"Был ли царь Алексей Михайлович "Тишайшим"?". Урок истории в 10-м классе социально-гуманитарного профиля
Актуальность темы. Проблемные уроки предназначены для активизации учебной деятельности учащихся. На это же направлено решение учебных задач в группе при анализе источников. Вопросы, связанные с анализом документов, включены в экзаменационные материалы, поэтому данный урок предназначен для учащихся старших классов, готовящихся к сдаче ЕГЭ. Своеобразие работы с историческими источниками в том, что учащиеся, знакомясь с документами, проникаются духом и языком эпохи.
Тип урока: урок формирования знаний.
Форма урока: проблемный урок-поиск, включающий работу с историческими источниками в группах.
Время урока: два учебных часа.
Методы: слово учителя, групповая работа, выступления учащихся, обобщение и анализ исторических источников, работа с картой, заполнение опopной схемы, подготовка к составлению хаpaктеристики исторического деятеля.
Оборудование: для технического и методического обеспечения урока используются мультимедиа-проектор, CD диск “Энциклопедия истории России”, карта “Россия в XVII в.”, дидактические материалы для каждой группы учащихся, учебные пособия по истории России, 10 класс.
Оформление класса и классной доски: в классе оформлен стенд с иллюстрациями – картинами художников по данному периоду (В.И. Суриков “Боярыня Морозова”, “Покорение Сибири Ермаком”, С.В. Иванов “Во времена раскола”, Э.Лисснер “Соляной бунт” и др.)
Учебные цели и задачи: представить через работу с историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича; ответить на проблемный вопрос: Был ли царь Алексей Михайлович “Тишайшим”?
ХОД УРОКА
Учитель: Заняв в 1613 году трон, Романовы
вместе с ним получили в наследство от своих
предшественников полностью разоренную страну,
несуществующую государственность и народ,
вкусивший в начале века не только тяжесть
произвола сильных людей, но и дурманящую
сладость воли в условиях безвластия. Досталась
Романовым и уже перераставшая в привычку у
разных слоев феодалов уверенность в их праве
решать судьбу престола и династии. Все это
усугублялось оккупацией западных и
северо-западных земель Московского царства
иностранными войсками, участившимися набегами
крымских татар и т.д. и т.п.
В такой ситуации центральная исполнительная
власть просто нуждалась во власти
представительной, она не могла обойтись без
всенародного понимания и поддержки населением.
Поэтому весь период царствования Михаила
Федоровича Романова Земские соборы заседали
непрерывно. А Боярская дума не только не одобряла
решения царя (вернее, его отца), но и сама являлась
источником формирования и реализации
правительственной политики. В результате были
осуществлены многие важные мероприятия.
1. Для повышения эффективности реализации принятых решений значительно расширялась сеть приказов.
2. Для повышения обороноспособности и урегулирования финансовых проблем были приняты меры по укреплению поместной системы и усилению закрепощения крестьян.
3. Реорганизация в армии.
Уже к 1630 году дворянское ополчение и
полурегулярные стрелецкие полки стали
дополняться полками иноземного строя.
Правда, во внешней политике особых успехов
достигнуто не было. Сохранялись территориальные
проблемы со Швецией и Польшей. Их предстояло
решать уже следующему правителю– царю Алексею
Михайловичу.
Известно, что многие правители России получали
при жизни прозвища за свой нрав, подвиги, реформы.
Давайте приведем примеры. Князь Владимир Святой
– “Красное солнышко”, князь Дмитрий Иванович –
“Донской”, князь Александр Ярославич –
“Невский”, князь Иван I – “Калита”, царь Иван IV
– “Грозный”, царь Александр I – “Победитель”,
царь Александр II – “Освободитель”.
Всегда ли были верны эти народные прозвища?
Сегодня вам предстоит определить свое отношение
к присвоенному царю Алексею Михайловичу
прозвищу “Тишайший”. Мы ознакомимся с
хаpaктеристиками царя, документами той эпохи,
основными его деяниями, чтобы согласиться или
усомниться с данным царю Алексею прозвищем
“Тишайший”. В течение урока мы будет составлять
опopную схему и заполнять пункты хаpaктеристики.
(Приложение № 1)
Первая группа
Царь Алексей всегда был одним из самых любимых персонажей российских историков, которые опирались в своей симпатии к нему на мнения современников. Поработав с материалами, представьте хаpaктеристику царя Алексея. (Приложение № 2)
Учитель: Соборное Уложение –
универсальный кодекс феодального права, не
имевший аналогов в предшествующем русском
законодательстве, он установил нормы во всех
сферах жизни общества: социальной,
экономической, административной, семейной,
духовной, военной и т. д. (см. Павленко Н.И., Андреев
И.Л. История России с древнейших времен до конца
XVII века: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений.
М.: Дрофа, 2001, с.251.)
Возникновение Уложения связано было с
необходимостью в создании более совершенных
норм жизни общества.
За столетие, отделявшее Судебник 1550 года от
Уложения 1649 г., в стране появилось 445 новых указов,
следовательно появилась необходимость в
упорядочении законодательства. Судебник 1550 года
охватывал нормы гражданского и уголовного права,
а другие стороны жизни игнорировал. Причиной
появления Уложения можно назвать и волну
городских восстаний 1648–1650 гг.
Этот крупнейший законодательный документ своего
времени действовал вплоть до 30-х годов XIX века,
пока его не сменил Свод законов Российской
империи.
Уложение Алексея Михайловича было принято 29
января 1649 года.
Его подписали патриарх, другие представители
высшего духовенства, бояре и 277 выборных земских
людей. Весной того же года текст Соборного
уложения издали отдельной книгой и разослали во
все московские приказы. Уложение состояло из 25
глав и 967 статей. Современное делопроизводство,
когда дело формируется из листов,
последовательно накладываемых в
хронологическом порядке, сложилось при Петре I.
До него листы склеивались между собой, образуя
свиток. Длина свитка с Уложением 1649 г., и поныне
хранящегося в особом ларце в архиве, составляет
309 м.
Вторая группа
Ознакомьтесь с отрывками из глав Соборного Уложения и дайте им анализ. Глава II “О Государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать”, Глава XI “Суд о крестьянех”. (Приложение №3)
1. Назовите причины, вызвавшие появление
вышеприведенных статей.
2.Что изменилось в положении крестьян в середине
XVII века?
3. К каким последствиям это могло привести?
4. Как статьи судебника решают вопрос о
государственной измене? Что считалось
“государственной изменой”?
Дополнения учителя. Стремясь упорядочить систему Приказов и ограничить влияние боярской аристократии на государственные дела, царь создал специальный Приказ "Великого государя тайных дел". По словам современника, "устроен тот приказ при нынешнем царе для того, чтобы его царская мысль и дела исполнялись по его хотению, а бояре и думные люди ни о чем не ведали". Соборное уложение завершило формирование системы крепостного права, отменив Юрьев день и окончательно прикрепив крестьян к земле и к помещикам.
Третья группа. “О церковном расколе” (Приложение № 4)
- Как понимает Аввакум содержание и смысл реформы?
- Каково его отношение к Никону?
- К чему призывает Аввакум верующих?
- Каково ваше отношение к этому?
- Что привело в лагерь сторонников Аввакума представителей боярства, о чем это свидетельствует?
- Как хаpaктеризуют состояние русского общества факты самосожжения?
- Сделайте вывод о состоянии русской православной церкви в середине XVII века.
Как вы оцениваете точку зрения на раскол историка В.Я. Хуторского?
Дополнения учителя. Нуждаясь в
надежном советнике, царь приблизил к себе
патриарха Никона. Он оказывал Никону доверие и
поручал управление государством на время своего
отсутствия в столице.
Церковные реформы, проведенные Никоном, явились
причиной возникновения в стране религиозного
течения, последователи которого не признавали
официальную церковь. Впоследствии их стали
называть раскольниками. Растущее вмешательство
Никона во внутреннюю и внешнюю политику
государства под тезисом "священство выше
царства" привело к разрыву царя с патриархом.
Четвертая группа. “О промышленности”
Вашему вниманию предлагается отрывок из “Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме III о Московии”, выдержки из “Новоторгового устава” 1667 г.
- Выберите в тексте факты, хаpaктеризующие развитие ремесла в России.
- Почему приглашались иностранцы?
- Вело ли правительство протекционистскую политику? (Приложение № 5)
Дополнения учителя. Алексей Михайлович поощрял развитие промышленности, поддерживал отечественное купечество, защищал его от конкуренции иностранных торговцев. С этой целью были приняты Таможенный и Новоторговый уставы, способствовавшие развитию внутренней и внешней торговли. Складывается общероссийский рынок.
Пятая группа. “Бунташный век”
В первые годы царствования Алексей Михайлович
принимал мало участия в государственных делах.
Государством управляли воспитатель царя боярин
Б.И. Морозов и тесть царя И.Д. Милославский.
Политика Морозова, направленная на усиление
финансового гнета, а также беззакония и
злоупотрeбления Милославского вызвали
возмущение в народе. В июне 1648 года в Москве
вспыхнуло восстание. В результате Б.И. Морозов
был отстранен от государственных дел и сослан в
Кирилло-Белозерский монастырь. Вслед за
московским вспыхнули восстания в южнорусских
городах и в Сибири; а в 1650 году произошли волнения
в Новгороде и Пскове.
Охаpaктеризуйте исторический источник
“прелестное письмо” Степана Разина (Приложение №6)
1. Каковы были цели восстания?
2. К кому обращался в своих воззваниях Разин?
3. Против кого призывал бороться Разин?
4. Как вы думаете, почему Разин призывает стоять
за царя? О чем это свидетельствует?
Дополнения учителя. При Алексее Михайловиче были жестоко подавлены народные восстания в Москве – Соляной бунт (1648 год) и Медный бунт (1662 год) – и крестьянская война 1670–1671 годов под предводительством С.Т. Разина.
Шестая группа. “Внешняя политика”
Ответьте на вопросы, используя материалы учебника:
1. Какие важнейшие события внешней политики
произошли в указанные годы: 1649, 1651, 1654–1667. 1656–1658,
1661., 1654? Дайте оценку событиям.
2. Дайте определения терминам: гетман, реестр,
Брестская уния, Валиесарское перемирие,
Андрусовское перемирие, Белоцерковный мир,
Зборовский мир, Кардисский мир, Запорожская сечь,
воссоединение Украины с Россией.
Дополнения учителя. В царствование Алексея Михайловича Московское государство расширило свои пределы не только на юго-запад (получив левобережную Украину и Белорусские земли), но и далеко на восток и на юг. Цари Кахетии и Имеретии, теснимые турками и персами, просили о московском подданстве. Самым значительным достижением внешней политики того времени явилось воссоединение Украины с Россией, провозглашенное 8 января 1654 года гетманом Украины Богданом Хмельницким на Переяславской Раде. Однако это событие стало причиной еще одной русско-польской войны, продолжавшейся 13 лет, до 1667 года, и закончившейся Андрусовским перемирием.
Седьмая группа. “Освоение Сибири”
Ознакомьтесь с документом “Наказ якутскому воеводе о ясачных людях” (1651) (Приложение № 7) и ответьте на вопросы:
1. Что местные жители называли “Елюенэ”?
2. Какой была царская политика по отношению к
местным жителям?
3. Что такое острог?
4. Чем прославились землепроходцы Ф.Попов,
С.Дежнев, В.Поярков, Е.Хабаров? (Покажите на карте)
Дополнения учителя. В западной Сибири
казаки победили потомков хана Кучума. Русскими
землепроходцами была открыта восточная Сибирь.
В годы правления Алексея Михайловича в России
предпринимались попытки строительства первых
военных кораблей, началось формирование
постоянной армии "нового строя", состоявшей
из добровольцев и заложившей основу будущей
системы рекрутских наборов.
Выводы. Опрос по теме:
- Почему называли царя Алексея “Тишайшим”?
- Когда было принято “Соборное Уложение”?
- Какие главные изменения оно внесло в жизнь?
- Что такое “Церковный раскол”?
- Что нового появилось в развитии экономики?
- Почему XVII век называют “бунташным”?
- Какие были изменения во внешней политике?
- Можно ли теперь, обобщив все выводы согласиться с названием царя Алексея “Тишайший”?
Прослушать фрагмент лекции с CD диска “Энциклопедия истории России” (статья “Алексей Михайлович”) и убедиться, что его царствование нельзя назвать “тихим”, просмотреть опopную схему (см. Приложение № 8), усвоить масштаб и значимость событий эпохи. Выполнить тестовые задания.
1. Годы 1497. 1581, 1649-й отражают основные этапы:
- Борьбы России за выход к морю.
- Образование Российского централизованного государства.
- Борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость.
- Закрепощения крестьян.
2. С городскими восстаниями связаны даты:
- 1648 г., 1662 г.
- 1606 г., 1607 г.
- 1670 г., 1671 г.
- 1617 г., 1618 г.
3. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича было принято:
- 1649 г.
- 1645 г.
- 1646 г.
- 1647 г.
4. В царствование Алексея Михайловича:
- Произошел церковный раскол.
- Было учреждено патриаршество.
- Русь приняла православие.
- Был учрежден Синод.
5. В каком из документов провозглашались отмена “урочных лет” и бессрочный сыск беглых крестьян?
- Соборном Уложении 1649 г.
- Судебнике 1497 г.
- Судебнике 1550 г.
- Указе об “урочных летах”.
6. Прочтите отрывок из произведения Г.К. Котошихина “О России в царствовании Алексея Михайловича” и ответьте на вопрос: как называется приказ, о котором идет речь?
“…В тот приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя. А посылаются того приказу подъячие с послами в государства … и в войну с воеводами для того, что послы…много чинят не к чести своему государю… а воеводы в полках неправды чинят над ратными людьми, и те подьячие за послами и воеводами подсматривают и царю, приехав, сказывают, и… послы или воеводы… тех подъячих дарят и почитают выше их меры, чтобы они… их выславляли, а худым не поносили”.
7. Кто из указанных лиц был современником царя Алексея Михайловича?
- И.Волоцкий.
- Патриарх Никон.
- Ммитрополит Макарий.
- Сергий Радонежский.
8. Как называлось скрытое от мира поселение раскольников?
- Монастырь.
- Посад.
- Скит.
- Хутор.
9. Какое название получило восстание в Москве в 1662 г.?
- Смута.
- Медный бунт.
- “Поход за зипунами”.
- Чумной бунт.
Домашнее задание: завершить опopную схему по теме, § 6, 7 (Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVII –XIX века.Ч.2: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений., М.: “Русское слово”, 2006.), составить хаpaктеристику царя Алексея Михайловича Романова по плану.
Литература:
1. Ворожейкина Н.И.Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца XVII в.: 6-7 кл. – М.: Владос-пресс, 2003.
2. Единый государственный зкзамен 2002: Контрол. Измерит. Материалы: История/ Л.И.Ларина, Л.Н.Алексашкина, Е.А.Гевуркова и др. – М.: Просвещение, 2003
3. Кушнир А.Г. Первое тысячелетие Руси – России. История Русского государства в документах, материалах и комментариях. Учеб. Пособие. Том первый. – М.: “РИПОЛ КЛАССИК”, 1999.
4. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред. Н.И.Павленко. – М.: Дрофа, 2001
5. Румянцев В.Я. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век.– М.: АРКТИ, 2002.
6. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. – М.: ВАКО, 2005
7. Соловьев С.М. Об истории Древней России (Сост., авт. предисл. и примеч. А.И.Самсонов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1993.
8. Уткина Э.В. Подготовка к олимпиадам по истории. 8-11 классы/ Э.В.Уткина. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
01 02 2023 0:49:49
Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому предмету; охаpaктеризовать причины и значение Великой Победы; воспитать у учащихся чувство гордости за свой народ и свою Родину; подвести учащихся к пониманию закономерностей победы советского народа; формировать умение работать с историческими документами....
31 01 2023 14:34:50
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, задачами которого являются, с одной стороны, поэтапное освоение учащихся ряда базовых умений (логических, речевых коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, формирование готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических ценностей, проблем, традиций....
30 01 2023 20:46:48
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
29 01 2023 12:55:55
Историческая наука рассматривает события прошлого человечества в индивидуальном облике и многообразии. Тема "Древний Египет" особенно увлекает пятиклассников. Сохраняя и поддерживая этот интерес, игра развивает стремление узнать как можно больше об истории и культуре одной из самых удивительных цивилизаций древности, формирует восприятие культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим.
...
28 01 2023 12:35:39
Стремительно развивающийся научно-технический прогресс стал основой глобального процесса информатизации и интеграции всех сфер жизни общества. Предлагаемая стратегия призвана раскрыть возможности обучающихся на основе преемственности и многоуровневых программ....
27 01 2023 0:25:43
Урок является первым в блоке "Времена Российской империи. XVIII – начало XIX в.". Его главная цель – сформировать у учащихся образ преобразований Петра Великого. Реформы Петра I коснулись всех сторон общественной и экономической жизни России. Россию стали уважать, с ней стали считаться, она получила выход ("прорубила окно") в Европу. Россия стала великой державой.
...
26 01 2023 7:37:45
Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....
25 01 2023 8:10:16
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
24 01 2023 22:59:16
Мероприятие способствует расширению исторических знаний студентов, популяризации государственных символов Российской Федерации, воспитывает патриотизм и гражданственность. Материал тематического вечера может быть использован на уроках истории России и внеклассной работе....
23 01 2023 23:43:20
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
22 01 2023 18:40:21
Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....
21 01 2023 17:22:58
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
20 01 2023 0:18:42
Метод проектной деятельности предполагает создание так называемых "инициативных групп", которым предлагается на рассмотрение или решение комплексная задача. Формы презентации проекта весьма разнообразны: доклад, конференция, дискуссия, рекомендации, коллаж.
...
19 01 2023 3:48:10
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
18 01 2023 4:43:42
Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....
17 01 2023 5:52:11
Разработка урока опирается на данные архивов, исследования краеведов, на материалы поисковых экспедиций, проходивших под руководством автора материала как директора школьного музея. Урок содержит краеведческий материал и напрямую связывает представления учащихся о далеком прошлом страны с историей своего села, малой Родины....
16 01 2023 18:38:51
Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....
15 01 2023 15:35:25
Прокурор Парабельского района и разговорчивый собеседник Андрей Рябцев рассказал, что он думает о Лаврентии Берии и геях, почему он предпочитает слушать «Эхо Москвы», и ответил на вопросы о том, смог ли бы он расстрелять человека и принять бесcмepтие от самого дьявола....
14 01 2023 4:50:43
Данный урок проводится в курсе обществознания 6–11-х классов по теме "Общение". На этом уроке применяются психологические приемы, поэтому его можно использовать в работе психологической службы школы, при социальной работе с подростками. Если мероприятие проводится в виде урока открытого, класс небольшой по численности, то возможно участие присутствующих учителей....
13 01 2023 1:19:57
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.
Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы.
...
12 01 2023 19:14:59
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
11 01 2023 13:48:34
Этот диспут проводился на неделе истории в 11-12-х классах. Заранее были предложены программа, учебная и художественная литература по теме. В группах участвуют только желающие (10–16 чел.), а остальные могут выступать в роле зрителей. Учитель выступает в роли ведущего. Этот диспут можно использовать и на обобщающем уроке по теме "Российская империя в XVIII веке"....
10 01 2023 20:29:21
В статье подробно рассказано, кто, как и для чего создавал в городе Междуреченске Центр патриотического воспитания и музей воинской славы. В приложении приведена презентация о музее....
09 01 2023 18:33:51
В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....
07 01 2023 17:54:35
Урок истории с использованием игровых ситуаций. На уроке раскрываются вопросы о культурно-бытовых преобразованиях Петра I, о новшествах в общественной и повседневной жизни, многие из которых прочно вошли в современную жизнь.
...
06 01 2023 10:35:54
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
05 01 2023 22:45:45
Современные стандарты образования предполагают обязательной формой обучения проектную деятельность. Результатом представленной проектной работы является интеpaктивная и пешеходная экскурсия по московскому району Сокол, который имеет богатую военную историю....
04 01 2023 6:29:44
Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....
03 01 2023 4:57:50
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
02 01 2023 1:26:49
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. В ходе урока учащиеся знакомятся с правовыми нормами толерантности, работают с Декларацией прав человека и Конституцией РФ, развивают умения и формируют навыки построения круговых диаграмм в Excel и поиска информации в сети Интернет.
...
01 01 2023 9:20:34
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики.
...
31 12 2022 7:38:30
Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа.
...
30 12 2022 8:25:17
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
29 12 2022 5:45:50
Урок проведен по учебнику А.А. Вигасина с использованием дополнительной литературы. Работа организуется так, чтобы учащиеся не только извлекали историческую информацию из учебника, но и находили ее в других источниках. Материал урока позволяет детям анализировать события прошлого и настоящего.
...
28 12 2022 7:28:59
Целями урока являются рассмотрение социально-экономического и политического развития Великобритании во второй половине XIX - начале ХХ веков; дальнейшее развитие умения переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания, аргументировать свою точку зрения, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные умения в выступлениях.
...
27 12 2022 15:38:18
Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также
пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления.
...
26 12 2022 19:58:31
Цели урока: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения; пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта.
...
25 12 2022 13:54:21
Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения....
24 12 2022 22:57:47

Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство....
23 12 2022 1:22:51
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать
основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
22 12 2022 17:18:44
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
21 12 2022 7:51:49
Урок проводится в форме ролевой игры. Ученикам предоставляется возможность на уроке через игровую деятельность побывать в роли учителя и учеников и ощутить особенности обучения в школах Древней Греции.
...
20 12 2022 9:51:53
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв".
...
19 12 2022 21:34:42
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
18 12 2022 0:48:22
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности.
...
17 12 2022 16:37:11
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
16 12 2022 1:32:38
На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....
15 12 2022 6:28:45
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
14 12 2022 6:42:56
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::