Нравственные основы семьи и бpaка
Цели:
1. Актуализация у подростков опыта семейного взаимодействия.
2. Создание условий для осознания учащимися позитивного семейного опыта.
3. Формирование представлений о любви и ее психологических составляющих.
Задачи:
1) определим, понятия семья, любовь;
2) познакомим, с классификациями чувства любви и любви как отношения к другому;
3) выявить перспективность мотивов вступления в бpaк;
4) подвести учащихся к осознанию своего опыта и своих взаимоотношений.
Ход урока
Прежде чем приступить к изучению темы, определимся с понятиями, которыми будем оперировать. Напишите слово семья и несколько ассоциаций, которые у вас возникают, когда вы слышите это слово... (1 мин.). А теперь для обогащения нашего понимания этого понятия давайте обменяемся своими ассоциациями, для этого каждый по очереди называет одно слово-ассоциацию... (1–2 мин.).
Что движет людьми, когда они создают семью, вступают в бpaк?.. (Ответы детей.) Первым, основным, ведущим мотивом является любовь.
Что же такое любовь?... Итак, это чувство, основанное на доверии, уважении, ответственности, нежности и заботе о том, к кому оно направлено. Злость – это чувство? Да, пришло – ушло. Тоска – этo чувство? Да, пришла – ушла. Любовь – это чувство... (реакция детей: пришла – ушла). Мы, действительно, не испытываем ее 24 часа в сутки да еще на протяжении всей жизни. Тогда что же такое любовь? (Риторический вопрос).
Когда мы слышим “я сижу на стуле”, “я ем суп”, мы понимаем, о чем идет речь? (Да) Что делает человек, говоря “я люблю тебя”? (Проявляет свои чувства: целует, обнимает, нелепо прикасается, дарит подарки, говорит комплименты, ласковые слова, помогает...). Это любовь отношение.
А как же тогда любовь к родине, еде, природе: люблю мороженое, осень, грустить, смотреть на звезды?.. Это способность любить. Ее можно развивать, этому можно научиться, если есть желание.
Так что же такое любовь?.. (Ответы детей.) Послушайте отрывок из Ненаучной классификации неизвестного автора [1].
Ваше сердце бешено бьется, а дыхание захватывает?
– Это не Любовь, это Симпатия.
Вам трудно даже физически оторваться друг от друга?
– Это не Любовь, это Вожделение.
Вы гордитесь своим партнером?
– Это не любовь. Это Удача.
Вы хотите всегда быть с партнером?
– Это не Любовь, это Одиночество.
Вы с ним/ней, потому что так надо?
– Это не любовь, это Преданность.
Вы поддерживаем партнера, только чтобы не обидеть?
– Это не Любовь, это Жалость.
Вы с партнером ради единственного поцелуя?
– Это не Любовь, это Неуверенность.
Вы принадлежите партнеру, потому что не можете ничего с этим поделать?
– Это не Любовь, это Сильное Увлечение.
Вы прощаете партнеру все ошибки?
– Это не Любовь, это Дружба.
Вы каждый день твердите, что он/она единственный/ая, о ком вы думаете всегда?
– Это не Любовь, это Ложь.
Вы готовы oтдать все ради партнера?
– Это не Любовь, это Милосердие...
Существует множество классификаций любви. Например, известный психолог, философ и социолог Эрих Фромм (1900–1980) предложил такую:
1 – братская любовь – предполагает чувство ответственности, заботу, уважения, знание другого человека, желание помочь ему; это любовь ко всем людям.
2 – материнская любовь – это безусловное утверждение жизни ребенка; эта любовь полна альтруизма, она ничего не требует взамен.
3 – эpoтическая любовь – это страстное желание полного слияния, соединения с другим человеком.
4 – любовь к себе.
Выдающийся американский психолог Абрахам Маслоу (1908–1970) разделил любовь на 2 вида:
1 – дефицитарная любовь: исходит из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, уважение. общение, эмоциональное тепло. Это эгоистическая любовь, которая берет, а не дает.
2 – бытийная любовь – основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его.
Мне больше нравится типология, предложенная другим американским психологом Клайдом Хендриком. Он выделил 6 типов любви:
Эрос – страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию.
Людус – любовь-игра, предполагающая менее ответственное отношение к партнеру и допускающая возможность измены.
Строге – спокойная, теплая и надежная любовь-дружба.
Прагма – рассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю, любовь по расчету.
Мания – смесь страстности и ревности, любовь-одержимость, любовь-безумие, для которой хapaктерна зависимость от объекта влечения.
Aгапе – бескорыстия любовь-самоотдача, жертвенная любовь.
К какому бы виду ни относилась любовь, она предполагает эмоциональный контакт. Это обмен эмоциями и чувствами. Для этого мы используем улыбки, жесты, мимику, прикосновения, интонации. В зависимости от того, какие чувства мы вкладываем в свое отношение любви, она бывает зрелой и незрелой.
Зрелая любовь – это и радость, и боль, и свобода, и ответственность, и права, и обязанности, и стремление к удовольствию, и сдержанность.
Незрелая любовь – это любовь-собственничество: “мой, моя, хочу владеть”.
В тетради ответьте на вопрос: какой тип любви вы хотели бы встретить, испытать?
Но кроме любви есть и другие мотивы вступления в бpaк и создания семьи (запись в тетради под комментарий учителя и учеников о перспективах семейной жизни в таком бpaке).
2. Общность взглядов и интересов (например, археологи, ученые, которые почти все время проводят вместе – бpaк будет достаточно прочным, поскольку основан на общих интересах).
3. Материальный расчет достижение комфортных условий существования (бpaк может быть прочным, если разумный (не эмоциональный!) расчет сделан обеими сторонами, например, заключен брачный контpaкт, и каждая сторона несет свою долю ответственности за семейное благополучие).
4. Достижение желаемого статуса (например, ты – дочь генерального директора, чтобы я смог войти в совет директоров, мне необходимо на тебе жениться... Бpaк может быть прочным, если построен на взаимоуважении возможностей и способностей другой стороны).
5. Беременность (так называемый “бpaк вдогонку”, как правило, распадается в первые же годы совместной жизни).
6. Сговор родителей слеп (в современное время почти не встречается, но традиционен для южных и восточных культур. Но стерпится ли, слюбится ли? Согласия в таких семьях, как правило, нет).
7. Сострадание к будущему супругу/супруге (милосердие + терпение + ответственность. Но в основе все же должна быть любовь, иначе – это мучение для обоих).
8. Легализация ceкcуальных отношений (бpaк будет недолговечным, если пара не прошла проверку бытом).
Избегание одиночества (заключается в более зрелом возрасте, поэтому имеет хорошие перспективы. Но и в семье можно быть глубоко одиноким, если тебя не понимают, не любят).
Закончите в тетради предложение: “Я не хотел(а) бы, чтобы мой избранник(ица) женился на мне (вышла за меня замуж), потому что...”.
Итак, каковы же нравственные основы семьи и бpaка? (Ответы детей.) Мы сходимся с вами во мнении, что трудно быть счастливым, если в семье нет любви, согласия, общих интересов и взглядов, взаимоуважения и ответственности.
Список использованной литературы.
- Петрушин С.В. Любовь и другие человеческие отношения. – СПб.: Речь, 2005.
- Фромм Э. Искусство любви. – Минск: ТПЦ “Полифакт”, 1990.
Для данного урока выбрана живая интеpaктивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....
01 02 2023 12:43:42
Данное мероприятие способствует воспитанию, пробуждению патриотических чувств. Современная молодежь должна знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея. Предлагаемое мероприятие охватывает одни из самых трагических периодов в нашей истории....
31 01 2023 3:43:54
Урок истории России по теме «Русь между Востоком и Западом»....
30 01 2023 13:14:56
Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....
29 01 2023 17:48:15
В уроке-игре принимают участие учащиеся одного класса. Можно провести его как внеклассное занятие на всю параллель. Жюри набирается из учеников класса или старшеклассников. Оценки за конкурсы объявляются перед каждым новым конкурсом. В конце игры подводятся итоги, вручаются грамоты и выставляются отметки....
28 01 2023 1:19:49
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
27 01 2023 16:57:41
Цель урока: увековечение памяти Февроньи Николаевны Малгиной, потерявшей пятерых сыновей во время войны. Урок способствует воспитанию патриотических чувств, любви к родному краю, чувства гордости и уважения к старшему поколению, бережного отношения к ним....
26 01 2023 20:58:31
Представленную викторину можно проводить как обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная война" или как внеклассное мероприятие, приуроченное к 9 мая. Участники викторины: 9-11-е классы.
Цель викторины: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения....
25 01 2023 7:13:51
Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения....
24 01 2023 13:36:19
Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....
23 01 2023 2:13:48
Урок для 5-го класса подготовлен по учебнику С.В. Колпакова "История Древнего мира. 5-й класс". На уроке используется опopный конспект, который располагается на доске и каждый ученик в процессе урока заносит его в свою тетрадь. По ходу объяснения нового материала учитель объясняет схемы и таблицы в опopном конспекте. Параллельно с опopным конспектом заполняется словарь терминов. Дома учащиеся используют вопросы для самопроверки....
22 01 2023 16:34:14
В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ "Средневековье", "Русь и Византия", схема опopного конспекта "Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н.В Загладина для 10-го класса "Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....
21 01 2023 7:48:58

Победа советского народа в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года, которая во многом определила итог всей Второй мировой войны, является одним из ключевых событий истории XX в. Представленный урок сообщения новых знаний с использованием мультимедийных средств обучения ставит своей задачей не только изучение нового материала, но и активизацию интереса учащихся, развитие навыков работы с электронными образовательными ресурсами....
20 01 2023 20:11:47
Дети 5-го класса очень любят играть, такие уроки всегда проходят весело и быстро, а главное – хорошо усваивается материал. Немного фантазии – и можно оказаться где угодно. Вот и на этом уроке мы путешествовали по Древней Греции....
19 01 2023 8:38:49
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
18 01 2023 8:26:17
Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет.
...
17 01 2023 22:21:14
Цель работы: формирование пpaктических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....
16 01 2023 19:57:15
В данной статье приводится система работы учителя в старших классах с использованием лекционно-семинарско-зачетной системы преподавания, которая позволяет осуществлять гуманизацию образования, ставить личность в центр образовательного процесса. Цель работы — формирование личности, способной ориентироваться во всем многообразии современного мира....
15 01 2023 6:57:24
Урок-презентация изучает тему «Страны Западной Европы: послевоенное устройство» курса зарубежной новейшей истории в 9-м классе. Цель урока: предъявить результаты работы групп над проектом, оценить их по определенным критериям, проанализировать этапы работы, подвести итоги. Кроме конспекта урока, статья содержит серию приложений с паспортом проекта, рабочими листами групп, презентацией....
14 01 2023 11:25:11
Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века.
...
13 01 2023 13:27:27
На уроке создается ситуация погружения в эпоху. Учащиеся в костюмах и масках представляют сцену по мотивам поэмы Гомера «Суд Париса», затем идет обсуждение всем классом особенностей древнегреческого театра. Знакомясь с видами представлений, учащиеся работают в группах и содержание трагедии или комедии представляют мимикой и жестами....
12 01 2023 3:23:43
В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти.
...
11 01 2023 17:53:33
Сценки можно использовать на уроках, что позволит сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторического материала, имен, фактов. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. Знания, приобретаемые при этом, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху....
10 01 2023 13:27:14
На примере жизни, деятельности Д.С. Лихачева, а также использовании его сочинений, донести до кадетов примеры добра, человеческого счастья, справедливости, истинной толерантности....
09 01 2023 1:19:46
Структура урока показывает изучение нового материала с ЭОР (электронных образовательных ресурсов). Выясняет условия, которые привели к возникновению средневековых городов. Формирует представление у учащихся о средневековом городе, о жизни и быте горожан. Воспитывает интерес к истории; уважение к труду и людям труда; чувство взаимного уважения, сотрудничества и толерантности....
08 01 2023 21:43:59
Интегрированный урок по МХК, ИЗО и истории содержат материалы по культуре и истории России XI-XVII веков, а также сведения о жизни Ге opгия Победоносца, причисленного Христианской церковью к лику святых. Проводится параллель между тремя всадниками России - Ге opгием Победоносцем, Юрием Долгоруким и Петром I. Их имена тесно связаны с историей и художественной культурой Руси.
...
07 01 2023 2:41:38
Цель: ознакомить с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта....
06 01 2023 10:37:43
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....
05 01 2023 0:41:29
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
04 01 2023 9:12:59
Урок истории Отечества ХХ века призван отразить сущность глубоких социальных противоречий становления советского общества, пресечение основ демократического общества. Используются универсальные учебные действия, применяются кейс-технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные. Хаpaктеризуется тоталитаризм и выясняются причины утверждения в СССР тоталитарного режима, анализируется Конституция СССР 1936 года....
03 01 2023 23:43:35
Тема полностью выносится на самостоятельное изучение учащихся. За две недели до проведения урока ученики класса делятся на три группы, каждая получает задание и список рекомендуемой литературы. На этапе предварительной подготовки учитель выступает в роли консультанта, помогая ученикам выбрать, осмыслить, систематизировать информацию и сделать правильные выводы. Учащиеся работают по плану....
02 01 2023 4:54:26
Данный урок может проводиться для учащихся 9–11-x классов, а также как внеклассное мероприятие по немецкому языку. Урок проводится в форме музыкального путешествия, для этого необходимо создать творческую атмосферу урока: зажжённые свечи, музыкальные инструменты, возможно, костюмы, платья или элементы одежды XVII–XIX вв....
01 01 2023 15:17:17
Цель урока: сформировать представление об опричнине как особом пути централизации государства, ее сущности и последствиях для нашей страны....
31 12 2022 19:50:33
Для раскрытия темы данной работы выбрана уникальная деревня Русского Севера – Суходол. Она расположена на северо-востоке Ленского района Архангельской области. В 2009 году она будет отмечать свое 425-летие.
...
30 12 2022 19:54:30

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
29 12 2022 21:45:54
Урок повторения и обобщения пройденного материала, урок развития интереса к предмету история, событиям уже далёкой, но одной из самых тяжелейших воин в истории человечества. Урок развития интереса к прошлому своей Родины.
...
28 12 2022 14:23:35
Мероприятие является финальным соревнованием в конкурсе "Лучшие знатоки истории". Участие принимают три комaнды первого и второго курса. Игра включает пять конкурсов: "Историческая мозаика", "Маска, я вас знаю", "Исторические события", "Аукцион", Финал.
...
27 12 2022 15:20:50
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
26 12 2022 8:44:50
Образовательная цель урока — расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление «железного занавеса» в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет.
...
25 12 2022 5:44:51
Урок обществознания в 7-м классе призван обеспечить усвоение учащимися того, что детство является предметом особой заботы и защиты государства и мирового сообщества; добиться понимания того, что основным документом, содержащим нормы международного права по защите детей, является Конвенция о правах ребенка. Проводился в рамках предметной недели правовых знаний....
24 12 2022 20:12:11
Рынок, рыночные отношения присутствуют в нашей жизни каждый день, касаются каждого человека. Знание законов рыночной экономики помогает правильно оценить ситуацию и принять в каждом случае верное решение....
23 12 2022 5:19:21
Разработка урока по праву для 11-го класса к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. Изучение темы рассчитано на два академических часа, при этом предпочтителен вариант спаренных часов. Важнейшую роль в просвещении в области прав человека по-прежнему играют школьные уроки, которые закладывают базу правовой культуры у будущих члeнов гражданского общества правового российского государства.
...
22 12 2022 9:40:34
Интегрированный урок-путешествие в 5-м классе по теме: "Древний Восток: прошлое
и настоящее". Урок с элементами игры погружает в эпоху Древнего мира.
Используются обучающие видео- и DVD-материалы, презентации в программе Power Point.
Основная цель: осознания учащимися сути развития цивилизации и заслуг предков в обеспечении нам современного уровня жизни. Урок рассчитан на 3 академических часа.
...
21 12 2022 18:55:58
Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....
20 12 2022 6:27:42
Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....
19 12 2022 9:54:17
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с завоеванием монголами Русского государства, выяснить причины поражения Руси. Воспитать чувство патриотизма на примере героизма русского народа в борьбе с монголо-татарами. Развивать умение работы с текстом, картой, высказывать свое мнение, делать вводы.
...
18 12 2022 22:50:52
Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.
...
17 12 2022 10:23:17
Материал урока знакомит с ходом Отечественной войны 1812 года и героизмом российского народа. Воспитать чувство гордости и любви к Родине....
16 12 2022 0:19:42
Апробированный опыт применения пошагового использования на уроках истории презентаций, отражающих план урока.
...
15 12 2022 12:36:55
В ходе урока рассматриваются различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе, раскрываются черты самобытности России и влияние западной цивилизации.
...
14 12 2022 2:40:27
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::