Урок истории на тему: "Славянский сход". 6-й класс
Цели и задачи:
- Обобщить знания по теме “Наши предки в далеком прошлом”, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории.
- Закрепить навыки работы с картой, понятиями, датами, пословицами.
- Развивать умения работы в группе.
- Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою родную землю, своих предков.
- Ввести учащихся в глубь истории Российского государства, дать возможность почувствовать “Аромат времени”.
Оформление:
- настенная карта “Русь IX–XII век”.
- картины: “Съезд князей”, “Новгородское вече”.
- гербы русских городов.
- слайды “Культура Киевской Руси”.
- товары к ярмарке: зерно в мешках, меха, мед, оружие.
Ход урока
Учитель:
Ребята, мы с вами изучили тему “Наши предки в далеком прошлом”. Сегодня на уроке вы покажите свои знания истории Земли русской IX – XII века, умение работать с картой, датами, понятиями.
“Слава нашей стороне, слава русской старине
И про эту старину я рассказывать начну
Чтобы люди знать могли о делах родной земли”.
Наша родная земля, называемая Россией, имела некогда совсем другой вид. На громадном прострaнcтве тянулись леса, озера, топкие болота, к югу степи (см. карту). Людей жило мало, селились они по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина. Это были племена восточных славян – предков русских, украинцев и белорусов. Проходили годы, десятилетия, поселения расширялись, превращались в города Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск. Главным городом и столицей Киевской Руси стал город Киев. Простилалась она от Белого до Черного моря, от Вислы до Камы и Печеры.
Общие дела в городах решали на мирских сходах (вече). А на съездах князей решали вопросы внутренней и внешней политики, защите русских земель от половцев и печенегов. Так, например, на съезде в Любиче 1097 г. Решено было заботиться о родной земле, защищать ее, а не враждовать между собой. Сегодня наш урок “Славянский сход” должен выяснить какими были русские города.
Ученик 1:
Эй вы, люди добрые, слушайте нас. Мы зачитаем вам княжеский указ.
Ученик 2:
“Я великий князь. Созываю все княжества земли русской на славянский сход. Собирайтесь, поделитесь мудростью, знаниями истории земли русской, богатствами похвастайте, наряды из сундуков доставайте, да товар к торгу готовьте, дабы на праздник явиться веселыми, да нарядными”.
Учитель:
Ну что, ребята, отправимся на сход?
Ученики:
Да!
Учитель:
Для этого путешествия нужно приобрести билеты. Правильный ответ на вопрос это право на приобретения билета. Разделимся на 5 комaнд, и капитаны могут приступить к ответам.
Ученики отвечают на вопросы по билетам.
Билет №1. По берегам, каких рек селились славяне?
Билет №2. Как одевались наши предки?
Билет №3. О чем говорят эти пословицы? (приложение №1 “О занятиях славян”).
Билет №4. Здесь изображены духи, в которых верили славяне, назовите их.
Билет №5. Перечислите орудия труда и оружие славян.
Учитель:
Молодцы! Билеты куплены, теперь мы отправимся в путешествие во времени на paкете. “К запуску paкеты приготовиться!”
Ученики:
- Есть, приготовиться!
Учитель:
- Включить контакты!
Ученики:
- Есть, включить контакты!
Учитель:
- Завести мотор!
Ученики:
- Есть завести мотор! Поехали! Ура!
Учитель:
Произошло превращение. Вы теперь не комaнда, а представители русских городов, я комментатор.
А встречает нас князь, он ждет рассказов о городах Руси: Киеве, Новгороде, Рязани, Владимирове, Москвы.
Ученики получают оценочные листы с заданиями (приложение №7)и начинают по очереди рассказывать о своем городе по плану:
- Где находится город? (показать на карте)
- Почему так называется?
- Герб города.
- Богатства города (демонстрация товаров к торгу)
- Оформить путеводитель по городу.
Комментатор:
Первыми на наш сход прибыли жители Рязанского княжества, (представление города)
Ученик 1:
Не молодица любовалась, играя зеркальцем в руке,
И в день погожий отражалась Рязань – красавица в Оке.
В зеркальные гляделись воды, сбегая весело с холма,
Крылечки, башни, переходы – князей рязанских терема.
На площади собор богатый, за ним раскинулся базар.
Вокруг хоромы и палаты купцов рязанских и бояр.
За ними слободы людские, дворы, часовни городские.
Комментатор:
А вот приближаются к князю жители Новгорода Великого, вольного города, (представление города)
Ученик 2:
Ой, ты, Новгород Великий, господин торговых дел.
От боев с ордою дикой ты счастливо уцелел.
И стоит твой Кремль Детинец на высоком берегу,
Словно сахарный гостинец в светлый праздник на торгу.
Ой, ты, древний город вольный, не привык поклоны класть…
Новгородцы недовольны, уступая князю власть
Ты единственный меж всеми управлялся без князей
Только нынче ведь не время, вольной гордости твоей.
Комментатор:
Из колец сплетенных туго, это древняя кольчуга.
Шлемы гордо так несут, то владимирцы идут, (представление города)
Ученик 3:
Москва – река, тебе хвала! В веках ты видела не мало
Когда б ты говорить могла, ты многое бы рассказала
Ты б рассказала нам о том, как люди начали селиться,
За тыном – тын, за домом – дом, росло на берегу твоем
Начало будущей столицы.
Ученик 4:
В граде Киеве палаты, и хоромы, и дворцы,
Стены в шашечку крашены, кровля высится венцом,
На балясниках точенных верх шатровый под крыльцом.
Белокаменные плиты украшают весь фасад.
За стеной, вьюнком увиты, расцветает чудный сад.
Вот это были города Руси лесистой и огромной
Столицей Киев был тогда.
Князь принимает дары.
Комментатор – учитель:
Какими же были русские города?
Предполагаемый ответ ученика:
Хорошо укрепленные, плодородные земли, богатые леса, реки. В городах процветало ремесло, торговля, грамотность, культура,(в подтверждение см слайды “Культура Киевской Руси” и решаем задачи Приложение №2)
Комментатор:
А теперь знаньями да мудростью блесните! “Ну-ка! Кто смелее, братцы! Выходи-ка мудрецы, покажите знанья ваши”
Предлагается работа по группам:
Новгородцы, киевляне, москвичи выбирают, что относится к их городу: “золотые ворота, остожье, вече, обед силен, Юрий Долгорукий, матерь городов русских, Софийский собор, подол, Днепр, Москва, Волхов, Ильмень.” (приложение №3)
Владимирцы занимаются исторической математикой:
988 год + князь Владимир =…
… год + Юрий Долгорукий = Москва
(приложение №4)
Рязанцы работают с терминами и понятиями: летописи, фреска, вече, мозаика, пергамент,(приложение №5)
Учитель работает с группами по очереди.
Звучит музыка, появляется скоморохи.
1-й скоморох:
Еще ворота на засовах, и площадь ярмарки пуста
А через час в рядах торговых уже начнется суета.
2-й скоморох:
Откроются ларьки, лабазы, и выложат товары, снедь.
И загудит в посадах сразу колоколов церковных медь.
3-й скоморох:
Ой вы гой еси, добры молодцы и красны дeвицы.
В час назначенный, в час положенный
Приглашаем вас на ярмарку русскую
Будем игры играть, будем песни петь, будем пляски плясать.
Купцы предлагают товары. Игры, (приложение №6)
Князь:
Спасибо вам москвичи, новгородцы, Рязанцы, владимирцы, киевляне. Любите вы свою землю, приумножайте богатство ее. Живите дружно, не ссорьтесь. Ведь ссоры ослабевают. А слабого победить легко.
Комментатор:
В какой город нам нужно возвратиться? (Новый Уренгой)
В какой год? (2007)
В какой век? (XXI)
Правильно! Приготовьтесь к запуску paкеты.
Ученики:
Ура! Вот мы и дома.
Сдаются оценочные листы.
Список используемой литературы.
- А.А. Данилов, Я.Г. Косулина “Истории России” 6 класс. Москва “Просвещение” 2003 год
- П.Н. Воздвиженский “Моя первая русская история”. Москва 1998 год
- Ишимова “История в рассказах для детей”. Москва “Просвещение” 1998 год
- С. Голицын “Сказания о земле Московской”. Москва “Детская литература” 1991 год
- С.Г. Горяйнов “Задачник по истории России”. Ростов-на-Дону “Феникс” 1996 год
- И.А. Федорчук “Интеллектуальные игры для школьников”. Ярославль “Академия развития” 1998 год
Урок "Народническое движение" второй урок в изучении темы. На первом уроке учащиеся, работая в группах, определили основных представителей народнического движения, направления и методы их борьбы. На втором уроке звучит отчет групп и дальнейшее изучение темы. На уроке сопоставляется терроризм XIX века и современный терроризм....
18 03 2024 23:18:34
Учитывая в личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий с целью осмысления, обобщения и систематизации знаний. Данный урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятиями демократия, научились выявлять её признаки. Урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам управления в древних государствах....
17 03 2024 11:44:23
В статье рассматриваются некоторые проблемы использования кино- и видеоматериалов, с которыми сталкивается учитель истории на уроке....
16 03 2024 8:12:40
Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования УТДК и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь УТДК; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....
15 03 2024 13:58:36
Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе содержит цели и задачи урока, наглядность. В конспекте отражены: подготовка к уроку, подробная беседа по картине, примерный план к сочинению....
14 03 2024 5:45:24
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
13 03 2024 7:22:59
Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе....
12 03 2024 18:47:41
В материале описана процеДypa проведения экспертизы элективных, факультативных курсов в г.о. Спасск-Дальний Приморского края. Даны рекомендации по составлению элективных, факультативных курсов, их структуре; написанию пояснительной записки. Приведен анализ наиболее распространенных ошибок и недочетов. ...
11 03 2024 5:17:59
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
10 03 2024 22:16:33
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...
09 03 2024 19:19:32
Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена, в чем заключается ее универсальность. В свете нынешнего развития общества, когда утеряны идеалы, когда молодые люди мало чем интересуются, а много пьют, используют наркотические средства, эта программа способствует гармоничному развитию молодых людей, физически развитых, интеллектуально грамотных. Программу с удовольствием поддерживают родители, а дети с удовольствием ее осуществляют....
08 03 2024 7:36:59
Урок для тех, кто интересуется политикой и экономикой, перспективами развития общества, о проблеме сосуществования элементов социализма и капитализма в современном обществе. Обосновывается объективная необходимость такого сосуществования, ищется оптимальное соотношение между "социалистическим" и "капиталистическим". Рассматриваются преимущества и недостатки капитализма и социализма....
07 03 2024 11:59:43
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
06 03 2024 12:20:57
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
05 03 2024 0:30:11
Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....
04 03 2024 18:50:19
Урок истории знакомит учащихся с памятниками культуры. Цель: добиться осознания особенностей и высокого уровня отечественной культуры. На уроке предполагается групповая форма работы с сочетанием фронтальной и индивидуальной. Присутствуют элементы игры и соревнования между группами: кто быстрее и полнее ответит на вопрос. Урок интеpaктивный: постоянно осуществляется взаимная связь «учитель-ученик» и «ученик-ученик»....
03 03 2024 18:13:40
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока, который рассчитан на 2 часа. За две недели до урока класс разбивается на группы и дается задание представить проект-презентацию по выбранной группой теме. Урок формирует ряд ключевых учебных, коммуникативных и социально-личностных компетенций. На уроке связываются теоретические знания с социальным опытом учащихся 10-го класса....
02 03 2024 14:40:42
Невозможно изучать искусство в отрыве от той исторической ситуации, в которой оно было создано, что позволяет ученикам погружаться в различные эпохи, и, осознавая свою связь с прошлым, глубже понимать настоящее. Достоинства нашей работы: возможность более глубокого проникновения в тему, создания целостной картины мира, образа эпохи, закрепление знаний через выполнение пpaктических работ по ИЗО, осмысление и переработка изученного через личный опыт и творческое осмысление темы....
01 03 2024 23:25:20
Своя игра проводилась с разновозрастными комaндами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....
29 02 2024 0:40:17
Интегрированный урок посвящен описанию хаpaктера и поведения людей. Данные темы по предметам (обществознание, английский язык) изучаются в первой четверти учебного года. Урок способствует созданию условий для формирования у учащихся отношения к лидерам, как к личностям с положительными качествами, осмыслению учащимися своего положения в обществе; воспитанию чувства уважения друг к другу, умения работать в группе и прислушиваться к мнению товарищей....
28 02 2024 1:11:59
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
27 02 2024 20:26:16
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики. ...
26 02 2024 22:20:37
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан. Данная разработка может быть полезна начинающим педагогам....
25 02 2024 20:41:51
Основными задачами урока являются: развитие исследовательской мыслительной деятельности на примере спopных вопросов Смутного времени; развитие умения самостоятельно выбирать из вариантов правильный ответ, доказывать его состоятельность; на примере возрожденного национального самосознания 17 века воспитание личной ответственности за судьбу страны. ...
24 02 2024 21:50:23
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
23 02 2024 15:22:45
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
22 02 2024 3:56:46
Урок истории в 6-м классе посвящен эпохе правления Ивана IV (Грозного)....
21 02 2024 23:40:37
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
20 02 2024 8:39:21
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
19 02 2024 16:37:59
Первые русские князья, крещение Руси, радости и невзгоды молодого государства Русь, набеги врагов, предания и легенды, боги и духи славян - вот что придется вспомнить учащимся на итоговом занятии "Русь в X – XІІІ веках". ...
18 02 2024 5:40:31
Сценарий урока был использован в проведении поселкового праздника. Его можно использовать на уроках истории при изучении темы «Смутное время» в 7–10-м классе и для проведения внеурочного мероприятия. В сценарий включена авторская поэма «Русская смута»....
17 02 2024 18:22:45
Урок для малокомплектной школы с малой наполняемостью класса – до 6, 8 учащихся — представляет деятельность учителя и учеников по обобщению и закреплению знаний по истории Раннего Средневековья, проводится в 6-м классе последним уроком истории в первой четверти. ...
16 02 2024 21:44:27
Урок по истории с использованием компьютерных технологий, на котором ставится цель: охаpaктеризовать национально-освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля, показать патриотизм многонационального народа в борьбе за свободу....
15 02 2024 15:18:23
Занимаясь одним предметом (историей) длительное время, применяя метод погружения (концентрированного обучения), можно смело заниматься проектированием, моделированием и т.д. Моделирование исторической ситуации на уроках истории является важным фактором развития творческих способностей учащихся. Новые подходы требуют и изменения структуры учебной программы. Не зажатые узкими рамками урока, объединенные общей идеей, дети не просто изучают историю, а, общаясь, занимаются любимым делом. ...
14 02 2024 15:15:18
Разработка бинарного урока в 6-м классе позволяет организовать повторение и обобщение темы «Средневековый город» по истории и познакомить учащихся с эволюцией города на примере истории становления и развития родного города (данная тема изучается в курсе «Обществознание», программа А.И. Кравченко). Урок строится по схеме презентации, созданной в программе Power Point. Слайды содержат вопросы к каждому этапу урока, что позволяет организовать диалог учителя и учащихся, а также иллюстрации с видами родного города....
13 02 2024 13:45:25
Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами. ...
12 02 2024 4:27:34
Программа отражает основные тенденции развития, направления и события внешней политики восточных славян, Киевской и Московской Руси, России и Российской империи. Особое место в программе отводится самостоятельной работе с картами, документами, схемами и таблицами. ...
11 02 2024 6:27:20
Важной частью воспитательной работы нашей школы является её краеведческая составляющая. Работа творческого объединения базируется на формировании навыков исследовательской деятельности, формировании культуры исторического мышления. Этой работой в школе увлечены не только администрация школы и педагоги ДО, но и учителя-предметники и классные руководители. ...
10 02 2024 14:32:36
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
09 02 2024 21:47:48
Урок с использованием мультимедиа-технологий позволяет учащимся приобщиться к культурным ценностям страны: не только совершить экскурсию по залам Третьяковской галереи, но и попробовать себя в роли искусствоведов, погрузиться в мир театра XIX века....
08 02 2024 9:38:25
Данная работа адресована учителям истории и учащимся старших классов. Данный материал может быть использован при подготовке к урокам, для индивидуальной и групповой работы, а также для подготовки к олимпиадам. Материал включает в себя различные типы заданий, что помогает учащимся развивать умения и навыки при работе с историческим материалом....
07 02 2024 4:30:41
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
06 02 2024 2:32:11
Мероприятие воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ. У ребят формируется осознание исторического прошлого....
05 02 2024 7:18:50
Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
04 02 2024 4:30:27
Метод проектной деятельности предполагает создание так называемых "инициативных групп", которым предлагается на рассмотрение или решение комплексная задача. Формы презентации проекта весьма разнообразны: доклад, конференция, дискуссия, рекомендации, коллаж. ...
03 02 2024 18:32:11
Урок обществознания, на котором объясняется новый материал по теме. На уроке учащимся дается понятие, что такое культура и каковы ее виды....
02 02 2024 13:51:35
В ходе представленного урока прослеживается весь путь развития парламентаризма в России, начиная с первой Государственной Думы в 1906 году и заканчивая Госдумой, избранной в 2007 году. Рассматриваются вопросы полномочий, деятельности члeнов Совета Федерации и Госдумы. Наглядно приводится процесс принятия законов в Думе. На уроке используется презентация, дающая возможность увидеть и сравнить составы разных Государственных Дум....
01 02 2024 8:27:31
Цель урока: повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVII века; воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; повышение интереса к изучению предмета....
31 01 2024 11:56:20
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
30 01 2024 7:27:23
На уроке изучаются события лета 1942 – зимы 1943 года на Кавказе. Особое внимание уделяется изучению материала регионального компонента. Конкретизируются события 1942 г. в станице Курской. Материалы об оккупации станицы представлены в сообщениях учащихся и в презентации. Урок воспитывает чувство гордости и уважения к станичникам, пережившим фашистскую оккупацию. ...
29 01 2024 0:55:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::