Образование монгольской державы. Нашествие на Русь в первой половине XIII века
ЦЕЛЬ:
- сформировать знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи –Чингисхане;
- сражениях Руси с монголами в XIII веке, их итогах;
- продолжить формирование умения работать с историческими документами, картами;
- воспитание патриотизма, чувства важности своей будущей профессии – учителя
- истории основной образовательной школы.
ОБОРУДОВАНИЕ: карты “Нашествие Батыя на Русь”, “Русские княжества в 1223г.”, таблички с названиями новых терминов, распечатки летописей “Из Галицко-Волынской летописи о битве на Калке”, “Из летописи по Ипатскому списку о нашествии Батыя на Русь”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
Добрый день! Рада видеть Вас на уроке истории. Наша с Вами профессия интересна и нужна, потому, что именно учителя истории ведут своих учеников по странам, континентам, по векам, показывая не только все, что мы считаем положительным, но и то, что считается нехорошим. Наша с вами задача - увлечь своих учеников, научить их гордости за свою Родину, за людей, живших когда-то, и жизнь свою отдавших за свою страну. Пусть ваши ученики гордятся своей страной, знают и любят историю своего государства, пусть никто и никогда не сможет их назвать “манкуртами”. Пройдет совсем немного времени и Вы придете в школу работать учителями истории, не забудьте, пожалуйста, мои слова о том, что учитель истории должен “жить” не только страницами школьного учебника.
Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман.
2. Сообщение темы и цели урока.
ПЛАН УРОКА:
1. Монголы в начале XIII века.
2. Основатель монгольской империи.
3. Завоевания монголов.
4. Битва на р. Калке.
5. Нашествие Батыя.
6. Ордынское иго.
Сообщение нового материала.
13 столетие называют суровым временем, для всех народов нашей страны это было временем труднейших испытаний. Никто верить не хотел, да и не верили, когда слухи на Русь доходить стали о появлении силы страшной где-то на востоке, о появлении мощной державы степных кочевников. А слухи эти приносили купцы, немало земель проехавшие, немало речей слышавшие. Да оказалось, что не слухи это были, а самая что ни на есть правда…И появилась новая опасность у границ русских, имя этой опасности – монголо-татары.
1.) На огромном прострaнcтве от Великой Китайской стены до оз. Байкал жили многочисленные племена. Монголы были одним из таких племен, где в XII веке шло разложение первобытнообщинных отношений, где только лишь начала появляться частная собственность. В большинстве своем монгольские пламенна- кочевые скотоводческие. Богатство-это табуны коней, овец, крупного рогатого скота. Все племена развивались неравномерно. Выделиться могли те, кто был сильнее в хозяйственном отношении: племенные вожди-ханы, старейшины-нойоны. Постепенно начала формироваться племенная знать, а основная часть скотоводов-аратов, все чаще попадала в их зависимость. Племенная знать за счет накопленных богатств могла себе позволить нанимать на службу дружинников-нукеров.
2.) В конце 50-60-х одному из монгольских вождей - Есугэю удалось объединить под своей властью большинство монгольских племен. В это же время в его семье родился старший сын- Тэмучен, будущий Чингисхан. Но не удалость долго пробыть Есугэю во главе всех, его отравили. После этого улус распался. Долгое время вдова его вместе с детьми бедствовала, кочуя по монгольским степям, но сменой молодой подрастал Тэмучен, сумевший собрать дружину и подчинить основную часть монгольских племен и, самое главное, сумевшего занять трон “хамаг монгол улуса”, т. е. всех монголов. В эти годы он показал себя очень отважным войном, ничего и никого не боявшимся (работа с учебником, ответы на вопросы: какие качества были хаpaктерны для Тэмучена? Какие он проводит реформы?)
3.) В 1211 г. Чингисхан обрушился на северный Китай, в 1213 уже был захвачен Пекин. На службу монгольскому государству были привлечены военные специалисты, ученые. Все, что необходимо было, чтобы побеждать других-все, что могло оказаться полезным: стенобитные, камнеметные машины, метательные снаряды с горючей смесью…
(работа с дополнительной литературой, ответы на вопросы: какие достижения завоеванных народов использовал Чингисхан?).
В 1219-1220 была захвачена Средняя Азия. Среднеазиатские государства не могли противостоять монголам, т. к действовали в одиночку. А после захвата Средней Азии потянулись в монгольские степи искусные ремесленники, ученые..
Из Средней Азии монгольское войско продвинулось в Северный Иран, Азербайджан, появилось и на северном Кавказе… а впереди, перед монголами степи половецкие расстилились
(работа с картой)
4.) В 1223 разведывательный отряд монголов под комaндованием Джэбэ и Субэдэя, разгромив на Кавказе войска армян, грузин, аланов и половцев появился в южнорусских степях…
(работа с исторической картой, работа с текстом документа “битва на Калке”.)
После битвы на Р. Калке монголы повернули на северо-восток, вышли в пределы Волжской Булгарии, но ослабленные, уставшие в боях, потерпели ряд поражений и в 1225 вернулись в Монголию.
5.) Cтрашный урок Калки русские князья не смогли понять, не верили все еще, что монголы в любой момент могут вернуться, и более страшное горе потрясло землю русскую
(работа с дополнительной литературой).
Зимой 1237 несметные полчища Бату-хана обрушились на Северо-Восточную Русь.
В лето 6745,
Во второе десятилетие по принесении
Чудотворного образа Николина из Корсуня,
Пришел безбожный царь Батый
На русскую землю со многими
Отрядами войска татарского
И встал на реке Воронеже
Близ Рязанской земли
Станом воинским…
(работа с историческими документами. )
6.) (Работа с дополнительной литературой: энциклопедии, справочники. Задание: что такое ордынское иго? подготовьте ответ, сделав предварительно записи в свои тетради.
Проверка самостоятельной работы.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Дополнительная литература к уроку:
1. Энциклопедия “Аванта+”
2. В. Чивилихин. “Память”.
3. Сборник “Развитие одаренности детей”.
4. Н. Девятайкина. “Сражения, изменившие ход истории с древности до XV века”.

Урок является составляющей частью курса «Новая история». Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации "Великие географические открытия" построен на выступлениях учащихся, работе с учебником и источником. Одной из основных целей урока является формирование навыков самостоятельной работы учащихся, умения устанавливать причины, следствие и значение исторических событий, умения выступать перед аудиторией....
07 12 2023 0:16:19
От молодого поколения, его умения самостоятельно мыслить, понимать происходящие в мире события, активной гражданской позиции во многом зависит наше настоящее и будущее. Воспитание гражданственности и патриотизма - одно из главных направлений в работе с детьми. Использование краеведения на уроках и во внеурочное время дает возможность глубже познать культурные ценности, лучше узнать свой родной край, развить кругозор. Работа по краеведению помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма и гордости за свой край и свою страну. Данная статья является обобщением опыта учителя истории.
...
06 12 2023 0:10:43
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века – проблеме начала Второй мировой войны. В процессе учебного занятия, построенного по технологии проблемного обучения в форме семинарского занятия с элементами дискуссии, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследователей о виновнике развязывания войны. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер. Используя учебную информацию из курса "Обществознание" об особенностях социального познания, учащиеся анализируют причины разночтений в освещении периода конца 30-х – начала 40-х годов, учатся выpaбатывать и аргументированно излагать собственную позицию....
05 12 2023 7:59:44
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....
04 12 2023 11:20:17
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий....
03 12 2023 19:15:21
Игра-дискуссия, соревнование двух комaнд, в процессе которой учащиеся применяют знания, полученные по культуре России, учатся отстаивать комaндную точку зрения. Игра проводилась в 10-м гуманитарном классе.
...
02 12 2023 5:43:14
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
01 12 2023 6:56:35
В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....
30 11 2023 22:17:33
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
29 11 2023 22:11:13
Урок – закрепление изученного материала в 7-м классе по следующим темам: " Английская буржуазная революция", "Война за независимость в США", "Великая Французская буржуазная революция". Цель урока – обобщение знаний по вышеперечисленным темам....
28 11 2023 23:34:24
Урок изучения новой темы с использованием различных форм и методов обучения: беседа, творческая работа учащихся, работа с картой и текстом учебника. Способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, воспитывает чувство патриотизма, активизирует интерес к предмету. Данный урок можно использовать при подготовке классного часа по теме «4 ноября – День единства и согласия».
...
27 11 2023 9:46:54
Метод проектной деятельности предполагает создание так называемых "инициативных групп", которым предлагается на рассмотрение или решение комплексная задача. Формы презентации проекта весьма разнообразны: доклад, конференция, дискуссия, рекомендации, коллаж.
...
26 11 2023 3:43:34
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
25 11 2023 9:35:41
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
24 11 2023 20:18:51
Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....
23 11 2023 21:16:23
Внеклассное мероприятие может проводиться как составная часть недели истории или интеллектуального марафона. Тема викторины позволяет не только проверить знания учащихся о биографиях правителей разных времен, но и повысить познавательный уровень детей, развить логическое мышление, применить знания из различных наук....
22 11 2023 18:10:59
Интеpaктивное внеурочное занятие для учащихся 9-11-х классов экономическо-правовой школы "Академия делового успеха". Материалы занятия соотнесены с реальной жизнью, в течение урока учащиеся обобщают, анализируют, переживают конкретный социальный опыт. При выборе уровня сложности заданий учащиеся планируют результат собственной учебной деятельности.
...
21 11 2023 17:37:24
Курс построен на содержательном материале отечественной истории, так как казаки представляли одно из сословий России, обладавшее определенными правами и привилегиями. Изучение курса позволит учащимся глубже погрузиться в изучение предмета. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России.
...
20 11 2023 3:50:21
Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, проpaбатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....
19 11 2023 21:32:55
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся среднего и старшего звена. Целью литературно-музыкальной композиции является формирование у учащихся системы нравственных ценностей,
установок поведения, культурных ценностей и навыков публичного выступления....
18 11 2023 9:29:22
Урок Мужества посвящен войне в Афганистане. Основная цель урока – показать события той войны, погрузить обучающихся в атмосферу того времени, дать возможность сопереживать. Урок способствует воспитанию патриотизма и гражданственности, углублению знаний по истории.
Этот материал может быть использован на уроках истории в 9-м классе, на классном часе, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Героев России....
17 11 2023 22:31:30
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
16 11 2023 16:35:22
Вашему вниманию предлагается статья, в которой повествуется о блокаде Ленинграда....
15 11 2023 7:34:35

Хочу предложить игру по обществознанию в виде презентации, которая называется «Общество – не простая сумма индивидов…», по всем разделам курса. Игра позволяет вовлечь в работу всех учеников и является ценным средством воспитания умственной активности детей, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний....
14 11 2023 20:26:54
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
13 11 2023 10:59:21
В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков.
...
12 11 2023 8:10:51
В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием интеpaктивных технологий, наиболее приемлемые для обучения истории – работа в группах, технология критического мышления, игровые технологии. Предлагаются конкретные примеры для разных типов урока и в разных возрастных категориях....
11 11 2023 14:27:35
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
10 11 2023 0:52:14

Цель урока: изучить по историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича; ответить на вопрос: "Был ли царь Алексей Михайлович “тишайшим”"; учить детей выделять главное и делать выводы; выработать оценку на заявленную проблему....
09 11 2023 2:16:56
Урок позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя, сопоставить события истории и литературы, формирует навык анализа художественного текста и развивает умение хаpaктеризовать героев литературного произведения....
08 11 2023 23:45:28
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
07 11 2023 17:34:43
Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....
06 11 2023 10:45:34
Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности.
...
05 11 2023 20:48:38
Элективный курс расширят знания по разделу "Великая Отечественная война". Актуальность программы определяется тем, что в учебниках по отечественной истории этойпроблеме уделяется мало часов. Учащиеся получают навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на фактический материал. Курс воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к родине....
04 11 2023 18:50:50
Основная цель - познакомить с историей Олимпийских игр, которые были связывающей нитью для всех эллинов; учить выделять главное, делать выводы, проводить параллель с современностью; развивать логическое мышление, развивать навыки коллективной работы; активировать деятельность ребят. Рефлексия является итогом урока, где дети способны оценить свою работу.
...
03 11 2023 15:54:18
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
02 11 2023 16:17:39
Разработка урока предусматривает большой объем работы с иллюстративным, документальным и художественным материалом. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьников самостоятельно получать информацию из разнообразных источников, уметь ее анализировать, систематизировать, обобщать. Работа на уроке с различными источниками информации поможет наработать вышеперечисленные умения....
01 11 2023 15:33:24
В статье рассматриваются некоторые проблемы использования кино- и видеоматериалов, с которыми сталкивается учитель истории на уроке....
31 10 2023 17:32:56
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
30 10 2023 23:34:23
Интегрированный урок посвящен описанию хаpaктера и поведения людей. Данные темы по предметам (обществознание, английский язык) изучаются в первой четверти учебного года. Урок способствует созданию условий для формирования у учащихся отношения к лидерам, как к личностям с положительными качествами, осмыслению учащимися своего положения в обществе; воспитанию чувства уважения друг к другу, умения работать в группе и прислушиваться к мнению товарищей....
29 10 2023 23:19:21
На уроке у учащихся формируются представления о происхождении и назначении денег, их функциях; развиваются умения анализировать, делать выводы, использовать жизненный опыт при решении проблемных задач....
28 10 2023 12:54:29
Урок истории для учащихся 8-го класса на тему показывает как шло развитие России в первой половине XIX в.; знакомит учащихся с основными тенденциями социально-экономического развития России....
27 10 2023 10:42:37
Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интеpaктивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО....
26 10 2023 21:41:50
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
25 10 2023 16:43:31
Урок истории и русского языка - поисковое занятие, раскрывающее не только историческое значение введения православия, но и неизбежные отрицательные черты этого болезненного процесса. В описании картины С.Иванова "Христиане и язычники", отражающей суть социального противостояния эпохи, глубоко постигается её хаpaктер, а также пpaктически применяются знания о роли причастия в русской речи, реализуются в игровой форме творческие способности детей.
...
24 10 2023 18:35:59
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
23 10 2023 17:21:51
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
22 10 2023 12:15:18
К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....
21 10 2023 12:50:56
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
20 10 2023 0:42:49
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
19 10 2023 13:51:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::