Внеклассное интегрированное мероприятие "Образ кота в литературе и истории"
Разработка интегрированного внеклассного мероприятия
(история и литература).
Тема: Образ кота в литературе и истории.
Цели:
- повышение интереса учащихся к учебным предметам история и литература;
- развитие творческих способностей и умения сравнивать, переносить знания из курса истории в курс литературы с опорой на наблюдения;
- формирование активности и самостоятельности учащихся, их представлений о пpaктической значимости знаний по теме мероприятия;
- воспитание бережного отношения к животному миру.
Оборудование: доска, раздаточный материал, билеты в музей, толковый словарь, экран, проектор и ПК.
Ход мероприятия
- Организационный момент
- Образ кота в истории
- Физпауза
- Образ кота в фольклоре и литературном произведении на примере рассказа К. Г. Паустовского “Кот - Ворюга”
- Итог мероприятия
“Чужая душа – потемки, а кошачья – тем более”
А. П. Чехов
Экскурсия по музею кошки.
1. Что же такое археология? Кто сможет нам напомнить? По данным археологии, кошки поселились рядом с человеком с тех пор, как он стал вести оседлый образ жизни. Но это были просто дикие кошки, питавшиеся отбросами. Разные исследователи придерживаются диаметрально противоположных взглядов на происхождение домашних кошек. По более старой версии принято считать единым предком домашней кошки североафриканскую переднеазиатскую степную кошку, одомашненную в Нубии около 4 тысяч лет назад. Отсюда, из Нубии, одомашненные кошки попали в Египет, в дальнейшем в Азии скрестившись с лесной бенгальской. В Европе эти кошки скрещивались с местной, дикой лесной европейской кошкой. Итог этих скрещиваний — современное разнообразие пород, линий, расцветок. По другой, более современной версии домашние кошки имеют полифелитическое происхождение, то есть разные породы независимо складывались в нескольких основных центрах.
Ископаемые останки кошек найдены в древнейшем городе планеты — Иерихоне (5-6 тысячелетие до н. э.), при раскопках в Иордании, в древнейших городах Индии. Но эти животные, видимо, были еще не вполне домашними. Многочисленные свидетельства пребывания кошек в Египте хорошо прослеживаются с 3 тысячелетия до н. э. На росписях в гробницах Саккараха (2750-2650 до н. э.) кошки изображены с ошейниками, что, безусловно, свидетельствует об их одомашнивании. А на знаменитой фреске из Бени-Хасана кошка уже изображается в доме, рядом с хозяйкой. Однако доступ она в дом получила только в эпоху Среднего Царства, а до этого она обитала в камышовых зарослях, где разоряла птичьи гнезда, питаясь яйцами и птенцами пернатых, составляя подчас серьезную конкуренцию охотникам. Даже когда кошка стала жить в доме у человека, она не утратила своих охотничьих инстинктов. И вы это сами знаете! Докажите! В отличие от других животных, кошка была более “сговорчивей” и позволяла надевать на себя ошейник. Всем известно, какую пользу приносила кошка. Какую, как вы думаете? Да, непримиримый враг мышей и крыс. Об этом знали и египтяне, стремившиеся как можно крепче привязать это животное к своему дому, дабы оно избавило их от грызунов. А как еще относились египтяне к кошке? (это священное животное, добрый дух дома, cмepть кошки – сбривали брови и подрезали волосы, убийство кошки – cмepть, хоронили их на кладбищах, мумифицировали).
В храмах, посвященных богине Баст (египтяне изображали ее в виде кошки либо женщины с кошачьей головой), содержалось много кошек, почитаемых как священные животные. Археологами обнаружено около 300 тысяч мумий, относящихся к 4 тысячелетию до н. э. Первые иероглифические знаки, обозначающие слова “кот” и “кошка”, датируются примерно 2300 годом до н. э. и читаются как “минт” и “миу”. Но кошка в Египте была не только священным животным, но и охотничьим и боевым зверем. Охотились кошки на птиц и мелкую дичь.
Из Египта кошка на кораблях финикийских купцов попала во многие уголки европейского Средиземноморья, но вплоть до начала нашего тысячелетия она была редким зверем. Немногочисленные свидетельства о кошках в Древней Греции дают основание предполагать, что это животное посвящалось богине Луны и охоты Артемиде, несколько схожей с египетской Баст. Отчасти функции Баст присущи и римской богине любви Венере, которая иногда изображалась вместе с кошкой (вероятно, полудикой). Среди редких упоминаний о кошке в античной литературе следует отметить басни Эзопа.
В средневековой Европе упоминания о кошках немногочисленны, лишь примерно к 10 веку кошка перестает быть ценной редкостью. А что вы сможете сказать о представлении кошки в средние века?
В Европе кошки вплоть до эпидемии “черной cмepти”, когда их функция истребителей мелких грызунов (мышей, крыс) была оценена по достоинству, не пользовались популярностью и нередко становились жертвой предрассудков (помощники колдунов, пособники дьявола, сжигали на костре).
На территории России кошки появились в VI – VII вв. к X – XI вв. они широко распространились по Руси. В начале они были большой редкостью и только у богатых, штраф за похищение кошки равнялся штрафу за похищение вола, трех лошадей и 30 овец. В XV – XVI вв. кошки широко распространились по всей России, не только у богатых, но и у бедных людей.
На Востоке кошки издавна находились в привилегированном положении по сравнению с Европой. В исламе кошки весьма почитаются, кошка Муэзза жила у самого пророка Мухаммеда. В память о ней всем кошкам разрешен был свободный вход в мечеть. Кот входит в число 12-ти животных, имя которых носят годы китайского календаря. В Китае кошки и их изображения считались приносящими счастье. Согласно древней персидской легенде, кошки появились от чиханья льва. В зороастризме, древней религии персов, убийство кошки — такое же серьезное преступление, как и убийство человека. Важное место занимали кошки в странах Индокитая. Множество старинных и благородных пород: тайская, сиамская — происходят из этого региона, где их разводили при королевских и княжеских дворах. Эти удивительные создания были привезены в Европу строителями Британской империи и дали огромный толчок разведению кошек в Англии.
В 1727 году появился труд француза Монкрифа “История кошек”, окончательно “реабилитировавший” животных. С 18 века в Европе и прежде всего в Англии начинается работа над созданием новых пород, продолженная и небывало усилившаяся в 20 веке, когда кошки прочно заняли 2-е, а кое-где и первое место среди домашних любимцев. И сегодня вы это можете подтвердить своими наблюдениями. Как люди сейчас относятся к кошке?
2. Физпауза. Переходим в следующий зал.
3.Такое загадочное, таинственное животное как кошка, не могло не привлечь внимание людей искусства и, прежде всего поэтов и писателей.
Вы услышали о том, когда кошка пришла в дом человека и о том, как люди старались завоевать ее расположение. А теперь давайте обратимся к литературе. В литературе кошка или кот – либо ворюга, либо лодырь и бездельник, либо хитрец и плут. Неверный, лживый, эгоистичный зверь. Но давайте все-таки постараемся познакомиться с кошачьей жизнью и понять ее натуру. (Ю. Дмитриев. “Соседи по планете”).
Кошачья натура.
(лирическое отступление)
Пес лежит у моих ног. Кошка свернулась клубочком на тахте. Она спит. Или, может быть, дремлет. Но видимо, даже во сне к чему-то прислушивается. Во всяком случае, уши у нее то и дело вздрагивают, слегка шевелятся. А может быть, во сне лижет лапы или охотиться: французский ученый М. Жуве установил, что кошки во сне видят то, что происходит с ними на Яву.
Собака вскакивает, услышав мой голос. Кошка, очевидно, тоже слышит его. Но не шевелится. А может, и не слышит – слух-то у ней особый: тонкий, но “избирательный”. Потом кошка открыла глаза, лениво потянулась и быстро соскочила с тахты. Постояв немного, она, не торопясь, направилась ко мне, потерлась о ногу и бесцеремонно вскочила мне на колени. Пес застыл пораженный. Конечно, такое видел он уже много раз, но, очевидно, каждый раз поражается бесцеремонности кошки. И уж конечно завидует ей. Как, наверное, хотел бы он очутиться на месте кошки! Он готов был лежать у меня на коленях, наверное, всю жизнь… Да, он-то готов, а вот кошка… Я погладил ее – она мурлыкнула в ответ, однако как-то коротко и не ласково – “хорошо, мол, но мало”. Я стал ее гладить. Осторожно, по шерсти. Она замурлыкала. И вдруг затихла, соскочила с коленей – резко, быстро – и направилась к двери. Пес даже вздрогнул. Нет, не от испуга – наверное, от возмущения: как можно?! Мы посмотрели друг на друга – вот, оказывается, можно. И не только это – кошка требовательно мяукнула, и я послушно встал, чтобы открыть ей дверь. Она посмотрела на меня большими, круглыми, глубокими, как вечность, глазами и величественно удалилась.
- Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки, где упоминаются кошки?
- Хорошо, молодцы! Сколько вы нашли пословиц и поговорок! И ведь все – о хитрости кошки, о ее коварстве и неверности.
Отольются кошке Мышкины слезки.
“За обиды, несчастья, причиненные слабому, обидчик получит отмщение”
Кошке – игрушки, а мышке – слезки.
“То, что для сильного развлечение, игра, слабому может причинять страдание”.
Лукава, как кошка.
Не все коту, масленица. (Будет и великий пост).
“Масленица – веселый праздник, когда к столу подаются обильные и жирные кушанья;
Пост – после масленицы наступал великий пост, когда нельзя было есть молочные им мясные блюда, яйца. Говорится в напоминание, что на смену приятной, беззаботной жизни, удовольствиям приходят трудности и невзгоды.
- Молодцы! Дома вы читали рассказ К. Г. Паустовского “Кот - Ворюга”.
- Рассказ написан от первого лица, от автора. В тексте постоянно употрeбляется местоимение “Мы”.
- Кто это “Мы”? (К. Г. и его лучший друг, писатель Рувим Фридман)
- Где происходят описанные события? Когда?
- Прочитайте описание дома, в котором жил писатель.
- Что удивило в этом описании?
- Что особенно понравилось?
- О каком незваном госте, повадившемся из погреба, узнают мальчики?
- Давайте найдем в тексте детали описания, хаpaктеризующие внешний вид кота.
- А теперь найдите детали описания, хаpaктеризующие образ жизни кота, его черты хаpaктера. Итак, кот:
Босяк – озорник, xyлиган, нарушитель порядка, дисциплины.
Бродяга – бездомный, скитающийся без каких-то определенных занятий.
Бандит – грабитель, участник разбоя.
Беспризорный – лишенный присмотра, бездомный, живущий на улице.
Отчаянный - попавший в тяжелую, безвыходную ситуацию, очень смелый.
Супер – первая часть сложных слов, обозначает главный, очень смелый.
- Итак, ребята, наш портрет готов.
- Привлекателен у нас получился портрет? Теперь стало ясно, почему кота назвали ворюгой. Перед нами настоящий СУПЕРВОР!
- Но всему приходит конец. Пришел конец и его босяцким выходкам. Кот попался.
- Давайте прочитаем об этом.
- Что можно добавить к портрету кота? Какие детали описания нашли в этом отрывке?
(Тощий – очень худой. Беспризорный – лишенный присмотра).
Чтение в лицах.
- Прочитаем в лицах коротенький диалог – решается судьба кота – как с ним поступить?
- К какому решению пришли друзья?
- Скажите, ребята, это не совсем обычное решение?
- Чего ждал кот? (“кот ждал, зажмурив глаза”).
- Сообщи свое “Я”. Я бы, пожалуй, сделал так…”
- Да, ребята, не всегда следует злом отвечать на зло. Иногда (и даже часто) добрая реакция на злой, нехороший поступок более эффективна. Дает лучший результат.
- Прочитайте 1-е предложение последней 4-й части. (“С этого он у нас прижился и перестал воровать”).
- Как вы думаете, почему кот перестал воровать?
- Перескажите вкратце 4-ю часть рассказа.
- Как изменился кот?
- Что повлияло на это?
- Изменилась ли кличка кота?
- Почему “Милиционер”?
Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?
Ответив на этот вопрос, вы определите основную мысль рассказа.
Работаем в диалогах (подумайте, посовещайтесь).
Верно, в рассказе поднята проблема о беспризорных животных. Не должно быть беспризорных животных, животных-бродяг. Человек в ответе за братьев наших меньших. Как сказал французский писатель Сент-Экзюпери: “Мы в ответе за тех, кого приручили”.
Настал момент дописать тезисы.
I комaнда: Хорошая жизнь для кота – это…………
II комaнда: Самое главное для человека по отношению к животным – это……...
Молодцы, ребята, хорошо поработали. Понравился вам рассказ? Напомнил он нам о бережном отношении к животному миру?
Вы побывали в Древнем Египте и на даче К. Паустовского, а сейчас давайте немного разомнемся и представим себя котами и кошечками. Какие произведения, посвященные кошке, вы знаете?
4. Подведение итога и благодарность всем участникам мероприятия.
Презентация
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
18 03 2024 12:45:50
В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах «Топонимика», «Военная история», «Культурология», «Православные святыни Всеволожской земли», «Экономика края»....
17 03 2024 7:59:45
Исследовательская работа осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме, методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Учащиеся работают с документами, сообщениями, контурными картами, заполняют таблицы....
16 03 2024 21:16:16
На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....
15 03 2024 4:49:46
Цель урока: показать роль права в регулировании семейно-брачных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, роль и значение семьи в современном обществе; создать психологические предпосылки для ответственного отношения к семейной жизни....
14 03 2024 17:46:56
В процессе урока при изучении нового материала проводится проверка домашнего задания (подготовка презентации на тему: «Технические усовершенствования и изобретения времен Первой мировой войны»). Для осуществления актуализации знаний учащихся предполагается деление класса на 3 группы, каждой из которой выдается лист с фрагментами исторических документов. Ребята должны будут ответить на поставленный вопрос и, проанализировав материал учебника, заполнить таблицу в тетрадях....
13 03 2024 3:41:43
Урок проводится по новой истории в 7-м классе, по УМК Юдовской, Бapaнова, Ванюшкина. Цели урока: помочь учащимся усвоить знания об истории создания независимого государства - США, познакомиться с Конституцией США 1787 г. — первым документом Нового времени, продолжить развитие умений выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, понимать позицию американского народа в отношении прав человека....
12 03 2024 21:21:52
Данное мероприятие посвящено ситуации в России конца XX века. Новое время требует от истории полноты и правды. Мир дворянской культуры, удивительный мир человеческих отношений, веры в Бога, в Россию, в ее будущее был разрушен сначала войной, а потом – революциями 1917 г. Они привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция) покинули Родину. Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая память о тех годах, когда они были вынуждены покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы... ...
11 03 2024 22:51:48
Воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий. Учащиеся должны знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917 г. Важно выявить причины прихода к власти большевиков. Во время урока продолжить обучение навыкам самостоятельного, сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками. Вызвать интерес у учащихся к данной странице истории России. ...
10 03 2024 8:59:36
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....
09 03 2024 8:59:52
Урок истории – важнейший составляющий элемент темы Древний Египет, ставит целью не только создание культурного образа эпохи, но и укрепляет общеучебные умения и навыки в специализированном 5-м классе коррекции 7-го вида с помощью арт-терапии и мультимедиа. ...
08 03 2024 18:31:57
В уроке рассматривается развитие внешней политики в мире в постсталинский период, поиски новой стратегии отношений с Западом, с социалистическим лагерем; урок развивает творческое мышление (анализ документов, самостоятельная работа с научной литературой, работа с новыми терминами и понятиями), самостоятельность мышления учащихся; чувство любви к Родине, толерантность, воспитывает интерес к истории Отечества. ...
07 03 2024 18:48:11
На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта. ...
06 03 2024 13:23:18
Интеpaктивные технологии делают процесс обучения интересным, динамичным, позволяющим раскрыться каждому обучающемуся, доступным. Цели урока – охаpaктеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в.; рассказать о ходе Северной войны, создании в России армии нового образца, превращении России в европейскую супердержаву....
05 03 2024 22:24:53
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
04 03 2024 5:50:16
Представлена разработка урока-игры по обществознанию для учащихся 6-го класса. В ходе учебного занятия в игровой форме с использованием ИКТ (игра "Что? Где? Когда?") осуществляется повторение и обобщение изученного материала по теме "Родина", формируются умения работы учащихся в группе. При подготовке урока используются вопросы, сформулированные шестиклассниками....
03 03 2024 1:26:54
Урок знакомит с различными определениями понятия "общество" на основе устойчивых словосочетаний, в которые входит данное слово; раскрывает сущность понятия "общество"; формирует представление об обществе как системе, состоящей из подсистем, то есть сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной), на основе графических моделей раскрывает взаимосвязь сфер общественной жизни; опираясь на знания учащихся о природе и обществе, определяет их взаимосвязь....
02 03 2024 11:40:38
В уроке-игре принимают участие учащиеся одного класса. Можно провести его как внеклассное занятие на всю параллель. Жюри набирается из учеников класса или старшеклассников. Оценки за конкурсы объявляются перед каждым новым конкурсом. В конце игры подводятся итоги, вручаются грамоты и выставляются отметки....
01 03 2024 18:42:32
В ходе урока учащиеся создают компьютерную презентацию. Интегрированные уроки позволяют сделать урок более динамичным, современным, личностно-ориентированным. ...
29 02 2024 5:38:13
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....
28 02 2024 18:15:59
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «история» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нахождения интересного материала, ему удастся заинтересовать ученика в получении знаний. Цели урока: раскрыть причины войны; дать представление о подготовке войск к войне двух стран; сформировать представление о ходе военных действий; ознакомить учащихся с личностью народной героини Жанны д'Арк; рассмотреть итоги Столетней войны....
27 02 2024 10:10:48
Рабочий урок, на котором проверяется материал, изученный на предыдущем уроке, а также изучается новый материал. Предлагаются разнообразные формы повторения и изучения материала: блиц-опрос, загадки с картинками, письменная работа по терминам, работа по нарисованной карте-схеме. Урок насыщенный по форме деятельности, большую часть материала ученики изучают самостоятельно, а учитель выступает в роли инструктора....
26 02 2024 10:35:15
Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов. ...
25 02 2024 10:22:15
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
24 02 2024 0:41:23
Готовясь к уроку, учащиеся получили индивидуальные задания. Группа «Операторов» готовила мультимедийную презентацию. Болельщики получили задание оформить тематические буклеты. Это способствовало созданию эмоционального фона игры. Особое место в уроке занимают информационные технологии. ...
23 02 2024 18:16:31
Представленная методическая разработка была разработана и пpaктически опробована на уроке истории в 7-м классе. Урок проходит в интеpaктивной форме, с использованием инновационных информационных технологий и средств их достижения (компьютер, мультипроектор, интеpaктивная доска). Урок проводится в завершении изучения темы "Эпоха Петра Великого" как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации....
22 02 2024 10:36:21
Элективный курс расширят знания по разделу "Великая Отечественная война". Актуальность программы определяется тем, что в учебниках по отечественной истории этойпроблеме уделяется мало часов. Учащиеся получают навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на фактический материал. Курс воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к родине....
21 02 2024 13:40:45
Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....
20 02 2024 2:10:37
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
19 02 2024 6:20:49
На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции; формируют яркое, образное, эмоционально-окрашенное представление о знаменитом спортивном празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю....
18 02 2024 16:18:41
Данный материал поможет учителю в проведении урока по теме «Типология обществ» в курсе «Человек и общество» (8-й класс, учебник под редакцией А.И. Кравченко). В презентации даны тестовые задания для подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме («Сборник заданий для проведения экзамена в 9-м классе» издательства «Просвещение», 2009)....
17 02 2024 1:40:48
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся научатся видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; усовершенствуют навыки работы в группе....
16 02 2024 8:41:54
Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы....
15 02 2024 10:30:18
Цели: закрепление знаний, формирование уважения к историческому и культурному наследию Средневековья. ...
14 02 2024 13:34:48
Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье. ...
13 02 2024 15:28:16
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
12 02 2024 9:53:48
На уроке учащиеся самостоятельно продолжают рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объясняют разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнивают отличия рас друг от друга и делают выводы; выявляют закономерность исторического развития....
11 02 2024 5:45:38
Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....
10 02 2024 6:46:23
При сдаче ЕНТ одним из обязательных предметов является история Казахстана. Хотя учащиеся обладают неплохими теоретическими знаниями, они часто не умеют применять их. Одним из проблемных вопросов является хронология. Чтобы правильно отвечать на тестовые вопросы, касающиеся хронологии, учащимся необходимо уметь применять знание хронологии в различных ситуациях. Хронологические таблицы станут надежными помощниками в формировании хронологических компетенций....
09 02 2024 2:36:27
Интегрированный урок по истории и литературе посвящен одному из крупнейших поворотных моментов в истории Отечества – эпохе освобождения. Рассматривается эволюция идеи отмены крепостного права и последствия его отмены на основе исторических источников, литературных произведений второй половины XIX в....
08 02 2024 6:14:16
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
07 02 2024 5:51:38
Представлена программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России....
06 02 2024 5:58:46
Урок расширяет знаний учащихся о правлении Бориса Годунова и начале правления Лжедмитрия I. Учитель объясняет причины возникновения Смутного времени, причин и хаpaктера восстания И.Болотникова. ...
05 02 2024 23:26:52
Урок по обществознанию для 8-го класса поможет учащимся осознать смысл слова "дружба", показать, что понятие "дружба" и взаимоотношения между людьми сохраняют свою значимость, не потеряли глубину чувствования и восприятия в современном мире. ...
04 02 2024 1:58:36
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с целью расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны....
03 02 2024 4:32:37
Цель урока: сформировать представление учащихся о предпринимательской деятельности, ее функциях, роли в развитии экономики страны....
02 02 2024 6:30:54
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
01 02 2024 0:44:13
Урок истории проводится в форме путешествия по средневековому городу, нас сопровождают выдающиеся достижения Венецианской республики. На уроке используется интеpaктивная доска, презентация, заполняется карта-схема. Во время занятия отpaбатываются навыки работы с картой, контурной картой, схемой, понятиями....
31 01 2024 1:50:51
В статье представлен урок истории, который может быть проведён с учащимися 7-го класса общеобразовательной школы. Используемые формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, картой, с документами, схемами, решение исторических задач. ...
30 01 2024 23:19:25
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
29 01 2024 7:40:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::