Конспект урока по истории России для 10-х классов "Отмена крепостного права: окончено ли рабство"
Цель занятия:
- Помочь учащимся осознать и оценить цели крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян; подвести учащихся к выводу о незавершенности, половинчатости реформ 60-х годов, приведших страну к революционному решению вопроса о земле.
- Продолжить работу по формированию важнейших интеллектуальных умений: анализа, сравнения, обобщения, участия в полемике, работы с историческим документом; развивать умение определять групповые и классовые интересы при проведении крестьянской реформы 1861 года.
- Способствовать нравственному осмыслению отмены крепостничества, воспитанию целеустремленности, готовности аргументировать собственное мнение.
Оборудование урока:
Карта “Развитие России в пореформенный период”, мультимедийный проектор, проект Парфенова “Российская империя”, манифест “О ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕМ ДАРОВАНИИ КРЕПОСТНЫМ ЛЮДЯМ ПРАВ СОСТОЯНИЯ СВОБОДНЫХ СЕЛЬСКИХ ОБЫВАТЕЛЕЙ”, данные статистического материала и диаграммы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства обучения |
Мотивация 2 мин |
Дорогие друзья! Я приглашаю вас совершить сегодня очень интересный и полезный экскурс в события середины XIX века, в эпоху либеральных реформ 60-70-х годов. Толчком для них послужила крестьянская реформа 1861 года. Скажите, а нужно ли нам изучать реформы 150-летней давности? Что могут дать нам эти знания? Эти знания нужны для понимания реалий сегодняшней жизни, для понимания причинно-следственных связей событий, отдаленных во времени. Интересен и такой факт. В это же время (60-е годы XIX века) проходили реформы Мэйдзи в Японии, так же как и в России – путем “сверху”. Япония, благодаря им, сумела “отвоевать” место под солнцем, а Россия “нажила” революцию. Почему? Об этом поговорим на заключительном по теме уроке. |
Возможный ответ: Причины нерешенности крестьянского вопроса, истоки революционности, аграрный вопрос в конце XX века - проблемный |
|
Постановка целей 2,5 мин |
Крестьянская реформа 1861 года стала отменой крепостного права, которую так ждала Россия. Давайте подумаем, означало ли это конец векового рабства? Запишите в тетрадь проблему. Давайте спланируем цели урока и перспективу изучения данной проблемы. | Запись темы в тетрадь. Планируют цели урока: Каковы цели политики, условия освобождения, оценить результаты отмены; по мере работы с документами – определять классовую направленность реформ, интересы различных социальных групп |
В конце обсуждения возможных целей урока – слайд презентации (Приложение 1) |
Всю важную информацию об изучаемых нами реформах мы систематизируем в аналитическую таблицу “Крестьянская реформа 1861 года”. Такие таблицы – оптимальный способ свертывать знания, осмысливать и оценивать последствия реформ. Для тех, у кого по истории – “5”, ее заполнение обязательно. | Учащиеся готовят форму таблицы в
тетради с опорой на образец (оптимальный вариант - получение опopного листа с заготовленной таблицей) (Приложение 4) |
||
Сегодня на уроке мы начинаем анализ крестьянской реформы. Прошу вас сделайте первую запись. | Записали название реформы | ||
Постановка проблемы 3,5 мин. |
Крепостное право, это рабство, позор
России. Так считали все передовые люди. Согласны
ли вы с этим? Мы знаем, что предшественники Александра II желали отмены крепостного права. Вспомните, кто и как. В чем сложность решаемой проблемы? Почему крепостное право не было отменено? Как стал решать эту проблему Александр II? Вот здесь заложен алгоритм решения проблемы: на каких условиях освобождение – было ли это концом рабства? |
Согласны, комментарии Александр I – указ о “вольных хлебопашцах”, Николай I – реформа государственных крестьян. Нежелание дворян, неспособность противостоять им. Создание комитетов, решительная позиция государя. |
Фрагмент проекта Слайд “Подготовка реформы” |
Инструктаж перед работой с документами 1 мин |
Сначала нам предстоит выявить условия
освобождения крестьян. Мы сделаем это, работая с
содержанием ряда положений, подписанных
Александром II 19 февраля 1861 года. Перед вами фрагменты этих документов. Внимательно их изучите и выполните задания. Начинаем работу. Если есть вопросы, поднимите руку. |
||
Работа с документами 4 мин. |
Изучают фрагменты документов, выполняют задания к ним (Приложение 2) | ||
Условия освобождения крестьян.
8 мин. |
Прошу вас, на каких же условиях
освобождались крестьяне? Участвуем все. Эти условия освобождения и составляют содержание реформы в таблице. Выясним другие детали освобождения крестьян: Охаpaктеризуйте процедуру разработки условий отмены крепостного права. Что такое уставная грамота? Каково ее назначение? Сформулируйте гражданские права, получаемые крестьянами на основании Положений. Крестьяне не поверили, что это и есть “царская милость”. По их мнению, освобождение означало старый порядок вещей, но…без господ. Исполнилась ли мечта крестьян? Можем ли мы привести аргументы, подтверждающие сохранение власти помещиков над крестьянами. |
Личная свобода крестьян, освобождение
крестьян с землей, выкупные платежи,
временнообязанное состояние крестьян до
заключения выкупной сделки. Комментарий учащихся (дворянские губернские комитеты) Документ, определявший условия освобождения каждой семьи (размер надела, повинности, размер выкупа) - свободно торговать, основывать фабрики, торговые и ремесленные заведения, переходить в другие сословия, заключать сделки, вступать в бpaк без разрешения помещиков Не получили земли. Анализ огромных полномочий помещиков – фрагменты №№1, 2, 3. |
По мере формулирования условий на
экране проецируется презентация Фрагмент проекта (“понимают, что обманывают”) |
2. Решение проблемы урока. Крепостнический хаpaктер реформы Инструктаж для работы с документами 1 мин. |
Александр II, обращаясь к
Государственному совету в январе 1861 года, сказал:
(читает) Нам предстоит сейчас выяснить, какой смысл вложил государь в эти слова. Поможет нам предлагаемый для исследования материал. На этом этапе урока я прошу вас и вас быть либералами, вас и вас – радикалами. У нас есть сегодня работа для историографов, для статистов и, наконец, для аналитиков. Возражений или обмена заданиями нет? Замечательно. |
“Вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, - сделано”. | |
Работа с документами. 4 мин. |
Изучают предложенные документы (Приложение 2), анализируют их по предлагаемым заданиям, сопоставляют статистический материал, обсуждают в группах полученные выводы. | ||
Последствия и значение реформы
12 мин. |
Безусловно, крестьянская реформа
содержала колоссальный потенциал для развития
России. Я прошу либералов познакомить нас с
результатами исследования в области
прогрессивных черт реформы. Продолжаем работать
с таблицей, куда заносим результаты работы всех
групп. Обратите внимание на карту: распространение капитализма в сельском хозяйстве шло двумя путями: “фермерским” (без феодальных пережитков) и “прусским” (с сохранением отработочной системы). Это был капитализм с его рыночной системой |
положила начало ускоренной
модернизации страны (мощный импульс для развития
рыночных отношений); дала толчок для развития других либеральных реформ (земской, городской, судебной, военной, образования); - подтвердила возможность и плодотворность мирных преобразований по инициативе власти (в США подобные реформы в это же время – в результате гражданской войны). |
Слайд “Прогрессивные черты” Показ путей развития капитализма различных районов страны |
Из истории 8 класса мы знаем, как
крестьяне приняли реформу. Мы увидим видео сюжет
об этом и постараемся понять, почему реформа
крестьян разочаровала? Какие вековые мечты крестьян не исполнились? Радикалы, помогите нам понять настроения крестьян? |
Работа группы “радикалов”. - сохранение ряда пережитков крепостничества: крупное помещичье землевладение, что привело к крестьянскому “малоземелью” или “безземелью”, самодержавие; - существование отработочной системы (земельный “голод”); - тяжесть выкупных платежей; - сохранение общины как препятствия на пути развития предпринимательства |
Фрагмент проекта “Восстание в Кандеевке”. | |
Незавершенный хаpaктер реформ – причина того, что аграрный вопрос станет “гвоздем” революции 1905 года в России. | (отсутствие собственности на землю, сохранение коллективистских традиций, патриархальный хаpaктер деревни, круговая порука, ежегодные переделы земли). | Слайд “Незавершенность реформ” | |
Историографы, скажите нам, пожалуйста, заметили ли историки, что эта реформа была крепостнической от начала до конца? | Комментарий “историографов”. | ||
Крепостное право отменено, но окончено
ли рабство? Получены ли права свободных сельских
обывателей, что являлось целью реформы? Мы располагаем интересными статистическими данными. “Статисты” их внимательно изучили и готовы участвовать в обсуждении. |
“предоставить крестьянам права
свободных сельских обывателей”. Нет, сохранено временно обязанное состояние с сохранением повинностей в пользу помещиков Работа группы “статистов” (Приложение 3). |
Слайды презентации Диаграммы о сокращении крестьянских наделов. Выкупные платежи крестьян выплачены вместо 544 млн. рублей – 867 млн. рублей. |
|
Для представления полной картины особенностей реформы нам не хватает определенной информации, которой с нами поделятся наши “аналитики”. | Работа группы “аналитиков”. (Государство сделало все, чтобы получить наибольшую выгоду от реформы, не вложив в ее осуществление никаких средств). |
||
Мы можем сказать, что повышение
престижа государства оплачивалось
крестьянством, по-прежнему пребывающим в нищете,
безземелье и бесправии. Теперь мы можем с полной уверенностью отметить, была ли реформа – настоящим освобождением крестьян? Свобода на словах, а на деле… Вот почему Некрасов, обращаясь к своим современникам, вопрошал: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” Не только поэты и писатели, но и художники силой своего мастерства заставляли задуматься, свободен ли, счастлив ли, полноправен ли народ? |
Мнение учащихся: нет, отмены рабства не произошло. | Демонстрация полотен Мясоедова
“Земство обедает”, Перова “Крестный ход на пасхе” |
|
Сейчас мы должны, пользуясь полученной
сегодня информацией, определить историческое
значение реформы. Пожалуйста, “историографы”. Какие оценки историков вы определили? |
Работа “историографов” | ||
Обобщение 3 мин. |
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в том
же 1861 году в журнале “Современник” написал:
(читает) В чем же, по мнению Салтыкова-Щедрина, заключалась нравственная сила русского народа? |
Выступления против реформы были только
в год реформы Смогли выдержать тяжесть реформы. Стали считать Александра освободителем. |
На экране слова Салтыкова-Щедрина “Вникните в смысл крестьянской реформы, взвесьте все ее подробности, припомните обстановку, среди которой она свершалась, и вы убедитесь…что, несмотря на всю забитость и безвестность, одна только нравственная сила народа и произвела всю реформу”. Фрагмент проекта “Крестьяне после реформы”. |
Итоги урока | В чем же величие реформы 1861 года? Высшую оценку “аналитика” заработал на уроке… Высокие оценки “исследователей” получают… А все мы с вами стали свидетелями замечательного расследования века “Революция реформ”. Именно так окрестил реформу 1861 года Ф.М.Достоевский. |
Нравственное значение – уничтожение личной зависимости крестьян. Толчок для развития всех реформ |
Любить Россию - это значит знать и уважать историю своей Родины. Изучая славные страницы военных подвигов, в ходе игры, учащиеся 6-го класса становятся непосредственными участниками событий X-XIII веков.
...
02 10 2023 23:36:16
Урок истории комбинированного типа c элементами викторины на этапе повторения. На данном уроке уделено внимание формированию умения составления хаpaктеристики исторического деятеля по предложенному плану, определению сущности внутренней политики Александра III.
...
01 10 2023 17:39:19
В программе по обществознанию в 6-м классе есть особая тема – это «Конституция России» и «Конституция Республики Коми». На уроке идет ознакомление детей с основным законом страны – Конституцией, с государственными символами РК. Чтение текста гимна (перевод с коми языка, прослушивание на коми языке). Одна из главных целей – это воспитание любви и уважения к родине (малой родине), ее законам, формирование представлений о правах и обязанностях граждан страны, в том числе детей....
30 09 2023 14:25:59
Исторический образ Св. Ге opгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Ге opгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана хаpaктеристика образа Св. Ге opгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....
29 09 2023 0:41:35
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны.
...
28 09 2023 12:19:40
Интегрированный урок по истории, русскому языку и краеведению, приуроченной к 65-летию Великой Отечественной войны. Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области истории наград Советского Союза в период ВОВ, помочь осознать социальную, пpaктическую и личностную значимость изучаемого материала, способствовать развитию исследовательских способностей; стимулировать желание познания окружающего мира, человеческих ценностей и родословной своей семьи....
27 09 2023 17:43:43
Всегда, во все времена любую женщину волновала мода. Стремление улучшить одежду, сделать ее красивее, удобнее породило моду. Учебный курс знакомит учащихся с историей развития модной одежды, работами известных модельеров. Итогом курса может стать проектная работа учащихся - коллекция исторических женских костюмов.
...
26 09 2023 21:52:20
Урок построен на основе материалов экспозиции школьного музея, краеведческого музея г. Красноуфимска, с использованием материалов, подготовленных лекторской группой музея. Данный урок можно использовать при изучении темы Великой Отечественной войны в курсе преподавания истории России в 9-м классе и как внеклассное мероприятие. Данное занятие позволяет проявить патриотизм школьников по отношению к своей малой Родине, семье, уважительное отношение к старшим, почтить память погибших....
25 09 2023 18:44:13
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
24 09 2023 2:37:27
Урок разработан с учетом того, что учащиеся должны получить не только новые знания, но и отработать навыки, необходимые для сдачи ЕГЭ по обществознанию. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии «личность», о факторах ее формирования....
23 09 2023 15:34:20
Представленный урок - один из уроков по вопросам права. Основным объектом изучения данного занятия является "Всеобщая декларация прав человека". Главная задача урока - на основе общего знакомства с содержанием декларации, первоначального усвоения ряда ее положений пробудить у школьников отношение к этому правовому документу как к особой социальной и личной ценности....
22 09 2023 3:46:59
Целью урока является познакомить учащихся с положением страны перед началом Отечественной войны 1812 года; проследить по карте ход военных событий 1812 года; показать патриотизм и героизм на примере реальных фактов и событий; формировать навыки работы с текстами документов....
21 09 2023 8:21:12
Тема "Символы государственной власти" является одной из главных в патриотическом воспитании учащихся. Урок в 10-м классе, может быть представлен как классный час и в средней параллели. Урок проведен в нетрадиционной форме. Содержит статистические данные, собранные учащимися школы, информацию об истории Российского флага. Для наглядности на уроке используется презентация "Флаг России - символ государственности"....
20 09 2023 19:49:54
Курс "И сама по себе не играет гитара (отражение истории в авторской песне)" рассчитан на учащихся 9-х классов (предпрофильная подготовка), является межпредметным (история, литература, музыка), рассчитан на 10 часов. Целью курса является рассмотрение отдельных моментов истории России через их отражение в авторской песне.
...
19 09 2023 10:23:38
Внутрипредметная интеграция позволяет связывать между собой разные темы внутри курса истории. На уроке учащиеся обучались систематизировать материал, устанавливать связи и зависимости, воссоздавать образы эпох, людей и событий, имеющих место в истории древнего мира и истории древнего Казахстана....
18 09 2023 9:13:28

Цель урока: изучить по историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича; ответить на вопрос: "Был ли царь Алексей Михайлович “тишайшим”"; учить детей выделять главное и делать выводы; выработать оценку на заявленную проблему....
17 09 2023 20:50:42
Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог....
16 09 2023 6:57:29
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся по теме «Школьные принадлежности» и для репродуктивной и продуктивной деятельности на уроке; проводить диагностику поведения и деятельности на уроке; формирование положительного отношения к немецкому языку как средству общения, используя занимательные формы предъявления и закрепления языкового материала....
15 09 2023 2:51:57
Представленный открытый урок несет такое содержание, которое поможет молодому человеку осмыслить значимость подвига Шарифзяна Казанбаева из с. Сараши Бардымского района Пермского края, единственного из Героев Советского Союза, награжденного за спасение полкового знамени....
14 09 2023 20:37:49
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
13 09 2023 13:52:30
Зачастую обучаемые испытывают страх и неуверенность в том, что им по силам усвоить такой объем. Задача педагога – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого на своих уроках автор обучает учеников умениям передавать содержание текста в сжатом виде; проводить информационно-смысловый анализ текста; формулировать выводы. Подобранные к уроку задания требуют от обучаемых активного, вдумчивого и внимательного чтения.
...
12 09 2023 1:50:39
В статье рассматриваются примеры духовно-нравственного воспитания в преподавании истории. Автор предлагает программу элективного курса "Русская Православная церковь в борьбе с врагом". Элективный курс способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим страницам истории нашей страны. Курс может изучаться учащимися как предпрофильных, так и профильных классов и рассчитан на 15 часов....
11 09 2023 19:31:26
Предлагаемый материал представляет интеграцию русского языка и истории в 5-м классе при изучении особенностей письменности разных стран (по истории) и графики (по русскому языку). Подобные уроки повышают мотивацию, способствуют формированию целостной картины мира, позволяют систематизировать знания по разным предметам, обладают большей информативной ёмкостью (опережающие домашние задания для разных групп учащихся), способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания.
...
10 09 2023 10:16:13
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
09 09 2023 6:59:44
Материалы урока могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, в ходе экскурсии, на классных часах. На уроке изучаются гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы в XVI веке. Рассматривается уникальный вклад, внесенный в сокровищницу мировой культуры эпохой Возрождения....
08 09 2023 13:26:11
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
07 09 2023 18:41:39
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
06 09 2023 20:45:14
Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре.
...
05 09 2023 9:31:21
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.
...
04 09 2023 17:41:28
Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции. Цель урока – осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории....
03 09 2023 5:18:14
Цели урока: знакомство учащихся с преобразованиями, произошедшими в России в эпоху правления Петра I; рассказ о первых ассамблеях, порядке их проведения и отношении российского общества к этому новшеству; знакомство учащихся с традиционным русским костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и преобразованиями в моде, введенными Петром I; знакомство учащихся с танцами, исполнявшимися на Петровских ассамблеях; изучение некоторых танцев Петровских ассамблей; проведение танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей....
02 09 2023 20:50:33
Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что единое Древнерусское государство IX–XI вв. было раннефеодальной монархией; сформировать умение анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой....
01 09 2023 23:35:38
Урок-презентация. Метод погружения в историческую эпоху. Сочетание индивидуальных и групповых заданий, работа по алгоритму развивает у учащихся навыки самостоятельной мыслительной деятельности....
31 08 2023 20:58:23
Занятие в номинации "Гражданское и патриотическое воспитание школьников" в рамках реализации национального образовательного проекта - комбинированный урок с элементами творческой, исследовательской работы учащихся. Его цели: знакомство с символами российского государства и их историей; развитие памяти, аналитического и творческого мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности на основе соприкосновения с отечественной историей и анализа "главной песни страны".
...
30 08 2023 12:54:54
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся.
...
29 08 2023 19:39:33
Создавая урок, автор надеялся показать, насколько увлекательными и интересными могут стать сорок пять минут повторения «сухой» темы «Деятельность». Для этого в ходе урока использовались фотоматериалы из жизни и деятельности самих школьников; привлекался сложный теоретический материал: философские теории И.Канта, Н.Макиавелли, Й.Хезинга....
28 08 2023 6:25:25
Мероприятие – встреча с ветеранами войны и тыла накануне Дня Победы воспитывает патриотизм, уважительное отношение к историческому наследию малой родины....
27 08 2023 11:49:38
История Древнего мира насыщенна яркими событиями и достоверной информацией. «Библейские сказания» раскрывают для детей мир божественной религии, христианских заповедей, формируют нравственные ценности учащихся....
26 08 2023 2:29:11
Внеурочное мероприятие проводится выпускниками МКОУ «Унъюганская СОШ № 2» для учащихся школы, жителей поселка Унъюган. Благотворительный аукцион выпускников воспитывает человечность, доброту, сочувствие, дает помощь детям с oнкoлoгическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями с перечислением средств на предметный адрес фонда «Подари жизнь»....
25 08 2023 18:39:45
Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды....
24 08 2023 13:18:39
Описание серии модульных уроков по теме и пример первого из них.
...
23 08 2023 15:21:45
Урок истории проходит в виде викторины, проверяет знания учащихся об основных фактах начала Великой Отечественной войны. Учащиеся развивают умение анализировать, отбирать нужную информацию, систематизировать материал. Цель урока: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине....
22 08 2023 4:36:33
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
21 08 2023 9:58:34
Обобщающий урок построен в игровой форме. Использование игры на уроке дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету....
20 08 2023 18:30:55
Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля.
...
19 08 2023 2:37:14
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
18 08 2023 9:28:25
Урок-погружение – особая форма современного образовательного процесса, может быть использован с целью повышения интереса к отдельным темам, в данном случае к событиям эпохи становления Наполеона Бонапарта как правителя, его взлета и падения, краха идеалов революции, или как вариант обобщения и повторения изученного материала. Урок рассчитан на 1,5 часа....
17 08 2023 10:16:21
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
16 08 2023 17:59:57
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
15 08 2023 3:27:30
Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение....
14 08 2023 16:16:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::