Историко-литературная игра "Колесо истории" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Историко-литературная игра "Колесо истории"


    Историко-литературная игра "Колесо истории"

Цели и задачи

Образовательные

  • Расширение словарного запаса учащихся и формирование навыка работы со словарём, привитие интереса к поиску толкований непонятных слов.
  • Совершенствование навыка выразительного чтения стихотворений.
  • Повторение и закрепление знаний учащихся по отдельным темам курса истории России за 6 -7 класс.

Развивающие

  • Развитие творческих способностей учащихся в процессе инсценирования.
  • Развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, смекалки.

Воспитательные

  • Воспитание у учащихся чувства ответственности за успех общего дела.
  • Воспитывать в учениках средствами игрой деятельности уверенности в своих силах.
  • Воспитывать активную жизненную позицию, честность.
  • Пробуждение интереса к изучению истории с привлечением художественной литературы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ

Ведущие: учитель истории и учитель литературы.

Помощники ведущих:

  1. Станционный смотритель (ученик 10 или 11 класса).
  2. Четыре дeвoчки в народных костюмах (выносят реквизит и контролируют результаты игры на табло).
  3. Звукооформитель (ученик 10 или 11 класса, знающий сценарий и умеющий обращаться со стереосистемой и видеомагнитофоном в соответствии с инструкцией и правилами техники безопасности).

Состав участников игры

  1. 4 комaнды из состава учащихся 8-9-х классов. Каждая комaнда в начале игры получает свой цвет (красный, желтый, зеленый, синий).
  2. Капитаны комaнд (далее именуются как игроки).
  3. Группы поддержки.

Оборудование

  1. Табло для отслеживания результатов игры (можно начертить табло на магнитной доске). По 3 магнита четырёх цветов: красный, желтый, зеленый, синий.
  2. Стереосистема, кассета с записью музыкального сопровождения.
  3. Видеомагнитофон, кассета с записью учебного фильма “Берег, милый для меня”.
  4. Словарь устаревших слов для демонстрации его зрителям.
  5. Изображение кибитки, кареты, коляски, дрожек и возка (на отдельных листах формата А5, ориентация альбомная).
  6. 4 кубика разного цвета (красный, желтый, зеленый, синий). На верхней грани кубика изображение эмблемы игры, на боковых гранях – названия исторических произведений А. С. Пушкина.
  7. 4 подноса с реквизитом, накрытые платками.
  8. Тексты с заданиями и вариантами ответов.
  9. Портреты исторических деятелей.
  10. Хлопушка или бенгальский огонь.

Помещение

Зал, где есть возможность использовать занавес, четыре столика для комaнд, места для зрителей.

Предварительная подготовка к игре

  1. Капитан комaнды получает за два дня до игры отрывок из произведений Пушкина, где упоминается одно трaнcпортное средство, используемое в XIX веке. Капитанам предоставляется возможность использовать словарь устаревших слов, чтобы определить внешний вид каждого вида трaнcпорта. Отрывок необходимо выучить наизусть и подготовиться к выразительному чтению.
  2. Комaндам за две недели даётся задание ознакомиться с историческими произведениями А. С. Пушкина и вспомнить историю описанных событий.
  3. Каждая комaнда готовит инсценировку отрывка из какого-либо произведения, определенного учителем литературы (см. приложение).

Правила игры. Результаты игры фиксируются на игровом поле (табло). Образец табло приводится в приложении. Отвечая правильно, комaнды продвигаются по игровому полю на 10 верст, перемещая горизонтально магниты соответствующего цвета. Столбцы игрового поля могут быть оформлены в виде верстовых столбов, строки - в виде дорог. Количество столбцов соответствует количеству заданий. Побеждает комaнда, набравшая наибольшее количество баллов. Капитан этой комaнды участвует в суперигре.

Звучит музыка. Учитель литературы: вступительное слово о Пушкине

Подходит к завершению неделя литературы и истории, посвященная Александру Сергеевичу Пушкину и его творчеству. Мы привыкли к расхожей формуле “Пушкин – это наше все”. Но теперь, я думаю, она наполнится для вас новым содержанием. В истории русской культуры можно назвать десятки имен художников не менее гениальных, но среди них нет имени более значительного для нашей культуры, чем имя Пушкина. Пушкин – это Гений Возвышения. Он открыл возвышенное значение памяти и воспоминаний. Поэзия его полна высоких воспоминаний молодости. Воспоминания молодости сливаются с памятью русской истории. Никто из поэтов не посвящал русскому прошлому столько произведений. Во всех своих произведениях Пушкин – художник слова стремится постичь законы и смысл истории. Но постичь законы и смысл истории нельзя, не зная, чем и как живет народ. О жизни народа Пушкин знал не понаслышке. Поэт исколесил всю Россию: Кавказ и Крым, Кишинев и Одесса, село Михайловское в Псковской губернии, Болдино в Нижегородской; второе путешествие на Кавказ, поездка на Урал с целью собрать материал о Пугачевском бунте.

Поэт любил путешествовать.

Звучит выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина “Дорожные жалобы”.

Сейчас вместе с ним мы отправимся в путешествие по страницам его исторических произведений. Приглашаем вас на игру “КОЛЕСО ИСТОРИИ”.

Звучит народная музыка.

На сцене появляются четыре дeвyшки в народных костюмах, танцуют, вынося изображение кибитки, кареты, коляски, дрожек и возка.

Устанавливают картинки на 5 стульев.

Учитель истории: каждый участник получил отрывок из произведений Пушкина, где упоминается трaнcпортное средство, используемое в XIX веке. Игроки имели возможность использовать словарь устаревших слов, чтобы определить внешний вид каждого вида трaнcпорта. Просим участников, прочитав свой отрывок выразительно вслух, найти это средство передвижения на картинке.

1 игрок:

Отъезда день давно просрочен,
Проходит и последний срок.
Осмотрен, вновь обит, упрочен
Забвенью преданный возок.

- Я думаю, это возок изображен здесь (выбирает одно из изображений), потому, что возок - это…(зимняя крытая повозка на полозьях с дверцами и окнами)

(Игрок получает эмблему красного цвета и садится на 1-й стул. Изображение возка помещается на табло)

2 игрок:

Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Евгений поскакал.

- Я думаю, это карета изображена здесь (выбирает одно из изображений), потому, что карета - это…(закрытый со всех сторон четырехколесный экипаж с дверцами и окнами)

(Игрок получает эмблему жёлтого цвета и садится на 2-й стул. Изображение кареты помещается на табло)

3 игрок:

Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В кафтане, в красном кушаке.

- Я думаю, это кибитка изображена здесь (выбирает одно из изображений), потому, что кибитка - это…(зимняя крытая повозка на полозьях)

(Игрок получает эмблему синего цвета и садится на 3-й стул. Изображение кибитки помещается на табло)

4 игрок:

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

- Я думаю, что коляска изображена здесь (выбирает одно из изображений), потому, что коляска - это…(экипаж на четырех колесах с откидным верхом)

(Игрок получает эмблему зеленого цвета и садится на 4-й стул. Изображение коляски помещается на табло)

Учитель, показывая на пятую картинку: - А это этот двухместный открытый экипаж называется беговые дрожки. Кажется, я слышу их приближение.

Слышен топот лошадей.

Голос: - Тпру-у-у-у! Стой, милая, приехали!

Из-за ширмы выходит станционный смотритель. Снимая пальто и фуражку, отряхивается, бормоча под нос:

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег…навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

- Позвольте представиться: начальник почтовой станции или, как говорится, станционный смотритель - Иван Иванович. Путь нам предстоит нeблизкий, дороги никудышние. Но ничего, на больших дорогах лошадей можно поменять на станциях, а заодно и дух перевести. Путь будем мерить верстами, вон вдоль дороги столбы стоят (показывает на табло). Каждый дорожный столб и есть верста (садится на 5-ый стул).

РОЗЫГРЫШ ПЕРВЫХ 10 ВЕРСТ

Учитель истории: действительно, дорожный столб, именуемый верстой, отмечал отрезки длины, которые были чуть больше современного километра. Участники - игроки, напишите, на сколько метров верста длиннее километра. Кто ближе всех окажется к истине, тот первым тронется в путь.

Проверяем. Станционный смотритель читает: Верста - устаревшая мера длины, равная 1км и 60 м.

СТАНЦИЯ “ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА”

Учитель: Итак, наш путь лежит на станцию “ Исторические произведения А. С. Пушкина”.

Звучит народная музыка. На сцене появляются четыре дeвyшки в народных костюмах, танцуют, вынося разноцветные кубики с названиями исторических произведений А. С. Пушкина. Кубики в зависимости от цвета помещаются в центр стола комaнд.

Учитель: посмотрите на названия исторических произведений Пушкина. Сейчас вам предстоит встретиться с героями этих произведений.

ПЕРВАЯ СЦЕНКА “ ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ” (встреча Олега с кудесником)

Учитель литературы: Вы узнали это произведение? Определите литературный жанр “ Песни о Вещем Олеге”. Это -

  • историческая легенда
  • литературная баллада
  • семейная баллада
  • басня

Станционный смотритель читает: Правильный ответ - литературная баллада, основанная на исторической легенде, изложенной монахом-летописцем Нестором в “Повести временных лет”

Учитель истории, демонстрируя портрет Олега Вещего: Известно, что Олег – родственник легендарного князя Рюрика получил в истории прозвище “Вещий”. Что это означает?

  • Всемогущественный
  • Предвидящий
  • Богатый
  • Красивый

Станционный смотритель читает: Правильный ответ даёт словарь устаревших слов (показывает словарь): Вещий, вещун – мудрый, предвидящий, прорицательный.

ВТОРАЯ СЦЕНКА “БОРИС ГОДУНОВ” (Пимен пишет перед лампадой)

Учитель литературы: какое из драматических произведений является историческим?

  • Д. И.Фонвизин “ Недоросль”
  • А. С.Грибоедов “Горе от ума”
  • А. С. Пушкин “ Борис Годунов”
  • Н. В. Гоголь “Ревизор”

Станционный смотритель читает: правильный ответ - исторической драмой является произведение А. С. Пушкина “Борис Годунов”, опубликованное в 1831 году.

Учитель литературы: известно, что замысел трагедии “Борис Годунов” возник у Пушкина после прочтения одного известного исторического произведения, опубликованного в начале XIX века. Что это за произведение?

Станционный смотритель читает правильный ответ: в 1824 году вышли в свет 10 и 11 тома “Истории государства Российского” Карамзина, содержавшие историю Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Федора Годунова и Дмитрия Самозванца. Пушкин нашел, что история эта напоминает его время. По просьбе дочерей Карамзина Пушкин посвятил издание памяти великого историка.

Учитель истории: Какой период в истории нашей Родины мастерски показан Пушкиным в произведении “Борис Годунов”?

  • Дворцовые перевороты
  • Смутное время
  • Монголо-татарское иго
  • Церковный раскол

Станционный смотритель читает правильный ответ: события, описанные Пушкиным, происходили в конце XVI– начале XVII века и сопровождались мятежами, гражданской войной, появлением самозванцев. Они получили название Смутное время или Смута. Одной из центральных фигур Смуты был Борис Годунов.

Учитель истории: в начале произведения Пушкин устами одного из действующих героев говорит, что Борис Годунов “не внемлет голосу Великого Собора”. Что такое Великий Собор?

Станционный смотритель читает правильный ответ: речь идет о земском соборе 1598 года с большим, чем в предшествующих соборах, числом выборных.

ТРЕТЬЯ СЦЕНКА “ПОЛТАВА” (разговор Мазепы и Орлика)

Учитель литературы: Вы узнали это произведение?

Одна из строк “Полтавы” звучит так:

“Горит восток зарёю новой”. Какой литературный приём использует поэт?

  • Сравнение
  • Метафора
  • Антитеза
  • Эпитет

Станционный смотритель читает: правильный ответ – метафора или скрытое сравнение.

Учитель истории: победоносное сражение под Полтавой привело к перелому в Северной войне в пользу России. Когда же была Северная война?

  • 1700 – 1712
  • 1701 – 1721
  • 1700 – 1721
  • 1703 – 1724

Станционный смотритель читает: Северная война началась в 1700 году. Отвоевав у шведов выход на Балтику, Россия превратилась в сильнейшую морскую державу в Европе. В 1721, после победоносного окончания Северной войны Россия была провозглашена империей, а Сенат удостоил Петра титулами “Великий” и “Отец Отечества”.

Учитель истории: D поэме среди “птенцов гнезда Петрова” упоминаются и Шереметьев, и Брюс, и Боур , и Репнин, и некто “счастья баловень безродный, полудержавный властелин”. Кто этот реальный исторический персонаж?

Станционный смотритель читает правильный ответ: “Полудержавный властелин” - князь Меншиков. Он комaндовал левым флангом; на войска левого фланга выпала наиболее ответственная часть военных операций во время Полтавского сражения.

ЧЕТВЕРТАЯ СЦЕНКА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”

Учитель литературы: Вы узнали это произведение? Кто из героев произведения “Капитанская дочка” поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги:

  • Пугачев
  • Капитан Миронов
  • Гринев
  • Савельич

Станционный смотритель читает: правильный ответ речь идет о предводителе крестьянского бунта, донском казаке Емельяне Ивановиче Пугачеве.

Учитель истории: Если верить словам Пугачева – он, государь Петр III, спасся чудесным образом от убийц, подосланных неверной женой. Кто же она, та императрица, которая сурово покарала самозванца за ложь?

  • Елизавета Петровна
  • Анна Иоанновна
  • Екатерина Вторая Великая
  • Екатерина Первая

Станционный смотритель читает правильный ответ: Речь идет о Екатерине Второй Великой. Самозванец Пугачев серьезно напугал правящие круги. Предательски выданный, он был казнён. Императрица повелела предать забвению пугачевский бунт. Река Яик, первый очаг неповиновения была переименована в Урал, родная столица Пугачева Зимовейская стала Потёмкинской, казачье войско было расформировано.

СТАНЦИЯ “ЗАСТОЛЬНАЯ”

Учитель истории: Вот мы и добрались до следующей станции пора и отдохнуть. Станция называется “Застольная” потому, что задание сейчас окажется у вас прямо на столе.

Входят под музыку дeвyшки с накрытыми подносами. Они останавливаются .

Учитель истории: На этих подносах предметы, которые фигурировали в исторических произведениях А. С. Пушкина. Вам нужно определить, что это за произведение и обосновать свой ответ.

Предметы наугад выбирают игроки, обсуждают, отвечают, аргументируют.

Содержание подносов:

  • Резная скульптура орла и в рамке текст калмыцкой сказки

Станционный смотритель читает: “ Слушай” - сказал Пугачев с каким –то диким вдохновением – “Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка”.

“Капитанская дочка”

  • Кинжал и герб города Углича

Станционный смотритель читает:

“Гляжу: лежит зарезанный царевич
Царица-мать в беспамятстве над ним”

“Борис Годунов”

  • Заздравный кубок и медаль с изображением Петра

Станционный смотритель читает:

“Пирует Петр…
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает”

“Полтава”

  • Змея и горсть земли

Станционный смотритель читает:

“Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала”

“Песнь о Вещем Олеге”

СТАНЦИЯ “ЧИТАЯ ПУШКИНА”

Учитель: А теперь – последняя станция, после которой мы выявим победителя. Она называется “Читая Пушкина”. Вам нужно составить краткое послание Александру Сергеевичу. Можно использовать некоторые высказывания.

  • “Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека” В. Г. Белинский
  • “Чувства добрые я лирой пробуждал…” А. С. Пушкин
  • “Общий колорит поэзии Пушкина – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность” В. Г. Белинский
  • “Никогда ещё ни единый русский писатель… не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин” Ф. М. Достоевский.

Учителя литературы оценят это обращение и добавят 10 верст тому, кто окажется лучше всех.

СУПЕРИГРА

Учитель: А теперь победителю нужно отправиться в ПЕТЕРБУРГ. На столы четырех комaнд расставляются портреты Александра I, Николая I, Петра I, Петра III.

Вопрос: - О ком из этих людей Александр Сергеевич написал эти строки?

САМОДЕРЖАВНОЮ РУКОЙ
ОН СМЕЛО СЕЯЛ ПРОСВЕЩЕНЬЕ,
НЕ ПРЕЗИРАЛ СТРАНЫ РОДНОЙ:
ОН ЗНАЛ ЕЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНЬЕ.
ТО АКАДЕМИК, ТО ГЕРОЙ,
ТО МОРЕПЛАВАТЕЛЬ, ТО ПЛОТНИК,
ОН ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ ДУШОЙ
НА ТРОНЕ ВЕЧНЫЙ БЫЛ РАБОТНИК.

Если игрок направится по правильному пути, Петербург встретит его аплодисментами и фейерверком! (правильный ответ: эти строки о Петре Великом из стихотворения “Стансы”. А адресовано оно было Николаю Первому как напутствие, как план прогрессивной политики.

Учитель литературы, зажигая бенгальский огонь: Наш путь подошел к концу. Благодарим всех за участие!

Приложение


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

16 04 2024 21:52:56

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

15 04 2024 3:32:11

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

14 04 2024 3:42:40

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

13 04 2024 13:20:40

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

12 04 2024 17:37:59

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

11 04 2024 22:34:49

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

10 04 2024 21:19:16

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

09 04 2024 9:53:46

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

08 04 2024 2:35:18

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

07 04 2024 13:45:31

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

06 04 2024 8:25:12

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

05 04 2024 21:39:34

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

04 04 2024 23:45:52

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

03 04 2024 21:42:24

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

02 04 2024 15:40:37

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

01 04 2024 0:28:46

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

31 03 2024 0:49:55

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

30 03 2024 18:49:10

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

29 03 2024 23:51:53

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

28 03 2024 13:45:21

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

27 03 2024 16:59:20

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

26 03 2024 13:32:33

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

25 03 2024 13:59:32

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

24 03 2024 19:47:26

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

23 03 2024 21:22:56

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

22 03 2024 12:48:37

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

21 03 2024 11:29:42

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

20 03 2024 12:32:21

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

19 03 2024 20:16:34

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

18 03 2024 17:55:46

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

17 03 2024 20:15:40

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

16 03 2024 21:57:25

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

15 03 2024 9:17:21

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

14 03 2024 22:46:40

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

13 03 2024 12:17:59

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

12 03 2024 8:39:41

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

11 03 2024 3:37:19

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

10 03 2024 23:12:22

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

09 03 2024 8:14:48

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

08 03 2024 8:46:13

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

07 03 2024 22:19:11

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

06 03 2024 14:23:10

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

05 03 2024 19:29:41

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

04 03 2024 14:58:17

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

03 03 2024 13:27:13

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

02 03 2024 5:18:50

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

01 03 2024 7:54:46

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

29 02 2024 8:35:32

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

28 02 2024 2:32:24

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

27 02 2024 10:38:45

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::