"Был ли царь Алексей Михайлович "Тишайшим"?". Урок истории в 10-м классе социально-гуманитарного профиля
Актуальность темы. Проблемные уроки предназначены для активизации учебной деятельности учащихся. На это же направлено решение учебных задач в группе при анализе источников. Вопросы, связанные с анализом документов, включены в экзаменационные материалы, поэтому данный урок предназначен для учащихся старших классов, готовящихся к сдаче ЕГЭ. Своеобразие работы с историческими источниками в том, что учащиеся, знакомясь с документами, проникаются духом и языком эпохи.
Тип урока: урок формирования знаний.
Форма урока: проблемный урок-поиск, включающий работу с историческими источниками в группах.
Время урока: два учебных часа.
Методы: слово учителя, групповая работа, выступления учащихся, обобщение и анализ исторических источников, работа с картой, заполнение опopной схемы, подготовка к составлению хаpaктеристики исторического деятеля.
Оборудование: для технического и методического обеспечения урока используются мультимедиа-проектор, CD диск “Энциклопедия истории России”, карта “Россия в XVII в.”, дидактические материалы для каждой группы учащихся, учебные пособия по истории России, 10 класс.
Оформление класса и классной доски: в классе оформлен стенд с иллюстрациями – картинами художников по данному периоду (В.И. Суриков “Боярыня Морозова”, “Покорение Сибири Ермаком”, С.В. Иванов “Во времена раскола”, Э.Лисснер “Соляной бунт” и др.)
Учебные цели и задачи: представить через работу с историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича; ответить на проблемный вопрос: Был ли царь Алексей Михайлович “Тишайшим”?
ХОД УРОКА
Учитель: Заняв в 1613 году трон, Романовы
вместе с ним получили в наследство от своих
предшественников полностью разоренную страну,
несуществующую государственность и народ,
вкусивший в начале века не только тяжесть
произвола сильных людей, но и дурманящую
сладость воли в условиях безвластия. Досталась
Романовым и уже перераставшая в привычку у
разных слоев феодалов уверенность в их праве
решать судьбу престола и династии. Все это
усугублялось оккупацией западных и
северо-западных земель Московского царства
иностранными войсками, участившимися набегами
крымских татар и т.д. и т.п.
В такой ситуации центральная исполнительная
власть просто нуждалась во власти
представительной, она не могла обойтись без
всенародного понимания и поддержки населением.
Поэтому весь период царствования Михаила
Федоровича Романова Земские соборы заседали
непрерывно. А Боярская дума не только не одобряла
решения царя (вернее, его отца), но и сама являлась
источником формирования и реализации
правительственной политики. В результате были
осуществлены многие важные мероприятия.
1. Для повышения эффективности реализации принятых решений значительно расширялась сеть приказов.
2. Для повышения обороноспособности и урегулирования финансовых проблем были приняты меры по укреплению поместной системы и усилению закрепощения крестьян.
3. Реорганизация в армии.
Уже к 1630 году дворянское ополчение и
полурегулярные стрелецкие полки стали
дополняться полками иноземного строя.
Правда, во внешней политике особых успехов
достигнуто не было. Сохранялись территориальные
проблемы со Швецией и Польшей. Их предстояло
решать уже следующему правителю– царю Алексею
Михайловичу.
Известно, что многие правители России получали
при жизни прозвища за свой нрав, подвиги, реформы.
Давайте приведем примеры. Князь Владимир Святой
– “Красное солнышко”, князь Дмитрий Иванович –
“Донской”, князь Александр Ярославич –
“Невский”, князь Иван I – “Калита”, царь Иван IV
– “Грозный”, царь Александр I – “Победитель”,
царь Александр II – “Освободитель”.
Всегда ли были верны эти народные прозвища?
Сегодня вам предстоит определить свое отношение
к присвоенному царю Алексею Михайловичу
прозвищу “Тишайший”. Мы ознакомимся с
хаpaктеристиками царя, документами той эпохи,
основными его деяниями, чтобы согласиться или
усомниться с данным царю Алексею прозвищем
“Тишайший”. В течение урока мы будет составлять
опopную схему и заполнять пункты хаpaктеристики.
(Приложение № 1)
Первая группа
Царь Алексей всегда был одним из самых любимых персонажей российских историков, которые опирались в своей симпатии к нему на мнения современников. Поработав с материалами, представьте хаpaктеристику царя Алексея. (Приложение № 2)
Учитель: Соборное Уложение –
универсальный кодекс феодального права, не
имевший аналогов в предшествующем русском
законодательстве, он установил нормы во всех
сферах жизни общества: социальной,
экономической, административной, семейной,
духовной, военной и т. д. (см. Павленко Н.И., Андреев
И.Л. История России с древнейших времен до конца
XVII века: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений.
М.: Дрофа, 2001, с.251.)
Возникновение Уложения связано было с
необходимостью в создании более совершенных
норм жизни общества.
За столетие, отделявшее Судебник 1550 года от
Уложения 1649 г., в стране появилось 445 новых указов,
следовательно появилась необходимость в
упорядочении законодательства. Судебник 1550 года
охватывал нормы гражданского и уголовного права,
а другие стороны жизни игнорировал. Причиной
появления Уложения можно назвать и волну
городских восстаний 1648–1650 гг.
Этот крупнейший законодательный документ своего
времени действовал вплоть до 30-х годов XIX века,
пока его не сменил Свод законов Российской
империи.
Уложение Алексея Михайловича было принято 29
января 1649 года.
Его подписали патриарх, другие представители
высшего духовенства, бояре и 277 выборных земских
людей. Весной того же года текст Соборного
уложения издали отдельной книгой и разослали во
все московские приказы. Уложение состояло из 25
глав и 967 статей. Современное делопроизводство,
когда дело формируется из листов,
последовательно накладываемых в
хронологическом порядке, сложилось при Петре I.
До него листы склеивались между собой, образуя
свиток. Длина свитка с Уложением 1649 г., и поныне
хранящегося в особом ларце в архиве, составляет
309 м.
Вторая группа
Ознакомьтесь с отрывками из глав Соборного Уложения и дайте им анализ. Глава II “О Государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать”, Глава XI “Суд о крестьянех”. (Приложение №3)
1. Назовите причины, вызвавшие появление
вышеприведенных статей.
2.Что изменилось в положении крестьян в середине
XVII века?
3. К каким последствиям это могло привести?
4. Как статьи судебника решают вопрос о
государственной измене? Что считалось
“государственной изменой”?
Дополнения учителя. Стремясь упорядочить систему Приказов и ограничить влияние боярской аристократии на государственные дела, царь создал специальный Приказ "Великого государя тайных дел". По словам современника, "устроен тот приказ при нынешнем царе для того, чтобы его царская мысль и дела исполнялись по его хотению, а бояре и думные люди ни о чем не ведали". Соборное уложение завершило формирование системы крепостного права, отменив Юрьев день и окончательно прикрепив крестьян к земле и к помещикам.
Третья группа. “О церковном расколе” (Приложение № 4)
- Как понимает Аввакум содержание и смысл реформы?
- Каково его отношение к Никону?
- К чему призывает Аввакум верующих?
- Каково ваше отношение к этому?
- Что привело в лагерь сторонников Аввакума представителей боярства, о чем это свидетельствует?
- Как хаpaктеризуют состояние русского общества факты самосожжения?
- Сделайте вывод о состоянии русской православной церкви в середине XVII века.
Как вы оцениваете точку зрения на раскол историка В.Я. Хуторского?
Дополнения учителя. Нуждаясь в
надежном советнике, царь приблизил к себе
патриарха Никона. Он оказывал Никону доверие и
поручал управление государством на время своего
отсутствия в столице.
Церковные реформы, проведенные Никоном, явились
причиной возникновения в стране религиозного
течения, последователи которого не признавали
официальную церковь. Впоследствии их стали
называть раскольниками. Растущее вмешательство
Никона во внутреннюю и внешнюю политику
государства под тезисом "священство выше
царства" привело к разрыву царя с патриархом.
Четвертая группа. “О промышленности”
Вашему вниманию предлагается отрывок из “Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме III о Московии”, выдержки из “Новоторгового устава” 1667 г.
- Выберите в тексте факты, хаpaктеризующие развитие ремесла в России.
- Почему приглашались иностранцы?
- Вело ли правительство протекционистскую политику? (Приложение № 5)
Дополнения учителя. Алексей Михайлович поощрял развитие промышленности, поддерживал отечественное купечество, защищал его от конкуренции иностранных торговцев. С этой целью были приняты Таможенный и Новоторговый уставы, способствовавшие развитию внутренней и внешней торговли. Складывается общероссийский рынок.
Пятая группа. “Бунташный век”
В первые годы царствования Алексей Михайлович
принимал мало участия в государственных делах.
Государством управляли воспитатель царя боярин
Б.И. Морозов и тесть царя И.Д. Милославский.
Политика Морозова, направленная на усиление
финансового гнета, а также беззакония и
злоупотрeбления Милославского вызвали
возмущение в народе. В июне 1648 года в Москве
вспыхнуло восстание. В результате Б.И. Морозов
был отстранен от государственных дел и сослан в
Кирилло-Белозерский монастырь. Вслед за
московским вспыхнули восстания в южнорусских
городах и в Сибири; а в 1650 году произошли волнения
в Новгороде и Пскове.
Охаpaктеризуйте исторический источник
“прелестное письмо” Степана Разина (Приложение №6)
1. Каковы были цели восстания?
2. К кому обращался в своих воззваниях Разин?
3. Против кого призывал бороться Разин?
4. Как вы думаете, почему Разин призывает стоять
за царя? О чем это свидетельствует?
Дополнения учителя. При Алексее Михайловиче были жестоко подавлены народные восстания в Москве – Соляной бунт (1648 год) и Медный бунт (1662 год) – и крестьянская война 1670–1671 годов под предводительством С.Т. Разина.
Шестая группа. “Внешняя политика”
Ответьте на вопросы, используя материалы учебника:
1. Какие важнейшие события внешней политики
произошли в указанные годы: 1649, 1651, 1654–1667. 1656–1658,
1661., 1654? Дайте оценку событиям.
2. Дайте определения терминам: гетман, реестр,
Брестская уния, Валиесарское перемирие,
Андрусовское перемирие, Белоцерковный мир,
Зборовский мир, Кардисский мир, Запорожская сечь,
воссоединение Украины с Россией.
Дополнения учителя. В царствование Алексея Михайловича Московское государство расширило свои пределы не только на юго-запад (получив левобережную Украину и Белорусские земли), но и далеко на восток и на юг. Цари Кахетии и Имеретии, теснимые турками и персами, просили о московском подданстве. Самым значительным достижением внешней политики того времени явилось воссоединение Украины с Россией, провозглашенное 8 января 1654 года гетманом Украины Богданом Хмельницким на Переяславской Раде. Однако это событие стало причиной еще одной русско-польской войны, продолжавшейся 13 лет, до 1667 года, и закончившейся Андрусовским перемирием.
Седьмая группа. “Освоение Сибири”
Ознакомьтесь с документом “Наказ якутскому воеводе о ясачных людях” (1651) (Приложение № 7) и ответьте на вопросы:
1. Что местные жители называли “Елюенэ”?
2. Какой была царская политика по отношению к
местным жителям?
3. Что такое острог?
4. Чем прославились землепроходцы Ф.Попов,
С.Дежнев, В.Поярков, Е.Хабаров? (Покажите на карте)
Дополнения учителя. В западной Сибири
казаки победили потомков хана Кучума. Русскими
землепроходцами была открыта восточная Сибирь.
В годы правления Алексея Михайловича в России
предпринимались попытки строительства первых
военных кораблей, началось формирование
постоянной армии "нового строя", состоявшей
из добровольцев и заложившей основу будущей
системы рекрутских наборов.
Выводы. Опрос по теме:
- Почему называли царя Алексея “Тишайшим”?
- Когда было принято “Соборное Уложение”?
- Какие главные изменения оно внесло в жизнь?
- Что такое “Церковный раскол”?
- Что нового появилось в развитии экономики?
- Почему XVII век называют “бунташным”?
- Какие были изменения во внешней политике?
- Можно ли теперь, обобщив все выводы согласиться с названием царя Алексея “Тишайший”?
Прослушать фрагмент лекции с CD диска “Энциклопедия истории России” (статья “Алексей Михайлович”) и убедиться, что его царствование нельзя назвать “тихим”, просмотреть опopную схему (см. Приложение № 8), усвоить масштаб и значимость событий эпохи. Выполнить тестовые задания.
1. Годы 1497. 1581, 1649-й отражают основные этапы:
- Борьбы России за выход к морю.
- Образование Российского централизованного государства.
- Борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость.
- Закрепощения крестьян.
2. С городскими восстаниями связаны даты:
- 1648 г., 1662 г.
- 1606 г., 1607 г.
- 1670 г., 1671 г.
- 1617 г., 1618 г.
3. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича было принято:
- 1649 г.
- 1645 г.
- 1646 г.
- 1647 г.
4. В царствование Алексея Михайловича:
- Произошел церковный раскол.
- Было учреждено патриаршество.
- Русь приняла православие.
- Был учрежден Синод.
5. В каком из документов провозглашались отмена “урочных лет” и бессрочный сыск беглых крестьян?
- Соборном Уложении 1649 г.
- Судебнике 1497 г.
- Судебнике 1550 г.
- Указе об “урочных летах”.
6. Прочтите отрывок из произведения Г.К. Котошихина “О России в царствовании Алексея Михайловича” и ответьте на вопрос: как называется приказ, о котором идет речь?
“…В тот приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя. А посылаются того приказу подъячие с послами в государства … и в войну с воеводами для того, что послы…много чинят не к чести своему государю… а воеводы в полках неправды чинят над ратными людьми, и те подьячие за послами и воеводами подсматривают и царю, приехав, сказывают, и… послы или воеводы… тех подъячих дарят и почитают выше их меры, чтобы они… их выславляли, а худым не поносили”.
7. Кто из указанных лиц был современником царя Алексея Михайловича?
- И.Волоцкий.
- Патриарх Никон.
- Ммитрополит Макарий.
- Сергий Радонежский.
8. Как называлось скрытое от мира поселение раскольников?
- Монастырь.
- Посад.
- Скит.
- Хутор.
9. Какое название получило восстание в Москве в 1662 г.?
- Смута.
- Медный бунт.
- “Поход за зипунами”.
- Чумной бунт.
Домашнее задание: завершить опopную схему по теме, § 6, 7 (Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVII –XIX века.Ч.2: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений., М.: “Русское слово”, 2006.), составить хаpaктеристику царя Алексея Михайловича Романова по плану.
Литература:
1. Ворожейкина Н.И.Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца XVII в.: 6-7 кл. – М.: Владос-пресс, 2003.
2. Единый государственный зкзамен 2002: Контрол. Измерит. Материалы: История/ Л.И.Ларина, Л.Н.Алексашкина, Е.А.Гевуркова и др. – М.: Просвещение, 2003
3. Кушнир А.Г. Первое тысячелетие Руси – России. История Русского государства в документах, материалах и комментариях. Учеб. Пособие. Том первый. – М.: “РИПОЛ КЛАССИК”, 1999.
4. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред. Н.И.Павленко. – М.: Дрофа, 2001
5. Румянцев В.Я. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век.– М.: АРКТИ, 2002.
6. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. – М.: ВАКО, 2005
7. Соловьев С.М. Об истории Древней России (Сост., авт. предисл. и примеч. А.И.Самсонов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1993.
8. Уткина Э.В. Подготовка к олимпиадам по истории. 8-11 классы/ Э.В.Уткина. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
27 05 2023 20:27:49
Цели урока: способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности. Задачи урока: систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека; конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром; представить различные подходы к классификации деятельности человека....
26 05 2023 0:56:12
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
25 05 2023 16:54:50
Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....
24 05 2023 12:23:56
Данная работа составлена с учётом программ школьного курса истории России с древнейших времён до наших дней. Тесты носят историко-хронологический хаpaктер и могут быть использованы в работе при изучении истории Отечества соответствующей эпохи на основе тематического принципа отбора содержания краеведческого материала.
...
23 05 2023 0:13:30
Готовясь к уроку, учащиеся получили индивидуальные задания. Группа «Операторов» готовила мультимедийную презентацию. Болельщики получили задание оформить тематические буклеты. Это способствовало созданию эмоционального фона игры. Особое место в уроке занимают информационные технологии. ...
22 05 2023 1:33:57
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
21 05 2023 15:58:32
Предмет «Право» дает обучающимся не только теоретические знания, но и предоставляет возможность применить эти знания на пpaктике (в учебнике предусмотрено решение правовых задач), что призвано помочь адаптироваться выпускникам школ во взрослой жизни. Я предлагаю презентационное обеспечение одной из лекций в цикле темы «Собственность», «Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности». Следующий урок по данной теме направлен на решение правовых задач....
20 05 2023 17:35:14
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству.
...
19 05 2023 11:51:16
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
18 05 2023 4:24:17
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
17 05 2023 21:58:32
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....
16 05 2023 23:47:45
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
15 05 2023 22:52:32
Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки.
...
14 05 2023 9:36:16
Основные цели проведения конференции — показать политическое развитие СССР в 40—50 годы, последствия нарушений законности, массовых репрессий, свёртывание демократии; формировать у учащихся умение работать с историческими документами, различной литературой, периодикой, навыков самостоятельной исследовательской деятельности; формировать культуру публичного выступления.
...
13 05 2023 21:54:20
Урок в форме игры подводит учащихся к пониманию причин реформ Солона, показывает положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения, к пониманию исторического значения реформ Солона, основных понятий: "демократия", "реформы", "народное собрание"....
12 05 2023 4:54:23
Представленная методическая разработка дает возможность учителю самостоятельно, не прибегая к услугам платных гидов, провести экскурсию для учеников и родителей. Это – великолепная возможность не только расширить свой кругозор и попробовать себя в ином качестве, но и поднять свой авторитет в глазах детей и их родителей. Используя презентацию, можно провести заочную экскурсию....
11 05 2023 16:23:30
Мастерская «Сальвадор Дали» проводится на уроках курса всеобщей истории в 10–11-х классах при изучении темы «Культура». Цель мастерской – стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом....
10 05 2023 20:48:44
Актуальность темы обусловлена тем, что конфликты на национальной почве, миграционные процессы, постоянная пропаганда утилитарных ценностей потребительского общества – всё это оказывает негативное влияние на подрастающее поколение. Как изменить ситуацию? Как научить подростков и молодёжь верить в идеалы, созидать, любить Родину и быть нравственными и успешными? Как формировать терпимость людей друг к другу?
Использование регионального компонента в курсе отечественной истории – моя попытка сосредоточить внимание школьников родного края на некоторых способах решения существующих в обществе проблем путём знакомства с культурой родного края, ёё традициями, нравственными ценностями. Только в этом случае история станет привлекательным для детей и творческим в своей основе учебным предметом.
...
09 05 2023 17:44:50
Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интеpaктивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО....
08 05 2023 2:40:47
Класс делится на две группы, каждая из которых получает отрывки из источников и текста учебника, что позволяет учащимся сопоставлять текст учебника и источника, развивает навыки работы с ними. Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся и благотворно влияет на изучение дальнейшего материала. При данном способе проведения урока деятельность учителя сводится к корректировке деятельности учащихся.
...
07 05 2023 15:34:14
В рамках мероприятия дается информация об источниках, развитии и последствиях геноцида, имевшего место в истории, в частности о Холокосте. В ходе урока закладываются основы национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия....
06 05 2023 1:40:38
Урок знакомит учащихся с основными достижениями русской культуры XVIII века. Ученики создают альманах «Русская культура XVIII века» в программе Microsoft Word....
05 05 2023 21:49:35
Цели урока: проанализировать цели, ход и итоги коллективизации; рассмотреть коллективизацию на художественном материале (рассказ Владимира Тендрякова «Пара гнедых»)....
04 05 2023 19:57:21
В 5-х классах изучение мировой религии - буддизм включено в программу "История древнего мира". В разделе "Древний Восток" на изучение темы отводится 2 урока. Данные разработки содержат в себе историю Древней Индии, информацию о кастовом строе в Древней Индии и совсем небольшая информация о религии - буддизм. Автор предлагает свой вариант прохождения материала....
03 05 2023 22:34:42
На данном уроке целью было сформировать представление о партизанской войне, завершении Отечественной войны 1812 г. и заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг.; познакомить учащихся с памятниками архитектуры, воздвигнутыми в честь победы в Отечественной войне 1812 г.
...
02 05 2023 20:25:33
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
01 05 2023 0:19:20
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
30 04 2023 17:34:47
На занятии решается сразу несколько воспитательных и развивающих задач, таких как правовое воспитание, воспитание гражданских качеств личности, развитие устной речи, развитие ораторских способностей. Игровая форма деятельности способствует повышению интереса обучающихся к правовой культуре России....
29 04 2023 3:46:50
Урок истории комбинированного типа c элементами викторины на этапе повторения. На данном уроке уделено внимание формированию умения составления хаpaктеристики исторического деятеля по предложенному плану, определению сущности внутренней политики Александра III.
...
28 04 2023 11:30:34
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
27 04 2023 11:10:48
Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....
26 04 2023 3:53:17
Целью урока является формирование умений учащихся работать с дополнительной литературой и учебником, умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей; формирование понимания причин возникновения и особенностей малых групп. Урок помогает воспитанию чувств коллективизма и толерантности.
...
25 04 2023 22:27:56
Цель современного образования — помочь детям научиться учиться. Ученик должен уметь работать с информацией, добывать знания, должна быть сформирована информационная культура, культура самоорганизации. Развивающее обучение соответствует этой цели. Урок поможет познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием; развивать умение сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи.
...
24 04 2023 2:49:38
Курс "И сама по себе не играет гитара (отражение истории в авторской песне)" рассчитан на учащихся 9-х классов (предпрофильная подготовка), является межпредметным (история, литература, музыка), рассчитан на 10 часов. Целью курса является рассмотрение отдельных моментов истории России через их отражение в авторской песне.
...
23 04 2023 22:45:46
Учащимся предлагаются различные виды заданий, что способствует развитию творческих способностей учащихся, расширению кругозора, определяет перспективы развития. Игра предполагает деятельность в комaнде, что способствует развитию коммуникативных навыков, выработке единой точки зрения, способности терпимо принять иные взгляды....
22 04 2023 18:48:38
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
21 04 2023 10:28:41
Урок воссоздает картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени. Подводит учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры москвичей, давала толчок к проявлению душевных и личностных качеств. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу, любовь....
20 04 2023 8:20:25
Интеpaктивное обучение - один из интереснейших подходов в обучении.
Особенность данной методики состоит в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учеников и учителя. Обучение, направленное на общение, основано на взаимопонимании, взаимодействии. Подлинная готовность детей к совместной деятельности состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремлённой работе по освоению содержания решения задач на развитие умений и навыков. Ученик получает новые знания в результате взаимодействия с другими учащимися, а теперь уже и в результате использования на уроках информационных технологий.
...
19 04 2023 9:36:32
Общение – это ведущий вид деятельности учащихся, что подтверждается и различными изысканиями психологов. С этой целью на уроке были использованы пpaктические упражнения «Невербальное общение» и «Почему слушание важно». Одной из целей урока является развитие навыка общения и воспитание общей культуры поведения. Рассматриваются виды и формы общения, компоненты и роль....
18 04 2023 0:19:17
Статья демонстрирует эффективность использования компаративного (сравнительного) метода для повышения мотивации учащихся к истории и формированию умений анализа текстового материала. Рассматриваются этапы включения заданий на сравнение в 5-м классе: с использованием наглядных информативных источников (карт, моделей, схем); с использованием табличной формы организации материала. В статье приведены конкретные примеры заданий на сравнение по истории Древнего мира.
...
17 04 2023 14:41:35
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
16 04 2023 12:47:46
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
15 04 2023 13:58:30

Урок по пропедевтическому курсу истории в доступной форме рассказывает о событиях истории....
14 04 2023 1:16:34
В ходе изучения темы моделируются ситуации, которые формируют способы действий, анализа информации о роли партий в избирательном процессе, объясняюь причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов («партии», «выборы», «политические лидеры» и т.д.); раскрывают на примерах изученные теоретические положения и понятия, оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм....
13 04 2023 14:30:38
Творческая мастерская предполагает работу в группах: индуктор - обмен мнениями внутри группы, социализация - ответы учащихся. Такой вид работы позволяет на основании документов, сообщений, различных мнений, примеров литературных произведений понять, почему было возможно существование тоталитарного режима, политики репрессий и каковы последствия этого периода для нашей страны.
...
12 04 2023 6:29:44
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
11 04 2023 18:17:43
Урок истории в 8-м классе по теме «Русская живопись второй половины XIX века» развивает у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. Учащимся предлагается совершить виртуальную экскурсию по картинной галерее художников-передвижников. Почти каждый ученик класса в ходе урока выступает в роли экскурсовода и посетителя выставки. В течение урока происходит знакомство учащихся с творчеством Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана....
10 04 2023 13:42:20
Цель урока: способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев. На уроке используются формы индивидуальной и групповой работы, направленные на формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события....
09 04 2023 14:44:55
Важной частью воспитательной работы нашей школы является её краеведческая составляющая. Работа творческого объединения базируется на формировании навыков исследовательской деятельности, формировании культуры исторического мышления. Этой работой в школе увлечены не только администрация школы и педагоги ДО, но и учителя-предметники и классные руководители.
...
08 04 2023 21:32:45
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::