Начальная история села Тейкова > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Начальная история села Тейкова


    Начальная история села Тейкова

Свою любовь к родному краю наш земляк, писатель Владимир Смирнов, высказал следующими строками:

Не полынь у дороги,
Не лист на осине –
Вырос мал-городок
Посредине России.
Он хаpaктером прям,
Он к друзьям хлебосолен,
У него на руках,
Трудовые мозоли.

В своей работе мне очень хотелось рассказать о том, что дорого мне.

I. Градообразующие предприятия и основатели

Писатель-очеркист Н.П. Чулков писал о том, что И.П. Каретников “Принадлежал к древнему Московскому купеческому роду”. Он же указывал, что из этого рода в Москве был известен “тяглец Дмитриевской сотни Андрей Семенов”, упоминаемый “в переписных книгах 1725 г.”, а также “сын его Петр, во время 2-ой ревизии 1747 г. уже носивший фамилию Каретников…”1. Андрей Семенов содержал мастерскую по изготовлению конских экипажей, карет, за что и удостоился прозвища “Каретник”, так “прилепившиеся к нему, что при “ревизии” 1747 г. сын Андрея Петр записал себя на фамилию Каретников. Сын Петра Иван уже с полным основанием был записан в Церковных святках как “Иван сын петров Каретников”.

А.С. Ершов в своих путевых очерках писал: “Переезд Каретниковых в Тейково из Москвы после чумы 1771 г. и указав о выселении фабрик дает возможность предполагать, что у Каретниковых было какое-то мануфактурное и довольно крупное производство… Из Москвы в Тейково Каретников прибыл со значительным…”2. Автор не утверждает, что Каретниковы были мануфактуристами в Москве, хотя и располагает свидетельство внука И.П. Каретникова – С.И. Каретникова, что “Один из их рода жил в Петербурге у своего дяди купца и там научился наюойному искусству”3. Более достоверным выглядит тот факт, что заняться мануфактурным делом Иван Каретников решил уже в Тейкове. А поначалу, поселившись, в Василево он первым делом арендовал у помещика Петра Татищева на 13 лет десятину земли, напротив Церкви, где собирались базары, и на той десятине построил каменный торговый дом. И не столько сам продавал, сколько скупал товары у местного люда и по высоким ценам перепродавал их в Москве, Петербурге, на ярмарках. Нарастив капитал, Иван Каретников, видимо, и решил заняться мануфактурным делом. “…наняв землю у помещика, а потом, купив ее, устроил не “кубовое” или “горшечное” заведение мастера-одиночки, работающего со своей семьей, а мануфактуру с наемными рабочими…”3 Годом снования Каретниковской мануфактуры в Тейкове считается 1787 г. это дата указывалась в проспектах выставок: промышленной 1837 г. во Владимире, российских мануфактурных в 1849 и 1853 гг., Всероссийской художественно-промысловой 1882 г. в Москве.

Всемирной 1899 г. в Париже. Есть предположение, что в Ивановском крае текстильная промышленность стала распространяться из Тейкова. Одним из доказательств этой версии могут служить свидетельства И.Ф. Штукенбекер, который писал о Каретниковской фабрике в 1842 году: “Это первая ситцевая фабрика, основанная во Владимирской губернии в период царствования Екатерины П…”4 После cмepти Ивана Каретникова остались три сына: Петр, Иван, и Алексей. Первый, по примеру отца, основал и пустил набивную ситцевую фабрику в Шуе, Иван и Алексей остались при деле отца. От Ивана, который из-за болезненности Алексея все бразды правления взял на себя, сохранился собственноручный документ, в котом не без гордости говорится: “Отец мой, 2-й гильдии купец Иван Каретников, заведя на наемной у помещика Татищева земле ситцевую и ткацкую миткальную фабрику… И при том употрeбляя по дозволению помещика крестьян его в работу при фабрике, обучив их мастерству и мастерствам, нужным для выделывания миткалей, выбоек, ситцев в доброте и достоинстве иностранным равняющимся…” На деле “дозволения помещика” оборачивалось тем, что поскольку Каретников-отец купил у помещика землю не только под фабрику, но и ту, на которой стояли крестьянские избы, то работавшие на фабрике крепостные крестьяне были не только на оброке, но и платили Каретниковым за пользование пахотными землями и лесом. А так как, крестьяне числились за помещиком, то и ему платили оброк.


1Чулков Н.П. Русское купечество. М., 1907.С.
2Ершов А.С. Поездка в село Иваново и Шую// Владимирские губернские новости ”, 1849, № 6.
3там же.
4Штукенбекер И.Ф. Статистические труды. М.,1842.

Пожар, разорение Москвы в 1812 году уничтожили оставшиеся там мануфактуры, подняли спрос на ткани периферийных мануфактурных производств. Сын Ивана Каретникова, Степан, имея в своем распоряжении довольно крупный капитал, закупил паровые, печатные машины и в 1840 году пустил “пунцово-красильную” фабрику, на которой было занято 850 рабочих, из них 270 набойщиков. Вместе с кустарями-одиночками, переpaбатывающими пряжу в суровье, на Каретниковых трудились более трех тысяч человек. Из узкого миткаля изготовляли кубовые и красные, нередко с рисунком, ситцы, из широкого- кашемировые, с двухсторонней набивкой, платки, пестрые, на манер персидских, ткани. Из Англии была выписана двух колерная цилиндровая машина, ее обслуживали английские механики. Предприимчивый Степан Каретников, учитывая важное торговое значение Плеса, перевелся из Шуйской гильдии купцов значение Плеса, перевелся из Шуйской гильдии купцов в Плесскую, в которой занял ведущее положение, помог городу в перестройке торговых рядов. Степан Каретников сильно поддержал в материальном плане молодого зятя-ротмистра Деспот-Зеновича, который впоследствие был приближен к императорскому двору.

В мае 1859 года в Тейкове случился пожар, в котором сгорели 76 крестьянских дворов и частные миткалевые мастерские при них. В 1860 году многие мануфактуры в России встали из-за резкого снижения ввоза хлопка из Америки. Но Каретниковская мануфактура, еще до того наладившая прямые связи с хлопкоторговцами в Средней Азии, Персии, простоев не знала. Из окрестных 20-ти мелких фабрик с Каретниковыми конкурировала только фабрика А.Д.Захарова. На всемирной выставке 1873 года в Париже они обе представляли в Русском отделе Тейковский текстиль. Но вскоре после этого фабрика Захарова, как и подобные ей в округе, были “поглощены” Каретниковыми. Перед cмepтью Степан Иванович завещал все имущество жене и сыну Василию, которые в 1877 году основали единую фирму “Товарищество А. Каретниковой с Сыном”. Устав Товарищества был переправлен в Плевну, где в то время, близ фронта русско-турецкой войны, находился император Александр П, и там был подписан. В права директора-распорядителя вступил Василий Степанович Каретников.

В конце 70-х годов ХIХ века мануфактура состояла из трех отделений. “Первое отделение бумагопрядильное заключает в себе до 34000 тысяч веретен и выpaбатывает бумажной пряжи до 85т. пудов, второе отделение миткале-ткацкое состоит из 850 механических станков, выpaбатывающих миткаля, бязи, бриллиантина, репса и т.п. до 350 т. кусков; третье отделение ситце-набивное имеющее семь печатных машин, один перотин и около 100 человек набойщиков, набивающих руками. Это отделение старейшее по своему основанию, выpaбатывает ситца и крашенных миткалей до 320 т. кусков. Так что вся выработка мануфактуры по всем отделениям достигает до суммы 3-х миллионов рублей”.1


1Журов Ф. Село Тейково прежде и в настоящее время// Владимирские ведомости. 1879,  № 10.

На мануфактуре работало около 4000 рабочих, не только местных, но даже иностранных. При фабрике была больница и библиотека. Библиотека содержалась на средства подписчиков и помощи владельца, сюда приходили не только отечественные издания, но и немецкие, французские, английские.

Авторитет Тейковского текстиля в конце ХIХ века постоянно рос. На Всероссийской художественно-промысловой выставке 1880 года в Москве “Товарищество” было отмечено золотой и серебряной медалями за “производство хорошего качества пряжи, миткаля, бриллиантина, канифаса и других тканей…при разнообразных рисунках”. В 1889 году фирменный ярлык “Товарищества” украсили несколько медалей Всемирной выставке в Париже.

Положение рабочих во многом зависит от личности хозяина. Примечателен в этом плане Василий Степанович Каретников. Дважды (во время Крымской войны и Гражданской войны в Америке) он не останавливал и не сокращал производство. Даже терпя убытки, предприниматель давал возможность заработать на хлеб. Много числится за ним и других добрых дел. Василий Степанович усердно заботился, поддерживал и благоустраивал все церкви села Тейкова, а одна из них – обширная теплая Никольская церковь – была отделана преимущественно на его средства; в его фабричную больницу принимались и пользовались медикаментами и врачебной помощью люди всякого звания и из любой местности безвозмездно. Он построил, но к сожалению, не успел закончить, двухэтажное каменное здание для двух школ; для мальчиков и девочек, и богадельни для престарелых людей обоего пола. Стоимость этого здания оценивалась не менее 30 тысяч рублей. На содержание школ и богадельни Василий Степанович завещал 50 тысяч рублей.

За свою полезную для общества деятельность он не однократно награждался знаками отличия. В субботу 25 октября 1880 года в 10.30 утра благовест известил о выносе тела скончавшегося от паралича сердца Василия Степановича Каретникова. Заранее заполнившая обширную площадь перед домом толпа заколыхалась. За крестом стройными рядами в блестящих облачениях шло многочисленное духовенство, прибывшее из окрестных мест. Шествие возглавлял отец Досифей, архимaндрит Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Обширный Никольский храм, вмещающий до трех тысяч человек, не смог вместить всех желающих. Много прибыло почетных лиц из Москвы, Владимира, Иванова. Родовая усыпальница Каретниковых, как и других почетных граждан, находилась в ограде церковного комплекса. Сейчас на этом месте установлен крест (это произошло в сентябре 2001).

II. Храмовый комплекс села Тейкова

Уже в 1618 году в селе Тейкове был один Божий храм, деревянная церковь Живоначальной Троицы с двумя приделами: Николая Чудотворца и Ильи Пророка. В церкви все: образа, свечи, книги, ризы, церковные сосуды, колокола на колокольне… – было подарено помещиками-вотчиниками и прихожанами. На церковной земле жили священники Филипей Петров и Степан Андреев, диакон, пономарь.1

Во второй половине ХVII века (1672 год) в селе занялись ремеслом, ткачеством, крошением полотен, холстов. В 1692 году на средства помещиков и прихожан вместо деревянной церкви, которая сгорела во время смуты, была построена каменная Троицкая холодная. Позднее были воздвигнуты Никольская зимняя церковь, “весьма обширная”, Ильинская церковь и колокольня. Прочное устройство храмов, их величина, замечательное украшение внутри, роспись стен и сводов дают основания полагать, что устроители имели хорошие средства.

Территория храмового комплекса во второй половине ХIХ века была обнесена оградой и имела вид неправильного многоугольника. Это хаpaктерная черта архитектуры для больших торговых сел Владимирской губернии.

Остановимся сначала на основе храмового комплекса пятиглавой каменной холодной церкви Живоначальной Троицы. В историческом описании отмечается замечательное украшение, о ней говорится как о “весьма красивой, в два света и великой”. Все пять глав ее были покрыты английским железом, кресты позолочены червонным золотом… Своды поддерживались четырьмя столбами, иконостас был высотой в пять сажень, в пять-шесть ярусов, весь был вызолочен известным московским мастером Бошкаревым. За позолоту храма было отдано 23000 рублей, за резьбу 7000. рублей золотом. Стены храма были расписаны известным мастером иконописи и церковной росписи Иваном Быковым с сыновьями и иконописцем села Тейкова Тимофеем Медведевым (крепостной графа Голицына).2 Троицкий храм был освящен в 1699 году. Это была самая древняя из каменных церквей.


1Журов Ф. Церкви в с. Тейково //Владимирские губернские ведомости. 1879, №6//.
2Земин И.И. Сборник документов и материалов по истории Тейкова 1955.

В описании известного краеведа Федора Журова “Церкви в селе Тейкове” содержится запись: “К украшению этого храма более прочих усердствовали Почетный Гражданин Каретников и церковный староста, 2-й гильдии купец Иван Гаврилович Павлов…”. Настоятелем храма в это время служил протоирей Александр Парвицкий, который и венчал Василия Степановича Каретникова с Юлианией Ивановной Поповой. В метрической книге Троицкой церкви села Тейкова Шуйского уезда Владимирской губернии, которое состоялось 29 октября 1850 года, свидетельствует актовая запись под номером 31 о бpaкосочетании Василия Степановича Каретникова и Юлиании Ивановны Поповой.

По православным законам “совершителем бpaкосочетания”… должен быть священник того прихода, члeнами которого числятся жених или невеста, если жених или невеста принадлежат к разным приходам, то бpaк может быть венчан в приходской церкви жениха, или в приходской церкви невесты, смотря потому, где какой обычай. Семейство Каретниковых состояло в приходе Троицкой церкви, которая являлась главным и самым красивым храмом села Тейкова она была построена вместо деревянной церкви в 1694 году “усердием князей Прозоровских, владельцев села и приходских людей…” и “по благословению Суздальского Митрополита Иллариона, была освещена в прежнее наименование – в честь Святой Живоначальной Троицы”.

Юлиания Попова

 

В.С. Каретников

Ильинская церковь – памятник ХVII века. Построена она в период 1694–1699 гг. вместо придела Святого Илии Пророка к деревянной церкви Живоначальной Троицы. Ильинская церковь – редкий для Ивановской области образец “церкви под колоколом”. Построена она в традициях допетровской культуры. Колокольня шатровая, ярусная. Нижний ярус богато декорирован. Декор живописен, пластичен, изразцы поливные, нежно-розового цвета. Плоские грани восьмерика завершаются квадратными углублениями – “ширинками”. Арки звонницы с килевыми завершениями – архивольтами, полны устремленности вверх, зрительно увеличивают высоту колокольни. Они устремлены к небольшой луковичной грани шатра, 4 ряда убывающих по размеру окошек – слухов. Ильинская церковь упоминается в 12-ом томе издания “всемирная история архитектуры” ЮНЕСКО. Эта церковь – исключительный памятник русской старины. Вновь построенная колокольня для всего церковного комплекса была освещена в 1699 году.

В 1756 году четвертого апреля пожаром было истрeблено все село, пострадали и церкви. Сгорели все деревянные части, кресты и колокола попадали. В 1773 году построена, а в 1799 году освещена вновь воздвигнутая колокольня. В 1838 году, 31 августа, начали лить новый колокол для вновь построенной колокольни, его вес составил 425 пудов. Сооружался на средства фабрикантов села Тейкова Каретникова, Макарина, торговца и промышленника Захарова.

В метрической книге Троицкой церкви села Тейкова Шуйского уезда Владимирской губернии, существует актовая запись под номером 31 о бpaкосочетании Василия Степановича Каретникова и Юлиании Ивановны Поповой, которое состоялось 29 октября 1850 года.

Никольская церковь значится памятником архитектуры ХУП века как пример церкви базиликового типа. “Церковь Николая Чудотворца замечательна по своей обширности, замечательна внутренняя роспись сводов и стен”. Церковь имела деревянное завершение из пяти глав (ХVIII в.). Здание неоднократно перестраивалось.

В исторических документах сохранились сведения о событиях в селе Тейкове в период с 1845 года – построена кладбищенская церковь Покровская с колокольней.

В ХIХ веке в селе бывало по 19 крестных ходов. Три из них по установлению церкви, на воду, и 16 по благочестивому обыкновению: 1 – вокруг села, установлен в воспоминание прекращения первой холеры, 5 – в разные улицы, к находящимся там часовням, 1 – на кладбище, в храм Покрова Пресвятой Богородицы и 9 – вблиз находящиеся деревни. 1


1 7/4/ ноября 1918 года – вынос икон из церквей Тейковской волости, пострадала и Троицкая церковь. Всем священнослужителям властями отказано в выдаче какого-либо продуктового пайка. В сентябре 1919 г. в Троицкой церкви г. Тейково состоялось любопытное собрание церковно-приходского совета под председательством протоирея о. Ионна Невского.

Заслушано воззвание к народу с покорнейшей просьбой подержать священство, по силе возможности, хлебом насущным на предстоящий год. Воззвание заканчивалось словами: “Войдите в наше положение и, собравши с миру по нитке, дайте господнему рубашку”.

Пятого февраля 1920 года священнослужители были лишены избирательных прав и исключены из списков для голосования. В апреле 1922 года производились изъятия икон и церковных ценностей изТроицкой, Никольской. Ильинской церквей для оказания помощи голодающим Поволжья. В 1924 году по постановлению уездного исполкома изъято церковное имущество и ценности во всех церквях.

1 мая 1924 года постановлением уездного исполкома запрещено проводить церковные службы, обряды, собрания, шествия религиозных общин. В марте 1927 года закрыта Троицкая церковь, а в ее помещение оборудован зрительный зал кинотеатра на 650 мест и драматический театр. В мае–июне 1946 “Театр кино” сгорел в результате пожара, возникшего в кинобудке и зрительном зале. В 1950– 1952 годах на месте Троицкого храма и расположенного вокруг него кладбища построен жилой 30-ти квартирный дом.

В декабре 1929 года – в феврале 1930 Ильинская церковь закрыта для всех требуя исполнения и церковных служб. Здание было передано местному совету для использования по своему усмотрению. До 1990 года использовалось как складское помещения. Ранее, в апреле 1929 года, были сняты колокола с колокольни, использование колокольни признано невозможным по причине ветхости кирпичной кладки и давности постройки. Были сняты 4 тяжеловесных колокола (общий вес – 903 пуда) и семь малых колоколов, общий вес которых 37 пудов, было принято постановление об использовании снятых колоколов как сырье для нужды индустрии. В настоящее время Ильинская церковь с марта 1990 года возвращена верующим и здесь проводится богослужение, и совершаются требы.

В феврале 1927 года принято постановление о закрытие Никольской церкви. 5 мая 1929 года Никольская церковь окончательно закрыта, по постановлению местных властей здание Никольской церкви передано под клуб для члeнов артели инвалидов. Выписка из постановления Тейковского городского исполкома от 25 мая 1929 года: “Закрыть Никольскую церковь, группу верующих и церковный совет распустить, здание передать под культурные цели артели инвалидов, изъять все колокола”.1 С 1950 года в Никольской церкви располагалась макаронная фабрика. В 2000 году здание передано верующим.


1 Сборник документов, лист 11.

Покровская церковь была закрыта в 1929 году. Сейчас полностью разрушена, кладбище нарушено, а земля ныне занята домашними строениями. Останки церковного здания использовались под складские помещения.

Сейчас мы можем говорить о духовном возрождении. Все оставшиеся церковные здания переданы Ивановской епархии и используются по назначению. Восстановление Никольского храма идет в основном за счет добровольных пожертвований.

III. Заключение

В этой работе я проследила историю становления градообразующего предприятия г. Тейково – хлобчато-бумажного комбината. Это экономическая основа нашего небольшого городка.

Духовной же основой является храмовый комплекс, которому я также уделила внимание.

Экономика и духовность должны быть тесно связаны. Нам есть, чем гордиться!

С чего бы вот?
А все с того!
Что есть такое – Тейково,
Хоть так скажи,
Хоть так спроси –
Стоит – и все! –
Среди Руси.

Владимир Смирнов

Село Тейково стало основой текстильной промышленности Ивановского края. Основатели Тейковской мануфактуры Каретниковы внесли свой вклад не только в развитие промышленности края и страны, они принесли славу Родине своими тканями, которые неоднократно получали награды на международных выставках. Это были люди, которые заботились не только о своих доходах, но и о нуждах села. Архитектурные памятники города Тейкова, в частности храмовый комплекс, известны за пределами не только области, но и страны. Село стало основой районного промышленного города.

Список использованной литературы.

  1. Археологическая карта России. Ивановская область .М., 1994.
  2. Бабичев В.А., Зимин И.И., Смирнов В.М. Текстильный хлопчато-бумажный.Исторический очерк Ярославль. ВВКИ. 1983.
  3. Барская Х.И. География Ивановской области.
  4. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка.М., 1984.
  5. Ершов А.С. Поездка в село Иваново и Шую.//Владимирские губернские новости.1846, № 6.
  6. Журов Ф. Село Тейково прежде и в настоящее время //Владимирские губернские ведомости. 1879, № 10.
  7. Журов Ф. Село Тейково // Будни-2.1997. февраль № 7.
  8. Журов Ф. Церкви в с. Тейково//Владимирские губернские ведомости. 1879, №6.
  9. Земин И.И. Сборник документов и материалов по истории Тейкова/рукописная книга/. 1955.
  10. Из прошлого Иванова//Ивановская область.1936, № 5.
  11. Ивановский областной архив. Архивный фонд Шуйского уездного суда. Дело № 1077.
  12. Материалы краеведческого музея средней школы №4 г. Тейкова
  13. По земле Ивановской: Историко-краеведческий очерк. Ярославль, ВВКИ, 1983.
  14. Смолин Е. Ильинская родословная. Ярославль, ВВКИ, 1985.
  15. Чулков Н.П. Русское купечество. М., 1907.
  16. Шошин М. Наши города. ОГИЗ-ИВГИЗ, 1945.
  17. Штукенбекер И.Ф. Статистические труды. М., 1842.
  18. Шутов Г.К. Два века в рабочем строю. Ярославль, ВВКИ, 1987.
  19. Экземплярский Г.М. Из прошлого г. Тейкова и Тейковской мануфактуры.//Ивановская область. 1937, №3.

Приложение


Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха"


    Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха"

      Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....

07 12 2023 20:49:43

Интегрированное внеклассное занятие "2012 год - год Дpaкона"


    Интегрированное внеклассное занятие "2012 год - год Дpaкона"

      Интегрированное внеклассное занятие сочетает в себе информацию двух учебных предметов и рассчитано на детей 9–11 лет (3–5-й класс), включает в себя игры. Цель - активизация творческих способностей, поддержание интереса к предметам и совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе. Результатом будет создание готового образа - символа года дpaкона, включающего в себя как готовый продукт - игрушка, так и воплощение в ней всей полноты знаний об истории происхождения данного символа....

06 12 2023 19:41:13

Урок истории в 10-м классе "Монголо-татарское нашествие на Русь"


    Урок истории в 10-м классе "Монголо-татарское нашествие на Русь"

      В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....

05 12 2023 23:49:16

Марийский национальный театр носит имя М. Шкетана


    Марийский национальный театр носит имя М. Шкетана

      Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе. ...

04 12 2023 13:12:54

Игра для учащихся 5-го класса "Умники и умницы"


    Игра для учащихся 5-го класса "Умники и умницы"

      Древний мир предстаёт перед нами таинственным и загадочным. Несмотря на проделанную огромную работу археологов, искусствоведов, историков, филологов, ещё много остаётся нераскрытым и неизученным. Но попробуем открыть для себя что-то новое и проверить имеющиеся знания по истории древних цивилизаций....

03 12 2023 11:43:22

Открытый урок. Обобщающее повторение по теме: "Создание державы Александра Македонского"


    Открытый урок. Обобщающее повторение по теме: "Создание державы Александра Македонского"

      В данной работе представлен конспект обобщающего урока по теме «Создание державы Александра Македонского». Этот урок позволяет систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции, закрепляет знания учащихся о причинах гибели Персидского царства и образовании державы А.Македонского. Продолжается формирование умений учащихся работать с исторической картой, делать выводы, обобщать....

02 12 2023 13:46:31

Разработка мероприятия "Дорога длиною в жизнь"


    Разработка мероприятия "Дорога длиною в жизнь"

      В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....

01 12 2023 10:35:45

Литературный вернисаж "Мы были музыкой во льду…" (Интеграция: литература + история + информатика; внеклассная работа)


    Литературный вернисаж "Мы были музыкой во льду…" (Интеграция: литература + история + информатика; внеклассная работа)

      Данное мероприятие посвящено ситуации в России конца XX века. Новое время требует от истории полноты и правды. Мир дворянской культуры, удивительный мир человеческих отношений, веры в Бога, в Россию, в ее будущее был разрушен сначала войной, а потом – революциями 1917 г. Они привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция) покинули Родину. Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая память о тех годах, когда они были вынуждены покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы... ...

30 11 2023 0:10:18

Многонациональная викторина


    Многонациональная викторина

      «Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....

29 11 2023 7:36:23

Интегрированный урок истории с использованием ИКТ по теме "Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика"


    Интегрированный урок истории с использованием ИКТ по теме "Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика"

      При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....

28 11 2023 13:16:17

Учебно-методический материал "Выборы в моей жизни" для учащихся 10-го класса


    Учебно-методический материал "Выборы в моей жизни" для учащихся 10-го класса

      Цели урока: изучение теоретических представлений и формирование пpaктических навыков в области избирательных отношений у обучающихся; воспитание гражданственности и активной жизненной позиции у молодёжи....

27 11 2023 11:59:19

Методическая разработка урока "НЭП в истории России XX века" (11-й класс)


    Методическая разработка урока "НЭП в истории России XX века" (11-й класс)

      Данный урок - урок закрепления, обобщения и систематизации знаний. Для проведения урока используется электронная презентация, в которой комбинируются различные средства наглядности: схемы, видеофрагменты, гиперссылки на документы, работа с интеpaктивной доской для заполнения схемы. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект....

26 11 2023 6:56:13

Реформация в Европе


    Реформация в Европе

      Учащиеся совершенствуют навыки знаний о Реформации в Европе, развивают умение работать с текстом учебника, документом. Анализируют факты и события, дают оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям....

25 11 2023 20:22:14

Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации


    Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации

      К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....

24 11 2023 7:11:59

"Власть и общество: сто лет спустя"


    "Власть и общество: сто лет спустя"

      Урок по теме «Власть и общество: сто лет спустя (Россия 1900—1917гг.)» для 11-го класса. Ученики выявляют закономерности развития исторического процесса, сравнивают исторические эпохи, моделируют политическую ситуацию. ...

23 11 2023 12:16:22

"Я – гражданин России"


    "Я – гражданин России"

      Тема урока актуальна в наши дни. Граждане России имеют возможность свободного выезда за пределы страны. В этих условиях важно знать свои юридические права по вопросу приобретения гражданства. Материал урока способствует пониманию духовно-нравственного смысла понятия гражданства....

22 11 2023 10:32:44

Использование игровых методик на уроках истории


    Использование игровых методик на уроках истории

      Объем информации на уроках истории, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. С другой стороны, количество часов, отводимых учебным планом на изучение курсов истории, сократилось. В этой связи учителя и методисты ищут пути и способы повышения эффективности процесса обучения истории. Одним из возможных путей решения проблемы является использование игровых форм на уроке. ...

21 11 2023 12:17:46

Сценарий внеклассного мероприятия "Светлая Русь"


    Сценарий внеклассного мероприятия "Светлая Русь"

      Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения. ...

20 11 2023 13:31:36

Восстание декабристов в судьбе русских женщин


    Восстание декабристов в судьбе русских женщин

      В истории каждой страны есть незабываемые даты. Декабрь 1825 года – явление такого рода. По делу декабристов были привлечены 579 человек. В июле 1926 года началась отправка в Сибирь осужденных. Вслед за "государственными преступниками" отправились жены. Наш урок посвящен женам декабристов. ...

19 11 2023 9:29:45

Историко-литературная композиция, посвященная 1000-летию Елабуги "Городок мой старинный и тихий"


    Историко-литературная композиция, посвященная 1000-летию Елабуги "Городок мой старинный и тихий"

      2007 год – юбилейный год г. Елабуги. Это внеклассное мероприятие посвящено этой знаменательной дате. Композиция приобщает к истории и культуре родного города, знакомит с творчеством елабужских поэтов, воспитывает у учащихся любовь к малой родине, её народу....

18 11 2023 7:44:51

Методическая разработка урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы". 5-й класс


    Методическая разработка урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы". 5-й класс

      Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....

17 11 2023 16:15:36

Методическая разработка урока контроля знаний по Единому курсу отечественной истории XX–XXI веков. 9-й класс


    Методическая разработка урока контроля знаний по Единому курсу отечественной истории XX–XXI веков. 9-й класс

      Цель урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями....

16 11 2023 11:37:19

Внутренняя политика Александра I (1815–1825 гг.)


    Внутренняя политика Александра I (1815–1825 гг.)

      Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....

15 11 2023 16:33:11

Разработка урока «Родной край в XVII веке». 7-й класс


    Разработка урока «Родной край в XVII веке». 7-й класс

      Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....

14 11 2023 18:43:12

"…Мудрость бо обретаем…"


    "…Мудрость бо обретаем…"

      Сценарий посвящается создателям славянской азбуки, святым братьям Кириллу и Мефодию. Учитель создает у учащихся представление об истоках славянской письменности, об особом хаpaктере древнерусской культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие соседних народов с византийскими культурными традициями....

13 11 2023 19:27:15

Урок в 6-м классе "Культура и быт России в XIV–XVI веках


    Урок в 6-м классе "Культура и быт России в XIV–XVI веках

      На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять комaнд, ученики выступают со своими темами. У всех комaнд темы разные. ...

12 11 2023 12:21:43

Первый властелин единого Китая


    Первый властелин единого Китая

      Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...

11 11 2023 12:41:45

Урок истории "Последствия Смуты. Новые явления в экономике России XVII в.". 7-й класс


    Урок истории "Последствия Смуты. Новые явления в экономике России XVII в.". 7-й класс

      На уроке данная тема рассматривается с использованием таких педагогических технологий, как кластер, RAFT-технология, эвристическая беседа, «мозговой штурм». В увлекательной форме происходит изучение нового материала: представляя себя журналистами, ребята дают хаpaктеристику новым явлениям в экономике России и сами делают выводы о начале развития капитализма в России XVII в....

10 11 2023 9:34:14

Конспект урока-семинара (с элементами интегрирования) в 10-м классе по теме "Глобальные проблемы современности. Выживание человечества как главная проблема современности"


    Конспект урока-семинара (с элементами интегрирования) в 10-м классе по теме "Глобальные проблемы современности. Выживание человечества как главная проблема современности"

      На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья. ...

09 11 2023 2:34:18

Внеклассное занятие по правоведению по теме "Конституционное право"


    Внеклассное занятие по правоведению по теме "Конституционное право"

      На занятии решается сразу несколько воспитательных и развивающих задач, таких как правовое воспитание, воспитание гражданских качеств личности, развитие устной речи, развитие ораторских способностей. Игровая форма деятельности способствует повышению интереса обучающихся к правовой культуре России....

08 11 2023 10:39:24

Авторская программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"


    Авторская программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"

      Программа элективного курса предназначена для теоретической и пpaктической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена и ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10–11-х классов к ЕГЭ....

07 11 2023 15:50:28

Игра как средство повышения интереса к урокам истории


    Игра как средство повышения интереса к урокам истории

      Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. ...

06 11 2023 23:56:46

Интегрированный урок (английский язык + обществознание) по теме "Реклама и права подростка"


    Интегрированный урок (английский язык + обществознание) по теме "Реклама и права подростка"

      Данное занятие проводится в 9-м классе базового уровня. При подготовке и проведении урока преподаватели двух предметов (обществознания и английского языка) взяли за основу курс обществознания, в рамках которого изучается тема «Права подростка». На рассмотрении данной темы отводится 1 час рабочего времени, поэтому целесообразно конкретизировать изучение данной теме на каком-либо одном праве подростка. В рамках курса английского языка изучается тема «Здоровый образ жизни» (16 часов)....

05 11 2023 8:25:48

Урок по теме "Культура России в XIX веке. Живопись"


    Урок по теме "Культура России в XIX веке. Живопись"

      В данной работе представлен конспект урока по предмету "История". Урок проводится с использованием элементов развивающего обучения и сопровождается презентацией в программе PowerPoint. ...

04 11 2023 14:30:34

Урок по истории Древнего мира "Афины при Перикле"


    Урок по истории Древнего мира "Афины при Перикле"

      Предложенный материал предполагает активные формы работы и может быть применим в сильных классах. Отличие урока в параллельном применении документов и зрительного ряда, звукового сопровождения и решения творческих заданий. Подобранные отрывки документов позволяют проводить урок и в курсе 10-го класса. ...

03 11 2023 19:58:46

Урок истории по теме "Правление первых Романовых". 10-й класс


    Урок истории по теме "Правление первых Романовых". 10-й класс

      Урок с ИКТ повторяет и обобщает материал по теме «Россия после Смуты». Материалы урока также можно использовать в 7-м классе при изучении темы «Россия в XVII в.»....

02 11 2023 13:39:58

Проект: "Столыпинская программа модернизации России"


    Проект: "Столыпинская программа модернизации России"

      "Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....

01 11 2023 19:57:49

Информационные технологии на уроках истории. "Государственные реформы Петра I"


    Информационные технологии на уроках истории. "Государственные реформы Петра I"

      Урок "Государственные реформы Петра I" предусматривает использование компьютерных технологий. Иллюстрации, используемые на уроке, позволяют создать живой образ той эпохи, анимированные схемы обеспечивают наглядную демонстрацию изменений в структуре государственного управления России в начале XVIII века, приведенные фрагменты документов конкретизируют изучаемый материал. Эффект анимации дает возможность поставить перед учащимися задачу, обсудить ее выполнение в конце урока и тут же проверить....

31 10 2023 9:15:46

Историко-литературный портрет Кенесары


    Историко-литературный портрет Кенесары

      Особенностью урока является активизация творческой и мыслительной деятельности учащихся по овладению знаниями. Урок способствует «погружению» в эпоху XIX века, позволяет рассмотреть одно из драматических событий истории Казахстана, которое было «белым пятном истории» в советское время....

30 10 2023 13:29:40

Урок "Оружие кавказцев"


    Урок "Оружие кавказцев"

      Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....

29 10 2023 12:54:16

Внеклассное мероприятие по истории "В гостях у Евгеньевны"


    Внеклассное мероприятие по истории "В гостях у Евгеньевны"

      Мероприятие позволяет расширить знания детей по истории России. Знакомит с русскими народными традициями, обычаями наших предков, песнями, танцами, частушками, потешками, пословицами. Способствует формированию патриотизма, приобщает учащихся к изучению историко-культурного наследия родного края. Оно помогает раскрыть индивидуальные способности детей и развить навыки культурного поведения и общения. В нем принимают участие дети, родители и учителя. ...

28 10 2023 17:39:33

Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"


    Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"

      Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...

27 10 2023 5:22:11

Тема: "Средневековое европейское общество: Феодалы"


    Тема: "Средневековое европейское общество: Феодалы"

      Цели: ознакомить обучающихся с понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество; показать положение, условия жизни и быта феодалов....

26 10 2023 16:38:25

Урок обществознания по теме "Проблема одиночества". 7-й класс


    Урок обществознания по теме "Проблема одиночества". 7-й класс

      Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, а значит разочароваться в ней. Но одинокими могут быть и подростки. Проблемный урок проведен в форме эвристической беседы, основной смысл которой заключается в том, как научиться жить, чтобы не быть одиноким, не потерять себя....

25 10 2023 16:22:29

Дуэль и русская культурная традиция: проблема чести и милосердия


    Дуэль и русская культурная традиция: проблема чести и милосердия

      Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами....

24 10 2023 22:42:50

Урок "Экскурсия по выставке передвижников"


    Урок "Экскурсия по выставке передвижников"

      В условиях перехода к ЕГЭ актуально проведение урока изучения нового материала с возможностью повторения значительного объема предшествующих событий. Хорошая возможность для такого повторения создается при изучении работ передвижников, в которых отображены события российской истории. ...

23 10 2023 12:35:48

Тема урока "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс


    Тема урока "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс

      В ходе урока у учащихся должно сформироваться представление о борьбе северо-русских земель с крестоносцами и шведами. Выяснить, какой была внешнеполитическая обстановка на Северо-Западе Руси и как новгородцы вели борьбу с западными завоевателями. На протяжении всего урока учащиеся будут принимать участие в обсуждении материала: искать ответы, высказывать свою точку зрения; отвечать на вопросы, выделять главное и анализировать. Урок имеет большое воспитательное значение....

22 10 2023 19:17:13

Разработка урока истории на тему "Ранние буржуазные революции XVI–XVII веков: Нидерландская буржуазная революция"


    Разработка урока истории на тему "Ранние буржуазные революции XVI–XVII веков: Нидерландская буржуазная революция"

      Революции XVII–XX вв. во многом определили облик современного мира и стали важнейшей сквозной темой новой и частично новейшей истории. Данный вариант урока предлагает начальный этап изучения темы "Революция" на материале событий в Нидерландах в середине XVI в. через составление учащимися алгоритма, который будет применяться и в дальнейшем. Предложенный метод работы поможет активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся при развитии навыка оптимизации работы с историческим материалом, используя алгоритм анализа типовых задач по истории....

21 10 2023 2:28:35

Интегрированное внеклассное познавательно-спортивное мероприятие "День героев Отечества"


    Интегрированное внеклассное познавательно-спортивное мероприятие "День героев Отечества"

      Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....

20 10 2023 13:44:53

Интегрированный урок (право + ИКТ) "Правовые основы правил жизни сообща"


    Интегрированный урок (право + ИКТ) "Правовые основы правил жизни сообща"

      Урок рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. В ходе урока учащиеся знакомятся с правовыми нормами толерантности, работают с Декларацией прав человека и Конституцией РФ, развивают умения и формируют навыки построения круговых диаграмм в Excel и поиска информации в сети Интернет. ...

19 10 2023 14:57:59

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::