Вечер памяти декабристов > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Вечер памяти декабристов


    Вечер памяти декабристов

Цель: Воспитание патриотизма учащихся, формирование исторических знаний, воспитание гражданской позиции и развитие исторического мышления.

Задачи:

  1. Достижение более глубокого запоминания учебного исторического материала через образное восприятие.
  2. Усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в изучаемую эпоху.

Слово учителя: Вот уже несколько десятилетий мы не вспоминаем, или не хотим вспоминать революционное прошлое нашей страны. Стало это как-то не модно, не престижно. Но есть в среде этих революционеров люди, которыми мы не перестанем восхищаться ни через годы, ни через столетия. Речь идет о декабристах – борцах против крепостного права – позорного рабства на Руси.

Много необъяснимого связано с этими людьми. Молодые дворяне, они сами принадлежали к привилегированному дворянскому сословию. Они сами имели право владеть крепостными душами, припеваючи жить в своих имениях, прожигая жизнь.

Дворяне были опорой императора: они занимали все высшие посты в армии и правительстве. И все же они пошли против власти, против рабства России.

Почему? Что толкнуло их на этот шаг? Что это были за люди? На эти и другие вопросы мы попытаемся дать сегодня ответ.

Ученик: “Мы – дети 1812 года” - говорил декабрист Матвей Муравьев-Апостол.

Еще детьми и подростками они узнали о первых войнах Наполеона с Россией. На эти войны уходили из дома их отцы и старшие братья. Разгром под Аустерлицем в 1805 году и тяжелый Тильзитский мир были первыми сигналами о нeблагополучии в империи.

Ученица: Студенты Московского университета, среди которых в те годы воспитывалось свыше двух десятков будущих декабристов, тяжело переживали позор Тильзита. Лицеист Пушкин сочинял эпиграммы на Александра I, которому переломили нос под Аустерлицем. Студент Московского университета Петр Чаадаев в знак протеста уезжает с молебна в честь заключения Тильзитского мира. Так прорастали первые ростки недовольства.

Ученик: Но вскоре всех, как громом, поразила весть о том, что Наполеон перешел границы России. Началась “Гроза двенадцатого года”. Будущие декабристы были охвачены патриотическим подъемом – именно это и привело их в ряды защитников Родины.

Ученица: “В 1812 году не имел я образа мыслей, кроме пламенной любви к Отечеству” - писал декабрист Никита Муравьев. Подавляющее большинство будущих декабристов оказалось в армии и стало участниками знаменитых сражений.

Владимир Раевский за храбрость в Бородинском сражении был награжден золотой шпагой. Девятнадцатилетний Павел Пестель под Бородино был ранен. Отец тогда написал ему: “Ты только начал самостоятельную жизнь, а уже имел счастье пролить кровь в защиту своей Родины”.

Ученик: Будущие декабристы участвовали и в заграничных походах 1813-1814 г.г. Побывав в странах, где не было крепостного права, молодые офицеры получили немало материала для размышлений. Вот что писал об этом декабрист Каховский: “Тонули – топор сулили, вытащили – топорища жаль… Оскорбленные народы потребовали обещанного, им принадлежащего, - и цепи их темницы стали их достоянием! Цари преступили клятвы свои!!!”

Сцена “У парижской гадалки”.

Ведущий: Увидели будущие декабристы и Париж, который привлекал их духом свободы. А кое-кто узнал свое будущее.

Гадалка: Вас ждет продвижение по службе… Вы скоро женитесь, и бpaк ваш будет весьма удачным…А вы… будете повешены у себя на Родине!

Офицер: Вы, наверное, ошиблись! Я дворянин, русский офицер, а не англичанин, и не могу быть повешенным.

Гадалка: Время покажет… Назовите мне свое имя.

Офицер: Сергeй Муравьев-Апостол…

Ученица: А дворянство жило своей широкой и веселой жизнью. В Москве и Петербурге в день бывало по нескольку десятков балов, сияли огнями великолепные дворцы и особняки.

Звучали звуки музыки. Вальс.

Ученик: Однако, сквозь прелестную музыку вальса слышалась совсем другая музыка, иные слова!

Владимир Раевский… Вошел в историю как первый декабрист, хотя в восстании не участвовал.

В. Раевский. Кто дал человеку право называть человека своим и собственным?! Откуда этот закон – торговать, менять, проигрывать в карты, дарить людей?! А деятельность Аpaкчеева? Тысячи крестьян переводят на положение полусвободных – полухозяев. Служба стала для меня тяжела и оскорбительна. Прошу разрешения уйти в отставку.

Ученица: Такое разрешение было дано…

Павел Пестель… “ Один из самых оригинальных умов” - так назвал его Пушкин. И не случайно.

П. Пестель. Нельзя начинать революцию без проекта высшего закона. Он определит смысл и цель борьбы! Я должен создать этот высший закон. Я назову его на старинный манер – “Русская правда”…

Ученик: Кондратий Рылеев… Крестник солдата и нищенки, Шиллер заговора – так называли его друзья за мечтательность…

К. Рылеев: Надо ехать туда, где люди живут и дышат легко и свободно! Например, в Америку! Купить участок земли и положить начало колонии независимости… Впрочем, нет! Не в чужих странах надо искать счастья, а стараться укоренить его дома!

Ученица: Даже Пушкин осмелился написать строки, ставшие очень популярными:

Пушкин:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный
И рабство, павшее по манию царя,
И над Отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли, наконец прекрасная заря?

Ученик: Многие дворяне, и в первую очередь – офицеры. Объединились в тайные организации. Было принято решение собрать совещание Союза Благоденствия с целью решить дальнейшую судьбу России. Позже Пестель писал:

Пестель (сидя за столом): “Князь Долгоруков по открытии заседания, которое происходило на квартире у полковника Глинки, предложил Думе просить меня изложить все выгоды и все невыгоды как монархического, так и республиканского правлений с тем, чтобы потом каждый члeн объявлял свои суждения и свои мнения. Сие так и было сделано… Каждый при сем объявлял причины своего выбора, а когда дело дошло до Тургенева то он сказал: “Президент, без дальних толков”. В заключение приняли все единогласно республиканское правление.

Ученица: До императора стали доходить слухи о готовящихся волнениях, о деятельности декабристов. Но он бездействовал, оправдывая себя словами: “Вы знаете, господа, что я разделял эти иллюзии и заблуждения. И не мне, стало быть, их – заговорщиков карать ”.

Ученик: Между тем, события обогнали декабристов и вынудили их выступить раньше тех сроков, что были определены. Все резко изменилось поздней осенью 1825 года. В ноябре 1825 года неожиданно умер вдали от Петербурга, в Таганроге, император Александр I, Сына у него не было, и наследником престола являлся его брат Константин.

Ученица: Но волею судьбы императором стал другой брат - Николай. Константин отказался от престола во имя любимой женщины, с которой и сочетался бpaком. Однако, официального объявления об отречении сделано не было, об этом знали лишь члeны императорской фамилии. Поэтому присяга была проведена Константину. Когда Константин прислал из Польши, где жил, официальное отречение от престола, пришлось назначать переприсягу, теперь уже в пользу Николая. Новая присяга была назначена на 14 декабря 1825 года.

Ученик: Николая в гвардии не любили. Даже петербургский генерал-губернатор Милорадович, герой Отечественной войны, был в числе его противников. “Зол, мстителен, скуп” - говорили о нем офицеры. И этому человеку должна была присягнуть армия 14 декабря 1825 года. Так императорская семья сама назначила начало восстания. Песня “Кавалергарды”.

Ученица: Члeны тайных обществ приняли решение выступать. Они знали о грозящей опасности, о возможности личной гибели, но верили и в возможность общего успеха. “Мы так твердо были уверены, что либо мы успеем, либо умрем, что не сделали ни малейших сговоров на случай неудачи”, - говорил Александр Бестужев.

Ученик: Но они чувствовали и мopaльное обязательство выступать. Вот строки из письма Пущина: “Случай удобен. Ежели мы ничего не предпримем, то заслужим во всей силе имя подлецов”. Накануне восстания все собрались на квартире Рылеева.

Сцена “Собрание накануне восстания”.

Рылеев: Взять Зимний дворец и арестовать царскую семью.

Трубецкой: Вывести войска на Сенатскую площадь и принудить сенаторов объявить манифест “об уничтожении бывшего правления”.

Оболенский: Итак, диктатором восстания избран князь Трубецкой. Я сейчас еду в гвардейский экипаж поднимать моряков, потом в лейб-гренадерский полк.

Рылеев: Каховский, открой нам ход – проникни во дворец и убей императора до присяги! Прошу!… А сейчас, господа, прошу расходиться, уже светает… Я понимаю, наша судьба уже решена! Уверен, что погибнем, но наш пример будет жить. Принесем себя в жертву во имя будущей свободы Отечества!

Ученица: В ту ночь никто из заговорщиков не спал. В шесть часов Якубович отказался возглавить армию, захватить Зимний и арестовать императора. Он опасался, что не обойдется без царской крови.

Ученик: В семь часов Каховский отказался от цареубийства. Ведь Александра I он считал своим личным врагом, а к новому императору чувства ненависти не испытывал.

Узнав о том, что два важнейших момента их замысла не будут исполнены, диктатор восстания Трубецкой, не вышел на площадь. “Поздно, - думал он, - Сенат уже присягнул. Николай не претендент, а законный царь, значит надо избежать бунта, избежать ужасов кровопролития”. Но именно этого избежать не удалось…

Ученик: Сам император решил увидеть некоторых обвиняемых и лично допросить их… Вскоре он подписал манифест об открытии суда над декабристами. 21 июня 1826 года начал работу заочный суд над декабристами. А вскоре Россия вздрогнула, услышав жестокий приговор: “Пятерых декабристов: Рылеева, Пестеля, Каховского, Муравьева-Апостола и Бестужева-Рюмина приговорить к cмepтной казни четвертованием. Тридцать одного – к казни отсечением головы, девятнадцать – к вечной каторге, остальных – к разным срокам кат opги и ссылки”.

Ученица: Однако, этот кровавый фарс был разыгран только для того, чтобы показать доброту императора, дав возможность смягчить приговор. 23 июля собрался Верховный суд для пересмотра приговора. Вот его заключительная часть:

Судья: Верховный суд, учитывая то милосердие, которое было проявлено Их Величеством, смягчившим наказание в отношении государственных преступников и пользуясь предоставленным ему правом приговаривают…

Вместо мучительной казни четвертованием Павлу Пестелю, Кондратию Рылееву, Сергею Муравьеву-Апостолу, Михайле Бестужеву-Рюмину и Петру Каховскому приговором суда определенной, - сих преступников, за их тяжкие злодеяния, - повесить.

Отсечение головы заменить пожизненной каторгой.

Ученик: Все милосердие ограничилось заменой жестокой казни казнью унизительной. Несчастные cмepтники надеялись, что их расстреляют или обезглавят. Император подписал приговор и уехал в Царское село, оставив приговоренным 24 часа на размышления и воспоминания.

Пестель: Павел Пестель. Мне едва исполнилось 30 лет. Хотя фамилия моя немецкая, но я русский от рождения. Воспитывался в Дрездене, затем, прибыв в Петербург, вступил в Пажеский корпус и продолжал обучение вплоть до получения звания капитана во время французской кампании. В Россию вернулся в должности адъютанта генерала Витгенштейна

На допросе говорил: “Ваше Величество, настоящая моя история заключается в двух словах: Я страстно любил свое Отечество и желал его счастия…”

Рылеев: Кондратий Рылеев. Поэт. Только что опубликовал свою поэму “Войнаровский”, посвященную своему другу Бестужеву, где предсказал и его и свою судьбу.

На допросе говорил: “Ваше Величество, я знал, что дело приведет меня к гибели, но семена, посеянные нами, взойдут и впоследствии принесут свои плоды”.

Бестужев: Михаил Бестужев-Рюмин. Мне только исполнилось 20 лет. Служил младшим лейтенантом в пехотном полку Полтавы; именно здесь присоединился к заговору.

Императору на допросе ответил: “Я ни в чем не раскаиваюсь. Я умираю, исполнив долг и убежденный в том, что за меня отомстят”.

Муравьев: Сергeй Муравьев-Апостол. Был подполковником Черниговского полка. Воспитывался в либеральном духе, образование получил в Париже, где сам Наполеон отметил меня. Службу в армии начал в 1816 году. Служил в Черниговском полку, что способствовало моему сближению с Пестелем.

Ученик: Что касается пятого приговоренного – Петра Каховского, то напрасно мы будем искать сведения о нем. Заговорщик и солдат, он умел конспирироваться, сражаться. Героически принять cмepть. Большего от него нельзя было требовать.

Ученик: Однако, оставшимся в живых был уготован не менее тяжкий крест – забвение… Император знал, что о преступниках поговорят немного и забудут. Даже женам декабристов Николай I предложил коварный выбор: “тем, кто не пожелает связать свое имя с именем государственного преступника, разрешен быстрый и легкий развод. И некоторые из жен порвали с осужденными. К счастью, таких было мало.

Ученица: Волконская, Трубецкая, Муравьева… Нет, эти не покорились. Они в пух и прах развеяли замыслы императора наказать бунтовщиков. Когда эти красавицы, махнув рукой на молодость и еще вполне возможное счастье, укатили на каторгу за мужьями, поднявшими руку на их государя, каждый лавочник мог засомневаться: во-первых; так ли уж хорош государь? Во-вторых; так ли уж преступны преступники, коль их награждают такой преданностью и любовью.

Ученица: Одной из первых поддержала мужа Екатерина Ивановна Трубецкая. Вот строки из ее письма мужу: “Я, право, чувствую, что не смогу жить без тебя… Меня будущее не страшит. Спокойно прощусь со всеми благами светскими. Одно меня может радовать, тебя видеть, делить твое горе… И все минуты жизни своей тебе посвящать… Мне же, друг мой. Все будет легко переносить с тобою вместе, и чувствую, что как бы худо нам не было, от глубины души буду жребий свой благословлять, если буду я с тобою”.

Именно Екатерине Ивановне посвятил свою поэму “Русские женщины” великий поэт Николай Алексеевич Некрасов.

Ученик: В старинных почтовых дорожниках сказано: “От города Москвы до города Иркутска 5379 с половиной версты”. Сейчас самолет преодолевает это огромное прострaнcтво за 7-8 часов. В старину же самый быстрый царский курьер, и тот проезжал этот путь на лошадях за месяц. Но даже это не остановило жен декабристов.

Сцена “Прощание Марии Волконской с родными”.

Ведущая: Двадцатилетняя Мария Волконская в последний раз целует своего крохотного сына. И больше ей никогда не увидеть мальчика: без матери он зачахнет, умрет.

Мария прощается с братьями, сестрами, с горячо любимым отцом генералом Раевским. Раевский: Умоляю, останься. Подумай хотя бы о мальчике, ему нужна мать…

Мария: Батюшка, я не могу остаться, мое место рядом с мужем. Я должна…

Раевский: Я тебя прокляну, если ты через год не вернешься. (в сторону) Между тем мы оба хорошо понимаем, что никогда больше не встретимся.

Зинаида Волконская: Полно спорить, пойдемте к артистам. Мария, ведь я знаю твою страсть к музыке. Певцы поют сегодня для тебя.

Мария: В дороге я простудилась и совершенно потеряла голос. А пели сегодня именно те вещи, которые я лучше всего знаю. Меня мучает невозможность принять участие в пении.

Но, прошу вас, господа, пойте, пойте еще. Подумайте, ведь я никогда больше не услышу музыки.

Ведущая: В доме на Тверской улице декабрьской ночью 1826 года последние прощания, поцелуи. Почти никого из провожатых ей больше не увидеть… в их числе и Пушкина.

Лошади готовы, кибитка нагружена – сейчас грянет колокольчик. До Иркутску 5379,5 версты…

Отрывок из поэмы А.Н. Некрасова “Русские женщины”.

Ученик: Несколько лет спустя умирающий генерал скажет про свою дочь: “Вот самая удивительная женщина, которую я знал…”

Ученица: Поэты сочиняли для них стихи, воспевая их подвиг, сами же они себя героинями не считали. Они даже не задумывались: как можно не поехать? “Какие мы героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто ехали за своими мужьями”. Но это были жены. А Полина Гебель не была таковой. Она даже не была подданной Его Императорского Величества. И все же, она выбрала Сибирь.

Ученик: Из рапорта дежурного офицера московскому генерал-губернатору: “Иностранка Полина Гебель… умоляла государя … дозволить ей отправиться на место ссылки государственного преступника Анненкова, бывшего поручика Кавалергардского полка, с целью вступить в бpaк. Так как вышеназванный Анненков отвечал, что он охотно женится на дeвице Гебель, если правительство разрешит ему вступить в бpaк, то об этом было донесено государю и его величество повелеть соизволил: дозволить иностранке Полине Гебель отправится в Нерчинск и выйти замуж за государственного преступника Анненкова…

Ученица: История Анненковых могла прерваться на первой же странице. Что общего между ними?

Он – носитель знатной фамилии, граф, наследник несусветного состояния, офицер самого престижного Кавалергардского полка.

Она – Полина Гебель – “красавица, умная и во всех отношениях образованная женщина, парижанка”. Бедность научила ее делать все, не поубавив природной веселости. Но много ли это стоит, если незнатна, “без роду-племени” и сама заpaбатываешь себе на хлеб? Продавщица и швея на Кузнецком мосту.

Когда Иван понял, что все серьезно, сговорившись со священником, повез Полину венчаться в одну из своих деревень. Тайно? Без материнского благословения? Она видела, что его благородство и любовь к ней борются с чувством сыновнего долга. Нет и нет. Такой ценой она не хочет добыть право называться княгиней Анненковой. Лучше оставаться Полиной Гебель. И она остается ей.

Иван доверял ей во всем. Полина была, пожалуй, единственной из декабристок, которая знала о готовящемся выступлении на Сенатской площади. Анненков не скрывал от нее своего будущего: в лучшем случае крепость или Сибирь. И услышал: “Я последую за тобой повсюду”. Но легко ли в это поверить, когда ты в одиночной камере в Петропавловке?

Ученик: В Петропавловке Анненков думал покончить счеты с жизнью. Он совсем пал духом. Безвестная продавщица вступила в борьбу с императором и Анненковым за самого Анненкова. Полина отправляется к матери Ивана. Ей пришла в голову мысль выкрасть Жана из тюрьмы. Она уже и человека нашла, который паспорт поддельный сделает. Да только тот человек такие деньги запросил. Что Полине и не снилось. Шесть тысяч. Неужели мать откажет?

Вышла от Анненковой Полина потрясенная. “Мой сын – беглец! Я никогда не соглашусь на это, он честно покорится своей судьбе”.

Чины полицейские, военные, гражданские удивлялись: для чего эта заморская пташка мчит по сибирским сугробам? Послушать саму Полину, так ничего приятнее, или увлекательней того путешествия не было. Вольная гражданка Франции спокойно подписывает документ, извещающий, что отныне у нее нет никаких прав и свобод, как у каждого ссыльнокаторжного. Прочитав, что обязуется на свиданиях с будущим мужем “иметь с ним дозволенный разговор на одном русском языке”, не может удержаться от смеха.

Ученица: Их свадьба состоялась 4 апреля 1828 года. Все жители, и стар, и млад, пришли в церковь. Всем интересно посмотреть, что за краля приехала к ссыльному? Хороша, только лицо не по свадебному правилу веселое. Голос звонкий, речь быстрая.

Но вот шум стих, все смотрели на группу приближающихся людей. Анненкова и его шаферов вели под конвоем. Звяканье цепей нарушало мертвую тишину. На паперти кандалы сняли.

Церемония продолжалась недолго. Священник торопился, певчих не было. Священник разрешил жениху поцеловать невесту, на этом церемония закончилась. Жениху и шаферам вновь надели оковы и увели в острог.

Ученик: Вот и подходит к концу знакомство с этой трепетной и высокой поэмой о Мужестве, Верности и Любви. За что же эти нерасчетливые головы тех, кто в декабре 1825 года вышел на Сенатскую площадь, были увенчаны такой беспредельной любовью? Видно было за что.

Ученица: И как тут не вспомнить слова Л, Толстого: “Казалось, как несчастны были приговоренные и сосланные и как счастливы спасшиеся. А прошло 30 лет. И ясно стало, что каторга и ссылка, неволя- было счастье, а генеральство и богатство, и свобода были великие бедствия”.

Ученик:

Можно строчки нанизывать посложнее, попроще,
Но никто нас не вызовет на Сенатскую площадь.
Мы не будем увенчаны.…И в кибитках, снегами,
Настоящие женщины не поедут за нами.

Песня “Каждый выбирает по себе…”


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

19 04 2024 17:43:24

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

18 04 2024 8:23:58

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

17 04 2024 16:50:38

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

16 04 2024 6:49:24

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

15 04 2024 19:13:22

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

14 04 2024 1:17:32

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

13 04 2024 1:32:20

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

12 04 2024 20:26:19

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

11 04 2024 16:19:20

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

10 04 2024 20:51:44

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

09 04 2024 20:54:37

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

08 04 2024 8:41:52

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

07 04 2024 8:50:40

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

06 04 2024 20:54:35

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

05 04 2024 2:57:36

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

04 04 2024 19:14:50

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

03 04 2024 21:43:55

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

02 04 2024 15:44:30

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

01 04 2024 21:31:19

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

31 03 2024 23:30:28

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

30 03 2024 2:50:16

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

29 03 2024 18:39:19

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

28 03 2024 21:24:43

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 03 2024 0:59:35

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

26 03 2024 6:15:37

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

25 03 2024 9:34:55

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

24 03 2024 0:21:43

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

23 03 2024 7:44:17

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

22 03 2024 5:50:19

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

21 03 2024 9:34:59

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

20 03 2024 17:17:59

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

19 03 2024 19:15:25

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

18 03 2024 12:42:57

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

17 03 2024 9:47:31

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

16 03 2024 22:38:43

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

15 03 2024 21:18:42

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

14 03 2024 10:58:18

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

13 03 2024 10:19:27

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

12 03 2024 1:53:23

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

11 03 2024 19:19:53

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

10 03 2024 14:44:59

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

09 03 2024 4:36:57

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

08 03 2024 23:26:13

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

07 03 2024 8:57:24

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

06 03 2024 0:48:31

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

05 03 2024 20:40:38

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

04 03 2024 21:23:14

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

03 03 2024 11:22:12

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

02 03 2024 4:39:22

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

01 03 2024 0:24:33

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::