Самоуправление в современной России: демократия на местном уровне
Ожидаемые результаты:
- учащиеся познакомятся с правовыми основами местного самоуправления;
- охаpaктеризуют основные формы непосредственной демократии на местном уровне и формы участия населения в осуществлении местного самоуправления;
- смогут совершенствовать навыки работы с документами;
- навыки работы в группе; стратегию принятия решений.
Ход занятия
I. Деление на группы.
Учащиеся получают карточки с понятиями, которые можно объединить по смыслу в 4 группы:
1. “Собственность” (владеть, пользоваться, распоряжаться, имущество и т. д.)
2. “Гражданское общество” (движение, объединение, права, семья и т. д.)
3. “Молодежь” (социализация, эмансипация, воспитание и т. д.)
4. “Власть” (управление, политика, подчинение, режим и т. д.)
II. Мотивация.
“Совет одного из немецких городов постановил изгнать из города Вальтера Кезингера за то, что он предложил построить колесо для прядения шелка, что создавало конкуренцию для цеховиков”.
“Совет города Страсбурга назначал цеховых старшин, собирал налоги и пошлины, ведал чеканкой монеты, получал деньги за пользование городскими мерами и весами. Если между гражданами происходило какое-либо разногласие, то никто не мог взяться за оружие, не представ предварительно перед члeнами совета”.
“В правилах городского совета Парижа в ХII веке было предписано: ширина улиц должна быть такой, чтобы осел, бредущий по середине, мог ухватить по клоку травы с низких боковых оград с каждой из сторон”.
- Что объединяет эти высказывания?
(Здесь перечислены полномочия городских советов в средние века).
III. Актуализация знаний.
- Вспомните, что такое местное самоуправление?
- Какие вопросы мы относим к вопросам местного значения?
IV. Правовые основы местного самоуправления.
Учащиеся работают с документами: Конституция РФ (глава 8), ФЗ “Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ” (ст. 1). (Приложение 1.)
Задача: найти и записать в таблицу нормы-принципы и нормы-предписания, касающиеся местного самоуправления. Нормы-принципы – есть некие основополагающие декларации, фундамент, на котором держится все местное самоуправление. Нормы-предписания напрямую регулируют муниципальную пpaктику.
Нормы-принципы. | Нормы-предписания. |
1. В РФ признается и гарантируется
местное самоуправление. 2. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. 3. Права и свободы человека и гражданина определяют деятельность местного самоуправления. 4. Народ осуществляет власть через органы местного самоуправления. 5. Органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию. 6. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. |
1. Местное самоуправление
осуществляется в городских и сельских
поселениях с учетом исторических и местных
традиций. 2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения. 3. Местное самоуправление решает 2 задачи: управленческую и имущественную. 4. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. 5. Местное самоуправление осуществляется путем различных форм прямой и представительной демократии. 6. Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту. |
Проверка таблицы. Вопросы классу:
- Чем нормы-принципы отличаются от норм-предписаний?
V. Беседа с классом.
Принцип разделения властей(один из основополагающих принципов демократии) не оправдывает себя на местном уровне. Что тогда является критерием демократичности власти? Предлагаемые варианты ответов записываем на доске.
- выборность органов местного самоуправления;
- референдумы;
- голосования;
- судебная защита и т. д.
VI. Работа с документом (Приложение 2).
Хаpaктеристики форм непосредственной демократии и форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Группы 1 и 2 работают со ст. 22, 25, 28. Группы 3 и 4 работают со ст. 27, 29, 31. Результаты работы заносятся в таблицу.
Формы непосредственной демократии и формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. | Хаpaктеристика (Цели, кто осуществляет, как исполняются решения). |
После проверки заполнения таблицы можно задать следующие вопросы:
- Чем различаются референдум и опрос?
- Чем различаются сход и собрание?
- Для чего необходимо территориальное общественное самоуправление?
- Какая форма непосредственной демократии кажется вам наиболее эффективной?
VII. Ролевая игра.
В небольшом райцентре, удаленном от крупных городов, переживающем тяжелое экономическое положение, в СМИ появилась информация, что в городе будут строить мусоропереpaбатывающий завод и полигон по утилизации отходов. Конечно же, эту новость стали обсуждать везде и всюду. Отношение к проекту было неоднозначным. Как поступить администрации города, учитывая интересы граждан, общества и самого города?
Класс уже разделен на 4 группы. Назовем их так:
1. Заказчики.
2. Представители городской общественности.
3. Представители молодежных объединений.
4. Администрация города
Каждая группа выpaбатывает свою стратегию, находит положительные и отрицательные стороны данного строительства. Администрация принимает решение.
После выступления групп проводится краткое обсуждение.
- Согласны ли вы с таким решением администрации?
- Если нет, то можно ли его изменить? Каким образом?
- Увидели ли вы в принятом решении свою долю участия?
VIII. Рефлексия.
- Что вам известно об участии жителей нашего города в деятельности органов самоуправления?
Если вопрос вызовет затруднения, его можно дать в качестве домашнего задания.
Литература:
- Конституция РФ.
- ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”.
- Кравченко А. И. Обществознание. 10 кл. Москва “Русское слово”. 2005.
- Основы местного самоуправления. Учебное пособие. М. РИЦ “Муниципальная власть”. 2001.
Деловая игра "Выборы" носит обучающий хаpaктер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения.
...
09 08 2022 4:21:30
Игра представляет собой поле с заданиями, по которому передвигается главный герой урока, благодаря помощи учащихся в выполнении поставленных задач, герой передвигается по полю от «Старта» до «Финиша». В данной игре героем является средневековый монах....
08 08 2022 11:33:31
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «СССР в годы войны и мира». Это 3-й урок в теме, он рассчитан на 1 академический час. За две недели до урока учащиеся получают список литературы и самостоятельно изучают тему. Данный урок призван проверить эффективность использования дополнительной литературы, работы с документами при помощи ИКТ. В ходе работы с документами и их обсуждения раскрывается сущность реформ и их влияние на дальнейший ход развития государства....
07 08 2022 1:27:14

В статье анализируется роль презентаций в преподавании нового предмета ОРКСЭ. Автор рассказывает о эмоционального эстетическом восприятии презентации учащимися: о значении таких важных составляющих, как цвет изображения и текста, фон слайдов, их переходы, анимация отдельных элементов видеоряда и звуковое сопровождение. Урок сопровождается презентацией....
06 08 2022 1:41:53
Игровые технологии на уроках представляют огромный интерес для учащихся и могут служить хорошим дополнением к основному материалу. Проверка верности решений занимает малое количество времени, и в ходе ее могут быть оценены сразу несколько человек.
...
05 08 2022 23:52:19
Урок содержит материал об образовании единого государства в Китае в III в. до н.э.: роль императора Цинь Шихуана, деятельность по организации единого государства, строительство Великой Китайской стены, гробница императора, гибель династии Цинь.
...
04 08 2022 22:51:10
Мы привыкли к стандартному подходу оценки знаний учащихся: дал задание – выставил оценку. Я предлагаю немного иной сценарий. Оценку никто не отменял, но пусть ее выставляют сами учащиеся, как себе, так и своим напарникам. Проверка со стороны учителя (на начальном этапе работы с классом) все равно останется, даже в большем объеме, чем при стандартной схеме. Но результат Вашей систематической работы – ответственные, адекватно мыслящие ученики....
03 08 2022 0:13:40
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
02 08 2022 10:20:46
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
01 08 2022 11:17:35
Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения
большого объёма полученной информации, формирует прострaнcтвенное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы
работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах.
...
31 07 2022 7:47:24
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, — гордость за это....
30 07 2022 5:45:44
Когда в 5-м классе начинается систематическое преподавание истории, учитель должен определить уровень знаний и умений, необходимых для работы с картой. Если такие знания и умения отсутствуют или присутствуют лишь фрагментарно, нужно формировать их заново....
29 07 2022 19:39:50
Урок раскрывает основные причины усиления королевской власти в Европе на примере Англии и Франции. Раскрывает основное понятие абсолютизма. Рекомендуемые учащимся проблемные задания на уроке позволяют развивать историческое мышление, повышать мотивацию к предмету.
...
28 07 2022 4:39:33
Итоговый урок по теме "Русь изначальная" позволяет обобщить и систематизировать
знания учащихся о происхождении, расселении восточных славян, их занятиях,
верованиях, образе жизни. Для осознания усвоенного материала используется
компьютер....
27 07 2022 17:12:15
На уроке изучается образ жизни в XIX веке: проявление Викторианской эпохи в технических усовершенствованиях, архитектуре, интерьере, одежде, в отношениях между людьми. Урок проводится в виде конкурса телевизионных передач с применением презентации, с демонстрацией первого фильма братьев Люмьер «1895 Baby's lunch» и фрагментами аудиокниги Т.Диттрич «Повседневная жизнь Викторианской Англии».
...
26 07 2022 21:41:27
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
25 07 2022 17:17:43
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
24 07 2022 0:36:14
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
23 07 2022 7:15:33
Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности.
...
22 07 2022 14:53:16
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
21 07 2022 10:55:58
Материал направлен на воспитание патриотизма и патриотических чувств у учащихся. Великая Отечественная война (1941–1945) – одна из самых страшных страниц нашей истории. Подвести учащихся к пониманию причин поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы. Развивать культуру к прослушиванию музыкальных произведений о войне....
20 07 2022 18:58:22

Публичный классный час для расширенной аудитории, посвященный теме с раскрытием понятия ГУЛАГ, общей хаpaктеристикой системы политического террора, завершаемый минутой молчания и рефлексией....
19 07 2022 20:45:41
На уроке использована технология развития критического мышления, способствующая
повышению мотивации учащихся, формированию навыков работы с информацией.
Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учащихся в группе....
18 07 2022 11:27:24
Представлен конспект исторической игры "Меч и дипломатия Александра Невского" для учащихся 6-х классов....
17 07 2022 15:23:40
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
16 07 2022 18:38:37
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
15 07 2022 7:43:51
В основу статьи положен местный краеведческий материал, воспоминания жителей об истории своего поселка. Подчас достаточно сложно разобраться в сложных исторических фактах и событиях. Уроки и внеклассные мероприятия призваны помочь школьникам осмыслить как положительное, так и отрицательное в событиях отечественной истории. Представленный в статье материал – результат большой поисковой работы....
14 07 2022 2:21:57
Задача учителя состоит в том, чтобы новое поколение знало и помнило все события прошлого, гордилось своими предками, Героями Великой Отечественной войны. Урок памяти, посвящённый Сталинградской битве, это часть задуманного проекта о городах-героях. Каждый из них – это путь к Великой Победе.
...
13 07 2022 15:44:25
Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории.
...
12 07 2022 22:28:24
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
11 07 2022 15:42:41
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
10 07 2022 19:55:10
На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции; формируют яркое, образное, эмоционально-окрашенное представление о знаменитом спортивном празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю....
09 07 2022 3:37:39
Данный урок "Права человека" представляет собой пpaктикум, в ходе которого учащиеся не только знакомятся с основными правами, зафиксированными в документе, его структурой, а также проводят анализ зафиксированных прав, определяют значение данного документа для всех людей. Кроме того, главное заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся и выучить статьи международных документов, а учить учащихся жить со знанием и осознанием своих прав и свобод. И помнить, что у другого человека, такие же права....
08 07 2022 0:10:27

Урок призван раскрыть значение реформ 1550-х годов и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли Западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях....
07 07 2022 5:24:11
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
06 07 2022 22:35:57
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийной презентации, что повышает познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Данный урок помогает расширить представления о мужестве и героическом подвиге старшего поколения в Великой Отечественной войне; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной....
05 07 2022 2:38:25
Методическая разработка урока изучения нового материала, посвященного дню Конституции.
...
04 07 2022 7:58:33
Урок изучения нового материала с опорой на знания учащихся и использованием презентации PowerPoint. Цель урока – раскрыть проблему модернизации на конкретном материале, рассмотреть и проанализировать различные модели развития "центра" и "периферии"....
03 07 2022 23:56:40
Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....
02 07 2022 12:37:59
На уроке происходит углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в.
...
01 07 2022 7:22:36
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
30 06 2022 11:54:27
Урок-взаимодействие двух предметов: истории казачества и информатики помогает глубже усвоить исторический материал ИКТ-средствами. Пробуждает интерес к истории казачества, делает ее доступнее и понятнее....
29 06 2022 18:42:56
Цель: познакомить студентов с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм нашего народа....
28 06 2022 3:27:11
Цели данной темы: знакомство со странами Балканского полуострова в ХIII–ХIV в., причинами их ослабления, с возникновением Османского государства и началом завоевания им Балканского полуострова.
...
27 06 2022 19:53:34
Урок-пpaктикум, повторительно-обобщающий по теме "ВОВ". Выбранная система модульной технологии обусловлена ее направленностью: дифференцированный подход, формирование у учеников навыков самообразования, пошаговое решение ребятами поставленных учебных заданий. Задания подобраны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования области "Обществознание"....
26 06 2022 8:32:17
На уроке «Восстановление экономики» дети работают самостоятельно. Выделяется время работе с историческими документами, дающими возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующих формированию аналитического мышления учащихся, а также погружающих их в изучаемую эпоху....
25 06 2022 22:24:18
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
24 06 2022 10:33:26
Данный урок предназначен для 6-го класса, который изучает Историю Древнего мира. Он познакомит учащихся с тем, как происходило объединение Китая, с кем китайцы вели завоевательные войны. Ученикам предстоит выяснить, для чего была построена Великая Китайская стена и как она выглядела....
23 06 2022 3:15:25
В представленном материале показана возможность интеграции в преподавании курса истории Средних веков (6-й класс) на примере темы "Средневековый город и горожане" с курсом "Этики" при изучении темы "Мopaльные ценности". Материал может быть использован при подготовке тематического классного часа.
...
22 06 2022 8:59:36
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в.
На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека».
...
21 06 2022 12:45:58
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::