Роль женщины в современной политике
Никакое человеческое общество не может гармонично развиваться, продвигаясь к более высокому состоянию, если в нем принижена роль женщины и несбалансированно соотношение двух взаимодополняющих начал - мужского и женского. Ведь положение женщин, словно лакмусовая бумажка, выявляет действительную степень цивилизованности той или иной социальной или же религиозной общности, а также безошибочно отражает степень приверженности ее члeнов принципам гуманизма, равенства и милосердия. Как известно, в доисламские времена женщины являлись собственностью мужчин, и их положение было немногим лучше участи домашних животных: к примеру, вдовы были тогда всего частью общего наследства и наследник сам решал, то ли ему жениться на них, то ли попросту продать. А аpaбы-бедуины вообще считали рождение дeвoчки большим несчастьем и нередко либо приносили этих несчастных в жертву своим мнимым языческим “божествам”, либо просто зарывали живьем в песок, чтобы не тратиться на воспитание. Причем такая зверская жестокость по отношению к женскому полу наблюдалась в те далекие времена пpaктически повсеместно. Но сегодня мы воочию видим, как многие женщины обладают пытливым и ясным умом, а также весьма деловыми и нравственными качествами, в то время как некоторые современные мужчины, напротив, опускаются до самого беспомощного и унизительного состояния.
Общеизвестно, что европейские женщины получили законное право распоряжаться своим собственным имуществом в замужестве лишь во второй половине XIX века. Тогда как Ислам почти пятнадцать веков тому назад открыто провозгласил полную финансовую самостоятельность женщины и наделил ее неотъемлемым правом самой распоряжаться своими ценностями, иметь свой личный бизнес и подписывать необходимые для этого финансовые документы. В некоторых отсталых странах женщины по-прежнему находятся в тяжелом положении, угнетаются и унижаются.
На рубеже XX-XXI веков все более яркую роль в политической жизни мира, отдельных стран и народов стали играть женщины. Это свидетельство дальнейшей эмансипации женщин.
Женщины истории доказали, что “слабый пол” способен взять на себя те проблемы и трудности, которые обычно считаются привилегиями мужчин.
Женщины долгие годы добивались своей социальной независимости. Теперь мы уже привыкли к слову “эмансипация”, и нас не удивляют женщины-врачи, политики, военные.
Но вспомним, для чего была создана Ева? Чтобы быть спутницей Адама в его жизни, а потом хранительницей “огня-Прометея” и хорошей матерью. “Слабый пол” и по сей день ревностно сохраняет за собой право на эти хозяйские обязанности, а также – право на слабость. Женская судьба – дом, семья, дети; и надо согласиться с тем писателем, который сказал, что женщина хочет казаться слабой, потому что это единственная черта, не доставшаяся хаpaктеру мужчины. А, вообще, право выбора – быть женщине матерью или политиком – остается за ней. В конце концов, каждый ищет дело жизни по душе.
Вопрос о том, может ли женщина наравне с мужчиной занимать высокие посты, уметь вертеться в кругах интеллектуалов, работать на одной из самых высоких и трудных должностей в политической деятельности, стал уже извечным. Казалось бы, теперь для этого нет никаких препятствий, но только редкая женщина отважиться пойти в политику или стать директором крупнейшей фирмы. Но все-таки такие женщины есть: сильные, трудолюбивые, стремящиеся к самой вершине, но в тоже время женственные, ласковые, обаятельные и привлекательные.
Женщина в политике – явление редкое. Общество с трудом расстается с ущемленным представлением о том, что политика – удел сильных, что особо женских интересов в политике не существует, что есть общечеловеческие ценности, которые нужно отстаивать.
История участия женщин в высших органах правительства России и СССР бедна событиями. Графиня Панина возглавляла вопросы социального призрения во Временном правительстве недолгое время с февраля 1917 г. В первом советском правительстве из 67 занимавших различные посты народных комиссаров, была единственная и первая женщина – члeн правительства революционной России – Александра Коллонтай. Всего полгода она возглавляла Народный комиссариат государственного призрения. Не намного более активно управляли женщины советским государством и с 1922 по 1991 гг. Всего лишь двум женщинам было доверено управлять наркоматом рыбной промышленности и министерством культуры – Полине Жемчужиной и Екатерине Фурцевой.
Получается, что среди министров советские женщины составляли 0,5%. При этом даже в Политбюро и других органах ЦК КПСС женщины появлялись чаще – их было в общей сложности 3% за все время существования этих органов.
На международной арене главный шаг в достижении целей равноправия для женщин был сделан 18 декабря 1979 г., когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин – GEDAW. 165 государств обязаны в соответствии с международным правом обеспечивать равенство между мужчинами и женщинами в общественной, культурной, экономической, политической и социальной сферах.
Россия ратифицировала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в 1981 году. Однако при реализации Конвенции на национальном и региональном уровне возникают очень серьезные проблемы, связанные с очень низкой правовой грамотностью самих женщин в отношении своих прав, с недостаточным контролем со стороны гражданского общества, с недостаточным взаимодействием между государственными структурами, выполняющими международные соглашения через исполнение “Национального плана по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы” с неправительственными и некоммерческими женскими организациями.
В советское время включить женщин в активную политическую жизнь было просто. На места рассылалась разнарядка, по которой в список кандидатов в депутаты трудящихся предписывалось включить не менее 30% женщин в органы законодательной власти. Но ни для кого не секрет, что эти органы не обладали реальной властью. Власть была у КПСС. В общем составе населения было 45,8% мужчин и 54,2% женщин, в составе партии соответственно 79,1% и 20,9%, в составе ЦК партии – 97,2% и 2,8%, в Политбюро и секретариате ЦК партии – 100% мужчин. Поэтому, когда начались нынешние реформы, и пошел процесс приватизации, власть и собственность в стране получили тоже только мужчины – те, кто был во власти или около власти, владел информацией об истинном положении дел. Всегда мужчины боялись доверять высокие посты представительницам “слабого пола”, ссылаясь на их эмоциональность и чувствительность. Но мы помним Нефертити, Аспазию, Клеопатру, Екатерину II и многих других прекрасных дам, которым пришлось взваливать на себя груз ответственности за дела в государстве. Женщины истории доказали, что “слабый пол” способен взять на себя те проблемы и трудности, которые считаются привилегиями мужчин. Вопрос о том, может ли женщина наравне с мужчиной занимать высокие посты, уметь вертеться в кругах интеллектуалов, работать на самых высоких должностях в политической сфере, стал извечным. Но до сих пор женщина – политический руководитель – скорее исключение из правил, чем норма.
Сейчас положение изменяется. Женщины завоевывают одну позицию за другой в бизнесе, предпринимательстве, науке. Пpaктически во всех странах мира, где женщины приходят к власти, они доказывают, что у “слабого пола” в настоящий момент есть свои особые социальные интересы, что они подчас более эффективно, чем мужчины, трудятся и более последовательны в достижении поставленных целей.
Считается, что дискриминация – явление естественное, связанное с биологической сущностью женщины, что существенно ограничивает потенциал ее социальной активности. Однако в Швеции женщина может быть депутатом парламента и иметь 3-4 детей, которые прекрасно воспитываются в детских садах, где по 5-6 человек в группе. В Шведском парламенте есть специальная комната для кормящих матерей. В Финляндии президент – Тарья Халонен – женщина, премьер-министр – женщина, мэр Хельсинки – женщина. Главная государственная задача – благосостояние каждого жителя страны. А ещё сто лет назад Финляндия была слабым неразвитым придатком Российской империи.
Во французском национальном собрании происходит обсуждение законопроекта о необходимости численного равенства женщин и мужчин в списках кандидатов в депутаты в структуры представительной власти всех уровней. В нем предусматриваются специальные меры, чтобы это равенство было соблюдено: от отказа в регистрации партийных списков в ходе избирательной кампании до штрафных санкций. Так утверждается идея паритетной демократии, то есть равного представительства мужчин и женщин в структурах власти. Идею паритетной демократии француженки стали отстаивать примерно в одно время с нами – в начале 90-х годов. За эти годы француженки продвинулись до обсуждения готового законопроекта. А мы, не только не продвинулись, но заметно откатываемся назад, несмотря на то, что одна из лидеров Союза правых сил Ирина Хакамада выдвинула себя на пост Президента РФ, правда с оговоркой, что она не собирается стать президентом, а хочет только, чтобы её услышали. Можно по-разному относиться к ней, но выбор такого средства быть услышанной вызывает уважение.
Известны представительницы “слабого пола”, пришедшие в политику и успешно осуществлявшие ее в интересах своих государств. Среди них Маргарет Тэтчер (Англия), Моно Алин (Швеция), Мадлен Олбрайт (США), Индира Ганди (Индия), Беназир Бхутто (Пакистан), Ганди Чиллер (Греция), Мери Робинсон (Ирландия), ГРУ Харлем Брунтланд (Норвегия), принцесса Диана (Англия), королева Биатрикс (Голландия), королева Сильвин (Швеция), Валентина Матвиенко (Россия), Ирина Хакамада (Россия), Елена Мизулина (Россия), Галина Старовойтова (Россия), Татьяна Комарова (Председатель комитета по природным ресурсам ГД), Э. Панфилова, политологи Т. Нарочницкая, О. Голутовина и другие.
Сравним государственную деятельность, раскроем положительное влияние женщин – политиков в решении различных вопросов, но вместе с их политической жизнью покажем их женскую судьбу жены, матери, бабушки.
Галина Старовойтова
Говоря об известных женщинах-политиках России, нельзя не сказать и о Галине Старовойтовой, бывшей сопредседателем движения “Демократическая Россия”. В 98-м году стало ясно, что к женщинам наконец-то стали относиться как к серьезным партнерам или противникам. Будучи депутатом Государственной думы и одновременно сопредседателем движения, она стала представлять опасность для своих политических конкурентов, и поэтому ее решили убрать с политической сцены. Самой большой потерей для народа стала гибель Галины Старовойтовой. Как ни кощунственно это звучит, но в ее трагическом уходе есть элемент красоты: как и Индира Ганди, она ушла на самом взлете, редчайшим образом состоявшись во всем, в чем только может преуспеть женщина: она была и известным ученым, и прекрасной матерью, и заботливой бабушкой, и счастливой новобрачной. И ярким политиком, которого в честной борьбе конкуренты победить не могли.
В последние годы внешне она очень походила на Екатерину II – подмечали буквально все, и это было как определенное знамение. Жаль только, что Россия не сумела ее сохранить. Эту женщину выдвигали даже на пост президента нашей страны. Галину больше прельщала норма избирательного закона в Норвегии, которому ни один пол не должен быть представлен в парламенте более чем на 60 %. Но, к сожалению, некие исполнители заказных убийств совершили расправу над Галиной Старовойтовой. Есть предположение, что ее убила женщина-киллер. Еще не было случая, чтобы женщина-киллер стреляла в женщину. Порой очень обидно, что убивают тех людей, которые действительно смогли бы хоть что-нибудь сделать для общества.
Женщины, играющие значительную роль в политике не только своей страны, но и мира.
Маргарет Хильда Тэтчер “Железная леди” - премьер-министр Великобритании. Железная леди была самой властной женщиной в мире в течение 10 лет. Маргарет Тэтчер была сильной, но честной, способной проявить упрямство, но и войти в положение противника, честолюбивой, но невозмутимой и хладнокровной. Тэтчер достигла самой вершины власти элиты, ориентированной на мужское превосходство, и достигла этого, только посвятив всю свою жизнь целеустремленности и борьбе. Ее медленный, мелкими шажками, подъем к вершине власти начался из среды малоимущего класса Англии, это начало казалось немыслимым для достижения столь высокой цели. Она совершила невозможное: дочь непритязательного владельца магазина имела безрассудство вторгнуться в надежно защищенную крепость мужской власти и стать премьер-министром Великобритании. Она оставила неизгладимый след в истории своей страны и повлияла на образ мышления всего британского общества, но самое большое наследие она оставила для целеустремленных молодых женщин-лидеров, желающих следовать по ее стопам. Маргарет Тэтчер пришла к власти с философией, основанной на осуждении правительства, и с жестко прагматичным отношением к происходящим событиям. Этими уникальными качествами она вооружилась, чтобы тащить на себе нудную и ограниченную мелкими уступками машину политической системы. Большинство издавна назначенных бюрократов ненавидели ее, но также и боялись. И на это у них были причины. Железная леди не собиралась ходить вокруг да около и делать что-либо спустя рукава. Она осмелилась быть непохожей на других, потому что еще отец внушал ей каждый день по капле убеждение, что все будет замечательно, если она будет “не как все”. Он твердил, что “непохожие” руководят людьми, а “тунеядцы” во всем им следуют. Он убеждал ее “никогда не следовать за толпой, а вести ее за собой”. Молодая Маргарет вооружилась мудрым заветам отца и стала лидером, которого мир не забудет. Тэтчер – превосходная модель “женского лидера” для всех женщин, где бы они не находились. Она сломала ту традиционную основу, которую давно следовало сломать. Эта неукротимая леди всегда руководствовалась девизом: “Цель и направление”. Первым шагом к завоеванию национального признания было решение Тэтчер отменить программу бесплатной раздачи молока для детей. Она решила реформировать систему социальных пособий, сэкономить деньги, перераспределив суммы, предназначенные для школьных программ раздачи молока, самим преподавателям. В феврале 1975 года Маргарет Тэтчер стала первой женщиной, передать которой лидерство была готова любая партия в Англии. Она энергично проводила компанию против “государства всеобщего благоденствия” и клялась постепенно сгладить борьбу за власть между лейбористами и правительством. “Узаконьте право сохранить то, что осталось!” - стал одним из ее призывов к единству. В июне 1975 года она говорила в Национальном исполнительном комитете профсоюза: “Слишком мало богатых и слишком мало прибыли”, а в октябре утверждала еще более четко: “Путь к восстановлению лежит через прибыль”. Наконец, в выступлении на телевидении “Thames” в апреле 1979 года, Тэтчер производит cмepтельный залп по профсоюзам, который должен был стать прелюдией к ее будущему режиму: “В этой стране есть люди, которых можно и нужно назвать великими разрушителями; они мечтают уничтожить суть свободного общества, которое мы имеем. Многие из этих разрушителей находятся в профсоюзах”.
Мери Робинсон – президент Ирландии. Сейчас она избрана новым Верховным Комиссаром ООН по правам человека. Декрет о ее назначении подписан генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном. В сентябре 2003 года кандидатура 53-летней ирландки была официально утверждена на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Победив на выборах в 1990 году, профессор права Робинсон стала первой в истории Ирландии женщиной-президентом и завоевала международную признательность успешной деятельностью на этом посту. Она также широко известна своими выступлениями в защиту демократических свобод в Ирландии в 70-80-х г.г. А будучи президентом, незаурядная женщина продолжила борьбу за права человека в более широком масштабе, уделяя особое внимание Северной Ирландии и районам конфликтов и бедствий в Африке. У Мери дружная семья – муж и трое детей.
Гру Харлем Брунтланд – эта женщина стала самым высокопоставленным представителем в Норвегии на международном уровне. Она приступила к выполнению обязанностей на посту Генерального директора Всемирной организации здравоохранения. В первый же день Брунтланд провозгласила решительную борьбу с малярией и с рекламой табака. В Норвегии эта обаятельная женщина пользуется огромной популярностью, о чем говорит ее многолетняя работа в качестве премьер-министра страны и председателя Норвежской рабочей партии. Именно таких женщин ждет наше будущее.
Кэролин Моррис – самая высокопоставленная афроамериканка в истории Федерального Бюро Расследования США. Она назначена на должность помощника директора ФБР по информационным ресурсам. Кэролин Моррис родилась в городе Джексон. В 1960 году окончила математический факультет Центрального Северокаролинского университета. Позже защитила кандидатскую диссертацию в Гарвардском университете. Работала преподавателем математики в средней школе, занималась исследованиями в области статистики и информатики. С 1980 года работает в ФБР.
Моно Алин – вице-премьер Швеции. Она занимает пост министра по вопросам равноправия. Своей главной задачей она считает превращение Швеции в наиболее прогрессивное государство в вопросах равенства, уже сейчас зарплата шведских женщин ближе к зарплате мужчин, чем в любой другой стране. В 1986-1987 годах она возглавляла шведский союз молодежи, 8 лет подряд была депутатом парламента. В начале 80-х вошла в кабинет министров, стала секретарем социал-демократической партии Швеции. Слывет достаточно жестким политиком. Общественные обязанности успевает сочетать с воспитанием троих детей.
Индира Ганди – премьер министр Индии. Получила образование в Индии и Швейцарии, училась в Оксфордском университете. Вступила в партию Индийский национальный конгресс (ИНК). Была избрана председателем этой партии. Принимала активное участие в борьбе против английского колониального господства. Подвергалась репрессиям со стороны колониальных властей. Члeн рабочего комитета и члeн Центральной избирательной комиссии ИНК, председатель женской организации этой партии и члeн Центрального парламентского совета Всеиндийского комитета ИНК. Председатель ИНК. Министр информации и радиовещания. Члeн национального совета обороны. Лидер парламентской фpaкции ИНК. Премьер-министр. Министр атомной энергии. Председатель плановой комиссии. Министр иностранных дел. В своих заявлениях в качестве главы правительства неоднократно подчеркивала необходимость сохранения основных принципов политики – неучастия Индии в военных блоках, поддержания мира и международного сотрудничества, дальнейшего развития и укрепления, дружественных советско-индийских отношений, осуществления планового развития национальных основ экономики. Провела национализацию 14 крупнейших банков. Выступала с осуждением агрессии США во Вьетнаме и Израиле против арабских стран.
Конечно, нам сложно равняться на западные страны, которые десятилетиями развивались по другой модели. Но, с другой стороны, у российских женщин, если они хотят изменить политический и мopaльно-нравственный климат в стране, стать полноценными гражданами, нет другого пути, кроме завоевания своей доли власти. Одним из главных тормозов паритетной гендерной политики в России является авторитарный тип существующих отношений власти. Признается авторитет силы, а сила всегда была преимуществом мужчин. Например, выборы. Демократическая, как утверждают лидеры, партия “Яблоко”.40% члeнов этой партии – женщины, а на выборы представляют 10% женских кандидатур. В выборах президента России 14 марта 2004 года 55% от всего числа голосующих были женщины, а сколько их во власти? Нельзя говорить, что у нас нет женщин, готовых разделить бремя власти с мужчинами – в каждом министерстве на уровне заместителей министров есть женщины. В недалеком прошлом мы помним активную, энергичную, прагматичную вице-президента Валентину Матвиенко. К сожалению, представляя абсолютное меньшинство во власти, женщины вынуждены играть по мужским правилам. В результате они, незаметно для себя, но очень быстро утрачивают самое главное своё богатство – очарование, женственность, мягкость, приобретают некоторые черты “сильных мира сего”, а теряют от этого все. Ирина Хакамада несколько лет назад, устремившись в вожди СПС, признавалась: “Мужчины не терпят женщину-политика”.
Представительницы прекрасного пола доказали, что проблемы мирового хаpaктера подвластны не только грубым, жестким, критическим, мужским умам, но и хрупким, нежным женским сердцам. Говорят, что женщина и политика – две вещи несовместимые, однако мы в который раз убеждаемся в обратном. В последние годы все более и более проявляется тенденция независимости женщин. Качества мужчины – защищать и принимать решения – проявляются все слабее, слабее. А женщины все чаще становятся ответственными и за себя, и за свою жизнь. Большинство наших проблем – это не проблемы отдельно мужчин или отдельно женщин. Это проблемы нашей жизни, и надо решать их вместе. Жизнь женщины-политика – это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать. Они “ведут за собой, а не следуют”, день за днем упopно работают над собой, не признают слов вроде “Я не могу” или “Это слишком трудно”. Сами создают свой собственный разум. Никогда ничего не делают только по той причине, что так делают твои друзья. Эта положительная черта хаpaктера, которая почти всегда других приводит в восхищение. Эти решительные и уверенные женщины-политики не собираются капитулировать перед всеотрицающими бюрократами, потому что у них достает мужества придерживаться своих убеждений. Возможно, именно женщины спасут нашу планету от всех разрушений и несчастий, которые она претерпела, именно женщины положат конец войнам, и на Земле будет процветать мир.
Современные тенденции в историческом образовании дают возможность учителям использовать различные педагогические технологии. На уроке показана работа с различными источниками, решение познавательных задач по теме, анализ эпистолярного жанра, письма якутян, земляков к родным во время войны. Учтены индивидуальные различия учащихся, дифференцированный подход к каждому.
...
04 06 2023 16:57:37

Урок обществознания формирует ключевые понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"; рассматривает разные точки зрения на происхождение человека; знакомит с различными философскими определениями сущности человека....
03 06 2023 11:41:35
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами.
...
02 06 2023 8:21:43
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
01 06 2023 5:21:13
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
31 05 2023 13:21:56
Представлен конспект урока истории по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."....
30 05 2023 23:48:40
Необычность урока в том, что проводится он двумя учителями истории, чтобы наглядно продемонстрировать учащимся возможность разной интерпретации и оценки одних и тех же исторических фактов. Учащиеся после урока отмечали, что нелегко определиться с выбором, если каждый учитель настойчиво отстаивает свою точку зрения, противоположную версии другого учителя. Но именно в такой ситуации дети учатся размышлять, делать выводы, отстаивать своё мнение и опровергать аргументы оппонентов. ...
29 05 2023 11:36:43
Проект направлен на формирование у студентов духовно-нравственной культуры, толерантности, инициативы и самостоятельности, призван развивать творческие способности студентов и интерес к творческой деятельности. Материалы данной разработки могут быть использованы на внеклассных мероприятия и уроках, посвященных воспитанию, культуре, творчеству. В проекте участвуют студенты разных групп и преподаватели разных дисциплин....
28 05 2023 15:52:26
Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма "Турецкий гамбит" и песня группы "Ногу свело" - "Идем на восток"....
27 05 2023 20:26:56
Данный спецкурс охватывает очень обширный период отечественной истории - с 1700 по 1917 год, от петровских реформ и становления Российской империи до ее краха в 1917 году. В рамках спецкурса предполагается рассмотреть лишь одну из сторон данного исторического этапа - становление, развитие и крах российской армии, ее славные победы и трагические поражения.
...
26 05 2023 22:59:32
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
25 05 2023 13:57:19
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
24 05 2023 21:29:12
Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охаpaктеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение.
...
23 05 2023 10:15:10
Урок разработан в логике компетентностного подхода с использованием технологии критического мышления. Его суть заключается в разработке обучающимися аналитических моделей политической системы общества, ее функций путем анализа и структурирования текстового материала учебного пособия и документа. В проекте урока выделены стадии ТРКМ: вызов, осмысление, рефлексия, функции каждой стадии, приемы и методы, роль учителя, формы познавательной деятельности обучающихся, формируемые компетенции....
22 05 2023 19:13:19
Игра может проводиться в связи с датами принятия Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ для учащихся 9–10-х классов. Расширяет правовой кругозор учащихся и осознание того, что РФ является частью мирового сообщества, доступна для ученика любого уровня подготовленности....
21 05 2023 7:41:36
Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству – такова основная цель изучения норм международного гуманитарного права....
20 05 2023 5:48:21
Работа в группах вызывает положительные эмоции, позволяет без излишнего напряжения решать познавательные задачи, стимулирует творческую деятельность учащихся, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания. Одной из важнейших задач является развитие творческой мысли учащихся, умения самостоятельно добывать знания и находить им пpaктическое применение. ...
19 05 2023 2:17:57
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
18 05 2023 0:47:14
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
17 05 2023 22:20:21
Урок "Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интеpaктивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием ИКТ поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....
16 05 2023 14:45:49
Представлен материал о кризисе в XIV–XV веках европейского средневекового общества. Учащиеся знакомятся с причинами, ходом, результатами крестьянских восстаний в период Столетней войны....
15 05 2023 2:35:47

Учащиеся знакомятся с историей развития Дальнего Востока в конце ХIХ – начале ХХ в. Рассматривается влияние общероссийских исторических событий на развитие дальневосточного региона, Приморского края, города Владивостока....
14 05 2023 4:51:17
Урок по теме рекомендуется для проведения в 8-м классе. Основной акцент при создании образа отечественной войны сделан на рассмотрение и изучение документальных источников, в основном это воспоминания современников. Достижению поставленной цели способствует презентация, в которую включена вставка видеосюжета. Очень важным считаю воспитание патриотизма на уроках истории, для более яркого проявления чувств использовала цвета, создание ромашки. Этот элемент урока использовался еще и как физкультминутка. Урок предполагает умение выражать собственное мнение и критическое мышление....
13 05 2023 23:14:53
Урок по теме «Театр в Греции» входит в состав темы «Культура Древней Греции». Занятие способствует развитию интереса учащихся к мировой культуре и позволяет расширить знания в области театрального искусства, его происхождения и развития в Древней Греции. Главное внимание уделяется формированию аналитического мышления, благодаря которому дети учатся выявлять отличительные черты современного театра и древнегреческого....
12 05 2023 16:23:30
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе.
Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента.
Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....
11 05 2023 19:42:32
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
10 05 2023 9:54:15
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся.
Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
09 05 2023 7:21:36

В ходе урока ученики знакомятся с мальчиком Микитой, который отправился в Москву Ивана Грозного. Учащиеся в ходе урока отгадывают кроссворды, тесты, помогают мальчику составить письмо. Своей работой ученики оказывают помощь и поддержку Микитке и входят с ним в Москву....
08 05 2023 22:55:39
Преобразования во всех областях русской жизни, осуществленные Петром I, – одно из самых сложных, спopных явлений русской истории. Петербург, вскоре становится крупным центром промышленности, торговли и культуры. Цели и задачи урока: познакомить учащихся с архитектурным историческим наследием г. Санкт-Петербурга, известными итальянскими и русскими зодчими, стилями барокко и классицизм. Содействовать воспитанию в детях бережного отношения к наследию своего прошлого....
07 05 2023 2:37:11
Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять хаpaктеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете".
...
06 05 2023 14:22:23
События 1894-1916 годов в истории России позволяют учащимся сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ–ХХ веков, понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны....
05 05 2023 22:23:28
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
04 05 2023 16:44:47
Цель урока: сравнить рабовладение в США и крепостное право в России; сформировать знания о предпосылках отмены рабства и крепостного права путем анализа положений реформ, выявить их прогрессивные черты; на анимированной исторической карте отметить государства США и России. Урок проводится в форме исторической игры-путешествия с использованием мультимедиа....
03 05 2023 13:36:58
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
02 05 2023 23:58:21
Цель урока: знакомство с основными сражениями Великой Отечественной войны. Урок имеет фото- и видеоматериал, которые представлены в презентации. Работа в группах по методу Джигсо задействует на уроке каждого учащегося. Урок развивает умения учащихся выделять главное, работать с текстом, передавать информацию другим, переносить знания в новую ситуацию, оценивать....
01 05 2023 11:20:33
Данный урок истории ставит своей задачей закрепление полученных знаний; формулирование понятия «цивилизация»; выделение основных признаков и этапов цивилизации.
...
30 04 2023 22:24:42
На уроке проверяются, обобщаются и углубляются знания учащихся по истории советского общества за период конца 40-х – начала 80-х гг.; развиваются умения анализировать, сравнивать и давать собственную оценку деятельности правительства во главе с лидером, а также развитию творческого воображения. Решается задача воспитания чувства ответственности за судьбу своего Отечества. Занимательный хаpaктер урока способствует усилению мотивации к изучению предмета....
29 04 2023 23:53:53
Разработка урока по истории Древнего мира для 5-го класса. На уроке используются различные формы работы, элементы игры. Методы и приемы: работа с учебником, картой, атласом, контурными картами, составление схемы "Структура древнеегипетского общества", словарная работа, рассказ, беседа, закрепление материала. Цель урока: познакомить с бытом, образом жизни представителей различных категорий населения Древнего Египта.
...
28 04 2023 9:13:20
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
27 04 2023 14:22:31
Урок нацелен на знание вопроса об объединении страны, о значении объединения не только для самой страны, но и для ее жителей. Данный урок проводился по технологии РКМЧП. Материал, усвоенный на уроке, закрепит у детей мысль о том, что объединение и централизация государства – это необходимое условие для существования страны, это означает и сплоченность всего народа....
26 04 2023 5:50:59
Интеллектуальная игра проводится как внеклассное мероприятие или как обобщающий урок по теме ВОВ. Основные задачи: закрепление знаний учащихся по теме, формирование умений работать мобильно на уроке, воспитание человечного отношения к людям....
25 04 2023 5:15:15
Несколько групп учащихся готовят мини-исследования по различным темам. В ходе работы дети овладевают такими методами исследования, как анкетирование, интерпретация полученных результатов. Для оформления материалов проекта используются компьютерные технологии. На уроке у ребят есть возможность продемонстрировать свои информационные умения, навыки публичного выступления....
24 04 2023 14:43:39
Цель урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями....
23 04 2023 18:21:28
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
22 04 2023 0:47:29
Представлен конспект урока истории по программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев "Всеобщая история" (авторы Колпаков С.В., Пономарёв М.В.) к учебнику "История Древнего мира" для 5-го класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.), издательство "Просвещение", 2003. Тема урока "Быт древних греков"....
21 04 2023 12:11:36
Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников.
...
20 04 2023 4:43:33
Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи.
...
19 04 2023 14:37:32
На уроке защищаются групповые проекты «Литература России во второй половине XVIII века»(тип проекта – творческий), «Архитектура екатерининской эпохи» (тип проекта – пpaктико-ориентированный), «Народная культура. Игры и забавы на Масленицу» (тип проекта – игровой)....
18 04 2023 13:17:43
Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....
17 04 2023 13:19:18
Данный урок разработан для учащихся 9-го класса. Урок может быть использована как в курсе истории Отечества, так и при изучении вопросов связанных с региональным компонентом. Использование на уроке ТСО повышает познавательный интерес у детей, что, несомненно, сказывается на уровне усвоения данного материала....
16 04 2023 23:48:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::