Интегрированный урок по истории и технологии на тему: "Путешествие в Средневековье" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок по истории и технологии на тему: "Путешествие в Средневековье"


    Интегрированный урок по истории и технологии на тему: "Путешествие в Средневековье"

Цели урока.

Образовательные:

  1. Рассмотреть связь стилей в одежде и архитектуре в зависимости от эпохи.
  2. Увидеть влияние исторических событий на культуру человеческого бытия.
  3. Укрепить интегрированные связи предмета технологии с историей.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся, творческую инициативу и эстетический вкус.
  2. Формировать навыки публичного выступления учащихся

Тип урока: интегрированный урок-экскурсия (технология и история).

Оборудование:

  1. Макеты костюмов.
  2. Репродукции картин: “Романский храм”, “Храм готического стиля”, “Купол собора св. Петра”.
  3. Иллюстрации из книг и альбомов по истории костюма.
  4. Раздаточный материал (карточки, тесты).
  5. Отрывок из видеофильма “Эрмитаж” (рыцарский зал).
  6. Аудиозапись “Лютневая музыка”.

Подготовительный этап: Дeвoчки на уроке по технологии изготовили макеты костюмов средневековья. Подготовлены папки с репродукциями картин архитектуры и костюмов.

<Рисунок 1>

 

Ход урока

I. Организационная часть.

Контроль посещаемости. Рассадить детей по группам (4-5 чел. ) Проверка готовности к занятию.

II. Вступительная часть (беседа).

Учитель. Сегодня у нас необычный урок - истории и технологии одновременно. Кроме того, это экскурсия в Средневековье. На уроке мы будем использовать исторические материалы, репродукции картин с изображением зданий и костюмов, чтобы составить представление о периодах средневековья с X по XV в.

План урока написан на доске.

1. Рыцарская эпоха

1.2 Романский стиль

1.3. Готический стиль

2. Эпоха Возрождения (Ренессанс)

Учитель. Посмотрите на репродукции картин, где изображены здания и костюмы. Можно ли сказать, что все они относятся к одному времени? Почему вы так решили? А как вы понимаете слово “стиль”? Почему стиль в одежде и архитектуре меняется? Зависит ли стиль от исторической эпохи? На эти вопросы нам нужно дать ответ к концу урока.

III. Основная часть урока.

1. Итак, начинаем экскурсию. ( Тихо звучит лютневая музыка).

Учитель истории: в X-XI веках над Западной Европой еще господствовали беспокойные сумерки средневековья: войны между феодалами, ссоры императоров с римскими папами, первые крестовые походы.

Вопрос: назовите даты крестовых походов, столетней войны.

Ответ: 1096 – 1291, 1337 – 1456.

Вопрос: Как эти исторические условия отразились на архитектуре?

Ответ: строились массивные здания с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очертания полукруглых арки на сводах, оконных проемах, входах в храм. В то же время своей мощью романские храмы напоминают замки. Почему?

<Рисунок 2>

Ответ: храмы нередко служили убежищем для населения округи в это неспокойное время.

Учитель истории: в храме делали небольшие узкие окна (бойницы), чтобы стены не потеряли надежности. Поэтому в них господствовал полумpaк. Окна и арки унаследовали от Рима полукруглую в верхней части форму. Отсюда название стиля…

Ответ: Романский стиль.

Учитель истории: Так как в основном строили храмы, строители романской эпохи решили, что в плане он должен иметь форму…

Ответ: романский храм сверху имел форму креста.

Учитель истории: Римские папы и императоры приказывали возводить храмы при взгляде на которые каждый мог почувствовать всемирную силу церкви, Бога, доказать всем свое никем не ограниченное земное могущество.

Учитель технологии: Вы видите костюмы рыцарской эпохи романского стиля.

В середине века из среды феодалов, владевших небольшими земельными наделами, выделилось особое сословие – рыцари. Живя в постоянной готовности к войне, богатые рыцари возводили в своих владениях непреступные замки. Рыцарь готовился стать воином еще с детского возраста. Как же выглядел вооруженный рыцарь того времени?

<Рисунок 3>

Ученик: описание костюма рыцарской эпохи по макету. Вооружение рыцаря той эпохи состояло, прежде всего, из меча. В бою, когда приходилось пускать в дело тяжелый меч, щит помогал отбивать удары противника. Наружная сторона щита нередко украшалась гербом владельца, изображением единорога, дpaкона, льва или орла. Тело рыцаря прикрывала особая рубаха, сплетенная из прочных стальных колечек, - кольчуга. Ее надевали на толстый войлочный кафтан. Из стальных колец изготавливались чулки и перчатки. Кольчуга спасала в бою, но чтобы укрыться от непогоды или палящих лучей солнца, приходилось сверху надевать длинную рубашку с открытым воротом – сюрко – которую носили и женщины. Завершая вооружение рыцаря круглый шлем.

Учитель технологии: Так на заре рыцарства выглядел благородный искатель приключений, готовый сразиться на турнире за честь прекрасной дамы или отправиться воевать на Восток

Ученик: читает отрывок из “песни о Голланде” (XII в.) о рыцарском поединке между Карлом Великим и арабским Эмиром:

День миновал, вечерний час подходит,
Но меч враги не вкладывают в ножны.
Отважны те, кто рати свел для боя.
Их ратный клич звучит, как прежде , грозно.
… Враги мечи стальные обнажили,
Бьют по щитам друг друга что есть силы.
Навертья, кожа, обруча двойные –
Все порвалось, расселось , расскочилось,
Теперь бойцы одной броней прикрыты.
Клинки из шлемов высекают искры.
Не прекратится этот поединок,
Пока Эмир иль Карл не повинится

Учитель технологии: История свидетельствует, что вооружение постоянно менялось, совершенствовалось. Чем лучше изготавливали мастера доспех, защищающий рыцаря, тем более мощное оружие требовалось, чтобы пробить эту защиту. Но как только появлялось новое оружие, создавался новый доспех. С появлением огнестрельного оружия доспехи стали бесполезными и служили лишь как праздничное убранство на турнирах да для украшения рыцарских залов.

Сейчас посмотрите отрывок из видеофильма “Рыцарский зал Эрмитажа”.

Учитель технологии. Не следует забывать, что в мирной жизни рыцарь носил совсем другую одежду. Дайте описание мужской и женской одежды романского стиля.

Ученики: у мужчины – блуза до колен, подпоясанная в талии, широкая внизу, с очень длинными рукавами, сверху накидка с застежкой на правом плече. У женщин – длинное платье на шнуре. Волосы на затылке удерживаются сеткой, сверху шапка – корона, платок, закрывающий щеку и подбородок.

<Рисунок 4>

 

Учитель истории: Шли годы. Менялось время, власть европейских монархов стала сильной.

Закончились бесконечные войны между феодалами и не мешали развитию ремесла и торговли. Многие города освободились от власти сеньоров. В каждом городе рядом рыночной площадью высилась главная городская церковь – собор, обычно самое красивое здание. Нередко он мог вместить всех горожан, но теперь не для того чтобы укрыться от оврагов. В соборе проводили церковную службу, устраивали собрания, слушали лекции профессоров. В огромном нарядном соборе среди его красоты и величая человек, проникался ощущением могущества Бога, устремлял к нему свои помыслы и чувства.

Вопрос: Храм, какого стиля изображен на картине?

<Рисунок 5>

Ответ: на картине изображен храм готического стиля.

Вопрос: по каким хаpaктерным чертам вы определили черты готического стиля?

Ответ: самым хаpaктерным мотивом готической архитектуре стала стрельчатая арка, которая как бы вытягивает здание к небесам. Широкие сквозные галереи, высокие башни колоколен подчеркивают безудержное стремление ввысь. Вертикаль торжествует!

Учитель истории: Храмы были огромными, но внешне они казались почти невесомыми, чуть ли не парящими в воздухе. В небо тянулись суживающиеся кверху шпики. Сотни статуй, наряду с оконными арками украшали фасады. Еще более сильное впечатление производили готические храмы внутри. Сквозь огромные окна лился свет, делавший собор воздушным. Что такое витражи?

Ответ: витражи – картины, собранные из разноцветных кусочков стекла. В солнечный день луч солнца, светивший сквозь такие витражи, расписывал яркими бликами пол, стены, воздух в храме.

Учитель истории: такие громоздкие сооружения строились десятилетиями, могли достраиваться по мере поступления средств через века. Но лучшие из готических храмов потрясают своей стройностью и соразмерностью. Назовите известные вам соборы.

Ответ: Прежде всего, соборы в Париже, Реймсе, Шартре, Амьене, Страсбурге.

Учитель технологии: тонкие застывшие в шумном изгибе фигуры дам в длинных платьях со шлейфом и в высоких чепцах, кавалеры, в костюмах которых сочетаются самые разные цвета. А за ними тянутся к небу острые шпили соборов, словно стремятся оторваться от земли.

Таким предстает перед нами европейское Средневековье на картинах художников и в иллюстрациях старинных рукописных книг.

На севере Франции в XII веке в искусстве появился новый стиль, который просуществовал более трехсот лет и в историю вошел под названием готика.

Готический стиль наложил отпечаток на одежду. В XIII в. Были заложены основы края и техника шитья, появляется вытачка, втачной рукав, застежка, воротник. Изменился силуэт, формы одежды, красота тела греховна, хотя костюм ее подчеркивает, вводятся в обиход новые предметы одежды.

Ученик: Описание костюма по макету. Портные стали использовать тонкое сукно, которое позволило кроить и шить платье точно по фигуре человека. Еще больше подчеркивали форму тела облегающие рукава и высоко зашнурованная талия у женщин. Модница затянутая в такое узкое платье, порой едва могла двигаться. Со временем подол платья сзади удлинился и превратился в шлейф, а на гpyди появился довольно глубокий вырез. Иногда шлейф крепился к плечам как отдельная часть одежды. Его носили не только женщины, но и мужчины. Кроме сукна при пошиве модных платьев использовались бархат, парча, шелк. Для отделки одежды применялись не только вышивка, но и мех, который ценился больше, чем золото и драгоценные камни. Геннины (чепцы), украшавшие головы придворных дам, порой достигали в длину почти одного метра и дополнялись прозрачными покрывалом или вуалью.

<Рисунок 6>

 

Учитель технологии: Дайте хаpaктеристику мужской одежды.

Ученики: мужчины носили плотно облегающую куртку с ватной подкладкой на гpyди, спине, плечах, туфли с узкими носами. Так же вошли в моду узкие штаны и жакеты, сшитые из разноцветных кусков ткани. Некоторые символизируют свое значение: синий – верность, зеленый – влюбленность. Иногда левый рукав делался шире правого. Каждый носил то, что ему нравилось. Современному человеку самым нелепым элементом одежды той эпохи показалась бы обувь. Мужчины носили клювовидные башмаки, носки которых иногда вдвое превышали длину подошвы. Чем длиннее “клюв” тем больше завести он вызывал у модников. Чтобы в такой обуви можно было ходить не спотыкаясь кончики носков приходилось подвязывать шнурками или цепочками к ногам под коленями.

<Рисунок 7>

 

Учитель технологии: возникла мода на все стройное, высокое, величавое, горделивое. Все подчиняется одной идее – стремлению ввысь, где все прямые линии сходятся в бесконечном прострaнcтве у престола Господня.

Учитель истории: когда рыцари видели таких прекрасных дам, то посвящали им стихи. Как называли таких поэтов-певцов во Франции?

Ответ: Трубадуры.

Учитель истории: среди певцов встречались короли и знатные феодалы, но больше было рыцарей. В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме.

Ученик: читает стих Гильома де Кабестань:

“Когда впервые вас я увидел,
То, благосклонным взглядом награжден,
Я больше ничего не пожелал,
Как вам служить – прекраснейшей из донн.
Вы, Донна, мне одна желанной стали.
Ваш милый смех и лучистый свет”.

2.

Учитель истории: теперь мы с вами из средневековой Франции перемещаемся в Италию. Богатые города Италии – Милан, Гендия, Флоренция, Венеция в XIV веке переживали период расцвета: развиваются ремесло, торговля. Здесь появляется новая культура Возраждения, которая распространилась затем по всей Западной Европе. Дайте определение культуре Возрождения.

Ученики: Возрождение (по фр. ренессанс) – период в культурном развитии ряда стран Европы когда возрождается интерес и литературе и искусству Древней Греции и Рима (античности)

Учитель истории: почему именно в Италии появился интерес к античности?

Итальянцы видели вокруг себя сохранившиеся памятником античности – Колизей, Пантеон, акведуки, триумфальные арки и т. п.

Учитель истории: вспомните хаpaктерные черты античной архитектуры..

Ученики: колонны, купол, полукруглые арки

Учитель истории: изменяется архитектура итальянских городов: город Возрождения “горизонтален”, в отличие от вертикального готического. Архитекторы строят здания новых типов: городские дворцы - палаццо, загородные виллы. Эти строения комфортабельны, созданы для удобства человека.

Учитель истории: Назовите типичные черты архитектуры Возрождения.

<Рисунок 8>

Ученики: Симметричность колонны, фасады напоминают античный храм, а венчает здание центральный купол.

Учитель истории: Соборы, виллы, городские дворцы строились из дорогих материалов, украшались статуями и барельефами, что свидетельствует о расцвете итальянских городов и богатстве жителей, о развитии торговли, ремесла, искусства. В эпоху Возрождения художники и архитекторы стали пользоваться огромным уважением. Честь приглашения итальянских художников к своему двору оспаривали римские папы, короли и правители Италии. Роскоши архитектуры не уступали и наряды эпохи Возрождения.

Учитель технологии: Эпоха Возрождения не только заставила вспомнить об античности- она создала новую культуру, центром которой стал человек, т. е. её идеей стал гуманизм- уважение к достоинству и духовному миру человека, свободе личности, воспевание радостей земной жизни.

Новая эпоха внесла изменения не только в архитектуру, но и в одежду, изменив её покрой и создав правила красоты, которых мы придерживаемся до сих пор: высокая, статная, пропорционально сложенная фигура, тонкая талия, соразмерные детали лица, пластичные движения. Женская одежда становится широкой и удобной, более мягкого женственного силуэта.

Ученик: Хаpaктеристика венецианского костюма. Женщины стали носить нижнее шёлковое платье с длинными узкими рукавами и верхнее, из бархата или парчи, с широкими рукавами. Рукава крепились к платью лентами. Иногда на локтевом сгибе и под мышками верхней одежды делались разрезы, сквозь которые виднелась ткань нижнего платья.

Основным головным убором был чепец из золотой парчи с двумя верхушками, украшенный жемчугом, драгоценными камнями, с ниспадающим покрывалом. Наиболее излюбленными становятся ткани с узором в виде цветов граната. Модницы полагали, что платье из сукна слишком напоминает строгую монашескую рясу.

<Рисунок 9>

Учитель технологии: При всём многообразии узоров и красок итальянцы умели придавать своей одежде простую и гармоничную форму и носить её с естественной грациёй. Всё броское и вызывающее итальянки отвергали.

Ученик: Описание флорентийского костюма по макету. Открытое с боков платье без рукавов одето поверх нижнего платья с разрезными рукавами на локтевом сгибе. Искусно сделана причёска из кос, украшенная нитью жемчуга и лентой с вуалью. Нередко всё украшение составляли только изящно уложенные косы или локоны, переплетённые тонкими нитями жемчуга и кораллов. Любимым украшением была также гирлянда – широкий венок из цветов. Особенно сильное впечатление производил высокий, совершенно открытый лоб, искусственно увеличенный за счёт удаления части волос спереди, а также бровей. Идеальными признавались белокурые волосы, а поскольку от природы они давались не всем, большим спросом пользовались парики. Впрочем, волосы можно было окрасить или обесцветить с помощью солнца. Для этой цели существовали специальные шляпы-соланы с широкими полями, на которые дамы укладывали свои волосы и усаживались в лоджии на солнцепёке.

Учитель технологии: Обратите внимание на мужской костюм эпохи Ренессанс. Молодые люди отдавали предпочтение короткой тесно прилегающей одежде расцветок. Наибольшее предпочтение получает плащ, появляются плиссированные куртки, шапка-тюрбан, широкая подпоясанная курка Ренессансная мода учитывала индивидуальность человека, особенности строения его тела, но в тоже время она создала идеальный для того времени тип одежды, который стал образцом для всей Европы

Учитель истории: Эпоха Возрождения – это эпоха и гуманизма, когда появляется новое учение о человеке. Гуманисты считали, что человек- это лучшее и главное создание. Первым гуманистом называют итальянского поэта Франческа Петрарку. Что вы о нём знаете?

Ученик: Однажды Петрарка увидел в церкви молодую женщину. Он полюбил её сразу и любил всю жизнь. Он посвятил ей множество стихов.

Вздыхаю, словно шелестит листвой
Печальный ветер, слёзы льются градом,
Когда смотрю на вас влюблённым взглядом,
Из-за которой в мире я чужой.
Улыбки вашей, видя свет благой,
Я не тоскую по иным усладам,
И жизнь уже не кажется мне адом,
Когда любуюсь вашей красотой.

IV. Закрепление материала.

Учитель: Итак, мы завершили путешествие в средневековую Европу.

Используя полученные знания, ответьте на вопросы теста. <Приложение 1>

Пpaктическая работа.

Задание классу по группам. Перед вами конверты с репродукциями зданий и костюмов разных эпох. Нужно выбрать только те, которые соответствуют заданной вам эпохе. Вырежьте их и наклейте на ватман.

VI. Защита мини проектов.

VII. Подведение итогов, анализ ошибок, выставление оценок.

Литература.

  1. Агибалова Е. В. История средних веков. Учебник для 6кл. -11-еизд. – М: Просвещение,2004г.
  2. Андреева А. Ю. История костюма. - Санкт-Петербург: Паритет, 2001г.
  3. Бойцов М. История средних веков. Учебник для 7кл. – М: МИРОС,1994г.
  4. Вольфганг Брук История костюма. – М: Эксмо-Пресс, 2001г.
  5. Дорожкина Н. Как готовить интегрированные уроки. – М: Чистые пруды,2006г.
  6. История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. Сост Степакова В. – М: Просвещение,1998г.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

13 04 2024 13:38:59

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

12 04 2024 9:19:45

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

11 04 2024 19:36:23

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

10 04 2024 8:45:22

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

09 04 2024 21:24:39

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

08 04 2024 15:59:33

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

07 04 2024 1:48:43

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

06 04 2024 13:35:36

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

05 04 2024 2:35:45

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

04 04 2024 1:27:36

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

03 04 2024 19:35:41

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

02 04 2024 18:48:45

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

01 04 2024 9:17:45

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

31 03 2024 20:30:21

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

30 03 2024 17:22:28

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

29 03 2024 4:11:56

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

28 03 2024 18:40:48

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

27 03 2024 2:32:20

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

26 03 2024 19:24:24

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

25 03 2024 3:48:54

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

24 03 2024 23:42:55

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

23 03 2024 18:18:20

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

22 03 2024 15:41:48

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

21 03 2024 15:31:48

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

20 03 2024 13:11:25

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

19 03 2024 8:22:28

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

18 03 2024 7:22:39

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

17 03 2024 12:50:17

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

16 03 2024 1:14:29

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

15 03 2024 21:21:41

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

14 03 2024 22:20:25

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

13 03 2024 1:43:17

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

12 03 2024 13:39:19

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

11 03 2024 8:27:47

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

10 03 2024 12:59:27

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

09 03 2024 13:42:47

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

08 03 2024 22:21:46

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

07 03 2024 9:24:13

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

06 03 2024 8:19:33

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

05 03 2024 8:52:53

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

04 03 2024 18:35:56

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

03 03 2024 23:38:30

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

02 03 2024 18:45:13

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

01 03 2024 9:41:16

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

29 02 2024 7:18:35

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

28 02 2024 17:54:15

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

27 02 2024 15:46:17

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

26 02 2024 4:45:37

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

25 02 2024 4:54:12

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

24 02 2024 12:46:33

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::