотических чувств, уважения к истории родного государства;
- социальные: формирование навыка сотрудничества, коллективного проектирования и презентирования результатов совместной деятельности.
Оборудование: портрет Ивана Грозного, И.Репин “Иван Грозный убивает своего сына”, кроссворд, иллюстрации; старославянский текст, выставка книг по истории XVI века; музыкальный ряд: Римский Корсаков “Месть”, русская народная музыка.
Ход урока
1. Организационный этап.
- Ребята, сегодня наше занятие будет построено в группах. Организуя совместную работу вспомним наш девиз:
+ “Мы в одной лодке, или выплывем вместе, или утонем вместе. Давайте попробуем!”
А вы, входящие в дома любые,
И в серые, и в гoлyбые,
Входя на лестницы крутые,
Прислушавшись ко звону клавиш
Скажи, какой ты след оставишь?След, чтобы вытерли паркет,
Иль косо посмотрели вслед,
Или манящий дивный свет
В твоей душе на много лет.
- Сегодня мы с вами постараемся оставить след в истории нашей школы: создадим проект исторического музея. Что такое музей? Уточните в толковых словарях. (Ребята уточняют лексическое значение слова по толковым словарям).
- Какой эпохе будет посвящен наш музей, вы узнаете, ответив на вопрос: кто был первым царем на Руси? (Иван Грозный)
- В каком это было веке? (В XVI веке)
- Сформулируйте тему нашего урока. (“Музей XVI века”)
2. Актуализация субъектного опыта учащихся.
- Для того чтобы окунуться в эпоху XVI века, необходимо отгадать кроссворд, посвященный эпохе Ивана Грозного: (Рисунок 1.)
По горизонтали:
1. Так в Московском государстве называли людей, которые жили в деревнях, и занимались сельским хозяйством (крестьяне).
2. Знатный человек, землевладелец, советник Великого государя (боярин).
3. Служилые люди, оборонявшие город (стрельцы).
4. Человек, в конном войске, получавший от государя в награду землю (дворянин).
5. Самая старая крепость Москвы (Кремль).
- Какое слово выделено в нашем кроссворде? (Успенский Собор)
- Памятником архитектуры XVI века является Успенский собор. Многие памятники культуры хранятся в музеях. Сегодня постараемся создать свой музей. Что вам известно о музеях?
3. Распределение обязанностей по группам.
- Наш музей будет состоять из нескольких залов:
1 зал называться: “Лики Ивана Грозного” (Рисунок 2). В нем будут представлены два сердца Ивана Грозного: красное и черное. Вы должны доказать, что Ивана Грозного можно охаpaктеризовать с двух сторон: положительной и отрицательной. (1 группа - доказывает, что у Ивана Грозного доброе сердце; 2 группа - хаpaктеризует Ивана Грозного с отрицательной стороны).
- Ребята, а почему уверяют, что у Ивана Грозного 2 сердца? Расскажите легенду о рождении царя Ивана Грозного.
Выступление:
Когда в семье великого князя Василия 3 родился мальчик, повивальная бабка взяла его на руки, посмотрела на младенца и удивилась. У него было совершенно взрослое лицо (такое бывает с новорожденными). Она предрекла родившемуся человеку великое будущее, надежды на благие свершения. Но тут младенец больно ударил старушку ножкой в живот. Она вскрикнула: “Нет, у ребенка – 2 сердца: одно доброе, другое злое”.
2 зал музея называется: “Книгопечатание” (3 группа создает свой первопечатный станок, рассказывает о книгопечатание на Руси).
3 зал - “Школа XVI век” (4 группа создает свой зал, готовит перевод небольшого абзаца с древнерусского языка на современный русский язык).
- В каждой группе есть свои редакторы, оформители, корректоры, составители, экскурсоводы. Вспомним значение каждого слова. Что обозначают эти роли? Обратитесь к толковым словарям (Определяют значение каждого слова, распределяют обязанности).
4. Самостоятельная работа в группах.
Каждая группа оформляет свой накопленный материал на листах ватмана, где используют иллюстрации, подтверждающие тот или иной факт. В это время звучит музыкальный ряд.
5. Презентации групп.
- В нашем музее в качестве экспонатов есть символические изображения сердец: красное, символизирующее все доброе в жизни человека и царя - Иоанна Грозного, черное - как символ зла.
Примерная защита 1 группы:
(Идет описание символического “красного” сердца. На плакате у ребят изображение царя, коронация царя в Успенском соборе, “Судебник”, “Стоглав”).
1 ученик: Будущий царь родился в семье великого князя Василия 3, и нарекли его Иоанном. В три года он потерял отца. Еще через 5 – мать.
2 ученик: От природы он получил ум бойкий, гибкий, вдумчивый. Рано осиротел. С детства видел себя среди чужих людей. Его иногда даже забывали покормить. А так он был крайне чувствительным мальчиком, то в его душе всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества. Был хорошо образован, стал прекрасным ритором.
3 ученик: А порой изумлял современников благородством поступков. Так, на одном из заседаний Думы на глазах у тринадцатилетнего Ивана бояре хотели задушить Воронцова. Но Иван вместе с митрополитом спас его.
4 ученик: В 17 лет он влюбился, как только мог влюбиться чувствительный мальчик, женился, и его первая избранница подарила ему двух сыновей: Ивана и Федора. С ней они прожили 13 счастливых лет.
5 ученик: В своем “Судебнике” царь отменил такую казнь, как “поле”. Например, выявляли виновных, если один другого победит на поле “в бою”, то прав сильнейший. При Иване Грозном вину стали доказывать по справедливости, по закону.
Примерная защита 2 группы:
(На плакате изображение черного сердца, иллюстрации, где Иван Грозный на охоте бьет плеткой людей и животных; опричники с собачьими головами, картина И.Репина “Иван Грозный убивает своего сына).
1 ученик: Как и все люди, выросшие среди чужих людей без родительского тепла, Иван привык думать, что окружен только врагами.
2 ученик: Будучи мальчиком, он развлекался тем, что на московских улицах ловил кошек и вешал их. На охоте большую радость доставляло ему мучение животных. Однажды он велел разрубить слона, привезенного из Персии, не захотевшего стать перед ним на колени. При езде на улице он избивал проходивших мимо людей, при этом громко хохотал.
3 ученик: Своеволие, жестокость, чувство безнаказанности - эти черты хаpaктера он перенесет и в семейную жизнь. После cмepти Анастасии, царь пустился в загул, часто меняя женщин. Несмотря на многочисленные бpaки, Иоанн развлекался еще на стороне, после этого вешал дeвиц на воротах собственных домов. Таким было его черное сердце.
Вывод (учителя): После всего сказанного, кажется, что можно существовать в такой раздвоенности, творить добро и грешить, и так всю жизнь, но человека, разрывающего противоречиями, всегда настигает событие, которое покажет его истинную сущность. И вот перед вами последний экспонат этого зала – картина Ильи Репина “Иоанн Грозный убивает своего сына”.
4 ученик: Сын просил отца послать его освободить Псков от неприятеля, но царь подумал, что это заговор, в гневе закричал: “Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола!” и посохом несколько раз ударил царевича по голове. Несчастный сын упал, обливаясь кровью. Ярость царя исчезла. Побледнев от ужаса, царь воскликнул: “Я убил сына!” и кинулся его обнимать, плакал, рыдал, звал лекарей. Царевич целовал руку отца. Сказал, что умирает верным сыном. Он прожил еще 4 дня и умер. Царь несколько дней сидел у трупа сына, без пищи и сна. Бился о гроб и землю. Иоанн даже высказывал мысль об оставлении света. Однако, царь скоро успокоился, разослал 10 тысяч рублей в церкви. Злое “черное” сердце победило.
- А теперь мы покидаем этот зал и направляемся в следующий: “Книгопечатание”.
Примерная защита 3 группы:
1 ученик: Вплоть до середины 16 века книги писались от руки. Прежде, чем приняться за работу, монах долго молился, а потом брался за перо. Каждый новый абзац в книге отмечался особой красной краской. Обложка у книги была кожаной и могла украшаться драгоценными камнями. Но в рукописных книгах неизбежны ошибки. Самая первая типография начала свою работу еще в 1553 году. История не сохранила имени первых мастеров. Да и книги, сгоревшие на одном из московских пожаров, не имели даты выхода. Эти первые печатные издания были несовершенны по технике печати: например, строки не имели одинаковой длины.
2 ученик: В 1563 -1564 году дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали на печатном дворе первую книгу с указанием места и времени издания. Это был “ Апостол”.
3 ученик: (Ребята из картона изготовили первопечатный станок и напечатали на нём слово). А теперь на ваших глазах произойдет чудо. По образцу первопечатника Ивана Федорова мы напечатаем слово. Тогда печатали на печатных станках. Как вы думаете, что первоначально было необходимо сделать для того, чтобы после перенести текст на бумагу? Надо было отлить из свинца или вырезать из дерева формы, на которых, как в зеркале будут отображаться буквы. Затем форма укладывалась на рамку станка и заливалась краской, в состав, которой входила сажа. А мы используем для этой цели акварельные краски. Поверх формы укладывался лист бумаги и прижимался винтовым прессом, а мы использовали простую стопку книг. Посмотрите, что у нас получилось: слово – музей.
- Давайте же теперь перейдем в другой зал: “Школа XVI века”.
Примерная защита 4 группы:
(На плакате группы: азбука “Кириллица”, перо, розги, стихотворения, изображение двух братьев: Кирилла и Мефодия – основателей кириллицы).
1 ученик: “Букварь”, напечатанный Иваном Федоровым стал первым светским учебником. Кроме самой азбуки в нем содержались тексты для чтения и сведения по грамматике. Грамоте на Руси обучали буквослагательным способом, нараспев повторяя прочитанное. Обучали грамоте духовные лица.
2 ученик: Интересно, что в XVI веке многие стихи носили воспитательный хаpaктер. Вот как мог обратиться учитель к своим ученикам:
3 ученик: “Слово о ленивых”:
О чадо мое любимое!
Рассмотряйтеся и разумейте истину.
Не долго спите. Не долго лежите,
Якожъ многожды спати и мать без веры.
Добра не добыти, а лиха не избыты,
А слова добрые не получите,
А красные ризы не носити,
А медвяны чаши не испивати,
А своего хлеба не едати,
А богу и князю милы не бывати,
И сладости не видати…
- В чем заключается нравоучение этого стихотворения? (Учитель желает, чтобы его ученики были умны и прилежны).
4 ученик: Взгляните на эту веточку вербы и подумайте, для каких целей ее принесли в школу? Это розги, которые очень часто использовались в XVI веке. Ими наказывали за малейшую провинность, им даже посвящали стихи:
5 ученик: “Похвала розге”
Розгою дух святой детище бить велит,
Розга убо мало здравия вредит,
Розга разум в главу детям погоняет,
Учит молитве и злых убо всех срезает.
Розга родителям послушны дети творит,
Розга божественному писанию учит.
Розга аще убиемо, но не ломит кости,
Детищь оставляет всякие злости.
Благослови, Боже, оные леса,
Я же розга родят на долгие времена!
- Как вы думаете, нужны ли розги в школе? Докажите свой ответ.
- Ребята, посмотрите на язык построения этого стихотворения. Как вы думаете, сложно ли его выучить наизусть? Почему?
- Действительно, старославянский язык труден и многие слова непонятны нам. Посмотрим, получился ли перевод предложений со старославянского языка на современный. (Ученик читает перевод).
- Замечательно! Вы сегодня окунулись в эпоху XVI века, очень многое друг от друга узнали, каждая группа поведала нам свои открытия.
6. Анализ выступлений групп.
(При анализе делаются выводы, указываются достоинства или недостатки работы. Чей проект наиболее удачен? Ярок? Полностью ли раскрыта тема?)
Вывод (учителя): Мысленно побывав сегодня в музее XVI века, можно сделать вывод, что при правлении Ивана Грозного, Русь окрепла, развивалось хозяйство, строились церкви, города, была освобождена Казань от остатков правления монголо-татарского ига, крепли рубежи границ, появились первопечатные станки, все больше старались обучать грамоте. Сегодня мы с вами доказали, что действительно нельзя только ругать или хвалить человека, а нужно рассматривать его личность с двух сторон. Надеюсь, что каждый из вас уйдет с частичкой добра и желания как можно больше знать, чтобы сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь.
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий.
...
10 06 2023 7:31:33
Представлены хаpaктеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....
09 06 2023 5:31:49
Внеклассное мероприятие ставит своей целью закрепление и систематизацию знаний, приведение их в систему. Формирование основ гуманитарных знаний по истории России. Закрепление умений анализировать и систематизировать полученные знания. Через игровые элементы занятия развивается чувство патриотизма, прививается интерес к истории Отчизны. Понятнее и ближе становятся события далекого времени, смысл празднования Дня народного единства....
08 06 2023 18:48:19
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
07 06 2023 8:28:48
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
06 06 2023 21:37:14
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. Дохтуров, Милорадович, Раевский, братья Тучковы, Багратион, Кудашев и Кутайсов - эти имена теперь вошли в легенды о доблести и мужестве, беспримерном героизме. Их имена вдохновляли М.Лермонтова, М.Цветаеву и Л.Толстого. Величайший гуманист Толстой в романе "Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама "Бородинская битва". Мультимедийный проект "Герои 1812 года".
...
05 06 2023 5:24:14
Данный урок истории в 9-м классе посвящен борьбе между советскими руководителями после cмepти И.В. Сталина. Разработан на основе учебника «История России. XX век» А.Т. Перевезенцева....
04 06 2023 19:46:29
В ходе урока расширяются знания и кругозор учащихся в области композиторского искусства. Урок знакомит с жизнью и творчеством одного из первых профессиональных композиторов Загира Исмагилова – народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, Государственной премии РСФСР имени Глинки. В течение урока учащиеся заполняют таблицу, слушают выступления товарищей....
03 06 2023 6:31:43
Урок рассчитан на учащихся 11-го класса. Урок интегрированный - совмещает исторический и литературный материал, построен по принципам развивающего обучения, носит ярко выраженный воспитательный хаpaктер. Данный урок - нравственный урок и по целям и по содержанию материала. Цель урока - показать, в чем состоит нравственный подвиг русского человека....
02 06 2023 3:15:51
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
01 06 2023 8:13:25
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
31 05 2023 20:22:31
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
30 05 2023 22:24:28
Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская.
...
29 05 2023 15:24:45
Оригинальная форма изучения нового материала по методике «Обучение в сотрудничестве» (Мозаика). Содержание урока посвящено проблеме неизбежности расхождения позиций либералов и демократов по крестьянскому вопросу. Анализируется положение в стране и взгляды творцов и вдохновителей Великих реформ....
28 05 2023 11:21:17
А.С. Грибоедов был современником тех событий, на которые дан намек в произведении "Горе от ума". Через призму текста произведения учащиеся взглянули на современников Грибоедова, оценили их устремления и желания, отметили изменения, произошедшие в обществе с 1812-го по 1825 г....
27 05 2023 4:30:25
Ученик, способный критически воспринимать информацию, самостоятельно мыслить, задавать вопросы и находить аргументированные ответы, способен не только усвоить школьную программу, но и использовать полученные навыки в повседневной жизни. Задача учителя - создать благоприятную обстановку для работы на уроке, а не навязывать свою точку зрения. Ключевая роль при этом отводится ученику — именно он созидает и критически переосмысливает результат своей работы....
26 05 2023 14:36:20
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
25 05 2023 3:34:29
Как повысить интерес учеников к предмету? Решению задачи в определённой мере способствуют внеклассные мероприятия по истории, способствует внеклассная работа и особенно игры по предмету. Интересная захватывающая игра – составная часть учебно-воспитательного процесса, способ углубления знаний по истории....
24 05 2023 3:40:44
Разработка «Правовой марафон» предназначена для проведения итогового занятия элективного курса «Право и политика» по программе А.Ф. Никитина. С целью заинтересованности подростков в прохождении процедуры проверки мною был разработан игровой вариант, позволяющий выявить уровень полученных знаний каждым индивидуально. При необходимости этот вариант можно использовать и для групповой работы. Задания не претендуют на эксклюзивность, они взяты из различных учебных пособий....
23 05 2023 16:56:32
Урок разработан как урок новых знаний учащихся. Большое количество фактов биографии Николая II, гибель царской семьи и её тайное захоронение, вопросы связанные с нахождением останков, погребением, канонизацией, а также реабилитацией - всё вызовет неподдельный интерес учащихся к теме урока....
22 05 2023 1:41:56
Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с расцветом архитектуры, скульптуры и живописи, рассматривая подробно два важнейших стиля средневекового искусства – романский и готический. Материал урока показывает тесную связь расцвета архитектуры и искусства с развитием религиозного чувства и усилением церкви. ...
21 05 2023 22:23:49
Представлен конспект интегрированного урока: английский язык + история (6-й класс). Тема: ROYAL LONDON.
Интегрированные уроки позволяют сделать процесс получения знаний учащимися более интересным, дают возможность использовать знания из других учебных дисциплин, тем самым расширяя и углубляя знания детей....
20 05 2023 5:57:45
На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде.
...
19 05 2023 15:53:16
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
18 05 2023 15:50:41
Учитывая возрастные особенности учеников седьмого класса и специфику темы, большой объем материала, считаю, что наиболее целесообразным типом урока является изучение нового материала и его первичное закрепление. Изучение новой темы построено на сообщении учителем нового материала, одновременно организовано осмысление, обобщение и систематизация нового материала учащимися. Для этого использованы разнообразные методы.
...
17 05 2023 22:19:33
Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: «История СССР в период 1953–1964 гг.» и «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....
16 05 2023 2:35:19
В работе представлена методическая разработка урока истории в игровой форме, которая способствует активизации познавательных способностей, творческой самореализации детей, повышает интерес к предмету....
15 05 2023 12:25:25
Знакомство с историей возникновения и развития демократии; научиться выделять ключевые элементы демократии; обсуждение различных взглядов на демократию и высказывание собственного мнения по поводу различных теорий демократии (формирование навыка активного участия в дискуссии); научиться видеть проблемы и попытаться их анализировать; приобрести опыт аргументированного отстаивания своей позиции в ходе обсуждения различных вопросов....
14 05 2023 11:30:18
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....
13 05 2023 15:29:35
В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....
12 05 2023 11:47:59
Урок выстраивает общечеловеческие ценности – ценности личности, ее неповторимость, уникальность; воспитывает мировоззрение учащихся, утверждает ценность знаний, мысли. Учит принимать решения, отвечать за других, толерантности, милосердию, доброте.
...
11 05 2023 11:15:47
Урок проводится как лабораторно-пpaктическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...
10 05 2023 22:47:52
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
09 05 2023 17:13:43
Урок построен на принципах развивающего обучения с применением методов формирования критического мышления на уроках истории. Для достижения поставленных целей на уроке применены методические приёмы: разминки-ассоциации, метод двойных дневников, тестирование, прием "Шесть шляп критического мышления", метод решения проблемных задач; разработаны рабочие листы, позволяющие проследить работу ученика, стимулирующие его активное участие.
...
08 05 2023 3:23:32
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий:
шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся.
...
07 05 2023 14:42:12
Урок знакомит учащихся с формами культуры, причинами появления массовой культуры и особенностями молодежной субкультуры, а также закрепляется понятие «культура». Формирует навыки самостоятельной работы с текстом и работы в парах....
06 05 2023 5:21:33
Программа для 10–11-х классов общеобразовательной школы. История Хакасии объединяет материалы по территориальному признаку и поэтому помогает нам, взрослым, и учащимся углубить представления и знания о своей малой родине. Все это играет огромную роль в воспитании гражданской позиции учащихся, патриотизма, чувство гордости за свою малую родину, за дела своих предков, помогает решать задачи социальной адаптации учащихся. Программа предусматривает развитие внутрипредметных и межпредметных связей переключает с пассивного изучения материала на активную мыслительную деятельность, которая способствует появлению новых идей и решений.
...
05 05 2023 13:16:53
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
04 05 2023 11:47:55
Урок можно провести как на 1 час, так и на 2, но уже как интегрированный с информатикой (составление кластеров). Такая форма урока способна реализовать индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, а также способствовать профориентации учащихся....
03 05 2023 20:53:25
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе.
Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента.
Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....
02 05 2023 13:51:54
В течение 2011–2012 года на базе школы № 8 г. Мончегорска учитель вместе учащимися провели исследование на отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества. Как и предполагалось, большинство учащихся связывает этот процесс с необходимостью возрождения нравственного потенциала общества, с поиском нравственных идеалов, нравственных ориентиров в жизни каждого человека....
01 05 2023 3:48:44
Содержание урока предполагает рассмотреть особенности политического развития и социальную структуру российского общества в начале ХХ века, историческую необходимость их реформирования. Дети учатся искать и анализировать историческую информацию в источниках разного типа....
30 04 2023 2:34:27
Урок повторения проводится в форме игры-путешествия по Древнему Египту, обобщает знания учеников по теме. Развивает коммуникативные навыки, умение излагать свою точку зрения, пересказывать информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Египта....
29 04 2023 9:14:56
Внеклассное мероприятие предлагается как вариант обобщения и закрепления изученного материала по определенной теме в игровой форме. Игра предназначена для учащихся с 5-го по 11-й класс включительно.
...
28 04 2023 23:47:31
Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....
27 04 2023 15:19:18
Урок направлен на то, чтобы расширить знания учащихся по истории политических репрессий, познакомить с лагерями на территории Казахстана, показать с каким мужеством переносили люди испытания, выпавшие на их долю, верили, что история все расставит по своим местам. У учащихся развивается чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому своей Родины.
...
26 04 2023 7:42:58
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
25 04 2023 0:47:38
В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины.
...
24 04 2023 10:47:50
Презентация посвящена теме "Послевоенное развитие стран Восточной Европы". Тип урока: комбинированный, т.к. в ходе учебного процесса не только изучается новый материал, но и углубляется и расширяется такое понятие, как тип экономической системы, изученное ранее на уроках обществознания. На уроке применяется системно-деятельностный подход, реализуется метод развития критического мышления, используется приём «постановка проблемного вопроса»....
23 04 2023 9:11:10
Групповой проект может быть использован в 9-м классе при изучении темы «Права и свободы человека и гражданина» рассчитан приблизительно на 4 недели. Проект развивает личность в период социального взросления, ее познавательные интересы, формирует собственную позицию, способности к развитию и саморазвитию....
22 04 2023 12:54:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::