Творческий зачет на тему: "Прекрасны Средние века". 6-й класс
Цель занятия:
- активизировать интерес детей к средневековой эпохе,
- учить детей работе с дополнительной литературой,
- учиться срисовывать карты на большой ватман, делать костюмы своими руками, делать рисунки по теме.
Такая работа сплачивает детей всего класса.
Подготовительная работа: примерно за месяц в 6-м классе объявляется, что будет творческий зачёт по истории средних веков. Ребята должны разбиться на группы и выбрать, кого из героев средних веков они хотят представлять. Для этого шьются костюмы той эпохи, срисовываются карты нужного периода, делаются рисунки, учатся стихи к данной теме, пишутся сценки, разучиваются танцы, конечно, во всей этой работе помогают родители, на зачёте присутствуют гости, праздник помогают вести ведущие (ученики 7-го класса).
Сценарий творческого зачёта.
Под музыку А. Вивальди “Времена года” выходят 4 группы ребят, каждая со своей табличкой: царственные ромеи, аpaбы, рыцари, прекрасные дамы, выстраиваются полукругом к зрителям- гостям.
Ведущие: сегодня наш праздник посвящён людям, жившим в средние века. Мы окунёмся в мир царственных ромеев, арабов, рыцарей и прекрасных дам. Это далеко не все народы и слои общества, проживавшие в то далёкое время. Мы лишь чуть-чуть познакомим вас с миром средневековья. Надеемся, что вам сегодня будет интересно. (Все, кроме царственных ромеев уходят, рассаживаются на стулья).
Царственные ромеи.
1-й. Историки назвали нас византийцами.
2-й. На самом же деле мы законные наследники древнего Рима и древней Греции.
3-й. Когда в Европе поголовно царило варварство, у нас в Византии была прекрасная культура и почти каждый был грамотным.
1-й. Кроме того ромеи ценили роскошь и вкус. (Отходит в сторону, сценка)
2-й. Как убого смотрится на ней этот наряд!
3-й. То ли дело наши платья, сразу виден вкус.(2-й отходит, 1-й подходит)
3-й. О! Как великолепно сидит на вас этот наряд!
1-й. А вы просто само совершенство, вам так к лицу драгоценности! (3-й отходит,2-й подходит)
1-й. Совершенная безвкусица!
2-й. Надо же, ничего ей не идёт!
Ведущие. Вы, наверное, успели заметить, что ромеи любили посплетничать друг о друге. Когда надо, держали язык за зубами, умели льстить, были хорошими дипломатами, любили всё красивое и вкусное.
1-й .Наша еда была немного сладковатая, но очень вкусная.
2-й. Богатые люди могли целый день провести на пиру за столом.
3-й. Кухня ромеев отличалась изысканностью и разнообразием.
1-й. Но не только этим знамениты ромеи – византийцы. Нам был известен греческий огонь, секрет изготовления которого не разгадан до сих пор. Часто он применялся в морских сражениях. (рисунок)
2-й. Наши войска выдували его из маленьких трубочек в сторону противника.
3-й.Погасить его было пpaктически невозможно. И корабль и люди часто сгорали.
1-й. А как красива наша столица Константинопль (план города).
2-й. В центре был знаменитый императорский дворец. Рядом располагались площадь и форум.
3-й. Чуть поодаль стоит знаменитый храм Святой Софии, сохранившийся и по сей день.
1-й. Когда турки захватят нашу столицу, они разрушат город, но такую красоту не тронули и превратили храм в мечеть, предварительно вымыв её дорогим маслом из роз.
(читается стихотворение О. Maндельштама “Айя-София”. В это же время демонстрируется видеозапись фильма “Великие творения человека. Храм Святой Софии”
2-й. Самое любимое место отдыха горожан – это ипподром, где проходили гонки на колесницах.
3-й. Никто не мог усидеть дома, когда шло это захватывающее зрелище. (Демонстрируется фрагмент фильма “Бен Гур”, сцена с гонками на колесницах).
1-й. Константинопль был назван царицей городов. От Мраморного моря к заливу Золотой Рог тянулся выложенный камнем ров шириной 20 метров. За ним поднималась зубчатая стена, а дальше шёл второй ряд стен и башен высотой с 5-этажный дом. (Рисунок).
2-й. Башни третьей стены достигали в высоту 40 метров. В IV веке в Константинополе было 87 тысяч жителей, V веке 188 тысяч, вVI веке 375 тысяч. Наш город несравненной красоты.
3-й. У нас были учебные заведения- центры просвещения всей Европы и Азии. Сюда прибывают грамматики, риторики, философы. Был основан университет, проведён водопровод.
1-й. Империя достигла своего могущества при императоре Юстиниане. К сожалению потом потеряла все свои завоевания.(план завоеваний при Юстиниане).
2-й. Постепенно турки стали теснить Византию, в 1453 году вся империя и великий Константинополь пали, оставив миру прекрасную философию, научные достижения и много неразгаданных секретов.
3-й. Попробуйте отгадать византийскую задачу (для зрителей). Аспр- мелкая монета.
“Курица, стоившая 40 аспров, кладёт каждый день по яйцу. Яйца идут на базаре по 40 штук за аспр. Спрашивается, за какое время курица оправдает свою цену?”
(Византийцы садятся). Звучит арабская музыка, выходят ребята в костюмах арабов.
Аpaбы. (Читают стихотворение)
- Мы мстим за убийство своих
соплеменников, и наше возмездие неотвратимо.
Того, кто дерзает от рода отречься открыто,
терзают клинки и тяжёлые топчут копыта.
В добычу берём только самое ценное, ничтожная нам
не по вкусу нажива.
А я ведь друзей нахожу и в убогих шатрах, и там,
где в богатстве живёт не одно поколенье.
Никто не посмеет мне дать подаянье в пути,
глодать буду камни и в землю вгрызаться зубами.
В опасности племя моё - я готов умереть, враги
угрожают- иду без боязни в сраженье. Г. Вейс.
1-й. Как известно, аpaбы издревле жили на обширном Аравийском полуострове. (карта)
2-й. Скотоводство, торговля, грабежи купцов - вот наши занятия.
3-й. Много страданий и горя могла нам принести родовая вражда. Так могло продолжаться долго.
1-й Пока в 630 году нас не объединил Мухаммед или Магомет.
2-й. Он называл себя посланником Бога, Его пророком.
3-й. Многие поверили ему и признали ислам как религию.
1-й. Города Мекка и Медина превратились в священные города всех мусульман, а Кааба главное их святилище. (Рисунок)
2-й. Считается, что этот чёрный камень вначале был белым, но затем почернел, от прикосновения к нему многих рук грешников.
3-й. Почти сразу же, как у нас образовалось государство, мы начали свои завоевания.(карта)
1-й. Наша конница очень быстро завоевала весь Аравийский полуостров, часть Африки, Восточное Средиземноморье.
2-й. Мы завоевали Испанию, и были остановлены Карлом Великим в битве у Пуатье, что спасло Европу.
3-й. Направляя воинов в путь полководец Зейд получил от Мухаммеда следующее наставление (сценка):
- Требуй от врагов, чтобы они приняли ислам или переселились в Медину. Если не согласятся, то вступай в бой!
- Хорошо, мой повелитель! А что делать с женщинами и детьми?
- Во имя Аллаха милостивого и милосердного, оставь в покое женщин и детей, не убивай и стариков. Не срубай деревьев и не разрушай домов!
1-й. Вначале аpaбы так и поступали. Но затем этот запрет много раз нарушался.
2-й. И всё же аpaбы дали миру очень многое.
3-й. Арабская литература и поэзия известны всему миру.
1-й. Часто поэты устраивали поэтические состязания. (Читают стихи Омара Хайяма, Саади, Хафиза. Показывают их портреты).
2-й. Великолепна архитектура арабов. Главное место в ней занимают мечети- здания для молитв. Особую выразительность интерьерам колонных мечетей придавали ряды арок на которые опиралась крыша.(рисунок)
3-й. Важнейшим признаком мечети стал минарет- высокая башня, с которой призывали к молитвам. Предполагают, что идею минарета дала христианская колокольня.
1-й. Кроме того, аpaбами были изобретены арабески- ряд орнамента из прямых и ломаных линий, составляющих геометрические узоры, изображающих листву, ветви, так как живые существа изображать по Корану запрещено.(рисунок)
2-й. Так же аpaбы вывели замечательную породу лошадей, которая так и называется - арабский скакун (рисунок).
3-й. Великолепно арабское оружие и доспехи.(рисунок)
1-й. Своё оружие они отделывали с особой тщательностью, вскоре оно приобрело огромную известность и популярность. Особенно стали известны арабские сабли, ножи, дженби, ятаганы.
2-й. (игра со зрителями). Попытайтесь отгадать, что ещё было выдумано и усовершенствовано аpaбами. Аpaбы переняли у индийцев то, что мы постоянно применяем на уроках математики и просто в жизни. Это…? (цифры)
3-й. Учёный Аль-Хаваризми написал книгу “Аль-Джебр”. Догадайтесь, какой науке она дала название? (алгебре).
1-й Слова “алкоголь, сода, нашатырь”- арабские, что свидетельствует о развитии науки? (химии)
2-й. Аль-Хазеном написал книгу “Сокровище оптики” и разработал принцип увеличения стёкол. Что из этого получилось? (очки).
3-й. Коран побуждал людей мыться 5 раз в день перед молитвой. Аpaбы изучали чуму, именно
Они впервые применили анестезию . Всё это привело к развитию науки? (медицины).
1-й. Слова “адмирал, капитан, баржа- арабского происхождения. Аpaбы были хорошими море-
Ходами и стали первыми использовать в судовождении один прибор, созданный не ими. Что это? (Компас).
Ведущие: Араб составляет единое целое с окружающей его природой, и лишь тогда, когда мы его берём вместе с его небом, его звёздами, его знойной пустыней, его шатрами и лошадьми, мы получаем возможность понять его.
Ведущие: Эпоха средневековья не представляется без рыцарей и прекрасных дам. Это была верхушка средневекового общества.
Рыцари и прекрасные дамы.
(Звучит средневековая музыка. Танец. Ученики одеты в костюмы средневековой знати.)
После танца дамы садятся, каждый рыцарь говорит девиз своей семьи.
1-й. У каждого, даже самого бедного рыцаря был свой герб, девиз, боевое снаряжение.
2-й. С самого детства мальчиков в семье феодала готовили стать рыцарем.
3-й. До 7 лет мальчики были на попечении матери, сестёр, нянек. Они бегали по замку, играли в шахматы, дрались с мальчишками. С 7 лет мальчиков сажают на лошадь. (сценка).
Отец-граф: “Завтра, сын мой, тебя начнут учить взрослые мужчины всему, что умеют сами. Попробуй проехать круг на этой лошади”.
Сын: “Хорошо, отец” (проезжает круг на деревянной лошади).
Отец: “Теперь ты будешь каждый день учиться биться мечом, владеть копьём и оружием.
Сын: “Я буду очень стараться стать хорошим рыцарем”.
Автор: “Прошло 12 лет. За это время сын научился многому. Он первый раз был взят взрослыми на турнир, вначале, как оруженосец. Чистил оружие, помогал одеваться рыцарю. Он всё лучше и лучше владел оружием. Мышцы его становились всё крепче. Настал день, когда юношу должны были посвятить в рыцари. Первым его благословил священник. Затем отец легонько шлёпнул сына по затылку.
Отец: “Это единственный удар, который ты можешь снести не ответив. Вот тебе меч на пояс и золотые шпоры”.
Сын: “Я счастлив сражаться за веру, за семью и за свою страну!” (Читают стихотворение)
- Мой перечень пусть Рыцарь открывает.
Тот рыцарь был достойный человек.
С тех пор, как в первый он ушёл набег, не посрамил
он рыцарского рода;
Любил он честь, учтивость и свободу; усердный был
и ревностный вассал.
И редко кто в стольких краях бывал. Крещённые и
даже бусурмане
Признали доблести его во брани… Не раз терпел
невзгоды он и горе
При трудных высадках в Великом море, он был в 15-ти
больших боях…
Хотя и знатен был, всё ж был умён, а в обхожденье
мягок, как дeвица;
И во всю жизнь (тут есть чему дивиться) он бранью
уст своих не осквернял. (Джеффри Чосер)
1-й. Вот как жили рыцари.(Рисунок). Вначале замки были деревянные, затем каменные. Как
Правило их ставили на холмах или насыпали искусственный холм.
2-й. В центре была большая башня-донжон. В ней были большие запасы воды и пищи на случай осады. Из донжона вёл подземный ход, который выходил где-нибудь далеко в лесу.
3-й. Нижний двор с конюшнями, амбарами, сараями, мастерскими расположен за первым кольцом стен. Верхний двор окружён новыми каменными укреплениями. Только пройдя через них попасть к дому владельца замка. Здесь живёт он в мирное время со своей семьёй.
(Рыцари садятся, продолжают прекрасные дамы).
1-я. Если рыцари почти всё время проводили в походах, на охоте, на пирах, то прекрасные дамы часто сидели в мрачных замках и скучали.
2-я. В огромном замке промозгло и сыро. Камины не могут согреть больших залов. Зимой так. Холодно, что ложиться спать приходится в одежде.
3-я. Везде горят факелы и свечи, на стенах копоть. Полы устланы камышом и травами, но воздух всё равно тяжёлый и спёртый. Но всё-таки и у нас были свои развлечения.
1-я. Прежде всего- это наряды, которые подбирались с особой тщательностью. О них мы можем рассказать многое.
2-я. Вначале - обувь. (Рисунок). Самой распространённой была подвязанная кожаная обувь, состоящая из кусков кожи с ремнями. В средние века так же шили сапоги и полусапожки из войлока и кожи. Летом носили сандалии.
3-я. Из цветов в одежде предпочитали самые яркие: белый, гoлyбой, ярко-жёлтый, пурпурный. Ткань научились красиво вышивать. Вышивкой как раз занимались мы, прекрасные дамы, так же и монахини.(Рисунок)
1-я. Нижняя одежда была до пят и шилась из шёлковой или льняной ткани, обшитой золотой нитью или жемчугом. Верхняя одежда была из тяжёлой шерстяной ткани, вся расшитая. Рукава были длинными. Поясом служила золотая тесьма. Юбка должна была волочится по полу. (Рисунок).
2-я. Шляпы иногда обтягивались сетками. Отделка женских шляп менялась очень часто. Дeвyшки могли распускать волосы. Замужние женщины накидывали на голову покрывало - гебенде. Шляпы со временем становились всё замысловатее, покрой их был весьма сложным. (Рисунок)
3-я. Мужчины кроме боевых доспехов могли носить весьма узкое, сверху была туника перехваченная поясом. На голову одевали объёмные береты, украшенные перьями. (Рисунок).
1-я. Утварь вначале была самая простая: лавки, столы. Позже появились широкие кровати с балдахином. (Рисунок).
2-я. Мы любим всё изящное и красивое, как и мы сами- прекрасные дамы. Часто рыцари посвящали нам свои стихи.
(Рыцари читают стихи прекрасным дамам).
Ведущие: Ещё одной яркой страницей средневековья были рыцарские турниры. На них обязательно присутствовал король, придворные, прекрасные дамы, простой народ. Рыцарь мог выбрать себе прекрасную даму и посвящал ей свою победу. Дамы в знак расположения могли повязать рыцарю на руку ленту в цвет своего платья.
1-я. Желаю победы прекрасному рыцарю!
2-я. Яркой победы в честном поединке!
3-я. Удача и сила да сопутствуют славному рыцарю! (Все трое повязывают рыцарям ленты).
Ведущие: Сейчас мы посмотрим, как проходил турнир. (Демонстрируется отрывок из фильма “Айвенго”, сцена рыцарского турнира).
Рыцари.
1-й. И ещё об одном событии стоит рассказать.
2-й. О крестовых походах на Восток.
3-й. Призвал к этому римский папа Урбан II. Идти в Иерусалим на Святую землю и отвоевать гроб Господень. (Карта крестовых походов).
1-й. Первый поход был в 1096-1099 годах. Люди нашивали кресты на одежду и их стали называть крестоносцами. Рыцари, а именно они составляли ударную силу войска, отвоевали у арабов Антиохию, Эдессу, Иерусалим и создали там свои коолевства.
2-й. Всего было 8 крестовых походов. Был даже детский крестовый поход.
3-й. За все отвоёванные земли пролилось много крови.
(Встают аpaбы и становятся напротив рыцарей).
1-й рыцарь. За святую христианскую землю!
2-й рыцарь. Вперёд крестоносцы!
3-й рыцарь. Бей арабов!
1-й араб. Не отдадим своей земли!
2-й араб. Сразимся наcмepть с неверными!
3-й араб. Не дадим разграбить наши дома!
(Идёт короткое отрепетированное сражение, в заключение все падают “замертво”)
Ведущие: Пролились реки крови как со стороны христиан, так и со стороны мусульман. Но все эти земли были со временем вновь отвоёваны аpaбами. Уцелевшие крестоносцы вернулись в свои страны.
1-й рыцарь. Зато из крестовых походов мы привезли лимоны, арбузы, узнали ветряные мельницы.
2-й рыцарь. Рыцари стали растить бороды.
3-й рыцарь. Научились мыться в банях.
Ведущие: Многое можно ещё рассказать о средних веках, многое в нашем рассказе мы опустили. Не рассказали о купцах, крестьянах, о духовенстве, ремесленниках. Давайте ещё раз посмотрим на наших героев, которые так ярко и увлекательно поведали зрителям о некоторых страницах средневековья. Полюбуемся их костюмами и поаплодируем им.
Приложение
Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....
07 12 2023 8:51:51
Урок направлен на то, чтобы углубить и расширить знания учащихся об участниках войны, об их бесcмepтном подвиге. В качестве опережающего задания к уроку учащиеся должны изучить соответствующие источники, литературу, в том числе, поэзию. Проведение урока в игровой форме позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся к истории Великой Победы....
06 12 2023 14:51:14
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся 6-го класса с целью формирования целостного представления об истории и языке римской и средневековой Англии. Урок составлен в игровой форме, что повышает мотивацию учащихся к изучению обоих предметов. Некоторые задания имеют дифференцированный уровень сложности....
05 12 2023 0:52:12
Итоговый урок по теме "Русь изначальная" позволяет обобщить и систематизировать
знания учащихся о происхождении, расселении восточных славян, их занятиях,
верованиях, образе жизни. Для осознания усвоенного материала используется
компьютер....
04 12 2023 4:39:59
На уроке ставится вопрос о роли нравственности в бpaке. Учащихся знакомятся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотрены некоторые проблемы, возникающие на ранних этапах существования семьи, дано общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей....
03 12 2023 16:13:54
На уроке ведется работа над умением анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать исторические факты, выделять главное, работать с исторической картой, составлять схемы, извлекать и сопоставлять информацию из разных источников, в том числе электронных. Важна и воспитательная цель урока – показать преимущества эволюционного пути развития общества, содействовать воспитанию уважения к традиции....
02 12 2023 22:56:43
Урок дает знания об основных положениях Конституции Российской Федерации о праве гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Иметь представления об основных принципах участия граждан в выборах. Понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства....
01 12 2023 9:54:12
Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации....
30 11 2023 23:11:40
Целю данного интегрированного урока является повторение изученного материала по истории, географии с использованием литературных произведений и воспитание патриотизма и гордости за свое Отечество. Предложенная игровая форма способствует увлекательной и непринужденной обстановке на уроке. Задания разработаны в виде загадок и шарад (на знание географии), викторин (по истории), также интересны лингвистические задания....
29 11 2023 11:29:16
Разные формы и виды работы на уроке позволяют познакомиться с историей образования и гибели государства Ассирия. По ходу объяснения нового материала учитель и учащиеся составляют, объясняют схемы в опopном конспекте.
...
27 11 2023 22:43:21
Методика использования урока в образовательном процессе: предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Урок строится на основе электронного учебника "История XX века". М.: Клио Софт. 2001....
26 11 2023 16:58:41
Бинарный урок выдвигает версию притчи Феликса Кривина "Два камня". Цель: научить фиксировать смысловые версии каждого ребенка, обогащать их за счет ответов других детей, научить детей схематизации и коллективной коммуникации....
25 11 2023 12:12:54
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
24 11 2023 18:21:39
Основная цель данных методических указаний – помочь учащимся и студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса истории России. Настоящие методические указания являются руководством для самостоятельной работы с программой курса, учебными пособиями, источниками по истории России. Они не заменяют учебников и учебных пособий....
23 11 2023 4:15:50
Предлагаемое занятие является интегрированным уроком (экономика + право (политическая сфера). Имеет место работа с документами, анализ задач, а также проблем, возникающих в обществе в рамках этих двух сфер деятельности. Учащиеся делятся на 4 группы, работа проводится в форме дискуссии. Разные взгляды могут быть у ребят по поводу решения задач. Перед организацией дискуссии учащиеся повторяют свой фактор производства, доказывают, чем привлекательнее данный ресурс....
22 11 2023 1:29:25
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
21 11 2023 12:12:59
Урок закрепления с целью проверить уровень знания учащихся, выяснить насколько хорошо усвоена тема, формировать у учащихся умения работать с картой, схемой, документами; воспитывать добросовестность и чувство коллективизма....
20 11 2023 5:15:25
Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....
19 11 2023 23:10:35
На уроке данная тема рассматривается с использованием таких педагогических технологий, как кластер, RAFT-технология, эвристическая беседа, «мозговой штурм». В увлекательной форме происходит изучение нового материала: представляя себя журналистами, ребята дают хаpaктеристику новым явлениям в экономике России и сами делают выводы о начале развития капитализма в России XVII в....
18 11 2023 9:15:26
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в наше время – время возрождения России. Цель факультативного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории России, в частности роли реформаторов. Программа предназначена для учащихся старших классов. Курс рассчитан на 34 часа и предполагает как лекционные, так и пpaктические занятия....
17 11 2023 15:28:46

Урок-путешествие дает термины и понятия, анализ карт и параграфа учебника, создает у учеников общее представление о культуре древних Афин, их роли в мировой истории....
16 11 2023 17:47:55
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
15 11 2023 10:49:42
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе.
...
14 11 2023 11:29:56
В предлагаемом материале рассматривается проблема русского бунта в ходе анализа трагедии С.А. Есенина «Пугачёв». Произведение изучается в контексте отечественной истории и литературы, проводятся параллели с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, историческими и культурными событиями XX века....
13 11 2023 0:44:49
Урок обобщения знаний по теме "Рыцарь тоже человек, он без стpaxa и упрека..." предполагает обобщение знаний по теме "Рыцари Средневековья" с привлечением исторического романа В.Скотта "Айвенго". Данный материал позволяет расширить познавательное прострaнcтво учащихся, развивать эмоциональный опыт учащихся, их творческие способности, умение на пpaктике использовать полученные знания; совершенствовать речевую и коммуникативную компетентности....
12 11 2023 8:43:39
Внеклассное мероприятие по обществознанию в 11-м классе проводится с целью воспитания правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека, научить пользоваться юридической терминологией; воспитывать нормы правовой культуры; развивать познавательные способности детей, их кругозор....
11 11 2023 16:40:41
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
10 11 2023 21:13:54
Задача учителя состоит в том, чтобы новое поколение знало и помнило все события прошлого, гордилось своими предками, Героями Великой Отечественной войны. Урок памяти, посвящённый Сталинградской битве, это часть задуманного проекта о городах-героях. Каждый из них – это путь к Великой Победе.
...
09 11 2023 23:53:35
Сценарий урока по обществознанию в 9-м классе, цели которого — дать учащимся представление о трудовых правах несовершеннолетнего....
08 11 2023 20:21:44
Программы элективных курсов «Донское казачество в XVI–XIX веках» и «Амурское казачество в XIX–XX веках» построены на содержательном материале отечественной истории. Изучение данных курсов позволит учащимся лучше усвоить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании базового курса, на конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России....
07 11 2023 20:48:43
Уроки "Источники права" (2 ч.) построены на основе методики деятельностного подхода в изучении обществознания. Главное место на уроках отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сочетая объяснение нового материала с самостоятельной работой учащихся, учитель добивается развития разнообразных компетенций учеников.
...
06 11 2023 23:38:51
Результаты поисковой работы краеведческого кружка ДДЮТ г. Всеволожска....
05 11 2023 22:54:52
Данная разработка урока представляет интерес для учителей начальных классов, работающих по учебникам: Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студеникин. "Рассказы по родной истории"; Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова. "Наша Родина в прошлом". Беседы по истории России для 3-го класса.
...
04 11 2023 19:58:25
Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием ИКТ, а также технологий интеpaктивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению.
...
03 11 2023 15:57:48
Данный урок направлен на формирование у учащихся представления о республиканской форме правления, о многообразии республик в мире. Вместе с тем, урок позволяет расширить представления учащихся о некоторых странах, о таком международном объединении, как "Большая восьмёрка". Использование презентации позволяет учащимся не только лучше воспринимать новый материал, но и увидеть много нового, например, гербы, флаги стран, их лидеров. Урок тесно связан с курсом истории....
02 11 2023 21:36:36

Задачи урока: охаpaктеризовать социальную и экономическую жизнь Челябинска на рубеже ХIХ–ХХ веков; соотносить изменения в жизни города с основными направлениями реформ С.Ю.Витте....
01 11 2023 15:45:26
Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....
31 10 2023 15:34:47
Конференция проводится с целью раскрыть значение Висло-Одерской стратегической наступательной операции, показать роль освободительной миссии Красной Армии в Европе, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за героизм и мужество советских солдат....
30 10 2023 0:22:39
В материале представлен урок истории (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков.
...
29 10 2023 1:57:59
Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, а значит разочароваться в ней. Но одинокими могут быть и подростки. Проблемный урок проведен в форме эвристической беседы, основной смысл которой заключается в том, как научиться жить, чтобы не быть одиноким, не потерять себя....
28 10 2023 9:28:55
В статье представлена разработка конспекта урока для 7-го класса, посвященная рассмотрению специфики Тридцатилетней войны (1618-1648) как первого общеевропейского конфликта, продемонстрировавшего на пpaктике изменение средневековых представлений о военных конфликтах и положившего начало войнам эпохи Нового времени.
...
27 10 2023 1:17:28
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
26 10 2023 22:41:55
На занятии использованы следующие методы: мозговой штурм, ролевая игра, работа в малых группах, один из механизмов решения проблемных вопросов: "шкала мнений", работа в малых группах, работа с документами. Участники занятия обсудят противоречия общественного прогресса, предложат на основе документов критерии прогресса. Данное занятие может быть использовано в курсе обществознания в разделе: "Общество" в 10-м классе....
25 10 2023 22:10:26
В рамках урока учащиеся совершенствуют свои навыки работы с историческим источником, работы с текстовой информацией и преобразованием ее в табличную. Урок построен на использовании отдельных приемов технологии развития критического мышления («инсерт», «синквейн»). Урок нацелен на знакомство учащихся с хаpaктером экономической политики в первой четверти XVIII века, выделение главной черты ее – политики протекционизма....
24 10 2023 17:27:36
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории позволяет не только поставить вопросы и обозначить проблемы, но и подкрепить свой индивидуальный подход к их решению убедительной аргументацией, реализовать свои творческие замыслы через синквейны и даже рисунки, которые не имеют ничего общего с данной технологией....
23 10 2023 3:35:47
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
22 10 2023 17:10:34
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
21 10 2023 7:10:28

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
20 10 2023 22:18:31
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях....
19 10 2023 17:46:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::