Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Уроки Гражданской войны" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Уроки Гражданской войны"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Уроки Гражданской войны"

Природа вечно творит и вечно разрушает. Из простейшего вещества творит она противоположнейшие произведения, баз малейшего усилия и на все кладет какое-то нежное покрывало. У каждого её создания особенная сущность, у каждого явления отдельное понятие, а все - едино. (Гегель)

В педагогике исторические корни интеграции можно отыскать в трудах классика педагогической мысли К.Д. Ушинского, который объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, хаpaктеризующих мир природы и человека.

В современной педагогике проблема интеграции “зазвучала” в 80-е годы XX века с новой силой и с новым содержанием. Почему?

Вхождение России в мировое образовательное прострaнcтво, процессы интеграции во всех сферах жизни человечества вновь выводят на один из первых планов проблему интеграции в образовании. Образовательные потребности современного школьника возрастают в связи с требованиями общественного и научно-технического прогресса.

Интеграция позволяет раскрыть новые возможности для социализации и самореализации личности современного школьника. Формирует активную личность, востребованную обществом.

Хотелось бы подчеркнуть, что сам предмет история “вынуждает” к интеграции. Существует множество тем, проблем и вопросов требующих привлечения специалистов для их объективного и комплексного рассмотрения. Например: корпускульно-волновая модель мира (физика), жанровое становление зарубежной и отечественной литературы и т.д.

Таким образом, в результате применения данной педагогической технологии происходит систематизация знаний по всем предметам и развитие восприятия мира в гармоничном единстве, что позволяет расширить содержание образования.

На данном уроке можно увидеть пример интеграции истории и литературы. Это один из уроков в рамках разработанной авторами статьи программы интеграции двух смежных дисциплин.

Цели:

Обучающая - познакомиться с биографией М.А. Шолохова как яркого представителя времени Гражданской войны; повторение и систематизация знаний по теме “Гражданская война”.

Воспитательная - на примере исторического материала и судеб героев “Донских рассказов” проследить трагедию российского народа в 1918 – 1920 годах и приоритет общечеловеческих ценностей над идеологическими.

Воспитать толерантность, патриотизм и активную жизненную позицию.

Развивающая – развитие дедуктивного логического мышления, монологической речи, умения выстраивать причинно-следственные связи, умения аргументировать.

Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий урок.

Оформление урока (средства):

  1. Портреты участников гражданской войны.
  2. Плакаты времен Гражданской войны.
  3. Белая и красная гвоздики – символы идеологии “белых” и “красных”.
  4. Данные социологических опросов:
    • Данные опроса по стране.
    • Данные опроса уч-ся 10 класса А.
  5. Свеча.
  6. Коллажи по теме: “Что такое гражданская война?”.
  7. Эпиграфы к уроку.
  8. Картина В. Верещагина “Апофеоз войны”.
  9. М. Шолохов “Донские рассказы”.
  10. Микеланджело “Пьета.
  11. Портрет М. Шолохова и годы жизни.

Раздаточный материал: сравнительная таблица по рассказам М. Шолохова “Донские рассказы”:

Категории сравнения “Родинка” “Продкомисар” “Чужая кровь”
  Николай Атаман Бодягин Отец Гаврила Николай (Пётр)
1. Чувства            
2. Убеждения            

Эпиграфы к уроку (М. Волошин, 1920):

“Кто не за нас – тот против нас,
Нет безразличных: правда с нами”.

Одни идут освобождать Москву
И вновь сковать Россию.

Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.

(Закрыт до конца урока)

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

Основные понятия и термины: гражданская война, идеология, пропаганда, мотив деятельности, убеждения.

План урока:

  1. Михаил Шолохов – певец казачьей правды. (Краткая биография М. Шолохова).
  2. Причины и хаpaктеристика Гражданской войны.
  3. “Родинка”.
  4. “Продкомисар”.
  5. “Чужая кровь”.
  6. “Ни записи, ни мысли, ни слова
    К ним не дойдут: все знаки слижет пламя?”

Ход урока

Учитель литературы (далее Л.)

Кто передаст потомкам нашу повесть?
Ни записи, ни мысли, ни слова
К ним не дойдут: все знаки слижет пламя.
И выест кровь слепые письмена

Но может быть, благоговейно память
Случайный стих изучно сохранит.
Никто из вас не ведал то, что мы,
Изжили до конца, вкусили полной мерой…

М. Волошин, 1920.

Учитель истории (далее И.)

Можем ли мы понять события, которые произошли более 85 лет назад в нашей стране? Понять, что двигало тысячами людей? Историк Бортневский, оценивая события Гражданской войны, говорил. Что гражданская война в России была и подвигом и трагедией. Попробуем понять, сумело ли человечество, принеся огромные жертвы, извлечь какие-либо уроки. “Уроки Гражданской войны” – тема нашего сегодняшнего урока.

Далее учитель знакомит учащихся с целями и задачами урока.

1. Михаил Шолохов – певец казачьей правды.

Л.: Одним из очевидцев, кто оказался включенным в вихрь исторических событий, был М. Шолохов.

Учитель останавливается на тех фактах, которые “перекликаются” с биографиями героев рассказов, что помогает подчеркнуть некоторую автобиографичность произведений.

Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 (?)г. в станице Вёшенской, что расположилась на берегу Дона.

Годы учебы (1914-1918) пришлись на первую мировую войну. Затем он возвращается домой и видит, что “Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны”.

В 1920г. Михаил добровольцем вступил в продовольственный отряд. “Служил и мыкался по Донской земле. Гонялся за бандами. И банды гонялись за нами. Всё шло, как положено. Приходилось бывать в разных переплётах”. Попал в плен к махновцам и был отпущен из-за малолетства. Первые рассказы, вошедшие в сборник “Донские рассказы”, были напечатаны в 1924г., когда автору было около 19 лет.

Почему именно на Дону происходит действие рассказов?

И.: Действия рассказов происходят на берегах р. Дон среди казачества

Даётся хаpaктеристика казачества, как особого служилого сословия. Раскрывается этимология слова “казак, а так же значение службы казаков для России.

Этимология слова “казак”: Много версий. Одна из них: слово “козак” тюркского происхождения, оно означает “вольный человек”. Другая версия – слово “козак” берет начало в монгольском языке, где слово “ко” означает “броня”, “латы”, а слово “зах” – означает “межа”, “граница”. Таким образом слово “козах” – “защитник границы”. Есть и другие версии.

Первое упоминание – 1444 г.. однако собственно история вольного казачества начинается с XVI века.

С конца XVIII – нач. XIX вв. правительство установило контроль над казачеством, и уже к концу XIX в. казаки становятся опорой самодержавной власти. Но казачество не было однородным. Так революционные события в нач. XX в. в России нашли поддержку среди казачьей бедноты. Однако большинство казаков оставались верными принципу: “Дед служил верой и правдой, отец служил и я буду служить”.

После Октябрьского вооруженного восстания именно Дон стал центром формирования Добровольческой армии. Именно на Дон стекались все недовольные советской властью и властью большевиков.

2. Причины и хаpaктеристика Гражданской войны.

И.: Противостояние росло. Общество “скатывалось” к Гражданской войне.

Далее учитель проводит фронтальный опрос по вопросам:

Что такое Гражданская война?

Ответ учащихся:

Гражданская война – острое столкновение между социальными группами, политическими партиями, гражданами одного государства за власть.

1. Причины гражданской войны.

Ответы учащихся:

1) Обострение социально-экономических и политических противоречий в результате смены власти и изменения формы собственности.

2) Доминирование в обществе психологической установки на конфронтацию и решение вопросов политики и повседневной жизни с оружием в руках.

3) Крах демократической альтернативы развития страны в связи с разгоном учредительного собрания большевиками.

4) Отсутствие опыта политического и социального компромисса между различными политическими силами и социальными группами.

5)Неприятие политическими противниками большевиков Брестского мира с Германией.

6) Экономическая политика большевиков в городе и деревне весной-летом 1918 г.

7) Иностранное военное вмешательство во внутренние дела России.

2. Хронологические рамки войны и её периодов.

Ответы учащихся:

Официальные рамки гражданской войны – 1918-1920гг.

Различные точки зрения на время начла Гражданской войны: октябрь 1917 г.. (приход большевиков к власти); февраль 1917г (свержение самодержавия).; май 1918 г. (мятеж чехословацкого корпуса).

Различные точки зрения на окончание Гражданской войны: 1920г. (разгром врангелевских войск в Крыму); 1922 г. ( “малая гражданская война”, установление Советской власти в Средней Азии, в Закавказье и на Дальнем Востоке).

Периоды Гражданской войны:

I-й период – май-ноябрь 1918 г.;

II-й период – ноябрь 1918 – март 1919 г.;

III-й период – март 1919 – март 1920 г.;

IV-й период – весна – осень 1920 г.;

V-й период – 1920-1922 гг.

3. Расстановка социальных сил в годы гражданской войны.

Ответы учащихся:

Социальные силы:

“Красные” – часть пролетариата, беднейшее крестьянство, часть интеллигенции.

“Белые” – буржуазия, помещики, часть офицерства, часть интеллигенции, зажиточное и среднее крестьянство, часть пролетариата.

Война вошла в каждый дом. И порой люди становились под знамена “белых” или “красных” просто под воздействием обстоятельств. “Жизнь так сложилась”.

Учитель объясняет, как работать со сравнительной таблицей, с какой целю, это делается.

Л.: Итак, Гражданская война. Брат идёт против брата, отец против сына, почему? Ответом на этот вопрос во многом служат “Донские рассказы” Михаила Шолохова.

3. “Родинка”.

О трагических взаимоотношениях отца и сына в эти трудные годы Шолохов пишет в рассказах “Родинка”, “Продкомисар” и “Чужая кровь”. Каждый раз, по-новому решая эту проблему.

Обратимся к рассказу “Родинка”.

Учитель вместе с ребятами даёт анализ текста рассказа, акцентрируя внимание уч-ся на хаpaктеристику главных героев, их убеждения и мотивы. В ходе анализа ученики отвечают на вопросы, работают с текстом и заполняют сводную таблицу.

Вопросы:

  1. Как зовут главного героя? Откуда мы узнаем об этом? (Николай Кошевой).
  2. Почему в анкете не указано отчество главного героя? О чем это говорит? (Так уже в начале рассказа показано разъединение близких людей (отца и сына))
  3. Какие сведения о происхождении, занятии Николая Кошевого мы узнаем из анкеты? (Николай комaндир эскадрона, землероб, члeн РКСМ. Таким образом, его истинная составляющая оказалась "“зажата" между убеждениями и властными полномочиями)
  4. Сколько лет Николаю? (18 лет)
  5. Портретное описание Николая Кошевого. (“… плечист, не по годам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая”)
  6. Каким предстает герой перед читателями? Как представляют нам Николая предметы его окружающие? (Николай стесняется своей молодости. В свои восемнадцать лет он выглядит старше и уже разгромил две банды. Перед нами герой предстаёт повзрослевшим и даже состарившимся.
    “На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, бapaнья кость, полевая карта, сводка, уздечка…, краюха хлеба”. Ребята пытаются представить, как эти предметы раскрывают нам внутренний мир героя, суть его жизненных приоритетов)
  7. Какие чувства испытывает герой? (“думал устало”, “уморился так жить”, “опостылело все”, “потянул за рукав устало”, “искаженное злобой лицо”. Т.о. преобладает усталость от жизни, а в бою – злость)
  8. Почему выбрал для себя такую жизнь Николай? (Стал сиротой. “… до 15 лет мыкался по работникам, а потом шинель длинную выпросил и с проходившим через станицу красным полком ушел на Врангеля”)
  9. Что можно сказать об убеждениях героя? (Он потомственный казак, в силу сложившихся обстоятельств, присоединился к “красным”).

Продолжается анализ текста.

Вопросы:

  1. А как сложилась жизнь отца Николая Кошевого? (“… плен германский, потом Врангель,… лагерь с колючей проволокой, … турецкая фелюга… камыши кубанские… и – банда”. Полсотни казаков, недовольных Советской властью, таких же как Атаман, входили в эту банду)
  2. Почему отец, вернувшись домой, не смог вернуться к мирной жизни “по-старому”? (Вернувшись домой, узнал, что жена умерла, а сын пропал. В станице новая Советская власть)

И.: “Новая жизнь” встретила казака неприветливо. Многие казаки уходили в банды, так как были не довольны Советской властью. Недовольны её политикой расказачивания, которая началась в январе 1919г.

В ходе беседы ученики отвечают на вопросы и записывают выводы в сводную таблицу.

Вопросы:

1. Чем было вызвано стремление большевиков вести беспощадную борьбу против всего сословия казачества?

Ответ: Тем, что казачество, объединенное в воинские части, неоднократно принимало участие в вооруженной борьбе с советской властью. Большевики вели борьбу со всем казачеством, так как оно было собственником земли и сопротивлялось национализации земли, проводимой большевиками.

2. В какой форме проводилась большевиками политика расказачивания?

Ответ: Большевики применяли массовый террор против казаков. Проводили конфискацию хлеба, скота. Проводили полное разоружение казаков с расстрелом каждого, у кого находили оружие.

3. Каков был политический смысл политики расказачивания?

Ответ: Уничтожение казачества – это разгром сильного противника большевиков и участника белого движения. Казачество было реальной силой, противостоящей запрету на частное хозяйство в деревне.

4. Каковы последствия политики расказачивания?

Ответ: Расказачивание уничтожило сильных, зажиточных сельских хозяев, обострило отношения в деревне. Политика большевиков толкнула многих казаков в белогвардейские армии, в эмиграцию, банды.

Л.: Итак, атаман Кошевой не принял Советскую власть. Он был вынужден “… волком уходить по родным полям…”.

Продолжается анализ текста.

Вопросы:

  1. Какие чувства испытывает атаман? (“Душа зачерствела”, “боль, чудная и непонятная точит изнутри”, злость и ненависть в бою)
  2. Как происходит встреча отца и сына? (Отец и сын встретились во время боя. В ходе боя отец убивает Николая)
  3. В какой момент атаман узнает, что убитый им красный комaндир, его сын? (Атаман, снимая сапоги, увидел родинку такую же, как и у него. Он понял, что убил собственного сына)
  4. Почему именно родинку использует автор как символ? (Родинка – родной – род – Родина. Род, Родина – естественное объединяющее начала)
  5. Какие слова использует автор, чтобы передать душевное состояние атамана? (“… завыл”, “почернел” и т.д.) Учитель объясняет уч-ся, что чёрный цвет не случаен. Он часто встречается в рассказе: “Черная от загара спина”, “черная лента крови”. В черный цвет окрашен мир людей в отличие от мира природы. Черный – это цвет боли, злости, ненависти
  6. О чём “… неизмеримо большом и важном” боялся “проговориться” Николенька? (ответ предполагает самостоятельные выводы уч-ся; ребята высказывают своё мнение, мысли и предположения)
  7. Почему застрелился атаман? (автор “убивает” своих героев; это символизирует то, что жизнь людей разъединила, а cмepть – объединила)
  8. Каков финал рассказа? Почему? (Два мертвых человека – отец и сын, посреди бескрайней степи, а над их головой кружит ворон; ответ предполагает самостоятельные выводы уч-ся).

Работа по описанию картины Верещагина “Апофеоз войны”. Учитель акцентирует внимание учеников на символы, которые использует художник: выжженная земля, гора черепов, вороны, синее небо. Эти символы перекликаются с символом ворона в конце рассказа М. Шолохова “Родинка”.

4. “Продкомиссар”.

Л.: Подобную сюжетную линию – взаимоотношения отца и сына – мы видим и в рассказе “Продкомиссар”.

И.: Главный герой рассказа – продкомиссар Игнат Бодягин, который приехал в родную станицу во главе продотряда для сбора хлеба. Одной из главных проблем, с которой столкнулась Советская власть, это проблема нехватки продовольствия. 11 января 1919г. был принят Декрет ВЦИК о введении продразверстки.

Вопросы:

1. Что такое продразверстка? (Обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам продовольствия)

2. Какой принцип лежал в основе продразверстки? (В основе лежал принцип – первоочередными являются потребности государства)

3. Кто осуществлял продразверстку? (Местные Советы, комитеты бедноты, продовольственные отряда (продотряды))

Л.: Игнат Бодягин возвращается в родную станицу спустя 6 лет.

В ходе беседы проводится анализ текста. Свои выводы учащиеся записывают в сводную таблицу.

Вопросы:

1. Почему Игнат покинул свою родную станицу 6 лет назад?

Ответ: Игнат возмутился поступком отца, ударившего работника за сломанный инвентарь. Отец в наказание отправил сына “ума-разума набираться”, другими словами выгнал его из дома. У отца и сына разные нравственные позиции.

2. С каким чувством он возвращается на Родину?

Ответ: “… что-то уперлось в горле…” и “… перехватило дыхание…” при взгляде на дом отца. Но к отцу не пошел.

3. Как происходит встреча отца и сына? Какие чувства они испытывают?

Ответ: Отец оказался одним из тех казаков, которые выступали против изъятия хлебы. Он так же участвовал в убийстве одного из красноармейцев, за что и был приговорен к расстрелу. Именно в этот момент и происходит встреча отца и сына. Герои испытывают смешанные чувства. Отец: “… горячее блеснуло в глазах…”, “… спрятал глаза…”, “… в сторону отвел взгляд…”, “… зло и упрямо наморщил переносицу…”, голос сиплый, словно оборвал “… тонкую нить, вязавшую их…”. Сын: “… кожа… посерела…” от злобы. Позже, уже после расстрела, просит у отца прощение, хотя против расстрела не возражал)

4. Что чувствовали вы, когда читали эти строки? (Ребята делятся своими чувствами и мыслями)

5. Почему отец и сын стали непримиримыми врагами?

Ответ: У отца и сына различные нравственные позиции и разные убеждения и взгляда. Один – выступает за свое кровное хозяйство, сын – за идеалы социализма. Это уже осознанный выбор и осознанное противостояние.

И.: Отца и сына в рассказе “Продкомиссар” по разные стороны баррикад развела идеология.

Вопрос: Что такое идеология?

Ответ: система идей и взглядов, отражающих отношение различных социальных групп к окружающей действительности и друг к другу.

И.: Символом идей является гвоздь , символом идеологии – гвоздика. Гражданская война – это вооруженная борьба социальных групп, политических партий и отдельных людей за свои убеждения и идеи, под знаменами разных цветов. Борьба за “белую и красную гвоздики”.

Вопросы:

Какие политические партии выступали на стороне “белых” и “красных” ?

Ответ: “Белые” – меньшевики, правые и левые эсеры, монархисты, либералы.

“Красные” – большевики.

1. Идеологические принципы “белых”?

Ответ: Выступали за единую и неделимую Россию; предлагали перенести решение аграрного вопроса до окончания войны; придерживались принципа “непредрешенчества”, рассматривали интервентов как союзников в борьбе с большевиками.

2. Идеологические принципы “красных”?

Ответ: Социалистическое равенство, социалистическая справедливость, классовые интересы выше личных, солидарность и интернационализм пролетариата, независимость Советской республики, руководящая роль РКП (б).

Стихи М. Волошина (учителя литературы и истории, обращение к эпиграфам № 2 и 3):

И.: Одним из орудий идеологии была пропаганда. Тысячи брошюр, листовок, плакатов распространялось с той и другой стороны.

Работа с иллюстрациями плакатов “белых” и “красных”. Обращается внимания учащихся на их творческие работы – коллажи, посвященные гражданской войне. Общим для плакатов и коллажей является то, что Гражданская война в первую очередь – это столкновение различных идеологий.

Л.: Стихотворение М. Волошина (эпиграф №1):

“И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас.
Кто не за нас - тот против нас,
Нет безразличных: правда с нами”.

Это главный принцип, которым руководствовались “белые” и “красные”.

Далее завершается анализ текста рассказа “Продкомиссар”.

Вопросы:

1. Как и почему погибает комиссар Игнат Бодягин?

Ответ: Белые напали на продотряд. Отступая, Бодягин и его товарищ встретили замерзающего мальчика. Но уставшая лошадь не могла выдержать двоих и тогда Игнат принимает решение остаться и задержать бандитов, чтобы дать мальчику спастись. Игнат и его товарищ погибают.

2. Почему герой не спасает от расстрела родного отца, но жертвует собой, ради незнакомого мальчика? (Очевидно, М. Шолохов считал, что связь поколений не должна прерваться).

Учитель развивает эту мысль и проводит параллель с произведением М. Шолохова “Судьба человека”, в котором главный герой Андрей Соколов усыновляет сироту.

5. “Чужая кровь”.

Л.: Ещё сильнее эта тема непрерывной связи между поколениями прозвучала в рассказе “Чужая кровь”, завершающей цикл “Донских рассказов”. И это не случайно (цикл начинается с рассказа “Родинка”, в котором отец убивает сына и завершается рассказом “Чужая кровь”, в котором старый казак усыновляет красноармейца, потеряв своего родного сына).

Дается анализ текста.

Вопросы:

1. Перескажите начало рассказа.

Ответ: В донской станице проживает дед Гаврила. Он потомственный казак, верой и правдой служивший Отечеству. Гаврила проводил сына в армию и теперь ждет, не дождется его возвращения. От сына давно не было вестей.

2. Почему пошел служить сын казака Гаврилы Пётр? (Пётр пошел служить, следуя казачьей традиции. Идет служить на стороне “белых”)

3. Каковы убеждения самого Гаврилы? Какие чувства он испытывает? (Герой испытывает ненависть к “красным”, нарушившим исконный быт казачьей станицы и оказавшимся с его Петром по разные стороны. Таким образом, любовь к сыну породила ненависть и злобу по отношению к его врагам)

4. Что происходит с главным героем, когда он узнает о гибели единственного сына? (Гаврила испытывает двойственный чувства. С одной стороны у него пропал интерес к жизни, которая потеряла всякий смысл, а с другой – бунт, протест против новых порядков)

5. Как ведёт себя Гаврила, узнав, что продотрядники, которых он ненавидел, убиты? (При первой встрече с продотрядниками Гаврила испытал ненависть к ним, и особенно к их комaндиру. Но узнав, что они мертвы “… в дрогнувшем от ужаса сердце…” не было уже той злобы. Гаврила увидел, что комaндир продотряда – это молодой человек, очевидно ровесник его погибшего сына. Продкомиссар оказался жив и тогда Гаврила и его старуха выхаживают раненого, назвав его в честь своего сына “Пётр”. Таким образом, в герое побеждают человеческое, а не классовое начало. Любовь побеждает ненависть и порождает новое чувство – терпимость к “идейным врагам”. Очевидно, не случайно, что именно в сердце этого старого казака побеждают эти чувства. Он единственный из всех героев, с которыми мы познакомились, работает на земле, он связан с ней всей своей жизнью ( “… земля звала… властным неслышным зовом. Не мог противиться, запрягал быков, ехал…”). Именно эта связь и позволила выжить Гавриле после cмepти сына)

6. Что чувствует Николай к деду Гавриле, который его выходил? Что происходит в его душе? (“… осунулся и пожелтел…” и т.д. Тоска и боль в сердце Николая (Петра) вызваны скорым расставанием с приютившими его стариками. Прожив у них длительное время, он привязался к ним как к родным. Теперь это уже были не классовые враги, а люди не только спасшие его, но и близкие, подарившие ему сироте родной кров и отеческую любовь).

6. “Ни записи, ни мысли, ни слова
К ним не дойдут: все слижет пламя?”

Л.: Три рассказа, объединенные одной темой. Три истории. По ходу урока мы с вами заполняли сводную таблицу, целью которой было систематизировать наши выводы о чувствах и убеждениях главных героев.

Категории сравнения “Родинка” “Продкамиссар” “Чужая кровь”
  Николай Атаман Бодягин Отец Гаврила Николай (Петр)
1. Чувства Усталость, злоба. Усталость, злоба, боль Ненависть, сострадание к мальчику Ненависть Ненависть, боль, любовь и привязанность Ненависть, любовь и привязанность, боль
2. Убеждения Защищать Советскую Россию от банд Защищать свое Отечество от Советской власти Выступает за идеалы социализма, борется за светлое будущее своей Родины Защищать свое родное хозяйство, традиции казачества Выступает за казачью традицию служить Отечеству Советское будущее России

Вопрос: Посмотрите на наши выводы в таблице в строке “Чувства”. Есть ли что-то общее в чувствах главных героев, что-то объединяющее их?

Ответ: Да. Все они испытывают схожие чувства. Прежде всего - это ненависть и злоба, но герои последнего рассказа “чужая кровь” еще переживают и любовь.

Л.: В классе был проведен социологический опрос на тему: “Какие чувства вызывает у вас война?”. Вы тоже указали такие чувства как злость, обида, боль. Это не случайно, т.к. любая война – это всегда горе и страдание. На ваших коллажах показаны глаза людей. В этих глазах отразились те же чувства.

И.: А убеждения?

Вопрос: Есть ли что-то общее в убеждениях героев?

Ответ: Есть. Идеология разделяет людей. Но даже здесь есть общее. Все они выступают за будущее своей Родины, за то, как они его представляют.

И.: Эта тема четко прослеживается и в ваших творческих работах – коллажах. Все участники Гражданской войны и “белые” и “красные” выступали за Россию, за её завтрашний день, который каждый из них представлял по-своему. И почти на всех коллажах присутствует Россия. В годы Гражданской войны Россия потеряла 12 млн. человек (цифра не окончательная). Борис Васильев призывает: “Пусть же над красными и белыми обелисками вознесет Россия венок скорби и уважения. Тогда придет покаяние. И только тогда закончится гражданская война”.

Л.: Так пусть же эта свеча станет символом Памяти обо всех сынах России, погибших на фронтах Гражданской войны (зажигается свеча Памяти).

И.: Извлекли ли люди урок из этой братоубийственной войны? Научились ли мы, живущие в начале XXI века чему-нибудь?

Вопрос: Уроки Гражданской войны?

Ответ: Ребята делятся своими выводами по вопросу.

И.: Православные христиане верят, что покровительницей России является Пресвятая Богородица Дева Мария. К ней обращались и обращаются в молитвах о заступничестве русские люди в мирное время и в годы войны. Для многих Богородица – это символ России, Родина.

Л.: Родина-мать. А мать не делит своих детей, она скорбит и оплакивает каждого (Микеланджело “Пьета”).

М.Волошин писал (чтение стихов сопровождается открытием эпиграфа №4):

“А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других”.

Учителя объединяют красную и белую гвоздики и возлагают их перед свечей, в знак памяти о погибших.


Олимпийские игры в древности. 5-й класс


    Олимпийские игры в древности. 5-й класс

      Учителю надо уметь пользоваться всем арсеналом средств, чтобы разнообразить свои уроки, добиваясь конечного результата, особенно при работе с детьми с ЗПР. Чтобы обеспечить школьнику возможность активного участия в процессе познания, выработать интерес к познанию окружающего мира, и разработан данный урок. ...

06 12 2022 13:41:41

Методическая разработка урока по новой истории в 7-м классе "Повседневная жизнь"


    Методическая разработка урока по новой истории в 7-м классе "Повседневная жизнь"

      Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....

05 12 2022 15:50:59

Урок-викторина "Эпоха Петра Великого"


    Урок-викторина "Эпоха Петра Великого"

      Урок-викторина предназначен для учащихся 10-х классов и может быть использован на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного материала на уроке или в форме внеклассного мероприятия (игра, турнир знатоков и т.д.), при проведении недели истории в школе. Особенностью данного урока является то, что предлагаемые учащимся задания под силу не только хорошо подготовленным учащимся, но и так называемым слабым. Дух соревнования способствует развитию чувства товарищества, формирует умение работать в комaнде, принимать ответственные решения....

04 12 2022 21:30:47

Конспект открытого урока истории в 9-м классе по теме "Огненные версты Гражданской войны…"


    Конспект открытого урока истории в 9-м классе по теме "Огненные версты Гражданской войны…"

      Специфика данного урока в том, что в работе круглого стола принимают участие 9-е и 11-е классы, которые изучили данную тему. Разноуровневое изучение и обобщение позволяет осваивать ученикам 9-го класса навыки дискуссии. Это не только удачный обучающий, но и серьёзный воспитательный методический приём. Совместная творческая работа над проектом памятника также позволила ученикам разных классов почувствовать поддержку младших от старших. ...

03 12 2022 8:32:22

"Урок России" (внеклассное мероприятие)


    "Урок России" (внеклассное мероприятие)

      Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего. ...

02 12 2022 16:11:46

Урок "Экономика и общество", 10-й класс. Базовый уровень


    Урок "Экономика и общество", 10-й класс. Базовый уровень

      Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....

01 12 2022 5:56:54

Рабочие программы по обществознанию, 9–10-е классы (базовый уровень)


    Рабочие программы по обществознанию, 9–10-е классы (базовый уровень)

      В статье приводятся разработки рабочих программ по обществознанию для 9–10-х классов. Дети готовятся к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения прав человека и законов нашей страны, учатся оценивать свои способности....

30 11 2022 19:52:33

Деловая игра "Выборы" (курс "Основы политологии и права", 9-й класс)


    Деловая игра "Выборы" (курс "Основы политологии и права", 9-й класс)

      Деловая игра "Выборы" носит обучающий хаpaктер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения. ...

29 11 2022 0:46:57

Урок истории по теме "Бородино: победа или поражение?"


    Урок истории по теме "Бородино: победа или поражение?"

      Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....

28 11 2022 6:56:39

Материалы элективного курса "Вспомогательные исторические дисциплины" — "Хронология и метрология"


    Материалы элективного курса "Вспомогательные исторические дисциплины" — "Хронология и метрология"

      Материалы к занятию исторического кружка или элективного курса «Вспомогательные исторические дисциплины» помогут учащимся понять, что история существует во времени и прострaнcтве. ...

27 11 2022 9:18:29

Методическая разработка урока истории "Становление Советской власти" (9-й класс)


    Методическая разработка урока истории "Становление Советской власти" (9-й класс)

      Представлена деловая игра "Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. XX век". ...

26 11 2022 17:16:44

Методическое пособие по предмету "Мир истории"


    Методическое пособие по предмету "Мир истории"

      Данная работа представляет собой дидактический материал по урокам истории для седьмого класса. ...

25 11 2022 23:47:15

Применение краеведческого материала в преподавании истории и обществознания как средство реализации личностно ориентированного подхода в образовании


    Применение краеведческого материала в преподавании истории и обществознания как средство реализации личностно ориентированного подхода в образовании

      Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение....

24 11 2022 6:56:11

Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"


    Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"

      Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...

23 11 2022 14:49:11

Первая мировая война


    Первая мировая война

      Урок раскрывает причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, дает хаpaктеристику военных событий на Западном и Восточном фронтах. На конкретных примерах учащимся показан трагизм и бессмысленность войны. ...

22 11 2022 6:55:16

Проект учебно-воспитательного занятия по истории в профессиональном училище на тему "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля"


    Проект учебно-воспитательного занятия по истории в профессиональном училище на тему "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля"

      Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....

21 11 2022 9:19:46

Историческая игра "Путешествие по страницам Новой истории"


    Историческая игра "Путешествие по страницам Новой истории"

      Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....

20 11 2022 0:52:41

Урок истории по теме "Народные движения первой четверти XVIII века"


    Урок истории по теме "Народные движения первой четверти XVIII века"

      Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: конец XVI–XVIII века. 7-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Экономика России в первой четверти XVIII века» и для изучения нового материала по теме «Народные движения первой четверти XVIII века» в 7-м классе....

19 11 2022 3:18:22

План урока "Древнейшие люди"


    План урока "Древнейшие люди"

      Урок предусматривает использование презентации. Учитель рассказывает о наших далеких предках, их занятиях, верованиях, культуре....

18 11 2022 5:27:33

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"


    Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

      Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

17 11 2022 12:15:35

Избирательный процесс в преподавании истории и обществознания


    Избирательный процесс в преподавании истории и обществознания

      Данное учебное занятие посвящено работе над формированием грамотности школьников как будущих избирателей. На уроке используются активные методы преподавания: решение проблемных задач, работа с понятийным аппаратом, актуализация собственного жизненного опыта учащихся. Материал будет интересен учителям обществознания, классным руководителям, так как может быть использован в качестве основы для классного часа....

16 11 2022 3:30:20

Царствование Павла I (10-й класс)


    Царствование Павла I (10-й класс)

      Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи. ...

15 11 2022 8:30:18

Внеклассное мероприятие (история + литература) по теме "Загляните в семейный альбом". 7-й класс


    Внеклассное мероприятие (история + литература) по теме "Загляните в семейный альбом". 7-й класс

      Цель занятия - показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; дать элементарные сведения о родословной человека; научить составлять генеалогическое древо своей семьи....

14 11 2022 17:54:40

Урок по теме "Московская Русь"


    Урок по теме "Московская Русь"

      Данная система обучения предусматривает групповую форму работы. Особое внимание уделяется анализу документов, на основе которых устанавливается истинная картина событий, формируется представление о развитии страны в данный период. Перед учащимися определяются учебные задачи: проанализировать документ, установить соответствие событий, указать верные утверждения, восстановить последовательность событий, определить последствия....

13 11 2022 12:42:14

Элективный курс по истории России "Русские женщины в политической и общественной жизни Руси и средневековой Европы"


    Элективный курс по истории России "Русские женщины в политической и общественной жизни Руси и средневековой Европы"

      Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....

12 11 2022 10:20:54

Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории "Эрудиада"


    Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории "Эрудиада"

      Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний. ...

11 11 2022 8:40:50

Урок — ролевая игра "Выборы президента"


    Урок — ролевая игра "Выборы президента"

      Урок - ролевая игра "Выборы президента" раздела "Конституционное право". Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....

10 11 2022 23:42:38

Древняя Русь


    Древняя Русь

      Урок развивающего обучения, с использованием креативного принципа: ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, пробую – и делаю, поиск, творчество, самостоятельность. Цель урока – обобщить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX–XI вв., закрепить умения учащихся работать с историческими источниками, специальной терминологией, датами. Для активизации мыслительной деятельности использованы логические и творческие задания: кластер, синквейн, мини-сочинение, цифровой и буквенный диктант....

09 11 2022 3:57:11

Урок истории в 3-м классе по теме "Сельские поселения. Русская изба"


    Урок истории в 3-м классе по теме "Сельские поселения. Русская изба"

      Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....

08 11 2022 6:33:32

Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России"


    Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России"

      Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....

07 11 2022 10:38:44

Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года


    Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года

      В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....

06 11 2022 3:17:16

Интегрированный урок (история + русский язык) "Награды Родины в нашем доме"


    Интегрированный урок (история + русский язык) "Награды Родины в нашем доме"

      Интегрированный урок по истории, русскому языку и краеведению, приуроченной к 65-летию Великой Отечественной войны. Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области истории наград Советского Союза в период ВОВ, помочь осознать социальную, пpaктическую и личностную значимость изучаемого материала, способствовать развитию исследовательских способностей; стимулировать желание познания окружающего мира, человеческих ценностей и родословной своей семьи....

05 11 2022 11:34:57

Урок по теме "Усиление королевской власти в XVI–XVII вв. Абсолютизм в Европе"


    Урок по теме "Усиление королевской власти в XVI–XVII вв. Абсолютизм в Европе"

      Цель урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её хаpaктерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу....

04 11 2022 11:59:16

Звездный час "Древняя Греция"


    Звездный час "Древняя Греция"

      Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....

03 11 2022 0:35:28

Историко-литературный портрет Кенесары


    Историко-литературный портрет Кенесары

      Особенностью урока является активизация творческой и мыслительной деятельности учащихся по овладению знаниями. Урок способствует «погружению» в эпоху XIX века, позволяет рассмотреть одно из драматических событий истории Казахстана, которое было «белым пятном истории» в советское время....

02 11 2022 4:32:44

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Молодежь и выборы"


    Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Молодежь и выборы"

      Мероприятие повышает правовую грамотность учащихся. Формируется понимание важности участия в избирательном процессе....

01 11 2022 7:53:27

Презентация к уроку и внеклассному мероприятию


    Презентация к уроку и внеклассному мероприятию

      Автор рассматривает особенности применения презентаций в своей каждодневной профессиональной деятельности, т.е. преподавании истории и английского языка....

31 10 2022 2:33:52

Внеклассное мероприятие по истории. Праздник "Рождество в средневековом городе"


    Внеклассное мероприятие по истории. Праздник "Рождество в средневековом городе"

      Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов по курсу истории Cредних веков "Рождество в средневековом городе". Время проведения - конец декабря, после прохождения всего курса, в качестве итогового занятия. ...

30 10 2022 11:20:17

Урок истории по теме "Берлинский конгресс"


    Урок истории по теме "Берлинский конгресс"

      Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....

29 10 2022 6:48:59

Новая экономическая политика


    Новая экономическая политика

      Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики СССР в 20-х годах прошлого века. НЭП затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить НЭП с современностью....

28 10 2022 14:43:53

Глобальные проблемы современности


    Глобальные проблемы современности

      В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями. ...

27 10 2022 22:17:16

Игра-викторина "Отчизны верные сыны: переход А.В. Суворова через Альпы"


    Игра-викторина "Отчизны верные сыны: переход А.В. Суворова через Альпы"

      Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....

26 10 2022 13:25:44

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории


    Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории

      Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....

25 10 2022 12:21:37

"Египет – дар Нила". Материалы для учителя


    "Египет – дар Нила". Материалы для учителя

      Автор статьи знакомит учащихся с Египтом. ...

24 10 2022 10:13:58

Система методов и форм обучения на уроках истории и обществознания


    Система методов и форм обучения на уроках истории и обществознания

      В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; пpaктическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....

23 10 2022 19:33:54

Крестьянская реформа 1861 года, отмена крепостного права в России


    Крестьянская реформа 1861 года, отмена крепостного права в России

      Цели урока: расширить кругозор учащихся, составить представления о значении отмены крепостного права в России, и последствий данного события для дворянства и крестьянства; развить навыки работы с историческими документами, источниками; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное....

22 10 2022 21:41:51

Современный этап развития России. Сказка о национальных проектах


    Современный этап развития России. Сказка о национальных проектах

      Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....

21 10 2022 17:40:57

Урок истории "Савва Иванович Мамонтов - предприниматель и художник, феномен в истории России"


    Урок истории "Савва Иванович Мамонтов - предприниматель и художник, феномен в истории России"

      Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова. ...

20 10 2022 0:13:24

Защита прав потребителей


    Защита прав потребителей

      Урок разработан на основе закона РФ «О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две комaнды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....

19 10 2022 2:48:23

Экскурсия в прошлое "Сталинград 65 лет назад"


    Экскурсия в прошлое "Сталинград 65 лет назад"

      Предлагаемое мероприятие является очередным из цикла «Великая Победа». В процессе праздника учащимся предлагается принять участие в работе станций: «Мамаев курган», «Песенная», «Интеллектуальная», «Память». Широко используются реальные факты из истории родного края. Ребята принимают участие в импровизированной экскурсии по мемориальному комплексу «Мамаев курган» (слайдовая презентация), выполняют творческие задания, исполняют военные песни на солдатских «привалах». Мероприятие способствует формированию позитивных личностных качеств учащихся....

18 10 2022 17:13:15

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::