Разработка урока по теме: "Познавая, к взаимопониманию". 10-й класс > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Разработка урока по теме: "Познавая, к взаимопониманию". 10-й класс


    Разработка урока по теме: "Познавая, к взаимопониманию". 10-й класс

Цели урока:

  • Дать учащимся понятие о сравнении, как методе познавательной деятельности, развивать логическое сознание школьников путем ознакомления ребят с элементарными видами сравнения;
  • Развивать у учащихся способность осмысливать сущность общественных явлений и событий посредством отработки умений и навыков сравнительного анализа;
  • Побуждать учащихся к поиску смысла сравнения, выявлению ценности и значимости того лили иного поступка, к выработке собственной позиции по проблеме и пониманию ответственности за свой выбор.
  • Способствовать самореализации личности посредством развития базовых навыков гражданского участия, аналитического и критического мышления, ответственного отношения к социальным и политическим проблемам.

Эпиграф: “Я мыслю, значит я существую” Р. Декарт

План урока:

  1. Что такое сравнение.
  2. Способы и виды сравнения.
  3. Методы сравнения.
  4. Сравнение – знание – понимание.

Ход урока

На доске - записана тема урока, Определение понятия сравнение, таблицы способов и видов сравнения, на столах у учащихся памятки (см. Приложение).

Учитель: Эпиграфом к сегодняшнему уроку является высказывание известного математика и философа Рене Декарта “Я мыслю, значит я существую”

- Какой же смысл вкладывал он в эти слова? Для чего мы должны “мыслить”? Что такое “знание”? Какую роль играют знания в человеческой жизни?

Ответы учащихся на поставленные вопросы сопровождаются комментарием учителя.

Учитель: Не только Декарт, но многие другие философы и поэты говорили о роли знания в жизни человека. На доске вывешиваются изречения знаменитых мудрецов и поэтов.

Лишь тот умен, кто понимает,

Что неучен, что мало знает.

(Абу Шукур)

Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных – опытом, самых невежественных – необходимостью, животных – природой (Цицерон) Знание – только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

(Л.Н. Толстой)

Учитель: Человек не просто воспринимает мир с помощью чувств, он стремится проникнуть и познать суть вещей понятий и явлений общественной жизни. Для этого он осуществляет мыслительную деятельность, которая подразделяется на множество видов.

Взгляните на доску перед вами три вещи: Учитель вывешивает на доске изображение 3-х вещей

Свиток
Книга
Компьютер

Что отличает их друг от друга и что их объединят?

Перед Вами на столах памятка, которая поможет вам дать ответ на поставленный вопрос (Приложение1)

Теперь перед вами три понятия:

Страна
Государство
Общество

В чем здесь вы видите отличия, а в чем сходство? (См. Приложение 2)

И наконец два общественных явления:

Бедность
Безработица

В чем разница между ними и что их объединяет?

/Вместо слов можно использовать картинки, слайда иллюстрирующие вещи понятия, общественные явления./

Итак, какой вид мыслительной деятельности мы сейчас использовали?

Учитель: Действительно вы правы, сейчас мы применили одну из важнейших мыслительных операций – сравнение.

Всю свою жизнь человек сравнивает предметы, вещи, явления природы и общественной жизни, себя самого и других людей. Процесс этот происходит незаметно для нас, так как это естественный процесс мыслительной деятельности. Попробуйте сами дать определение понятию – сравнение. (Вопрос для подсказки: Каковы цели сравнения?)

Современный философский словарь дает следующее определение:

“Сравнение - это вид познания, сутью которого является установление сходства и различия предметов и явлений”

Способы сравнения

Виды сравнения

Возьмем, например общественное явление: “Демократия в России” (Понятие демократия и критерии сравнения см. Приложение 3)

Сравнение с понятием демократия Сравнение Демократии в России и демократической системы в США Сравнение демократии в России с демократическими системами в США, ЮАР, Японии Сравнение становления демократических институтов в России с демократическими институтами других стран с учетом особенностей исторического и общественного развития данных государств и ряда других критериев

/ Учащиеся с помощью учителя проводят один из видов сравнения (эталонный или парный)/

Учитель: Переходя от одного вида сравнения к другому, мы наблюдаем процесс усложнения мыслительных навыков и необходимости более широкого спектра знаний для качественного сравнения.

Вы прекрасно понимаете, что прежде чем сравнивать объекты и явления общественной жизни необходимо выделить один или несколько признаков, по которым будет производиться сравнительный анализ – критерии сравнения.

? Кто будет определять эти критерии?

? Необходимо ли выделение данных критериев?

? Как выделить критерии сравнения?

Безусловно, интересно рассмотреть различные методики сравнения

/Предлагается класс разделить на несколько групп для того, чтобы показать несколько основных методик сравнения. /

Учитель: Я предлагаю вам немного отвлечься от сухих научных терминов и понятий, и попытаться имея определенный багаж знаний и жизненного опыта сравнить ряд явлений политической и общественной жизни двух стран России и США, которые в недавнем прошлом были непримиримыми врагами, а теперь стремятся лучше узнать друг друга и найти точки взаимопонимания для успешного развития.

/Группы получают задания и время на проведение сравнения и подготовку результатов/ См. Приложение 4

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Интервью Метод независимых судей Анкетирование Метод оценки по решающей ситуации
Каков образ политического лидера? Каково отношение общества к армии? Каковы жизненные цели старшеклассников? Насколько развита правовая культура в нашей стране ?
Двое учащихся получают опережающее задание познакомиться с биографией лидеров России и США.

Остальные корреспонденты задача которых выяснить в каждой стране каков образ политического лидера, что в нем общего а что отлично? (Для этого они готовят по 3-5 вопросов каждому президенту; проводят интервью задавая эти вопросы получают ответы.

Один из учащихся подводит итог сравнения.

Учащиеся представляют себя в роли независимых экспертов. Каждый из них изучает одинаковый набор событий явлений оценок (написанных на заранее подготовленных листах), и дает свою оценку данной проблемы. Один из учащихся подводит итог сравнения. Учащиеся заранее проводят анкетирование среди своих сверстников по составленной анкете и сравнивают их с цифровыми результатами анкетирования школьников в США, делают вывод. Учащиеся получают набор ситуаций с предполагаемыми методами действия. Отвечают на них и получают определенный результат, который затем сравнивают с парным или эталонным и делают вывод.
       
ОТВЕТ Н А ОСНОВНОЙ ВОПРОС

Учитель: Вы видите что, проведя сравнение, мы пришли к определенным итогам. Нам уже известно, что каково отношение общества к армии, что же мы вкладываем в понятие гражданский долг, каковы наши жизненные ценности. Но возникает следующий вопрос: почему так немного общего в жизни наших обществ. И ответ на этот вопрос можно было бы обсуждать еще не один урок, не один день, не один месяц. Для ответа на него необходимо провести комплексное аналитическое сравнение, которое требует определенного уровня подготовки.

Что же потребовалось нам для проведения ряда сравнительных анализов? Какие личные качества были нам необходимы?

У вас на столах карточки с названием того, что необходимо человеку для использования в рамках мыслительной деятельности метода сравнения. Попытайтесь прийти к единому мнению, обсудив в своих группах, и выстроить эти качества по важности в порядке убывания.

Память   Язык   Свобода   Совесть  
  Мораль   Знания   Хаpaктер   Другие мнения

Затем одни представитель от группы выходит к доске, где размещает свои карточки в определенном порядке и приводит ряд доводов для обоснования позиции данной группы.

Учитель проводит краткий анализ работы групп, выявляя общее и особенное в позиции групп.

Подводя итог уроку, учащимся предлагается небольшая анкета. (См. Приложение 5)

/Ответы на вопросы анкеты помогут определить достигли ли вы целей урока и помогут учащимся самостоятельно сделать вывод/

Возможен другой вариант:

Учитель задает ключевой вопрос:

Что же дает нам само сравнение, метод сравнения?

(Возможные варианты ответа: новые знания, новый опыт, развитие мыслительных способностей, развитие личности и т.д. и т.п.)

Комментарии ответов детей и вывод урока:

Безусловно, что, сравнивая те или иные явления общественной жизни, мы приобретаем новые знания, которые помогают нам лучше понять окружающую нас действительность. Понять то, что человеческое сообщество развивается по единым законам, в общем культурном прострaнcтве. И что мы должны идти Путем Понимания. Ведь это первый шаг к познанию законов общественного развития и осознанию нашей роли и нашего места в окружающем мире.

В процессе урока необходимо создать доверительную спокойную обстановку, так, чтобы каждый ученик “захотел” принять участие в обсуждаемых проблемах.

Список использованной литературы.

  1. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под ред. С.Шехтера и Н. Воскресенской. М.: ЗАО “Учительская газета”, 1998;
  2. Гуревич П.С. Философский словарь М., 1997;
  3. Гутников А.Б., Пронькин В.Н., Элиасберг Н.И. Живое право. Занимательная энциклопедия пpaктического права: книга для преподавателя. - СПб.,2001;
  4. Джери Дэвид, Джери Джулия Большой толковы социологический словарь. В2т. М., 1999;
  5. Задания и тесты по обществознанию /Аверьянов Ю.И. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и др/.- М., Школа –Пресс, 2000;
  6. Социология молодежи сб. ст. под ред. В.Т. Лисовского. – М., 2001;


Урок истории или предмета "Мир вокруг нас" по теме "Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси"


    Урок истории или предмета "Мир вокруг нас" по теме "Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси"

      Целью данного занятия является формирование представления о Древней Руси, о русских князьях; развитие устной монологической речи; воспитание любви к Родине и пробуждение интереса к истории как науки....

26 03 2023 9:57:50

М.В. Ломоносов – великий человек России


    М.В. Ломоносов – великий человек России

      Урок истории в 10-м классе (2 часа) через изучение различных источников информации способствует формированию у школьников целостного представления о личности Ломоносова, призван помочь задуматься над вечными философскими вопросами....

25 03 2023 14:25:33

Урок по истории Древнего мира по теме «Персидская держава "царя царей"»


    Урок по истории Древнего мира по теме «Персидская держава "царя царей"»

      Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом. Урок начинается с показа учащимися на карте государств, расположенных в Западной Азии. Учитель зачитывает описание персов, написанное Геродотом, а ученики формулируют тему урока «Персидская держава «царя царей». Далее составляются вопросы к теме урока. Учитель предлагает составить вопросы по изучаемой теме и самый интересный выбрать на домашнее задание....

24 03 2023 22:54:59

Гражданская война: красные. 9-й класс


    Гражданская война: красные. 9-й класс

      Урок подводит учащихся к пониманию причин победы красных в Гражданской войне. Учащиеся усваивают понятия "военный коммунизм", продразверстка", "красный террор"....

23 03 2023 20:46:17

Познавательные задания на уроках истории для 6–7-х классов "Друзья Шерлока Холмса"


    Познавательные задания на уроках истории для 6–7-х классов "Друзья Шерлока Холмса"

      Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....

22 03 2023 8:16:41

Конституция Республики Коми


    Конституция Республики Коми

      В программе по обществознанию в 6-м классе есть особая тема – это «Конституция России» и «Конституция Республики Коми». На уроке идет ознакомление детей с основным законом страны – Конституцией, с государственными символами РК. Чтение текста гимна (перевод с коми языка, прослушивание на коми языке). Одна из главных целей – это воспитание любви и уважения к родине (малой родине), ее законам, формирование представлений о правах и обязанностях граждан страны, в том числе детей....

21 03 2023 10:43:55

Возвращенные имена. Истории политических репрессий в 30 годы XX века в Тверском крае


    Возвращенные имена. Истории политических репрессий в 30 годы XX века в Тверском крае

      Урок расширяет знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала. Показывает пагубность тоталитарных режимов, культа личности. Содействовует пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства. ...

20 03 2023 4:24:40

Элективный курс "История города Альметьевска: связь времён"


    Элективный курс "История города Альметьевска: связь времён"

      Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....

19 03 2023 3:29:45

Зачем нужны выборы. Урок по избирательному праву для 10–11-х классов


    Зачем нужны выборы. Урок по избирательному праву для 10–11-х классов

      Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....

18 03 2023 6:34:21

Глобальные проблемы современности


    Глобальные проблемы современности

      В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями. ...

17 03 2023 7:34:25

"Именем Святой Екатерины нареченные"


    "Именем Святой Екатерины нареченные"

      Урок гражданственности и патриотизма, проводившийся в школах Краснодарского края в православный день святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к 215-й годовщине основания города Екатеринодара - Краснодара. Работа представляет собой подробную методическую разработку урока, проводившегося автором в МОУ СОШ № 65 г. Краснодара. ...

16 03 2023 20:23:10

Урок-игра "Государственные символы России"


    Урок-игра "Государственные символы России"

      Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....

15 03 2023 6:21:21

История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе


    История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе

      В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...

14 03 2023 15:47:53

План-конспект урока по истории Древнего мира в 5-м классе


    План-конспект урока по истории Древнего мира в 5-м классе

      Урок по истории Древнего мира для 5-х классов с использованием мультимедийной презентации и элементов развивающего обучения. ...

13 03 2023 10:49:25

Толерантность – путь к миру


    Толерантность – путь к миру

      Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....

12 03 2023 10:26:50

Урок по теме «Владимир Святой. Крещение Руси»


    Урок по теме «Владимир Святой. Крещение Руси»

      На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....

11 03 2023 19:57:55

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"


    Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

      Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

10 03 2023 16:33:18

Государственная символика Российской Федерации


    Государственная символика Российской Федерации

      В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....

09 03 2023 17:49:40

Урок в 6-м классе по истории Средних веков "Средневековое общество. Феодалы и крестьяне"


    Урок в 6-м классе по истории Средних веков "Средневековое общество. Феодалы и крестьяне"

      На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....

08 03 2023 22:40:11

Урок обществознания в 7-м классе по теме "Развитие навыков межличностного общения"


    Урок обществознания в 7-м классе по теме "Развитие навыков межличностного общения"

      Данный урок проводится в курсе обществознания 6–11-х классов по теме "Общение". На этом уроке применяются психологические приемы, поэтому его можно использовать в работе психологической службы школы, при социальной работе с подростками. Если мероприятие проводится в виде урока открытого, класс небольшой по численности, то возможно участие присутствующих учителей....

07 03 2023 2:18:35

Электронное обучающее средство "Из истории государственных символов России"


    Электронное обучающее средство "Из истории государственных символов России"

      Вашему вниманию предлагается электронное обучающее средство, выполненное в формате презентация по курсу "Государственные символы России". Курс рассчитан на 17 часов и может быть использован как элективный курс, факультатив, спецкурс....

06 03 2023 10:55:36

"Да будет мерой чести Ленинград", 11-й класс


    "Да будет мерой чести Ленинград", 11-й класс

      Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....

05 03 2023 7:56:56

Формирование познавательной активности и мыслительной самостоятельности обучающихся на уроках истории (из опыта работы)


    Формирование познавательной активности и мыслительной самостоятельности обучающихся на уроках истории (из опыта работы)

      В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....

04 03 2023 5:42:36

Ребусы к урокам истории


    Ребусы к урокам истории

      Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....

03 03 2023 2:11:12

"Древнегреческий театр". Интегрированный урок (история + ИЗО) в 5-м классе


    "Древнегреческий театр". Интегрированный урок (история + ИЗО) в 5-м классе

      Представлен интегрированный урок в блоке тем по культуре Древней Греции. Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, изготавливают театральные маски, играют отрывки из комедий и трагедий античных авторов. ...

02 03 2023 18:22:20

Декабристы на Сенатской


    Декабристы на Сенатской

      Урок состоит из двух частей: анализ программных документов декабристов, составление сравнительной таблицы и "погружение" в события 14 декабря 1825 г. Предлагаются разноуровневые домашние задания. Прилагаются портреты декабристов в виде мультимедийной презентации. ...

01 03 2023 5:44:24

Урок по обществознанию "Политическая система общества"


    Урок по обществознанию "Политическая система общества"

      Урок разработан в логике компетентностного подхода с использованием технологии критического мышления. Его суть заключается в разработке обучающимися аналитических моделей политической системы общества, ее функций путем анализа и структурирования текстового материала учебного пособия и документа. В проекте урока выделены стадии ТРКМ: вызов, осмысление, рефлексия, функции каждой стадии, приемы и методы, роль учителя, формы познавательной деятельности обучающихся, формируемые компетенции....

28 02 2023 11:13:34

Урок истории "От хрущевской оттепели до брежневского застоя"


    Урок истории "От хрущевской оттепели до брежневского застоя"

      Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....

27 02 2023 19:12:38

Разработка урока на тему "Правоспособность и дееспособность российского гражданина"


    Разработка урока на тему "Правоспособность и дееспособность российского гражданина"

      Все этапы построения урока (мотивация, целеполагание, повторение опopных знаний, приобщение учащихся к получению новых знаний, обеспечение их осознанности и прочности, контроль эффективности обучения и указания по разноуровневому домашнему заданию) психологически оправданы, обеспечивают необходимые условия для продуктивного учебного труда....

26 02 2023 17:33:21

Учебно-методическое пособие по истории “Подготовка к олимпиадам”


    Учебно-методическое пособие по истории “Подготовка к олимпиадам”

      Данное пособие содержит советы и рекомендации для подготовки к любому виду исторических состязаний, проводящихся в школе, колледже, городе, округе....

25 02 2023 0:10:16

Зачем нужны выборы. Урок по избирательному праву для 10–11-х классов


    Зачем нужны выборы. Урок по избирательному праву для 10–11-х классов

      Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....

24 02 2023 2:24:17

Истинный и ложный патриотизм


    Истинный и ложный патриотизм

      Автор на уроке использует активные и интеpaктивные методы, подводит учащихся к пониманию различий между истинным и ложным патриотизмом, стимулирует у детей активную гражданскую позицию....

23 02 2023 21:11:45

Проект урока по истории Отечества в 6-м классе "Древнерусское хозяйство"


    Проект урока по истории Отечества в 6-м классе "Древнерусское хозяйство"

      Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....

22 02 2023 6:34:44

Интеллектуальная игра "Шире круг"


    Интеллектуальная игра "Шире круг"

      Данное мероприятие позволяет подвести итог работы учащихся, показать, что узнали, чему научились. В подготовке интеллектуальной игры принимали участие учащиеся 7-го класса, родители, что способствует коллективной творческой деятельности. ...

21 02 2023 15:30:43

"Своя игра". Методическая разработка повторительно-обобщающего урока-игры по предмету «Обществознание»


    "Своя игра". Методическая разработка повторительно-обобщающего урока-игры по предмету «Обществознание»

      Цель урока: пробудить интерес к изучаемому предмету; самореализация обучающихся: проявление личностных свойств; социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм общения....

20 02 2023 20:35:44

Авторская программа по правоведению "Мы в мире прав!"


    Авторская программа по правоведению "Мы в мире прав!"

      Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....

19 02 2023 18:58:49

Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации


    Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации

      К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....

18 02 2023 8:33:49

Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия


    Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия

      На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...

17 02 2023 6:43:31

Урок "Восстание декабристов"


    Урок "Восстание декабристов"

      Урок-презентация посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся знакомятся с первыми организациями декабристов, с их программами и ролью декабристов на Кубани. ...

16 02 2023 19:31:20

Литературно-музыкальная композиция "Дум высокое стремленье" (памяти декабристов)


    Литературно-музыкальная композиция "Дум высокое стремленье" (памяти декабристов)

      Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....

15 02 2023 8:15:22

Урок в 5-м классе с использованием опopного конспекта "Древнегреческий полис"


    Урок в 5-м классе с использованием опopного конспекта "Древнегреческий полис"

      Урок для 5-го класса подготовлен по учебнику С.В. Колпакова "История Древнего мира. 5-й класс". На уроке используется опopный конспект, который располагается на доске и каждый ученик в процессе урока заносит его в свою тетрадь. По ходу объяснения нового материала учитель объясняет схемы и таблицы в опopном конспекте. Параллельно с опopным конспектом заполняется словарь терминов. Дома учащиеся используют вопросы для самопроверки....

14 02 2023 3:30:32

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Жизнь первобытных людей"


    Повторительно-обобщающий урок по теме: "Жизнь первобытных людей"

      Цели урока: закрепить и обобщить полученные знания детей об истории и культуре первобытного общества; закрепить умения и навыки работы с исторической картой, атласом и дополнительной литературой; привить учащимся любовь к художественной литературе; привить учащимся уважение к древнему человеку; воспитать чувства сопричастности к истокам развития цивилизации. ...

13 02 2023 20:55:18

Учебно-познавательная игра "Брейн-ринг" для 11-го класса. Тема: "Великая Отечественная война (1941‒19145 гг.). Это нужно живым"


    Учебно-познавательная игра "Брейн-ринг" для 11-го класса. Тема: "Великая Отечественная война (1941‒19145 гг.). Это нужно живым"

      Игра проводится как обобщающий урок по теме или внеклассное мероприятие. Систематизирует, обобщает и закрепляет знания учащихся; формирует историческое мышление, рассматривает события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определяет собственное отношение к проблемам прошлого, учит сравнивать, анализировать, оценивать исторические события; воспитывает гордость за свой народ и его историю....

12 02 2023 2:50:42

Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании информационно-коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и права


    Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании информационно-коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и права

      Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках....

11 02 2023 17:59:15

Методические рекомендации по выполнению задания С8 Единого государственного экзамена по обществознанию


    Методические рекомендации по выполнению задания С8 Единого государственного экзамена по обществознанию

      В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....

10 02 2023 23:47:31

Реформа Петра I


    Реформа Петра I

      Урок для 7-го класса по истории России на тему "Реформы Петра I" строится по традиционной схеме урока-презентации с игровым моментом. Его особенностью является диалог учеников и учителя, основанный на вопросах и заданиях по предложенным историческим документам, схемам и таблицам....

09 02 2023 21:17:37

Урок по истории России "Восточные славяне и их соседи". 6-й класс


    Урок по истории России "Восточные славяне и их соседи". 6-й класс

      Урок несет в себе воспитательный потенциал, так как на первый план выходят личностные результаты изучения темы: испытания чувства гордости за свою Родину, умение определять и высказывать свое мнение, умение слушать, оценивать ответы одноклассников. Урок построен в соответствии с требованиями нового ФГОС. Цель урока: показать взаимосвязь восточных славян с их соседями, раскрыть сущность образа жизни и религиозных верований....

08 02 2023 5:28:23

Урок истории. Тема: "Владимир Святославович: от язычества к христианству". 6-й класс


    Урок истории. Тема: "Владимир Святославович: от язычества к христианству". 6-й класс

      Цель урока: сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны; развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы....

07 02 2023 22:54:18

Интеллектуальная игра "Древний Восток"


    Интеллектуальная игра "Древний Восток"

      Сценарий игры построен на основе известной телевикторины «Своя игра». Возможность выбора посильного задания создаёт на уроке «ситуацию успеха» для каждого пятиклассника. ...

06 02 2023 11:17:33

Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс


    Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс

      Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....

05 02 2023 2:12:30

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

"Семилетняя война"

Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают.