Конспект урока по истории в 6-м классе общеобразовательной школы по теме: "Роль Жанны д'Арк в Столетней войне между Англией и Францией"
Цели урока:
1. Сформировать у учащихся целостное представление о ходе Столетней войны , раскрыть роль Жанны д\' Арк в переломе событий Столетней войны между Англией и Францией.
2. Развивать у учащихся умения сопоставлять события, факты, аргументы, делать выводы.
3. Вызвать у школьников интерес к исторической личности Жанны д’ Арк, воспитывать уважение к героическому подвигу юной девы.
Форма урока: Суд истории.
Наглядность и оборудование: расстановка столов как в зале суда, таблички со словами: судья, прокурор, адвокат, портрет Жанны д’Арк, карта “Столетняя война 1337-1453 г.г”, видеомагнитофон, видеокассета “Жанна д’Арк”.
Запись на доске:
Столетняя война (1337-1453 г.г.)
Жанна д’Арк (1412-1431 г.г.)
Действующие лица: Судья
Присяжные заседатели
Прокурор
Адвокат
Свидетели
Жанна д’Арк
Секретарь
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя.
Историю творят и создают люди – знаменитые и не очень, некоторые из них остаются в истории, и мы их помним, других мы не знаем. Среди этих знаменитых людей есть имя дeвyшки – Жанна д’ Арк. Современники относились к ней по-разному. Одни считали ее исчадием ада, другие – святой, третьи – героем эпохи.
Прошли столетия. Посмотрим на события Столетней войны через Суд истории – суд потомков над Жанной д’ Арк.
Прошу всех участников процесса занять свои места.
Ход суда
Секретарь: Прошу всех встать. Суд идет.
Судья: Прошу садиться. Сегодня в Суде потомков слушается дело французской дeвyшки Жанны д’ Арк, жившей в XV веке. Слово предоставляется обвиняемой. Расскажите о себе.
Жанна д’ Арк: Я, Жанна д’ Арк родилась в деревне Домреми в 1412 году. Когда я подросла, я очень сильно переживала за то, что англичане захватывали мою милую Францию. Иногда я лежала на траве и мечтала о подвигах. В зимние долгие вечера, когда я пряла шерсть, мама рассказывала мне о святых мучениках, погибших за счастье всех людей. Часто ко мне приходили образы святых, слышались их голоса. Они призывали меня совершить подвиг – спасти Францию. В 17 лет я отправилась к дофину и сказала: “Бог послал меня для того, чтобы принести вам спасение. Дайте мне людей и я сниму осаду с Орлеана, а затем поведу вас короноваться в Реймс”. Дофин согласился и отправил меня с небольшим отрядом в Орлеан. За 9 дней нам удалось освободить Орлеан. Люди поверили мне, поверили в победу. Поэтому дальнейшие военные действия наши были успешными. Наконец, в освобожденном от англичан Реймсе был коронован король Карл VII. Позднее мы сделали несколько попыток освободить Париж – сердце Франции. К сожалению, нам это не удалось. В одной из таких вылазок я очутилась между пропастью и бургундцами. Я старалась отбиваться. Но рыцари стащили меня с коня и взяли в плен. Полгода я томилась в тюрьме у бургундцев и ждала, когда король освободит меня. Но потом меня продали англичанам. Английская инквизиция обвинила меня в ереси и колдовстве.
Судья: Есть вопрос к подсудимой?
Прокурор: Да, ваша честь! Разве не великий грех уйти из дому без разрешения отца и матери?
Жанна: К этому призывал меня долг. И если бы у меня было сто отцов и матерей, я все равно ушла бы.
Прокурор: Какими колдовскими приемами ты пользовалась, чтобы воодушевить воинов на битву.
Жанна: Я говорила им: “Вперед” - и первая показывала пример.
Прокурор: Почему во время коронации в Реймсе твоему знамени было отдано предпочтение перед знаменами других полководцев?
Жанна: Оно было в труде и подвигах, и ему надлежало быть в чести.
Прокурор: Вопросов больше нет.
Прокурор: Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Уважаемый суд, господа! Жанна д’ Арк из Домреми утверждает, что набожна и религиозна. Как же такая дeвyшка могла оставить свой родной дом, своих отца и мать на произвол судьбы. Кроме этого, где было видано, чтобы дeвyшка облачалась в мужские одежды. Прошу пригласить свидетеля (Судья одобрительно кивает).
Судья: Приглашается Свидетель №1 со стороны обвинения.
Свидетель №1: Жанна д’ Арк росла обыкновенной дeвoчкой, играла с другими крестьянскими детьми, пасла овечек, часто молилась в деревенской церкви. В тринадцать лет она вместе с семьей пережила нападение бургундцев. Грабители угнали весь скот, унесли одежду и продовольствие. Семья обеднела. Но вместо того, чтобы помогать своим родителям в 1429 году она покинула деревню. Я был свидетелем того, как после посещения Вокулера, горожане в складчину купили Жанне коренастую лошадку, оружие. Когда Жанна выезжала из Вокулера, она была облачена в мужскую одежду: прическа, сапоги с длинными голенищами и шпорами, короткий меч и щит делали ее неотличимой от спутников. У меня все, ваша честь.
Судья: Можете садиться.
Прокурор: Ваша честь, господа! Прошу обратить ваше внимание на ход Столетней войны. Сопоставьте события, записанные на доске и обратите внимание на карту (Зачитывает 1,2,3,4,6,7,8 пункт). На доске этапы войны:
Столетняя война. (1337 – 1453 гг)
1. Первое сражение у берегов Фландрии (при Сейсе) в 1346 г.
Победа англичан.
2. Битва при Креси в 1356 г. Победа англичан
3. Битва при Пуатье в 1356 г. Победа англичан.
4. Заключение мира в Бретиньи в 1360 г.
5. Наступление французских войск в 60 – 70-е г-г. XIV столетия на Аквитанию. Успешные действия французов.
6. Битва при Азенкуре в 1415 г. Победа англичан.
7. Захват Парижа.
8. Осада Орлеана 1428 – 1429 г.г. (= 200 дней). Освобождение Орлеана.
9. Коронация Карла VII в Реймсе.
10. Захват Бордо в 1453 г. Победа французов. Окончание войны.
Вы видите явное преимущество побед Английской армии. Англичанам осталось захватить только Орлеан и Франция была бы подчинена Англии. Как могла неопытная крестьянская дeвyшка остановить английское войско, тем более, что оно было подготовлено намного лучше французского? Здесь не обошлось без сил дьявола, которые помогали Жанне сделать такой важный перелом в Столетней войне. Прошу пригласить свидетеля.
Судья: Приглашается свидетель №2 со стороны обвинения.
Свидетель №2: Ваша честь. Я служил наемным рыцарем в английском войске. Признаюсь, действовали сплоченно, согласованно, четко выполняли приказы главнокомaндующего. Нам очень сильно помогали стрелки из лука. В сражении мы спрыгивали с коней и помогали лучникам. У французов, в основном, были тяжеловооруженные конные рыцари, а лучников было немного. Поэтому мы разъединяли французских рыцарей на отдельные отряды, стаскивали их с коней и брали в плен, чтобы потом потребовать выкуп. Спасибо.
Судья: Можете занять свое место.
Прокурор: 7 мая 1429 года на крепостной стене Орлеана возвышалось белое знамя. Тысячи людей стекались под знамя Жанны д’ Арк – крестьянской дeвyшки, которую с верой называли “Дева”. После победы французов в Орлеане бедняки приходили к тебе, Жанна, и воздавали почести, словно святой. Разве это не богохульство? В колдовстве и ереси Жанну обвинили не только на заседании инквизиции. Сам Король Франции Карл VII боялся ее колдовских чар. Разрешите пригласить последнего свидетеля.
Судья: Пожалуйста. Приглашается Свидетель №3 со стороны обвинения.
Свидетель №3: Ваша честь. Весной 1430г. в сражении у крепости Компьен Жанна была захвачена бургундцами и продана англичанам за 10 тысяч золотых. Полгода она пробыла в тюрьме, но французский Король Карл VII так и не выкупил ее. Когда Жанна узнала, что ее продали англичанам, она стала искать cмepти. Она отказывалась принимать еду, в одну из ночей она выпрыгнула из окна своей темницы, когда ее подобрали, она крикнула: “Лучше мне умереть, чем попасть в руки англичанам!”
Прокурор: Разве религиозная дeвyшка может совершить самоубийство? Это большой грех для верующего. Поэтому, ваша честь, Жанна д Арк является не кто иной, как колдуньей и еретичкой.
Судья: Слово предоставляется адвокату.
Адвокат: Уважаемый суд, господа! Жанна, действительно покинула свой родной дом и своих родителей, будучи набожной. Но ради чего она это делала? Жанна подолгу на коленях простаивала в своей деревенской церкви и молилась, чтобы Господь спас ее милую Францию. Она всем сердцем любила своих родителей и видела, как они страдают от варварства. Она мечтала освободить свой народ от англичан. Господин судья! Прошу выслушать свидетеля.
Судья: Приглашается свидетель со стороны защиты.
Свидетель №4: Ваша честь! Я был свидетелем коронации дофина – будущего Короля Франции Карла VII. После победы в Орлеане во время празднества король пожелал наградить Жанну. Он сказал: “Проси у меня всего, что ты желаешь!” На что Жанна ответила: “Ваше величество, мне ничего не надо, кроме доброго коня, оружия и жалования для моих людей. Это у меня есть. Но велите освободить от налогов и повинностей моей деревни “Домреми”
Адвокат: Вот видите, господа! Жанна никогда не забывала о своих близких. Оставить своих родителей ее призывал гражданский долг, любовь и вера в Бога. Теперь по поводу одежды. На протяжении всей истории войн до XV века мы не видели воина в женской одежде, поскольку это было просто неудобно в передвижении и сковывало в действиях. Поскольку Жанна была не свидетелем, а главным действующим лицом военных событий в Орлеане, ей удобно было находиться в мужской одежде. Не колдовство, не сговор с дьяволом помогли Жанне д’ Арк сделать переломный момент в ходе истории Столетней войны, а вера в Бога и личные качества: ум, смелость, отвага, мужество, ловкость, военная сноровка.
Ваша честь, прошу пригласить следующего свидетеля – очевидца военных действий в осажденном Орлеане.
Свидетель №5: Ваша честь, мне предоставилось счастье сражаться за освобождение Франции с великим человеком – Жанной д’ Арк. Прежде чем мы прибыли в Орлеан, нам предстоял долгий и опасный путь, но все солдаты верили, что Жанна принесет нам счастье. Мы полюбили ее за выносливость и простоту. Дeвyшка спала с нами на гoлой земле, не снимая кольчуги, разделяла с нами скудную пищу, тщательно изучала военное дело, оружие, особенно артиллерию.
Получив от дофина приказ, Жанна с небольшим отрядом переправилась на лодках через бурную реку Луару, отделявшую Орлеан от французской армии. В темноте нам удалось незаметно обойти врагов и штурмом взять мощную крепость. Турель. Вечером 29 апреля 1429 г. Жанна д’ Арк въехала в Орлеан на коне. Ее панцирь и латы сверкали при свете факелов, белое знамя плескалось над головой. Люди кричали: “Да здравствует Жанна!”, “Веди нас в бой!” Все радовались, ликовали и все хотели разглядеть ее поближе. В этот момент факельщик нечаянно поджог знамя Жанны, а она не сходя с коня, быстро и ловко загасила огонь. Через несколько дней при атаке англичан Жанна впервые проявила свои способности военачальника: когда часть ополченцев стали отступать. Жанна крикнула: “Остановитесь! Не показывайте врагу спину! Мы обязательно победим!” Она приказала резерву ополченцев развернуться и выставить пики навстречу противнику. Несколько мгновений враги неподвижно стеной стояли друг против друга. Не выдержав, англичане дрогнули и отошли. Это была первая наша победа. Мы ликовали. Воодушевленные победой и умелым руководством Жанны мы день за днем отвоевывали Орлеан. Наконец, 8 мая 1429 г. Орлеан был свободен.
Адвокат: Двести дней длилась томительная осада Орлеана. Жанне удалось освободить за 10 дней Орлеан. Многие орлеанцы уже теряли надежду на победу. Казалось, произошло чудо. Это чудо совершил народ – кузнецы, ткачи, оружейники и другие, вдохновленные мужеством дeвyшки-полководца, ее верой в победу. Так что никакого колдовства здесь не было. это было переломным моментом в ходе Столетней войны. Прошу как доказательство просмотреть фрагмент кинофильма Жанна д’ Арк.
Адвокат: Господин прокурор утверждает, что даже Карл VII боялся колдовских чар Жанны. Это неправда. Карл VII и французская знать опасались ее популярности, любви народа, растущей славы и влияния Жанны, ее крестьянского происхождения, которое порождало у народа веру в собственную значимость. Выиграв в 1453 году Столетнюю войну Карл VII приказал пересмотреть дело Жанны д’ Арк. Через несколько лет Жанна была признана невиновной в ереси и позже даже объявлена святой.
А теперь о самоубийстве. Жанна была очень огорчена тем, что не может дальше сражаться за Францию, освободить родную землю от англичан. Но она стойко преодолевала издевательства , когда Жанну в тяжелом состоянии перевели в башню Старого замка близ Руана.
Прошу пригласить последнего свидетеля.
Судья: Приглашается последний свидетель со стороны защиты.
Свидетель №6: Ваша честь. Я служил в башне, где Орлеанскую деву держали в железной клетке с длинной плотной цепью на шее и на ногах. Даже ночью она не знала покоя: к постели ее приковывали за пояс и за ноги. Английские солдаты грубо оскорбляли дeвyшку, плевали ей в лицо, избивали. Но она держалась мужественно. Не каждый мужчина мог вынести тех издевательств, которые испытала Жанна.
Адвокат: Таким образом, Жанна достойно предстала перед церковным судом – инквизицией и искренне, порой с простодушным крестьянским юмором отвечала на вопросы 60 богословов. Ей никогда не изменял здравый смысл и вера в бога.
Судья: Приступаем к прениям сторон.
Прокурор: Учитывая показания свидетелей, прошу считать ересью то, что Жанна д Арк оставив свой дом и родителей, пошла защищать родину! Ересь – что воевала в мужской одежде, ересь – что предсказывала победу! Я требую обвинительного приговора.
Адвокат: Прошли столетия, но люди восторгаются героическим подвигом Орлеанской девы. В ряде городов Франции воздвигнуты памятники народной героини. Ежедневно в день победы под Орлеаном, 8 мая, Франция чтит свою героиню: к ее памятникам возлагаются венки живых цветов.
Судья: Последнее слово предоставляется подсудимой Жанне д’ Арк.
Жанна д’ Арк: Что я могу сказать. Моя любимая Франция свободна. Растут города, цветут цветы, развивается хозяйство и культура. Значит, жизнь моя прожита не зря.
Судья: Суд выслушал мнения обеих сторон, а также принял во внимание показания свидетелей и удаляется на заседание для вынесения приговора.
Секретарь: Встать. Суд уходит на заседание. (Судья и присяжные выходят из класса).
Учитель: Мы не знаем какой приговор вынесет суд, а какой приговор вынесли бы вы? (Ответы учащихся). 30 мая 1431 г. в восемь часов утра Жанну вывели из тюрьмы. Палач медленно повез ее к месту казни, на площадь Старого рынка. Народ скорбно провожал дeвyшку в последней путь. Слышались возгласы: “Она страдает за нас!”.
… Жанну поставили на высокий помост. Пламя костра постепенно охватывает дeвyшку. В последний раз она смотрит в синее небо …
Но где же король мой, мной коронованный?
Пропасть оклеветанной мне, окованной!
Костер разгорается выше, выше. Минута молчания. Тише, тише …
Проходят друзья, враги и каратели. Безмолвна толпа. Смиренны предатели.
У Бога молят: “Дай мне прощенье!”. Но нет предательству отпущения!
Секретарь: Встать, суд идет!
Судья: Прошу тишины в зале. Оглашается приговор по делу Жанны д’ Арк. Именем истории, Суда потомков, заслушав Прокурора и Адвоката внимательно выслушав показания свидетелей, вынести оправдательный приговор. Считать Жанну д’ Арк народной героиней, примером мужества, отваги и преданности Родине.
Секретарь: На этом судебное заседание по делу Жанны д’ Арк считается закрытым.
III. Итог урока.
Оценивание работ учащихся.
IV. Домашнее задание.
$19, составить синквейн на тему Жанна д’ Арк.
Литература.
- Несмелова М. Л. Конспекты уроков по истории средних веков 6 – 7 кл., Владос – Пресс, 2001 г.
- Большая серия знаний. Древний мир. Средневековье., Москва, Мир книги, 2005 г.
- Казакова В. Н. Шпаргалки по истории средних веков.- М: Экзамен; 2004 г.
- Донской Р. М. Задания для самостоятельной работы. – М: Просвещение, 1987 г.
- Сванидзе А. А. Я иду на урок истории. – М. :Первое сентября, 2000 г.
- Фгибалова Е. В., Донской Р. М. Истории средних веков 6 кл. – М: Просвещение, 2000 г.
- Колпаков С. В., Рогожкин В. А., Пономарев М. В., Тырин С. В. История средних веков. – М: Баласс, 2003 г.
- Агибалова Е. В., Донской Р. М. Изучение истории средних веков в VI классе. – М: Просвещение, 1973 г.
- Лебедев И. Е. Формирование критического мышления на уроках истории и обществознания. – Казань, НПО “Образовательные технологии”, 2002 г.
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
08 12 2023 22:59:16
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
07 12 2023 11:59:28
В статье рассматривается вопрос об изучении творческого наследия крупнейшего русского историка А.Е. Преснякова в школе, в частности, об использовании его взглядов о Киевской Руси, причинах образования единого Русского государства, о Московском государстве XVI—XVII веков, движении декабристов, даются методические рекомендации.
...
06 12 2023 13:27:16
Методическая разработка направлена на содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным праздникам России....
05 12 2023 4:38:37
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
04 12 2023 2:55:35
Цель проекта состоит в разработке методической системы развития учащимися профильной школы такой компетенции как целеполагание....
03 12 2023 18:35:23
Урок поможет шестиклассникам осознать смысл понятий "время", «хобби». Научит рационально и с пользой использовать свое свободное время. Занятие позволяет раскрыть творческие способности ребят, научит их вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения....
02 12 2023 4:59:52
Повторительно-обобщающий урок на тему "Древний Египет и Западная Азия в древности"....
01 12 2023 11:39:46
Урок "Государственные реформы Петра I" предусматривает использование компьютерных технологий. Иллюстрации, используемые на уроке, позволяют создать живой образ той эпохи, анимированные схемы обеспечивают наглядную демонстрацию изменений в структуре государственного управления России в начале XVIII века, приведенные фрагменты документов конкретизируют изучаемый материал. Эффект анимации дает возможность поставить перед учащимися задачу, обсудить ее выполнение в конце урока и тут же проверить....
30 11 2023 14:40:51
В ходе занятия используется презентация учителя, фрагмент документального фильма; учащиеся работают с материалами сайта. В качестве примеров использованы события, хорошо знакомые ученикам и позволяющие построить оценочные суждения, используя не только полученные знания, но и личностный опыт....
29 11 2023 8:26:15
Урок в форме викторины углубляет и проверяет знания и эрудицию учащихся по истории, мифологии и культуре Древней Греции.
...
28 11 2023 11:46:47
«Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее», - так считал Ю.А.Ножиков, первый губернатор Иркутской области. Доказать это попытались учащиеся лицея на уроке – проекте, на котором на основе разнообразных источников информации о выдающихся людях «Братской земли», их деятельности в образовании и культуре осмысливалась их роль в истории Братска в начале XIX века....
27 11 2023 6:35:44
Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы против самодержавия....
26 11 2023 15:17:34
Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....
25 11 2023 22:32:54
Урок посвящен изучению особенностей японской архитектуры, садово-паркового искусства, таких национальных традиций как чайная церемония и икэбана и способствует развитию толерантного отношения к миру, что необходимо для адаптации в современных условиях. Урок рассчитан на 2 часа и сопровождается компьютерной презентацией....
24 11 2023 18:39:59
Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....
23 11 2023 5:41:53
Урок по Новейшей истории XX в. в 9-м классе по теме «Новейшая история XX в. Зарубежные страны» проводится в игровой форме по типу телеигры «Слабое звено». Урок предназначен для обобщения и закрепления знаний по окончанию курса....
22 11 2023 17:48:13
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
21 11 2023 20:33:51
Урок должен дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками.
...
20 11 2023 12:31:41
Урок является итоговым и ставит целью не только систематизацию материала, но и формирование компетенций: делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки, решать исторические задачи. Используются различные методы и способы освоения материала, технология критического мышления. Отpaбатываются навыки коллективной работы и работы с научным текстом.
...
19 11 2023 16:24:44
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
18 11 2023 19:37:38
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
17 11 2023 20:38:33
Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф.А. Михайловский «История древнего мира», Москва, «Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охаpaктеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....
16 11 2023 12:17:51
Рабочая программа разработана к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. «Обществознание. 6 класс» (2013) в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 34 часа, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 1 резервный час. Календарно-тематическое планирование включает развернутые домашние задания....
15 11 2023 16:32:22
Обзорно-аналитическая статья по теме с учетом пpaктического опыта автора....
14 11 2023 13:29:44
Урок-викторина строится на основе использования компьютерной технологии, которая предоставляет богатейшие возможности передачи информации. Викторина дает возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность.
...
13 11 2023 6:59:16
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний.
...
12 11 2023 13:22:44
На уроке на основе фрагмента исторического источника, текстов учебника, иллюстративного материала учащимися 5-го класса изучаются причины, ход, последствия и значение греческой колонизации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, содержащей богатый иллюстративный материал, анимированную карту, основные выводы, к которым приходят учащиеся в ходе изучения темы. К статье прилагаются дидактические материалы по теме урока....
11 11 2023 10:57:39
Конституция РФ – основа политической и правовой системы России. Она представляет собой совокупность зафиксированных в специальном документе относительно стабильных правил, определяющих основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положения личности в государстве.
...
10 11 2023 5:15:33
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
09 11 2023 14:11:21
Урок-презентация посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся знакомятся с первыми организациями декабристов, с их программами и ролью декабристов на Кубани.
...
08 11 2023 7:57:19
На каждом уроке необходимо обращать внимание на формирование гражданской позиции учащихся. Необходимо ярко показывать достижения наших прадедов. Для этого стараюсь, чтобы ни один урок не проходил без изучения достойных личностей. Вот и получается, что история – это и есть учитель. Учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры и в прошлом, и в настоящем. Учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины....
07 11 2023 2:57:48
Обобщить и систематизировать знания об образовании единого Русского государства, рассказать об основных направлениях внешней политики Ивана III. Раскрыть историческое значение свержение ига, оценить заслугу Ивана III в падении ордынского ига и образовании единого Русского государства. Продолжить формирование умения слушать, выделять главное, делать обобщающие выводы, работать с понятиями; развитие умений применять знания на пpaктике....
06 11 2023 18:59:28
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
05 11 2023 18:23:35
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
04 11 2023 15:10:24
Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме "Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества.
...
03 11 2023 1:44:55
Целью урока является формирование умений учащихся работать с дополнительной литературой и учебником, умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей; формирование понимания причин возникновения и особенностей малых групп. Урок помогает воспитанию чувств коллективизма и толерантности.
...
02 11 2023 17:59:52
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
01 11 2023 11:47:16
Внеклассное мероприятие по истории является КТД, которое ежегодно проводится в нашем МОУ. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема "Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет.
...
31 10 2023 3:26:58
Комбинированный урок истории с использованием ИКТ относится к Разделу II «Расцвет Средневековья» и является вторым в теме «Средневековый город». Он является одним из наиболее важных, так как на этом уроке формируются знания о возникновении и особенностях средневековых городов. Главный акцент на уроке сделан на изучение новой темы. Так как в течение урока осуществляется регулярная смена методов ведения урока, перегрузки школьников не происходит....
30 10 2023 13:14:26

Урок освещает тенденции и динамику развития древнерусского государства, хаpaктеризует сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, оценивает значение принятия христианства при князе Владимире, формирует умение работать с исторической картой, воспитывает любовь и уважение к истории страны....
29 10 2023 6:44:37
В работе учителя обществознания со старшеклассниками необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты, что позволяет сделать проектная деятельность, в результате которой пpaктически каждый ученик сам приобщается к истории Великой Отечественной войны, повышается познавательная активность учащихся, изменяется эмоциональный настрой. Только путем перехода к личностно-ориентированному эмоциональному подходу можно достичь целей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»....
28 10 2023 14:15:22
Актуальный для современной России, интересный для старшеклассников урок расширит знания учащихся о понятиях "выборы", "избирательная система", "правовое государство", "гражданское общество"; позволит развить активную гражданскую позицию у школьников через применение дебатов, педагогической технологии по формированию критического мышления у учащихся 9-го класса....
27 10 2023 3:27:18
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
26 10 2023 23:56:13
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
25 10 2023 0:49:19
В ходе урока изучаются цели, содержание и значение реформ Столыпина. Учащиеся определяют причины, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране....
24 10 2023 2:41:37
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
23 10 2023 3:21:24
Что являлось главной движущей силой присоединения Сибири: народные массы или государственная власть? Этот вопрос давно интересовал историков, и ответ на него не прост. С одной стороны, в деле присоединения Сибири к России явно прослеживается соблюдение государственных интересов, а с другой - если сосредоточим внимание на деятельности торгово-промыслового населения, приходящего в Сибирь, то увидим, что они первыми, продвигаясь вперед, узнавали о новых землях, открывали их богатства.
...
22 10 2023 8:45:35
Используемые на уроке поисково-познавательные и творческие задания позволяют приобщить учащихся к историческому прошлому нашей Родины, научить управлять собой в различных ситуациях, развивать творческий потенциал каждого учащегося. В результате дифференцированного подхода происходит сознательное и прочное усвоение системы знаний и умений, развитие познавательных и мыслительных навыков, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Данный урок можно использовать при повторении темы и как внеклассное мероприятие....
21 10 2023 13:33:56
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
20 10 2023 0:14:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::