Реализация идей личностно-ориентированного образования на уроках истории через применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Профессия учитель относится к творческим профессиям. Творчество учителя проявляется в самосовершенствовании, в поиске наиболее эффективных приемов работы, в создании собственной системы работы.
Для меня большую роль сыграли курсы по повышению квалификации, темой которых стала технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП).
Она соответствует приоритетам современной жизни: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретённым, не объём информации, а умение получать её и моделировать.
Опыт применения технологии РКМЧП у меня пока небольшой и составляет всего 2 года, но все-таки некоторые результаты уже есть. Как и многие учителя, сначала пробовала применять технологию лишь на отдельных уроках, подбирая “удобные” для меня темы. Но при таком стиле работы нельзя говорить о каких-либо серьёзных результатах работы. Поэтому было принято решение применять технологию регулярно. Но начинать сразу во всех классах и на всех уроках было бы слишком сложно, поэтому я начала с 5-го класса. Все вышеуказанные умения можно и нужно формировать у учеников 5-го класса, что подтверждается возрастными особенностями учащихся. Здесь все уроки старалась проводить в соответствии со всеми требованиями, а в других классах проводились только отдельные уроки. Таким образом, для 5-го класса получился набор приемов технологии критического мышления для уроков истории.
В структуре урока можно выделить 3 этапа:
- І стадия “вызов”
- ІІ стадия “осмысление содержания”
- ІІІ стадия “рефлексия”
На стадии “вызова” деятельность учителя направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Ученики при этом “вспоминают”, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до изучения нового материала, задают вопросы, на которые хотят получить ответы. Например, можно предложить каждому учащемуся вспомнить о том, что уже известно об изучаемой теме, записать это в виде ключевых слов, затем поделиться написанным в паре или в группе, составив всей группой список ключевых слов, а после обсудить это вместе с учителем.
Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения.
В случае успешной реализации стадии вызова у учащихся возникает стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.
На стадии осмысления информации ученики вступают в контакт с новой информацией. Организация работы на данном этапе может быть различной: лекции, рассказ учителя, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. При этом необходимо поддерживать активность и интерес учащихся. Здесь значение имеет качество отобранного материала: отвечает ожиданиям учеников – не является слишком сложным или содержит ответы на поставленные на первой стадии вопросы. Учитель использует возможные приёмы стимулирования внимания и активности: проблемные вопросы по ходу объяснения или рассказа, графическое представление материала, интересные факты и комментарии.
В целом на стадии осмысления учащиеся осуществляют контакт с новой информацией, пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом, акцентируют своё внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения, обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы, стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему, готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Учитель на данном этапе может быть непосредственным источником информации. В этом случае его задача состоит в её ясном и привлекательном изложении. Учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении, если ученики работают с текстом. Также учитель предлагает для организации работы с текстом различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Рефлексия направлена на прояснение нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения. Но этот анализ мало полезен, если он не обращён в словесную форму, устную или письменную. В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызвать различные оценки, отличающиеся по форме и содержанию.
На данном этапе целесообразно сочетать индивидуальную и групповую работу. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т.д.) учащиеся производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы и для реализации ранее поставленных целей, выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи.
Наряду с письменной не менее важной является устная рефлексия. Она даёт возможность учащимся расширить свой словарь, познакомиться с различными представлениями по рассматриваемым проблемам.
Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый учениками, является необходимым условием выработки у них приёмов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов. Тем самым развивается способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом.
Приходя в 5-ый класс, ученики уже были частично знакомы с приемами критического мышления. Но был страх, что работа в системе может не получиться. Поэтому начинаю с тех приемов, которым можно придать игровой хаpaктер, чтобы создать дополнительную мотивацию.
Одним из самых любимых стал прием “Верное или неверное утверждение”, который использовался в виде игры в крестики-нолики. Ученикам на индивидуальных карточках даются утверждения (см. Приложение 1). Читая утверждение необходимо выразить свое согласие или не согласие с помощью значков: х означает согласие, о – не согласие. Свое мнение ученики записывают в заранее приготовленную сетку, где каждая клетка определенным образом пронумерована. Прочитав первое утверждение, каждый ставит значок в первую клетку, прочитав второе – во вторую, и т.д. Таким образом, заполняются все клетки. Затем задаю вопрос: “Кто выиграл: крестики или нолики?” При ответе на этот вопрос, как правило, выясняется, что единого мнения нет: у кого выиграли “крестики”, у кого-то – “нолики”, или получилась ничья. Так выглядит этап вызова. Чтобы наглядно отразить мнение ребят об утверждениях, на доске отмечаю результаты после голосования. Если по утверждению преобладают крестики, то в клетку с соответствующим номером на доске записываю Хо, если нолики, то Ох, при равенстве мнений оба значка одинаковы, если мнение совпало, то ставится один значок. Поскольку многие ребята боятся допустить ошибку, которую придется исправлять, и в тетради будет грязно, то предлагаю на этапе вызова работать карандашом.
На этапе содержания используется текст учебника. Если объем текста большой, то он делится на несколько отрывков, которые распределяются по группам. При наличии небольшого текста все читают одно и то же. Читая текст, ученики делают пометки: подчеркивают те фразы и предложения, где содержится информация, подтверждающая или опровергающая суждение; на полях ставится номер этого суждения. По ходу работы могут вноситься изменения в сетку. Теперь все записи в ней делаются ручкой. Сначала каждый ученик работает индивидуально, затем все делятся своим мнением в группе и приходят к единому мнению. После завершения групповой работы учащиеся рассказывают всему классу о том, какие значки должны стоять в каждой клетке, подтверждая свое мнение аргументами из текста. Опрос мнения может происходить в зависимости от номера утверждения или по очереди отрывков текста. По мере ответов в сетку на доске вносятся необходимые исправления. Затем подводим итог: еще раз называю, какие значки стоят в сетке, и кто выиграл.
Закончить работу можно небольшим обобщающим заданием: 1) дать свое название темы; 2) какое утверждение отражает суть темы; 3) что произвело наибольшее впечатление; 4) каких утверждений не хватает и т. д.
Прием “верное или неверное утверждение” способствует формированию умений аргументировать ответ, находить нужную информацию в тексте, высказывать свое мнение и слушать других, быть внимательным и обобщать информацию.
Другим интересным для ребят является прием “перепyтaнные логические цепочки”. Этот прием хорошо подходит для “событийных” тем, таких в которых рассматриваются войны, изменения в жизни страны и людей, выявляются причины и следствия.
Этап вызова состоит из того, что учащимся предлагается определить последовательность происходящего. Для этого им раздаются карточки, где указаны элементы события в перепyтaнном виде (см. Приложение 2). Ребята у себя в тетради отмечают последовательность в виде цепочки чисел, каждое из которых означает определенный элемент события. Это так же, как и в предыдущем случае пишется карандашом. После того, как ребята составили свои цепочки, слушаем, у кого что получилось, и результаты записываются на доске: какие числа и сколько занимают определенное место. Например: на 1 месте 2 (6), 4 (10), на 2 месте 3 (5), 4 (5), 1 (6) и т.д., где число перед скобками означает номер элемента события, а число в скобках количество учащихся, определивших его на это место. По результатам записей видно, что получились разногласия по поводу последовательности. Плюс к этому прошу по своей цепочке чисел каждому составить рассказ или сама составлю несколько вариантов рассказа. Этот момент усиливает желание узнать: как было на самом деле. Здесь еще возникает ситуация соперничества, т.к. каждому хочется, чтобы именно его цепочка оказалась верной.
Стадия осмысления содержания может осуществляться по-разному: чтение текста, рассказ учителя или видеофильм. В любом случае у детей создается целостное представление о событии, и они могут уточнить свою цепочку и определить последовательность элементов события. Тут большую роль играет внимание, поэтому не у всех учеников получается правильно. После завершения индивидуальной работы проверяют друг друга, сверяются либо в группах, либо в парах. В конце всего этого звучит верный вариант цепочки, и все могут проверить качество своей работы.
Рефлексия предполагает подведение итога по теме. Это может быть резюме: “Я понял, что…”, “… может привести…” и др., рисунок, который отражает смысл темы, синквейн. Сиквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк. Это творческая, обобщающего хаpaктера работа, позволяющая в сжатой форме запечатлеть эмоциональное проживание учеником изучаемой темы. Существуют правила создания синквейна. В первой строчке называют тему урока, если она отражает то, что изучается на уроке или основное понятие темы. Это одно существительное в именительном падеже. Вторая строчка описывает данное явление, предмет или личность через прилагательные (их должно быть два), которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже. Эти прилагательные хаpaктеризуют описываемое явление по существу и значимы для человека, создающего синквейн. Третья строчка указывает действие и записывается в виде трёх глаголов, которые рассказывают о взаимодействии изучаемого с окружающим миром и результатах этого взаимодействия. Эти слова должны сочетаться с предыдущей строкой и между собой. Четвёртая строчка является законченной фразой, выражающей отношение автора синквейна к явлению, предмету или явлению. Поскольку здесь могут выражаются чувства, то в конце могут стоять такие знаки препинания, как вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, совмещённые вопросительный и восклицательный знаки. Фраза состоит из четырёх слов, которые могут относиться к любым частям речи. В пятой строке подводится итог размышлениям, сосредотачивается смысл изучаемой темы. Выражается это в виде одного слова или словосочетания из двух слов, должно быть существительное в именительном падеже. Сначала у ребят получаются синквейны невыразительные, с привычным для их речи набором слов. Со временем работы становятся лучше: оригинальнее, эмоциональнее. Так, например, ближе к концу учебного года по теме “Единовластие Цезаря” ребята смогли составить такой синквейн:
- Цезарь
- Хитрый, умный
- Привлекает, завоёвывает, правит
- Стал могущественным диктатором Рима!
- Великий человек.
Данный прием способствует развитию логического мышления, тренирует внимание, умение обобщать, формулировать свое мнение.
Кластер - выделение смысловых единиц и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, кажется, на первый взгляд, одним из самых легких видов работы. Но это далеко не так. На стадии вызова кластер может быть использован по теме, в которой можно систематизировать информацию, полученную до знакомства с основным источником информации, зачастую в систематизации заключается трудность, а именно выделить смысловые блоки. Поэтому нужно начинать с тех тем, которые близки и понятны ребятам. Это могут быть темы о хозяйственных занятиях, о социальном развитии, культуре, например: “Письменность и знания древних египтян”, “Олимпийские игры в древности”, “В городе богини Афины”, “В театре Диониса”, “Рабство в Древнем Риме” и др. (см. Приложение 3). Здесь ребятам нетрудно предположить смысловые блоки и их элементы, а поскольку знания и представления у всех разные, то возникают спopные моменты. Таким образом, осуществляется стадия вызова.
Для разрешения противоречий ребятам предлагается прочитать текст, где подбирают информацию в кластер. В зависимости от объема текста и строится работа: при большом объеме текст распределяется между группами или парами и тогда идет заполнение смысловых блоков по отдельности, при небольшом объеме текста все читают одно и то же, но при этом составляют свой вариант кластера. Таким образом, на стадии рефлексии происходит исправление неверных предложений в первоначальном кластере, заполнение новой информацией. Затем происходит презентация, и все работы соотносятся друг с другом: создают единый кластер из отдельных работ или уточняют и взаимодополняют друг друга.
Прием кластера также имеет большое значение для развития учащихся, т.к. формирует следующие умения: систематизировать информацию, соотносить явления и факты, выделять главные слова, исправлять свои ошибки.
Прием сводная таблица опирается на предварительные знания учащихся (с фрагментами истории знакомились в 3 – 4 классах) и их кругозор: видели, слышали, читали. Также таблица позволяет расширить и систематизировать информацию по изучаемому вопросу.
На стадии вызова я предлагаю назвать все, что они знают по теме, о человеке, чье имя указано в тексте, о явлении, упоминаемом в теме, т.е. выбирается именно то, что может быть знакомо ребятам. Вся названная информация, даже неверная, записывается в первый столбик, попутно ребята объясняют, откуда они это знают, эти ответы записываются в нижний столбик. Из записанных ответов выделяем категории информации, но сначала это приходилось делать самой, поскольку ребятам это было не по силам, постепенно учились этому и теперь делают это самостоятельно. Потом ребята придумывают вопросы о том, что они хотели бы узнать, записывая их во второй столбик. Иногда вопросы выходят за рамки темы, но их тоже записываем. Так создается запрос на новую информацию (см. Приложение 4).
На второй стадии происходит работа с текстом или видеофильмом, которые являются источниками информации. При работе заполняется третья колонка, сюда ребята записывают ответы на свои вопросы. После работы смотрим, что получилось в третьей колонке, какими знаниями она пополнилась. При этом может получиться, что не на все вопросы найдены ответы, оставшиеся вопросы могут быть использованы в качестве домашних или для самостоятельной дополнительной работы. Также на стадии рефлексии могут быть выполнены другие задания в зависимости от объема оставшегося на уроке времени: резюме, если мало времени, таблица, с помощью которой можно систематизировать информацию по теме, если времени остается достаточно много. Для такой таблицы хорошо подходят выявленные категории информации. Так в теме “Искусство Древнего Египта” были выделены такие категории информации: пирамиды, храмы, скульптуры.
На мой взгляд, значение данного приема в том, что он позволяет расширить кругозор, учит формулировать вопросы и находить на них ответ, систематизировать и обобщать информацию. В процессе работы формируются знания о многообразии источников информации, также ребята учатся слушать друг друга, т.к. по ходу работы с таблицей они могут дополнять свои записи из ответов своих товарищей.
Одним из самых значимых умений на уроке истории являются умения логически мыслить и аргументировать ответ. Хотя эти умения формируются и под влиянием вышеуказанных приемов, тем не менее, большую помощь может в этом оказать прием “фишбоун”. Для данного приема используется схема.
С её помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в “голове” “фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”.
На примере темы “Первый властелин единого Китая” хочу показать применение “фишбоуна”. В “голове” помещается название события – объединение Китая, а в хвосте другое - восстание народа. Перед учениками ставится вопрос: “Что могло произойти между двумя этими событиями? Как могло получиться, что такое хорошее начало могло привести к таким неприятным событиям?” Ребята выдвигают предположения, и все они мною записываются на доске. Набирается разнообразие причин и появляется повод узнать настоящие причины. Для этого ребята работают с текстом учебника, на каждую группу дается отдельный пункт. Ребята читают, используя прием инсерт – чтение с пометками (V – подтвердилось, + – новое). После завершения чтения группы отчитываются в проделанной работе, и в “фишбоуне” в верхней части пририсовывается столько ребрышек, сколько всего промежуточных событий было обнаружено: строительство Великой китайской стены, сбор средств и т. д. В нижней части “фишбоуна” записываем причины, которые привели к записанным событиям. Каждому событию соответствуют свои причины или причина, поэтому количество ребрышек снизу и сверху может не совпадать. В итоге получается схема развития Китая, она может служить опорой для рассказа содержания темы. Таким образом, благодаря “фишбоуну” мы получили опopный конспект, учились выделять события и их причины, делать краткие записи и работать в группе.
Детям свойственно задавать вопросы, но чем старше они становятся, тем меньше у них вопросов. А между тем, умение задавать вопросы очень важно в учебной деятельности. От качества вопроса зависит качество ответа. Удобным приемом для формирования умения задавать вопросы является прием “тонкие и толстые вопросы”. “Тонким” считается тот вопрос, на который можно дать точный краткий ответ, а “толстый” вопрос требует размышления и развернутого ответа. Этот прием можно сочетать с другими: вопросительные слова, мозговой штурм, чтение с остановками. Формировать умение лучше начинать с “тонких” вопросов, т.к. детям их легче придумывать. По истории это могут быть вопросы, ответом на которые могут быть слова “да”, “нет”, дата, имя, термины, географическое название, название предмета или явления. Например: Когда основан Рим? Как называется приспособление для поливки полей? Кто придумал древнейший алфавит? На основе “тонких” вопросов ребята учатся составлять “толстые” вопросы. Сначала привожу примеры, потом составляем вместе, а затем пробуют составлять самостоятельно. В итоге из вышеназванных примеров могут получиться такие вопросы: Каким образом возник Рим? Почему были необходимы приспособления для полива полей? Чем алфавит отличается от иероглифов?
Первое предложение придумать вопросы - было встречено без энтузиазма. Но, когда ребята научились правильно составлять вопросы, то остановить их было очень трудно. Здесь очень важно не забывать отвечать на вопросы, зная об этом, ребята будут задавать такие вопросы, которые позволят получать интересную информацию, новые знания, полезные для них знания. Также ребятам следует объяснить, что спрашивать нужно о том, чего не знаешь, а то некоторые ученики норовят спросить о том, что знают сами, чтобы была возможность блеснуть знаниями.
Еще один прием, который иногда использую на уроке – это сводная таблица. Этот вид таблицы позволяет освоить, собрать воедино большое количество информации, формировать умение систематизировать информацию, сравнивать. Объем сводной таблицы для пятиклассников пока небольшой, собираем информацию по двум темам, хотя можно и больше. Трудность в этой работе представляют линии сравнения, ребятам сложно их подобрать. Поэтому сначала использовала в качестве темы уже знакомый материал, выделяя в нем категории информации, которые и становятся линиями сравнения. В итоге первую колонку в таблице ребята могут заполнить сами, вспоминая изученное. Колонка “Тема 2” заполняется по ходу работы с текстом, по рассказу учителя, при просмотре видеофильма. В качестве тем 1 и 2 были использованы религии народов древнего мира (например, религия египтян и иудаизм), различные социальные группы (например, paбы и крестьяне), страны (например, Индия и Китай) (см. Приложение 5). Когда ребята разобрались в том, какие могут быть линии сравнения, то соответствующую колонку могут заполнять самостоятельно до работы с информацией, если это подобная ранее оформляемой информации, и во время работы с информацией, если это совершенно новая информация. Также по-разному может проходить работа по выявлению линий сравнения: можно их перечень составлять отдельному ученику, в паре, в группе, затем все это зафиксировать в сводной таблице на доске, если линий сравнения получилось немного, то их все можно задействовать в таблице, при большом количестве выбираем самое важное и значимое. А можно не объединять варианты линий сравнения, и тогда все работают только со своим вариантом, обмен происходит после заполнения таблицы и в итоге можно проанализировать, чей вариант оказался более эффективным. Количество линий сравнения можно ограничить и следующим образом: записать на доске все предложения учащихся относительно линий, а затем попросить их определить наиболее важные, при этом важность необходимо аргументировать. Таким образом, ребята учатся прислушиваться к мнению товарищей, анализировать и оценивать свою работу, высказывать аргументированное мнение.
Во всех приёмах в качестве источника информации может быть текст, а для работы с текстом есть отдельные приёмы. Чаще всего используется приём “инсерт” - чтение текста с использованием пометок. Это могут быть такие значки: “v” - уже знал, подтвердилось, “+” - новое, “-” думал иначе, “?” не понял, есть вопросы. В самом начале использования приёма лучше применять меньше значков. По мере освоения приёма количество значков можно увеличить. Этот приём работает на стадии осмысления содержания. Он способствует развитию навыков работы с информацией, умению вдумчиво читать, быть активным.
Интересен игровой приём “Как вы думаете?”. Игра осуществляется в следующем порядке:
1) в тетради вычерчивается таблица с тремя колонками – “никогда”, “иногда”, “всегда” или на доске вывешивается игровое поле с соответствующими разделами;
2) учащиеся получают карточки с информацией, каждая карточка может быть разного цвета;
3)учащиеся читают карточки и кладут их на определённое место, при этом может получиться, что одни и те же карточки окажутся в разных местах, каждый объясняет свой выбор, но разногласия остаются.
Далее можно применить “инсерт”, затем вернуться к карточкам и разложить “спopные” карточки (см. Приложение 6).
Так выглядит небольшой перечень приемов РКМЧП, используемых на уроках истории Древнего мира в 5 классе, но этим не исчерпывается весь набор приёмов РКМЧП. Описанные приёмы выбраны для пятого класса неслучайно: доступность применения с учётом возрастных особенностей, возможность использования учебника и др.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
09 12 2024 11:59:29
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
08 12 2024 0:16:41
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
07 12 2024 14:27:59
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
06 12 2024 6:28:18
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
05 12 2024 23:46:34
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
04 12 2024 18:32:24
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
03 12 2024 0:46:45
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
02 12 2024 7:54:18
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
01 12 2024 15:51:56
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
30 11 2024 2:50:21
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
29 11 2024 14:14:43
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
28 11 2024 10:48:54
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
27 11 2024 17:39:33
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
26 11 2024 2:42:28
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
25 11 2024 23:41:52
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
24 11 2024 18:14:52
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
23 11 2024 2:37:43
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
22 11 2024 23:44:32
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
21 11 2024 2:44:22
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
20 11 2024 9:23:19
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
19 11 2024 11:14:12
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
18 11 2024 4:44:43
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
17 11 2024 8:33:19
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
16 11 2024 6:34:57
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
15 11 2024 4:53:34
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
14 11 2024 21:40:23
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
13 11 2024 13:35:53
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
12 11 2024 20:13:54
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
11 11 2024 21:17:42
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
10 11 2024 11:12:21
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
09 11 2024 1:11:51
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
08 11 2024 21:29:39
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
07 11 2024 13:35:45
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
06 11 2024 7:43:32
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
05 11 2024 16:52:54
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
04 11 2024 19:38:39
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
03 11 2024 0:37:41
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
02 11 2024 11:26:16
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
01 11 2024 13:36:54
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
31 10 2024 14:33:24
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
30 10 2024 3:26:58
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
29 10 2024 14:23:50
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
28 10 2024 20:20:30
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
27 10 2024 17:39:51
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
26 10 2024 2:37:48
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
25 10 2024 7:43:20
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
24 10 2024 23:19:21
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
23 10 2024 8:31:40
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
22 10 2024 17:17:29
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
21 10 2024 9:39:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::