Разработка урока "Движение и выступление декабристов" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Разработка урока "Движение и выступление декабристов"


    Разработка урока "Движение и выступление декабристов"

Цели

  • Систематизировано, наглядно представить учащимся путь развития движения декабристов, четко сформулировать основные их идеи, программные документы, раскрыть гражданский подвиг декабристов и причины, побудившие подняться на восстание;
  • Вывести фактические знания учащихся на уровень причинно-следственных связей, обобщений, выводов
  • Способствовать воспитанию у учащихся чувства национальной гордости за лучших сынов Отечества.

Оборудование:

  • учебник “История России XIX века” П.Н. Зырянов;
  • документы;
  • портреты декабристов, картина “Восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади”, выставка книг о декабристах, рефераты и доклады учащихся, презентация “Движение декабристов” (Приложение).

Эпиграфы:

“Отчизне посвятим души прекрасные порывы”.   (А.С.Пушкин)

“Это какие-то богатыри, кованые воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия”. (А.И.Герцен)

Элемент театрализации:

Выступления от первых лиц-декабристов говорят заранее подготовленные юноши, которые отличаются от всех остальных внешним видом: в цилиндрах, сделанных из бумаги, на белых рубашках повязаны черные банты.

Основные понятия:

  • Династический кризис
  • Диктатор восстания
  • Присяга
  • Манифест
  • Междуцарствие

Основные даты:

14 декабря 1825 года – восстание на Сенатской площади

План урока:

  1. Причины движения декабристов
  2. Организации дворянских революционеров
  3. Восстание декабристов, причины его поражения

I. Оргмомент

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.

Тема нашего урока “Движение и выступление декабристов”.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А.С.Пушкина “Отчизне посвятим души прекрасные порывы” и А.И.Герцена ““Это какие-то богатыри, кованые воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия”.

Откройте тетради и запишите тему урока и один из эпиграфов, на ваш выбор.

Наш урок сегодня несколько необычен, это урок – исторический экскурс, на котором будет присутствовать элемент театрализации, от лица декабристов выступят учащиеся класса.

На доске написан план нашего урока (читает), запишите его в тетрадь.

В ходе урока мы будем решать следующие задачи:

  • проследить путь развития движения декабристов
  • сформулировать основные их идеи, программные документы
  • раскрыть гражданский подвиг декабристов и причины, побудившие подняться на восстание

Учащиеся: Записывают тему, план урока и один из эпиграфов в тетрадь

I. Причины движения декабристов

Учитель: Работать с вами мы будем по группам и начнем с работы с документами, которые лежат у вас на столах. Прочитайте отмеченные красной пастой документы и выделите в них причины движения декабристов.

Класс разбивается на 3 группы, каждая из которых получает набор документов для анализа и выводов

Учитель: Записывает кратко на доске причины, называемые учащимися

Учащиеся: Записывают причины в тетради

II. Организации дворянских революционеров

Учитель: Брожение в обществе, постоянные ожидания реформ затронули в России первой четверти XIX века широкие слои населения. Но с особой остротой они отразились на просвещенной, молодой, а потому наиболее решительной части российского офицерства. Многие из офицеров прошли великое испытание Отечественной войной 1812 года, победителями вступили в Париж. Большинство из них воспитывалось на идеях французских просветителей. Они с восторгом принимали Великую французскую революцию, свято поклонялись лозунгу “Свобода, Равенство, Братство”. Их взгляды во многом совпадали с настроениями молодого царя Александра I. Они с энтузиазмом встречали каждый конституционный шаг императора и с негодованием осуждали проявление реакционных черт российской жизни в послевоенные годы. Они мечтали о свободной, сильной, просвещенной России, о сокрушении феодально-крепостнической системы и неограниченного самодержавия. Свято верили в законность и справедливость. Верили в свои молодые силы и во имя родины готовы были принести любые жертвы.

Итак, мы обозначили как внутренние, так и внешние причины движения декабристов.

Свое развитие движение декабристов получило задолго до восстания на Сенатской площади.

Начиная с 1814 по 1815 годы существовали легальные объединения, называемые Артели, их основной деятельностью было обсуждение проблем России.

С 1816 по январь 1818 года дворяне-офицеры объединяются в организацию “Союз спасения”, он уже становится полулегальным и целью их является ликвидация крепостного права и самодержавия, введение Конституции, своим методом они избирают заговор.

С января 1818 года по март 1821 происходит преобразование организации “Союз спасения” в “Союз благоденствия”, он по-прежнему полулегальный, но теперь основной целью является подготовка общественного мнения, члeны его ведут активную просветительскую работу и занимаются благотворительностью. Основным же методом они видят революцию.

С марта 1821 по 1825 год существует два тайных общества “Южное” и “Северное”, программными документами которых являются “Конституция” и “Русская правда”, но они уже избирают метод военной революции.

“Южное общество” было создано на Украине, возглавил его Павел Пестель, программным документом являлась “Русская правда”, от лица этого декабриста выступит ______________________.

Учитель: Программа Пестеля отличалась тем, что в ней отводилась большая роль государству и ограничению личных свобод: запрещались политические партии и все религии, кроме христианской. Собственность могла быть отнята государством. По мнению Пестеля, после переворота вводилась диктатура на 10-15 лет.

“Северное общество” было создано в Петербурге, и возглавил его Никита Муравьев, программным документом являлась “Конституция”

От лица Никиты Муравьева выступит __________________________.

Учитель: Давайте рассмотрим и сравним государственное устройство России по представлению этих двух революционных организаций.

III. Восстание декабристов, причины его поражения

Учитель: Восстание было неизбежно, к тому же в России сложилась непростая ситуация с властью. Давайте вспомним некоторые факты.

Беседа:

  • Когда умер Александр I? (19 ноября 1825 г.) (с.47 учебника)
  • В чем загадка его cмepти?
  • Объясните понятие “междуцарствие”?
  • Почему сложилась такая ситуация?
  • Почему декабристы выбрали для восстания день 14 декабря 1825 года?

Учитель: Давайте предоставим слово _____________________________ от лица декабриста Николая Бестужева.

Ученик: Н.Бестужев: (выступление ученика в роли декабриста)

Учитель: Часть готовых к выступлению войск под комaндованием А.И.Якубовича должна была еще затемно захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью. Рылеев настаивал на физическом уничтожении царя, чтобы внести смятение в ряды его сторонников и тем самым обеспечить успех декабристам. Каховский намеревался проникнуть в Зимний дворец и убить Николая.

Однако от цареубийства пришлось отказаться. Планировался также захват Петропавловской крепости. Декабристы накануне восстания и спустя много лет считали, что успешный исход восстания был вполне вероятен

Жертвовать всем, даже жизнью, для блага Отечества было влечением сердца каждого из декабристов. А что же царское правительство? Сам царь?

Ученик: Выступление ученика от лица Николая I.

Учитель: Намеченный план осуществить не удалось. Утром 14 декабря Булатов, Каховский и Якубович отказались от своих действий. Декабристам удалось повести за собой только 3 тысячи солдат лейб-гвардии Московского, лейб-гвардии Гренадерского полков и гвардейского морского экипажа. Они собрались на Сенатской площади только к 11 часам. Диктатор Трубецкой не явился на площадь, что дезорганизовало восставших.

Императору Николаю I удалось удержать большую часть гарнизона и подтянуть к площади 12 тысяч солдат с артиллерией. Губернатор Петербурга Милорадович пытался уговорить солдат разойтись, но был убит Каховским. Вот как описывается это в документе:

Ученик читает: “Один из члeнов тайного общества князь Оболенский, видя, что такая речь может подействовать, выйдя из каре, убеждал графа отъехать прочь, иначе угрожал опасностью. Заметя, что граф не обращает на него внимания, он нанес ему штыком легкую рану в бок. В это время граф сделал вольт-фас (крутой поворот на коне лицом к противнику), а Каховский выпустил в него из пистолета роковую пулю… Когда у казармы сняли его с лошади и внесли в квартиру, он имел последнее утешение прочитать собственноручную записку нового своего государя с изъявлением сожаления – в 4-ом часу его уже не существовало”.

Учитель: Каховский в тюрьме горько сожалел о своем выстреле, а декабрист Трубецкой вспоминал о Милорадовиче как о славном полководце. Не будучи трусом, сам Трубецкой впервые в жизни смалодушничал, что послужило одной из причин провала своего дела. Отсутствие крепкого и грамотного руководства внесло растерянность и дезорганизацию в ряды восставших. Послушаем воспоминания еще одного декабриста Розена Андрея Евгеньевича…

Ученица читает: “ Всего на площади в рядах восстания больше 2000 солдат. Это сила в руках одного начальника, в виду собравшегося тысячами вокруг народа, готового содействовать, могла бы все решить, и тем легче, что при наступательном действии много батальонов пристали бы к возмутившимся, которые при 10-градусном морозе, выпадавшем снеге с восточным резким ветром, в одних мундирах ограничивались только неумолкаемыми возгласами “ура!”

Учитель: Николай I выставил против мятежников верные ему войска: 9 тысяч пехотинцев, 3-х-тысячную кавалерию, артиллеристов. Восставшие солдаты, голодные и замерзшие, пассивно ждали, окруженные со всех сторон правительственными частями.

Император приказал кавалерии атаковать бунтовщиков. Пушки зарядили картечью.

На площади после выстрелов остались убитые и раненые, и военные, и гражданские. Убитых было около 1300 человек (из них 903 – “чернь”). Остальные начали отходить: одни – по Галерной улице, другие по замерзшей Неве. Снаряды взрывали ледяной покров реки, многие тонули. К ночи восстание было разгромлено. Декабристы потерпели поражение. Николай I укрепился в Зимнем дворце, защищенном войсками и несколькими орудийными батареями.

Работа с учебником:

Откройте вкладыши учебника с картами 5,6 и внимательно рассмотрите схемы выступления декабристов на Сенатской площади в С-Петербурге.

Учитель: На юге еще до восстания в Петербурге по доносу был арестован Пестель. Узнав о поражении восстания, руководители Южного общества С.Муравьев-Апостол и М.Бестужев-Рюмин опытались поднять войска 2-ой армии. Однако им удалось повести за собой только один Черниговский полк. С 29 декабря 1825 года полк двигался по Киевской губернии, пытаясь увлечь за собой другие части, но безуспешно. 3 января 1826 года он был настигнут карательным отрядом и разгромлен.

Николай лично вел следствие и суд над декабристами. Всего было арестовано 579 человек, но многие были оправданы еще на следствии. Виновными признали 289, из которых 121 предали суду.

Манифест от 1 июня 1826 года учредил Верховный уголовный суд из трех “государственных сословий”: представителей государственного совета, Сената и Синода. Суд разделил всех арестованных на 11 разрядов по степени виновности.

Пятерых самых опасных преступников – Павла Пестеля, Кондратия Рылеева, Сергея Муравьева-Апостола, Михаила Бестужева-Рюмина и Петра Каховского – приговорили к мучительной cмepтной казни – четвертованием. Николай I указом от 10 июля 1826 года смягчил приговор почти всем разрядам. Пятерым четвертование заменил на повешение. Приговор привели в исполнение 13 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости. У каждого осужденного на гpyди висела доска с надписью “Цареубийца”.

На разные сроки кат opги осудили 100 обвиняемых; 9 офицеров были разжалованы в рядовые. Будущих каторжан выстроили во дворе крепости, лишили дворянства и чинов, сожгли в кострах сорванные с них мундиры, сломали на их головами шпаги. Такой же процедуре подвергли моряков на флагманском корабле в Кронштадте, их эполеты и мундиры бросили за борт.

Тяжелая участь ждала и других осужденных, но на самое бесчеловечное наказание обрекли солдат: 178 человек прогнали через тысячный строй со шпицрутенами от 1 до 12 раз, многих избили палками и розгами. Немалое число солдат попало в действующую армию на Кавказ.

В июне 1826 года осужденных начали отправлять на каторгу в Сибирь. Один день надежды был опечален десятилетиями страданий.

Декабристы в Сибири. Какими юными они уезжали в Сибирь! Те немногие, кому суждено было вернуться, возвращались в Россию седыми стариками.

Учащиеся: Сообщения о декабристах в Бурятии

Учитель: Говоря о декабристах, нельзя не вспомнить о гражданском подвиге их жен, которые последовали за ними в Сибирь, на каторгу, в ссылку. Давайте обратимся к воспоминаниям некоторых из них.

Ученицы:

  • в роли Волконской М.Н
  • в роли Трубецкой Е.И.

IV. Обобщение и закрепление

Учитель: В этом году 14 декабря исполняется ровно180 лет со дня выступления декабристов на Сенатской площади.

Это были красивые молодые люди, хорошо образованные, с блестящей карьерой военной и статской службы. У них, казалось, было всё: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в аристократическом свете. Что еще нужно для счастливого будущего?

Вопрос: И все-таки что же их побудило выступить против своего же сословия?

В чем вы видите основную причину поражения восстания декабристов?

Учитель: В конце нашего путешествия я хочу обратиться к импровизированным декабристам с вопросом:

“Каково, на ваш взгляд, историческое значение движения декабристов?”

V. Итоги. Оценки

Д/З параграф 5, вопросы 3,4 или эссе “Шансы декабристов на победу”


Интегрированный урок в 11-м классе "Кровью сердца окропленные строки…"


    Интегрированный урок в 11-м классе "Кровью сердца окропленные строки…"

      Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком....

15 08 2022 21:20:56

Историческое краеведение – важнейший компонент гуманитарного образования


    Историческое краеведение – важнейший компонент гуманитарного образования

      Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. ...

14 08 2022 14:34:10

Правление Николая I: период кризиса и реакции или консервативной модернизации?


    Правление Николая I: период кризиса и реакции или консервативной модернизации?

      Урок проводится в виде объяснения нового материала, включающего в себя подготовку и защиту групповых проектов по темам, заданным учителем. Выступления учащихся иллюстрируются презентацией в программе PowerPoint. Во время всего урока класс заполняет таблицы-рецензии, конспектируя и оценивая выступления групп....

13 08 2022 16:37:56

Многонациональная викторина


    Многонациональная викторина

      «Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....

12 08 2022 17:24:26

Подвиг Жанны д'Арк. 6-й класс


    Подвиг Жанны д'Арк. 6-й класс

      Урок в 6-м классе призван сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д'Арк, охаpaктеризовать этапы Столетней войны, выявить место, роль Жанны в войне, отношение к ней разных слоев населения, причины предательства, а затем возвышения королем до национальной героини, определить свое отношение к проблеме героизма....

11 08 2022 15:23:22

Открытый урок по истории по теме "Предпосылки образования Древнерусского государства"


    Открытый урок по истории по теме "Предпосылки образования Древнерусского государства"

      Урок по истории России разработан для учащихся 10-го класса. Учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников....

10 08 2022 2:23:50

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

09 08 2022 20:32:59

Культура Древнего Египта


    Культура Древнего Египта

      Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....

08 08 2022 18:54:23

Урок-презентация "Возвышение Москвы". 10-й класс


    Урок-презентация "Возвышение Москвы". 10-й класс

      Объяснение нового материала на данном уроке сопровождается мультимедийной презентацией, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. В ходе урока учащиеся определят причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель. ...

07 08 2022 13:14:12

Сценарий открытого урока, посвященного 70-летию Великой Победы


    Сценарий открытого урока, посвященного 70-летию Великой Победы

      Методическая разработка направлена на содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным праздникам России....

06 08 2022 15:44:17

Открытый урок-игра по теме "Внешняя политика Александра II"


    Открытый урок-игра по теме "Внешняя политика Александра II"

      Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....

05 08 2022 9:50:10

Великие географические открытия


    Великие географические открытия

      Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....

04 08 2022 5:37:40

Урок-исследование по истории России в 8-м классе.


    Урок-исследование по истории России в 8-м классе.

      Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....

03 08 2022 5:42:52

Урок по истории "Крымская война 1853 – 1856 гг."


    Урок по истории "Крымская война 1853 – 1856 гг."

      Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....

02 08 2022 21:24:15

Авторская разработка урока "Расцвет Древнерусского государства". 6-й класс


    Авторская разработка урока "Расцвет Древнерусского государства". 6-й класс

      На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся научатся видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; усовершенствуют навыки работы в группе....

01 08 2022 13:13:37

История России XVII век. Экскурсия по Томску. Основание и современность


    История России XVII век. Экскурсия по Томску. Основание и современность

      Работа расширяет круг представлений о родном городе, дает о нем некоторые исторические сведения. Живя в городе Томске, мы привыкаем видеть вокруг себя величественные здания и дома, причудливые памятники и живописные ландшафты; мы не задумываемся: кто и когда создал эти шедевры, а кто жил и ходил по этим улицам несколько десятилетий и веков назад, по какой причине был образован город именно на этом месте? На одни вопросы можно узнать ответы из презентации, а на другие - найти самостоятельно....

31 07 2022 22:15:17

Урок по истории на тему "Судьба декабристов". 8-й класс


    Урок по истории на тему "Судьба декабристов". 8-й класс

      Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....

30 07 2022 16:58:24

Открытый урок истории на тему "Культура России первой половины XIX века"


    Открытый урок истории на тему "Культура России первой половины XIX века"

      Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....

29 07 2022 11:35:26

Урок истории, интегрированный с литературой, на тему "Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии 1813 – 1814 гг."


    Урок истории, интегрированный с литературой, на тему "Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии 1813 – 1814 гг."

      Раскрывая проблему предлагаемого урока, следует помнить, что данный урок как по форме, так и по отбору содержания материала имеет свою вариативность. Не следует перегружать урок датами, терминами и т.п., главное - поднять мopaльный дух учеников, развить чувство гордости за свою Родину, пробудить патриотизм....

28 07 2022 2:59:53

Комбинированный урок по истории и обществознанию на тему «Теория цивилизаций»


    Комбинированный урок по истории и обществознанию на тему «Теория цивилизаций»

      Данный урок истории ставит своей задачей закрепление полученных знаний; формулирование понятия «цивилизация»; выделение основных признаков и этапов цивилизации. ...

27 07 2022 6:42:48

Урок-презентация "Афинская демократия при Перикле"


    Урок-презентация "Афинская демократия при Перикле"

      На уроке учащиеся узнают об античной демократии, а также совершенствуют свои навыки работы с текстом учебника и историческими документами. ...

26 07 2022 15:53:53

Урок, посвященный 70-летию Ясско-Кишиневской операции


    Урок, посвященный 70-летию Ясско-Кишиневской операции

      В связи со сложностью преподавания тем, связанных с военными событиями, урок строился на краеведческом материале, что приближает занятие к сознанию учащихся, повысить их заинтересованность в обучении, вовлекает в поисково-исследовательскую работу по истории освобождения города....

25 07 2022 13:42:13

Урок-презентация по истории в 5-м классе по теме "Обобщающее повторение по Древнему Китаю"


    Урок-презентация по истории в 5-м классе по теме "Обобщающее повторение по Древнему Китаю"

      Урок строится по традиционной схеме урока-презентации и проводится для обобщения материала по теме "Древний Восток", формирования основных навыков и умений, углубления сведений по истории Древнего Китая. Различные виды заданий и формы работы позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету история. ...

24 07 2022 23:17:16

Приемы работы с исторической картой на уроке истории в начальном и среднем звене


    Приемы работы с исторической картой на уроке истории в начальном и среднем звене

      Неумение работать с информацией является одной из проблем российских школьников. Историческая и контурная карты могут научить учащихся работать с информацией и сделать возможным обучение на продуктивном уровне. Отработка алгоритма работы с контурной картой является первым шагом на пути к освоению предметного навыка....

23 07 2022 13:13:24

Метод проектов на уроках истории и во внеклассной деятельности


    Метод проектов на уроках истории и во внеклассной деятельности

      Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в пpaктическую и научно-исследовательскую деятельность. Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика....

22 07 2022 11:59:57

Урок истории в 5-м классе по теме "Восстание Спартака"


    Урок истории в 5-м классе по теме "Восстание Спартака"

      Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....

21 07 2022 7:23:55

Урок обществознания в 6-м классе "Что такое экономика?"


    Урок обществознания в 6-м классе "Что такое экономика?"

      Урок обществознания в 6-м классе по учебнику Кравченко А.И. – урок получения новых знаний, на котором рассмотрена экономическая сфера общественной жизни. Ученики знакомятся с понятием «экономика», его многозначностью....

20 07 2022 9:28:41

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"

      Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....

19 07 2022 15:49:10

«Исторический выбор Руси: противостояние Западу и осторожная политика в отношениях с Ордой». 10-й класс


    «Исторический выбор Руси: противостояние Западу и осторожная политика в отношениях с Ордой». 10-й класс

      Урок истории построен на сочетании двух педагогических технологий – педагогической мастерской и мультимедийной. Цель урока: самостоятельное или коллективное открытие, интеграция в информационное прострaнcтво....

18 07 2022 7:50:29

От Удельной Руси к Единой России


    От Удельной Руси к Единой России

      Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....

17 07 2022 8:42:30

Интегрированный урок (история + литература) "Паруса Эллады"


    Интегрированный урок (история + литература) "Паруса Эллады"

      Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках "Яблоко раздора" и "Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы....

16 07 2022 12:13:14

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках истории в профильном классе


    Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках истории в профильном классе

      Научные работники и педагоги Кузбасса выстроили систему комплексного мониторинга, которая позволяет отслеживать динамику показателей физического и психического здоровья каждого ученика, класса, курса в процессе обучения, а также осуществлять оценку качества знаний, влияния той или иной методики обучения на здоровье ребенка....

15 07 2022 20:44:58

Внеклассное мероприятие по литературе и истории "Живая память о былом"


    Внеклассное мероприятие по литературе и истории "Живая память о былом"

      Мероприятие посвященное жителям Омска в годы Великой Отечественной войны – солдатам, труженикам тыла и детям....

14 07 2022 5:44:28

Первая мировая война: причины развязывания войны и основные события 1914 г.


    Первая мировая война: причины развязывания войны и основные события 1914 г.

      Урок является первым из двух занятий в разделе "Первая мировая война и её итоги" и носит интегрированный хаpaктер. Данный урок показывает несправедливый хаpaктер войны, формирует чувства патриотизма, учит работать с картой....

13 07 2022 12:55:26

Урок истории или предмета "Мир вокруг нас" по теме "Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси"


    Урок истории или предмета "Мир вокруг нас" по теме "Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси"

      Целью данного занятия является формирование представления о Древней Руси, о русских князьях; развитие устной монологической речи; воспитание любви к Родине и пробуждение интереса к истории как науки....

12 07 2022 0:31:11

Открытый урок по новой истории "На заре индустриальной цивилизации. Англия в XVIII в. Промышленный переворот"


    Открытый урок по новой истории "На заре индустриальной цивилизации. Англия в XVIII в. Промышленный переворот"

      Урок по новой истории рассчитан на учащихся 7-го класса, проводится по учебнику Юдовской А.Я., Бapaнова П.А., Ванюшкина Л.М. На уроке применяются такие технологии, как умение работать с картой, доказывать, используя конкретный исторический материал учебной статьи, умение мыслительно-аналитической деятельности при работе с таблицей и умение систематизировать свои знания. ...

11 07 2022 21:26:22

Урок истории в 7-м классе по теме "Дворцовые перевороты"


    Урок истории в 7-м классе по теме "Дворцовые перевороты"

      Данная разработка рассчитана на 2 урока. В начале урока перед ребятами ставится проблема, решить которую можно, выполнив ряд заданий. Отведено время для работы с документами, терминами. Используются слайды с изображением императоров, их фаворитов (программа PowerPoint), одновременно выступают учащиеся, заранее получившие задания. На основе выступлений и слайдов учащиеся заполняют таблицу. Проверка полученных знаний осуществляется с помощью теста. ...

10 07 2022 1:48:12

Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")


    Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")

      Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....

09 07 2022 3:53:41

Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"


    Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"

      Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....

08 07 2022 14:10:50

Рабство в Риме. Восстание Спартака


    Рабство в Риме. Восстание Спартака

      На уроке учащиеся знакомятся с причинами рабства и способами использования рабского труда в Древнем Риме; на примере восстания Спартака раскрыты цели, причины и итоги борьбы за свободу и ее историческое значение....

07 07 2022 4:42:52

Урок истории по теме "Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного". 10-й класс


    Урок истории по теме "Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного". 10-й класс

      Изучение истории в 10-м классе при концентрической системе обучения хаpaктеризуется проблемно-тематическим подходом, что включает обязательное формирование собственной точки зрения при анализе исторического материала, изучение исторических фактов в контексте мировой истории, понимание причин, последствий, альтернативных вариантов развития изучаемого события. Занятие развивает критическое мышление, коммуникативные навыки учащихся, умения работать в группе, развивает активную жизненную позицию....

06 07 2022 2:51:18

Викторина по Великой Отечественной войне "Достойные славы"


    Викторина по Великой Отечественной войне "Достойные славы"

      Представленную викторину можно проводить как обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная война" или как внеклассное мероприятие, приуроченное к 9 мая. Участники викторины: 9-11-е классы. Цель викторины: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения....

05 07 2022 1:24:22

Урок-викторина "Я – гражданин России"


    Урок-викторина "Я – гражданин России"

      Данный урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению политической системы РФ. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках «Избирательное право. Избирательный процесс», дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока «Политический статус личности». ...

04 07 2022 7:13:12

Олимпийские игры в древности. 5-й класс


    Олимпийские игры в древности. 5-й класс

      Урок истории в 5-м классе призван воспитывать чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству, пробуждать интерес к занятиям спортом, популяризовать здоровый образ жизни. На уроке используется карта-конспект, позволяя учащимся выбирать необходимый материал самостоятельно. А презентация поможет сделать урок зрелищным....

03 07 2022 19:15:54

Урок мужества "Поле ратной славы"


    Урок мужества "Поле ратной славы"

      Внеклассное мероприятие "Поле ратной славы", посвященное Прохоровскому танковому сражению, сопровождаемое компьютерной презентацией. Данная методическая разработка Урока мужества призвана познакомить юных граждан с военной историей малой Родины, ее духовным наследием, рассказать о героях, мужественно защищавших Отечество. ...

02 07 2022 20:30:12

Методическая разработка урока истории в 10-м классе. Тема: "Внутренняя политика Екатерины II"


    Методическая разработка урока истории в 10-м классе. Тема: "Внутренняя политика Екатерины II"

      Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе. ...

01 07 2022 7:14:45

Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)


    Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)

      Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....

30 06 2022 13:48:50

Декада гуманитарных наук в школе


    Декада гуманитарных наук в школе

      Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся при одновременном развитии их творческих способностей. ...

29 06 2022 6:26:24

Урок "Экскурсия по выставке передвижников"


    Урок "Экскурсия по выставке передвижников"

      В условиях перехода к ЕГЭ актуально проведение урока изучения нового материала с возможностью повторения значительного объема предшествующих событий. Хорошая возможность для такого повторения создается при изучении работ передвижников, в которых отображены события российской истории. ...

28 06 2022 22:41:33

Тематическое планирование курса "Мировая художественная культура" (5-й класс), параллельное преподаванию истории Древнего мира


    Тематическое планирование курса "Мировая художественная культура" (5-й класс), параллельное преподаванию истории Древнего мира

      Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....

27 06 2022 1:51:12

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Урок обобщающего повторения по главе "Русь Древняя" в форме игры "Счастливый случай". 6-й класс

Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи.