Обобщающий урок по теме: "Изменение в гербе: в чем причина?" (От Ивана III к Ивану IV)
Цели:
- Образовательная: обобщить материал по истории России конца ХV – начала ХVI века, завершающего периода в образовании Российского централизованного государства, показать связь между государственным символом и историей государства;
- Развивающая: развивать монологическую речь учащихся, умения сравнивать и синтезировать материал, выстраивать причинно-следственные связи, развитие творческих способностей учащихся;
- Воспитательная: привлечь внимание и пробудить интерес к истории Российского герба, воспитание патриотизма.
Материалы и оборудование:
- Изображение герба Российской Федерации;
- Личные гербы учащихся, нарисованные ими на занятиях по курсу “Вспомогательные исторические дисциплины”.
- Таблица “Рисунки государственного орла” (для каждого учащегося).
- Приложение 1;
Карта “Образование Русского централизованного государства”;
Эпиграфы к уроку:
Символ – художественный образ, воплощающий какую-то идею. (Словарь иностранных слов)
Я нашел, друзья, нашел,
Кто виновник бестолковый
Наших бедствий, наших зол.
Виноват во всем гербовый,Двуязычный, двухголовый,
Всероссийский наш орел. (В.С. Курочкин -поэт начала ХХ века)
(Слова второго эпиграфа “Гербовый, двуязычный, двухголовый, всероссийский наш орел” закрыты листом ватмана).
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня урок у нас не совсем обычный. Мы постараемся применить знания, полученные на занятиях по курсу “Вспомогательные исторические дисциплины” (я имею в виду – геральдику) и на основе их обобщить материал по истории ХV – ХVI веков, который мы с вами только что прошли.
В конце урока мы должны ответить на вопрос, вынесенный в тему: в чем причины изменения Российского герба? А для аргументированного ответа на этот вопрос нам необходимо будет найти общее и различия в политике трех государей Ивана Ш, Василия Ш, Ивана IV.
Таким образом, обобщить материал нам поможет герб России, на современный вариант которого вы уже обратили внимание.
Изучая русскую историю, мы постоянно сравниваем исторический путь России и Западной Европы, задаем вопросы – почему у нас – так, а у них по-другому? Эти вопросы волновали русских людей во все времена. Ответы все давали разные. Поэт-демократ начала ХХ века Василий Курочкин тоже искал ответ на этот вопрос и нашел
Я нашел, друзья, нашел,
Кто виновник бестолковый
Наших бедствий, наших зол.
Виноват во всем…
Ответ Василия Курочкина пока скрыт от нас. Давайте мы сегодня попробуем найти свой ответ на этот вопрос, а потом, если захотим, сверим его с ответом поэта.
Вопрос учителя (далее: Вопрос): Вспомните, что такое герб?
Ответ учащихся (далее: Ответ): Герб – отличительный знак, символ города, государства, сословия, рода, отдельного человека.
Учитель: Итак, это символ, а символ, по тpaктовке словаря иностранных слов, художественный образ, воплощающий какую-то идею.
Вопрос: Вспомните, у кого впервые в Западной Европе появились гербы?
Ответ: У рыцарей это был отличительный знак одного человека.
Учитель: Вы в свое время вслед за средневековыми рыцарями попробовали нарисовать свой герб. Посмотрите на них еще раз. Герб – это символ. Что воплощают ваши символы?
Ответ: Они воплощают хаpaктер, увлечения, стремления человека. Каждый пытался в символе выразить самого себя.
Учитель: посмотрите, какие вы разные. Вспомните, легко ли вам было воплощать себя в гербе? Представьте, что вам было бы дано задание нарисовать герб соседа. Что легче, рисовать свой или чужой герб?
Ответ: Рисовать свой герб легче, так как себя, свои стремления и желания мы знаем лучше.
Учитель: Свои гербы вы рисуете сами, а кто раньше рисовал герб государства?
Можно дать возможность ребятам сделать предположения. Обычно сразу говорят, что герб государства рисует царь, но потом учащиеся приходят к выводу, что герб рисуют художники, простые люди.
Учитель: Герб государства рисуют простые люди. В ХV-ХVI веках это делали люди, работавшие на Царском подворье, а потом в Посольской избе или приказе. Их могли звать по-разному. Ивашка Долгий, Афонька Чернов, а, может, Сережка сын Гончара или Ивашка Проняев рисовали герб государства. Но что же воплощает герб государства? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, рассмотрев историю нашего герба.
Вопрос: Когда и при каких обстоятельствах у России появился герб – двуглавый Орел?
Ответ: В период правления Ивана Ш Васильевича появляется главная составная часть герба России - двуглавый орел. Дело в том, что в 1472 году Иван Ш заключил бpaк с наследницей Византийского престола царевной Софьей Палеолог. Родовым гербом Византийского государства был двуглавый орел, который символизировал Двуглавую Римско-Византийскую империю, охватывавшую Восток и Запад. И именно он был изображен на стяге, который везли впереди свадебного поезда цесаревны. Иван Ш воспринял это как великую честь (возможность встать рядом со всеми иными европейскими государствами) и принял герб как символ государства. Таким образом, двуглавый орел прилетел на русскую землю из Византии.
Вопрос: Откройте папки с рабочим материалом урока и достаньте листочки с изображениями двуглавых орлов. Посмотрите, какие они разные. Попробуйте определить, какой из них русский? (Вопрос каверзный и задается для того, чтобы заинтересовать учащихся. Будут раздаваться разные версии. Чем больше, тем интереснее. Неожиданно потом звучит ответ учителя).
Учитель: Все шесть орлов, представленных на рисунках, русские, но относятся к разным периодам русской истории. Каким же был орел Софьи Палеолог?
(Учитель вешает на доску изображение Орла Софьи Палеолог. Приложение 2. (Рис.1.) Вот таким черным силуэтом был Византийский Орел, головы которого символизировали империю, протянувшуюся с Запада на Восток. Но скоро он наливается плотью и сильно меняется. (Учитель вешает на доску изображение следующего орла. Рис. 2.)
Гpyдь его покрывается Московским щитом с изображением Ге opгия Победоносца.
Вопрос: Почему именно Московский щит лег на гpyдь Орла?
Ответ: Образование Российского централизованного государства происходило вокруг Москвы, а гербом Московского княжества была икона-эмблема Воина небесного Св.Ге opгия Победоносца, поражающего копьем змея.
Вопрос: Что символизирует герб Москвы?
Ответ: Ге opгий Победоносец символизировал идею борьбы России с антихристовым злом за утверждение правды Христа.
Учитель: Таким был Орел Ивана Ш. Кто его рисовал? Может Сашка Гусь или Ивашка Долгий. Но потом кто-то с не менее прекрасным именем рисует уже другого Государственного Орла.
(Учитель вешает на доску изображение следующего орла. Рис. 3. Этот орел в таблицах у учащихся под №1.)
Вопрос: Давайте вспомним детское задание, которое любят выполнять малыши – найди различия в двух картинках. Но не забывайте, что это задание должно нам помочь решить серьезную проблему. Итак, что отличает Орла № 1 от того, который висит на доске?
Рис.1
Рис. 2
Рис. 3
Учащиеся отмечают, что в лапах Орла появились меч, крест, изменили форму короны и, как это ни странно, не сразу, но замечают, что Орел поднял крылья и как бы взлетел.
Вопрос: Что может символизировать меч? Зачем он появился в лапе Орла?
Ответ: Государство должно было защищать себя от осколков Золотой Орды – Казанского, Астpaxaнского, Крымского, Сибирского ханств, вело борьбу за земли на западных границах.
Вопрос: Зачем в лапе Орла появился крест?
Ответ: В лапе Орла крест православный. Он означает, что Россия остается верной православию и дает отпор всем попыткам папы Римского распространить католичество.
Вопрос: Какое событие в русской истории периода Ивана Ш могло заставить Орла взлететь?
Ответ: В 1480 году в ходе стояния на Угре произошло свержение многовекового монголо-татарского ига.
Учитель: Помните, что символ воплощает какую-то идею. Какую идею воплотил Орел Ивана Ш?
Ответ: Идею создания нового православного государства, которое готово себя защищать – государства Россия, объединение которого завершилось в период правления Ивана Ш.
Учитель: Мы сравнили с вами двух Орлов Ивана Ш. А теперь продолжим эту работу в группах. Каждая группа сравнивает предложенного ей орла с предыдущим и пытается определить, какому периоду он мог соответствовать. Подсказка одна: в расположении Орлов соблюдена хронология, а вы знаете, кто за кем правил: Иван Ш, Василий Ш, Иван IV Грозный. Три правителя, но шесть Орлов. Я надеюсь, вы решите эту задачу. Потом каждая группа отчитается о проделанной работе.
- Группа №1 сравнивает Орла 2 с 1.
- Группа №2 сравнивает Орла 3 с 2.
- Группа №3 сравнивает Орла 4 с 3.
- Группа №4 сравнивает Орла 5 с 4.
- Группа №5 сравнивает Орла 6 с 5.
Отчет групп о проделанной работе дается по следующей схеме: какие изменения произошли в Орле, к чьему периоду правления он может относится, что могут означать произошедшие в Орле изменения. Весь класс по мере отчета групп делает записи в соответствующие колонки таблицы.
Учитель: Вот мы и закончили с вами детскую игру, которая, я думаю, помогла нам сделать важный вывод, ответить на вопрос урока: в чем причина изменения в гербе России?
Ответ: Изменения в политике правителей приводила к изменениям в гербе.
Вопрос: Посмотрите на Государственных Орлов трех правителей и по ним определите, что общего в их правлении (какой символ нам об этом говорит), в чем различия?
Ответ: Все три правителя России воевали за Смоленские земли на западе и боролись с осколками Золотой Орды. Об этом говорит меч. Причем меч с каждым новым правлением удлиняется, что говорит об активизации внешней политики России.
Все три правителя защищали православие от попыток насаждения католицизма, о чем говорит православный крест. И все правители заботились об усилении самодержавного правления, что символизирует корона.
Различия в символах наблюдаются следующие. Во-первых, меч становится длиннее, что говорит об усилении воинственности и активизации внешней политики. Во-вторых, две маленькие сменяются одной большой короной, что говорит об усилении самодержавия.
Учитель: Вот и помог нам герб России обобщить пройденный материал. Но почему сегодня герб не меняется, а в прошлом менялся так часто? Дело в том, что вплоть до конца ХIХ века Российский герб не был регламентирован, и это давало возможность каждому новому художнику рисовать его несколько иначе. Представьте, что сегодня наш герб тоже не был бы четко определен, и вам представилась возможность нарисовать Государственный герб России. Каким бы он был? Это и будет ваше домашнее задание.
Мы сделали важный вывод, что герб России, как символ государства, как художественное воплощение основной идеи государственности изменялся, так как менялась политика правителей. Вы правильно решили задачу, которая перед вами была поставлена. Но я вам намеренно не сказала полностью условие задачи, а вы уже знаете, изучая царицу наук – математику, что измени немного условие задачи, меняется и ответ. Ни у кого не возник вопрос, а когда были нарисованы Орлы, в начале или в конце царствования государей. А ответ на этот вопрос сильно влияет на вывод урока. Дело в том, что пpaктически все орлы – коронационные, то есть рисовались к коронации правителей, а значит, появлялись в начале правления. Наш вывод поменяется в точности наоборот. Как?
Ответ: Изменения в гербе влияют на изменение в политике правителей.
Учитель: Видимо, именно об этом писал поэт Курочкин:
Я нашел, друзья, нашел,
Кто виновник бестолковый
Наших бедствий, наших зол.
Виноват во всем гербовый,
Двуязычный, двухголовый,
Всероссийский наш орел.
Государственный Орел будет влиять на политику вплоть до ХХ века. А может быть, нет? Нам трудно сейчас понять, как это рисунок может повлиять на правление. Да этого и не было, просто люди, рисовавшие герб жили в России, чувствовали ее нужды, беды, проблемы и успехи, а свои ожидания воплощали в Государственном гербе России. Но все это относится уже к философии истории, и мы поговорим об этом, когда станем чуть старше.
Урок демонстрирует роль устного народного творчества в формировании представлений о мире и человеке, прививает навыки работы в группе, развивает коммуникативность, умение ставить и решать проблемы через творческую деятельность сотрудничества, социальную ответственность перед своей группой....
25 09 2023 17:17:42
Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....
24 09 2023 6:46:24
Урок проводится в 5-х классах, цель урока — сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей.
...
23 09 2023 6:21:46
Цель: патриотическое воспитание учащихся. Задачи: воспитание уважения к историческому прошлому своего народа; познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью видеоматериалов, музыкальных произведений и поэзии....
22 09 2023 21:35:19
Материал урока позволяет рассуждать об альтернативах исторического пути стран, регионов, мира. Используются элементы исследовательской деятельности и игровой технологии. Форма урока – деловая игра. Обсуждение проблемы идет по пути моделирования различных геополитических ситуаций, в ходе которого ведется поиск основ для межгосударственных союзов.
...
21 09 2023 22:41:22
Урок "Народническое движение" второй урок в изучении темы. На первом уроке учащиеся, работая в группах, определили основных представителей народнического движения, направления и методы их борьбы. На втором уроке звучит отчет групп и дальнейшее изучение темы. На уроке сопоставляется терроризм XIX века и современный терроризм....
20 09 2023 1:27:39
Отправной точкой является карта Древней Греции, на ней обозначены полисы, о которых идет речь на уроке. Переход на нужный слайд происходит через щелчок на один из городов. Точно также можно перейти от одного состязания к другому. Подробные описания переходов через гиперссылку описаны в разработке урока....
19 09 2023 10:39:30
План-конспект урока в 9-м классе, знакомящего с МГП, его основными нормами. На уроке объясняются такие понятия, как МГП, жертвы войны; термины: военные преступления, рассматривается роль МГП в урегулировании вооружённых конфликтов....
18 09 2023 7:55:19

Игра с информационными технологиями «Кто хочет стать историком» в форме телепередачи «Кто хочет стать миллионером». Цель мероприятия: в игровой форме повторить и закрепить материал по истории своего города....
17 09 2023 0:45:20
Урок проводится в 10-м классе. Предполагается, что учащиеся уже понимают, что такое «тоталитаризм», ориентируются в признаках тоталитаризма, осознают всю его опасность. Цель урока: сформировать знания учащихся об истории своего города в период существования на его территории Ухтпечлага. На примере Н.А. Бруни показать судьбу узника ГУЛАГа....
16 09 2023 11:59:40
Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интеpaктивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интеpaктивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....
15 09 2023 4:46:38
Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....
14 09 2023 18:11:24
Данная презентация предназначена для изучения нового материала по теме «Реформы П. А. Столыпина».
Пакет содержит информацию о реформаторской деятельности на рубеже 19 – 20 – х веков Столыпина П.А. в доступном, наглядном виде. Здесь же представлены проблемные и познавательные задания, которые должны быть отработаны на данном уроке. Такая форма урока развивает наглядно-образное мышление, аналитическую деятельность учащихся....
13 09 2023 0:55:38
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
12 09 2023 22:27:57
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
11 09 2023 6:33:47
В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....
10 09 2023 4:45:28

Цель урока: дать целостное представление о научных и культурных знаниях человека, жившего в Казанской губернии в первой половине XIX века; учить учащихся приёмам поисковой работы, умению применять знания в нестандартной обстановке; воспитывать осознание выдающихся достижений многонациональной культуры народов Российской империи периода её «золотого века»; воспитывать патриотические чувства учащихся, гордости за страну....
09 09 2023 17:42:41
В основе урока лежит использование технологии развития критического мышления, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. Урок носит личностно значимый хаpaктер, так как позволяет использовать региональный и краеведческий материал....
08 09 2023 3:41:22

Урок освещает тенденции и динамику развития древнерусского государства, хаpaктеризует сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, оценивает значение принятия христианства при князе Владимире, формирует умение работать с исторической картой, воспитывает любовь и уважение к истории страны....
07 09 2023 23:16:50
Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам.
...
06 09 2023 13:46:52
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
05 09 2023 21:54:45
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
04 09 2023 22:28:40
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
03 09 2023 13:10:48
Цель урока: проанализировать деятельность Екатерины II по преобразованию России; осмыслить страницы далекого прошлого; оценить реформы императрицы. В ходе урока на этапе закрепления планируются мини-дебаты. С учетом различного уровня подготовки обучающихся предлагается на выбор домашнее задание....
02 09 2023 15:59:35
В ходе освоения дисциплины студенты приобретают знания и умения, которые позволят им толерантно воспринимать адептов иной конфессии, распознавать и отличать деструктивные секты от традиционных религиозных систем. С учетом специфики задач указанной дисциплины и содержания изучаемого материала в преподавании рекомендуется использовать проблемный и интеpaктивный подходы, метод сравнительного анализа, разнообразную методику семинарских занятий - обсуждение, дискуссию, фронтальную беседу....
01 09 2023 0:27:19
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
31 08 2023 5:45:56
Целью данного занятия является формирование представления о Древней Руси, о русских князьях; развитие устной монологической речи; воспитание любви к Родине и пробуждение интереса к истории как науки....
30 08 2023 18:40:29
К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....
29 08 2023 22:53:41
Данный урок входит в раздел «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» по программе 6-го класса. Это итоговый урок. Область данного урока позволяет не только обобщить и систематизировать знания, но и выяснить, как возникли города, развить творческие способности. Урок сопровождается презентацией....
28 08 2023 12:37:55
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации и проводится для обобщения материала по теме "Древний Восток", формирования основных навыков и умений, углубления сведений по истории Древнего Китая. Различные виды заданий и формы работы позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету история.
...
27 08 2023 23:40:53
Урок по обществознанию для 8-го класса поможет учащимся осознать смысл слова "дружба", показать, что понятие "дружба" и взаимоотношения между людьми сохраняют свою значимость, не потеряли глубину чувствования и восприятия в современном мире.
...
26 08 2023 15:27:37
Уроки повторения зачастую бывают перегружены информацией, новыми понятиями, датами, что вызывает дополнительные сложности и не всегда способствует развитию интереса у ребят. Конечно, хочется, чтобы эти уроки были увлекательными, запоминающими, чтобы они вызывали интерес у ребят. Одним из способов сделать урок именно таким - это привлечь их на уроке к игровой деятельности....
25 08 2023 18:33:45
Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....
24 08 2023 13:21:50
Предлагаемая программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе РФ "Об образовании", в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы"....
23 08 2023 7:40:46
Элективный курс для учащихся 11-х классов направлен на познание глобального мира. Изучаемый мир быстро меняется действиями, желаниями и знаниями людей. Чтобы менять мир, нужно знать закономерности его развития. Чтобы управлять будущим, требуется хорошо разбираться в настоящем, зная, как оно возникло из прошлого....
22 08 2023 14:50:37
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
21 08 2023 18:46:31
В ходе урока учащиеся знакомятся с целями завоевательных походов фараонов в Древнем Египте, узнают об итогах завоевательных походов для различных групп населения Египта. Также школьники продолжают учиться работать с исторической и контурной картой....
20 08 2023 14:16:19
Повторительно-обобщающий урок, проводимый в форме игры, позволяет выявить и развить возможности каждого учащегося, формирует навык работы в парах, содействует формированию исторического воображения, развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, событиями, датами. Различные методы работы обеспечивают чёткий ритм урока, активность учащихся в течение всего урока.
...
19 08 2023 16:50:22
Уроки в форме деловой игры требуют от учителя творческого подхода и активизируют познавательную деятельность учащихся. История как наука чаще всего затрагивает социально-экономический спектр вопросов, изучая культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков, учащиеся знакомятся с внутренним миром этих людей, их образом жизни. ...
18 08 2023 23:24:48
Сценарий урока включает в себя различные занимательные задания и игровые формы работы с учащимися, такие как: историческая цепочка, историческая перестрелка, исторический диктант, неизвестная земля, чёрный ящик, каверзные вопросы, исторический задачник, детектор лжи, экскурсия в музей, открытое голосование.
...
17 08 2023 18:52:27
Цели представленного мероприятия - способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта....
16 08 2023 8:20:28

Цель урока: изучить по историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича; ответить на вопрос: "Был ли царь Алексей Михайлович “тишайшим”"; учить детей выделять главное и делать выводы; выработать оценку на заявленную проблему....
15 08 2023 19:48:51
Цель урока: познакомить детей с первыми Олимпийскими играми, знаменитыми атлетами древности; показать значимость Олимпийских игр в Сочи; повторить знания о глаголе....
14 08 2023 8:57:54
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
13 08 2023 4:40:49
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «История» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нестандартного подхода к учебе, ему удастся заинтересовать ученика в дополнительных знаниях. В викторине присутствует несколько творческих конкурсов, что поможет учащимся реализовать полностью свой потенциал. Также новым здесь будет и видеоконкурс, состоящий из отрывков мультфильмов на тему «Мифы Древней Греции»....
12 08 2023 22:46:57
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домокатные полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси....
11 08 2023 3:10:43
Урок развивающего контроля по обществознанию в 5-м классе. Методическая разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку по названной теме, анкету для учащихся и четыре варианта разноуровневых заданий для групповой работы. Урок позволяет решить комплексные задачи по внедрению стандартов второго поколения: формирование УУД в условиях решения пpaктических заданий, способности учащихся к осуществлению контрольной функции, самоконтролю и взаимоконтролю в ходе работы в группе....
10 08 2023 21:28:12
На уроке осуществляется знакомство учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав Российского государства; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине....
09 08 2023 14:20:46
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
08 08 2023 0:26:40
В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства.
...
07 08 2023 16:53:56
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::