Урок по теме "Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"
Цели: раскрыть творчество Мусоргского как “нашего современника”, подчеркнув новаторские черты его музыки, формирование духовных ценностей учащихся на историческом материале, формирование нравственных качеств: патриотизм, ответственность за свои поступки.
Задачи: расширить представление о творчестве и творческой личности Мусоргского, углубить тему “музыка и литература”, закрепить жанры “монолог”, “ария”, понятие речитатива, интонации, музыкального образа.
Оборудование: портрет композитора, пластинки с фрагментами из оперы “Борис Годунов”, открытки с видами исторических мест города Углич, фотографии с изображением сцен из оперы.
Ход урока: звучит фрагмент из произведения Мусоргского “Рассвет на Москве-реке”. Дети должны вспомнить музыку и назвать композитора, сочинившего её.
Учитель: Сегодня мы начнём знакомиться с ещё одним произведением М. П. Мусоргского оперой “Борис Годунов”.
Народной музыкальной драмой“, - назвал Мусоргский оперу “Борис Годунов”, созданной по одноимённой трагедии Пушкина.
Середина XVI начало XVII в., преступные дела Бориса Годунова, конфликт между народом и самодержавием.
1547-1584 г. Русью правил царь Иван IV (Грозный), после его cмepти на престол восходит его старший сын Фёдор - безвольный, неспособный заниматься государственными делами. Фактически власть оказалась в руках умного, властолюбивого, высокообразованного боярина Бориса Годунова. Младший сын Ивана Грозного - царевич Дмитрий находился на воспитании в Углическом монастыре. В 1591 г. на Москву пришла весть о гибели девятилетнего царевича - прямого и последнего наследника престола.
Ходили слухи, что его убили наёмники Годунова - Бичаговские. Убрав со своего пути законного наследника престола в 1598 г. после cмepти Фёдора Борис Годунов стал царём всея Руси. С потрясающей душу правдивостью музыка оперы раскрывает происходящие события, развития народного сознания, силы народной, способной разбить оковы рабства с одной стороны и душевные страдания царя Бориса перед совершённым преступлением: убийством царевича Дмитрия.
Народные массовые сцены, великолепные хоры играют важнейшую роль в развитии сюжетной линии оперы.
Впервые эта гениальная музыкальная драма увидела свет 27 января 1874 г. Зрительный зал императорской оперы в этот вечер был переполнен. В партере, ложах бенуара расположился сановный Петербург, мелькали офицерские мундиры. Ярусы театра были заполнены чиновниками, врачами, учителями, на галёрке - молодёжь. Погас свет и с первыми звуками оркестра открылся занавес. Увертюры не было, опере предшествовал пролог. В оркестре зазвучала мелодия заунывной народной песни, мелодия ширилась, обрастая подголосками, она проходила на фоне музыки напоминающей невнятный шум толпы. Постепенно сцена заполняется народом, это по приказу сторонников Годунова простой народ сгоняли к стенам Новодевичьего монастыря молить Годунова согласиться на царствование. Притворно, безучастно завопили бабы, их причитаниям вяло и равнодушно вторят мужики. Народу безразлично Годунов или кто-то другой будет царствовать. Людям живётся плохо и нет никакой веры, что с приходом нового царя жизнь станет лучше. Взяты слова из распространённых народных причитаний (Мусоргским). (‘На кого ты нас покидаешь, отец наш?”). Народ отпускают, велят прийти назавтра. “Велят завыть, завоем и в Кремле”- отвечают мужики.
Так проходит избрание Бориса на престол.
Слушаем: Сцена у Новодевичьего монастыря.
Второе действие начинается великолепным, торжественным перезвоном колоколов, Бориса венчают на престол. Гулко разносится звон колоколов по площади Кремля Московского, заглушая шум толпы. По приказу князя Василия Шуйского народ поёт славу Борису (хор “Слава”).
Из храма выходит Борис. Царь величественен, но угрюм. Память об убиенном царевиче не даёт ему покоя. (“Скорбит душа, какой-то страх невольный”,- ария Бориса). Но полно, никто не должен заметить стpaxa и неуверенности, кругом враги нового царя и он велит сзывать народ на пир.
Проходит 5 лет после венчания на царство. Положение Бориса неустойчиво, повсюду разгорается крамола - это искры будущего пожара, но их погасить невозможно, они разгораются в потаённых местах. В тихой келье Чудого монастыря, перед потемневшими ликами икон мерцают лампады. Старый монах Пимен всё ниже склоняется над рукописью, повествующей о страшных делах царя Бориса. (“Ещё одно последнее сказанье и рукопись окончена моя…”).
Покой, отрешенность царят в келье, но обманчив он. “Бориса преступленьем вопиющим”- завершает мудрый Пимен последнюю главу своей летописи. В углу кельи примостился молодой инок Григорий Отрепьев. Он просыпается от сна, неотвязного и проклятого, который вот уже третий раз тревожит его. С замиранием сердца слушает Григорий рассказ Пимена о cмepти царевича Дмитрия. В голове честолюбивого послушника рождается план: бежать из монастыря в Литву, объявить себя царевичем Дмитрием.
Литовская граница. В придорожную корчму входит Григорий Отрепьев, переодетый в одежду крестьянина. С ним два монаха. Особенно приметен толстый, краснолицый монах Варлаам - типичный представитель бродячего босятского люда российского, силы которого растрачиваются в лености, пьянстве, озорстве. Испив вина, он запевает песню про осаду Казани войсками Ивана Грозного (“Песня Варлаама”). Под несвязное пение монаха Григорий Отрепьев просит хозяйку показать кротчайщий путь до границы. От неё же он узнаёт, что повсюду ищут царские стражники беглого еретика Чудово монастыря Гришку Отрепьева.
Неожиданно в корчму врываются стражники с царским указом о поимке беглеца. Гришке, как самому молодому, понимающему толк в грамоте дают почитать указ. Стремясь отвести от себя подозрение, Григорий Отрепьев направляет всё внимание стражников на Варлаама, описывая его внешние приметы. Видя, что дело принимает опасный поворот, Варлаам выхватывает указ и начинает читать его по слогам, перечисляя указанные в нём приметы Григория Отрепьева. Последнему ничего не остаётся, как выскочить в окно, спасаясь бегством. Теперь участь Бориса решена. Молодой, удачливый самозванец предстанет перед народом, назвавшись именем убитого царевича Дмитрия.
Второе действие переносит в покои царского терема. Старая мамка развлекает дочь Годунова царевну Ксению шутками, сказками, прибаутками. Царевич Фёдор рассматривает, изучает книгу большого чертежа с видами Московского царства. Неожиданно появляется Борис и веселье мигом прекращается. Ласково он обращается к царевне, расспрашивает сына о занятиях. Вид Московского царства вызывает у него тяжкие думы. В бедствиях государства он видит отмщение за злодейское убийство царевича Дмитрия.
(“Достиг я высшей власти, шестой уж год я царствую спокойно, но счастья нет моей измученной душе”)/
Хитрый царедворец Василий Шуйский сообщает царю о появлении в Литве самозванца. Начиная сомневаться в cмepти Дмитрия, Борис требует у Шуйского подтверждения. Коварный князь раскрывает подробности злодейства. Борис не выдерживает пытки, в колeблющихся тенях курантов ему начинает мерещиться призpaк убитого младенца.
(“Если в тебе пятно единое, случайное заведётся…”)
Третье действие. Польша. Роскошный замок Воеводы. Узнав о появлении в Польше Дмитрия-самозванца, дочь Воеводы - Марина Мнишек - бездушная, властолюбивая красавица, мечтает стать царицей Московской. “Московский престол будет её”, - уверяет Марину иезуит Рангони, нужно только опутать любовными сетями Дмитрия. В саду у фонтана, во время свидания с Мариной, Дмитрий неожиданно раскрывает свою тайну. Он всего лишь бедный беглый монах, сбежавший из монастыря, чтобы осуществить свой дерзкий план завоевания Московского престола. Марина вне себя. Надменными репликами она пробуждает уснувшую гордость самозванца, ласками и притворными уверениями в любви она успокаивает Лжедмитрия. Любой ценой она добьётся власти.
На площади перед собором Василия Блаженного народ обсуждает слухи о приближении войска самозванца, предание анафеме Гришки Отрепьева и вечную память, которую только что пропели в церкви убиенному царевичу Дмитрию. Недалеко на камне сидит Юродивый, которого окружили мальчишки. С гордостью он показывает им копеечку, которую ему только что подали, мальчишки тут же её отбирают и убегают. Слышится плач обиженного. (“Плач Юродивого”).
В окружении бояр, под звон колоколов из храма выходит Борис. Но как изменился облик царя! При виде Бориса, народ бросается на колени, со всех сторон к нему тянутся исхудалые руки в лохмотьях, в воплях толпы: ”Царь наш, батюшка, дай нам хлеба, хлеба голодным”, - слышны не просьбы покорных, отупевших от горя подданных. В возгласах народа угрозы, требования людей дошедших до отчаяния. Сквозь толпу пробивается Юродивый. Нищий, самый несчастный из всех, он преграждает дорогу царю (“Борис, а Борис, обидели Юродивого”).
- О чём он плачет? (Борис)
- Мальчишки отняли копеечку, вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича. (Юродивый)
- Молчи, Дypaк! Схватите Дypaка! (Стражник)
- Не троньте! Молись за меня, блаженный! (Борис)
- Нет, Борис, нельзя молиться за царя-ирода. Богородица не велит. (Юродивый)
Народ безмолвствует, но его зловещее молчание полно неистовой, нескрываемой ненависти. Потрясённый царь медленно покидает площадь, а вслед ему несутся стоны Юродивого.
Предпоследняя картина оперы проходит в Грановитой палате Кремля, когда царь велел созвать на чрезвычайное заседание боярской думы. До прихода Бориса они горячо обсуждают расправу над самозванцем. Князь Шуйский рассказывает о тяжёлом состоянии царя. Неожиданно с обезумевшим от стpaxa лицом в палату вбегает Годунов: ”Чур, дитя, чур , чур!”-словно заклинание шепчет он возбуждённо. Повсюду он видит призpaк царевича. Его преследуют кошмары. Преодолев страх, он садится на своё царское место. Князь Шуйский вкрадчиво предлагает позвать стрaнcтвующего монаха, быть может, его рассказ о чудесных исцелениях болящих успокоит смятенный дух царя? Борис обессилен, измучен. Вводят Пимена. И благостно, и мягко звучит голос старого летописца, повествующего о том, как на могилке безвременно погибшего царевича, больные исцеляются от мук. Но это голос не утешителя, а cмepтельного недруга царя. Рассказ монаха прерывается страшным криком Бориса: ”Ой, душно, душно! Царевича скорей! Оставьте нас, уйдите все!” Тяжела сцена прощания с сыном Фёдором. Борис напутствует царевича на царствование. Сразу после cмepти царя на хрупкие плечи отрока обрушится вся тяжесть власти. "Прощай, мой сын, умираю, сейчас ты царствовать начнёшь!”
Перед царём в последний раз проносятся картины прошлого, полного страдания и борьбы. Но голос умирающего крепнет, наливается былой силой и властью: ”Не вверяйся наветам бояр крамольных, измену карай беспощадно!” И перед нами снова многоопытный правитель, безжалостный к изменникам. Он страшится лишь народного суда, да суда беспощадной человеческой совести.
(“Звон погрeбaльный…”- сцена cмepти Бориса)
Умер преступный царь. На смену ему из Литвы направляется другой. Взбунтовавшийся, измученный народ идёт встречать, как ему верится, чудом спасшегося царевича Дмитрия. На широкую поляну под селением Кромы с топорами и вилами выходят всё новые и новые толпы восставших крестьян. Их песни подобны разгулявшейся стихии.
“Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая”- хор крестьян.
Сцена под Кромами.
- Как музыка дополнила Пушкинские строки? (Учитель)
В окружении польских священников, знати и войска появляется новый царь. Его обращение к народу звучит высокомерно, но неуверенно. Притихший народ с недоумением следует за иноземцами. Сцена пустеет. На вечернем небе выделяется серп молодого месяца, а на горизонте разливается зарево пожара. В тишине разлаётся горькая, тоскливая песня Юродивого, она как предсказание грядущего - впереди только голод, мор, нищета.
(песня Юродивого “Месяц едет, котёнок плачет
Слёзы горькие, плачь, плачь, душа православная,
Скоро враг придёт и настанет тьма
Темень-тёмная, непроглядная
Горе-горе Руси.
Плачь, плачь, русский люд, голодный люд”.
На смену умершему царю пришёл другой, но ничего не изменилось. Меняются цари, а народ не видит просвета.
Занавес закрылся. В зале ни звука. Публика была потрясена услышанным. Многие плакали. Потом началось небывалое. Мусоргского вызывали на сцену около 30 раз. Стасов писал, что высокомерно отмалчивался только один человек- родственник царя - великий князь Константин Николаевич. Он и сыну запретил аплодировать. Молчание князя Романова представлялось зловещим. В нём таились мытарства гениальной оперы Мусоргского. Из-за острой политической направленности, смелого реализма и народности музыкального языка официальные круги царской России всячески препятствовали постановке оперы. Лишь спустя 25 лет эта опера получает настоящее признание, становится популярной оперой не только в России, но и во всём мире.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации. Представлена программа по обществознанию для 5-го класса....
18 03 2024 16:15:22
Настоящая программа предназначена для учителей истории, осуществляющих профильную подготовку в кадетских классах казачьей направленности. Ознакомление кадетов с историей казачества является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. Знания об историческом пути казачества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в развивающемся информационном прострaнcтве. ...
17 03 2024 20:12:52
Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
16 03 2024 5:18:22
Проблемно-проектная дискуссия с элементами ролевой игры «Единство — основа независимости российского народа». Основная цель дискуссии — сформировать у учащихся многоплановый образ национальной идеи Российской Федерации. Данное мероприятие способствует воспитанию личности, для которой самыми «престижными» будут такие вечные ценности, как патриотизм, гражданственность, честность и ответственность....
15 03 2024 13:13:39
Все задания, вошедшие в тетрадь, соответствуют программе МОН Республики Казахстана по курсу истории Древнего мира. Повторяется и закрепляется материала в пpaктическом применении знаний. В сборнике предлагаются различные типы заданий: работа с таблицами, схемами и картами, вопросы, тесты, – все это сделает занятия интересными и увлекательными, закрепит знания и расширит кругозор учащихся....
14 03 2024 22:37:50
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
13 03 2024 9:10:12
В работе рассмотрены этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказано, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны....
12 03 2024 4:53:54
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
11 03 2024 9:44:11
Одним из способов усиления интереса к предмету являются внеклассные мероприятия. На конкурс предложен сценарий для учащихся 5-го класса "Восточное путешествие". Он рассчитан на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагает различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
10 03 2024 17:49:47
Впервые в курсе истории Древнего мира учитель проводит повторительно-обобщающий урок. Урок подобного типа важен и для учителя, и для учащихся. Учитель получает возможность выслушать многих учащихся, выявить типичные ошибки, скорректировать дальнейшую работу по их устранению. У ребят есть возможность высказаться, получить хорошие оценки....
09 03 2024 15:25:33
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
08 03 2024 13:27:37
В процессе подготовки к ЕГЭ важно использовать различные формы и способы проверки знаний и умений, необходимо обеспечить систематическое повторение пройденного. На примере данного урока делается попытка показать, каким образом можно организовать работу в 11-м классе при изучении обществознания на профильном уровне....
07 03 2024 23:30:34
Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов. ...
06 03 2024 1:55:31
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
05 03 2024 11:25:54
Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке "Древняя Греция". ...
04 03 2024 20:19:30
Методическая разработка урока поможет учителям истории и обществознания организовать повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по разделу "Социальная структура общества". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания по закреплению и повторению пройденного материала. Задания "Социальная сказка" и "Составьте статусный портрет героя литературного отрывка" направлены на развитие творческих способностей и ориентированы на применение учащимися имеющихся знаний на пpaктике....
03 03 2024 12:22:22
Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....
02 03 2024 2:55:27
Интегрированная историческая игра посвящена XXII-м зимним Олимпийским играм «Сочи-2014». Ученики знакомятся с историей Олимпийских игр и олимпийского движения в России....
01 03 2024 21:15:29
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
29 02 2024 11:50:12
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
28 02 2024 11:13:38
Урок воссоздает картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени. Подводит учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры москвичей, давала толчок к проявлению душевных и личностных качеств. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу, любовь....
27 02 2024 14:37:35
Современный этап развития образования хаpaктеризуется интенсивным поиском нового в теории и пpaктике. Изменился социальный заказ общества по отношению к системе НиСПО: необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению свой деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели....
26 02 2024 4:15:13
Данная методическая разработка была применена в среднеуровневом малонаполняемом классе. Предлагаю как вариант проведения урока. Урок развивает навыки работы с картой, аудирования, работы с первоисточниками, мыслительной активности учащихся....
25 02 2024 5:58:11
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
24 02 2024 17:32:56
Избирательные технологии принято считать явлением, которое зародилось в недалеком прошлом. Действительно, этот термин сравнительно недавнего происхождения. Но само явление столь же древнее, сколь и выборы. В связи с этим интересно проанализировать те приемы и методы, которые использовали на протяжении всей истории России в ходе предвыборной борьбы. Данный курс поможет выявить готовность учащихся к усвоению истории, обществознания на профильном уровне. ...
23 02 2024 3:34:26
Представленный открытый урок несет такое содержание, которое поможет молодому человеку осмыслить значимость подвига Шарифзяна Казанбаева из с. Сараши Бардымского района Пермского края, единственного из Героев Советского Союза, награжденного за спасение полкового знамени....
22 02 2024 5:48:17
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
21 02 2024 23:26:57
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
20 02 2024 16:37:17
Новый материал изучается несколькими способами: составление ответа по плану на основе учебника; обобщение фактов, приведенных в сообщении ученика; работа с историческими документами. Значение и недостатки реформ заносятся в таблицу, на основе которой ученики формулируют свою оценку преобразований....
19 02 2024 12:21:13
Данный урок позволит формировать у учащихся навыки поиска социальной информации; формулирования собственного мнения и позиции; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем. На уроке учащиеся работают в группах с историческими документами, которые хаpaктеризуют органы государственной власти России данного периода. Весь урок посвящается поиску ответа на вопрос «Какие изменения произошли в политическом устройстве России в XVII веке?»....
18 02 2024 22:30:29
Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....
17 02 2024 9:36:56
В материале представлены авторские идеи: использование предметов из жизни, окружающей нас, в историческом контексте; использование метода ранжирования при изучении сложного материала по социальной структуре общества. Методический материал может служить «каркасом-алгоритмом», в рамках которого можно выстроить любой другой исторический материал для повторения. ...
16 02 2024 12:42:25
Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во внеклассной работе по предмету. Способствует формированию толерантного отношения у учащихся, способности адекватно оценивать себя и других людей, овладению социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений. ...
15 02 2024 14:44:45
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
14 02 2024 23:15:52
Урок раскрывает основные причины усиления королевской власти в Европе на примере Англии и Франции. Раскрывает основное понятие абсолютизма. Рекомендуемые учащимся проблемные задания на уроке позволяют развивать историческое мышление, повышать мотивацию к предмету. ...
13 02 2024 1:43:55
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
12 02 2024 11:47:19
Урок проводится в форме конференции. В ходе урока у учащихся формируется представление о создании, структуре и деятельности ООН, а также об основных правах человека, закрепленных Всеобщей Декларацией прав человека, и способах их защиты на мировом уровне, совершенствуются умения работы с документами, развивается гражданственность и правовая культура....
11 02 2024 11:38:26
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
10 02 2024 9:15:44
В центре данного урока - рассмотрение деятельности П.А. Столыпина, которая неоднозначно оценивается в исторической науке. Одновременно с процессом закрепления изученного материала ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса....
09 02 2024 8:56:35
Урок построен в строгой логике развивающего обучения: постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации; решение учебной задачи учащимися по материалам исторических источников, самостоятельное изучение законов с отработкой умений мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать), аргументированно представлять свою точку зрения, делать выводы, работать в группах; рефлексивно-оценочный этап. ...
08 02 2024 12:31:41
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
07 02 2024 18:51:11
При подготовке к уроку класс был разбит на 3 группы, и каждой из них были даны следующие задания: 1. Взять интервью у ветеранов ВОВ (какие есть награды и рассказ о них); 2. Собрать информацию о наградах своих родственников – очевидцев событий; 3. Собрать информацию у родственников о наградах, полученных в тылу. Результаты работы групп были представлены на уроке. В ходе урока ученики работали с исторической картой и документами. Данный урок формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к свой малой Родине, ко всей Отчизне. ...
06 02 2024 8:20:57
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
05 02 2024 7:29:14
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами пpaктической работы (комбинированный урок) из тематического блока «Между мировыми войнами». Акцентировка внимания учеников сделана на истории международных отношений в 20−30-е годы XX века, с учетом рекомендаций активизирует обучение, сделает его более познавательным....
04 02 2024 16:25:59
Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интеpaктивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию "Человек - часть природы"....
03 02 2024 22:44:52
Урок-консультация позволит решить сразу несколько важных задач: отработка умений классифицировать, работа с текстом, схемой, составление плана и т.п....
02 02 2024 10:20:41
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
01 02 2024 5:19:58
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
31 01 2024 2:39:51
На занятии у учащихся воспитывается патриотизм, уважение к истории родины, гражданственность, мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, осознание себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества, способности определять собственные позиции по отношению к явлениям общества....
30 01 2024 1:16:32
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами. Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
29 01 2024 2:35:41
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::