Историко-литературная игра "Колесо истории"
Цели и задачи
Образовательные
- Расширение словарного запаса учащихся и формирование навыка работы со словарём, привитие интереса к поиску толкований непонятных слов.
- Совершенствование навыка выразительного чтения стихотворений.
- Повторение и закрепление знаний учащихся по отдельным темам курса истории России за 6 -7 класс.
Развивающие
- Развитие творческих способностей учащихся в процессе инсценирования.
- Развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, смекалки.
Воспитательные
- Воспитание у учащихся чувства ответственности за успех общего дела.
- Воспитывать в учениках средствами игрой деятельности уверенности в своих силах.
- Воспитывать активную жизненную позицию, честность.
- Пробуждение интереса к изучению истории с привлечением художественной литературы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ
Ведущие: учитель истории и учитель литературы.
Помощники ведущих:
- Станционный смотритель (ученик 10 или 11 класса).
- Четыре дeвoчки в народных костюмах (выносят реквизит и контролируют результаты игры на табло).
- Звукооформитель (ученик 10 или 11 класса, знающий сценарий и умеющий обращаться со стереосистемой и видеомагнитофоном в соответствии с инструкцией и правилами техники безопасности).
Состав участников игры
- 4 комaнды из состава учащихся 8-9-х классов. Каждая комaнда в начале игры получает свой цвет (красный, желтый, зеленый, синий).
- Капитаны комaнд (далее именуются как игроки).
- Группы поддержки.
Оборудование
- Табло для отслеживания результатов игры (можно начертить табло на магнитной доске). По 3 магнита четырёх цветов: красный, желтый, зеленый, синий.
- Стереосистема, кассета с записью музыкального сопровождения.
- Видеомагнитофон, кассета с записью учебного фильма “Берег, милый для меня”.
- Словарь устаревших слов для демонстрации его зрителям.
- Изображение кибитки, кареты, коляски, дрожек и возка (на отдельных листах формата А5, ориентация альбомная).
- 4 кубика разного цвета (красный, желтый, зеленый, синий). На верхней грани кубика изображение эмблемы игры, на боковых гранях – названия исторических произведений А. С. Пушкина.
- 4 подноса с реквизитом, накрытые платками.
- Тексты с заданиями и вариантами ответов.
- Портреты исторических деятелей.
- Хлопушка или бенгальский огонь.
Помещение
Зал, где есть возможность использовать занавес, четыре столика для комaнд, места для зрителей.
Предварительная подготовка к игре
- Капитан комaнды получает за два дня до игры отрывок из произведений Пушкина, где упоминается одно трaнcпортное средство, используемое в XIX веке. Капитанам предоставляется возможность использовать словарь устаревших слов, чтобы определить внешний вид каждого вида трaнcпорта. Отрывок необходимо выучить наизусть и подготовиться к выразительному чтению.
- Комaндам за две недели даётся задание ознакомиться с историческими произведениями А. С. Пушкина и вспомнить историю описанных событий.
- Каждая комaнда готовит инсценировку отрывка из какого-либо произведения, определенного учителем литературы (см. приложение).
Правила игры. Результаты игры фиксируются на игровом поле (табло). Образец табло приводится в приложении. Отвечая правильно, комaнды продвигаются по игровому полю на 10 верст, перемещая горизонтально магниты соответствующего цвета. Столбцы игрового поля могут быть оформлены в виде верстовых столбов, строки - в виде дорог. Количество столбцов соответствует количеству заданий. Побеждает комaнда, набравшая наибольшее количество баллов. Капитан этой комaнды участвует в суперигре.
Звучит музыка. Учитель литературы: вступительное слово о Пушкине
Подходит к завершению неделя литературы и истории, посвященная Александру Сергеевичу Пушкину и его творчеству. Мы привыкли к расхожей формуле “Пушкин – это наше все”. Но теперь, я думаю, она наполнится для вас новым содержанием. В истории русской культуры можно назвать десятки имен художников не менее гениальных, но среди них нет имени более значительного для нашей культуры, чем имя Пушкина. Пушкин – это Гений Возвышения. Он открыл возвышенное значение памяти и воспоминаний. Поэзия его полна высоких воспоминаний молодости. Воспоминания молодости сливаются с памятью русской истории. Никто из поэтов не посвящал русскому прошлому столько произведений. Во всех своих произведениях Пушкин – художник слова стремится постичь законы и смысл истории. Но постичь законы и смысл истории нельзя, не зная, чем и как живет народ. О жизни народа Пушкин знал не понаслышке. Поэт исколесил всю Россию: Кавказ и Крым, Кишинев и Одесса, село Михайловское в Псковской губернии, Болдино в Нижегородской; второе путешествие на Кавказ, поездка на Урал с целью собрать материал о Пугачевском бунте.
Поэт любил путешествовать.
Звучит выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина “Дорожные жалобы”.
Сейчас вместе с ним мы отправимся в путешествие по страницам его исторических произведений. Приглашаем вас на игру “КОЛЕСО ИСТОРИИ”.
Звучит народная музыка.
На сцене появляются четыре дeвyшки в народных костюмах, танцуют, вынося изображение кибитки, кареты, коляски, дрожек и возка.
Устанавливают картинки на 5 стульев.
Учитель истории: каждый участник получил отрывок из произведений Пушкина, где упоминается трaнcпортное средство, используемое в XIX веке. Игроки имели возможность использовать словарь устаревших слов, чтобы определить внешний вид каждого вида трaнcпорта. Просим участников, прочитав свой отрывок выразительно вслух, найти это средство передвижения на картинке.
1 игрок:
Отъезда день давно просрочен,
Проходит и последний срок.
Осмотрен, вновь обит, упрочен
Забвенью преданный возок.
- Я думаю, это возок изображен здесь (выбирает одно из изображений), потому, что возок - это…(зимняя крытая повозка на полозьях с дверцами и окнами)
(Игрок получает эмблему красного цвета и садится на 1-й стул. Изображение возка помещается на табло)
2 игрок:
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Евгений поскакал.
- Я думаю, это карета изображена здесь (выбирает одно из изображений), потому, что карета - это…(закрытый со всех сторон четырехколесный экипаж с дверцами и окнами)
(Игрок получает эмблему жёлтого цвета и садится на 2-й стул. Изображение кареты помещается на табло)
3 игрок:
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В кафтане, в красном кушаке.
- Я думаю, это кибитка изображена здесь (выбирает одно из изображений), потому, что кибитка - это…(зимняя крытая повозка на полозьях)
(Игрок получает эмблему синего цвета и садится на 3-й стул. Изображение кибитки помещается на табло)
4 игрок:
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
- Я думаю, что коляска изображена здесь (выбирает одно из изображений), потому, что коляска - это…(экипаж на четырех колесах с откидным верхом)
(Игрок получает эмблему зеленого цвета и садится на 4-й стул. Изображение коляски помещается на табло)
Учитель, показывая на пятую картинку: - А это этот двухместный открытый экипаж называется беговые дрожки. Кажется, я слышу их приближение.
Слышен топот лошадей.
Голос: - Тпру-у-у-у! Стой, милая, приехали!
Из-за ширмы выходит станционный смотритель. Снимая пальто и фуражку, отряхивается, бормоча под нос:
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег…навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
- Позвольте представиться: начальник почтовой станции или, как говорится, станционный смотритель - Иван Иванович. Путь нам предстоит нeблизкий, дороги никудышние. Но ничего, на больших дорогах лошадей можно поменять на станциях, а заодно и дух перевести. Путь будем мерить верстами, вон вдоль дороги столбы стоят (показывает на табло). Каждый дорожный столб и есть верста (садится на 5-ый стул).
РОЗЫГРЫШ ПЕРВЫХ 10 ВЕРСТ
Учитель истории: действительно, дорожный столб, именуемый верстой, отмечал отрезки длины, которые были чуть больше современного километра. Участники - игроки, напишите, на сколько метров верста длиннее километра. Кто ближе всех окажется к истине, тот первым тронется в путь.
Проверяем. Станционный смотритель читает: Верста - устаревшая мера длины, равная 1км и 60 м.
СТАНЦИЯ “ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА”
Учитель: Итак, наш путь лежит на станцию “ Исторические произведения А. С. Пушкина”.
Звучит народная музыка. На сцене появляются четыре дeвyшки в народных костюмах, танцуют, вынося разноцветные кубики с названиями исторических произведений А. С. Пушкина. Кубики в зависимости от цвета помещаются в центр стола комaнд.
Учитель: посмотрите на названия исторических произведений Пушкина. Сейчас вам предстоит встретиться с героями этих произведений.
ПЕРВАЯ СЦЕНКА “ ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ” (встреча Олега с кудесником)
Учитель литературы: Вы узнали это произведение? Определите литературный жанр “ Песни о Вещем Олеге”. Это -
- историческая легенда
- литературная баллада
- семейная баллада
- басня
Станционный смотритель читает: Правильный ответ - литературная баллада, основанная на исторической легенде, изложенной монахом-летописцем Нестором в “Повести временных лет”
Учитель истории, демонстрируя портрет Олега Вещего: Известно, что Олег – родственник легендарного князя Рюрика получил в истории прозвище “Вещий”. Что это означает?
- Всемогущественный
- Предвидящий
- Богатый
- Красивый
Станционный смотритель читает: Правильный ответ даёт словарь устаревших слов (показывает словарь): Вещий, вещун – мудрый, предвидящий, прорицательный.
ВТОРАЯ СЦЕНКА “БОРИС ГОДУНОВ” (Пимен пишет перед лампадой)
Учитель литературы: какое из драматических произведений является историческим?
- Д. И.Фонвизин “ Недоросль”
- А. С.Грибоедов “Горе от ума”
- А. С. Пушкин “ Борис Годунов”
- Н. В. Гоголь “Ревизор”
Станционный смотритель читает: правильный ответ - исторической драмой является произведение А. С. Пушкина “Борис Годунов”, опубликованное в 1831 году.
Учитель литературы: известно, что замысел трагедии “Борис Годунов” возник у Пушкина после прочтения одного известного исторического произведения, опубликованного в начале XIX века. Что это за произведение?
Станционный смотритель читает правильный ответ: в 1824 году вышли в свет 10 и 11 тома “Истории государства Российского” Карамзина, содержавшие историю Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Федора Годунова и Дмитрия Самозванца. Пушкин нашел, что история эта напоминает его время. По просьбе дочерей Карамзина Пушкин посвятил издание памяти великого историка.
Учитель истории: Какой период в истории нашей Родины мастерски показан Пушкиным в произведении “Борис Годунов”?
- Дворцовые перевороты
- Смутное время
- Монголо-татарское иго
- Церковный раскол
Станционный смотритель читает правильный ответ: события, описанные Пушкиным, происходили в конце XVI– начале XVII века и сопровождались мятежами, гражданской войной, появлением самозванцев. Они получили название Смутное время или Смута. Одной из центральных фигур Смуты был Борис Годунов.
Учитель истории: в начале произведения Пушкин устами одного из действующих героев говорит, что Борис Годунов “не внемлет голосу Великого Собора”. Что такое Великий Собор?
Станционный смотритель читает правильный ответ: речь идет о земском соборе 1598 года с большим, чем в предшествующих соборах, числом выборных.
ТРЕТЬЯ СЦЕНКА “ПОЛТАВА” (разговор Мазепы и Орлика)
Учитель литературы: Вы узнали это произведение?
Одна из строк “Полтавы” звучит так:
“Горит восток зарёю новой”. Какой литературный приём использует поэт?
- Сравнение
- Метафора
- Антитеза
- Эпитет
Станционный смотритель читает: правильный ответ – метафора или скрытое сравнение.
Учитель истории: победоносное сражение под Полтавой привело к перелому в Северной войне в пользу России. Когда же была Северная война?
- 1700 – 1712
- 1701 – 1721
- 1700 – 1721
- 1703 – 1724
Станционный смотритель читает: Северная война началась в 1700 году. Отвоевав у шведов выход на Балтику, Россия превратилась в сильнейшую морскую державу в Европе. В 1721, после победоносного окончания Северной войны Россия была провозглашена империей, а Сенат удостоил Петра титулами “Великий” и “Отец Отечества”.
Учитель истории: D поэме среди “птенцов гнезда Петрова” упоминаются и Шереметьев, и Брюс, и Боур , и Репнин, и некто “счастья баловень безродный, полудержавный властелин”. Кто этот реальный исторический персонаж?
Станционный смотритель читает правильный ответ: “Полудержавный властелин” - князь Меншиков. Он комaндовал левым флангом; на войска левого фланга выпала наиболее ответственная часть военных операций во время Полтавского сражения.
ЧЕТВЕРТАЯ СЦЕНКА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”
Учитель литературы: Вы узнали это произведение? Кто из героев произведения “Капитанская дочка” поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги:
- Пугачев
- Капитан Миронов
- Гринев
- Савельич
Станционный смотритель читает: правильный ответ речь идет о предводителе крестьянского бунта, донском казаке Емельяне Ивановиче Пугачеве.
Учитель истории: Если верить словам Пугачева – он, государь Петр III, спасся чудесным образом от убийц, подосланных неверной женой. Кто же она, та императрица, которая сурово покарала самозванца за ложь?
- Елизавета Петровна
- Анна Иоанновна
- Екатерина Вторая Великая
- Екатерина Первая
Станционный смотритель читает правильный ответ: Речь идет о Екатерине Второй Великой. Самозванец Пугачев серьезно напугал правящие круги. Предательски выданный, он был казнён. Императрица повелела предать забвению пугачевский бунт. Река Яик, первый очаг неповиновения была переименована в Урал, родная столица Пугачева Зимовейская стала Потёмкинской, казачье войско было расформировано.
СТАНЦИЯ “ЗАСТОЛЬНАЯ”
Учитель истории: Вот мы и добрались до следующей станции пора и отдохнуть. Станция называется “Застольная” потому, что задание сейчас окажется у вас прямо на столе.
Входят под музыку дeвyшки с накрытыми подносами. Они останавливаются .
Учитель истории: На этих подносах предметы, которые фигурировали в исторических произведениях А. С. Пушкина. Вам нужно определить, что это за произведение и обосновать свой ответ.
Предметы наугад выбирают игроки, обсуждают, отвечают, аргументируют.
Содержание подносов:
- Резная скульптура орла и в рамке текст калмыцкой сказки
Станционный смотритель читает: “ Слушай” - сказал Пугачев с каким –то диким вдохновением – “Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка”.
“Капитанская дочка”
- Кинжал и герб города Углича
Станционный смотритель читает:
“Гляжу: лежит зарезанный царевич
Царица-мать в беспамятстве над ним”
“Борис Годунов”
- Заздравный кубок и медаль с изображением Петра
Станционный смотритель читает:
“Пирует Петр…
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает”
“Полтава”
- Змея и горсть земли
Станционный смотритель читает:
“Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала”
“Песнь о Вещем Олеге”
СТАНЦИЯ “ЧИТАЯ ПУШКИНА”
Учитель: А теперь – последняя станция, после которой мы выявим победителя. Она называется “Читая Пушкина”. Вам нужно составить краткое послание Александру Сергеевичу. Можно использовать некоторые высказывания.
- “Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека” В. Г. Белинский
- “Чувства добрые я лирой пробуждал…” А. С. Пушкин
- “Общий колорит поэзии Пушкина – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность” В. Г. Белинский
- “Никогда ещё ни единый русский писатель… не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин” Ф. М. Достоевский.
Учителя литературы оценят это обращение и добавят 10 верст тому, кто окажется лучше всех.
СУПЕРИГРА
Учитель: А теперь победителю нужно отправиться в ПЕТЕРБУРГ. На столы четырех комaнд расставляются портреты Александра I, Николая I, Петра I, Петра III.
Вопрос: - О ком из этих людей Александр Сергеевич написал эти строки?
САМОДЕРЖАВНОЮ РУКОЙ
ОН СМЕЛО СЕЯЛ ПРОСВЕЩЕНЬЕ,
НЕ ПРЕЗИРАЛ СТРАНЫ РОДНОЙ:
ОН ЗНАЛ ЕЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНЬЕ.
ТО АКАДЕМИК, ТО ГЕРОЙ,
ТО МОРЕПЛАВАТЕЛЬ, ТО ПЛОТНИК,
ОН ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ ДУШОЙ
НА ТРОНЕ ВЕЧНЫЙ БЫЛ РАБОТНИК.
Если игрок направится по правильному пути, Петербург встретит его аплодисментами и фейерверком! (правильный ответ: эти строки о Петре Великом из стихотворения “Стансы”. А адресовано оно было Николаю Первому как напутствие, как план прогрессивной политики.
Учитель литературы, зажигая бенгальский огонь: Наш путь подошел к концу. Благодарим всех за участие!
Приложение
На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, тpaктовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....
24 09 2023 1:20:17
Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....
23 09 2023 2:34:45
Урок поможет шестиклассникам осознать смысл понятий "время", «хобби». Научит рационально и с пользой использовать свое свободное время. Занятие позволяет раскрыть творческие способности ребят, научит их вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения....
22 09 2023 7:13:23
Программы элективных курсов «Донское казачество в XVI–XIX веках» и «Амурское казачество в XIX–XX веках» построены на содержательном материале отечественной истории. Изучение данных курсов позволит учащимся лучше усвоить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании базового курса, на конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России....
21 09 2023 3:27:56
На уроке учащиеся рассматривают эпоху после cмepти Петра I. Проводят анализ царствования каждого правителя и делают выводы....
20 09 2023 10:14:22
Как помочь учащимся не заблyдиться в потоке информации и сформировать собственное мнение, опирающееся на конкретные факты, а не на субъективный журналистский взгляд? Моя цель - научить их самостоятельно делать выводы об историческом событии не только на понятийном уровне, но и на уровне эмоциональном. Вашему вниманию предлагается лабораторное занятие по теме: "Холодная война: война в Афганистане?".
...
19 09 2023 4:53:14
Предлагаемый урок является заключительным и обобщающим в блоке "Эпоха Петра I". Форма занятия преследует цель не только систематизировать знания учащихся, но и включить их в поисковую деятельность, дать ребенку возможность проявить себя, сыграв определенную роль. Урок в форме ролевой игры позволяет глубже пережить изучаемые события и ведет к более детальному запоминанию материала.
...
18 09 2023 15:45:37
В течение тысячелетий политика являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества. Программа курса ставит целью дать знания, необходимые для выработки мнения о событиях, происходящих в стране, её истории. «Основы политологии» – интегративный курс, пересекающийся с модулями курса «Обществознание» в 10–11-х классах и курсами 10–11-х классов «Всеобщей истории», где преобладает цивилизационный подход в изучении истории. Программа может быть использована в качестве элективного курса по обществознанию в 10–11-х классах....
17 09 2023 11:47:57
На уроке используются различные виды работы: игра-викторина «Умники и умницы», работа с перфокартой «Русь в датах»; словарная работа; работа с различными источниками; решение тестов; работа со схемой «Система властвования Золотой орды над русскими землями»; дискуссия по историографии о последствиях ига для истории Руси.
...
16 09 2023 15:13:44
Данное мероприятие посвящено ситуации в России конца XX века. Новое время требует от истории полноты и правды. Мир дворянской культуры, удивительный мир человеческих отношений, веры в Бога, в Россию, в ее будущее был разрушен сначала войной, а потом – революциями 1917 г. Они привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция) покинули Родину. Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая память о тех годах, когда они были вынуждены покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы...
...
15 09 2023 23:39:33
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
14 09 2023 9:42:40
Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....
13 09 2023 4:42:35
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
12 09 2023 22:24:48
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
11 09 2023 18:31:42
Урок нацелен на то, чтобы определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества. Учащиеся узнают, что такое «профсоюз», каковы принципы его построения и функционирования. Также рассматривается ход развития профсоюзного движения в России. Раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества....
10 09 2023 10:20:11
Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения....
09 09 2023 14:58:29
Все этапы построения урока (мотивация, целеполагание, повторение опopных знаний,
приобщение учащихся к получению новых знаний, обеспечение их осознанности и
прочности, контроль эффективности обучения и указания по разноуровневому домашнему
заданию) психологически оправданы, обеспечивают необходимые условия для
продуктивного учебного труда....
08 09 2023 2:28:10
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация.
...
07 09 2023 9:27:29
Уважение к Конституции, к её основополагающим принципам, их непреложное соблюдение происходит не само по себе. Его необходимо воспитывать. В преддверии важной даты в школе прошёл открытый урок, посвящённый юбилею Основного Закона страны. Учитель предлагает конспект урока, показывающий, что Конституция РФ – современный закон, который имеет значительный потенциал развития....
06 09 2023 0:25:56
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
05 09 2023 4:43:25
Урок по истории России для 6-го класса по учебнику С.В.Перевезенцева посвящен теме духовного единства государства, влияния церковных деятелей на борьбу с врагами. На занятии воспитывается бережное отношение к культуре русского народа и сохранение исторической памяти....
04 09 2023 20:11:51
Урок знакомит с различными определениями понятия "общество" на основе устойчивых словосочетаний, в которые входит данное слово; раскрывает сущность понятия "общество"; формирует представление об обществе как системе, состоящей из подсистем, то есть сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной), на основе графических моделей раскрывает взаимосвязь сфер общественной жизни; опираясь на знания учащихся о природе и обществе, определяет их взаимосвязь....
03 09 2023 14:17:40
Каждый учитель стремится оптимизировать педагогический процесс, выбирая при этом свой индивидуальный путь, который наиболее отвечает его требованиям. Позитивная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения....
02 09 2023 19:30:59
Историческая игра рассчитана на учащихся 9‒11-х классов. Активизирует знания истории России ХХ века, может быть проведена на предметной декаде, уроках истории. Игра состоит из 5-и этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
01 09 2023 21:13:45
В статье речь пойдёт об игре Блеф. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. Блеф потому, что вопросы построены по типу: верите ли вы, что? И не зная точного ответа на вопрос, можно к нему прийти в ходе рассуждения....
31 08 2023 4:49:13
Урок раскрывает роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашистской Германией. Учащиеся получают представление о том, какое участие принимала БАССР в Великой Отечественной войне. В ходе лабораторной работы с источниками учащиеся знакомятся с развитием промышленности и сельского хозяйства Башкирии в годы войны....
29 08 2023 19:53:18
Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа.
...
28 08 2023 0:45:30

Интеллектуальная игра по истории «Что? Где? Когда?» – внеклассное мероприятие по аналогу телевизионной игры, расширяет у учащихся мировоззрение, отpaбатывает навыки исторического исследования на основе устных, письменных, вещественных источников, сближает учащихся и учителей в совместной познавательной деятельности....
27 08 2023 4:24:45
Цель урока: проанализировать завоевательные походы, причины образования державы Александра Македонского, дать оценку личности полководца, продолжить формировать умение работать с интеpaктивным материалом....
26 08 2023 16:14:24
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....
25 08 2023 0:57:25
Школа сегодня - один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по формированию культуры здоровья детей. Важнейшая задача школы - помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым....
24 08 2023 15:39:29
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
23 08 2023 5:57:34
В статье приведены примеры из опыта работы учителя истории. Даны рекомендации как работать с хронологическим материалом, понятиями; как добиться грамотного и аккуратного ведения тетрадей; что нужно сделать, чтобы интерес к предмету не только не угас, но и развивался. В статье даны рекомендации о том, как сделать предмет интересным для учащихся....
22 08 2023 10:23:35
Место где ты родился, где живут родные и близкие тебе люди, друзья, где все тебе родное и знакомое, называется малой Родиной. С чувством Родины не рождаются; это чувство проникает в нас постепенно, с улыбкой мамы, с ощущением, в котором ты живешь, с видом родной и единственной до боли знакомой улицы, образа людей, которых ты видел каждый день и говорил им «здравствуйте». Чувство малой Родины греет и сопровождает нас всю жизнь, помогает преодолевать самые трудные вершины жизни....
21 08 2023 6:10:25
На уроке ведется работа над умением анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать исторические факты, выделять главное, работать с исторической картой, составлять схемы, извлекать и сопоставлять информацию из разных источников, в том числе электронных. Важна и воспитательная цель урока – показать преимущества эволюционного пути развития общества, содействовать воспитанию уважения к традиции....
20 08 2023 12:51:26
Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего.
...
19 08 2023 3:45:49
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями.
...
18 08 2023 17:15:33
Работа посвящена изучению основных направлений социальной политики, которые отражены в таком документе, как паспорт Саратовской области....
17 08 2023 20:56:56
В статье представлен сценарий урока по истории. Дети изучают историческую закономерность падения крепостного права в России....
16 08 2023 2:38:20
Урок дан в форме французской творческой мастерской, т.е. это личностно-орентированное образование, нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, при которой вовлекается каждый ученик в творческий поиск. Учитель помогает осознать учащимся, кто может считаться личностью. Дается возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком. Создаются условия для понятия, что человек ‒ существо, призванное творить самого себя....
15 08 2023 1:57:33
Урок в форме игры подводит учащихся к пониманию причин реформ Солона, показывает положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения, к пониманию исторического значения реформ Солона, основных понятий: "демократия", "реформы", "народное собрание"....
14 08 2023 17:40:17
Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме «Древняя Русь» в объеме школьной программы. Комaнды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга.
...
13 08 2023 23:51:10
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
12 08 2023 1:21:40
Существует много способов активизации учебного процесса. Задаваемые вопросы, дискуссия, проведённая по определённым правилам, а также направленная беседа напрямую влияют на уровень активизации обучения. И что немаловажно – учат ребят учиться.
Один из основных структурных компонентов обучения – изложение материала и ответы на вопросы. Учительские вопросы представляют собой некий план получения систематических знаний по данному предмету.
Дискуссия на уроке позволяет установить доверительные взаимоотношения с обучающимися, в ходе дискуссии ученики получают невербальные сообщения по выражению глаз педагога, его жестам и позе тела. Ученики вовлекаются в активную познавательную деятельность, учатся участвовать в дискуссиях, чётко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать своё мнение, выслушивать другие точки зрения, в процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию.
Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, обучающиеся добиваются истинного содержания обсуждаемых вопросов.
...
11 08 2023 20:16:51
Автор на уроке использует активные и интеpaктивные методы, подводит учащихся к пониманию различий между истинным и ложным патриотизмом, стимулирует у детей активную гражданскую позицию....
10 08 2023 11:45:11
Тестовые задания помогут перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, хаpaктеристики, реплики персонажей, художественные детали, которые при чтении, возможно, показались несущественными. Они самым серьезным образом могут изменить представление о произведении, его образной системе, об авторском замысле....
09 08 2023 14:38:40
План-конспект урока в 9-м классе, знакомящего с МГП, его основными нормами. На уроке объясняются такие понятия, как МГП, жертвы войны; термины: военные преступления, рассматривается роль МГП в урегулировании вооружённых конфликтов....
08 08 2023 14:26:30
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
07 08 2023 10:32:31
Данное занятие является комбинированным уроком-пpaктикумом и рассчитано на обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования. Данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей....
06 08 2023 7:29:46
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::