Урок "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны"
Цели:
- образовательные: показать, что Сталинградская и Курская битвы являются коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны;
- воспитательные: воспитывать качества патриотизма, любви к Родине, толерантность;
- развивающие: формировать информационно-коммуникативную культуру, умения работать с компьютером, учебным текстом, решать проблемный вопрос, выделять главное, делать обобщение и вывод.
Понятия: антигитлеровская коалиция, коренной перелом
Тип урока: проблемный.
Оборудование: фильм “От Кремля до рейхстага”, учебник “Новейшая история 9 класс” Л.Н. Алексашкиной, рабочие листы для групп, иллюстрации.
I. Актуализация знаний.
Здравствуйте!
Сегодня у нас гости – поприветствуйте их.
Продолжаем рассмотрение темы “Вторая мировая война и Великая Отечественная война”.
Сегодня мы рассмотрим вопрос – “Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны”.
Наша работа будет включать следующие вопросы:
- Сталинградская битва.
- Курская дуга.
- Сражения на фронтах Второй мировой войны.
- Тегеранская конференция.
Основные понятия нашего урока:
- коренной перелом;
- антигитлеровская коалиция.
С понятием:
- антигитлеровская коалиция мы знакомы. Назовите.
Военный союз государств и народов, сражавшихся во Второй мировой войне (1939 - 1945) против агрессивного блока гитлеровской Германии, фашистской Италии, милитаристской Японии и их сателлитов (союзников).
- коренной перелом – попытайтесь определить. Перелом в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны, после которого стратегическая инициатива на советско-германском фронте перешла к Советской Армии.
На сегодняшнем уроке мы должны: уяснить значение Сталинградской и Курской битв в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны.
Продолжить формировать умения:
- объяснять смысл изученных понятий и терминов – коренной перелом, антигитлеровская коалиция;
- соотносить события Отечественной и всемирной истории – События Великой Отечественной войны – Сталинградская и Курская битвы, сражения под Эль-Аламейном и Сицилийская операция;
- использовать учебный фильм, текст, статистическую таблицу для решения учебной задачи – проблемного вопроса;
- использовать, знать карту для обозначения происходящих событий: Сталинград, Курская дуга, Эль-Аламейн, Сицилийская операция;
- использовать приобретённые знания для написания творческих работ (исследовательская работа Попова Данила).
Использовать в пpaктической жизни – Историческое значение событий для современности – Вторая мировая война и Великой Отечественной войны, так как есть попытки пересмотреть оценки событий, отдельных лиц, неонацистские притязания на разгром фашизма.
II. Знакомство с новой темой.
Работаем в группах: рабочие листы – задания, карты, таблицы.
- Начинаем нашу работу с выяснения ситуации ноября 1942 г.
1. Основные события 1941 г.
2. Основные события 1942 г.
3. Итог I периода Великой Отечественной войны – срыв “молниеносного плана войны” - блицкрига, начало обороны Сталинграда.
В ходе рассмотрения темы мы должны дать ответ – решение на проблемный вопрос:
Экран Некоторые из западных историков сомневаются в приоритете советско-германского фронта 1942 – 1943 г. Опровергните или докажите это мнение. |
Возвращаемся к плану работы
1вопрос. Сталинградская битва.
Посмотрите задание по группам, старшие в группе – организуйте работу по решению, определите участие каждого в работе и оцените.
После падения Ростова-на-Дону положение на юге России – катастрофическое. Укреплений на этом участке фронта нет, дорога на Кавказ открыта —> это нефть для армии Германии.
17 июня 1942 года начинается Сталинградская битва, которая продолжалась 200 дней.
23 августа немцы вышли к Волге, путь к городу был открыт.
25 августа – город был объявлен на осадном положении, его необходимо было удержать во что бы то ни стало. Город боролся, город восстанавливал военную технику.
В сентябре – немецкие войска начали штурмовать город.
Немецкую группировку под Сталинградом возглавлял генерал Паулюс.
Во главе 62 и 64 советских армий стояли генералы В.И.Чуйков и М.С.Шумилов. Немецкие дивизии штурмом захватили город по частям, бои шли за каждый дом, улицу.
14 октября – наиболее тяжёлый день, когда захватывают тpaкторный завод. К этому времени была разработана операция по разгрому врага.
Задание:
1. Дайте ответ на вопросы рабочего листа.
2. В Сталинградском сражении участвовали с обеих сторон солдаты, которые по-разному воспринимали войну, но которые пришли к единому выводу – о значении Сталинградской битвы.
Об этом в своём исследовании расскажет Попов Данил, члeн НОУ “Эрудит”, награждён Грамотой районного отдела образования за исследовательскую работу.
Вывод: Сталинградская битва - начало коренного перелома в войне, стратегическая инициатива переходит в руки советского комaндования.
2 вопрос.
Ситуация, сложившаяся на юге страны, была не в пользу Советской Армии. В 1943 году началось освобождение Восточного Донбасса и в результате мощного наступления войск Воронежского фронта были разбиты три армии противника и образовался большой выступ – дуга, вклинившаяся в немецкие позиции – Курская дуга.
Именно здесь планировали наступление летом обе стороны – немецкая и советская.
Задания группам.
Вывод: Контрнаступление под Курском создало условия для освобождения значительной территории – Харькова, Донбасса, Таманского полуострова, Брянска, Смоленска.
В середине сентября началась битва за Днепр, где немцы создали мощную систему укреплений “Восточный Вал”. Гитлер уверял всех в неприступности укреплений, но уже 6 ноября был освобождён Киев, при массовом форсировании Днепра погибло много солдат с обеих сторон, но было создано 20 плацдармов для развития наступления. 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза. Одновременно в Крыму была зажата немецкая группировка.
Вывод: Таким образом, коренной перелом в ходе войны завершён.
3 вопрос.
В 1942 – 1943г. происходили события и на фронтах Второй мировой войны.
Выполните задание по 3 вопросу:
1. Прочитать текст стр. 147, 154 – 155.
2. Проанализируйте таблицу.
Вывод: Основные силы и сражения Второй мировой войны проходили на советско-германском фронте.
4 вопрос.
1943 год оказался непростым в отношениях между союзниками. Попытка открыть второй фронт в 1942 году не удалась, союзники её перенесли на 1943 год, но и в 1943 году второй фронт не был открыт.
В октябре 1943 года в Москве состоялась конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, на которой союзники информировали о планах открытия второго фронта в мае – июне 1944 г., но на конференции ощущалась недоговорённость между союзниками, требовалась личная встреча глав правительств для разрешения многих вопросов.
За столом переговоров встретились И.В.Сталин, Ф.Рузвельт, У.Черчилль.
В глазах Запада:
Сталин – олицетворение побед советского народа;
Рузвельт – крупнейший реформатор XX века;
Черчилль – политик, который упopно отодвигал закат Британской империи.
Каждый из них преследовал свои цели, но надо отдать должное Сталину, который уговорил Рузвельта остановиться в советском посольстве, тем более было известно об угрозе со стороны немецкой разведки и спецслужб. Работа перемежевалась с застольем, тем более что один из дней совпал с днём рождения Черчилля. Черчилль настаивал на открытии второго фронта на Балканах, не хотел впустить СССР в Центральную Европу; а Сталин даже пригрозил, что покинет конференцию. Окончательная дата была принята - май 1944 г.
Также были обсуждены вопросы:
- послевоенное устройство Германии;
- вопрос о Польше (“катынское дело”);
- сотрудничество в рамках ООН;
- обязательство СССР - после разгрома Германии вступить в войну с Японией.
Так завершился 1943 г. – конец II этапа Великой Отечественной войны.
Возвращаемся к проблемному вопросу:
Ваше решение?
- Численные данные подтверждают.
- Основные сражения.
- Влияние данных сражений на ход военных действий всей Второй мировой войны.
Генерал Гудериан: “Немецкая армия с этого времени (Курская дуга) постоянно отступала”.
Понятие “коренной перелом” - события, подтверждающие переход стратегической инициативы в руки советского комaндования.
III. Рефлексия.
Наша тема закончена.
Посмотрите на вопросы на обратной стороне рабочего листа.
IV. Домашнее задание.
- История России § 37,
- Новейшая история § 18 – 19.
Приложение

Цель урока: повторение темы «Социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР при Н.С. Хрущеве»; развитие познавательных интересов учащихся, умений решать проблемные задания, работать в группе....
05 12 2023 7:39:24
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
04 12 2023 2:27:19
В ходе урока рассматриваются различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе, раскрываются черты самобытности России и влияние западной цивилизации.
...
03 12 2023 17:30:45
Урок с использованием мультимедиа-технологий позволяет учащимся приобщиться к культурным ценностям страны: не только совершить экскурсию по залам Третьяковской галереи, но и попробовать себя в роли искусствоведов, погрузиться в мир театра XIX века....
02 12 2023 11:48:12
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
01 12 2023 13:19:55
В ходе урока доказывается, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....
30 11 2023 21:32:28
Данный урок направлен на формирование у учащихся представления о республиканской форме правления, о многообразии республик в мире. Вместе с тем, урок позволяет расширить представления учащихся о некоторых странах, о таком международном объединении, как "Большая восьмёрка". Использование презентации позволяет учащимся не только лучше воспринимать новый материал, но и увидеть много нового, например, гербы, флаги стран, их лидеров. Урок тесно связан с курсом истории....
29 11 2023 2:36:39
Повторительно-обобщающий урок может быть проведен в 8-х и 11-х классах. Разноуровневые задания предназначены для повторения темы. Вопросы-тесты можно использовать в различных комбинациях: устроить викторину, разбив класс на 3–5 групп и задавать вопросы каждой группе или ученику. В качестве примера приведено 50 вопросов-тестов простого уровня и 9 вопросов-тестов сложного уровня....
28 11 2023 13:22:25
Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком....
27 11 2023 5:19:26
Урок о семье Степановых создает условие для формирования представления учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны. Семейная история помогает ощутить прошлое предшествующих поколений. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества....
26 11 2023 4:31:24
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
25 11 2023 22:20:10
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
24 11 2023 18:15:54
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
23 11 2023 23:36:43
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
22 11 2023 5:43:37
Урок с использованием презентации PowerPoint и летописных данных. Цель урока: на примере народных восстаний доказать, что XVII век был действительно "бунташным". Опора на знания учащихся, смена видов деятельности и логические вопросы позволят подвести учащихся к пониманию причин и итогов социальной борьбы в XVII веке.
...
21 11 2023 10:22:15
В работе учителя обществознания со старшеклассниками необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты, что позволяет сделать проектная деятельность, в результате которой пpaктически каждый ученик сам приобщается к истории Великой Отечественной войны, повышается познавательная активность учащихся, изменяется эмоциональный настрой. Только путем перехода к личностно-ориентированному эмоциональному подходу можно достичь целей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»....
20 11 2023 8:36:53
Урок разработан в форме игры–путешествия в город Олипм – место проведения древних олимпийских игр. Новизной данного урока является «Портфель знаний», который позволяет учащимся систематизировать, накапливать и проверять свои знания. На уроке прослеживается связь с другими предметами школьной программы.
...
19 11 2023 0:41:30
Урок-презентация. Метод погружения в историческую эпоху. Сочетание индивидуальных и групповых заданий, работа по алгоритму развивает у учащихся навыки самостоятельной мыслительной деятельности....
18 11 2023 5:57:47
Программа по истории составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Изучает курс Всеобщей истории и истории России XIX в. до нач. XX в. На изучение курса истории в 8-м классе отводится 68 часов, т.е. 2 часа....
17 11 2023 2:38:17
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
16 11 2023 4:59:44
Впервые учитель истории и обществознания сталкивается с проблемой развития речи учащихся, когда они из начального звена переходят в среднее. Поэтому на первом этапе необходимо применять те методы работы, к которым ребёнок привык в начальных классах, постепенно усложняя учебную задачу: рассказ по картинке, схемы, опopные конспекты и опopные сигналы, работа с текстом, творческие работы, учебная дискуссия....
15 11 2023 12:12:28
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
14 11 2023 23:48:26
Урок раскрывает основные причины усиления королевской власти в Европе на примере Англии и Франции. Раскрывает основное понятие абсолютизма. Рекомендуемые учащимся проблемные задания на уроке позволяют развивать историческое мышление, повышать мотивацию к предмету.
...
13 11 2023 19:59:13
Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения....
12 11 2023 2:25:12
Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова.
...
11 11 2023 13:30:35
Материалы данного сценария могут быть использованы полностью или частично при подготовке мероприятий гражданско-патриотической направленности....
10 11 2023 22:22:38
Данный повторительно-обобщающий урок проводится в форме игры. Класс делится на комaнды и получает домашнее задание. Конкурсы: указать географические объекты и имя исторического адресата, в конкурсе "Бюро находок" накопилось много разных вещей, и раздать их надо тому, кто знает, к какому государству они принадлежат. Путем арифметический действий сложить историческое слово. Для болельщиков – разукрасить каждую касту в особый цвет. Конкурс капитанов и загадки, а также ребусы....
09 11 2023 16:50:14
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....
08 11 2023 11:26:13
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами....
07 11 2023 8:30:54
В статье представлена разработка конспекта урока для 7-го класса, посвященная рассмотрению специфики Тридцатилетней войны (1618-1648) как первого общеевропейского конфликта, продемонстрировавшего на пpaктике изменение средневековых представлений о военных конфликтах и положившего начало войнам эпохи Нового времени.
...
06 11 2023 2:21:47
Урок предназначен для учащихся 6-го класса с углубленным изучением гуманитарных предметов. Являясь по форме интегрированным, урок позволяет охватить разные аспекты жизни человека Раннего Средневековья в Западной Европе и увидеть истоки формирования сознания средневекового человека и условия возникновения литературы....
05 11 2023 20:18:45
В ходе исследования, выполняемого на основе дополнительных материалов, выясняется сущность и значимость направления «энергии борьбы» публициста, писателя и философа А.И. Герцена. Занятие направлено на формирование критического мышления, совершенствование исследовательских компетентностей в процессе работы с различными информационными источниками....
04 11 2023 2:18:35
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
03 11 2023 8:27:55
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
02 11 2023 6:14:50
Целью урока является формирование знаний об особенностях развития стран в XI–XIV вв. Автор развивает умения сравнивать, выделять главное, работать с историческими источниками, обобщать. Комбинирование продуктивных и репродуктивных методов обучения позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучению. На уроке используется презентация с фрагментом Образовательного комплекс "Российская и всеобщая история" ООО "1С Паблишинг", 2008....
01 11 2023 20:39:52
Повторительно-обобщающий урок затрагивает самые трудные вопросы темы, обобщает знания, выявляет и ликвидирует пробелы, расширяет знания учащихся о историческом периоде и лице, а также развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками. На уроке рассматривается биография Столыпина, основные направления его деятельности. Учащиеся пытаются выявить как положительные, так и отрицательные стороны его реформ....
31 10 2023 18:11:26
Внеклассное мероприятие для старшеклассников способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам и нацелено на принятие учащимися государственной символики как ценности.
...
30 10 2023 14:54:41
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
29 10 2023 1:33:14
Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....
28 10 2023 11:38:27
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
27 10 2023 10:35:52
Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....
26 10 2023 7:10:24
Урок построен на основе ранее изученной темы «Индустриализация СССР», разработан для учащихся с легкой степенью умственной отсталости по программе для 5–9-x классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (2000 г.) и является текущим в разделе «Советская Россия - СССР в 20–30 годы ХХ века» учебника История России для 9-го класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, авторы: Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М....
25 10 2023 0:26:48
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
24 10 2023 6:12:55
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....
23 10 2023 5:50:35
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
22 10 2023 19:52:16
Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами РФ....
21 10 2023 4:14:44
Цель урока: изучить основные события начала Великой Отечественной войны. Задачи: познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны; причинами неудач Красной Армии; содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомaндования от 16 августа 1941 г.; ходом оборонительных сражений под Москвой....
20 10 2023 19:41:50
На уроке используются различные виды работы: игра-викторина «Умники и умницы», работа с перфокартой «Русь в датах»; словарная работа; работа с различными источниками; решение тестов; работа со схемой «Система властвования Золотой орды над русскими землями»; дискуссия по историографии о последствиях ига для истории Руси.
...
19 10 2023 23:57:23
Целями урока являются рассмотрение социально-экономического и политического развития Великобритании во второй половине XIX - начале ХХ веков; дальнейшее развитие умения переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания, аргументировать свою точку зрения, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные умения в выступлениях.
...
18 10 2023 11:22:27
Урок-путешествие по истории для 8-го класса. В ходе урока учащиеся узнают об особенностях индустриального общества, его проблемах и ценностях; учатся объяснять причины роста городов, массовых миграций; также развивается логическое мышление....
17 10 2023 9:56:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::