Конспект урока по истории в 6-м классе общеобразовательной школы по теме: "Роль Жанны д'Арк в Столетней войне между Англией и Францией" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Конспект урока по истории в 6-м классе общеобразовательной школы по теме: "Роль Жанны д'Арк в Столетней войне между Англией и Францией"


    Конспект урока по истории в 6-м классе общеобразовательной школы по теме: "Роль Жанны д'Арк в Столетней войне между Англией и Францией"

Цели урока:

1. Сформировать у учащихся целостное представление о ходе Столетней войны , раскрыть роль Жанны д\' Арк в переломе событий Столетней войны между Англией и Францией.

2. Развивать у учащихся умения сопоставлять события, факты, аргументы, делать выводы.

3. Вызвать у школьников интерес к исторической личности Жанны д’ Арк, воспитывать уважение к героическому подвигу юной девы.

Форма урока: Суд истории.

Наглядность и оборудование: расстановка столов как в зале суда, таблички со словами: судья, прокурор, адвокат, портрет Жанны д’Арк, карта “Столетняя война 1337-1453 г.г”, видеомагнитофон, видеокассета “Жанна д’Арк”.

Запись на доске:

Столетняя война (1337-1453 г.г.)

Жанна д’Арк (1412-1431 г.г.)

Действующие лица: Судья

Присяжные заседатели

Прокурор

Адвокат

Свидетели

Жанна д’Арк

Секретарь

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

Историю творят и создают люди – знаменитые и не очень, некоторые из них остаются в истории, и мы их помним, других мы не знаем. Среди этих знаменитых людей есть имя дeвyшки – Жанна д’ Арк. Современники относились к ней по-разному. Одни считали ее исчадием ада, другие – святой, третьи – героем эпохи.

Прошли столетия. Посмотрим на события Столетней войны через Суд истории – суд потомков над Жанной д’ Арк.

Прошу всех участников процесса занять свои места.

Ход суда

Секретарь: Прошу всех встать. Суд идет.

Судья: Прошу садиться. Сегодня в Суде потомков слушается дело французской дeвyшки Жанны д’ Арк, жившей в XV веке. Слово предоставляется обвиняемой. Расскажите о себе.

Жанна д’ Арк: Я, Жанна д’ Арк родилась в деревне Домреми в 1412 году. Когда я подросла, я очень сильно переживала за то, что англичане захватывали мою милую Францию. Иногда я лежала на траве и мечтала о подвигах. В зимние долгие вечера, когда я пряла шерсть, мама рассказывала мне о святых мучениках, погибших за счастье всех людей. Часто ко мне приходили образы святых, слышались их голоса. Они призывали меня совершить подвиг – спасти Францию. В 17 лет я отправилась к дофину и сказала: “Бог послал меня для того, чтобы принести вам спасение. Дайте мне людей и я сниму осаду с Орлеана, а затем поведу вас короноваться в Реймс”. Дофин согласился и отправил меня с небольшим отрядом в Орлеан. За 9 дней нам удалось освободить Орлеан. Люди поверили мне, поверили в победу. Поэтому дальнейшие военные действия наши были успешными. Наконец, в освобожденном от англичан Реймсе был коронован король Карл VII. Позднее мы сделали несколько попыток освободить Париж – сердце Франции. К сожалению, нам это не удалось. В одной из таких вылазок я очутилась между пропастью и бургундцами. Я старалась отбиваться. Но рыцари стащили меня с коня и взяли в плен. Полгода я томилась в тюрьме у бургундцев и ждала, когда король освободит меня. Но потом меня продали англичанам. Английская инквизиция обвинила меня в ереси и колдовстве.

Судья: Есть вопрос к подсудимой?

Прокурор: Да, ваша честь! Разве не великий грех уйти из дому без разрешения отца и матери?

Жанна: К этому призывал меня долг. И если бы у меня было сто отцов и матерей, я все равно ушла бы.

Прокурор: Какими колдовскими приемами ты пользовалась, чтобы воодушевить воинов на битву.

Жанна: Я говорила им: “Вперед” - и первая показывала пример.

Прокурор: Почему во время коронации в Реймсе твоему знамени было отдано предпочтение перед знаменами других полководцев?

Жанна: Оно было в труде и подвигах, и ему надлежало быть в чести.

Прокурор: Вопросов больше нет.

Прокурор: Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Уважаемый суд, господа! Жанна д’ Арк из Домреми утверждает, что набожна и религиозна. Как же такая дeвyшка могла оставить свой родной дом, своих отца и мать на произвол судьбы. Кроме этого, где было видано, чтобы дeвyшка облачалась в мужские одежды. Прошу пригласить свидетеля (Судья одобрительно кивает).

Судья: Приглашается Свидетель №1 со стороны обвинения.

Свидетель №1: Жанна д’ Арк росла обыкновенной дeвoчкой, играла с другими крестьянскими детьми, пасла овечек, часто молилась в деревенской церкви. В тринадцать лет она вместе с семьей пережила нападение бургундцев. Грабители угнали весь скот, унесли одежду и продовольствие. Семья обеднела. Но вместо того, чтобы помогать своим родителям в 1429 году она покинула деревню. Я был свидетелем того, как после посещения Вокулера, горожане в складчину купили Жанне коренастую лошадку, оружие. Когда Жанна выезжала из Вокулера, она была облачена в мужскую одежду: прическа, сапоги с длинными голенищами и шпорами, короткий меч и щит делали ее неотличимой от спутников. У меня все, ваша честь.

Судья: Можете садиться.

Прокурор: Ваша честь, господа! Прошу обратить ваше внимание на ход Столетней войны. Сопоставьте события, записанные на доске и обратите внимание на карту (Зачитывает 1,2,3,4,6,7,8 пункт). На доске этапы войны:

Столетняя война. (1337 – 1453 гг)

1. Первое сражение у берегов Фландрии (при Сейсе) в 1346 г.

Победа англичан.

2. Битва при Креси в 1356 г. Победа англичан

3. Битва при Пуатье в 1356 г. Победа англичан.

4. Заключение мира в Бретиньи в 1360 г.

5. Наступление французских войск в 60 – 70-е г-г. XIV столетия на Аквитанию. Успешные действия французов.

6. Битва при Азенкуре в 1415 г. Победа англичан.

7. Захват Парижа.

8. Осада Орлеана 1428 – 1429 г.г. (= 200 дней). Освобождение Орлеана.

9. Коронация Карла VII в Реймсе.

10. Захват Бордо в 1453 г. Победа французов. Окончание войны.

Вы видите явное преимущество побед Английской армии. Англичанам осталось захватить только Орлеан и Франция была бы подчинена Англии. Как могла неопытная крестьянская дeвyшка остановить английское войско, тем более, что оно было подготовлено намного лучше французского? Здесь не обошлось без сил дьявола, которые помогали Жанне сделать такой важный перелом в Столетней войне. Прошу пригласить свидетеля.

Судья: Приглашается свидетель №2 со стороны обвинения.

Свидетель №2: Ваша честь. Я служил наемным рыцарем в английском войске. Признаюсь, действовали сплоченно, согласованно, четко выполняли приказы главнокомaндующего. Нам очень сильно помогали стрелки из лука. В сражении мы спрыгивали с коней и помогали лучникам. У французов, в основном, были тяжеловооруженные конные рыцари, а лучников было немного. Поэтому мы разъединяли французских рыцарей на отдельные отряды, стаскивали их с коней и брали в плен, чтобы потом потребовать выкуп. Спасибо.

Судья: Можете занять свое место.

Прокурор: 7 мая 1429 года на крепостной стене Орлеана возвышалось белое знамя. Тысячи людей стекались под знамя Жанны д’ Арк – крестьянской дeвyшки, которую с верой называли “Дева”. После победы французов в Орлеане бедняки приходили к тебе, Жанна, и воздавали почести, словно святой. Разве это не богохульство? В колдовстве и ереси Жанну обвинили не только на заседании инквизиции. Сам Король Франции Карл VII боялся ее колдовских чар. Разрешите пригласить последнего свидетеля.

Судья: Пожалуйста. Приглашается Свидетель №3 со стороны обвинения.

Свидетель №3: Ваша честь. Весной 1430г. в сражении у крепости Компьен Жанна была захвачена бургундцами и продана англичанам за 10 тысяч золотых. Полгода она пробыла в тюрьме, но французский Король Карл VII так и не выкупил ее. Когда Жанна узнала, что ее продали англичанам, она стала искать cмepти. Она отказывалась принимать еду, в одну из ночей она выпрыгнула из окна своей темницы, когда ее подобрали, она крикнула: “Лучше мне умереть, чем попасть в руки англичанам!”

Прокурор: Разве религиозная дeвyшка может совершить самоубийство? Это большой грех для верующего. Поэтому, ваша честь, Жанна д Арк является не кто иной, как колдуньей и еретичкой.

Судья: Слово предоставляется адвокату.

Адвокат: Уважаемый суд, господа! Жанна, действительно покинула свой родной дом и своих родителей, будучи набожной. Но ради чего она это делала? Жанна подолгу на коленях простаивала в своей деревенской церкви и молилась, чтобы Господь спас ее милую Францию. Она всем сердцем любила своих родителей и видела, как они страдают от варварства. Она мечтала освободить свой народ от англичан. Господин судья! Прошу выслушать свидетеля.

Судья: Приглашается свидетель со стороны защиты.

Свидетель №4: Ваша честь! Я был свидетелем коронации дофина – будущего Короля Франции Карла VII. После победы в Орлеане во время празднества король пожелал наградить Жанну. Он сказал: “Проси у меня всего, что ты желаешь!” На что Жанна ответила: “Ваше величество, мне ничего не надо, кроме доброго коня, оружия и жалования для моих людей. Это у меня есть. Но велите освободить от налогов и повинностей моей деревни “Домреми”

Адвокат: Вот видите, господа! Жанна никогда не забывала о своих близких. Оставить своих родителей ее призывал гражданский долг, любовь и вера в Бога. Теперь по поводу одежды. На протяжении всей истории войн до XV века мы не видели воина в женской одежде, поскольку это было просто неудобно в передвижении и сковывало в действиях. Поскольку Жанна была не свидетелем, а главным действующим лицом военных событий в Орлеане, ей удобно было находиться в мужской одежде. Не колдовство, не сговор с дьяволом помогли Жанне д’ Арк сделать переломный момент в ходе истории Столетней войны, а вера в Бога и личные качества: ум, смелость, отвага, мужество, ловкость, военная сноровка.

Ваша честь, прошу пригласить следующего свидетеля – очевидца военных действий в осажденном Орлеане.

Свидетель №5: Ваша честь, мне предоставилось счастье сражаться за освобождение Франции с великим человеком – Жанной д’ Арк. Прежде чем мы прибыли в Орлеан, нам предстоял долгий и опасный путь, но все солдаты верили, что Жанна принесет нам счастье. Мы полюбили ее за выносливость и простоту. Дeвyшка спала с нами на гoлой земле, не снимая кольчуги, разделяла с нами скудную пищу, тщательно изучала военное дело, оружие, особенно артиллерию.

Получив от дофина приказ, Жанна с небольшим отрядом переправилась на лодках через бурную реку Луару, отделявшую Орлеан от французской армии. В темноте нам удалось незаметно обойти врагов и штурмом взять мощную крепость. Турель. Вечером 29 апреля 1429 г. Жанна д’ Арк въехала в Орлеан на коне. Ее панцирь и латы сверкали при свете факелов, белое знамя плескалось над головой. Люди кричали: “Да здравствует Жанна!”, “Веди нас в бой!” Все радовались, ликовали и все хотели разглядеть ее поближе. В этот момент факельщик нечаянно поджог знамя Жанны, а она не сходя с коня, быстро и ловко загасила огонь. Через несколько дней при атаке англичан Жанна впервые проявила свои способности военачальника: когда часть ополченцев стали отступать. Жанна крикнула: “Остановитесь! Не показывайте врагу спину! Мы обязательно победим!” Она приказала резерву ополченцев развернуться и выставить пики навстречу противнику. Несколько мгновений враги неподвижно стеной стояли друг против друга. Не выдержав, англичане дрогнули и отошли. Это была первая наша победа. Мы ликовали. Воодушевленные победой и умелым руководством Жанны мы день за днем отвоевывали Орлеан. Наконец, 8 мая 1429 г. Орлеан был свободен.

Адвокат: Двести дней длилась томительная осада Орлеана. Жанне удалось освободить за 10 дней Орлеан. Многие орлеанцы уже теряли надежду на победу. Казалось, произошло чудо. Это чудо совершил народ – кузнецы, ткачи, оружейники и другие, вдохновленные мужеством дeвyшки-полководца, ее верой в победу. Так что никакого колдовства здесь не было. это было переломным моментом в ходе Столетней войны. Прошу как доказательство просмотреть фрагмент кинофильма Жанна д’ Арк.

Адвокат: Господин прокурор утверждает, что даже Карл VII боялся колдовских чар Жанны. Это неправда. Карл VII и французская знать опасались ее популярности, любви народа, растущей славы и влияния Жанны, ее крестьянского происхождения, которое порождало у народа веру в собственную значимость. Выиграв в 1453 году Столетнюю войну Карл VII приказал пересмотреть дело Жанны д’ Арк. Через несколько лет Жанна была признана невиновной в ереси и позже даже объявлена святой.

А теперь о самоубийстве. Жанна была очень огорчена тем, что не может дальше сражаться за Францию, освободить родную землю от англичан. Но она стойко преодолевала издевательства , когда Жанну в тяжелом состоянии перевели в башню Старого замка близ Руана.

Прошу пригласить последнего свидетеля.

Судья: Приглашается последний свидетель со стороны защиты.

Свидетель №6: Ваша честь. Я служил в башне, где Орлеанскую деву держали в железной клетке с длинной плотной цепью на шее и на ногах. Даже ночью она не знала покоя: к постели ее приковывали за пояс и за ноги. Английские солдаты грубо оскорбляли дeвyшку, плевали ей в лицо, избивали. Но она держалась мужественно. Не каждый мужчина мог вынести тех издевательств, которые испытала Жанна.

Адвокат: Таким образом, Жанна достойно предстала перед церковным судом – инквизицией и искренне, порой с простодушным крестьянским юмором отвечала на вопросы 60 богословов. Ей никогда не изменял здравый смысл и вера в бога.

Судья: Приступаем к прениям сторон.

Прокурор: Учитывая показания свидетелей, прошу считать ересью то, что Жанна д Арк оставив свой дом и родителей, пошла защищать родину! Ересь – что воевала в мужской одежде, ересь – что предсказывала победу! Я требую обвинительного приговора.

Адвокат: Прошли столетия, но люди восторгаются героическим подвигом Орлеанской девы. В ряде городов Франции воздвигнуты памятники народной героини. Ежедневно в день победы под Орлеаном, 8 мая, Франция чтит свою героиню: к ее памятникам возлагаются венки живых цветов.

Судья: Последнее слово предоставляется подсудимой Жанне д’ Арк.

Жанна д’ Арк: Что я могу сказать. Моя любимая Франция свободна. Растут города, цветут цветы, развивается хозяйство и культура. Значит, жизнь моя прожита не зря.

Судья: Суд выслушал мнения обеих сторон, а также принял во внимание показания свидетелей и удаляется на заседание для вынесения приговора.

Секретарь: Встать. Суд уходит на заседание. (Судья и присяжные выходят из класса).

Учитель: Мы не знаем какой приговор вынесет суд, а какой приговор вынесли бы вы? (Ответы учащихся). 30 мая 1431 г. в восемь часов утра Жанну вывели из тюрьмы. Палач медленно повез ее к месту казни, на площадь Старого рынка. Народ скорбно провожал дeвyшку в последней путь. Слышались возгласы: “Она страдает за нас!”.

… Жанну поставили на высокий помост. Пламя костра постепенно охватывает дeвyшку. В последний раз она смотрит в синее небо …

Но где же король мой, мной коронованный?

Пропасть оклеветанной мне, окованной!

Костер разгорается выше, выше. Минута молчания. Тише, тише …

Проходят друзья, враги и каратели. Безмолвна толпа. Смиренны предатели.

У Бога молят: “Дай мне прощенье!”. Но нет предательству отпущения!

Секретарь: Встать, суд идет!

Судья: Прошу тишины в зале. Оглашается приговор по делу Жанны д’ Арк. Именем истории, Суда потомков, заслушав Прокурора и Адвоката внимательно выслушав показания свидетелей, вынести оправдательный приговор. Считать Жанну д’ Арк народной героиней, примером мужества, отваги и преданности Родине.

Секретарь: На этом судебное заседание по делу Жанны д’ Арк считается закрытым.

III. Итог урока.

Оценивание работ учащихся.

IV. Домашнее задание.

$19, составить синквейн на тему Жанна д’ Арк.

Литература.

  1. Несмелова М. Л. Конспекты уроков по истории средних веков 6 – 7 кл., Владос – Пресс, 2001 г.
  2. Большая серия знаний. Древний мир. Средневековье., Москва, Мир книги, 2005 г.
  3. Казакова В. Н. Шпаргалки по истории средних веков.- М: Экзамен; 2004 г.
  4. Донской Р. М. Задания для самостоятельной работы. – М: Просвещение, 1987 г.
  5. Сванидзе А. А. Я иду на урок истории. – М. :Первое сентября, 2000 г.
  6. Фгибалова Е. В., Донской Р. М. Истории средних веков 6 кл. – М: Просвещение, 2000 г.
  7. Колпаков С. В., Рогожкин В. А., Пономарев М. В., Тырин С. В. История средних веков. – М: Баласс, 2003 г.
  8. Агибалова Е. В., Донской Р. М. Изучение истории средних веков в VI классе. – М: Просвещение, 1973 г.
  9. Лебедев И. Е. Формирование критического мышления на уроках истории и обществознания. – Казань, НПО “Образовательные технологии”, 2002 г.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

13 04 2024 11:22:49

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

12 04 2024 14:40:42

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

11 04 2024 10:44:28

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

10 04 2024 18:50:42

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

09 04 2024 12:19:57

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

08 04 2024 2:55:18

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

07 04 2024 9:45:21

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

06 04 2024 15:43:40

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

05 04 2024 2:23:34

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

04 04 2024 5:10:39

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

03 04 2024 17:26:24

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

02 04 2024 0:14:56

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

01 04 2024 21:52:19

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

31 03 2024 17:49:45

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

30 03 2024 10:22:38

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

29 03 2024 12:58:17

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

28 03 2024 22:22:17

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

27 03 2024 12:35:54

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

26 03 2024 23:51:24

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

25 03 2024 11:34:42

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

24 03 2024 14:28:45

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

23 03 2024 21:58:35

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

22 03 2024 13:44:15

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

21 03 2024 2:38:28

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

20 03 2024 17:59:31

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

19 03 2024 21:15:52

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

18 03 2024 15:23:32

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

17 03 2024 0:57:57

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

16 03 2024 1:35:14

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

15 03 2024 9:46:26

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

14 03 2024 6:30:52

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

13 03 2024 10:43:13

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

12 03 2024 10:25:35

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

11 03 2024 23:38:19

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

10 03 2024 10:58:11

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

09 03 2024 15:17:10

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

08 03 2024 22:24:10

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

07 03 2024 16:26:41

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

06 03 2024 10:42:57

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

05 03 2024 18:17:42

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

04 03 2024 8:42:32

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

03 03 2024 2:47:46

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

02 03 2024 20:22:47

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

01 03 2024 21:24:47

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

29 02 2024 12:20:41

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

28 02 2024 6:12:59

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

27 02 2024 8:37:20

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

26 02 2024 5:28:49

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

25 02 2024 13:46:17

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

24 02 2024 10:10:19

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::