Обобщающий урок по теме: "Изменение в гербе: в чем причина?" (От Ивана III к Ивану IV) > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Обобщающий урок по теме: "Изменение в гербе: в чем причина?" (От Ивана III к Ивану IV)


    Обобщающий урок по теме: "Изменение в гербе: в чем причина?" (От Ивана III к Ивану IV)

Цели

Цели:

  • Образовательная: обобщить материал по истории России конца ХV – начала ХVI века, завершающего периода в образовании Российского централизованного государства, показать связь между государственным символом и историей государства;
  • Развивающая: развивать монологическую речь учащихся, умения сравнивать и синтезировать материал, выстраивать причинно-следственные связи, развитие творческих способностей учащихся;
  • Воспитательная: привлечь внимание и пробудить интерес к истории Российского герба, воспитание патриотизма.

Материалы и оборудование:

  • Изображение герба Российской Федерации;
  • Личные гербы учащихся, нарисованные ими на занятиях по курсу “Вспомогательные исторические дисциплины”.
  • Таблица “Рисунки государственного орла” (для каждого учащегося).
  • Приложение 1;

Карта “Образование Русского централизованного государства”;

Эпиграфы к уроку:

Символ – художественный образ, воплощающий какую-то идею. (Словарь иностранных слов)

Я нашел, друзья, нашел,
Кто виновник бестолковый
Наших бедствий, наших зол.
Виноват во всем гербовый,

Двуязычный, двухголовый,
Всероссийский наш орел. (В.С. Курочкин -поэт начала ХХ века)

(Слова второго эпиграфа “Гербовый, двуязычный, двухголовый, всероссийский наш орел” закрыты листом ватмана).

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня урок у нас не совсем обычный. Мы постараемся применить знания, полученные на занятиях по курсу “Вспомогательные исторические дисциплины” (я имею в виду – геральдику) и на основе их обобщить материал по истории ХV – ХVI веков, который мы с вами только что прошли.

В конце урока мы должны ответить на вопрос, вынесенный в тему: в чем причины изменения Российского герба? А для аргументированного ответа на этот вопрос нам необходимо будет найти общее и различия в политике трех государей Ивана Ш, Василия Ш, Ивана IV.

Таким образом, обобщить материал нам поможет герб России, на современный вариант которого вы уже обратили внимание.

Изучая русскую историю, мы постоянно сравниваем исторический путь России и Западной Европы, задаем вопросы – почему у нас – так, а у них по-другому? Эти вопросы волновали русских людей во все времена. Ответы все давали разные. Поэт-демократ начала ХХ века Василий Курочкин тоже искал ответ на этот вопрос и нашел

Я нашел, друзья, нашел,
Кто виновник бестолковый
Наших бедствий, наших зол.
Виноват во всем…

Ответ Василия Курочкина пока скрыт от нас. Давайте мы сегодня попробуем найти свой ответ на этот вопрос, а потом, если захотим, сверим его с ответом поэта.

Вопрос учителя (далее: Вопрос): Вспомните, что такое герб?

Ответ учащихся (далее: Ответ): Герб – отличительный знак, символ города, государства, сословия, рода, отдельного человека.

Учитель: Итак, это символ, а символ, по тpaктовке словаря иностранных слов, художественный образ, воплощающий какую-то идею.

Вопрос: Вспомните, у кого впервые в Западной Европе появились гербы?

Ответ: У рыцарей это был отличительный знак одного человека.

Учитель: Вы в свое время вслед за средневековыми рыцарями попробовали нарисовать свой герб. Посмотрите на них еще раз. Герб – это символ. Что воплощают ваши символы?

Ответ: Они воплощают хаpaктер, увлечения, стремления человека. Каждый пытался в символе выразить самого себя.

Учитель: посмотрите, какие вы разные. Вспомните, легко ли вам было воплощать себя в гербе? Представьте, что вам было бы дано задание нарисовать герб соседа. Что легче, рисовать свой или чужой герб?

Ответ: Рисовать свой герб легче, так как себя, свои стремления и желания мы знаем лучше.

Учитель: Свои гербы вы рисуете сами, а кто раньше рисовал герб государства?

Можно дать возможность ребятам сделать предположения. Обычно сразу говорят, что герб государства рисует царь, но потом учащиеся приходят к выводу, что герб рисуют художники, простые люди.

Учитель: Герб государства рисуют простые люди. В ХV-ХVI веках это делали люди, работавшие на Царском подворье, а потом в Посольской избе или приказе. Их могли звать по-разному. Ивашка Долгий, Афонька Чернов, а, может, Сережка сын Гончара или Ивашка Проняев рисовали герб государства. Но что же воплощает герб государства? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, рассмотрев историю нашего герба.

Вопрос: Когда и при каких обстоятельствах у России появился герб – двуглавый Орел?

Ответ: В период правления Ивана Ш Васильевича появляется главная составная часть герба России - двуглавый орел. Дело в том, что в 1472 году Иван Ш заключил бpaк с наследницей Византийского престола царевной Софьей Палеолог. Родовым гербом Византийского государства был двуглавый орел, который символизировал Двуглавую Римско-Византийскую империю, охватывавшую Восток и Запад. И именно он был изображен на стяге, который везли впереди свадебного поезда цесаревны. Иван Ш воспринял это как великую честь (возможность встать рядом со всеми иными европейскими государствами) и принял герб как символ государства. Таким образом, двуглавый орел прилетел на русскую землю из Византии.

Вопрос: Откройте папки с рабочим материалом урока и достаньте листочки с изображениями двуглавых орлов. Посмотрите, какие они разные. Попробуйте определить, какой из них русский? (Вопрос каверзный и задается для того, чтобы заинтересовать учащихся. Будут раздаваться разные версии. Чем больше, тем интереснее. Неожиданно потом звучит ответ учителя).

Учитель: Все шесть орлов, представленных на рисунках, русские, но относятся к разным периодам русской истории. Каким же был орел Софьи Палеолог?

(Учитель вешает на доску изображение Орла Софьи Палеолог. Приложение 2. (Рис.1.) Вот таким черным силуэтом был Византийский Орел, головы которого символизировали империю, протянувшуюся с Запада на Восток. Но скоро он наливается плотью и сильно меняется. (Учитель вешает на доску изображение следующего орла. Рис. 2.)

Гpyдь его покрывается Московским щитом с изображением Ге opгия Победоносца.

Вопрос: Почему именно Московский щит лег на гpyдь Орла?

Ответ: Образование Российского централизованного государства происходило вокруг Москвы, а гербом Московского княжества была икона-эмблема Воина небесного Св.Ге opгия Победоносца, поражающего копьем змея.

Вопрос: Что символизирует герб Москвы?

Ответ: Ге opгий Победоносец символизировал идею борьбы России с антихристовым злом за утверждение правды Христа.

Учитель: Таким был Орел Ивана Ш. Кто его рисовал? Может Сашка Гусь или Ивашка Долгий. Но потом кто-то с не менее прекрасным именем рисует уже другого Государственного Орла.

(Учитель вешает на доску изображение следующего орла. Рис. 3. Этот орел в таблицах у учащихся под №1.)

Вопрос: Давайте вспомним детское задание, которое любят выполнять малыши – найди различия в двух картинках. Но не забывайте, что это задание должно нам помочь решить серьезную проблему. Итак, что отличает Орла № 1 от того, который висит на доске?

 Рис.1

Рис. 2

 Рис. 3

Учащиеся отмечают, что в лапах Орла появились меч, крест, изменили форму короны и, как это ни странно, не сразу, но замечают, что Орел поднял крылья и как бы взлетел.

Вопрос: Что может символизировать меч? Зачем он появился в лапе Орла?

Ответ: Государство должно было защищать себя от осколков Золотой Орды – Казанского, Астpaxaнского, Крымского, Сибирского ханств, вело борьбу за земли на западных границах.

Вопрос: Зачем в лапе Орла появился крест?

Ответ: В лапе Орла крест православный. Он означает, что Россия остается верной православию и дает отпор всем попыткам папы Римского распространить католичество.

Вопрос: Какое событие в русской истории периода Ивана Ш могло заставить Орла взлететь?

Ответ: В 1480 году в ходе стояния на Угре произошло свержение многовекового монголо-татарского ига.

Учитель: Помните, что символ воплощает какую-то идею. Какую идею воплотил Орел Ивана Ш?

Ответ: Идею создания нового православного государства, которое готово себя защищать – государства Россия, объединение которого завершилось в период правления Ивана Ш.

Учитель: Мы сравнили с вами двух Орлов Ивана Ш. А теперь продолжим эту работу в группах. Каждая группа сравнивает предложенного ей орла с предыдущим и пытается определить, какому периоду он мог соответствовать. Подсказка одна: в расположении Орлов соблюдена хронология, а вы знаете, кто за кем правил: Иван Ш, Василий Ш, Иван IV Грозный. Три правителя, но шесть Орлов. Я надеюсь, вы решите эту задачу. Потом каждая группа отчитается о проделанной работе.

  • Группа №1 сравнивает Орла 2 с 1.
  • Группа №2 сравнивает Орла 3 с 2.
  • Группа №3 сравнивает Орла 4 с 3.
  • Группа №4 сравнивает Орла 5 с 4.
  • Группа №5 сравнивает Орла 6 с 5.

Отчет групп о проделанной работе дается по следующей схеме: какие изменения произошли в Орле, к чьему периоду правления он может относится, что могут означать произошедшие в Орле изменения. Весь класс по мере отчета групп делает записи в соответствующие колонки таблицы.

Учитель: Вот мы и закончили с вами детскую игру, которая, я думаю, помогла нам сделать важный вывод, ответить на вопрос урока: в чем причина изменения в гербе России?

Ответ: Изменения в политике правителей приводила к изменениям в гербе.

Вопрос: Посмотрите на Государственных Орлов трех правителей и по ним определите, что общего в их правлении (какой символ нам об этом говорит), в чем различия?

Ответ: Все три правителя России воевали за Смоленские земли на западе и боролись с осколками Золотой Орды. Об этом говорит меч. Причем меч с каждым новым правлением удлиняется, что говорит об активизации внешней политики России.

Все три правителя защищали православие от попыток насаждения католицизма, о чем говорит православный крест. И все правители заботились об усилении самодержавного правления, что символизирует корона.

Различия в символах наблюдаются следующие. Во-первых, меч становится длиннее, что говорит об усилении воинственности и активизации внешней политики. Во-вторых, две маленькие сменяются одной большой короной, что говорит об усилении самодержавия.

Учитель: Вот и помог нам герб России обобщить пройденный материал. Но почему сегодня герб не меняется, а в прошлом менялся так часто? Дело в том, что вплоть до конца ХIХ века Российский герб не был регламентирован, и это давало возможность каждому новому художнику рисовать его несколько иначе. Представьте, что сегодня наш герб тоже не был бы четко определен, и вам представилась возможность нарисовать Государственный герб России. Каким бы он был? Это и будет ваше домашнее задание.

Мы сделали важный вывод, что герб России, как символ государства, как художественное воплощение основной идеи государственности изменялся, так как менялась политика правителей. Вы правильно решили задачу, которая перед вами была поставлена. Но я вам намеренно не сказала полностью условие задачи, а вы уже знаете, изучая царицу наук – математику, что измени немного условие задачи, меняется и ответ. Ни у кого не возник вопрос, а когда были нарисованы Орлы, в начале или в конце царствования государей. А ответ на этот вопрос сильно влияет на вывод урока. Дело в том, что пpaктически все орлы – коронационные, то есть рисовались к коронации правителей, а значит, появлялись в начале правления. Наш вывод поменяется в точности наоборот. Как?

Ответ: Изменения в гербе влияют на изменение в политике правителей.

Учитель: Видимо, именно об этом писал поэт Курочкин:

Я нашел, друзья, нашел,
Кто виновник бестолковый
Наших бедствий, наших зол.
Виноват во всем гербовый,
Двуязычный, двухголовый,
Всероссийский наш орел.

Государственный Орел будет влиять на политику вплоть до ХХ века. А может быть, нет? Нам трудно сейчас понять, как это рисунок может повлиять на правление. Да этого и не было, просто люди, рисовавшие герб жили в России, чувствовали ее нужды, беды, проблемы и успехи, а свои ожидания воплощали в Государственном гербе России. Но все это относится уже к философии истории, и мы поговорим об этом, когда станем чуть старше.


Тема урока "Библейские сказания". 5-й класс


    Тема урока "Библейские сказания". 5-й класс

      Урок разработан для детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....

27 11 2022 20:59:24

Исторический источник — карикатура


    Исторический источник — карикатура

      Введение задания по анализу карикатуры в ЕГЭ в блок В12–13 по истории потребовало вновь вернуться к методическим основам изучения карикатуры как исторического источника знаний. Собраны рекомендации по изучению карикатуры....

26 11 2022 22:56:59

Урок правоведения (профильный уровень) "Правотворчество и правореализация", 10-й класс


    Урок правоведения (профильный уровень) "Правотворчество и правореализация", 10-й класс

      Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...

25 11 2022 9:12:42

Урок в 8-м классе по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."


    Урок в 8-м классе по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

      Методическая цель урока: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Задачи: выявить причины, ход, итоги войны; развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал; воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма....

24 11 2022 6:47:54

Урок истории в 4-м классе по теме "Итоги правления Петра I и Екатерины II"


    Урок истории в 4-м классе по теме "Итоги правления Петра I и Екатерины II"

      Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....

23 11 2022 20:37:56

Урок "Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля"


    Урок "Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля"

      В статье представлен урок по теме «Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля». Организуется проектная работа в 3 этапа. Цель:проследить процесс возрождения казачества в нашей стране и в р.п. Иловля, продолжить формирование умения учащихся работать в группах....

22 11 2022 20:48:15

СССР накануне войны (1941–1945 гг.)


    СССР накануне войны (1941–1945 гг.)

      Презентация у уроку знакомит учащихся с причинами отступления Красной армии в начале войны....

21 11 2022 15:42:36

Украинские традиции в культуре Черноморского казачества


    Украинские традиции в культуре Черноморского казачества

      Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трaнcформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв. Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края. ...

20 11 2022 14:52:33

Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"


    Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"

      Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...

19 11 2022 14:39:36

Устный журнал "Недаром помнит вся Россия про день Бородина". 5–8-е классы


    Устный журнал "Недаром помнит вся Россия про день Бородина". 5–8-е классы

      Журнал посвящен 200-летней годовщине Бородинского сражения, адресован учащимся вечерней школы при исправительной колонии. Журнал состоит из 4 страниц: "М.И. Кутузов", "Бородино", "Герои Бородина", "Память поколений" и сопровождается фото- видеоматериалами. Репродукции картин известных художников делают образы героев и картины сражений более зримыми и впечатляющими....

18 11 2022 6:53:39

Урок-обобщение по теме "Передняя Азия"


    Урок-обобщение по теме "Передняя Азия"

      Повторительно-обобщающий урок построен на использовании различных методов: понятийного, визуального, визуально-ассоциативного, логического, метода исключения заведомо неверных ответов, метода оперирования теоретическим материалом. Предложенные методы позволяют учащимся мобилизовать полученные знания, активизировать деятельность и существенно повысить уровень усвоения фактического материала. ...

17 11 2022 11:11:51

Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения


    Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения

      Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...

16 11 2022 4:44:50

Самоуправление в современной России: демократия на местном уровне


    Самоуправление в современной России: демократия на местном уровне

      Урок рассчитан на учащихся 10-х классов. Продолжительность урока-1ч. 20 мин. Предлагаемый урок построен на использовании активных методов и форм обучения. Работа с документами дает более эффективное усвоение материала, работа в группах позволяет совершенствовать тактику принятия решений, выработку своей позиции, ее защиту и аргументацию. Ролевая игра позволяет смоделировать ситуацию, в которой каждый может почувствовать себя ответственным в решении вопросов местного самоуправления. ...

15 11 2022 4:15:55

Урок истории по теме "Александр Невский – исторический символ России"


    Урок истории по теме "Александр Невский – исторический символ России"

      В основе урока лежит использование технологии развития анализа личностных качеств исторических личностей, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке раскрываются личностные качества Александра Невского как исторического символа России....

14 11 2022 4:53:35

Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"


    Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"

      Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....

13 11 2022 15:52:17

Уроки объяснения нового материала по теме "Право как особая система норм" в курсе обществознания 10-го класса


    Уроки объяснения нового материала по теме "Право как особая система норм" в курсе обществознания 10-го класса

      Уроки "Источники права" (2 ч.) построены на основе методики деятельностного подхода в изучении обществознания. Главное место на уроках отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сочетая объяснение нового материала с самостоятельной работой учащихся, учитель добивается развития разнообразных компетенций учеников. ...

12 11 2022 12:31:25

Урок истории в 5-м классе по теме: "Жизнь афинского полиса"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Жизнь афинского полиса"

      Урок в разделе "Древняя Греция". В построение и содержании урока учитывалось, то, что учащиеся только начинают знакомство с историей Древней Греции на примере её полиса Афины. Использовались хорошо знакомые детям формы работы (карточки, работа с исторической картой, учебником). ...

11 11 2022 6:20:47

Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения


    Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения

      Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...

10 11 2022 11:34:49

Интегрированный урок (история + литература) по теме "История села Кузайкино в годы Великой Отечественной войны"


    Интегрированный урок (история + литература) по теме "История села Кузайкино в годы Великой Отечественной войны"

      Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....

09 11 2022 23:43:12

Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку в 9-м классе по теме "Безвредных сигарет не бывает"


    Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку в 9-м классе по теме "Безвредных сигарет не бывает"

      Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку для учащихся 9-го класса разработан с применением презентации, в которой обозначены цели урока, историческая справка, итоги проведенного исследования, влияние курения на жизнь и здоровье человека. Показана межпредметная связь с уроками русского языка, биологии, истории. ...

08 11 2022 16:12:55

Урок истории на тему «Афинские школы». 5-й класс


    Урок истории на тему «Афинские школы». 5-й класс

      Урок активизирует познавательную деятельность учащихся. Задачи, поставленные на начальном этапе урока, решаются в самостоятельной работе с различными источниками информации. Иллюстративный материал урока приобщает учеников к культурному наследию Древней Греции....

07 11 2022 0:38:37

Итоговый урок по теме "Древняя Греция"


    Итоговый урок по теме "Древняя Греция"

      Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....

06 11 2022 6:26:15

Конспект урока истории на тему "Общественно-политическая и культурная жизнь в СССР после Великой Отечественной войны (1945–1953 гг.)". 11-й класс


    Конспект урока истории на тему "Общественно-политическая и культурная жизнь в СССР после Великой Отечественной войны (1945–1953 гг.)". 11-й класс

      На уроке учащиеся закрепляют знания о тоталитарном хаpaктере советского государства, учатся толерантному отношению к ошибкам истории и в ходе обсуждения проблемных вопросов дают свою оценку событиям этого периода. Учащиеся имеют возможность подготовить свои презентации по теме урока....

05 11 2022 15:49:57

Урок обществознания «Наш региональный парламент»


    Урок обществознания «Наш региональный парламент»

      Деловая игра посвящена 20-летию Думы Астpaxaнской области и призвана расширить правовые знания учащихся, способствовать формированию их гражданской позиции. Учащиеся повторяют обществоведческий материал и применяют свои знания, решая правовые ситуации. Творческое домашнее задание призвано обратить внимание детей на проблемы жителей села и попытаться найти правовое решение....

04 11 2022 6:31:28

Урок истории в 9-м классе


    Урок истории в 9-м классе

      Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок истории в 9-м классе с использованием мультимедийного учебника по истории России XX века. Это учебник, изданный в 2001 году, предназначен по большей части для индивидуального обучения, что пpaктически неосуществимо на обыкновенном уроке (нужна сетевая версия, 25—30 компьютеров и.т.д.). На данном занятии я попытался использовать достаточно богатый видео-, аудио- и иллюстративный материал мультимедийного пособия на этапе объяснения нового материала. ...

03 11 2022 6:44:42

Вооруженные Силы РФ. Истоки и настоящее


    Вооруженные Силы РФ. Истоки и настоящее

      Обеспечение военной безопасности Российской Федерации – одно из важнейших направлений в деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности РФ служит военная организация государства. Она включает в себя Вооруженные Силы РФ, а также другие войска, воинские формирования и органы, обеспечивающие военную безопасность. Развитие и становление Вооруженных сил России тесно связаны с историей государства, ее общественным строем, экономикой и политикой....

02 11 2022 16:44:44

Учебный терминологический словарь по философии как средство развития учебно-позновательной компетенции студентов педагогического колледжа


    Учебный терминологический словарь по философии как средство развития учебно-позновательной компетенции студентов педагогического колледжа

      Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....

01 11 2022 18:39:57

Методическая разработка урока истории в 7-м классе на тему "Эпоха Петра Первого"


    Методическая разработка урока истории в 7-м классе на тему "Эпоха Петра Первого"

      Представленная методическая разработка была разработана и пpaктически опробована на уроке истории в 7-м классе. Урок проходит в интеpaктивной форме, с использованием инновационных информационных технологий и средств их достижения (компьютер, мультипроектор, интеpaктивная доска). Урок проводится в завершении изучения темы "Эпоха Петра Великого" как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации....

31 10 2022 18:50:21

Методическая разработка занятия археологического кружка: "Наскальная живопись"


    Методическая разработка занятия археологического  кружка: "Наскальная живопись"

      Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....

30 10 2022 9:55:48

Методическая разработка урока народоведения "У каждой двери свои поверья"


    Методическая разработка урока народоведения "У каждой двери свои поверья"

      Преподавание спецкурса "Мы - славяне" ведется в школе с 2000 года. Курс способствует формированию у обучающихся чувства национального самосознания через изучение мифологии, фольклора, быта наших предков - древних славян. Предложенный урок относится к изучению раздела "Жилище" и содержит элементы поисковой краеведческой деятельности. Занятие имеет большое значение для понимания того, что жилище является воплощением мифологического мировоззрения наших предков. В процессе преподавания осуществляется межпредметное взаимодействие уроков истории, литературы, изобразительного искусства, с науками: филологией, этимологией и фольклором и этнографией. ...

29 10 2022 12:36:57

Интегрированный элективный курс (истрия + технология) "Из прошлого – в настоящее"


    Интегрированный элективный курс (истрия + технология) "Из прошлого – в настоящее"

      Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....

28 10 2022 22:17:12

Урок по истории "Формирование многопартийности в России в начале ХХ века" для учащихся 11-х классов


    Урок по истории "Формирование многопартийности в России в начале ХХ века" для учащихся 11-х классов

      На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....

27 10 2022 16:13:30

Открытый урок по теме "Молодежь в современном обществе" (11-й класс)


    Открытый урок по теме "Молодежь в современном обществе" (11-й класс)

      Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....

26 10 2022 13:53:51

Разработка урока в 10-м классе по теме "Развитие культуры XIX века"


    Разработка урока в 10-м классе по теме "Развитие культуры XIX века"

      Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....

25 10 2022 22:34:54

Образование единог Русского государства. Россия при Иване III


    Образование единог Русского государства. Россия при Иване III

      Обобщить и систематизировать знания об образовании единого Русского государства, рассказать об основных направлениях внешней политики Ивана III. Раскрыть историческое значение свержение ига, оценить заслугу Ивана III в падении ордынского ига и образовании единого Русского государства. Продолжить формирование умения слушать, выделять главное, делать обобщающие выводы, работать с понятиями; развитие умений применять знания на пpaктике....

24 10 2022 20:50:41

Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)


    Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)

      Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...

23 10 2022 20:32:54

История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе


    История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе

      В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...

22 10 2022 16:51:31

Использование наглядности и ИКТ в работе с терминами на уроках истории


    Использование наглядности и ИКТ в работе с терминами на уроках истории

      В начальной школе на уроках истории происходит активная словарная работа на основе использования наглядности представленной в пособии "Иллюстрации и рисунки по отечественной истории с IX века по начало XVI века" с применением ИКТ. Применение наглядности носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер и способствует развитию учащихся, умению работать с полученной информацией и применять ее в пpaктической деятельности....

21 10 2022 17:42:46

Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся старших классов "Знаешь ли ты Конституцию РФ?"


    Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся старших классов "Знаешь ли ты Конституцию РФ?"

      Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....

20 10 2022 2:28:36

"Российская цивилизация". Урок обществознания в 11-м классе


    "Российская цивилизация". Урок обществознания в 11-м классе

      На уроке рассматривается дискуссионный вопрос о цивилизационной принадлежности России. Работа ведется по группам, которые защищают одну из точек зрения на российскую цивилизацию с применением презентации. Урок предполагает использование примеров из истории и умение выражать свое мнение....

19 10 2022 21:25:52

Урок по теме "Мы в ответе за все" (посвящается 70-летию Алтайского края)


    Урок по теме "Мы в ответе за все" (посвящается 70-летию Алтайского края)

      Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....

18 10 2022 8:21:17

Интегрированный урок (история + музыка) по теме "Начало правления династии Романовых"


    Интегрированный урок (история + музыка) по теме "Начало правления династии Романовых"

      Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....

17 10 2022 12:28:32

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века


    Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века

      Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...

16 10 2022 0:17:59

Внеклассное мероприятие по краеведению


    Внеклассное мероприятие по краеведению

      Игра по краеведению для учащихся 6-х классов представляет собой обобщение знаний по краеведению: традиций, культурных особенностей, Архангельской области, связанных с именами людей, которыми гордится северный край. Является логическим завершением курса по истории России с древнейших времен до конца XVI в....

15 10 2022 0:59:28

Урок. Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия


    Урок. Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия

      Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...

14 10 2022 2:43:59

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по Москве"


    Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по Москве"

      Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....

13 10 2022 9:13:27

Светлое Христово Воскресение. Пасхальный альманах


    Светлое Христово Воскресение. Пасхальный альманах

      Цель внеклассного мероприятия: показать особое значение традиций празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах....

12 10 2022 2:58:59

"Семилетняя война"


    "Семилетняя война"

      Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....

11 10 2022 5:49:46

Символы Российского государства


    Символы Российского государства

      Познавательно-развлекательная игра с применением ИКТ проводится как внеклассное мероприятие в рамках Дней правовой культуры в параллели 5–6-х классов. В занимательной форме учащиеся усваивают историю становления и развития государственных символов государства....

10 10 2022 23:24:35

Урок эмоционального сопереживания для учащихся 8–9-х классов "Детство, опаленное войной"


    Урок эмоционального сопереживания для учащихся 8–9-х классов "Детство, опаленное войной"

      Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины....

09 10 2022 11:20:14

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.