Урок истории в 3-м классе по теме: "Создание музея XVI века"
Цель: Создать музей XVI века, используя изученный материал предыдущих уроков, синтезируя знания различных предметов.
Педагогическая технология: метод проектов.
Задачи:
- образовательные: разработка и оформление проекта “Музей XVI века”, знакомство учащихся с технологией проектирования;
- развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности, умение находить решение проблемы, используя знания из разных областей наук;
- воспитательные: воспитание патриотических чувств, уважения к истории родного государства;
- социальные: формирование навыка сотрудничества, коллективного проектирования и презентирования результатов совместной деятельности.
Оборудование: портрет Ивана Грозного, И.Репин “Иван Грозный убивает своего сына”, кроссворд, иллюстрации; старославянский текст, выставка книг по истории XVI века; музыкальный ряд: Римский Корсаков “Месть”, русская народная музыка.
Ход урока
1. Организационный этап.
- Ребята, сегодня наше занятие будет построено в группах. Организуя совместную работу вспомним наш девиз:
+ “Мы в одной лодке, или выплывем вместе, или утонем вместе. Давайте попробуем!”
А вы, входящие в дома любые,
И в серые, и в гoлyбые,
Входя на лестницы крутые,
Прислушавшись ко звону клавиш
Скажи, какой ты след оставишь?След, чтобы вытерли паркет,
Иль косо посмотрели вслед,
Или манящий дивный свет
В твоей душе на много лет.
- Сегодня мы с вами постараемся оставить след в истории нашей школы: создадим проект исторического музея. Что такое музей? Уточните в толковых словарях. (Ребята уточняют лексическое значение слова по толковым словарям).
- Какой эпохе будет посвящен наш музей, вы узнаете, ответив на вопрос: кто был первым царем на Руси? (Иван Грозный)
- В каком это было веке? (В XVI веке)
- Сформулируйте тему нашего урока. (“Музей XVI века”)
2. Актуализация субъектного опыта учащихся.
- Для того чтобы окунуться в эпоху XVI века, необходимо отгадать кроссворд, посвященный эпохе Ивана Грозного: (Рисунок 1.)
По горизонтали:
1. Так в Московском государстве называли людей, которые жили в деревнях, и занимались сельским хозяйством (крестьяне).
2. Знатный человек, землевладелец, советник Великого государя (боярин).
3. Служилые люди, оборонявшие город (стрельцы).
4. Человек, в конном войске, получавший от государя в награду землю (дворянин).
5. Самая старая крепость Москвы (Кремль).
- Какое слово выделено в нашем кроссворде? (Успенский Собор)
- Памятником архитектуры XVI века является Успенский собор. Многие памятники культуры хранятся в музеях. Сегодня постараемся создать свой музей. Что вам известно о музеях?
3. Распределение обязанностей по группам.
- Наш музей будет состоять из нескольких залов:
1 зал называться: “Лики Ивана Грозного” (Рисунок 2). В нем будут представлены два сердца Ивана Грозного: красное и черное. Вы должны доказать, что Ивана Грозного можно охаpaктеризовать с двух сторон: положительной и отрицательной. (1 группа - доказывает, что у Ивана Грозного доброе сердце; 2 группа - хаpaктеризует Ивана Грозного с отрицательной стороны).
- Ребята, а почему уверяют, что у Ивана Грозного 2 сердца? Расскажите легенду о рождении царя Ивана Грозного.
Выступление:
Когда в семье великого князя Василия 3 родился мальчик, повивальная бабка взяла его на руки, посмотрела на младенца и удивилась. У него было совершенно взрослое лицо (такое бывает с новорожденными). Она предрекла родившемуся человеку великое будущее, надежды на благие свершения. Но тут младенец больно ударил старушку ножкой в живот. Она вскрикнула: “Нет, у ребенка – 2 сердца: одно доброе, другое злое”.
2 зал музея называется: “Книгопечатание” (3 группа создает свой первопечатный станок, рассказывает о книгопечатание на Руси).
3 зал - “Школа XVI век” (4 группа создает свой зал, готовит перевод небольшого абзаца с древнерусского языка на современный русский язык).
- В каждой группе есть свои редакторы, оформители, корректоры, составители, экскурсоводы. Вспомним значение каждого слова. Что обозначают эти роли? Обратитесь к толковым словарям (Определяют значение каждого слова, распределяют обязанности).
4. Самостоятельная работа в группах.
Каждая группа оформляет свой накопленный материал на листах ватмана, где используют иллюстрации, подтверждающие тот или иной факт. В это время звучит музыкальный ряд.
5. Презентации групп.
- В нашем музее в качестве экспонатов есть символические изображения сердец: красное, символизирующее все доброе в жизни человека и царя - Иоанна Грозного, черное - как символ зла.
Примерная защита 1 группы:
(Идет описание символического “красного” сердца. На плакате у ребят изображение царя, коронация царя в Успенском соборе, “Судебник”, “Стоглав”).
1 ученик: Будущий царь родился в семье великого князя Василия 3, и нарекли его Иоанном. В три года он потерял отца. Еще через 5 – мать.
2 ученик: От природы он получил ум бойкий, гибкий, вдумчивый. Рано осиротел. С детства видел себя среди чужих людей. Его иногда даже забывали покормить. А так он был крайне чувствительным мальчиком, то в его душе всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества. Был хорошо образован, стал прекрасным ритором.
3 ученик: А порой изумлял современников благородством поступков. Так, на одном из заседаний Думы на глазах у тринадцатилетнего Ивана бояре хотели задушить Воронцова. Но Иван вместе с митрополитом спас его.
4 ученик: В 17 лет он влюбился, как только мог влюбиться чувствительный мальчик, женился, и его первая избранница подарила ему двух сыновей: Ивана и Федора. С ней они прожили 13 счастливых лет.
5 ученик: В своем “Судебнике” царь отменил такую казнь, как “поле”. Например, выявляли виновных, если один другого победит на поле “в бою”, то прав сильнейший. При Иване Грозном вину стали доказывать по справедливости, по закону.
Примерная защита 2 группы:
(На плакате изображение черного сердца, иллюстрации, где Иван Грозный на охоте бьет плеткой людей и животных; опричники с собачьими головами, картина И.Репина “Иван Грозный убивает своего сына).
1 ученик: Как и все люди, выросшие среди чужих людей без родительского тепла, Иван привык думать, что окружен только врагами.
2 ученик: Будучи мальчиком, он развлекался тем, что на московских улицах ловил кошек и вешал их. На охоте большую радость доставляло ему мучение животных. Однажды он велел разрубить слона, привезенного из Персии, не захотевшего стать перед ним на колени. При езде на улице он избивал проходивших мимо людей, при этом громко хохотал.
3 ученик: Своеволие, жестокость, чувство безнаказанности - эти черты хаpaктера он перенесет и в семейную жизнь. После cмepти Анастасии, царь пустился в загул, часто меняя женщин. Несмотря на многочисленные бpaки, Иоанн развлекался еще на стороне, после этого вешал дeвиц на воротах собственных домов. Таким было его черное сердце.
Вывод (учителя): После всего сказанного, кажется, что можно существовать в такой раздвоенности, творить добро и грешить, и так всю жизнь, но человека, разрывающего противоречиями, всегда настигает событие, которое покажет его истинную сущность. И вот перед вами последний экспонат этого зала – картина Ильи Репина “Иоанн Грозный убивает своего сына”.
4 ученик: Сын просил отца послать его освободить Псков от неприятеля, но царь подумал, что это заговор, в гневе закричал: “Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола!” и посохом несколько раз ударил царевича по голове. Несчастный сын упал, обливаясь кровью. Ярость царя исчезла. Побледнев от ужаса, царь воскликнул: “Я убил сына!” и кинулся его обнимать, плакал, рыдал, звал лекарей. Царевич целовал руку отца. Сказал, что умирает верным сыном. Он прожил еще 4 дня и умер. Царь несколько дней сидел у трупа сына, без пищи и сна. Бился о гроб и землю. Иоанн даже высказывал мысль об оставлении света. Однако, царь скоро успокоился, разослал 10 тысяч рублей в церкви. Злое “черное” сердце победило.
- А теперь мы покидаем этот зал и направляемся в следующий: “Книгопечатание”.
Примерная защита 3 группы:
1 ученик: Вплоть до середины 16 века книги писались от руки. Прежде, чем приняться за работу, монах долго молился, а потом брался за перо. Каждый новый абзац в книге отмечался особой красной краской. Обложка у книги была кожаной и могла украшаться драгоценными камнями. Но в рукописных книгах неизбежны ошибки. Самая первая типография начала свою работу еще в 1553 году. История не сохранила имени первых мастеров. Да и книги, сгоревшие на одном из московских пожаров, не имели даты выхода. Эти первые печатные издания были несовершенны по технике печати: например, строки не имели одинаковой длины.
2 ученик: В 1563 -1564 году дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали на печатном дворе первую книгу с указанием места и времени издания. Это был “ Апостол”.
3 ученик: (Ребята из картона изготовили первопечатный станок и напечатали на нём слово). А теперь на ваших глазах произойдет чудо. По образцу первопечатника Ивана Федорова мы напечатаем слово. Тогда печатали на печатных станках. Как вы думаете, что первоначально было необходимо сделать для того, чтобы после перенести текст на бумагу? Надо было отлить из свинца или вырезать из дерева формы, на которых, как в зеркале будут отображаться буквы. Затем форма укладывалась на рамку станка и заливалась краской, в состав, которой входила сажа. А мы используем для этой цели акварельные краски. Поверх формы укладывался лист бумаги и прижимался винтовым прессом, а мы использовали простую стопку книг. Посмотрите, что у нас получилось: слово – музей.
- Давайте же теперь перейдем в другой зал: “Школа XVI века”.
Примерная защита 4 группы:
(На плакате группы: азбука “Кириллица”, перо, розги, стихотворения, изображение двух братьев: Кирилла и Мефодия – основателей кириллицы).
1 ученик: “Букварь”, напечатанный Иваном Федоровым стал первым светским учебником. Кроме самой азбуки в нем содержались тексты для чтения и сведения по грамматике. Грамоте на Руси обучали буквослагательным способом, нараспев повторяя прочитанное. Обучали грамоте духовные лица.
2 ученик: Интересно, что в XVI веке многие стихи носили воспитательный хаpaктер. Вот как мог обратиться учитель к своим ученикам:
3 ученик: “Слово о ленивых”:
О чадо мое любимое!
Рассмотряйтеся и разумейте истину.
Не долго спите. Не долго лежите,
Якожъ многожды спати и мать без веры.
Добра не добыти, а лиха не избыты,
А слова добрые не получите,
А красные ризы не носити,
А медвяны чаши не испивати,
А своего хлеба не едати,
А богу и князю милы не бывати,
И сладости не видати…
- В чем заключается нравоучение этого стихотворения? (Учитель желает, чтобы его ученики были умны и прилежны).
4 ученик: Взгляните на эту веточку вербы и подумайте, для каких целей ее принесли в школу? Это розги, которые очень часто использовались в XVI веке. Ими наказывали за малейшую провинность, им даже посвящали стихи:
5 ученик: “Похвала розге”
Розгою дух святой детище бить велит,
Розга убо мало здравия вредит,
Розга разум в главу детям погоняет,
Учит молитве и злых убо всех срезает.
Розга родителям послушны дети творит,
Розга божественному писанию учит.
Розга аще убиемо, но не ломит кости,
Детищь оставляет всякие злости.
Благослови, Боже, оные леса,
Я же розга родят на долгие времена!
- Как вы думаете, нужны ли розги в школе? Докажите свой ответ.
- Ребята, посмотрите на язык построения этого стихотворения. Как вы думаете, сложно ли его выучить наизусть? Почему?
- Действительно, старославянский язык труден и многие слова непонятны нам. Посмотрим, получился ли перевод предложений со старославянского языка на современный. (Ученик читает перевод).
- Замечательно! Вы сегодня окунулись в эпоху XVI века, очень многое друг от друга узнали, каждая группа поведала нам свои открытия.
6. Анализ выступлений групп.
(При анализе делаются выводы, указываются достоинства или недостатки работы. Чей проект наиболее удачен? Ярок? Полностью ли раскрыта тема?)
Вывод (учителя): Мысленно побывав сегодня в музее XVI века, можно сделать вывод, что при правлении Ивана Грозного, Русь окрепла, развивалось хозяйство, строились церкви, города, была освобождена Казань от остатков правления монголо-татарского ига, крепли рубежи границ, появились первопечатные станки, все больше старались обучать грамоте. Сегодня мы с вами доказали, что действительно нельзя только ругать или хвалить человека, а нужно рассматривать его личность с двух сторон. Надеюсь, что каждый из вас уйдет с частичкой добра и желания как можно больше знать, чтобы сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
08 10 2024 19:16:48
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
07 10 2024 19:50:14
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
06 10 2024 16:21:35
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
05 10 2024 16:15:20
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
04 10 2024 22:14:27
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
03 10 2024 17:15:33
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
02 10 2024 23:31:15
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
01 10 2024 13:18:44
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
30 09 2024 1:25:47
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
29 09 2024 5:23:14
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
28 09 2024 21:52:18
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
27 09 2024 9:54:37
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
26 09 2024 19:32:12
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
25 09 2024 5:11:46
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
24 09 2024 9:16:24
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
23 09 2024 0:21:19
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
22 09 2024 19:37:43
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
21 09 2024 11:11:41
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
20 09 2024 7:17:14
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
19 09 2024 17:20:57
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
18 09 2024 14:50:16
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
17 09 2024 3:16:58
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
16 09 2024 3:10:42
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
15 09 2024 21:10:58
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
14 09 2024 23:29:31
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
13 09 2024 6:34:13
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
12 09 2024 16:20:58
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
11 09 2024 0:18:20
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
10 09 2024 16:12:58
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
09 09 2024 0:53:58
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
08 09 2024 6:52:49
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
07 09 2024 18:36:36
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
06 09 2024 17:29:36
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
05 09 2024 18:37:45
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
04 09 2024 7:47:21
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
03 09 2024 0:14:59
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
02 09 2024 9:58:50
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
01 09 2024 2:43:35
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
31 08 2024 10:52:13
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
30 08 2024 3:47:46
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
29 08 2024 11:23:28
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
28 08 2024 14:15:20
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
27 08 2024 4:15:45
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
26 08 2024 23:56:22
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
25 08 2024 20:41:24
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
24 08 2024 13:46:28
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
23 08 2024 11:42:31
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
22 08 2024 10:31:32
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
21 08 2024 7:16:18
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
20 08 2024 17:48:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::