Роль женщины в современной политике
Никакое человеческое общество не может гармонично развиваться, продвигаясь к более высокому состоянию, если в нем принижена роль женщины и несбалансированно соотношение двух взаимодополняющих начал - мужского и женского. Ведь положение женщин, словно лакмусовая бумажка, выявляет действительную степень цивилизованности той или иной социальной или же религиозной общности, а также безошибочно отражает степень приверженности ее члeнов принципам гуманизма, равенства и милосердия. Как известно, в доисламские времена женщины являлись собственностью мужчин, и их положение было немногим лучше участи домашних животных: к примеру, вдовы были тогда всего частью общего наследства и наследник сам решал, то ли ему жениться на них, то ли попросту продать. А аpaбы-бедуины вообще считали рождение дeвoчки большим несчастьем и нередко либо приносили этих несчастных в жертву своим мнимым языческим “божествам”, либо просто зарывали живьем в песок, чтобы не тратиться на воспитание. Причем такая зверская жестокость по отношению к женскому полу наблюдалась в те далекие времена пpaктически повсеместно. Но сегодня мы воочию видим, как многие женщины обладают пытливым и ясным умом, а также весьма деловыми и нравственными качествами, в то время как некоторые современные мужчины, напротив, опускаются до самого беспомощного и унизительного состояния.
Общеизвестно, что европейские женщины получили законное право распоряжаться своим собственным имуществом в замужестве лишь во второй половине XIX века. Тогда как Ислам почти пятнадцать веков тому назад открыто провозгласил полную финансовую самостоятельность женщины и наделил ее неотъемлемым правом самой распоряжаться своими ценностями, иметь свой личный бизнес и подписывать необходимые для этого финансовые документы. В некоторых отсталых странах женщины по-прежнему находятся в тяжелом положении, угнетаются и унижаются.
На рубеже XX-XXI веков все более яркую роль в политической жизни мира, отдельных стран и народов стали играть женщины. Это свидетельство дальнейшей эмансипации женщин.
Женщины истории доказали, что “слабый пол” способен взять на себя те проблемы и трудности, которые обычно считаются привилегиями мужчин.
Женщины долгие годы добивались своей социальной независимости. Теперь мы уже привыкли к слову “эмансипация”, и нас не удивляют женщины-врачи, политики, военные.
Но вспомним, для чего была создана Ева? Чтобы быть спутницей Адама в его жизни, а потом хранительницей “огня-Прометея” и хорошей матерью. “Слабый пол” и по сей день ревностно сохраняет за собой право на эти хозяйские обязанности, а также – право на слабость. Женская судьба – дом, семья, дети; и надо согласиться с тем писателем, который сказал, что женщина хочет казаться слабой, потому что это единственная черта, не доставшаяся хаpaктеру мужчины. А, вообще, право выбора – быть женщине матерью или политиком – остается за ней. В конце концов, каждый ищет дело жизни по душе.
Вопрос о том, может ли женщина наравне с мужчиной занимать высокие посты, уметь вертеться в кругах интеллектуалов, работать на одной из самых высоких и трудных должностей в политической деятельности, стал уже извечным. Казалось бы, теперь для этого нет никаких препятствий, но только редкая женщина отважиться пойти в политику или стать директором крупнейшей фирмы. Но все-таки такие женщины есть: сильные, трудолюбивые, стремящиеся к самой вершине, но в тоже время женственные, ласковые, обаятельные и привлекательные.
Женщина в политике – явление редкое. Общество с трудом расстается с ущемленным представлением о том, что политика – удел сильных, что особо женских интересов в политике не существует, что есть общечеловеческие ценности, которые нужно отстаивать.
История участия женщин в высших органах правительства России и СССР бедна событиями. Графиня Панина возглавляла вопросы социального призрения во Временном правительстве недолгое время с февраля 1917 г. В первом советском правительстве из 67 занимавших различные посты народных комиссаров, была единственная и первая женщина – члeн правительства революционной России – Александра Коллонтай. Всего полгода она возглавляла Народный комиссариат государственного призрения. Не намного более активно управляли женщины советским государством и с 1922 по 1991 гг. Всего лишь двум женщинам было доверено управлять наркоматом рыбной промышленности и министерством культуры – Полине Жемчужиной и Екатерине Фурцевой.
Получается, что среди министров советские женщины составляли 0,5%. При этом даже в Политбюро и других органах ЦК КПСС женщины появлялись чаще – их было в общей сложности 3% за все время существования этих органов.
На международной арене главный шаг в достижении целей равноправия для женщин был сделан 18 декабря 1979 г., когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин – GEDAW. 165 государств обязаны в соответствии с международным правом обеспечивать равенство между мужчинами и женщинами в общественной, культурной, экономической, политической и социальной сферах.
Россия ратифицировала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в 1981 году. Однако при реализации Конвенции на национальном и региональном уровне возникают очень серьезные проблемы, связанные с очень низкой правовой грамотностью самих женщин в отношении своих прав, с недостаточным контролем со стороны гражданского общества, с недостаточным взаимодействием между государственными структурами, выполняющими международные соглашения через исполнение “Национального плана по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы” с неправительственными и некоммерческими женскими организациями.
В советское время включить женщин в активную политическую жизнь было просто. На места рассылалась разнарядка, по которой в список кандидатов в депутаты трудящихся предписывалось включить не менее 30% женщин в органы законодательной власти. Но ни для кого не секрет, что эти органы не обладали реальной властью. Власть была у КПСС. В общем составе населения было 45,8% мужчин и 54,2% женщин, в составе партии соответственно 79,1% и 20,9%, в составе ЦК партии – 97,2% и 2,8%, в Политбюро и секретариате ЦК партии – 100% мужчин. Поэтому, когда начались нынешние реформы, и пошел процесс приватизации, власть и собственность в стране получили тоже только мужчины – те, кто был во власти или около власти, владел информацией об истинном положении дел. Всегда мужчины боялись доверять высокие посты представительницам “слабого пола”, ссылаясь на их эмоциональность и чувствительность. Но мы помним Нефертити, Аспазию, Клеопатру, Екатерину II и многих других прекрасных дам, которым пришлось взваливать на себя груз ответственности за дела в государстве. Женщины истории доказали, что “слабый пол” способен взять на себя те проблемы и трудности, которые считаются привилегиями мужчин. Вопрос о том, может ли женщина наравне с мужчиной занимать высокие посты, уметь вертеться в кругах интеллектуалов, работать на самых высоких должностях в политической сфере, стал извечным. Но до сих пор женщина – политический руководитель – скорее исключение из правил, чем норма.
Сейчас положение изменяется. Женщины завоевывают одну позицию за другой в бизнесе, предпринимательстве, науке. Пpaктически во всех странах мира, где женщины приходят к власти, они доказывают, что у “слабого пола” в настоящий момент есть свои особые социальные интересы, что они подчас более эффективно, чем мужчины, трудятся и более последовательны в достижении поставленных целей.
Считается, что дискриминация – явление естественное, связанное с биологической сущностью женщины, что существенно ограничивает потенциал ее социальной активности. Однако в Швеции женщина может быть депутатом парламента и иметь 3-4 детей, которые прекрасно воспитываются в детских садах, где по 5-6 человек в группе. В Шведском парламенте есть специальная комната для кормящих матерей. В Финляндии президент – Тарья Халонен – женщина, премьер-министр – женщина, мэр Хельсинки – женщина. Главная государственная задача – благосостояние каждого жителя страны. А ещё сто лет назад Финляндия была слабым неразвитым придатком Российской империи.
Во французском национальном собрании происходит обсуждение законопроекта о необходимости численного равенства женщин и мужчин в списках кандидатов в депутаты в структуры представительной власти всех уровней. В нем предусматриваются специальные меры, чтобы это равенство было соблюдено: от отказа в регистрации партийных списков в ходе избирательной кампании до штрафных санкций. Так утверждается идея паритетной демократии, то есть равного представительства мужчин и женщин в структурах власти. Идею паритетной демократии француженки стали отстаивать примерно в одно время с нами – в начале 90-х годов. За эти годы француженки продвинулись до обсуждения готового законопроекта. А мы, не только не продвинулись, но заметно откатываемся назад, несмотря на то, что одна из лидеров Союза правых сил Ирина Хакамада выдвинула себя на пост Президента РФ, правда с оговоркой, что она не собирается стать президентом, а хочет только, чтобы её услышали. Можно по-разному относиться к ней, но выбор такого средства быть услышанной вызывает уважение.
Известны представительницы “слабого пола”, пришедшие в политику и успешно осуществлявшие ее в интересах своих государств. Среди них Маргарет Тэтчер (Англия), Моно Алин (Швеция), Мадлен Олбрайт (США), Индира Ганди (Индия), Беназир Бхутто (Пакистан), Ганди Чиллер (Греция), Мери Робинсон (Ирландия), ГРУ Харлем Брунтланд (Норвегия), принцесса Диана (Англия), королева Биатрикс (Голландия), королева Сильвин (Швеция), Валентина Матвиенко (Россия), Ирина Хакамада (Россия), Елена Мизулина (Россия), Галина Старовойтова (Россия), Татьяна Комарова (Председатель комитета по природным ресурсам ГД), Э. Панфилова, политологи Т. Нарочницкая, О. Голутовина и другие.
Сравним государственную деятельность, раскроем положительное влияние женщин – политиков в решении различных вопросов, но вместе с их политической жизнью покажем их женскую судьбу жены, матери, бабушки.
Галина Старовойтова
Говоря об известных женщинах-политиках России, нельзя не сказать и о Галине Старовойтовой, бывшей сопредседателем движения “Демократическая Россия”. В 98-м году стало ясно, что к женщинам наконец-то стали относиться как к серьезным партнерам или противникам. Будучи депутатом Государственной думы и одновременно сопредседателем движения, она стала представлять опасность для своих политических конкурентов, и поэтому ее решили убрать с политической сцены. Самой большой потерей для народа стала гибель Галины Старовойтовой. Как ни кощунственно это звучит, но в ее трагическом уходе есть элемент красоты: как и Индира Ганди, она ушла на самом взлете, редчайшим образом состоявшись во всем, в чем только может преуспеть женщина: она была и известным ученым, и прекрасной матерью, и заботливой бабушкой, и счастливой новобрачной. И ярким политиком, которого в честной борьбе конкуренты победить не могли.
В последние годы внешне она очень походила на Екатерину II – подмечали буквально все, и это было как определенное знамение. Жаль только, что Россия не сумела ее сохранить. Эту женщину выдвигали даже на пост президента нашей страны. Галину больше прельщала норма избирательного закона в Норвегии, которому ни один пол не должен быть представлен в парламенте более чем на 60 %. Но, к сожалению, некие исполнители заказных убийств совершили расправу над Галиной Старовойтовой. Есть предположение, что ее убила женщина-киллер. Еще не было случая, чтобы женщина-киллер стреляла в женщину. Порой очень обидно, что убивают тех людей, которые действительно смогли бы хоть что-нибудь сделать для общества.
Женщины, играющие значительную роль в политике не только своей страны, но и мира.
Маргарет Хильда Тэтчер “Железная леди” - премьер-министр Великобритании. Железная леди была самой властной женщиной в мире в течение 10 лет. Маргарет Тэтчер была сильной, но честной, способной проявить упрямство, но и войти в положение противника, честолюбивой, но невозмутимой и хладнокровной. Тэтчер достигла самой вершины власти элиты, ориентированной на мужское превосходство, и достигла этого, только посвятив всю свою жизнь целеустремленности и борьбе. Ее медленный, мелкими шажками, подъем к вершине власти начался из среды малоимущего класса Англии, это начало казалось немыслимым для достижения столь высокой цели. Она совершила невозможное: дочь непритязательного владельца магазина имела безрассудство вторгнуться в надежно защищенную крепость мужской власти и стать премьер-министром Великобритании. Она оставила неизгладимый след в истории своей страны и повлияла на образ мышления всего британского общества, но самое большое наследие она оставила для целеустремленных молодых женщин-лидеров, желающих следовать по ее стопам. Маргарет Тэтчер пришла к власти с философией, основанной на осуждении правительства, и с жестко прагматичным отношением к происходящим событиям. Этими уникальными качествами она вооружилась, чтобы тащить на себе нудную и ограниченную мелкими уступками машину политической системы. Большинство издавна назначенных бюрократов ненавидели ее, но также и боялись. И на это у них были причины. Железная леди не собиралась ходить вокруг да около и делать что-либо спустя рукава. Она осмелилась быть непохожей на других, потому что еще отец внушал ей каждый день по капле убеждение, что все будет замечательно, если она будет “не как все”. Он твердил, что “непохожие” руководят людьми, а “тунеядцы” во всем им следуют. Он убеждал ее “никогда не следовать за толпой, а вести ее за собой”. Молодая Маргарет вооружилась мудрым заветам отца и стала лидером, которого мир не забудет. Тэтчер – превосходная модель “женского лидера” для всех женщин, где бы они не находились. Она сломала ту традиционную основу, которую давно следовало сломать. Эта неукротимая леди всегда руководствовалась девизом: “Цель и направление”. Первым шагом к завоеванию национального признания было решение Тэтчер отменить программу бесплатной раздачи молока для детей. Она решила реформировать систему социальных пособий, сэкономить деньги, перераспределив суммы, предназначенные для школьных программ раздачи молока, самим преподавателям. В феврале 1975 года Маргарет Тэтчер стала первой женщиной, передать которой лидерство была готова любая партия в Англии. Она энергично проводила компанию против “государства всеобщего благоденствия” и клялась постепенно сгладить борьбу за власть между лейбористами и правительством. “Узаконьте право сохранить то, что осталось!” - стал одним из ее призывов к единству. В июне 1975 года она говорила в Национальном исполнительном комитете профсоюза: “Слишком мало богатых и слишком мало прибыли”, а в октябре утверждала еще более четко: “Путь к восстановлению лежит через прибыль”. Наконец, в выступлении на телевидении “Thames” в апреле 1979 года, Тэтчер производит cмepтельный залп по профсоюзам, который должен был стать прелюдией к ее будущему режиму: “В этой стране есть люди, которых можно и нужно назвать великими разрушителями; они мечтают уничтожить суть свободного общества, которое мы имеем. Многие из этих разрушителей находятся в профсоюзах”.
Мери Робинсон – президент Ирландии. Сейчас она избрана новым Верховным Комиссаром ООН по правам человека. Декрет о ее назначении подписан генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном. В сентябре 2003 года кандидатура 53-летней ирландки была официально утверждена на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Победив на выборах в 1990 году, профессор права Робинсон стала первой в истории Ирландии женщиной-президентом и завоевала международную признательность успешной деятельностью на этом посту. Она также широко известна своими выступлениями в защиту демократических свобод в Ирландии в 70-80-х г.г. А будучи президентом, незаурядная женщина продолжила борьбу за права человека в более широком масштабе, уделяя особое внимание Северной Ирландии и районам конфликтов и бедствий в Африке. У Мери дружная семья – муж и трое детей.
Гру Харлем Брунтланд – эта женщина стала самым высокопоставленным представителем в Норвегии на международном уровне. Она приступила к выполнению обязанностей на посту Генерального директора Всемирной организации здравоохранения. В первый же день Брунтланд провозгласила решительную борьбу с малярией и с рекламой табака. В Норвегии эта обаятельная женщина пользуется огромной популярностью, о чем говорит ее многолетняя работа в качестве премьер-министра страны и председателя Норвежской рабочей партии. Именно таких женщин ждет наше будущее.
Кэролин Моррис – самая высокопоставленная афроамериканка в истории Федерального Бюро Расследования США. Она назначена на должность помощника директора ФБР по информационным ресурсам. Кэролин Моррис родилась в городе Джексон. В 1960 году окончила математический факультет Центрального Северокаролинского университета. Позже защитила кандидатскую диссертацию в Гарвардском университете. Работала преподавателем математики в средней школе, занималась исследованиями в области статистики и информатики. С 1980 года работает в ФБР.
Моно Алин – вице-премьер Швеции. Она занимает пост министра по вопросам равноправия. Своей главной задачей она считает превращение Швеции в наиболее прогрессивное государство в вопросах равенства, уже сейчас зарплата шведских женщин ближе к зарплате мужчин, чем в любой другой стране. В 1986-1987 годах она возглавляла шведский союз молодежи, 8 лет подряд была депутатом парламента. В начале 80-х вошла в кабинет министров, стала секретарем социал-демократической партии Швеции. Слывет достаточно жестким политиком. Общественные обязанности успевает сочетать с воспитанием троих детей.
Индира Ганди – премьер министр Индии. Получила образование в Индии и Швейцарии, училась в Оксфордском университете. Вступила в партию Индийский национальный конгресс (ИНК). Была избрана председателем этой партии. Принимала активное участие в борьбе против английского колониального господства. Подвергалась репрессиям со стороны колониальных властей. Члeн рабочего комитета и члeн Центральной избирательной комиссии ИНК, председатель женской организации этой партии и члeн Центрального парламентского совета Всеиндийского комитета ИНК. Председатель ИНК. Министр информации и радиовещания. Члeн национального совета обороны. Лидер парламентской фpaкции ИНК. Премьер-министр. Министр атомной энергии. Председатель плановой комиссии. Министр иностранных дел. В своих заявлениях в качестве главы правительства неоднократно подчеркивала необходимость сохранения основных принципов политики – неучастия Индии в военных блоках, поддержания мира и международного сотрудничества, дальнейшего развития и укрепления, дружественных советско-индийских отношений, осуществления планового развития национальных основ экономики. Провела национализацию 14 крупнейших банков. Выступала с осуждением агрессии США во Вьетнаме и Израиле против арабских стран.
Конечно, нам сложно равняться на западные страны, которые десятилетиями развивались по другой модели. Но, с другой стороны, у российских женщин, если они хотят изменить политический и мopaльно-нравственный климат в стране, стать полноценными гражданами, нет другого пути, кроме завоевания своей доли власти. Одним из главных тормозов паритетной гендерной политики в России является авторитарный тип существующих отношений власти. Признается авторитет силы, а сила всегда была преимуществом мужчин. Например, выборы. Демократическая, как утверждают лидеры, партия “Яблоко”.40% члeнов этой партии – женщины, а на выборы представляют 10% женских кандидатур. В выборах президента России 14 марта 2004 года 55% от всего числа голосующих были женщины, а сколько их во власти? Нельзя говорить, что у нас нет женщин, готовых разделить бремя власти с мужчинами – в каждом министерстве на уровне заместителей министров есть женщины. В недалеком прошлом мы помним активную, энергичную, прагматичную вице-президента Валентину Матвиенко. К сожалению, представляя абсолютное меньшинство во власти, женщины вынуждены играть по мужским правилам. В результате они, незаметно для себя, но очень быстро утрачивают самое главное своё богатство – очарование, женственность, мягкость, приобретают некоторые черты “сильных мира сего”, а теряют от этого все. Ирина Хакамада несколько лет назад, устремившись в вожди СПС, признавалась: “Мужчины не терпят женщину-политика”.
Представительницы прекрасного пола доказали, что проблемы мирового хаpaктера подвластны не только грубым, жестким, критическим, мужским умам, но и хрупким, нежным женским сердцам. Говорят, что женщина и политика – две вещи несовместимые, однако мы в который раз убеждаемся в обратном. В последние годы все более и более проявляется тенденция независимости женщин. Качества мужчины – защищать и принимать решения – проявляются все слабее, слабее. А женщины все чаще становятся ответственными и за себя, и за свою жизнь. Большинство наших проблем – это не проблемы отдельно мужчин или отдельно женщин. Это проблемы нашей жизни, и надо решать их вместе. Жизнь женщины-политика – это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать. Они “ведут за собой, а не следуют”, день за днем упopно работают над собой, не признают слов вроде “Я не могу” или “Это слишком трудно”. Сами создают свой собственный разум. Никогда ничего не делают только по той причине, что так делают твои друзья. Эта положительная черта хаpaктера, которая почти всегда других приводит в восхищение. Эти решительные и уверенные женщины-политики не собираются капитулировать перед всеотрицающими бюрократами, потому что у них достает мужества придерживаться своих убеждений. Возможно, именно женщины спасут нашу планету от всех разрушений и несчастий, которые она претерпела, именно женщины положат конец войнам, и на Земле будет процветать мир.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
01 12 2024 17:47:55
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
30 11 2024 12:36:29
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
29 11 2024 20:59:57
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
28 11 2024 13:37:36
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
27 11 2024 5:40:48
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
26 11 2024 1:28:11
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
25 11 2024 13:17:39
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
24 11 2024 12:11:15
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
23 11 2024 16:50:59
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
22 11 2024 15:11:52
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
21 11 2024 3:12:37
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
20 11 2024 14:17:36
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
19 11 2024 13:44:50
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
18 11 2024 20:42:11
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
17 11 2024 6:23:37
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
16 11 2024 16:35:53
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
15 11 2024 1:58:25
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
14 11 2024 12:20:59
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
13 11 2024 4:15:53
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
12 11 2024 0:29:40
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
11 11 2024 11:32:16
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
10 11 2024 10:33:24
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
09 11 2024 2:41:51
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
08 11 2024 1:24:32
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
07 11 2024 6:18:30
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
06 11 2024 17:20:36
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
05 11 2024 8:42:46
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
04 11 2024 21:39:58
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
03 11 2024 11:37:23
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
02 11 2024 16:27:16
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
01 11 2024 16:27:50
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
31 10 2024 20:27:53
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
30 10 2024 9:21:38
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
29 10 2024 16:49:38
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
28 10 2024 5:37:13
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
27 10 2024 8:53:13
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
26 10 2024 1:32:28
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
25 10 2024 13:41:15
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
24 10 2024 21:21:32
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
23 10 2024 0:46:20
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
22 10 2024 15:21:53
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
21 10 2024 16:51:21
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
20 10 2024 19:13:34
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
19 10 2024 2:53:34
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
18 10 2024 12:47:39
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
17 10 2024 5:13:40
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
16 10 2024 15:57:50
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
15 10 2024 11:34:57
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
14 10 2024 22:48:29
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
13 10 2024 14:11:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::