Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Восток" в форме игры КВН "Знатоки истории Древнего Востока". 5-й класс > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Восток" в форме игры КВН "Знатоки истории Древнего Востока". 5-й класс


    Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Восток" в форме игры КВН "Знатоки истории Древнего Востока". 5-й класс

ЦЕЛИ:

  • Обобщить знания обучающихся по разделу Древний Восток.
  • Стремиться к тому, чтобы обучающиеся осмыслили важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока, осознали вклад, сделанный древневосточными народами в развитии хозяйства и культуры всего мира.
  • Развивать память, мышление, монологическую речь обучающихся.
  • Развивать интерес и уважение к истории и культуре народов Древнего Востока.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Видеокассета “Музыка Индии”
  • Выставка книг:
    • “Слов драгоценные клады” Паола Утевская;
    • “Археологические путешествия” А. А. Формaзoв;
    • “Древний Восток” Р. И. Рубинштейн;
    • “Когда заговарила клинопись”  К. П. Матвеев, АА. Сазанов.

НАГЛЯДНОСТЬ:

  • карта “Древний Восток”,
  • опopные схемы, записи на доске,
  • набор картин “Древний Восток”,
  • табло с цифрами и названиями комaнд.

Подготовительная работа: Конкурс проводиться между комaндами двух классов. Заранее комaнды выбирают себе название, девиз. Учитель контролирует ход подготовки комaнд к конкурсу, консультирует участников предстоящей интеллектуальной игры.

ПЛАН

проведения конкурса.

I. Организационный момент.

II. Обобщение и систематизация знаний.

Конкурсы:

  1. “Разминка капитанов”. “Отгадай”.
  2. “Юные картографы”.
  3. “Вопрос-ответ”.
  4. “Найди ошибку”.
  5. “Откуда гости”.
  6. “Исторический зоопарк”.
  7. “Литературный. Откуда эти строки”.
  8. “Юные археологи”.
  9. “Соотнесите даты”.
  10. “Для чего нужна математика”.

III. Заключительный этап.

     11. “Историческая цепочка”.

IV. Подведение итогов. Награждение.

1. Организационный момент:

актуализация знаний и мотивация обучающихся.

Звучит мелодия из индийского фильма “Танцор диско”

1. Учитель: - Звучащая музыка, надеюсь, настроила вас на дружеский рабочий лад и позволила вам представить ту страну, о которой мы с вами много говорили.

? Мелодию, какой страны вы услышали? (ответ обучающегося).

? А Индия относятся к странам … (продолжить фразу, ответ обучающегося).

(Древнего Востока)

Разве дома сидеть захочется
Если шлёт приглашение всем
Конкурс весёлых и находчивых
КВН! ТУРНИР! КВН!

- Я надеюсь, что вы все сегодня покажите хорошие знания по предмету история. И так, все улыбнулись и начали состязание.

2. Представление жюри.

Везде хорошие есть дети.
Их много, что ни говори
Судить сегодняшнюю встречу
Будет сверхобъективное жюри.

II. Обобщение и систематизация полученных знаний по разделу “Древний Восток”

1. ПЕРВЫЙ ЭТАП В КОНКУРСЕ

а) “Разминка капитанов”. (Кто больше покажет на карте стран.)

Задание: (Работа с картой)

Показать на карте страны Древнего Востока.

ОТВЕТ: Древним Востоком называют страны Азии и Северо-Восточной Африки, в которых несколько тысяч лет назад люди перешли от первобытнообщинного строя к классам и государству.

(Древний Египет, Финикия, Урарту, Сирия, Ассирия, Междуречье, Вавилонское царство, Персидское царство).

б) Вопросы каждой комaнде. “Отгадай” (Знание исторических личностей)

Задание: Назовите имя.

I комaнда:

  1. Фараон, который около 1500 лет до нашей эры известен своими завоевательными походами в переднюю Азию? (Тутмос)
  2. Фараон, для которого была построена самая первая пирамида? (Тутанхамон)
  3. Древнеперсидский царь, при котором Персия достигла своего могущества? (Дарий I)
  4. Правитель Китая, 221 год до нашей эры (Цинь Ши-Хуанди)

II комaнда:

  1. Древнеперсидский царь из династии Ахаменидов, один из величайших полководцев древности, который объявил себя царём, 538 год до нашей эры овладел Вавилоном? (Кир)
  2. Правитель Древнего Египта, для которого была построена самая большая пирамида? (Хеопс)
  3. Вавилонский царь 1792 – 1750 гг. до нашей эры? (Хаммурапи)
  4. Под властью какого царя в III веке до нашей эры была объединена Индия? (Ашоки)

2. ВТОРОЙ ЭТАП “ЮНЫЕ КАРТОГРАФЫ.”

(Работа по контурным картам, умение правильно наносить на карту реки и указывать страну)

Задание:

а) Нанести реки на обозначенную территорию и написать название страны государства.

ОТВЕТ: Египет (река Нил), Междуречье (Ефрат, Тигр), Индия (Ганг, Инд), Китай (Хуанхе, Янцзы).

б) вопросы болельщикам: (Знание исторических терминов и стран). (За правильный ответ комaнде зачитывается одно очко)

  1. Название государства, расположенного в долине реки Нил. (Египет)
  2. Какую страну отделяет Гималайский хрeбeт от других стан? (Индия)
  3. Египетский царь (Фараон)
  4. Владелец рабов (рабовладелец)
  5. Все продукты их труда принадлежали рабовладельцам (paбы)
  6. Название государства, расположенного между двумя реками (Междуречье)
  7. Какая страна находится на Северо-востоке от Индии? (Китай)
  8. Человек, находившийся на службе государства (чиновник)
  9. Знатные индийские вожди (раджи)
  10. Отдавали знатным часть продуктов своего труда (крестьяне)

3. ТРЕТИЙ ЭТАП “ВОПРОС_-ОТВЕТ” (знание исторических терминов) (за правильный ответ -1 очко. )

Задание: Как называется?

Вопросы комaндам:

  1. Устройство для подъёма воды (шадуф)
  2. Высохшее тело (мумия)
  3. Служители храмов (жрецы)
  4. Власть, нуждающаяся в применении силы (государство)
  5. Группы людей в Индии со строго определёнными правами и обязанностями (касты).
  6. Сооружение для отвода воды (каналы)
  7. Сказание о Богах (миф)
  8. Жилище Богов (храм)
  9. Присвоение, созданное трудом людей (эксплуатация)
  10. Непроходимые заросли (джунгли)

ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ

(ОБЪЯВЛЕНИЕ СЧЁТА)

4. “НАЙДИ ОШИБКУ”

(Умение правильно соотносить иллюстрации к данной стране)

Задание: (по два пакета каждой комaнде - перепутал почтальон)

Определить какие иллюстрации относятся, к какой стране, и найти лишнюю.

1 пакет: пирамиды; сфинкс; фараон; ворота Иштар; шадуф.

2 пакет: царь Хаммурапи; город Ур; гадальная кость; статуя правителя города Лагаша; Гильгамеш.

3 пакет: герб республики (изображение четырех львов); каменные ворота храма, украшенные изображениями людей, фантастических существ, животных и растений; бог Брахма; бог Сет; река Ганг.

4 пакет: шёлк; посев риса; дамбы; древнейший компас; Цинь Ши-хуанди.

ОТВЕТЫ:

Страны лишнее слово
Древний Египет ворота Иштар
Междуречье (вавилонское царство) гадальная кость
3. Индия бог Сет
4. Китай дамбы

Вопросы болельщикам: (знание стран, личностей)

  1. Наименование божества в буддизме (Будда)
  2. Древнекитайский философ (Конфуций)
  3. Греческое название Междуречья (Месопотамия)
  4. Греческий историк, определивший Египет, как “Дар Нила” (Геродот)
  5. Главный Бог Индии (Брахма)
  6. Часть света, где расположен Египет (Северо-восток Африки)

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ “ОТКУДА ГОСТИ? ”

(Знание достопримечательностей стран Древнего Востока)

Задание:

Из какой страны туристы?

(инсценирование, репортаж о стране. )

ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ

(ОБЪЯВЛЕНИЕ СЧЁТА)

6. “ИСТОРИЧЕСКИЙ ЗООПАРК”

(Знание животных, живших в странах Древнего Востока)

Задание: Помогите вернуть животных в свою страну.

(из разных стран зоопарка сбежали звери)

ОТВЕТ:

Древний Египет – кошка, корова, крокодил, лев, змея, лягушка, ласточка, сокол.

Междуречье – лев, бык, змея, орёл, осёл.

Индия – корова, слон, лев, обезьяна, медведь, змея, ястреб.

Китай – лошади, собаки, бapaны, быки.

7. Литературный конкурс.

“ОТКУДА ЭТИ СТРОКИ?”

(знание литературных произведений стран Древнего Востока)

Задание: Определите откуда эти строки?

I комaнда

“Пиши рукой своей, читай ртом своим,

Советуйся с теми, кто знает больше тебя…

Иначе будут бить тебя.

Уши мальчика на спине его,

Он слушает, когда его бьют”.

(Поучения школьникам в Древнем Египте)

“Из древесных стволов и каменных глыб,

обезьяны за несколько дней построили

громадный мост на остров и вступили на Ланку.

Впереди войска шли Рама и его брат.

Завязалась долгая и кровопролитная битва с демонами.

Красочно описывает поэма решающий поединок между

Рамой и царём демонов, ехавшим на боевой колеснице.

Бог огня прислал Раме свою сверкающую колесницу, чтобы он не сражался пешим”.

(Поэма “Рамаяна”. Индия) 7

“Если кто срежет paбу клеймо, тому должно отрезать пальцы.

Если человек причинит cмepть чужому paбу, он должен отдать себя за paба”

(Законы Хаммурапи. Вавилон)

2 комaнда

“Идущий, чтобы Египет оживить.
Если медлит он, жизнь кончена.
Если гневен он, гроза по всей стране.
А поднимется он – и ликует земля и всё живое от радости.
Радуются тебе юноши и дети твои
И приветствуют тебя, как царя”.

(Из гимна, прославляющего Нил. Древний Египет. )

В поэме рассказывается о борьбе между двумя семьями раджей.

“Пять братьев Пандавов рано остались без отца. Их дядя и двоюродные

братья Кауравы изгнали их из родных мест. Выросши, Пандавы стали могучими богатырями. Царь соседнего царства обещал отдать свою дочь замуж за того, кто попадёт стрелой в глаз золотой рыбке”

(Поэма “Махабхарата”. Индия)

Об истории страны сообщают и письменные источники. Древнейшие из них - написаны на костях вопросы к Богам:

Приказать мальчика из пленных сеять просо?

Принести в жертву 30 человек и 10 быков?

Если головы людей принести в жертву, царь получит помощь?

Утопить в реке 3 бapaна, 3 быка?

(Китай. Гадальная кость. Кости обжигали на огне, и по трещинам определяли ответы богов).

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

(Исполнение танцев стран Древнего Востока)

8. “ЮНЫЕ АРХЕОЛОГИ”

Задание: (Где, что изобрели)

Представьте себе, что вы археологи. Определите по вещественным источникам, в каких именно странах было каждое из этих изобретений?

ПРЕДМЕТЫ: календарь, чай, компас, рис, бумага, шахматы, ткань-шёлк.

ОТВЕТЫ:

Календарь – Египет Бумага - Китай
Чай – Китай Шахматы - Индия
Компас – Китай Шёлк – Китай
Рис – Китай

ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ

(ОБЪЯВЛЕНИЕ СЧЁТА)

9. “СООТНЕСИТЕ ДАТЫ”

(Знание дат и событий)

Задание:

Какие события соответствуют, какой дате?

1. Восстание “жёлтых повязок” 1. (около 1500 г. до н. эры)
2. Правление Хаммурапи 2. (III век до н. эры. )
3. Постройка пирамида Хеопса 3. (184 год н. эры)
4. Завоевание Тутмоса III 4. (около 2600 г. до н. эры)
5. Объединение Индии 5. (1792 – 1750 г. г. до н. эры)

ОТВЕТЫ:1-3, 2-5, 3-4, 4-1, 5-2.

10. “ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА МАТЕМАТИКА? ”

(Умение правильно считать, используя линию времени. )

Задание:

Решите задачу (от каждой комaнды по 1 человеку).

1. Восстание бедняков и рабов в Египте было около 1750 г. до нашей эры. ? Сколько лет назад это было?

2. Разрушение Ниневии в Междуречье произошло в 612 г. до нашей эры.

? Сколько лет назад это было?

ОТВЕТЫ: 1. 2006+1750=3756 лет назад. 2. 2006+612=2618 лет назад.

11. “ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА”

(Умение грамотно писать исторические термины)

Задание:

Вставить пропущенную букву и дать определение слову.

Кто быстрее и правильнее.

1. *емфис 1. *ивы
2. бр*хманы 2. *рх*тектор
3. *р*фметика 3. п*пирус
4. п*рамиды 4. *азис
5. *с*ирия 5. *сирис
6. к*л*ндарь 6. *стр*номия
7. **опс 7. *р*ндатор
8. ш *дуф 8. к…лесница
9. *сфал*т 9. ш*лк
10. *анг 10. к…лонии
11. тро**ник 11. …нд

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

12. “ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ”

Задание: необходимо продолжить предложения

(ПОДВЕДЕМ ИТОГИ, КАК МЫ УСВОИЛИ ИСТОРИЮ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА)

  1. Древним Востоком называют страны ………………………………,в которых несколько тысяч лет назад люди перешли от первобытнообщинного строя к………………….
  2. В долинах больших южных рек Древнего Востока быстро развивалось ………………
  3. Здесь уже за несколько тысяч лет до нашей эры появилась возможность …………………. людей.
  4. С возникновением …………. . одних людей другими стали складываться ………………
  5. …………также помогала рабовладельцам удерживать господство над ………………
  6. В странах ………………. установился ………. строй. .
  7. Народы ………. ……. . при рабовладельческом строе внесли большой вклад в развитие……. всего мира.
  8. Между ………началась ожесточенная ………

ОТВЕТЫ:

1. Азии и Северо-Восточной Африки.

к классам и государству.

2. земледелие.

3. эксплуатировать.

4. эксплуатации.

классы.

5. Религия.

эксплуатируемыми.

6. Древнего Востока.

рабовладельческий.

7. Древнего Востока.

культуры.

8. классами.

борьба.

ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ

(ОБЪЯВЛЕНИЕ СЧЁТА)

Награждение победителей 11

Вопросы

(дополнительные).

  1. Естественная преграда в течение Нила (порог).
  2. Бог солнца в Древнем Египте (Ра)
  3. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек? (Китай)
  4. В каких странах были длинные стены? (В Китае – Великая Китайская стена)
  5. Где изобрели цифры? (Индия)
  6. Тутанхамон был царём Египта? (Индии)
  7. “Блуждающей рекой” или “рекой тысячи бедствий” называли в древности Нил, Ганг, Хуанхэ? (Хуанхэ)
  8. Раджами назывались вожди Китая, Индии или Междуречья? (Индии)
  9. Река, определившая судьбу Египта (Нил)
  10. Бог пустыни (Сет)
  11. Писали на бумаге (Китай)
  12. В какой библиотеке были несгораемые книги? (в библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги)
  13. Какой “дикий зверь” является источником жизни многих поколений людей государств Передней Азии? (река Тигр в Междуречье)
  14. Знаменитая Нефертити была царицей Вавилона, Китая или Египта? (Египта)
  15. Хаммурапи был царём Вавилона, Египта, Ассирии или Индии? (Вавилона)
  16. На чём писали в Древней Индии: на папирусах, на глиняных дощечках, на пальмовых листьях? (на пальмовых листьях)


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

22 05 2024 18:45:48

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

21 05 2024 9:18:46

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

20 05 2024 15:49:43

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

19 05 2024 13:10:22

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

18 05 2024 23:14:39

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

17 05 2024 11:53:19

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

16 05 2024 0:14:56

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

15 05 2024 3:52:43

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

14 05 2024 2:22:53

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

13 05 2024 16:30:34

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

12 05 2024 3:15:52

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

11 05 2024 14:47:39

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

10 05 2024 16:16:48

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

09 05 2024 0:57:13

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

08 05 2024 17:13:29

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

07 05 2024 20:42:36

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

06 05 2024 22:19:34

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

05 05 2024 22:38:37

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

04 05 2024 12:47:18

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

03 05 2024 7:31:48

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

02 05 2024 13:14:11

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

01 05 2024 22:38:27

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

30 04 2024 18:17:41

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

29 04 2024 23:32:34

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

28 04 2024 14:22:53

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

27 04 2024 17:42:29

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

26 04 2024 13:34:43

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

25 04 2024 19:34:46

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

24 04 2024 18:18:42

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

23 04 2024 6:46:26

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

22 04 2024 23:53:17

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

21 04 2024 8:35:47

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

20 04 2024 6:12:42

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

19 04 2024 8:57:22

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

18 04 2024 11:22:44

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

17 04 2024 15:29:20

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

16 04 2024 19:38:41

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

15 04 2024 10:53:16

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

14 04 2024 6:20:54

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

13 04 2024 21:33:50

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

12 04 2024 14:10:31

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

11 04 2024 1:21:28

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

10 04 2024 20:30:58

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

09 04 2024 9:35:58

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

08 04 2024 17:14:31

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

07 04 2024 21:51:37

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

06 04 2024 15:19:18

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

05 04 2024 23:21:37

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

04 04 2024 2:11:53

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

03 04 2024 9:23:23

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::