Урок истории в 3-м классе по теме: "Создание музея XVI века" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок истории в 3-м классе по теме: "Создание музея XVI века"


    Урок истории в 3-м классе по теме: "Создание музея XVI века"

Цель: Создать музей XVI века, используя изученный материал предыдущих уроков, синтезируя знания различных предметов.

Педагогическая технология: метод проектов.

Задачи:

  • образовательные: разработка и оформление проекта “Музей XVI века”, знакомство учащихся с технологией проектирования;
  • развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности, умение находить решение проблемы, используя знания из разных областей наук;
  • воспитательные: воспитание патриотических чувств, уважения к истории родного государства;
  • социальные: формирование навыка сотрудничества, коллективного проектирования и презентирования результатов совместной деятельности.

Оборудование: портрет Ивана Грозного, И.Репин “Иван Грозный убивает своего сына”, кроссворд, иллюстрации; старославянский текст, выставка книг по истории XVI века; музыкальный ряд: Римский Корсаков “Месть”, русская народная музыка.

Ход урока

1. Организационный этап.

- Ребята, сегодня наше занятие будет построено в группах. Организуя совместную работу вспомним наш девиз:

+ “Мы в одной лодке, или выплывем вместе, или утонем вместе. Давайте попробуем!”

А вы, входящие в дома любые,
И в серые, и в гoлyбые,
Входя на лестницы крутые,
Прислушавшись ко звону клавиш
Скажи, какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет,
Иль косо посмотрели вслед,
Или манящий дивный свет
В твоей душе на много лет.

- Сегодня мы с вами постараемся оставить след в истории нашей школы: создадим проект исторического музея. Что такое музей? Уточните в толковых словарях. (Ребята уточняют лексическое значение слова по толковым словарям).

- Какой эпохе будет посвящен наш музей, вы узнаете, ответив на вопрос: кто был первым царем на Руси? (Иван Грозный)

- В каком это было веке? (В XVI веке)

- Сформулируйте тему нашего урока. (“Музей XVI века”)

2. Актуализация субъектного опыта учащихся.

- Для того чтобы окунуться в эпоху XVI века, необходимо отгадать кроссворд, посвященный эпохе Ивана Грозного: (Рисунок 1.)

По горизонтали:

1. Так в Московском государстве называли людей, которые жили в деревнях, и занимались сельским хозяйством (крестьяне).

2. Знатный человек, землевладелец, советник Великого государя (боярин).

3. Служилые люди, оборонявшие город (стрельцы).

4. Человек, в конном войске, получавший от государя в награду землю (дворянин).

5. Самая старая крепость Москвы (Кремль).

- Какое слово выделено в нашем кроссворде? (Успенский Собор)

- Памятником архитектуры XVI века является Успенский собор. Многие памятники культуры хранятся в музеях. Сегодня постараемся создать свой музей. Что вам известно о музеях?

3. Распределение обязанностей по группам.

- Наш музей будет состоять из нескольких залов:

1 зал называться: “Лики Ивана Грозного” (Рисунок 2). В нем будут представлены два сердца Ивана Грозного: красное и черное. Вы должны доказать, что Ивана Грозного можно охаpaктеризовать с двух сторон: положительной и отрицательной. (1 группа - доказывает, что у Ивана Грозного доброе сердце; 2 группа - хаpaктеризует Ивана Грозного с отрицательной стороны).

- Ребята, а почему уверяют, что у Ивана Грозного 2 сердца? Расскажите легенду о рождении царя Ивана Грозного.

Выступление:

Когда в семье великого князя Василия 3 родился мальчик, повивальная бабка взяла его на руки, посмотрела на младенца и удивилась. У него было совершенно взрослое лицо (такое бывает с новорожденными). Она предрекла родившемуся человеку великое будущее, надежды на благие свершения. Но тут младенец больно ударил старушку ножкой в живот. Она вскрикнула: “Нет, у ребенка – 2 сердца: одно доброе, другое злое”.

2 зал музея называется: “Книгопечатание” (3 группа создает свой первопечатный станок, рассказывает о книгопечатание на Руси).

3 зал - “Школа XVI век” (4 группа создает свой зал, готовит перевод небольшого абзаца с древнерусского языка на современный русский язык).

- В каждой группе есть свои редакторы, оформители, корректоры, составители, экскурсоводы. Вспомним значение каждого слова. Что обозначают эти роли? Обратитесь к толковым словарям (Определяют значение каждого слова, распределяют обязанности).

4. Самостоятельная работа в группах.

Каждая группа оформляет свой накопленный материал на листах ватмана, где используют иллюстрации, подтверждающие тот или иной факт. В это время звучит музыкальный ряд.

5. Презентации групп.

- В нашем музее в качестве экспонатов есть символические изображения сердец: красное, символизирующее все доброе в жизни человека и царя - Иоанна Грозного, черное - как символ зла.

Примерная защита 1 группы:

(Идет описание символического “красного” сердца. На плакате у ребят изображение царя, коронация царя в Успенском соборе, “Судебник”, “Стоглав”).

1 ученик: Будущий царь родился в семье великого князя Василия 3, и нарекли его Иоанном. В три года он потерял отца. Еще через 5 – мать.

2 ученик: От природы он получил ум бойкий, гибкий, вдумчивый. Рано осиротел. С детства видел себя среди чужих людей. Его иногда даже забывали покормить. А так он был крайне чувствительным мальчиком, то в его душе всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества. Был хорошо образован, стал прекрасным ритором.

3 ученик: А порой изумлял современников благородством поступков. Так, на одном из заседаний Думы на глазах у тринадцатилетнего Ивана бояре хотели задушить Воронцова. Но Иван вместе с митрополитом спас его.

4 ученик: В 17 лет он влюбился, как только мог влюбиться чувствительный мальчик, женился, и его первая избранница подарила ему двух сыновей: Ивана и Федора. С ней они прожили 13 счастливых лет.

5 ученик: В своем “Судебнике” царь отменил такую казнь, как “поле”. Например, выявляли виновных, если один другого победит на поле “в бою”, то прав сильнейший. При Иване Грозном вину стали доказывать по справедливости, по закону.

Примерная защита 2 группы:

(На плакате изображение черного сердца, иллюстрации, где Иван Грозный на охоте бьет плеткой людей и животных; опричники с собачьими головами, картина И.Репина “Иван Грозный убивает своего сына).

1 ученик: Как и все люди, выросшие среди чужих людей без родительского тепла, Иван привык думать, что окружен только врагами.

2 ученик: Будучи мальчиком, он развлекался тем, что на московских улицах ловил кошек и вешал их. На охоте большую радость доставляло ему мучение животных. Однажды он велел разрубить слона, привезенного из Персии, не захотевшего стать перед ним на колени. При езде на улице он избивал проходивших мимо людей, при этом громко хохотал.

3 ученик: Своеволие, жестокость, чувство безнаказанности - эти черты хаpaктера он перенесет и в семейную жизнь. После cмepти Анастасии, царь пустился в загул, часто меняя женщин. Несмотря на многочисленные бpaки, Иоанн развлекался еще на стороне, после этого вешал дeвиц на воротах собственных домов. Таким было его черное сердце.

Вывод (учителя): После всего сказанного, кажется, что можно существовать в такой раздвоенности, творить добро и грешить, и так всю жизнь, но человека, разрывающего противоречиями, всегда настигает событие, которое покажет его истинную сущность. И вот перед вами последний экспонат этого зала – картина Ильи Репина “Иоанн Грозный убивает своего сына”.

4 ученик: Сын просил отца послать его освободить Псков от неприятеля, но царь подумал, что это заговор, в гневе закричал: “Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола!” и посохом несколько раз ударил царевича по голове. Несчастный сын упал, обливаясь кровью. Ярость царя исчезла. Побледнев от ужаса, царь воскликнул: “Я убил сына!” и кинулся его обнимать, плакал, рыдал, звал лекарей. Царевич целовал руку отца. Сказал, что умирает верным сыном. Он прожил еще 4 дня и умер. Царь несколько дней сидел у трупа сына, без пищи и сна. Бился о гроб и землю. Иоанн даже высказывал мысль об оставлении света. Однако, царь скоро успокоился, разослал 10 тысяч рублей в церкви. Злое “черное” сердце победило.

- А теперь мы покидаем этот зал и направляемся в следующий: “Книгопечатание”.

Примерная защита 3 группы:

1 ученик: Вплоть до середины 16 века книги писались от руки. Прежде, чем приняться за работу, монах долго молился, а потом брался за перо. Каждый новый абзац в книге отмечался особой красной краской. Обложка у книги была кожаной и могла украшаться драгоценными камнями. Но в рукописных книгах неизбежны ошибки. Самая первая типография начала свою работу еще в 1553 году. История не сохранила имени первых мастеров. Да и книги, сгоревшие на одном из московских пожаров, не имели даты выхода. Эти первые печатные издания были несовершенны по технике печати: например, строки не имели одинаковой длины.

2 ученик: В 1563 -1564 году дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали на печатном дворе первую книгу с указанием места и времени издания. Это был “ Апостол”.

3 ученик: (Ребята из картона изготовили первопечатный станок и напечатали на нём слово). А теперь на ваших глазах произойдет чудо. По образцу первопечатника Ивана Федорова мы напечатаем слово. Тогда печатали на печатных станках. Как вы думаете, что первоначально было необходимо сделать для того, чтобы после перенести текст на бумагу? Надо было отлить из свинца или вырезать из дерева формы, на которых, как в зеркале будут отображаться буквы. Затем форма укладывалась на рамку станка и заливалась краской, в состав, которой входила сажа. А мы используем для этой цели акварельные краски. Поверх формы укладывался лист бумаги и прижимался винтовым прессом, а мы использовали простую стопку книг. Посмотрите, что у нас получилось: слово – музей.

- Давайте же теперь перейдем в другой зал: “Школа XVI века”.

Примерная защита 4 группы:

(На плакате группы: азбука “Кириллица”, перо, розги, стихотворения, изображение двух братьев: Кирилла и Мефодия – основателей кириллицы).

1 ученик: “Букварь”, напечатанный Иваном Федоровым стал первым светским учебником. Кроме самой азбуки в нем содержались тексты для чтения и сведения по грамматике. Грамоте на Руси обучали буквослагательным способом, нараспев повторяя прочитанное. Обучали грамоте духовные лица.

2 ученик: Интересно, что в XVI веке многие стихи носили воспитательный хаpaктер. Вот как мог обратиться учитель к своим ученикам:

3 ученик: “Слово о ленивых”:

О чадо мое любимое!
Рассмотряйтеся и разумейте истину.
Не долго спите. Не долго лежите,
Якожъ многожды спати и мать без веры.
Добра не добыти, а лиха не избыты,
А слова добрые не получите,
А красные ризы не носити,
А медвяны чаши не испивати,
А своего хлеба не едати,
А богу и князю милы не бывати,
И сладости не видати…

- В чем заключается нравоучение этого стихотворения? (Учитель желает, чтобы его ученики были умны и прилежны).

4 ученик: Взгляните на эту веточку вербы и подумайте, для каких целей ее принесли в школу? Это розги, которые очень часто использовались в XVI веке. Ими наказывали за малейшую провинность, им даже посвящали стихи:

5 ученик: “Похвала розге”

Розгою дух святой детище бить велит,
Розга убо мало здравия вредит,
Розга разум в главу детям погоняет,
Учит молитве и злых убо всех срезает.
Розга родителям послушны дети творит,
Розга божественному писанию учит.
Розга аще убиемо, но не ломит кости,
Детищь оставляет всякие злости.
Благослови, Боже, оные леса,
Я же розга родят на долгие времена!

- Как вы думаете, нужны ли розги в школе? Докажите свой ответ.

- Ребята, посмотрите на язык построения этого стихотворения. Как вы думаете, сложно ли его выучить наизусть? Почему?

- Действительно, старославянский язык труден и многие слова непонятны нам. Посмотрим, получился ли перевод предложений со старославянского языка на современный. (Ученик читает перевод).

- Замечательно! Вы сегодня окунулись в эпоху XVI века, очень многое друг от друга узнали, каждая группа поведала нам свои открытия.

6. Анализ выступлений групп.

(При анализе делаются выводы, указываются достоинства или недостатки работы. Чей проект наиболее удачен? Ярок? Полностью ли раскрыта тема?)

Вывод (учителя): Мысленно побывав сегодня в музее XVI века, можно сделать вывод, что при правлении Ивана Грозного, Русь окрепла, развивалось хозяйство, строились церкви, города, была освобождена Казань от остатков правления монголо-татарского ига, крепли рубежи границ, появились первопечатные станки, все больше старались обучать грамоте. Сегодня мы с вами доказали, что действительно нельзя только ругать или хвалить человека, а нужно рассматривать его личность с двух сторон. Надеюсь, что каждый из вас уйдет с частичкой добра и желания как можно больше знать, чтобы сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь.


Урок КВН по истории Древнего мира на тему "Моя Греция"


    Урок КВН по истории Древнего мира на тему "Моя Греция"

      Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....

29 06 2022 17:20:16

Классный час "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!". 3–5-е классы


    Классный час "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!". 3–5-е классы

      Сегодня рушатся ценности, которые всегда казались стабильными. Центральной стала дискуссия о пагубном влиянии на подрастающее поколение телевизионных передач, фильмов, рекламы, наркотических средств. На улице слышны нецензурные выражения, молодые люди без стеснения курят, пьют спиртные напитки. Очень хочется противопоставить этому то, что отвлечет детей от вредного для них, не нужного им. Стараюсь воспитывать у учеников чувство долга перед семьёй, школой, чувство ответственности перед своим коллективом, учу детей самостоятельно решать некоторые ученические проблемы. Серия классных часов под названием "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!" выполняет как раз задачи патриотической направленности. ...

28 06 2022 19:44:50

Учебно-методическое пособие по истории “Подготовка к олимпиадам”


    Учебно-методическое пособие по истории “Подготовка к олимпиадам”

      Данное пособие содержит советы и рекомендации для подготовки к любому виду исторических состязаний, проводящихся в школе, колледже, городе, округе....

27 06 2022 20:18:53

Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс


    Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс

      Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....

26 06 2022 6:11:10

Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"


    Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"

      Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....

25 06 2022 19:22:46

Теоретические и пpaктические рекомендации в самостоятельной работе школьников на уроках истории


    Теоретические и пpaктические рекомендации в самостоятельной работе школьников на уроках истории

      В статье рассматривается понятие "самостоятельная работа" – один из видов учебной деятельности учащихся на уроке, предполагающий наличие самостоятельного овладения знаниями и умениями. Самостоятельная работа может принимать несколько форм: фронтальная, групповая и индивидуальная. Наиболее распространенные виды работы на уроках истории: с учебником, справочной литературой, первоисточниками, решение хронологических задач, моделирование и другие....

24 06 2022 13:34:11

Внешняя политика СССР в послевоенные годы. "Холодная война". 9-й класс


    Внешняя политика СССР в послевоенные годы. "Холодная война". 9-й класс

      На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР....

23 06 2022 2:48:58

Ценности православной культуры


    Ценности православной культуры

      Методическая разработка основана на исследовательской и проектной видах деятельности, содержит в качестве приложений две презентации. Разработка открывает широкое поле деятельности для творчески работающих учителей, т.к. позволяет использовать краеведческий материал в рамках Отечественной истории....

22 06 2022 10:46:46

Разработка урока по обществознанию в 5-м классе "Что такое детство?" по учебнику А.Кравченко


    Разработка урока по обществознанию в 5-м классе "Что такое детство?" по учебнику А.Кравченко

      Основная идея урока – акцентировать внимание учеников на их собственном опыте детства как времени, имеющем ценность для их будущей взрослой жизни; создать условия для заинтересованного изучения информации параграфа, поэтому учащимся предлагается побыть в роли родителей. Ещё одной идеей занятия было желание познакомить учеников с приёмами критического чтения....

21 06 2022 13:11:19

Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"


    Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"

      На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...

20 06 2022 4:40:28

Урок по теме «Кризис потрeбления и подъем забастовочного движения в 1989 г. Кузбасс летом 1989 г.»


    Урок по теме «Кризис потрeбления и подъем забастовочного движения в 1989 г. Кузбасс летом 1989 г.»

      Урок включает в себя изучение вопросов социально-экономического развития СССР второй половины 80-х гг. XX в., итоги экономических реформ М.С. Горбачева и их провал. Особое внимание на уроке уделено событиям в Кузбассе, к которым было приковано внимание всей страны, роль шахтерской забастовки 1989 г. и ее последствия на развитие дальнейших событий в стране. Приоритет в работе – использование умений и навыков учащихся при работе с историческими документами....

19 06 2022 11:57:58

"Путешествие по Древней Греции. Микены и Троя"


    "Путешествие по Древней Греции. Микены и Троя"

      На примере ознакомления с микенской культурой Древней Греции показаны подходы к формированию у них исторического мышления. ...

18 06 2022 6:43:30

Социализация личности в курсе обществознания


    Социализация личности в курсе обществознания

      Тема «Социализация личности в курсе обществознания» актуальна и важна для современной школы. Предложенный материал имеет большую пpaктическую значимость и может быть использован не только учителем истории, но и классным руководителем, и социальным педагогом. ...

17 06 2022 17:32:44

Урок истории в 5-м классе "Греко-персидские войны"


    Урок истории в 5-м классе "Греко-персидские войны"

      Урок изучения нового материала, построен с использованием интеpaктивной доски. Сочетание материалов традиционного учебника и учебнго электронного пособия значительно активизирует внимание учащихся к содержанию изучаемого учебного материала, повышает качество излагаемого материала. Урок представлен в технологии интеpaктивного обучения....

16 06 2022 4:22:10

Интеpaктивное изучение истории


    Интеpaктивное изучение истории

      Интеpaктивное обучение - один из интереснейших подходов в обучении. Особенность данной методики состоит в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учеников и учителя. Обучение, направленное на общение, основано на взаимопонимании, взаимодействии. Подлинная готовность детей к совместной деятельности состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремлённой работе по освоению содержания решения задач на развитие умений и навыков. Ученик получает новые знания в результате взаимодействия с другими учащимися, а теперь уже и в результате использования на уроках информационных технологий. ...

15 06 2022 10:56:44

Урок "Экономика и общество", 10-й класс. Базовый уровень


    Урок "Экономика и общество", 10-й класс. Базовый уровень

      Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....

14 06 2022 3:38:22

Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики


    Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики

      Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....

13 06 2022 0:34:27

Литературно-музыкальная композиция "200 дней и ночей Сталинграда"


    Литературно-музыкальная композиция "200 дней и ночей Сталинграда"

      Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в комaнде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....

12 06 2022 21:29:10

Русская армия в 1700–1917 гг. (адаптированная программа по истории для 10-х классов гуманитарного профиля)


    Русская армия в 1700–1917 гг. (адаптированная программа по истории для 10-х классов гуманитарного профиля)

      Данный спецкурс охватывает очень обширный период отечественной истории - с 1700 по 1917 год, от петровских реформ и становления Российской империи до ее краха в 1917 году. В рамках спецкурса предполагается рассмотреть лишь одну из сторон данного исторического этапа - становление, развитие и крах российской армии, ее славные победы и трагические поражения. ...

11 06 2022 3:22:32

Интегрированный урок (история + литература) по теме "История села Кузайкино в годы Великой Отечественной войны"


    Интегрированный урок (история + литература) по теме "История села Кузайкино в годы Великой Отечественной войны"

      Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....

10 06 2022 5:35:13

Урок по теме "Русь и Орда" (урок по истории России для 6-го класса)


    Урок по теме "Русь и Орда" (урок по истории России для 6-го класса)

      Конспект урока разработан в соответствии с программой «История России с древнейших времён до конца XVI века». 6-й класс. Авторский коллектив: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. ...

09 06 2022 11:52:49

Урок краеведения по теме "Рабочая программа по истории Байтугана". 9-й класс


    Урок краеведения по теме "Рабочая программа по истории Байтугана". 9-й класс

      Для более полного и детального ознакомления с прошлым нашей страны необходимо глубже изучить краеведческий материал. Однако материал несколько меньшего масштаба не имеет строгой системы, а порой просто распылён во многих источниках, монографиях, дневниковых записях, письмах и народных преданиях. Нам, сельским учителям истории, для более полного раскрытия темы урока полезен собранный и научно-обработанный материал о местном крае и, в частности, о родном селе....

08 06 2022 1:48:34

Урок истории в 5-м классе по теме "Культура Индии"


    Урок истории в 5-м классе по теме "Культура Индии"

      Урок с использованием методики опopного конспекта повышает эффективность обучения, позволяет в игровой форме запоминать исторический материал, видеть значение достижений культуры Древней Индии для современной цивилизации. Воспитывает толерантное отношение к представителям разных народов мира....

07 06 2022 11:42:19

Игра-путешествие "В гостях у Клио"


    Игра-путешествие "В гостях у Клио"

      Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории «История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....

06 06 2022 7:34:12

Духовно-нравственное воспитание "У педагогов творенье особое: Человек"


    Духовно-нравственное воспитание "У педагогов творенье особое: Человек"

      Дети, живя и развиваясь в реальном мире, должны знакомиться с историческими, культурными и этическими ценностями окружающей их среды. Поэтому наряду с социально-экономическими задачами, проводится патриотическое воспитание детей и молодёжи, способных защитить свою Родину, сохранить духовное и материальное наследие предков, развить и возвысить Россию....

05 06 2022 0:39:15

Активные формы обучения на уроках истории


    Активные формы обучения на уроках истории

      В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....

04 06 2022 9:24:58

Литературная гостиная "Прерванный полёт" (памяти Владимира Высоцкого)


    Литературная гостиная "Прерванный полёт" (памяти Владимира Высоцкого)

      Литературная гостиная памяти Владимира Высоцкого знакомит обучающихся с традициями авторской песни, с биографией и творчеством Высоцкого; позволяет развивать навыки выразительного, эмоционального чтения, вдумчивого восприятия, умение сопереживать, сочувствовать; помогает пробудить у обучающихся интерес и любовь к поэзии, слову....

03 06 2022 14:54:46

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"


    Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

      Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

02 06 2022 15:37:20

Урок обществознания по теме "Ты и твои товарищи". 7-й класс


    Урок обществознания по теме "Ты и твои товарищи". 7-й класс

      Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....

01 06 2022 8:21:47

Русский радикализм середины XIX века. А.И.Герцен


    Русский радикализм середины XIX века. А.И.Герцен

      В ходе исследования, выполняемого на основе дополнительных материалов, выясняется сущность и значимость направления «энергии борьбы» публициста, писателя и философа А.И. Герцена. Занятие направлено на формирование критического мышления, совершенствование исследовательских компетентностей в процессе работы с различными информационными источниками....

31 05 2022 20:34:11

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории


    Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории

      Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, ибо главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. ...

30 05 2022 20:25:23

Мир на грани ядерной войны (11-й класс)


    Мир на грани ядерной войны (11-й класс)

      Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы. ...

29 05 2022 18:58:19

Урок окружающего мира по теме "Трудные времена на Русской земле". 4-й класс


    Урок окружающего мира по теме "Трудные времена на Русской земле". 4-й класс

      Урок по окружающему миру в 4-м классе (УМК Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....

28 05 2022 20:26:44

Новая экономическая политика


    Новая экономическая политика

      Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики СССР в 20-х годах прошлого века. НЭП затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить НЭП с современностью....

27 05 2022 0:18:43

Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации


    Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации

      К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....

26 05 2022 0:52:44

Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и бpaк"


    Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и бpaк"

      Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....

25 05 2022 4:41:15

Урок-лекция "Передвижники"


    Урок-лекция "Передвижники"

      Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....

24 05 2022 8:13:49

Открытый урок в 10-м классе "Русь во времена Владимира Святославича. Принятие христианства"


    Открытый урок в 10-м классе "Русь во времена Владимира Святославича. Принятие христианства"

      Урок относится к теме "Древнерусское государство". Это четвертый урок по теме, связан с предыдущей темой "Русь в правление Игоря, Ольги, Святослава", продолжением традиционной политики первых русских князей – подчинение славянских племен киевскому князю....

23 05 2022 17:44:31

Игровая программа "Земля Онара"


    Игровая программа "Земля Онара"

      Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....

22 05 2022 1:38:56

Интеллектуальная историческая игра "Звездный час" по теме "Древний Рим"


    Интеллектуальная историческая игра "Звездный час" по теме "Древний Рим"

      Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....

21 05 2022 8:17:18

Игра "За семью печатями": Великий полководец Г.К. Жуков. 9–11-е классы


    Игра "За семью печатями": Великий полководец Г.К. Жуков. 9–11-е классы

      Игра "За семью печатями" является исторической, развивающей, познавательной игрой. Она учит детей логически мыслить, анализировать исторические события, ощущать взаимосвязь событий. В игре участвуют три человека (или три комaнды) и зрители. Игроки отвечают на семь вопросов и записывают ответы в формуляре № 1. За каждый правильный ответ игрок получает печать. Если игроки не знают правильного ответа, то вопрос задаётся зрителям. Правильно ответивший полученную печать отдает любимому игроку. Игрок, получивший наибольшее количество печатей, признаётся победителем и называет имя героя. ...

20 05 2022 14:13:52

Интегрированный урок-путешествие "Древний Египет: прошлое и настоящее"


    Интегрированный урок-путешествие "Древний Египет: прошлое и настоящее"

      Интегрированный урок-путешествие в 5-м классе по теме: "Древний Восток: прошлое и настоящее". Урок с элементами игры погружает в эпоху Древнего мира. Используются обучающие видео- и DVD-материалы, презентации в программе Power Point. Основная цель: осознания учащимися сути развития цивилизации и заслуг предков в обеспечении нам современного уровня жизни. Урок рассчитан на 3 академических часа. ...

19 05 2022 10:13:32

Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке


    Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке

      Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...

18 05 2022 4:51:25

Зачем нужны выборы. Урок по избирательному праву для 10–11-х классов


    Зачем нужны выборы. Урок по избирательному праву для 10–11-х классов

      Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....

17 05 2022 11:28:17

"Государство на берегах Нила"


    "Государство на берегах Нила"

      Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....

16 05 2022 4:39:33

Конспект урока-конкурса "По страницам Великой Отечественной войны"


    Конспект урока-конкурса "По страницам Великой Отечественной войны"

      Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами. ...

15 05 2022 11:10:26

Декабристы в Сибири


    Декабристы в Сибири

      Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....

14 05 2022 4:29:12

Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)


    Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)

      Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...

13 05 2022 9:54:27

Зарождение демократии в Афинах (5-й класс)


    Зарождение демократии в Афинах (5-й класс)

      Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....

12 05 2022 10:26:11

Правовое лото "Права и свободы человека и гражданина"


    Правовое лото "Права и свободы человека и гражданина"

      Игра может проводиться в связи с датами принятия Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ для учащихся 9–10-х классов. Расширяет правовой кругозор учащихся и осознание того, что РФ является частью мирового сообщества, доступна для ученика любого уровня подготовленности....

11 05 2022 13:36:32

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Социальная структура общества и социальные отношения

Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами.