Мероприятие ко Дню памяти жертв политических репрессий
Цели:
- познакомить учащихся с событиями, произошедшими в 1953 году в Норильском горном лагере;
- развивать умения и навыки учащихся анализировать политические процессы в стране, объяснять суть “восстания духа” как высшее проявление ненасильственного сопротивления бесчеловечной системе ГУЛАГа;
- воспитывать гуманность, честность, чувство гордости за успехи и горечи, неудачи Родины.
Оборудование: выставка литературы по теме, документальный и архивный материалы, аудиозапись музыки Шопена, мультимедиа-проектор.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
…Не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной cмepти, но и сохранить в человеке все человеческое…
Акад. А. Д. Сахаров
Вступительное слово учителя.
30 октября – День памяти жертв политических репрессий.
Репрессии – “подавление” (от латинского) – карательные мероприятия, наказания, имеющие целью подавить, положить конец чему-либо. Пик сталинских репрессий в нашей стране пришелся на 1937-1938 годы. Караганда, Чита, Магадан, Колыма, Игарка, Дудинка, Хатанга, Норильск… Создавалось впечатление, будто вся страна – один большой лагерь. Это были годы кровавых расправ, судов при закрытых дверях и море людских слез, сломанных судеб, искалеченных жизней.
Ученик читает отрывок из стихотворения Р.Р. Рождественского “Две страны” (звучит музыка Шопена).
Учитель:
– Сегодня мы с вами поговорим о событиях 1953 года в Норильске, выступлении заключенных Норильлага и их сопротивлении бесчеловечной системе ГУЛАГа.
Из истории. У колыбели НГМК стояли родители в лице ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комисаров. Дата выхода в свет постановления “О строительстве в Норильске медно-никелевого завода” считается днем рождения северного гиганта отечественной индустрии. Это было 23 июня 1935 года. У комбината есть еще один “крестный отец” НКВД, начальник которого Генрих Гиршевич Ягода, через два дня издавший свой приказ.
Ученик:
Из архива:
“Приказываю:
Организовать в Норильске исправительно-трудовой лагерь, возложив на таковой:
- строительство никелевого комбината:
- освоение района расположения комбината и его предприятий”.
Учитель:
Итак, НОРИЛЬЛАГ родился 25 июня 1935 года.
Ученик:
Из архивных данных:
“Июль – октябрь 1935 год – 1200 заключенных,
январь 1936 г. – 1251 заключенный,
1937 г. – 9139 заключенных,
1938 г. – 10332 заключенных,
1942 г. – 26421 заключенный,
октябрь 1948 г. – 49822 заключенных,
1951 г. – 71331 заключенный,
1953 г. – 120000 человек.
Последний этап в Норильск пришел в 1953 году. Начиналась новая эпоха в стране, в Норильске.
Ученик:
Из архивных документов. Свидетельства очевидцев. Бывшая заключенная Бируте Карейвайте:
“Лагерь. Начало. От Дудинки до Норильска около ста километров, но пешком путь длиннее и особенно труден, когда человек идет по тундре впервые. Кругом топкие места, речки, не везде можно присесть и отдохнуть; такой переход не все новые сапоги выдерживали, усталые люди бросали дорогой даже личные вещи, так в 1935 году первые бригады заключенных добирались до Норильска. Летом 1936 года лагерные поселки выросли по всей трассе Норильск – Дудинка. К весне 1939 все лагерные поселки обнесли ограждениями с вышками, режим ужесточился, стали работать под конвоем. Летом 1939 года во втором лаготделении разместили “врагов народа” – это были специалисты и бывшие советские и партийные работники, которые по два три года просидели в тюрьмах. После начала войны режим в лагере ужесточился, усилили охрану, запретили переписку, удлинили рабочий день. Все годы войны Норильск успешно выполнял свои задания. Лагерь рос, расширялся, но несмотря на его процветание, возникал вопрос: а сколько времени он еще просуществует?
Учитель знакомит учащихся со схемой “Система ИТЛ в Норильске”.
В ИТЛ “Норильск-2” проводились расстрелы.
Ученик:
Чтение стихотворения “Не могу простить” бывшего заключенного Норильлага Алексея Караваева.
Учитель:
- Жизнь в жесточайших условиях, издевательства над человеческим достоинством, постоянные угрозы cмepтью не смогли сломить у политзаключенных волю к свободе, желание оставаться достойным гражданином своей страны.
Ученик:
Что же стало предпосылками к восстанию?
К весне 1953 г. в Норильске, согласно статистике, было 35 лаготделений и 14 лагпунктов исправительно трудового лагеря, а также 6 лаготделений Горного лагеря. Число узников Горного лагеря по разным оценкам 30-40 тысяч человек. А в 40 отделениях и лагпунктах Норильлага с 1948 по 1952 ежегодно было около 220-250 тысяч человек.
С августа 1943 года в Норильске начал свое существование Горлаг, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР “от 19 апреля 1943 года был введен особый вид наказания – каторжные работы для фашистских убийц, предателей, пособников оккупантов”. Осуждали на каторжные работы сроком от 10 до 20 лет. Приговоренных к каторжным работам ни в производственных, ни в жилых зонах “не смешивали” с обычными заключенными. На одежду каторжан нашивались номера. Рабочий день длился 10 часов, но из-за задержек в пути растягивался до 13-14 часов. Труд “врагов народа” до 1947 года не оплачивался. Запрещалось получение писем, посылок, денежных переводов от родных. Заключенные Горлага выполняли самые тяжелые работы. Кормили плохо, часто вместо положенных 800 граммов хлеба лагерники получали 700. Кроме дрожжей, не было пpaктически никаких витаминов, и даже за это высчитывали из нормы 60 граммов хлеба и 30 рублей. Не хватало одежды, а та, которой обеспечивали, использовалась не один срок. Все это вело к росту заболеваний (элементарной дистрофией, сердечно-сосудистой системы, воспалением легких) и числа производственных травм, что являлось основными причинами cмepти заключенных. Кроме того, любой мог умереть от побоев, укусов натравленных на них собак, “неправильного применения оружия” –все эти приемы усмирения использовали офицеры и солдаты конвойных войск.
В мае 1953 года, в канун восстания, пошли случаи избиения. Бесчеловечный режим ГУЛАГа, беспредел лагерной администрации и охраны, унижение и подавление личности, безнадежность огромных сроков –все это должно было сломить любого и физически и мopaльно.
Ученик:
Отрывок из писем и воспоминаний “Начало” бывшей заключенной 6-го отделения Горлага Екатерины Андрусишиной:
“Забастовали 27-28 мая. Девчонки многие были опухшие от голода. Многие теряли сознание. К нам приходила комиссия из Норильского Горлагеря, но мы никого в зону не пускали, говорили, что нам нужна только Москва”.
Учитель:
Считается, что “вирус мятежа” привез в Норильск карагандинский этап, в котором было 1200 человек. Заключенные прибыли по Енисею в Дудинку 8 сентября 1952 года.
“Карагандинцы” трудились на объектах без всякого желания, о соревновании не думали, не ходили на работу, а агитировали заключенных бастовать. Именно карагандинцы стали организаторами борьбы с прислужниками лагерной администрации, им удалось изменить сам “климат” Горлага.
В 1953 году прошла амнистия по мартовскому указу, по которой освобождались из лагеря, имевшие судимость за бытовые преступления. Заключенным Горного лагеря стало обидно, что нет им амнистии, нет послаблений, нет условий, облегчающих работу.
Участились случаи стрельбы по заключенным. Иногда просто ради развлечения охранники с вышки автоматной очередью могли “пройтись” по “врагам народа”. Стрелки били заключенных палками, заставляли колонны идти паровозом, т. е. вплотную к друг, другу и в ногу. Если кто сбивался, падал, по нему стреляли. Не хотела колонна идти паровозом, ей комaндовали “лечь – встать”, пока не заставят выполнить этот приказ.
Ученик.
Восстание началось в конце мая. Поводом стало следующее:
“Начальник караула сержант Дьяков пошел проверять посты вокруг пятого отделения. На крыльце баpaка над ним начали смеяться, выкрикивать: “Ты, сталинский ублюдок!” В ответ на оскорбления Дьяков “психанул” и дал очередь из автомата по заключенным”.
Было убито 3 и ранено 7 человек, что и послужило поводом к восстанию всех заключенных 5-го лаготделения, в котором содержалось 5000 тыс. человек. Затем заволновались заключенные в других отделениях лагеря: в Кайеркане, в женском отделении – во всех отделениях, все 32000 тысячи человек не выходили на работу. Из шахты в Кайеркане, наоборот, отказались выходить. Со строительства в Горстрое заключенные отказались идти в зону, вывесили траурные флаги и плакаты антисоветского содержания: “Долой КПСС!”, “Долой Хрущева!” Требовали восьмичасовой рабочий день, отмены каторжных номеров. Требовали завести лицевые счета, пересмотреть уголовные дела.
Ученик:
Из писем “Начало” Е. Андрусишиной о требованиях восставших: “Заменить начальство лагеря, сократить рабочий день до 8 часов, дать выходные, улучшить питание, разрешить хотя бы два письма в месяц, снять номера, вывести больных на “материк”, пересмотреть дела заключенных”.
Учитель:
В июне из Красноярска прилетел начальник управления лагерями Красноярского края Павлючек. Он призывал заключенных выходить на работу, обещал выполнить их требования. Но заключенные не верили, они настаивали на том, чтобы вести переговоры с московской комиссией. Надзиратели начали теснить заключенных, которые вынуждены были отступили в глубь зоны. Ввели вооруженных солдат, и они по комaнде начали стрелять. Было убито 30 человек, столько же ранено.
4 июля 1953 года восстало третье лаготделение. В одном из баpaков обнаружили штаб восставших. Были сделаны предупредительные выстрелы. Люди начали сдаваться, многие были убиты. Всего в третьем лаготделении было убито 100 человек, ранено вдвое больше. Руководил ликвидацией восстания майор Жлоба из отдела МГБ при Горном лагере. Ущерб от простоя комбината, в связи с восстанием, составил два – два с половиной миллиона рублей. Восстание в Норильске в значительной мере способствовало отмене особых лагерей.
В 1954 году в Норильске работала комиссия Президиума Верховного Совета по освобождению заключенных. Две трети смогли вернуться домой, а тех, кого нельзя было освободить, этапировали в Магадан.
Восстание 1953 года в Горном лагере было самым первым в стране, было самым массовым.
Ученик читает стихотворение Г. Попова “Я верю”.
Учитель: Норильское восстание было массовым, в нем участвовало около 30000 тысяч человек.
Глубочайшего уважения и восхищения потомков достойны руководители норильского восстания. В центре покрытого лагерями Таймыра, в режимных зонах, окруженных автоматчиками, под прицелом пулеметов они создали “республику заключенных”, вступили в единоборство с огромной системой насилия и угнетения, бездушной машиной террора. Вот их имена: Б. Шамаев, Л. Коваленко, С. Климович, П. Френкель, И. Касилов… В 1955-1956г.г. освобождение пришло к абсолютному большинству бывших узников Горлага. Норильский комбинат перешел на вольнонаемную рабочую силу. Это был главный результат восстания, подорвавшего непоколебимый до того фундамент лагерной системы.
Ученик:
У норильских заключенных, восставших против системы репрессий и насилия, был гимн, написанный Григорием Климовичем. (Чтение наизусть гимна.)
Учитель:
Сейчас многое меняется в России. Не забыть тех, кто положил начало этому обновлению почти 50 лет назад лагерными восстаниями, – значит продолжить говорить правду о страшных днях нашей истории.
Предлагаю почтить память бывших заключенных Норильлага минутой молчания.
Приложение
Чтобы быть успешным в современном обществе, молодые люди должны овладеть ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, социальной, бытовой, информационной и прочих сферах. Использую проектно-ориентированную форму обучения. Анализируя ценностные приоритеты молодежи, делаю вывод, что телевидение сегодня играет важную роль в развитии личности ребенка. Организуем телекоммуникационный проект, который предполагает создание фильма....
22 03 2023 1:31:11
Сегодня, когда компьютер вошел в каждую школу, если не в каждый класс, было бы огромной ошибкой не использовать его на уроках. В данном уроке помимо опережающих заданий, работы с учебником, документами, тестовой работы представлена презентация, выполненная в программе Power Point. Она позволила оживить урок, сделать его красочным, запоминающимся.
...
21 03 2023 23:20:22
При переходе к профильному обучению происходит значительная дифференциация предметного содержания как по уровню (профиль – база), так и по предназначению (основной курс – электив). Это обстоятельство делает крайне актуальным и важным педагогическое проектирование как средство разработки системы преподавания, обеспечивающей высокое качество образования....
20 03 2023 14:10:46
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
19 03 2023 2:50:45
Урок для 6-го класса по истории средних веков на тему "Классическое средневековье в Европе". Урок проходит в форме игры. Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, повышение интереса к истории.
...
18 03 2023 9:44:55
Урок личностно-ориентированный с дифференцированным подходом к обучению детей, с большой долей самостоятельной работы учеников. Он помогает дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации; развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся....
17 03 2023 4:53:34
Цель урока: изучить особенности возникновения письменности в государствах: Двуречье, Древний Египет, Финикия, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Русь....
16 03 2023 14:37:53
Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е.Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....
15 03 2023 6:50:55
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах, подобранных в рамках презентации. В материале урока освещены все этапы и направления изучаемой эпохи: наука, литература, изобразительное искусство, музыка, архитектура....
14 03 2023 12:59:13
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
13 03 2023 11:25:33
Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живших несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя....
12 03 2023 8:45:57
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
11 03 2023 10:23:49
Урок проводится по традиционной методике. Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой. Материал данного урока может быть успешно рассмотрен при условии предварительного чтения текста учебника учащимися дома. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала....
10 03 2023 9:16:43
Цель урока – определить, как проявился русский хаpaктер в деятельности советских людей в тылу фронта, в партизанском движении, в плену врага в годы Великой Отечественной войны, постичь своеобразие национального русского хаpaктера на примере судьбы человека, прошедшего испытания войной (М.Шолохов. «Судьба человека»); подвести к мысли о значимости идейных убеждений русского человека в годы войны 1941–1945 гг. Использованы фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука «Судьба человека».
...
09 03 2023 5:32:51
Урок для 7-го класса построен по технологии развития критического мышления. На каждой стадии урока решались конкретные учебные задачи путем использования разных форм работы. Материалы этого урока могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования....
08 03 2023 8:28:23
В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой......
07 03 2023 1:12:18
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
06 03 2023 23:37:54
Мероприятие направленное на воспитание патриотизма. В качестве примера проявления истинной любви к Родине приведены жизнь и подвиг замечательного человека – Чичварина В.И. – москвича, участника Отечественной и Японской войн....
05 03 2023 9:16:51
Урок проводится как обобщающий по теме «Эпоха Екатерины II». Главный акцент в хаpaктеристике исторического деятеля делается на индивидуальном своеобразии, уникальности, неповторяемости, на психологических мотивах и нравственных аспектах его деятельности.
...
04 03 2023 18:41:41
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
03 03 2023 15:27:31
В методической разработке представлен повторительно-обобщающий урок в 7-м классе. Урок направлен на отработку умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями; используются разнообразные формы и методы проверки знаний учащихся. Различные формы работы обеспечивают хороший ритм урока, активность учащихся в течение всего занятия. Каждый учащийся имеет возможность проверить свои знания по данной теме и проявить творческие способности. Урок направлен на развитие понимания и осознания зависимости самостоятельной деятельности учащихся и возможности роста....
02 03 2023 9:41:52
Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....
01 03 2023 18:42:42
Урок помогает осознать включенность в общую работу, развить личную рефлексию, установить активную субъектную позицию в учебной и иной деятельности. Формирует навыки общения и взаимодействия, ценностно-ориентационное единство группы, повышается познавательная активность....
28 02 2023 3:23:18
Описание серии модульных уроков по теме и пример первого из них.
...
27 02 2023 14:55:58
В уроке-игре принимают участие учащиеся одного класса. Можно провести его как внеклассное занятие на всю параллель. Жюри набирается из учеников класса или старшеклассников. Оценки за конкурсы объявляются перед каждым новым конкурсом. В конце игры подводятся итоги, вручаются грамоты и выставляются отметки....
26 02 2023 4:50:13
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
25 02 2023 17:42:50
На уроке рассматриваются способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира. У ребят развиваются знания о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии....
24 02 2023 8:19:30
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях....
23 02 2023 12:50:25
Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, проpaбатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....
22 02 2023 8:32:25
Повторительно-обобщающий урок затрагивает самые трудные вопросы темы, обобщает знания, выявляет и ликвидирует пробелы, расширяет знания учащихся о историческом периоде и лице, а также развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками. На уроке рассматривается биография Столыпина, основные направления его деятельности. Учащиеся пытаются выявить как положительные, так и отрицательные стороны его реформ....
21 02 2023 13:17:25
Данный урок по истории России в 7-м классе знакомит учащихся с изменениями политического строя в России в начале XVII века. На уроке используются дидактические принципы научности, прочности, осознанности, связи с жизнью, наглядности с использованием современных средств обучения: мультимедийной презентации, интернет-ресурсов....
20 02 2023 22:14:53
Цель урока – определить слагаемые здорового образа жизни. Использованы педагогические технологии: технологии кейсов, здоровьесберегающие технологии, технологии проектирования. Тему и цель урока учащимся предлагается определить самостоятельно....
19 02 2023 2:23:45
Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию.
...
18 02 2023 2:47:22
Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов.
...
17 02 2023 22:46:14
Цель урока: формирование образного представления об эпохе «Дворцовых переворотов». Рассмотрены предпосылки и причины дворцовых переворотов, выясняется значение понятия «дворцовые перевороты». Ученики знакомятся историческими фигурами, работают с историческим источником. Отмечается индивидуальная работа каждого, что находит отражение в рабочей карте к уроку....
16 02 2023 12:12:41
К середине 1942 г. стало очевидно, что Германии и ее союзникам не удалось осуществить свои первоначальные военные планы ни на одном из фронтов. Исход всей войны главным образом зависел от событий на советско-германском фронте.
Контрнаступление советских войск под Сталинградом закончилось окружением и капитуляцией немецких войск.
Летом 1943 г. поражением закончилась попытка немецкого комaндования наступления на Курск. После Курской дуги развернулось наступление по всему фронту.
...
15 02 2023 3:52:45
Ознакомление воспитанников с биографией Героя России Андрея Туркина. Воспитание патриотизма, чувства долга, преданности и любви к Родине. Расширение знаний о защитниках Отечества, не пожалевших собственной жизни ради безопасности сограждан....
14 02 2023 19:35:44
Урок направлен на формирование новых знаний по теме, закрепление и обобщение полученных знаний, умение выражать собственное мнение и оценочное суждение. Использование презентации на уроке способствует развитию интереса к изучаемому предмету, развитию исторического мышления детей.
...
13 02 2023 22:51:25
Учащиеся 10–11-х классов изучают сложнейший период в истории России – ХХ век. Данное мероприятие позволит глубже осветить тяжелейший пласт в истории страны – период политических репрессий, направленных против собственного народа и оказавший влияние на дальнейшую судьбу страны; воспитать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей....
12 02 2023 8:30:54
Материалы этого проекта могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, классных часах и спецкурсах по выбору....
11 02 2023 6:59:48
Цель урока: закрепление пройденного материала и проверка усвоения знаний через организацию игрового образовательного прострaнcтва....
10 02 2023 17:24:32
Цели занятия: познакомить с концепцией гражданского образования и объяснить, что такое гражданство, а также рассмотреть существующие точки зрения по поводу конфликта: знать и уметь описать права и обязанности граждан, а также помогать всем людям, начиная с тех, кто живет в ближайшем окружении, реализовывать их права: брать инициативу на себя, с тем чтобы активно участвовать в управлении своим обществом....
09 02 2023 8:55:57
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
08 02 2023 3:10:39
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
07 02 2023 19:24:16
Урок разработан в форме игры–путешествия в город Олипм – место проведения древних олимпийских игр. Новизной данного урока является «Портфель знаний», который позволяет учащимся систематизировать, накапливать и проверять свои знания. На уроке прослеживается связь с другими предметами школьной программы.
...
06 02 2023 22:15:42
Эффективное изучение истории в школе возможно только тогда, когда преподаватель применяет разнообразные формы передачи знаний. Использование нетрадиционных форм работы на уроках позволяет стимулировать и мотивировать процесс познания у учащихся и вызывает живой интерес к процессу обучения. На таких уроках у школьников с различными способностями и уровнем знаний появляется возможность проявить себя и стать активными участниками учебного процесса. ...
05 02 2023 12:48:13
В статье предложена система работы при подготовке учащихся 8–9-х классов к ГИА по предмету. Система на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Структура подготовки к Г(И)А отpaбатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет....
04 02 2023 6:15:40
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
03 02 2023 3:36:29
Цель урока: сформировать представление учащихся о предпринимательской деятельности, ее функциях, роли в развитии экономики страны....
02 02 2023 20:34:16
Цель урока - сформировать представление об Отечественной войне
1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый
героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров....
01 02 2023 14:46:16
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::