Комбинаторная программа интегративного курса "Художественный труд и введение в историю"
Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения – это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения.
В настоящее время остро ощущается необходимость воспитания уже с детского возраста культуры межнационального общения и систематической работы школы в этом направлении.
Задачами школы, говорится в законе Российской Федерации о народном образовании, является формирование общей культуры личности, адаптации к жизни в обществе, становление самостоятельной свободной и нравственной личности. В связи с этим в настоящее время перед системой образования жизнь ставят такие актуальные задачи:
- считать основополагающей идеологией школы педагогику развития;
- слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс;
- учить детей без принуждения;
- сделать учение радостным.
Решению этих задач способствует интеграция методической науки и пpaктики.
Система Л.В. Занкова, по которой я работаю, направленная на интеллектуальное, волевое и эмоциональное развитие личности ученика, позволяет решить эти задачи.
Я работаю по учебнику Е.В. Саплиной и А.И. Саплина “Введение в историю”, 3 класс (1 - 4), к которому прилагается тетрадь творческих заданий. Особое внимание авторами уделено реализации цели - исследованию человеческой личности в минувшие эпохи, реконструкции повседневного быта людей прошлого.
Наряду с этим в течение 10 лет я преподаю художественный труд по программе академика РАО Б.М. Неменского, главными целями которой является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношения, понимаемой как культуры эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны стать средством очеловечивания, то есть приживлением молодых людей к. корням культуры.
Возникла идея на основе этих двух программ создать комбинаторную программу интегративного курса, целями которой являются;
- объединение истории и художественного труда;
- раскрытие истории развития и становления культуры и быта бурятского народа;
- показ взаимосвязи истории и культуры в рамках пропедевтического курса;
- воспитание культуры межнационального общения.
Система обучения и воспитания, созданная самим народом, основанная на народных началах, по глубокому убеждению К.Д. Ушинского, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстpaктных целях или позаимствованных у другого народа. Национальная культура всегда питается другими культурами и наоборот. “От родного порога - в мир общечеловеческой культуры” - так сформулировал идею своей программы и академик Б.М. Неменский.
В рамках предлагаемой программы искусство будет делиться на виды и жанры, произойдет осознание учениками их связи с личной жизнью человека. Каждый ребенок начнет осваивать три крута ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих.
Данная адаптационная программа составлена для учащихся 2 класса (1 -3) или для 3 класса (1 - 4) и рассчитана на один учебный год (34 часа), т.е. на 1 час в неделю. Календарный план связан с прохождением материала по истории.
Предшественником этой программы является программа но художественному труду, составленная группой ученых во главе с академиком РАО Б.М. Неменским,
Предлагаемая мною программа должна органически войти в указанную выше программу, развивая ее мысль об истоках искусства и неразрывной связи с традициями и бытом бурятского народа.
Продолжателем же моей программы может стать интегративный спецкурс “Введение в историю и художественный труд”, но уже для 3 класса (1 - 3) или 4 класса (1 - 4), который любой заинтересованный учитель может разработать сам, либо можно продолжить обучение художественному труду по программе Б.М. Неменского.
Основные задачи курса
Обучающие;
- показать историческую динамику жизни человечества с. разных сторон:
- лингвистической, музыкальной, художественно-эстетической;
- научить детей видеть историю “вокруг себя”: в домах, которые нас окружают, в предметах быта и т.д.;
- помочь понять, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизации, в том числе и бурятского народа
Развивающие;
- развивать любознательность, активность мысли, творческое воображение, умение размышлять, сравнивать, анализировать, делать выводы;
- развивать эмоциональную сферу ребенка средствами искусства;
- формировать художественно-творческую активность, участие детей в создании эскизов, набросков
Воспитывающие!
- развитие понимания неразрывной связанности всей своей жизни с деятельностью пластических искусств в повседневном окружении;
- развитие понимания роли каждого из “Братьев-Мастеров” в создании любого предмета, окружающего человека в разные времена и эпохи;
- воспитание уважительного отношения к труду художника, создавшего и запечатлевшего неповторимые образы памятников культуры;
- воспитание любви и уважение к национальным промыслам, корням культуры, наследию предков.
Общие рекомендации
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего мира, знакомства с его историческими корнями через среду обитания. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметом, объектов, произведений искусств, в создании которых участвовали его предки, родители.
Особое внимание нужно обратить на роль художников - “Мастеров Изображения, Украшения, Постройки” - в создании среды обитания человека и каждой вещи в этой среде,
В итоге дети должны понять и почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны строиться вопросами: “А что было бы, если бы “Братья - Мастера” не участвовали в создании окружающего вас мира, дома, улицы и т.д.?” Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни и ее неразрывная связь с историей возникновения тех или иных предметов быта должно стать открытием для детей.
При изучении темы “Музеи искусств” и “Искусство на улицах твоего города (села, улуса)” нужно направит внимание детей на то, что они живут в Республике Бурятия, которая имеет свое историческое прошлое, свои памятники искусства и архитектуры, свои национальные особенности, которые необходимо знать, ценить, уважительно к ним относиться и хранить для будущего.
Учащиеся к концу года должны знать:
- что прошлое, настоящее и будущее бурятского народа нашло отражение как в истории, так и в искусстве, и связь эта неразрывна;
- что искусство отражает жизнь людей, исторические события разных времен;
- что в содержании разных предметов для дома, школы, села, города важную роль играют национальные традиции, качество и красота материалов, разнообразие и красота форм, узоров, конструкций;
- что лучшие произведения искусства хранятся в музеях, художественных галереях и т.д.;
- что в создании любой вещи, объекта, окружающей нас среды принимали участие “Мастера Изображения, Украшения, Постройки”;
- новые термины: живопись, архитектура, пейзаж, портрет, натюрморт, подлинник, репродукция, интерьер, иллюстрация.
Учащиеся к концу года должны уметь:
- использовать красоту материалов при выполнении своих работ;
- владеть элементарными навыками работы гуашью, восковыми мелками, пластилином, бумагой для конструирования и аппликации;
- владеть элементарными приемами изображения глубины прострaнcтва, наблюдаемой перспективой с элементами загораживания, передачи величины предметов;
- конструировать из бумаги конусов юрт, зданий;
- передавать элементарные пропорции фигуры человека и животных.
Примерное тематическое планирование
№ | тема урока | кол. часов |
1. | Путешествие в прошлое | 1 |
2. | Путешествие в настоящее | 1 |
3. | Путешествие в будущее | 1 |
4. | Моё имя | 1 |
5. | Портрет моей семьи | 1 |
6. | Иллюстрация бурятской сказки | 1 |
7. | Выставка работ | 1 |
8. | Панорама родного города, села, улуса | 1 |
9-10 | Я строю юрту | 2 |
11. | Твои игрушки. | 1 |
12. | Твоя посуда | 1 |
13. | Твоя одежда | 1 |
14. | Создание интерьера бурятской юрты | 1 |
15-16 | Памятники архитектуры - наследие предков | 2 |
17-18 | Памятники исторические | 2 |
19. | Образ богатыря-батыра | 1 |
20-21 | Мои друзья - кони | 2 |
22-23 | Танец моего народа | 2 |
24-25 | Народный праздник | 2 |
26-27 | Интерьер музея | 2 |
28. | В музеях хранится оружие | 1 |
29. | В музеях хранятся старинные вещи | 1 |
30. | В музеях хранятся портреты | 1 |
31. | В музеях хранятся пейзажи | 1 |
32. | В музеях хранятся натюрморты | 1 |
33. | В музеях хранятся скульптуры | 1 |
34. | Выставка работ за год. Праздник искусств | 1 |
Используемая литература
- Изобразительное искусство и художественный труд, 1 - 4 классы. Москва, “Просвещение”, 1991
- Изобразительное искусство (начальная школа). Программно-методические материалы. Москва, “Дрофа”, 2000
- Изобразительное искусство (5 - 9 классы). Программно-методические материалы. Москва, “Дрофа”, 2000
- История (5 - 9 классы). Программно-методические материалы. Москва, “Дрофа”, 2000
- Методические рекомендации по составлению авторских программ, Улан-Удэ,
- Программы общеобразовательных учреждений для начальных классов. Москва, “Просвещение”, 1998
- “Г.Г. Васильев” (репродукции). Ленинград, “Художник РСФСР”, 1986
- “Д.-Н, Дутаров”, монография М.В. Хабаровой. Ленинград, “Художник РСФСР”, i986
- “Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях”, ЗА. Богатеева. Москва, “Просвещение”, 1986
- “Отчий край”, сборник стихов бурятских поэтов. Улан-Удэ, 1981
- “Певцы родной земли” (этюды о бурятских поэтах). Улан-Удэ, 1985
- Журнал “Начальная школа” № 2, 2001 г., №10, 2006г.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
09 09 2024 21:30:54
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
08 09 2024 20:21:46
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
07 09 2024 13:30:54
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
06 09 2024 4:54:58
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
05 09 2024 14:32:18
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
04 09 2024 9:48:47
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
03 09 2024 7:15:25
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
02 09 2024 19:52:43
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
01 09 2024 5:22:48
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
31 08 2024 11:55:39
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
30 08 2024 11:23:38
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
29 08 2024 3:20:34
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
28 08 2024 10:22:47
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
27 08 2024 6:31:29
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
26 08 2024 10:16:12
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
25 08 2024 17:37:21
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
24 08 2024 14:56:43
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
23 08 2024 19:46:56
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
22 08 2024 0:40:18
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
21 08 2024 0:14:54
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
20 08 2024 20:36:42
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
19 08 2024 21:21:18
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
18 08 2024 10:45:31
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
17 08 2024 8:55:28
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
16 08 2024 1:15:36
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
15 08 2024 22:34:39
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
14 08 2024 0:15:35
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
13 08 2024 10:10:56
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
12 08 2024 13:52:50
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
11 08 2024 8:12:35
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
10 08 2024 0:22:57
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
09 08 2024 8:49:32
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
08 08 2024 10:27:25
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
07 08 2024 11:59:50
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
06 08 2024 13:12:22
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
05 08 2024 0:53:42
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
04 08 2024 15:17:20
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
03 08 2024 21:10:50
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
02 08 2024 23:23:18
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
01 08 2024 14:21:12
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
31 07 2024 13:42:18
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
30 07 2024 23:28:36
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
29 07 2024 2:11:19
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
28 07 2024 13:19:25
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
27 07 2024 12:38:11
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
26 07 2024 15:58:28
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
25 07 2024 20:27:51
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
24 07 2024 17:17:25
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
23 07 2024 21:13:29
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
22 07 2024 5:48:33
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::