Проверочное занятие по теме: "Россия в конце XIX – начале XX в. "
Цели занятия:
- повторить и обобщить изученный материал
- повысить интерес к изучаемой дисциплине
- совершенствование навыков индивидуальной учебной деятельности.
- формирование коммуникативных способностей и самоконтроля студентов.
Ход занятия
Проверочное занятие по данной теме одновременно является повторением и обобщением раннее изученного материала. Преподаватель в ходе изложения материала предлагает студентам письменно ответить на вопросы кроссворда, состоящего из ключевых имен, понятий и названий.
В 1897 г. в Росси была проведена полная перепись населения: зарегистрировано 129 млн. человек, 13% из которых составляли горожане. Какой страной оставалась Россия с токи зрения социально-экономического уклада? Впишите под цифрой 1.
В1905 г. председателем Совета министров стал государственный деятель придерживавшийся западной ориентации, он провел ряд мероприятий, которые позже назвали российской индустриализацией. Вспомните фамилию этого государственного деятеля. Впишите под цифрой 2.
В 1897 г. была проведена реформа благодаря которой, в российскую экономику пришел иностранный капитал и новые промышленные технологии. Впишите название этой реформы под цифрой 3.
Для создания бездефицитного бюджета проводились жесткие финансовые меры. Впишите название проводимой политики в данной сфере под цифрой 4.
С этой же целью была введена государственная монополия на продажу некоторой продукции. Вспомните какой и впишите под цифрой 5.
Денежные средства правительство выделяло на кредиты российским предпринимателям, которые находились под опекой государства. Какая торгово-экономическая политика этому способствовала? Впишите под цифрой 6.
Реформы встретили сильное сопротивление со стороны консервативной бюрократии по поводу предложенной аграрной реформы. Какой государственный деятель возглавлял лагерь консерваторов и ратовал за сохранение крестьянской общины, помощь государства помещикам? Впишите под цифрой 7.
На рубеже веков в России проводились мероприятия по расширению внутреннего рынка и освоению новых территорий, а так же стимулированию металлургической, деревообpaбатывающей и угольной промышленности. Развитие какого вида трaнcпорта должно было этому способствовать? Впишите под цифрой 8.
В 1900-1903 г.г. на Западе произошел экономический кризис, это негативно отразилось на российской экономике. Многие предприятия остановили свою работу, уменьшилось количество государственных заказов. В сложившихся условиях некоторые сильнейшие предприятия пошли по пути объединения (монополия). Вспомните один из видов таких объединений. Впишите под цифрой 9.
Экономический кризис тяжело отразился на материальном положении рабочих. В обстановке социального недовольства имела успех революционная пропаганда. Для контроля над ситуацией государство стало проводить политику “полицейского социализма”, т.е. создание легальных рабочих организаций (профсоюзов) под контролем полиции. Вспомните другое название данной политики. Впишите под цифрой 10.
Несовершенное рабочее законодательство, высокая степень травматизма, плохие бытовые условия вынуждали рабочих бороться за лучшие условия жизни и труда. Вспомните одну из форм такой борьбы. Впишите под цифрой 11.
В тяжелом экономическом положении находились крестьяне, получившие свободу в 1861 г.. какие платежи делали их зависимыми от государства? Впишите под цифрой 12.
Отсутствие современной агротехники, уменьшение крестьянских наделов, привело к обнищанию земледельцев. Какой принцип распределения земли ухудшал их положение? Впишите под цифрой 13.
Ответом правительства на тяжелое положение крестьянства стала отмена круговой поруки в крестьянской общине и введение права пользования участками земли за ее пределами. Как назывался этот вид пользования землей? Впишите под цифрой 14.
Говоря о России начала XX века, необходимо обратить внимание на пестрый, многонациональный состав империи. Вспомните, какую политику проводила царское правительство чтобы устранить сепаратизм и привязать национальные окраины к центру? Впишите под цифрой 15.
После cмepти 20 октября 1894 г. императора Александра III, престол унаследовал его сын. Впишите его имя под цифрой 16.
Новый император придерживался идеи о незыблемости самодержавия. Вспомните, какую форму монархии отрицал царь? Впишите под цифрой 17.
Для определения политического курса император выслушивал мнения Государственного совета. Вспомните, какой орган государственной власти выполнял функции верховного суда? Впишите под цифрой 18.
В начале XX в России оформились различные политические партии и объединения. В январе 1904 г. сформировался “Союз освобождения”, члeны которого выступали за демократические перемены путем реформ сверху, отрицая революцию. Вспомните, как называли представителей данного политического лагеря? Впишите под цифрой 19.
В российском политическом спектре были представлены революционные силы. Среди методов борьбы одной из них, важное место занимал политический террор и делалась ставка на крестьянскую революцию. Вспомните, как называли представителей этой партии? Впишите под цифрой 20.
В 1904 г., в ходе политического террора был убит министр внутренних дел В. К. Плеве. Вспомните фамилию террориста совершившего данный акт. Впишите под цифрой 21.
В 1903 г. оформилась партия социал-демократов, делавшая ставку в политической борьбе на рабочий класс. В партии было две фpaкции. Лидером одной из них был В. И. Ленин. Вспомните как назывались сторонники Ленина в партии РСДРП? Впишите под цифрой 22.
На рубеже XIX-XX в.в. обострились противоречия между ведущими мировыми державами из-за передела сфер влияния. Появилось два противостоящих друг другу военно-политических блока. Вспомните один из них. Впишите под цифрой 23.
Какое государство было сферой экономических интересов ведущих мировых стран? Впишите под цифрой 24.
Дальний Восток был сферой стратегических интересов России. С каким соперником пришлось столкнуться на данном направлении? Впишите под цифрой 25.
В российских правящих кругах по вопросам
дальневосточной политики боролись две
группировки. Первая выступала за экономическое
завоевание региона, вторая – за военное решение
вопроса. Вспомните кто возглавлял сторонников
силовой линии?
Впишите под цифрой 26.
В январе 1904 г. началась война, складывавшаяся для России крайне неудачно. В марте на мине подорвался флагманский броненосец “Петропавловск”, на котором погиб комaндующий Тихоокеанским флотом. Вспомните фамилию этого адмирала. Впишите под цифрой 27.
В сухопутных операциях, несмотря на героизм и мужественность солдат и офицеров, были допущены комaндованием грубые стратегические ошибки. Вспомните, кто из генералов был их автором. Впишите под цифрой 28.
Назовите последнее сражение этой войны. Впишите под цифрой 29.
Какой военачальник допустил тактические ошибки в этом сражении? Впишите под цифрой 30.
23 августа 1905 г. в США был подписан мирный договор, завершивший эту войну. Какое название он получил? Впишите под цифрой 31.
В заключительной части занятия осуществляется совместная проверка результатов, анализ ошибок и недочетов, подведение итогов.
Кроссворд
Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом. Урок начинается с показа учащимися на карте государств, расположенных в Западной Азии. Учитель зачитывает описание персов, написанное Геродотом, а ученики формулируют тему урока «Персидская держава «царя царей». Далее составляются вопросы к теме урока. Учитель предлагает составить вопросы по изучаемой теме и самый интересный выбрать на домашнее задание....
27 03 2023 17:56:51
В ходе занятия используется презентация учителя, фрагмент документального фильма; учащиеся работают с материалами сайта. В качестве примеров использованы события, хорошо знакомые ученикам и позволяющие построить оценочные суждения, используя не только полученные знания, но и личностный опыт....
26 03 2023 16:48:54
Цели курса: научить учащихся работать с компьютерными дисками по истории Отечества и на этой основе углубить их знания по предмету, расширить круг знаний по национально-региональному компоненту.
...
25 03 2023 7:17:19
Автор рассматривает особенности применения презентаций в своей каждодневной профессиональной деятельности, т.е. преподавании истории и английского языка....
24 03 2023 23:59:41
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
23 03 2023 5:47:41
Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки.
...
22 03 2023 9:20:58
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
21 03 2023 7:54:13
Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ.
Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ.
...
20 03 2023 20:21:23
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
19 03 2023 17:38:11
Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охаpaктеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....
18 03 2023 4:52:30
Сценарий урока по истории Древнего мира. С помощью наглядных средств: мультимедийной презентации, атласа и учебника по истории Древнего мира, учащиеся 5-го класса изучают географические и общественные особенности развития афинского полиса, знакомятся с терминами: полис, демос, архонты, ареопаг, сравнивают греческий и финикийский алфавиты, анализируют особенности развития афинского полиса. Урок является частью темы "Зарождение Древнегреческой цивилизации. Архаический период в истории Древней Греции" в рамках раздела "Цивилизация Древней Греции". Урок снабжён пособием – мультимедиа презентация. Основной метод урока – метод диалога, т.е. беседа как метод повторения, разъяснения и проверки знаний.
...
17 03 2023 8:59:50
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
16 03 2023 3:13:25
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....
15 03 2023 18:40:12
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
14 03 2023 0:46:56
Цель урока: знакомство учащихся с основными достижениями россиян в культурной сфере в первой половине XIX века....
13 03 2023 12:13:45
Цели урока: сформировать понятие предприниматель и предпринимательство, сформировать представления о роли предпринимательства в экономике, сформировать представления об организационно-правовых формах предпринимательства; познакомить обучающихся с процедурой создания фирмы;...
12 03 2023 19:18:56

Театральная постановка посвящена историческим эпохам, таким, как Средневековье, Новое Время, Наполеоновские войны. Учащиеся разных классов в театрализованной форме играют роли исторических персонажей на основе переплетения реальных и вымышленных событий. Постановка предполагает ИКТ-технологии, исполнение песен, танцев, чтение стихов....
11 03 2023 16:54:52
Интегрированный урок предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Урок позволяет учащимся глубоко понять эстетическую ценность русской культуры, воспитывать уважительное отношение к родному городу, чувство патриотизма, уважение к культурному наследию родного края....
10 03 2023 0:58:24
Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия как в процессе контроля, так и в процессе оценки, пpaктически исключая субъективизм преподавателя. В статье представлены тесты....
09 03 2023 8:58:20
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
08 03 2023 22:49:59
Как же добиться, чтобы обычный школьный урок был не только интересным, но запоминающимся? Один раз в учебном году в нашей школе устраиваются большие открытые мероприятия как подведение итога по отдельным разделам истории. Как правило, это конкурсы или викторины. Особенно яркими и запоминающимися получаются мероприятия, которые придумываются совместно с учителями литературы, МХК, иностранных языков, материальной технологии и родителями....
07 03 2023 6:58:47
Статья представляет собой урок истории в восьмом классе, где учатся дети с диагнозом «детский церебральный паралич». На уроке затронута тема нарастания международных противоречий накануне Первой мировой войны....
06 03 2023 1:14:49
Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охаpaктеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение.
...
05 03 2023 22:23:56
Занятие элективного курса для 9-го класса знакомит учащихся с гербами Амурской области, Магдагачинского района, посёлка Ушумун....
04 03 2023 11:28:58
Учитель формулирует цель урока - познакомиться с соседями римлян. Наиболее близкие соседи - германские племена. Далее следует рассказ учителя о взаимоотношениях римлян с германцами, о разгроме римских легионов. Заканчивая рассказ, учитель подводит учащихся к следующей учебной работе: поскольку германцы жили поблизости и были опасны для империи, то римляне хотели узнать о них побольше, чтобы иметь представление, каков данный народ и с каким противником им придется столкнуться.
...
03 03 2023 12:18:41
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
02 03 2023 16:22:52
Цели: обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по изученной главе "История Древнего мира: Древняя Греция"; привить интерес к самостоятельному изучению истории.
...
01 03 2023 18:31:27
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, опирается на ранее изученный материал по курсу истории России. Цели курса: формировать духовно-нравственные качества личности школьника, довести до сведения учащихся устройство средневековой русской церкви, осветить некоторые важные моменты ее истории, остановиться на фактах политических биографий ряда выдающихся церковных деятелей средневековой Руси.
...
28 02 2023 4:12:56
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
27 02 2023 9:28:54
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
26 02 2023 13:12:56
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
25 02 2023 20:46:52
На основе использования фрагментов кинофильма «Древний Египет» ученики совершают увлекательное путешествие на берега Нила. Ребята выполняют разнообразные задания в ходе своего путешествия, что позволяет ответить на главный вопрос урока: согласны ли вы с утверждением Геродота: «Египет – дар Нила». ...
24 02 2023 1:17:28
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
23 02 2023 10:10:15
Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в комaнде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....
22 02 2023 7:56:18
Проблемный урок с элементами исследования первоисточников и элементами мультимедиа по теме итогов войны за независимость в США. Исследуются такие важные документы в истории США, такие как «Декларация независимости США», «Билль о правах», Конституция 1787 года.
...
21 02 2023 23:16:29
Проблемно-проектная дискуссия с элементами ролевой игры «Единство — основа независимости российского народа». Основная цель дискуссии — сформировать у учащихся многоплановый образ национальной идеи Российской Федерации. Данное мероприятие способствует воспитанию личности, для которой самыми «престижными» будут такие вечные ценности, как патриотизм, гражданственность, честность и ответственность....
20 02 2023 11:40:50
Многие проблемы, разpaбатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.
...
19 02 2023 18:10:57
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
18 02 2023 18:19:19
В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением, природными условиями Финикии, занятиями жителей. На уроке используется групповая форма работы....
17 02 2023 8:17:50
Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком....
16 02 2023 7:59:17
Цель урока: показать исторические предпосылки политических перемен в стране, альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина, борьбу за власть между партийными и государственными лидерами, роль Н.С. Хрущева в демократизации политической системы....
15 02 2023 5:14:46
Урок истории в 10-м классе расширяет знания учащихся о движении декабристов.
...
14 02 2023 3:47:37
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
13 02 2023 13:51:20
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
12 02 2023 14:25:38
Урок «Мир русской деревни» – универсален. Его можно проводить в районном музее, школьном краеведческом уголке или в обычном классе с использованием видеотехники. Наибольший эффект достигается при проведении урока в музее, атмосфера которого создаёт очень хороший эмоциональный фон для восприятия сказанного. Учитель берёт себе в помощники несколько учеников, которые готовят сообщения об отдельных занятиях крестьян и орудиях их труда. Остальным ученикам необходимо по ходу объяснения заполнить таблицу, ответить на вопрос «для чего необходимо орудие труда?», название которого напечатано на карточке, отгадать загадки....
11 02 2023 7:55:39
Особенностью урока является активизация творческой и мыслительной деятельности учащихся по овладению знаниями. Урок способствует «погружению» в эпоху XIX века, позволяет рассмотреть одно из драматических событий истории Казахстана, которое было «белым пятном истории» в советское время....
10 02 2023 0:29:21
Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....
09 02 2023 14:48:37
В современных условиях развития правового государства большую роль приобретает правовое воспитание учащихся. Цель мероприятия: закрепить юридические умения и навыки, развивать умение применять их; воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру. Мероприятие можно использовать как на обобщающем уроке по ОПЗ, так и во внеурочной работе....
08 02 2023 5:30:18
Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....
07 02 2023 6:50:20
Интеpaктивные технологии делают процесс обучения интересным, динамичным, позволяющим раскрыться каждому обучающемуся, доступным. Цели урока – охаpaктеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в.; рассказать о ходе Северной войны, создании в России армии нового образца, превращении России в европейскую супердержаву....
06 02 2023 0:40:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::