"Русь. Россия. Родина моя"
Цели:
- Расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном городе;
- Познакомить с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном;
- Развивать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, чувство патриотизма;
- Формировать положительное отношение и уважение к семьям одноклассников;
- Способствовать сплочению классного коллектива.
Оборудование:
- Изображение герба, флага России;
- Работы и рисунки учащихся на тему занятия;
- Картины нашей Родины в слайдах;
- Звукозапись гимна России.
Ход занятия
Занятие начинает учитель (читает стихотворение “Родина” Д.Кедрина, сопровождающее показом слайдов о Родине). Звучит музыка.
Весь край этот, милый навеки,
В стволах белокорых берёз,
И эти студёные реки,
У плеса которых ты рос,И тёмная роща, где свищут
Всю ночь напролёт соловьи,
И липы на старом кладбище,
Где предки уснули твои,И синий ласкающий воздух,
И крепкий загар на щеках,
И деды в андреевских звёздах,
В высоких седых париках,И рожь на полях непочатых,
И эта хлеб-соль средь стола,
И псковских соборов стрельчатых
Причудливые купола...И санки, чтоб вихрем летели,
И волка опасливый шаг,
И серьги вчерашней метели
У зябких осинок в ушахИ ливни - такие косые,
Что в поле не видно ни зги...
Запомни:
Всё это - Россия,
Которую любим все мы.
Учитель: Да, наверное, всё это и есть Родина, то есть родное место.Ребята, какой вы представляете свою Родину? За что вы её любите?
Одним из вашего домашнего задания надо было написать сочинение или стихотворение на тему “Моя Родина”. Расскажите о своих чувствах, о своём настроении, о своей любви к Родине.
(Дети показывают рисунки, читают стихи и отрывки из сочинений)
Учитель: Сегодня на уроке мы говорим о Родине. Скажите, откуда произошло слово “родина” и слова, близкие по значению этому слову.
Дети:
РОДИНА - слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.
НАРОД - нация, народность, жители страны.
РОДИТЕЛИ - отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДНЯ - родственники, самые близкие и родные люди.
РОДОСЛОВНАЯ - перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают историю своей семьи.
Учитель: Действительно, ребята, семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у каждого из вас есть семья, есть родительский дом - начало всех начал. Каждый должен знать, откуда пошло начало его семьи: знать своих предков, как их звали и чем они занимались. Такую исследовательскую работу по изучению родословной своей семьи ведёт бабушка нашего одноклассника, Бердникова Матвея, Бердникова Евгения Петровна. Я с удовольствием приглашаю Вас рассказать о своей семье.
Выступление Бердниковой Е.П.
Учитель: Замечательная история, кропотливая исследовательская работа! Я надеюсь, что внуки и правнуки продолжат летопись своей семьи.
Во многих семьях сохранились предметы, вещи, которые бережно хранятся и передаются из поколения в поколение - это семейные реликвии. В нашем классе тоже есть семьи, в которых берегут семейные наследия.
Выступления детей.
Учитель: Каждая семья, каждый человек уникален по-своему. Как у человека есть имя, фамилия, так и у государства есть своё имя.
- Скажите, как называется наше государство?
- Чем отличается каждое государство друг от друга?
- Назовите основные символы государства.
Входят Великий князь Иван III и Софья Фоминична.
Иван III: Мы, божьей милостью, Великий князь Московский, и государь Всея Руси рады, что не смели вы перечить нам, и собрались по просьбе нашей, дабы обсудить дела великодержавные.
Ведомо вам, что в этом лете господь одарил нас женой, царевной Византийской, Софьей Фоминичной. Но счастлив я тем, что жена моя не только красива, как лебедь белая, но и мудра, как вся Боярская Дума. Послушайте, что она удумала.
Софья Фоминична: Сердечно благодарим и бояр мудрых, и боярышень красных за то, что удосужились нас выслушать. Из Византии, откуда я родом, я привезла вам дар – герб византийский – двуглавого орла. Пусть он и станет гербом государства Российского. Пусть все знают, что Русское государство является преемником могущественной Византийской империи.
Ученик из класса: А как же Ге opгий на коне? Как нам без него? Не годится это!
Софья Фоминична: Не серчайте, бояре добрые. Пусть двуглавый орел станет государственным символом, а Ге opгий, побеждающий змея, станет символом стольного нашего града Москвы.
Иван III: Ай, да мудра у меня жена, все продумала. Стало быть, так тому и быть. Повелеваю: Быть отныне орлу двуглавому гербом государства Российского. И пока сей орел зорко смотрит и на Запад, и на Восток, нам не страшны никакие враги, никакие опасности. На этом стоит и стоять будет земля русская. А мы удаляемся, не смеем более вас задерживать.
Выступления детей.
1. Рассказ о гербе.
2. Рассказ о флаге.
Современный флаг, несмотря на его древнее происхождение и долгую историю, был воссоздан недавно, чуть более десяти лет назад. Началась же история флага со времени, когда правил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим. По его приказу в подмосковном селе Дединове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо - “Орёл”. На борту разместили 22 пушки. Военный корабль был необходим для защиты торговых судов, плавающих по реке Волге и Каспийскому морю. А для военного корабля потребовался опознавательный знак - флаг. Бело-сине-красные флаги и вымпелы этой небольшой флотилии говорили о принадлежности её к Российскому государству. Почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов? Возможно, он использовал древний герб московских князей: белый цвет - святой Ге opгий Победоносец, синий - развевающийся плащ всадника, красный - фон, цвет герба. Изображение всадника, копьём поражающего чёрного дpaкона, означает победу справедливости, добра над злом.
Входят Петр I и Екатерина I.
Петр I: Приветствую вас, господа сенаторы. Я, император Всероссийский, Петр Алексеевич пожаловал к вам с супругой, Екатериной Алексеевной для решения важного вопроса. Помните ли вы, как в 1668 году велено было моим батюшкой, Алексеем Михайловичем выдать на суда Волжско-Каспийской флотилии более трехсот метров материи белого, синего и красного цвета. А для чего, не напомните?
Ответы детей.
Петр I: Ничего не забыли, господа сенаторы. Тогда вы помните, что, уважая родителя моего, Алексея Михайловича, и на всех кораблях, построенных по моей воле, сохранился сей стяг.
И еще, душа моя, хочу, чтобы на твоей коронации и ты, и я были в бело-сине-красных костюмах. Ты не против?
Екатерина: Как можно? Я всегда за величие России, даже в малом. Знаю, как для тебя, душа моя, это важно. Я помню, что 20 января 1705 года Вы, Петр Алексеевич издали указ “На всяких судах быть знаменам по образцу, каков нарисовав, послан Его Великого государя наказом”. Стало быть, и герб, и флаг теперь у Российского государства имеется. Можно и отдохнуть?
Петр I: Нет. Чего-то не хватает. Может гимна? Повелеваю, господа сенаторы, займитесь созданием российского гимна.
Ученик из класса: Прошу прощения, Ваше императорское величество, но гимн уже готов, и рассказать о нем можем, и даже исполнить.
Петр I: Ай да толковые у меня сенаторы! А ну, показывайте, что вы тут без меня создали.
Ученик рассказывает о гимне.
Ученики его исполняют.
Екатерина: Да, видно, что порадовали вы душу императора. Ну, Петр Алексеевич, вы совсем запамятовали. А ведь мы сюда не с пустыми руками шли. Думаю, что господа такой подарок заслужили.
Петр I: И то правда. С такими молодцами и в Европе показаться не стыдно. И историю своего рода-то вы знаете, и про малую родину не забываете. А уж о символах государства Российского знаете столько, что меня своими знаниями потрясли. Приношу я вам в дар, в память о нашей встрече сей флаг. Пусть он хранится у вас, а вы не запятнаете его плохими поступками. Отныне пусть только добрые дела свершаются здесь на благо нашего Великого Отечества. Да будет так!
Учитель: Пройдёт немного времени, вы станете взрослыми, будете работать, преумножая величие и могущество нашей страны. Вам придётся решать многие трудные проблемы, но самая главная задача всех людей на Земле - помнить о том, что стран на свете много, а дом у нас один, общий, который называется - ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. Все мы на ней должны жить как добрые друзья, уважая традиции, культуру, обычаи разных стран и народов, помогая в беде и делясь радостями, как живут добрые соседи.
Я благодарю всех детей, которые вели поисковую, исследовательскую работу родословной своей семьи, рассказал о семейных реликвиях, оформил замечательные рисунки, рассказы, стихи о Родине. Благодарю семью Бердниковых и выношу глубокую признательность вашей памяти о своей семье.
Особые слова благодарности выражаю школьному театру “Щенки собаки Качалова” под руководством Ивановой Л.В.
И как в старые добрые времена примите, дорогие мои дети, уважаемые гости, непременный атрибут русского гостеприимства - ХЛЕБ С СОЛЬЮ.

Интеллектуальная игра по истории «Что? Где? Когда?» – внеклассное мероприятие по аналогу телевизионной игры, расширяет у учащихся мировоззрение, отpaбатывает навыки исторического исследования на основе устных, письменных, вещественных источников, сближает учащихся и учителей в совместной познавательной деятельности....
20 03 2023 6:20:12
Данный урок проводится в 8-м классе, является интегрированным: обществознание и психология.
Задачи урока: определить понятия семья, любовь; познакомить с к классификациями чувства любви и любви как отношения к другому; выявить перспективность мотивов вступления в бpaк; подвести учащихся к осознанию своего опыта и своих взаимоотношений.
...
19 03 2023 17:16:53
Урок завершает тему «Гражданская война», закрепляет знания школьников, они проявляют умения, необходимые для успешной деятельности. Работа в группах учит сотрудничать, принимать совместные решения, развивает лидерские качества, отpaбатывает навыки работы в комaнде. Учащиеся знакомятся с историческими источниками, программами различных партий, анализируют их. Каждый ученик имеет возможность проявить себя....
18 03 2023 5:38:37
Метод «ассоциаций». Варианты его применения. Подбор ассоциаций к терминологическому ряду, включающему понятия, факты, персоналии. Ассоциации-"перевертыши". Используются на всех этапах актуализации знаний, обобщений, закреплении....
17 03 2023 2:24:29
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
16 03 2023 10:25:15
Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....
15 03 2023 10:34:16
Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....
14 03 2023 17:44:47
Дискуссия одна из нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами. Предлагается модель одного из уроков-дискуссий по теме «Что такое Петр? Чудо или чудовище?»
...
13 03 2023 20:50:56
Обществознание относится к циклу гуманитарных дисциплин, усвоение которых трудно диагностировать путем однозначных суждений о правильности или неправильности ответов. Автор предлагает свой подход к этой проблеме....
12 03 2023 17:15:32
Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....
11 03 2023 17:47:53
На уроке истории в 4-м классе я знакомлю учеников с историей своей страны, с бытом, традициями и культурой наших предков IX–XI веков. Формирую представление о Древней Руси, князьях, ремёслах. Прививаю любовь к Родине, христианской вере. Особое внимание обращаю на леворуких детей и развиваю их доминирующее полушарие....
10 03 2023 3:37:12
Целями проведения занятия является контроль усвоения студентами знаний об особенностях вероучения и культа наиболее распространенной в России мировой религии - христианства, демонстрация умений применять эти знания, развитие сообразительности, самостоятельного мышления, умения аргументировать свою точку зрения....
09 03 2023 17:51:58
На уроке использованы технологические приёмы: концептуальная таблица, инсерт, акростих. Наряду с технологическими использованы традиционные приёмы: актуализационная беседа, работа с исторической картой....
08 03 2023 23:59:20
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
07 03 2023 0:31:38
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
06 03 2023 4:20:51
Урок по обществознанию "Человек в мире экономических отношений" рассчитан на учащихся 8-го класса. Составлен на основе учебника "Введение в обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, является третьим по теме "Человек в обществе".
...
05 03 2023 8:57:35
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
04 03 2023 15:18:40
На этом уроке рассматриваются действия с информацией и хранение информации. Урок является интегрированным с предметами история и литература. Для наглядности используется презентация....
03 03 2023 10:10:47
Урок в форме маршрутной игры с целью активизировать известные школьникам знания по истории Древней Греции учит их совмещать знания, полученные из книг, с информацией из других современных источников. Урок воспитывает у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея»....
02 03 2023 3:20:45
Урок составлен с учетом регионального компонента и нацелен на расширение знаний и представлений учащихся по истории Великой Отечественной войны. Важное место в содержании отводится знакомству с малоизвестными эпизодами жизни родного города, края, страны, с выдающимися людьми, чьи имена вошли в историческую память народа....
01 03 2023 11:19:25
В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....
28 02 2023 7:46:59
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
27 02 2023 18:59:14
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
26 02 2023 9:20:31
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
25 02 2023 16:53:36
Данная разработка может использоваться на уроках обществознания в школах, училищах, отдельные ее элементы на уроках экономики и права, а также на классных часах в старших классах по проблеме выбора профессии. Основная идея урока заключается в предоставлении возможности ученикам самим сделать анализ рынка труда (по отдельным направлениям) на основании предложенной выборки реклам по местным газетам....
24 02 2023 0:54:44
Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....
23 02 2023 11:26:49
В ходе урока используется системно-деятельностный подход. Цель урока: познакомить учащихся с реформами Солона, сформировать понимание об их значении; развивать умение давать хаpaктеристику конкретным событиям на основе текста; формировать умения работать со схемой, таблицей....
22 02 2023 1:58:28
Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет отчего дома, тепло родного очага.
...
21 02 2023 18:26:48
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
20 02 2023 23:15:26
Тема нестандартного урока-КВН - "Олимпийские игры в древности".
На уроке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю раскрыть индивидуальные, способности ученика....
19 02 2023 18:49:42
Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны.
Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа «Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....
18 02 2023 6:21:11
Внеклассное мероприятие по истории является КТД, которое ежегодно проводится в нашем МОУ. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема "Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет.
...
17 02 2023 21:36:46
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
16 02 2023 0:36:18
В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....
15 02 2023 20:18:16
Интеpaктивная игра-викторина проводится 1 сентября в День Знаний или на предметной неделе истории. Учащиеся разбиваются на комaнды. Каждый правильный ответ дает возможность получить карточку с одной буквой из загаданного слова - одной из улиц Москвы, состоящей из стольких букв, сколько комaнд принимает участие в игре. В конце игры побеждает комaнда, которая пройдет все этапы, ответит на вопросы и отгадает слово. Количество этапов должно совпадать с количеством участвующих классов....
14 02 2023 14:34:22
Эта тема о великом из великих полководцев человечества. Созидателе и разрушителе, правителе и воине. Человеке, который обладал огромным авторитетом. Он находился в походе, а по его приказу строился Самарканд как столица. Восстановление Великого шелкового пути означало конец военных походов, развитие торговли и дальнейшее проникновение культур Запада и Востока....
13 02 2023 1:45:47
В работе учителя обществознания со старшеклассниками необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты, что позволяет сделать проектная деятельность, в результате которой пpaктически каждый ученик сам приобщается к истории Великой Отечественной войны, повышается познавательная активность учащихся, изменяется эмоциональный настрой. Только путем перехода к личностно-ориентированному эмоциональному подходу можно достичь целей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»....
12 02 2023 7:28:55
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
11 02 2023 15:21:51
Основная идея программы - изучение побед России в период с IX по XVIII век. Этот период истории России богат победами в самых различных областях жизни. Это победы русской дипломатии, внешней и внутренней политики, достижения в культуре, деятельность отдельных личностей и всего русского народа. Изучение этих побед пробуждает чувство гордости за свою историю и свою страну.
...
10 02 2023 6:25:15

У учащихся формируется правовая культура. Проpaбатывается глава 1 Конституции РФ, в которой изложены основные принципы конституционного строя России. У учащихся воспитывается осознанное уважение к Конституции как к основному закону Российской Федерации....
09 02 2023 17:25:34

В ходе урока раскрывается история трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне, подводятся итоги войны. Урок способствует воспитанию чувства патриотизма у учащихся....
08 02 2023 11:24:42
Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....
07 02 2023 18:38:47
Данный урок проводится в ходе изучения темы «Древняя Греция». Основное содержание занятия направлено на знакомство учащихся с культурой и образом жизни жителей Афин. Урок проводится в форме заочного путешествия, предполагается использование компьютерного учебника по всеобщей истории, а также презентации на персональных компьютерах; предусмотрено компьютерное тестирование.
...
06 02 2023 18:43:22
Урок повторения. Вопросы – разноуровневые, предназначены для проверки знаний учащихся в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме. В конце статьи приведён список использованной литературы....
05 02 2023 8:23:33
Эта работа предназначена для учителей, испытывающих трудности в систематизации материала, для тех, кто только начал свою карьеру, и всем заинтересованным лицам.
...
04 02 2023 14:47:20
В работе рассматривается тема раскола Русской Православной Церкви, истинные причины этого явления и различные точки зрения на столь неоднозначный элемент истории нашей Родины....
03 02 2023 8:59:29
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
02 02 2023 4:49:35
Данный урок помогает обобщить знания учащихся по теме "Музыка русского народа", выявить "западающие" места в данной теме и ликвидировать проблемы в знаниях через различные виды деятельности на уроке....
01 02 2023 15:48:13

Урок выстроен в логике технологии РКМЧП. Основные этапы урока традиционного наложены на этапы урока "Вызов", "Осмысление" и "Рефлексия". Тем самым подчеркивается не только преемственность подходов, но фактически их идентичность (новизна формы при сохранении смысла). Использование рабочих листов и интеpaктивной доски позволяет сэкономить время на уроке и полнее и нагляднее представить и сохранить материал по теме "Движение декабристов"....
31 01 2023 21:19:26
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
30 01 2023 1:48:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::