Начальная история села Тейкова > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Начальная история села Тейкова


    Начальная история села Тейкова

Свою любовь к родному краю наш земляк, писатель Владимир Смирнов, высказал следующими строками:

Не полынь у дороги,
Не лист на осине –
Вырос мал-городок
Посредине России.
Он хаpaктером прям,
Он к друзьям хлебосолен,
У него на руках,
Трудовые мозоли.

В своей работе мне очень хотелось рассказать о том, что дорого мне.

I. Градообразующие предприятия и основатели

Писатель-очеркист Н.П. Чулков писал о том, что И.П. Каретников “Принадлежал к древнему Московскому купеческому роду”. Он же указывал, что из этого рода в Москве был известен “тяглец Дмитриевской сотни Андрей Семенов”, упоминаемый “в переписных книгах 1725 г.”, а также “сын его Петр, во время 2-ой ревизии 1747 г. уже носивший фамилию Каретников…”1. Андрей Семенов содержал мастерскую по изготовлению конских экипажей, карет, за что и удостоился прозвища “Каретник”, так “прилепившиеся к нему, что при “ревизии” 1747 г. сын Андрея Петр записал себя на фамилию Каретников. Сын Петра Иван уже с полным основанием был записан в Церковных святках как “Иван сын петров Каретников”.

А.С. Ершов в своих путевых очерках писал: “Переезд Каретниковых в Тейково из Москвы после чумы 1771 г. и указав о выселении фабрик дает возможность предполагать, что у Каретниковых было какое-то мануфактурное и довольно крупное производство… Из Москвы в Тейково Каретников прибыл со значительным…”2. Автор не утверждает, что Каретниковы были мануфактуристами в Москве, хотя и располагает свидетельство внука И.П. Каретникова – С.И. Каретникова, что “Один из их рода жил в Петербурге у своего дяди купца и там научился наюойному искусству”3. Более достоверным выглядит тот факт, что заняться мануфактурным делом Иван Каретников решил уже в Тейкове. А поначалу, поселившись, в Василево он первым делом арендовал у помещика Петра Татищева на 13 лет десятину земли, напротив Церкви, где собирались базары, и на той десятине построил каменный торговый дом. И не столько сам продавал, сколько скупал товары у местного люда и по высоким ценам перепродавал их в Москве, Петербурге, на ярмарках. Нарастив капитал, Иван Каретников, видимо, и решил заняться мануфактурным делом. “…наняв землю у помещика, а потом, купив ее, устроил не “кубовое” или “горшечное” заведение мастера-одиночки, работающего со своей семьей, а мануфактуру с наемными рабочими…”3 Годом снования Каретниковской мануфактуры в Тейкове считается 1787 г. это дата указывалась в проспектах выставок: промышленной 1837 г. во Владимире, российских мануфактурных в 1849 и 1853 гг., Всероссийской художественно-промысловой 1882 г. в Москве.

Всемирной 1899 г. в Париже. Есть предположение, что в Ивановском крае текстильная промышленность стала распространяться из Тейкова. Одним из доказательств этой версии могут служить свидетельства И.Ф. Штукенбекер, который писал о Каретниковской фабрике в 1842 году: “Это первая ситцевая фабрика, основанная во Владимирской губернии в период царствования Екатерины П…”4 После cмepти Ивана Каретникова остались три сына: Петр, Иван, и Алексей. Первый, по примеру отца, основал и пустил набивную ситцевую фабрику в Шуе, Иван и Алексей остались при деле отца. От Ивана, который из-за болезненности Алексея все бразды правления взял на себя, сохранился собственноручный документ, в котом не без гордости говорится: “Отец мой, 2-й гильдии купец Иван Каретников, заведя на наемной у помещика Татищева земле ситцевую и ткацкую миткальную фабрику… И при том употрeбляя по дозволению помещика крестьян его в работу при фабрике, обучив их мастерству и мастерствам, нужным для выделывания миткалей, выбоек, ситцев в доброте и достоинстве иностранным равняющимся…” На деле “дозволения помещика” оборачивалось тем, что поскольку Каретников-отец купил у помещика землю не только под фабрику, но и ту, на которой стояли крестьянские избы, то работавшие на фабрике крепостные крестьяне были не только на оброке, но и платили Каретниковым за пользование пахотными землями и лесом. А так как, крестьяне числились за помещиком, то и ему платили оброк.


1Чулков Н.П. Русское купечество. М., 1907.С.
2Ершов А.С. Поездка в село Иваново и Шую// Владимирские губернские новости ”, 1849, № 6.
3там же.
4Штукенбекер И.Ф. Статистические труды. М.,1842.

Пожар, разорение Москвы в 1812 году уничтожили оставшиеся там мануфактуры, подняли спрос на ткани периферийных мануфактурных производств. Сын Ивана Каретникова, Степан, имея в своем распоряжении довольно крупный капитал, закупил паровые, печатные машины и в 1840 году пустил “пунцово-красильную” фабрику, на которой было занято 850 рабочих, из них 270 набойщиков. Вместе с кустарями-одиночками, переpaбатывающими пряжу в суровье, на Каретниковых трудились более трех тысяч человек. Из узкого миткаля изготовляли кубовые и красные, нередко с рисунком, ситцы, из широкого- кашемировые, с двухсторонней набивкой, платки, пестрые, на манер персидских, ткани. Из Англии была выписана двух колерная цилиндровая машина, ее обслуживали английские механики. Предприимчивый Степан Каретников, учитывая важное торговое значение Плеса, перевелся из Шуйской гильдии купцов значение Плеса, перевелся из Шуйской гильдии купцов в Плесскую, в которой занял ведущее положение, помог городу в перестройке торговых рядов. Степан Каретников сильно поддержал в материальном плане молодого зятя-ротмистра Деспот-Зеновича, который впоследствие был приближен к императорскому двору.

В мае 1859 года в Тейкове случился пожар, в котором сгорели 76 крестьянских дворов и частные миткалевые мастерские при них. В 1860 году многие мануфактуры в России встали из-за резкого снижения ввоза хлопка из Америки. Но Каретниковская мануфактура, еще до того наладившая прямые связи с хлопкоторговцами в Средней Азии, Персии, простоев не знала. Из окрестных 20-ти мелких фабрик с Каретниковыми конкурировала только фабрика А.Д.Захарова. На всемирной выставке 1873 года в Париже они обе представляли в Русском отделе Тейковский текстиль. Но вскоре после этого фабрика Захарова, как и подобные ей в округе, были “поглощены” Каретниковыми. Перед cмepтью Степан Иванович завещал все имущество жене и сыну Василию, которые в 1877 году основали единую фирму “Товарищество А. Каретниковой с Сыном”. Устав Товарищества был переправлен в Плевну, где в то время, близ фронта русско-турецкой войны, находился император Александр П, и там был подписан. В права директора-распорядителя вступил Василий Степанович Каретников.

В конце 70-х годов ХIХ века мануфактура состояла из трех отделений. “Первое отделение бумагопрядильное заключает в себе до 34000 тысяч веретен и выpaбатывает бумажной пряжи до 85т. пудов, второе отделение миткале-ткацкое состоит из 850 механических станков, выpaбатывающих миткаля, бязи, бриллиантина, репса и т.п. до 350 т. кусков; третье отделение ситце-набивное имеющее семь печатных машин, один перотин и около 100 человек набойщиков, набивающих руками. Это отделение старейшее по своему основанию, выpaбатывает ситца и крашенных миткалей до 320 т. кусков. Так что вся выработка мануфактуры по всем отделениям достигает до суммы 3-х миллионов рублей”.1


1Журов Ф. Село Тейково прежде и в настоящее время// Владимирские ведомости. 1879,  № 10.

На мануфактуре работало около 4000 рабочих, не только местных, но даже иностранных. При фабрике была больница и библиотека. Библиотека содержалась на средства подписчиков и помощи владельца, сюда приходили не только отечественные издания, но и немецкие, французские, английские.

Авторитет Тейковского текстиля в конце ХIХ века постоянно рос. На Всероссийской художественно-промысловой выставке 1880 года в Москве “Товарищество” было отмечено золотой и серебряной медалями за “производство хорошего качества пряжи, миткаля, бриллиантина, канифаса и других тканей…при разнообразных рисунках”. В 1889 году фирменный ярлык “Товарищества” украсили несколько медалей Всемирной выставке в Париже.

Положение рабочих во многом зависит от личности хозяина. Примечателен в этом плане Василий Степанович Каретников. Дважды (во время Крымской войны и Гражданской войны в Америке) он не останавливал и не сокращал производство. Даже терпя убытки, предприниматель давал возможность заработать на хлеб. Много числится за ним и других добрых дел. Василий Степанович усердно заботился, поддерживал и благоустраивал все церкви села Тейкова, а одна из них – обширная теплая Никольская церковь – была отделана преимущественно на его средства; в его фабричную больницу принимались и пользовались медикаментами и врачебной помощью люди всякого звания и из любой местности безвозмездно. Он построил, но к сожалению, не успел закончить, двухэтажное каменное здание для двух школ; для мальчиков и девочек, и богадельни для престарелых людей обоего пола. Стоимость этого здания оценивалась не менее 30 тысяч рублей. На содержание школ и богадельни Василий Степанович завещал 50 тысяч рублей.

За свою полезную для общества деятельность он не однократно награждался знаками отличия. В субботу 25 октября 1880 года в 10.30 утра благовест известил о выносе тела скончавшегося от паралича сердца Василия Степановича Каретникова. Заранее заполнившая обширную площадь перед домом толпа заколыхалась. За крестом стройными рядами в блестящих облачениях шло многочисленное духовенство, прибывшее из окрестных мест. Шествие возглавлял отец Досифей, архимaндрит Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Обширный Никольский храм, вмещающий до трех тысяч человек, не смог вместить всех желающих. Много прибыло почетных лиц из Москвы, Владимира, Иванова. Родовая усыпальница Каретниковых, как и других почетных граждан, находилась в ограде церковного комплекса. Сейчас на этом месте установлен крест (это произошло в сентябре 2001).

II. Храмовый комплекс села Тейкова

Уже в 1618 году в селе Тейкове был один Божий храм, деревянная церковь Живоначальной Троицы с двумя приделами: Николая Чудотворца и Ильи Пророка. В церкви все: образа, свечи, книги, ризы, церковные сосуды, колокола на колокольне… – было подарено помещиками-вотчиниками и прихожанами. На церковной земле жили священники Филипей Петров и Степан Андреев, диакон, пономарь.1

Во второй половине ХVII века (1672 год) в селе занялись ремеслом, ткачеством, крошением полотен, холстов. В 1692 году на средства помещиков и прихожан вместо деревянной церкви, которая сгорела во время смуты, была построена каменная Троицкая холодная. Позднее были воздвигнуты Никольская зимняя церковь, “весьма обширная”, Ильинская церковь и колокольня. Прочное устройство храмов, их величина, замечательное украшение внутри, роспись стен и сводов дают основания полагать, что устроители имели хорошие средства.

Территория храмового комплекса во второй половине ХIХ века была обнесена оградой и имела вид неправильного многоугольника. Это хаpaктерная черта архитектуры для больших торговых сел Владимирской губернии.

Остановимся сначала на основе храмового комплекса пятиглавой каменной холодной церкви Живоначальной Троицы. В историческом описании отмечается замечательное украшение, о ней говорится как о “весьма красивой, в два света и великой”. Все пять глав ее были покрыты английским железом, кресты позолочены червонным золотом… Своды поддерживались четырьмя столбами, иконостас был высотой в пять сажень, в пять-шесть ярусов, весь был вызолочен известным московским мастером Бошкаревым. За позолоту храма было отдано 23000 рублей, за резьбу 7000. рублей золотом. Стены храма были расписаны известным мастером иконописи и церковной росписи Иваном Быковым с сыновьями и иконописцем села Тейкова Тимофеем Медведевым (крепостной графа Голицына).2 Троицкий храм был освящен в 1699 году. Это была самая древняя из каменных церквей.


1Журов Ф. Церкви в с. Тейково //Владимирские губернские ведомости. 1879, №6//.
2Земин И.И. Сборник документов и материалов по истории Тейкова 1955.

В описании известного краеведа Федора Журова “Церкви в селе Тейкове” содержится запись: “К украшению этого храма более прочих усердствовали Почетный Гражданин Каретников и церковный староста, 2-й гильдии купец Иван Гаврилович Павлов…”. Настоятелем храма в это время служил протоирей Александр Парвицкий, который и венчал Василия Степановича Каретникова с Юлианией Ивановной Поповой. В метрической книге Троицкой церкви села Тейкова Шуйского уезда Владимирской губернии, которое состоялось 29 октября 1850 года, свидетельствует актовая запись под номером 31 о бpaкосочетании Василия Степановича Каретникова и Юлиании Ивановны Поповой.

По православным законам “совершителем бpaкосочетания”… должен быть священник того прихода, члeнами которого числятся жених или невеста, если жених или невеста принадлежат к разным приходам, то бpaк может быть венчан в приходской церкви жениха, или в приходской церкви невесты, смотря потому, где какой обычай. Семейство Каретниковых состояло в приходе Троицкой церкви, которая являлась главным и самым красивым храмом села Тейкова она была построена вместо деревянной церкви в 1694 году “усердием князей Прозоровских, владельцев села и приходских людей…” и “по благословению Суздальского Митрополита Иллариона, была освещена в прежнее наименование – в честь Святой Живоначальной Троицы”.

Юлиания Попова

 

В.С. Каретников

Ильинская церковь – памятник ХVII века. Построена она в период 1694–1699 гг. вместо придела Святого Илии Пророка к деревянной церкви Живоначальной Троицы. Ильинская церковь – редкий для Ивановской области образец “церкви под колоколом”. Построена она в традициях допетровской культуры. Колокольня шатровая, ярусная. Нижний ярус богато декорирован. Декор живописен, пластичен, изразцы поливные, нежно-розового цвета. Плоские грани восьмерика завершаются квадратными углублениями – “ширинками”. Арки звонницы с килевыми завершениями – архивольтами, полны устремленности вверх, зрительно увеличивают высоту колокольни. Они устремлены к небольшой луковичной грани шатра, 4 ряда убывающих по размеру окошек – слухов. Ильинская церковь упоминается в 12-ом томе издания “всемирная история архитектуры” ЮНЕСКО. Эта церковь – исключительный памятник русской старины. Вновь построенная колокольня для всего церковного комплекса была освещена в 1699 году.

В 1756 году четвертого апреля пожаром было истрeблено все село, пострадали и церкви. Сгорели все деревянные части, кресты и колокола попадали. В 1773 году построена, а в 1799 году освещена вновь воздвигнутая колокольня. В 1838 году, 31 августа, начали лить новый колокол для вновь построенной колокольни, его вес составил 425 пудов. Сооружался на средства фабрикантов села Тейкова Каретникова, Макарина, торговца и промышленника Захарова.

В метрической книге Троицкой церкви села Тейкова Шуйского уезда Владимирской губернии, существует актовая запись под номером 31 о бpaкосочетании Василия Степановича Каретникова и Юлиании Ивановны Поповой, которое состоялось 29 октября 1850 года.

Никольская церковь значится памятником архитектуры ХУП века как пример церкви базиликового типа. “Церковь Николая Чудотворца замечательна по своей обширности, замечательна внутренняя роспись сводов и стен”. Церковь имела деревянное завершение из пяти глав (ХVIII в.). Здание неоднократно перестраивалось.

В исторических документах сохранились сведения о событиях в селе Тейкове в период с 1845 года – построена кладбищенская церковь Покровская с колокольней.

В ХIХ веке в селе бывало по 19 крестных ходов. Три из них по установлению церкви, на воду, и 16 по благочестивому обыкновению: 1 – вокруг села, установлен в воспоминание прекращения первой холеры, 5 – в разные улицы, к находящимся там часовням, 1 – на кладбище, в храм Покрова Пресвятой Богородицы и 9 – вблиз находящиеся деревни. 1


1 7/4/ ноября 1918 года – вынос икон из церквей Тейковской волости, пострадала и Троицкая церковь. Всем священнослужителям властями отказано в выдаче какого-либо продуктового пайка. В сентябре 1919 г. в Троицкой церкви г. Тейково состоялось любопытное собрание церковно-приходского совета под председательством протоирея о. Ионна Невского.

Заслушано воззвание к народу с покорнейшей просьбой подержать священство, по силе возможности, хлебом насущным на предстоящий год. Воззвание заканчивалось словами: “Войдите в наше положение и, собравши с миру по нитке, дайте господнему рубашку”.

Пятого февраля 1920 года священнослужители были лишены избирательных прав и исключены из списков для голосования. В апреле 1922 года производились изъятия икон и церковных ценностей изТроицкой, Никольской. Ильинской церквей для оказания помощи голодающим Поволжья. В 1924 году по постановлению уездного исполкома изъято церковное имущество и ценности во всех церквях.

1 мая 1924 года постановлением уездного исполкома запрещено проводить церковные службы, обряды, собрания, шествия религиозных общин. В марте 1927 года закрыта Троицкая церковь, а в ее помещение оборудован зрительный зал кинотеатра на 650 мест и драматический театр. В мае–июне 1946 “Театр кино” сгорел в результате пожара, возникшего в кинобудке и зрительном зале. В 1950– 1952 годах на месте Троицкого храма и расположенного вокруг него кладбища построен жилой 30-ти квартирный дом.

В декабре 1929 года – в феврале 1930 Ильинская церковь закрыта для всех требуя исполнения и церковных служб. Здание было передано местному совету для использования по своему усмотрению. До 1990 года использовалось как складское помещения. Ранее, в апреле 1929 года, были сняты колокола с колокольни, использование колокольни признано невозможным по причине ветхости кирпичной кладки и давности постройки. Были сняты 4 тяжеловесных колокола (общий вес – 903 пуда) и семь малых колоколов, общий вес которых 37 пудов, было принято постановление об использовании снятых колоколов как сырье для нужды индустрии. В настоящее время Ильинская церковь с марта 1990 года возвращена верующим и здесь проводится богослужение, и совершаются требы.

В феврале 1927 года принято постановление о закрытие Никольской церкви. 5 мая 1929 года Никольская церковь окончательно закрыта, по постановлению местных властей здание Никольской церкви передано под клуб для члeнов артели инвалидов. Выписка из постановления Тейковского городского исполкома от 25 мая 1929 года: “Закрыть Никольскую церковь, группу верующих и церковный совет распустить, здание передать под культурные цели артели инвалидов, изъять все колокола”.1 С 1950 года в Никольской церкви располагалась макаронная фабрика. В 2000 году здание передано верующим.


1 Сборник документов, лист 11.

Покровская церковь была закрыта в 1929 году. Сейчас полностью разрушена, кладбище нарушено, а земля ныне занята домашними строениями. Останки церковного здания использовались под складские помещения.

Сейчас мы можем говорить о духовном возрождении. Все оставшиеся церковные здания переданы Ивановской епархии и используются по назначению. Восстановление Никольского храма идет в основном за счет добровольных пожертвований.

III. Заключение

В этой работе я проследила историю становления градообразующего предприятия г. Тейково – хлобчато-бумажного комбината. Это экономическая основа нашего небольшого городка.

Духовной же основой является храмовый комплекс, которому я также уделила внимание.

Экономика и духовность должны быть тесно связаны. Нам есть, чем гордиться!

С чего бы вот?
А все с того!
Что есть такое – Тейково,
Хоть так скажи,
Хоть так спроси –
Стоит – и все! –
Среди Руси.

Владимир Смирнов

Село Тейково стало основой текстильной промышленности Ивановского края. Основатели Тейковской мануфактуры Каретниковы внесли свой вклад не только в развитие промышленности края и страны, они принесли славу Родине своими тканями, которые неоднократно получали награды на международных выставках. Это были люди, которые заботились не только о своих доходах, но и о нуждах села. Архитектурные памятники города Тейкова, в частности храмовый комплекс, известны за пределами не только области, но и страны. Село стало основой районного промышленного города.

Список использованной литературы.

  1. Археологическая карта России. Ивановская область .М., 1994.
  2. Бабичев В.А., Зимин И.И., Смирнов В.М. Текстильный хлопчато-бумажный.Исторический очерк Ярославль. ВВКИ. 1983.
  3. Барская Х.И. География Ивановской области.
  4. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка.М., 1984.
  5. Ершов А.С. Поездка в село Иваново и Шую.//Владимирские губернские новости.1846, № 6.
  6. Журов Ф. Село Тейково прежде и в настоящее время //Владимирские губернские ведомости. 1879, № 10.
  7. Журов Ф. Село Тейково // Будни-2.1997. февраль № 7.
  8. Журов Ф. Церкви в с. Тейково//Владимирские губернские ведомости. 1879, №6.
  9. Земин И.И. Сборник документов и материалов по истории Тейкова/рукописная книга/. 1955.
  10. Из прошлого Иванова//Ивановская область.1936, № 5.
  11. Ивановский областной архив. Архивный фонд Шуйского уездного суда. Дело № 1077.
  12. Материалы краеведческого музея средней школы №4 г. Тейкова
  13. По земле Ивановской: Историко-краеведческий очерк. Ярославль, ВВКИ, 1983.
  14. Смолин Е. Ильинская родословная. Ярославль, ВВКИ, 1985.
  15. Чулков Н.П. Русское купечество. М., 1907.
  16. Шошин М. Наши города. ОГИЗ-ИВГИЗ, 1945.
  17. Штукенбекер И.Ф. Статистические труды. М., 1842.
  18. Шутов Г.К. Два века в рабочем строю. Ярославль, ВВКИ, 1987.
  19. Экземплярский Г.М. Из прошлого г. Тейкова и Тейковской мануфактуры.//Ивановская область. 1937, №3.

Приложение


И еще раз об общеучебных умениях и навыках


    И еще раз об общеучебных умениях и навыках

      В статье представлены задания, направленные на развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстpaкция, обобщение, классификация и конкретизация....

27 05 2023 3:43:56

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

26 05 2023 23:22:26

Интегрированный урок по теме "Коренной перелом входе Великой Отечественной войны"


    Интегрированный урок по теме "Коренной перелом входе Великой Отечественной войны"

      Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....

25 05 2023 22:37:25

Внеклассное мероприятие для 9-х классов "Исторический марафон" на тему "Великая Отечественная война"


    Внеклассное мероприятие для 9-х классов "Исторический марафон" на тему "Великая Отечественная война"

      Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....

24 05 2023 18:43:44

Открытый урок истории с использованием информационных технологий по теме "Нашествие с Востока". 6-й класс


    Открытый урок истории с использованием информационных технологий по теме "Нашествие с Востока". 6-й класс

      Целью урока является знакомство учащихся с ходом монгольского нашествия, определение причины поражения русских княжеств от войск Батыя. Урок включает в себя работу с картой и историческими источниками, самостоятельный поиск учебного материала. Даны приложения к уроку: презентация, самоанализ урока в виде презентации, системно-деятельностная основа урока. ...

23 05 2023 10:18:36

Внеклассное мероприятие по обществознанию для 9–11-х классов "Мы - будущие избиратели"


    Внеклассное мероприятие по обществознанию для 9–11-х классов "Мы - будущие избиратели"

      Форма проведения мероприятия – игра, где каждый участник может представить себя избирателем, кандидатом в депутаты или на должность президента, члeном избирательной комиссии, представителем СМИ. Игра пропагандирует политическую и правовую культуру среди молодежи....

22 05 2023 1:47:53

"Смутное время в России — лихолетье, или Как едва не погибла земля Русская"


    "Смутное время в России — лихолетье, или Как едва не погибла земля Русская"

      Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с событиями Смутного времени, помочь увидеть причины Смуты и понять, что быть смуте или не быть – зависит от каждого из нас, так как сребролюбие и жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, мopaльный нигилизм ведут к смуте в душе и государстве....

21 05 2023 16:14:57

Урок мужества в 9-м классе "Подвиг семьи Степановых" (За страницами учебника истории)


    Урок мужества в 9-м классе "Подвиг семьи Степановых" (За страницами учебника истории)

      Урок о семье Степановых создает условие для формирования представления учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны. Семейная история помогает ощутить прошлое предшествующих поколений. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества....

20 05 2023 10:38:42

Урок истории в 5-м классе. Тема: "В афинских школах и гимнасиях"


    Урок истории в 5-м классе. Тема: "В афинских школах и гимнасиях"

      Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....

19 05 2023 9:45:50

Урок "Раменский район в годы Великой отечественной войны 1941—1945 годов"


    Урок "Раменский район в годы Великой отечественной войны 1941—1945 годов"

      Последнее время на уроках истории всё меньше и меньше времени отводится для изучения истории родного края, рассмотрения процессов мировой истории на примере истории малой родины. Данный материал может быть использован как для уроков истории, при изучении истории родного края, так и для внеклассной работы с учащимися. ...

18 05 2023 15:30:16

Внеклассное мероприятие по истории "Моя родословная". Презентация "Откуда я родом…"


    Внеклассное мероприятие по истории "Моя родословная". Презентация "Откуда я родом…"

      Урок основан на заранее подготовленных творческих проектах учащихся «Моя родословная». Дети представляют свои проекты, а затем обсуждают их и выполняют игровые задания. Урок призван показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков....

17 05 2023 3:56:40

Обобщающий урок-презентация "Права человека и гражданина". 9-й класс


    Обобщающий урок-презентация "Права человека и гражданина". 9-й класс

      Обобщающий урок по граждановедению состоит из презентаций на темы "Гражданство", "Права человека", "Закон об образовании", "Труд – право или обязанность?", "Семейное право России", созданных учениками 9-го класса....

16 05 2023 17:40:40

Интегрированный урок (История + английский язык) по теме "Начало конфликта между Англией и ее североамериканскими колониями"


    Интегрированный урок (История + английский язык) по теме "Начало конфликта между Англией и ее североамериканскими колониями"

      На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....

15 05 2023 18:18:28

Методическая разработка интеллектуального марафона "Отечественная война 1812 года"


    Методическая разработка интеллектуального марафона "Отечественная война 1812 года"

      Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года. ...

14 05 2023 11:37:15

Игра-викторина по теме "Отечественная война 1812 г.". 8-й и 11-й классы


    Игра-викторина по теме "Отечественная война 1812 г.". 8-й и 11-й классы

      Вопросы предполагают простой и сложный уровни. Приведены 8 вопросов-тестов простого уровня и 13 вопросов-тестов сложного уровня. В игре участвуют все классы. Вначале учитель истории рассказывает о войне. Учащиеся должны выполнить спортивное упражнение, бросить мяч в корзину; проползти с мячиками и сбить мишень; выбить городошную фигуру; попасть мячом в ворота; бросить дартс и т. п. Игру удобно проводить на школьной спортивной площадке. В конце игры жюри подсчитывает баллы за каждый этап, награждаются победители....

13 05 2023 18:52:42

Пpaктическое занятие "Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе" по обществознанию в 11-м классе (блок "Социология")


    Пpaктическое занятие "Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе" по обществознанию в 11-м классе (блок "Социология")

      Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности. ...

12 05 2023 12:45:31

Урок по истории для предпрофиля по теме "Неизвестное об известных. Из истории жизни семьи Ксении Николаевны Боратынской"


    Урок по истории для предпрофиля по теме "Неизвестное об известных. Из истории жизни семьи Ксении Николаевны Боратынской"

      Материал собран учащимися 9-го класса в курсе предпрофильной подготовки. Урок явился итоговым в форме зачетной работы. Элективный курс связан с изучением основ профессии экскурсовода ...

11 05 2023 1:31:30

Презентация кафедры истории


    Презентация кафедры истории

      Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....

10 05 2023 19:38:20

Информационные технологии на уроках истории


    Информационные технологии на уроках истории

      Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....

09 05 2023 7:35:19

Интегрированный урок (литература + история + ИЗО) по теме "Какой ценой?"


    Интегрированный урок (литература + история + ИЗО) по теме "Какой ценой?"

      Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....

08 05 2023 19:20:14

"Великая Отечественная война 1941–1945 гг." (повторительно-обобщающий урок)


    "Великая Отечественная война 1941–1945 гг." (повторительно-обобщающий урок)

      Целью игрового занятия является создание яркого представления о Великой Отечественной войне. Игровое занятие способствует возникновению личностных аналогий у школьников, формированию умений выдвигать простейшие гипотезы на основе изученного, аргументировано защищать свою позицию, а также объяснять новую терминологию....

07 05 2023 1:13:10

Индийские касты


    Индийские касты

      Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....

06 05 2023 10:58:17

Урок по теме "Московская Русь"


    Урок по теме "Московская Русь"

      Данная система обучения предусматривает групповую форму работы. Особое внимание уделяется анализу документов, на основе которых устанавливается истинная картина событий, формируется представление о развитии страны в данный период. Перед учащимися определяются учебные задачи: проанализировать документ, установить соответствие событий, указать верные утверждения, восстановить последовательность событий, определить последствия....

05 05 2023 18:14:27

Обобщающий урок по теме: "Изменение в гербе: в чем причина?" (От Ивана III к Ивану IV)


    Обобщающий урок по теме: "Изменение в гербе: в чем причина?" (От Ивана III к Ивану IV)

      В России государственные символы стали строго регламентированы только в конце ХIХ века. До этого изображение государственного герба менялось при каждом новом царствовании. При подробном знакомстве с историей России соответствующего периода видишь, что эти изменения не случайны и, как и во всяком символе в гербе воплощается основная идея того или иного исторического периода. Именно этот факт и использован для обобщения материала по истории России конца ХV - начала ХVI века, завершающего периода в образовании Российского централизованного государства. ...

04 05 2023 6:36:51

Урок истории по теме "Олимпийские игры: история и современность" (5-й класс)


    Урок истории по теме "Олимпийские игры: история и современность" (5-й класс)

      Урок проведен по учебнику А.А. Вигасина с использованием дополнительной литературы. Работа организуется так, чтобы учащиеся не только извлекали историческую информацию из учебника, но и находили ее в других источниках. Материал урока позволяет детям анализировать события прошлого и настоящего. ...

03 05 2023 22:20:30

Урок истории на тему «Афинские школы». 5-й класс


    Урок истории на тему «Афинские школы». 5-й класс

      Урок активизирует познавательную деятельность учащихся. Задачи, поставленные на начальном этапе урока, решаются в самостоятельной работе с различными источниками информации. Иллюстративный материал урока приобщает учеников к культурному наследию Древней Греции....

02 05 2023 5:17:22

Урок истории в 4-м классе "Во времена Древней Руси"


    Урок истории в 4-м классе "Во времена Древней Руси"

      На уроке истории в 4-м классе я знакомлю учеников с историей своей страны, с бытом, традициями и культурой наших предков IX–XI веков. Формирую представление о Древней Руси, князьях, ремёслах. Прививаю любовь к Родине, христианской вере. Особое внимание обращаю на леворуких детей и развиваю их доминирующее полушарие....

01 05 2023 3:30:30

Ролевое проживание события на уроке истории как метод развития нравственных качеств школьника


    Ролевое проживание события на уроке истории как метод развития нравственных качеств школьника

      Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события. Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....

30 04 2023 14:15:23

Урок-викторина «Мифы Древней Греции»


    Урок-викторина «Мифы Древней Греции»

      Цель урока: обобщать и систематизировать знания учащихся по теме; развивать внимательность, реакцию, образное и логическое мышление....

29 04 2023 5:26:46

Урок по теме "Русь и Орда" (урок по истории России для 6-го класса)


    Урок по теме "Русь и Орда" (урок по истории России для 6-го класса)

      Конспект урока разработан в соответствии с программой «История России с древнейших времён до конца XVI века». 6-й класс. Авторский коллектив: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. ...

28 04 2023 12:54:50

Социализация личности в курсе обществознания


    Социализация личности в курсе обществознания

      Тема «Социализация личности в курсе обществознания» актуальна и важна для современной школы. Предложенный материал имеет большую пpaктическую значимость и может быть использован не только учителем истории, но и классным руководителем, и социальным педагогом. ...

27 04 2023 6:54:15

Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Уроки Гражданской войны"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Уроки Гражданской войны"

      В педагогике исторические корни интеграции можно отыскать в трудах классика педагогической мысли К.Д. Ушинского, который объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, хаpaктеризующих мир природы и человека. В современной педагогике проблема интеграции "зазвучала" в 80-е годы XX века с новой силой и с новым содержанием. Почему? ...

26 04 2023 4:57:40

Интеpaктивное изучение истории


    Интеpaктивное изучение истории

      Интеpaктивное обучение - один из интереснейших подходов в обучении. Особенность данной методики состоит в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учеников и учителя. Обучение, направленное на общение, основано на взаимопонимании, взаимодействии. Подлинная готовность детей к совместной деятельности состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремлённой работе по освоению содержания решения задач на развитие умений и навыков. Ученик получает новые знания в результате взаимодействия с другими учащимися, а теперь уже и в результате использования на уроках информационных технологий. ...

25 04 2023 21:19:25

Урок истории в 5-м классе по теме: "Путешествие в Клио начинается! По странам Древнего Востока"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Путешествие в Клио начинается! По странам Древнего Востока"

      Цель урока – систематизировать знания учащихся по истории и культуре стран Древнего Востока, повысить интерес школьников к предмету. Путешествие в таинственный и загадочный мир древних цивилизаций проходит по станциям, на которых комaнды получают золотые и серебряные ключи от спрятанных "кладов" с сокровищами. ...

24 04 2023 16:45:53

Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам


    Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам

      Статья содержит описание особенностей лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам с целью помочь преподавателю, работающему со взрослыми обучающимися, осмыслить феномен обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования, изучить и апробировать наряду с традиционными и инновационные формы подачи лекционного материала, которые используются в современной пpaктике обучения взрослых....

23 04 2023 16:41:36

Викторина "Эпоха Карла Великого"


    Викторина "Эпоха Карла Великого"

      Эту викторину можно применять на уроках истории для повторения и более глубокого изучения темы в 6-м классе, с целью развития интеллектуальных способностей, расширения исторического кругозора, мотивации к познавательной деятельности. Как подсказывает опыт, более прочные и глубокие знания учащиеся получают именно в ходе интеллектуальных соревнований. У учителя появляется уникальная возможность заинтересовать историей всех своих учеников....

22 04 2023 12:44:54

Вопросы и ответы к уроку-зачету по теме "Россия в XIX веке!"


    Вопросы и ответы к уроку-зачету по теме "Россия в XIX веке!"

      Представлены материалы к уроку-зачёту по истории в 11-м классе вечерней школы....

21 04 2023 14:36:19

Разработка урока в 6-м классе в курсе истории Средних веков "Начало столетней войны"


    Разработка урока в 6-м классе в курсе истории Средних веков "Начало столетней войны"

      Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....

20 04 2023 9:32:26

Использование компаративного метода исследования при изучении истории Древнего мира


    Использование компаративного метода исследования при изучении истории Древнего мира

      Статья демонстрирует эффективность использования компаративного (сравнительного) метода для повышения мотивации учащихся к истории и формированию умений анализа текстового материала. Рассматриваются этапы включения заданий на сравнение в 5-м классе: с использованием наглядных информативных источников (карт, моделей, схем); с использованием табличной формы организации материала. В статье приведены конкретные примеры заданий на сравнение по истории Древнего мира. ...

19 04 2023 23:18:53

Сценарий интеллектуального турнира знатоков истории "Дорогами Великой Отечественной"


    Сценарий интеллектуального турнира знатоков истории "Дорогами Великой Отечественной"

      Интеллектуальная игра посвящена знаменательной дате – 65-летию Великой Победы. Она проводится среди учащихся 9-х или 11-х классов и направлена на актуализацию знаний об одном из самых трагических и памятных событий....

18 04 2023 12:14:34

Работа с документами и источниками на уроках историко-обществоведческого цикла и регионального компонента


    Работа с документами и источниками на уроках историко-обществоведческого цикла и регионального компонента

      Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....

17 04 2023 15:23:38

Обобщающий урок "Преобразования Петра Великого"


    Обобщающий урок "Преобразования Петра Великого"

      Урок повторяет и закрепляет пройденную тему. Учащиеся совершенствуют навыки умения обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать....

16 04 2023 21:55:35

Конституция Российской Федерации — основной закон государства (урок обществознания в 9-м классе)


    Конституция Российской Федерации — основной закон государства (урок обществознания в 9-м классе)

      Основная идея занятия состоит в том, что, работая в группах, учащиеся изучают документ - Конституцию РФ 1993 года, дают определение Конституции, называют ее признаки, находят необходимые разделы Конституции и статьи. Каждая группа (их 4) получает индивидуальное задание (для каждой группы по 2 задания). Результаты изучения статей Конституции обсуждаются в ходе занятия и заносятся в тетрадь....

15 04 2023 11:18:20

История колледжа


    История колледжа

      Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....

14 04 2023 5:40:36

Урок истории по теме "Правление Ярослава Мудрого". 7-й класс


    Урок истории по теме "Правление Ярослава Мудрого". 7-й класс

      В ходе урока доказывается, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке. Подчеркивается значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрывается сущность «Русской Правды»....

13 04 2023 16:46:15

Интегрированный урок (литература + история + немецкий язык) по теме "Ф.И. Тютчев и немецкая литература"


    Интегрированный урок (литература + история + немецкий язык) по теме "Ф.И. Тютчев и немецкая литература"

      Цели урока: ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф.И. Тютчева, великого русского поэта....

12 04 2023 12:14:34

Литературно–музыкальная композиция к 450–летию г. Астpaxaни "Мой город над Волгой–рекой…"


    Литературно–музыкальная композиция к 450–летию г. Астpaxaни "Мой город над Волгой–рекой…"

      Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астpaxaни. ...

11 04 2023 20:19:55

Конкурс литературно-музыкальных композиций о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"


    Конкурс литературно-музыкальных композиций о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

      Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между комaндами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся....

10 04 2023 16:28:21

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 7-м классе по теме "В музее Петра I"


    Повторительно-обобщающий урок по истории России в 7-м классе по теме "В музее Петра I"

      Предлагаемый урок является заключительным и обобщающим в блоке "Эпоха Петра I". Форма занятия преследует цель не только систематизировать знания учащихся, но и включить их в поисковую деятельность, дать ребенку возможность проявить себя, сыграв определенную роль. Урок в форме ролевой игры позволяет глубже пережить изучаемые события и ведет к более детальному запоминанию материала. ...

09 04 2023 4:45:48

Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона


    Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона

      Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....

08 04 2023 1:41:26

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Урок обобщающего повторения по главе "Русь Древняя" в форме игры "Счастливый случай". 6-й класс

Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи.

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.

Сценарий древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид"

Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии.