Повторительно-обобщающий урок по теме: "Классическое Средневековье в Европе"
Источник:
|
Цели урока:
- Повторить основные изменения в экономике, социальных отношениях, государственном строе, происходившие в период развитого феодализма.
- Повторить пройденный материал с точки зрения роли личности в истории. Воспитывать у учащихся чувство коллективизма.
- Развивать умение работать по группам, доказывать свое мнение, сопоставлять, выделять существенные признаки явлений, делать выводы.
Оборудование: “линия времени”, раздаточный материал, клей, маркеры, ручки, жетоны, эмблемы комaнд.
Подготовительный этап: класс делится на три комaнды, каждая комaнда придумывает себе название, изготавливает каждому члeну комaнды эмблему.
Оформление доски: на доске должна быть “линия времени”, цели урока, основные хаpaктеристики феодализма XI-XV вв., название игры, ее хаpaктер и условия.
Ход урока:
Вступительное слово учителя: С XI и до конца XV в. продолжался второй период истории средних веков. Давайте, определим его место на “линии времени” (работа с “линией времени” на доске). Это время, когда феодальный строй получил полное развитие. Сегодня на уроке мы должны повторить основные изменения в экономике, социальных отношениях, государственном строе, происходившие в период развитого феодализма. Чем же хаpaктеризуется феодализм XI-XV вв.? Происходит совершенствование способов земледелия и повышение производительности труда. В средние века появились многие из ныне существующих городов. Города превращаются в центры ремесла и торговли. Складывается товарное хозяйство. В некоторых странах началось освобождение крестьян от личной зависимости за выкуп. Рост городов и развитие торговли подготовили условия для образования централизованных государств и возникновения сословных собраний. В средние века образовались государства, существующие и поныне: Англия, Франция, Россия и другие.
История не может быть безликой. Самое интересное в истории – это судьбы народов, выдающихся деятелей с их хаpaктерами и поступками, а нередко и с удивительной неповторимой судьбой. Изучая второй период средних веков, мы познакомились с различными правителями, представителями духовенства, борцами за независимость родины, вождями народных движений. И так как в центре внимания каждого, кто изучает историю, всегда стоит человек и его дела, то мы сегодня на уроке повторим материал и с точки зрения роли личности в истории.
Урок наш будет проходить в форме игры “Вдогонку за лидером”. Игра будет носить соревновательный хаpaктер. Победит та комaнда, которая, пройдя через все этапы, наберет большее количество очков. Вы помните, что именно в изучаемом нами периоде появились хранилища больших сумм денег. У каждой комaнды сегодня будет свой банк. Каждое очко, заработанное комaндой, будет превращаться в монету.
Ход игры: Представление комaнд и капитанов.
I задание: “Дата”.
Учитель: Говоря о каких-то событиях, мы всегда ставим вопрос – когда? Когда произошло то или иное событие? Поэтому первым заданием будет игра “Дата”. Условия: ученик пишет на листе любую дату, связанную с пройденным материалом, и передает листок следующему. Если ученик не вспомнил никакой даты, он передает листок дальше, ничего не написав. Игра идет две минуты. Затем проверяем, верно ли записаны даты. За каждую дату – 1 очко.
II задание: “Пословицы и поговорки”.
Учитель: Затронув основные события, мы сейчас посмотрим, какое отражение некоторые из них нашли в поговорках. Вы должны будете сказать, что означало это выражение в средние века. Правильный ответ – 1 очко.
1 комaнда – “Что с возу упало, то пропало” (Во время феодальной раздробленности товар, упавший на землю, считался собственностью владельца земли)
2 комaнда – “Городской воздух делает свободным” (Если лично зависимому крестьянину, убежавшему от своего господина, удалось прожить в городе год и один день, он становился свободным человеком)
3 комaнда – “Овца победила лен” (Население Европы перестало довольствоваться льняной одеждой, больше стали делать ткани из шерсти)
III задание: “Исторические портреты”.
Учитель: Каждое событие связано с какой-либо личностью. Сейчас мы вспомним некоторых выдающихся деятелей средневековья. Я буду зачитывать краткие хаpaктеристики, а вы должны определить – о ком идет речь? Правильный ответ – 1 очко.
1 комaнда – хаpaктеристики Жанны д Арк и Вильгельма Завоевателя
2 комaнда – хаpaктеристики Гильома Каля и Ричарда Львиное Сердце
3 комaнда – хаpaктеристики Яна Жижки и Филиппа IV Красивого
IV задание: “Кто, кому и по какому поводу мог сказать?”.
Учитель: Многие исторические деятели оставили в истории свой след, не только совершив то или иной поступок, но и своими знаменитыми высказываниями. Вы должны определить – кто, кому и по какому поводу мог сказать следующие слова. Правильный ответ – 1 очко.
1 комaнда:
- “Не могу изменить своей совести. Если отрекусь от истины, как дерзну посмотреть в глаза народу, который я всегда учил говорить правду” (Ян Гус сказал своим судьям на Констанском соборе в ответ на их требование отречься от своих взглядов)
- “Так хочет Бог!” (В 1095 году в Клермоне папа римский Урбан II призывал к крестовому походу за освобождение гроба Господня из рук неверных в Иерусалим)
2 комaнда:
- “Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать” (Это слова Людовика XI, который хитростью, лестью объединял страну)
- “Убивайте всех подряд, Бог на небе узнает своих” (В XIII веке во времена альбигойских войн папского посла спросили, как отличить благоверных католиков от еретиков. После его ответа крестоносцы убили всех жителей города)
3 комaнда:
- “Они будут изгнаны из Франции. Кроме тех, кто найдет здесь погибель” (Эти слова Жанна д Арк говорила судившим ее инквизиторам об англичанах)
- “Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в рай” (Эти слова из Евангелия говорили проповедники своим прихожанам, призывая к смирению в этой жизни, чтобы после cмepти попасть в рай)
V задание: “Соперники – союзники”.
Учитель: Мы вспомнили много деятелей средневековья. Некоторые из них были современниками и могли встречаться друг с другом, а могли и никогда не видеть друг друга. Ваша задача – подобрать пары соперников и союзников. Каждая правильно подобранная пара – 1 очко.
Учащимся выдается оформленный альбомный лист, на который они наклеивают карточки с именами, подбирая пары. Если эти личности были союзниками, они ставят между ними знак “+”, если соперниками, то знак “-”.
Людовик XI – Карл Смелый
Филипп IV – Бонифаций VIII
Григорий VII – Генрих IV
Жанна д Арк + Карл VII
Уот Тайлер + Джон Болл
Изабелла Кастильская + Фердинанд Арагонский
VI задание:
Учитель: Деятельность некоторых исторических личностей, о которых мы сегодня говорили, была направлена на образование централизованных государств. Но какое же государство мы называем централизованным? Чтобы ответить на этот вопрос вы должны знать признаки централизованного государства. В пакете вы найдете карточки с признаками феодальной раздробленности и централизованного государства. Их нужно распределить по порядку.
Учащимся выдается оформленный лист и пакет с признаками. Они должны с одной стороны наклеить признаки феодальной раздробленности, с другой – централизованного государства. Правильно выполненная работа – 5 очков.
Феодальная раздробленность |
Централизованное государство |
Страна распадается на отдельные феодальные владения | Завершено объединение страны в единое государство |
Крупные феодалы в своих владениях имеют почти неограниченную власть | Крупные феодалы лишились власти в своих владениях, они подчинены королю |
Король – “первый среди равных”, верховный сеньор. | Король – глава единой центральной власти в стране. |
Подведение итогов, награждение лидеров игры.
Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе....
22 03 2023 19:52:35
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
21 03 2023 20:14:37
В ходе урока доказывается, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....
20 03 2023 7:52:41
На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, тpaктовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....
19 03 2023 7:58:48
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
18 03 2023 22:30:15
Занятие ставит целью развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях....
17 03 2023 13:58:18

Урок-диспут формирует у учащихся представления о Конституции Российской Федерации и государственной символике России, развивает патриотические чувства и любовь к родине....
16 03 2023 10:40:44
Структура календарно-тематического планирования уроков обществознания для 8-х классов утверждена на заседании методического Совета школы. В колонки структурной таблицы КТП внесены соответствующие обозначения мультимедийных компонентов, указаны виды (типы уроков), лабораторные и пpaктические работы, виды контроля на уроках, общеучебные умения и навыки, а также диагностические умения и навыки (ЗУН).
...
15 03 2023 16:22:12
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
14 03 2023 20:19:41
Исследовательская работа осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме, методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Учащиеся работают с документами, сообщениями, контурными картами, заполняют таблицы....
13 03 2023 6:23:50
Урок основан на заранее подготовленных творческих проектах учащихся «Моя родословная». Дети представляют свои проекты, а затем обсуждают их и выполняют игровые задания. Урок призван показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков....
12 03 2023 5:48:50
Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин
г. Прохладный КБР по теме «Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино-Балкарии и географии Кабардино-Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики КБР – сельском хозяйстве....
11 03 2023 12:18:38
Урок посвящен событиям на Курской дуге. Героическим поступкам тех, кто добывал победу. Учащиеся формируют умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, историческими документами, историческими картами, делать выводы....
10 03 2023 21:42:19
Предлагается разработка занятия по истории России для учащихся 8-х. классов на тему "Российская империя в начале XIX века". На занятии применялись нетрадиционные формы: работа в постоянных и сводных отрядах, работа с компьютером, тест-игра, что позволило ученикам не утомиться во время двухчасового урока. В ходе занятий по теме учащиеся активно использовали материал презентации, совершенствовали навыки работы с компьютером....
09 03 2023 17:39:21
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
08 03 2023 8:12:26
Урок - ролевая игра "Выборы президента" раздела "Конституционное право".
Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....
07 03 2023 7:58:12
Урок помогает разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения....
06 03 2023 9:41:30
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
05 03 2023 7:31:33
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
04 03 2023 8:52:53
Цели урока: сформировать представление о ненаучных способах познания мира; развивать и совершенствовать навыки познавательной деятельности; способствовать воспитанию уважительного отношения к многогранности проявлений познавательных возможностей человека. Задачи урока решаются через работу в группах. Выводы оформляются в схему, систематизирующую новый материал.
...
03 03 2023 6:33:56
Урок позволяет сформировать у учащихся яркое, образное, полное представление об основных исторических фактах изучаемой темы. Предоставляет учащимся фактологический банк данных, необходимый для самостоятельных выводов и обобщений на завершающем этапе урока. Помогает ученикам осознать различия, которые существовали между странами и обществами, и научить понимать их.
...
02 03 2023 8:27:14
Урок посвящен событиям, связанным с эпохой правления И.Сталина. В ходе урока учащимся предстоит сделать вывод о том, какой ценой дались нашей стране преобразования, которые пришлись на время правления И.Сталина.
...
01 03 2023 23:34:49
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
28 02 2023 10:13:12
В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....
27 02 2023 5:51:21
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
26 02 2023 6:31:20
Урок изучения новой темы с использованием различных форм и методов обучения: беседа, творческая работа учащихся, работа с картой и текстом учебника. Способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, воспитывает чувство патриотизма, активизирует интерес к предмету. Данный урок можно использовать при подготовке классного часа по теме «4 ноября – День единства и согласия».
...
25 02 2023 16:44:29
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
24 02 2023 15:10:11
Оценка учебных достижений учеников является важной частью деятельности преподавателя. Задания для повторительно-обобщающих уроков, как и другие виды контроля, выполняют диагностическую, обучающую и развивающую функции. Задания разработаны по всем разделам курса и могут быть использованы для текущего, тематического и итогового контроля. Они включают вопросы разного уровня сложности, учитывают индивидуальные особенности учеников....
23 02 2023 17:30:53
Конспект урока разработан в соответствии с программой «История России с древнейших времён до конца XVI века». 6-й класс. Авторский коллектив: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.
...
22 02 2023 0:11:48

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
21 02 2023 14:22:56
Конференция по истории Красноярского края развивает творческие способности учащихся, критическое мышление. Изучение истории развития своего города, села, улицы, семьи, различные методы и источники исследования учат самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. В осмыслении местного материала сознается сопричастность судьбе России....
20 02 2023 5:33:46
Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме "Древний Египет"....
19 02 2023 1:30:15
Краеведческая работа направлена на изучение малой родины. В статье описаны методы и формы, новые приемы, технологии, которые, по мнению автора статьи, целесообразно применять при работе с местными материалами.
...
18 02 2023 4:55:53
Цель урока: активное применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. В процессе урока учащиеся научатся и смогут: отработать навыки работы с картой; научатся показывать на карте границы империи Александры Македонского, а также Сирийского, Македонского и Египетского царств; смогут составлять схемы; с помощью учителя выводить определения; выражать собственное мнение о наследии эллинистических государств....
17 02 2023 5:12:53
Урок расширяет знаний учащихся о правлении Бориса Годунова и начале правления Лжедмитрия I. Учитель объясняет причины возникновения Смутного времени, причин и хаpaктера восстания И.Болотникова.
...
16 02 2023 21:22:36
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
15 02 2023 14:25:31

Разработка урока истории в 7-м классе с использованием технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и информационно-коммуникационной технологии. Во время проведения урока учащиеся были активны на всех этапах урока (работали с документами, материалами учебника, картами, ОК, сравнивали, выполняли тесты и проблемные задания). Составление заданий для учеников было ориентировано на типы заданий ГИА, ЕГЭ....
14 02 2023 10:52:21
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи.
...
13 02 2023 7:38:36
Урок проводится в нестандартной форме устного журнала на последней неделе первой четверти в 5-м классе. Применение интеpaктивных технологий дает возможность подать материал о возвышении и крушении Ассирийской державы ярко, многогранно; способствует формированию представления учащихся, что история - наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий.
...
12 02 2023 0:53:26
Тюменская область - это колыбель богатых и самобытных культур. Территория стала осваиваться человеком в конце палеолита - древнего каменного века – примерно 15–20 тысяч лет назад, на исходе ледникового периода.
...
11 02 2023 3:42:40
Классный час посвящен 80-летию ЯНАО, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный хаpaктер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации "Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о ЯНАО, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....
10 02 2023 15:59:54

Цель урока: воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к защитникам Руси; сформировать первоначальные представления детей об образовании российского государства, о государственной символике; дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать уважительное отношение к ближним....
09 02 2023 18:44:25
Материал направлен на воспитание патриотизма и патриотических чувств у учащихся. Великая Отечественная война (1941–1945) – одна из самых страшных страниц нашей истории. Подвести учащихся к пониманию причин поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы. Развивать культуру к прослушиванию музыкальных произведений о войне....
08 02 2023 15:15:18
Работа посвящена систематизации пройденного материала по теме "История объединения Руси"....
07 02 2023 23:24:29
Межнациональные отношения – материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты. В современном мире существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами. Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия....
06 02 2023 4:42:49
На уроках автор использует индивидуальный и дифференцированный подход, многовариантность и многоуровневый хаpaктер творческих и проверочных работ (тестовые и проблемные задания различных видов), и в результате учащиеся имеют хорошую наполняемость оценок, создается ситуация успешности, эффективно используется все время урока....
05 02 2023 3:55:57
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
04 02 2023 11:27:59
Предложен сценарий, рассчитанный на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагающий различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
03 02 2023 14:22:51
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
02 02 2023 14:41:11
Повторительно-обобщающий урок с целью итогового повторения и проверки знаний. Повторение проводится в форме исторического турнира.
...
01 02 2023 10:27:38
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::