Урок обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"
Тема урока: Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории
Класс: 11
Задачи урока:
Осмыслить понятия: цивилизация, формационный подход, цивилизационный подход.
Показать своеобразие отдельных цивилизаций.
Развивать умения сравнительно-сопоставительного анализа социальных явлений и процессов при работе с различными источниками информации
Особенность урока:
Данный урок тесно связан с курсом истории. Учащиеся уже имеют исторические знания и представления.
Оборудование: мультимедийное оборудование, электронные пособия “Экспресс-подготовка к экзамену. Обществознание. 9-11 класс”, “Всеобщая история. История нового времени”, компьютеры, печатные тексты, учебник Л. Боголюбова, 11 класс.
1 этап урока:Что такое “цивилизация”?
1. 1. Учащимся представлены на слайде предложения:
- Это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрасными манерами и обхождением.
- Как считали французские философы, дикость сменилась варварством, варварство – цивилизацией.
- В цивилизованном обществе нет места насилию, преступности, попранию закона, неуважению прав человека.
- Античная цивилизация – уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох.
- Экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология людей средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной.
Задание для учащихся:
- Что вы можете сказать о понятии “цивилизация”? (многозначность)
- Что может обозначать слово “цивилизация” в каждом предложении?
1. 2. Учащимся предлагается текст “Значение термина “цивилизация” из дидактических материалов по курсу “Человек и общество”, 11 класс.
Задание к тексту(слайды презентации):
1. В каждом из приведённых толкований слова “цивилизация” выделите ключевые признаки.
2. Определите, какому значению слова “цивилизация” больше всего соответствует текст учебника “Человек и общество” Л. Боголюбова, статья “Что такое цивилизация?”
3. Свою работу оформите в виде схемы “Понятийное колесо”:
Слова – синонимы, ассоциации
цивилизация
2 этап урока: Сопоставительный анализ цивилизационного и формационного подходов к истории.
1) Вступительное слово учителя: презентация с краткой информацией о сторонниках формационного и цивилизационного подходов.
2) Работа учащихся:
1 вариант работы: статья на диске “Обществознание: Экспресс-подготовка к экзамену 9-11 класс” (учащиеся работают за компьютерами)
2 вариант – учащиеся работают с текстами, распечатанными с диска.
Задание для учащихся (в зависимости от уровня подготовки класса):
Заполнить таблицу (образцы на слайде)
Линии сравнения Формационный подход Цивилизационный подход
- Соотношение материальной и духовной сфер жизни общества
- Направленность исторического развития
- Хаpaктеристика современного этапа общественного развития
2.
Понятия, относящиеся к формационному подходу Понятия, относящиеся к цивилизационному подходу
Учащиеся самостоятельно проверяют свои записи по образцам, представленным на слайдах.
3 этап урока: Творческое задание по выбору – дать хаpaктеристику Европы в Средние века, Новое время, используя формационный подход или цивилизационный подход (учащиеся работают в группах).
Для выполнения творческого задания учащиеся используют учебное электронное издание “Всеобщая история. История нового времени”, работу можно выполнить в форме презентации или слайд-шоу.
Оценивание творческих работ групп (главный критерий – соответствие признакам того или иного подходов).
Завершается данный этап заданием:
Учащимся предлагаются три точки зрения о применимости формационного и цивилизационного подходов к изучению истории (слайд).
Какая точка зрения Вам кажется более точной? Обоснуйте. Предложите свой вариант ответа.
- Лишь формационный подход позволяет выработать научные представления об истории человеческого общества.
- Цивилизационный подход свободен от серьёзных недостатков. Он не ведёт к искажению истории, как это происходит при последовательном применении формационной теории.
- Каждый подход имеет свои достоинства и недостатки. Нельзя абсолютизировать ни один из них. Проблема понимания исторического процесса остаётся задачей, над решением которой предстоит ещё работать.
Сформулируйте вывод по уроку: изучение истории должно основываться на ………. (системном подходе).
4 этап урока: домашнее задание
Используя параграф № 1 (учебник “Человек и общество”, Л. Боголюбов), выполнить задание:
Формационный подход (записать определение из учебника) - …. .
Записать хорошее предложение из текста с данным определением: …….
Выписать другое определение понятия “формационный подход” из другого источника: . . .
(можно использовать учебник А. Кравченко, Интернет-ресурсы, словари, справочники и др. )
Цивилизационный подход (записать определение из учебника) - …. .
Записать хорошее предложение из текста с данным определением: …….
Выписать другое определение понятия “цивилизационный подход” из другого источника:. . .
Данный приём позволяет закрепить полученные знания через индивидуальное прочтение учебной информации каждым учеником, расширить понятийный аппарат через использование различных информационных источников.
Если урок по данной теме рассчитан на 2 часа, то в урок можно включить проверочные упражнения. Если второй урок проводится позже, то проверочные упражнения целесообразно включить в начале следующего урока.
Приложение 1
Приложение 2
Источники информации для учителя:
- Дидактические материалы по курсу “Человек и общество”: 10-11 кл.: Пособие для учителя/ Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов и др.; - М.: Просвещение, 2001.
- Лазебникова А. Ю. , Брандт М. Ю. Уроки обществознания в 11 классе: Методическое пособие по курсу “Человек и общество”. – М.: Дрофа, 2000.
- Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по обществознанию. 11 кл. / Сост. Л. Ф. Иванова. – М.: Дрофа, 2001.
- Методические рекомендации по курсу “Человек и общество”. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова и др.; М.: Просвещение, 2000.
- Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе: Учебно – методическое пособие для учителей/ Под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005.
- Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова и др.; М.: Просвещение, 2002.
- Электронное пособие “Обществознание. Экспресс – подготовка к экзамену. 9 – 11 класс”. “Новая школа”, 2006.
- Электронное пособие “Всеобщая история. История нового времени. 7 – 8 класс”. ООО “Кордис Медиа”, 2004.
Источники информации для учащихся:
- Дидактические материалы по курсу “Человек и общество”: 10-11 кл.: Пособие для учителя/ Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов и др.; - М.: Просвещение, 2001. (тексты для учащихся)
- Кравченко А. И. Обществознание: Учебник для 10 класса. Ч. 1. – М.: Русское слово, 2003.
- Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова и др.; М.: Просвещение, 2002.
- Электронное пособие “Обществознание. Экспресс – подготовка к экзамену. 9 – 11 класс”. “Новая школа”, 2006.
- Электронное пособие “Всеобщая история. История нового времени. 7–8 класс”. ООО “Кордис Медиа”, 2004.
- Словари, энциклопедии (для выполнения домашнего задания).

Цель игры: формирование прочных знаний по разным темам. Игра развивает внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, находить аналогии, воображение, творческие способности, умение находить оптимальные решения....
27 03 2023 6:49:39
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
26 03 2023 17:49:10
Урок по истории древнего мира в 5-м классе по теме «Зарождение демократии в Афинах» знакомит учащихся с реформами Солона; развивает навыки и умения работы с текстом учебника, анализировать и оценивать события прошлого и делать собственные выводы; создает благоприятный психологический климат на уроке и атмосферу доверительных отношений с учащимися....
25 03 2023 4:29:42
Представлен интегрированный урок по курсу "история + ИЗО", разработанная учителями истории и ИЗО с 5-й по 9-й класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями искусства об Отечественной войне 1812 года. Показывается значимость Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания и искусства....
24 03 2023 9:32:18
На уроке закрепить первоначальные знания учащихся об истоках антигитлеровской коалиции и ее деятельности в 1941–1943 годах. Учащиеся знакомятся с материалом о причинах сотрудничества между странами Запада и СССР, встречах «большой тройки» и их историческом значении....
23 03 2023 23:46:22
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
22 03 2023 3:18:31
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
21 03 2023 19:54:24
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
20 03 2023 13:48:29
Историю Древнего мира изучается для того, чтобы оглянуться в прошлое, сопоставить его с настоящим. Это помогает представить себе прошлое....
19 03 2023 22:11:38
В данной работе рассказывается о наскальных изображениях, или, как их иначе называют, о петроглифах, писаницах, издавна привлекающих внимание не только исследователей древнего искусства, но и вообще любознательных людей. В результате многочисленных исследований стало ясно, что на территории Приамурья сохранились многочисленные и, по-своему, яркие, хаpaктерные образцы древнейшего наскального искусства. Таким образом, исследователями был собран и обработан определенный материал по искусству севера Приамурья, который представлял собственную семантику и хронологию, отличавшихся от других известных уже материалов по Северной и Центральной Азии.
...
18 03 2023 20:16:49
Урок соответствует ФГОС. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....
17 03 2023 8:53:29
Разработка урока курса Отечественной Истории 8-го класса. Урок построен на основе компьютерных технологий, помогающих дальнейшей активизации знаний учащихся, а также являющихся яркой иллюстрацией к уроку. В качестве дополнительного материала для усвоения темы используются источники, иллюстрации учебника, атласы и контурные карты.
...
16 03 2023 5:38:47
Урок разработан для 10-го класса. Основная идея: благодаря работе с документами уяснить суть политики просвещенного абсолютизма, дать представление о развитии производительных сил в сельском хозяйстве и промышленности России во второй половине XVIII века, развивать интеллектуальные умения учащихся, их коммуникативные навыки....
15 03 2023 10:35:21
На занятии на примере каменного зодчества XVIII века составляется представление о русской культуре....
14 03 2023 1:35:41
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
13 03 2023 22:38:15
В истории каждой страны есть незабываемые даты. Декабрь 1825 года – явление такого рода. По делу декабристов были привлечены 579 человек. В июле 1926 года началась отправка в Сибирь осужденных. Вслед за "государственными преступниками" отправились жены. Наш урок посвящен женам декабристов.
...
12 03 2023 21:22:31

Урок выстроен в логике технологии РКМЧП. Основные этапы урока традиционного наложены на этапы урока "Вызов", "Осмысление" и "Рефлексия". Тем самым подчеркивается не только преемственность подходов, но фактически их идентичность (новизна формы при сохранении смысла). Использование рабочих листов и интеpaктивной доски позволяет сэкономить время на уроке и полнее и нагляднее представить и сохранить материал по теме "Движение декабристов"....
11 03 2023 17:22:27
Целью любой игры является тренировка или упражнение в определенном виде деятельности.
Игру можно рассматривать как универсальный способ пробуждения и поддержания интереса к изучаемому материалу. В игровой форме целесообразно проводить обобщающие уроки и турниры не только в подготовленных классах, но и для детей, плохо справляющихся с программами общеобразовательной школы.
Представленные игры способствуют развитию познавательного интереса к истории.
...
10 03 2023 0:14:39
Данная работа – взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа – один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее.
...
09 03 2023 22:29:33
Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....
08 03 2023 20:35:54
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского....
07 03 2023 6:18:28
В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти.
...
06 03 2023 23:34:49
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
05 03 2023 17:35:29
Обобщающий урок по граждановедению состоит из презентаций на темы "Гражданство", "Права человека", "Закон об образовании", "Труд – право или обязанность?", "Семейное право России", созданных учениками 9-го класса....
04 03 2023 11:35:19
Урок по обществознанию для 8-го класса поможет учащимся осознать смысл слова "дружба", показать, что понятие "дружба" и взаимоотношения между людьми сохраняют свою значимость, не потеряли глубину чувствования и восприятия в современном мире.
...
03 03 2023 9:37:52
Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в комaнде....
02 03 2023 14:27:40
Интегрированный урок посвящен описанию хаpaктера и поведения людей. Данные темы по предметам (обществознание, английский язык) изучаются в первой четверти учебного года. Урок способствует созданию условий для формирования у учащихся отношения к лидерам, как к личностям с положительными качествами, осмыслению учащимися своего положения в обществе; воспитанию чувства уважения друг к другу, умения работать в группе и прислушиваться к мнению товарищей....
01 03 2023 23:19:54
В ходе урока изучаются цели, содержание и значение реформ Столыпина. Учащиеся определяют причины, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране....
28 02 2023 6:34:43
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
27 02 2023 22:51:17
Урок истории, цели которого ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры в XV–XVI веках, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к архитектурным памятникам, развивать логическое мышление учащихся....
26 02 2023 0:48:50
Урок изучения нового материала. Возможности компьютерных технологий позволяют представить учащимся широкий и художественно оформленный материал: иллюстрации картин художников, виды архитектурных памятников, музыкальные произведения, текстовую информацию и др.
...
25 02 2023 16:24:59

Презентация поможет лучше усвоить материал, формирует уважение к героическому прошлому страны на примере подвигов, совершенных детьми в годы войны....
24 02 2023 23:28:31
Игра на уроке - это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Школьники моделируют историческую реальность через "вживание" в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретенные ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными.
...
23 02 2023 6:42:27
Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и хаpaктером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....
22 02 2023 21:10:21
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
21 02 2023 1:53:31
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
20 02 2023 19:10:58
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
19 02 2023 16:49:14
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
18 02 2023 19:21:27
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
17 02 2023 10:56:30
Современные стандарты образования предполагают обязательной формой обучения проектную деятельность. Результатом представленной проектной работы является интеpaктивная и пешеходная экскурсия по московскому району Сокол, который имеет богатую военную историю....
16 02 2023 3:34:58
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
15 02 2023 7:32:50
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
14 02 2023 12:23:42
Урок с целью укрепления представлений о сущности крестьянской реформы 1861 года. Разбор основных положений реформы, уяснение значения отмены крепостного права....
13 02 2023 2:20:53
В статье представлен урок по теме «Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля». Организуется проектная работа в 3 этапа.
Цель:проследить процесс возрождения казачества в нашей стране и в р.п. Иловля, продолжить формирование умения учащихся работать в группах....
12 02 2023 11:24:26
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
11 02 2023 0:27:18

Презентация подходит для урока-путешествия или экскурсии. Учащие готовят сообщения и презентации о культуре Киевской Руси. Развивается речь ученика....
10 02 2023 18:37:30
Урок-путешествие. Изучение новой темы методом оживления картины "Продажа рабов в Древней Греции". Возможность дидактического театра позволяет "оживить, раскрасить" историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху....
09 02 2023 15:51:13
В статье приводятся примеры из опыта работы по формированию представления у учащихся о социальных нормах, их значения в воспитании гражданской позиции. Учащиеся, опираясь на знания, полученные во время уроков, и свой жизненный опыт самостоятельно формулируют нормы, правила, которыми они готовы руководствоваться в пpaктической жизни. Знакомство с правилами становится основой выработки тех жизненных принципов и смыслов, которыми руководствуются учащиеся в реальной жизни....
08 02 2023 23:59:53

Цели урока: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории; овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации и применение на пpaктике полученные знания....
07 02 2023 14:49:57
Урок изучения нового материала. В основе методики – сочетание рассказа учителя и работы учащихся с документами эпохи с последующим их обсуждением и комментариями. Особое внимание уделено краеведческому аспекту, тем зданиям и сооружениям в Санкт-Петербурге, с которыми связаны события правления Николая I....
06 02 2023 8:48:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::