Русская живопись 2-й половины XIX века
Цели:
- продемонстрировать достижения ведущих художников реалистической школы, роль и значение творчества передвижников в общественной жизни страны;
- развивать речь, мышление и эстетические навыки.
Основные понятия: критический реализм, передвижники, портрет, пейзаж.
Оборудование: репродукции картин Третьяковской галереи; книга В. Прудоминского “Первая Третьяковка”, Универсальный энциклопедический календарь “Знаменательные даты.2007” издательства “Либерия - Бибинформ”, записи музыки П. И. Чайковского.
Эпиграфы:
Искусство – страстное молчание. (Густав Моро)
Жизнь коротка, искусство вечно.
Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе. (В. А. Сухомлинский)
Оформление: На доске можно написать фамилии художников и их произведения:
- И.Н.Крамской. Незнакомка. Портреты Л.Н.Толстого, П.М.Третьякова.
- И.И.Шишкин. Рожь. Утро в сосновом лесу.
- Ф.А.Васильев. Мокрый луг.
- И.К.Айвазовский. Чёрное море. Чесменский бой.
- А.И.Куинджи. Лунная ночь на Днепре. Берёзовая роща.
- И.И.Левитан. Золотая осень.
- В.В.Верещагин. Апофеоз войны. На Шипке всё спокойно.
- К.Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге.
- В.Г.Перов. Тройка.
- И.Е.Репин. Бурлаки на Волге.
- В.И.Суриков. Боярыня Морозова. Взятие снежного городка.
- В.М.Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами. Богатыри.
Подготовительная работа: стенды с репродукциями картин художников 2-й половины XIX века по темам “Художники-передвижники”, “Портретная живопись”, “Художники-пейзажисты”, “Художник-баталист”, “История в полотнах русских художников” и т.д.
План урока:
I. Вводная часть.
II. Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею.
Творчество И.Н. Крамского, И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, В.В.Верещагина, К.Савицкого, В.Г. Перова, В.И. Сурикова, В. М. Васнецова.
III. Заключение.
Ход урока
I. Вводная часть.
Слово учителя. Сегодня мы совершим экскурсию по залам Третьяковской галереи, что находится в Москве. Третьяковская галерея названа по имени Павла Михайловича Третьякова. Он положил начало этому замечательному собранию.
Сообщение ученика:
Третьяков был купец. Своё богатство он решил употребить на пользу народа. Павел Михайлович был хорошо образован. Он увлекался живописью: читал книги по искусству, посещал выставки, знакомился с художниками. Свои приобретения он делал на выставках и в мастерских художников, являя собой новый тип коллекционера, дающего материальную поддержку мастерам. Живопись Павел Михайлович глубоко чувствовал. Его личные вкусы оказали немалое воздействие на русскую художественную школу. Собирая картины (с 1856 г.), он поставил себе цель создать общедоступный национальный музей, приобретал преимущественно произведения художников демократического направления (передвижников). В 1892 г. П.М.Третьяков передал своё собрание, а также коллекцию, завещанную ему братом С.М.Третьяковым (1834-1892 гг.), в дар Москве.
(Примечание: далее выделенное курсивом – сообщение ученика)
В 1918 г. Декретом СНК музей был национализирован. За годы советской власти собрание увеличилось во много раз. В него влились: музей иконописи и живописи (бывшее собрание И.С.Остроухова (1858-1929 гг.); Цветковская галерея с её ценнейшей коллекцией русского рисунка; собрание картин русских художников из Румянцевского музея; несколько национализированных частных коллекций.
II. Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею.
Сегодня мы познакомимся с творчеством художников 2-й половины XIX века.
Вопрос классу: кто помнит, в каком стиле творили художники, скульпторы, архитекторы 1-й половины XIX века? (ответ: классицизм)
Скоро стиль классицизма приелся и художники, литераторы стремились описывать жизнь такой, какая она есть, т.е. реалистично.
9 ноября 1863 года в Академии художеств случилось невероятное событие: ученики отказались рисовать дипломную картину на тему древнего скандинавского предания. Они заявили обескураженным учителям, что хотят рисовать на свою тему. Получив отказ, лучшие ученики навсегда покинули Академию. Они стали вместе жить и творить, а затем организовали передвижные выставки. На их холстах открывалась обыкновенная русская жизнь – земля, народ. Первая передвижная открылась в Петербурге 29 ноября 1871 года. Потом она переехала в Москву, Киев, Харьков… Некоторые говорили, что картины про мужиков нельзя считать настоящим искусством, что древние развалины живописнее, чем русское село. На это известный критик тех времён Владимир Васильевич Стасов отвечал: “Настоящее искусство смотрит во все глаза на то, что совершается вокруг нас. А вокруг нас живёт, трудится, бедствует народ. Значит, героями картин должны быть не шестикрылые ангелы, не цари, древние и нынешние, не графы и маркизы, а мужики, рабочие, чиновники, и учёные”.
Руководителем художников – “бунтарей” был Иван Николаевич Крамской. Он был художником-портретистом. Портрет – изображение человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике или фотографии. (Демонстрация картин художника. Можно рассказать об истории создания некоторых портретов, взяв информацию из книги В. Прудоминского “Первая Третьяковка”).
Теперь перейдём к стенду, посвящённому художникам-пейзажистам. Пейзаж - картина, изображающая природу. Настоящие шедевры русской живописи в этом направлении оставили великие художники Иван Иванович Шишкин и Фёдор Александрович Васильев, его ученик. На холстах Шишкина глухо шумят тёмные боры, шелестит резной листвой прозрачный дубняк, тонко звенят осинки. Крамской называл Шишкина лучшим знатоком и рисовальщиком дерева.
Васильев прожил всего 23 года, но какие удивительные картины были созданы столь молодым художником. По мнению Крамского, пейзаж Шишкина – рассказ, а Васильева – стихотворение.
Заболев чахоткой, Васильев уехал лечиться в Крым и очень тосковал по родным местам, по памяти создавал картины родной природы средней полосы России. (Просмотр картин художников).
А другой художник, Иван Константинович Айвазовский (Гайвазовский), тосковал в Петербурге по родному Крыму.
Айвазовский был маринистом – живописцем, пишущим картины с изображением моря. Айвазовский рано прославился. Его морскими пейзажами восхищались Пушкин, Глинка, Брюллов. Европейские художники старались ему подражать.
В Петербурге Айвазовскому предлагали разные должности, засыпали его заказами. Но он не хотел жить в столице. “Чуть повеет весной. И на меня нападает тоска по родине - меня тянет в Крым, к Чёрному морю”, - говорил он.
В своём родном городе Феодосии художник построил красивый дом на берегу моря и навсегда поселился в нём.
Весной 1880 года открылась выставка, на которой была всего одна картина, но какой ажиотаж она вызвала у публики! Это картина Архипа Ивановича Куинджи “Лунная ночь на Днепре”. Порой можно было услышать:
- Картина написана на стекле. А сзади поставлена яркая лампа. Оттого так светится.
- И вовсе не на стекле. Просто Куинджи, когда работает, смотрит на природу сквозь цветное стекло.
- Да краской, краской написано. Только не простой, а лунной. Есть такая “лунная краска”. Я сам в газете читал.
Архип Иванович долго работал над оттенками красок, оттого такие удивительные цвета получились. Глядя на картину, вспоминаются чудесные строки Гоголя: “Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете…”
Куинджи – певец красоты родной Украины.
Вопрос классу: на примере жизни этих художников какие народные поговорки можете вспомнить? (Каждому мила родная сторона, каждый кулик своё болото хвалит…).
А теперь последуем в зал, отданный художнику-баталисту. Батальная живопись изображает войну.
Шла война в Средней Азии. Небольшой русский отряд оказался окружён в одной из крепостей. Необходимо было посмотреть, что делает за стеной неприятель. Готовится ли к штурму? Откуда нападёт? Офицер спросил солдат, кто готов взобраться на стену. Солдаты замешкались. Верх стены под прицелом у неприятеля: выглянешь – верная cмepть. Вдруг из рядов солдат выбежал человек в сером пальто нараспашку и в белой пуховой шляпе. Прежде чем офицер успел остановить его, он уже был на стене. Подтянулся на руках, выглянул – будто сфотографировал осаждающих – и кубарем скатился вниз. Тут же десятки пуль вонзились в стену там, где секунду назад была его голова. Этот смельчак был художник Василий Васильевич Верещагин.
Изображая войну, он буквально кричит: “Война – это зло! Войны унесли миллионы жизней, не допускайте новые войны!”. Художник погиб как солдат на борту броненосца “Петропавловск” во время русско-японской войны.
Во второй половине XIX века усиливается демократическое направление в русском изобразительном искусстве. Художники на своих полотнах изображают тяжёлый труд простых людей.
Картина К.Савицкого “Ремонтные работы на железной дороге” появилась на Третьей передвижной выставке. Правительственные газеты рассердились: “Что за картина! Рабочие копают и возят землю. Возят и копают – и всё!” Не нравился официальной идеологии новый стиль в живописи и литературе – критический реализм. Поэт Н.А.Некрасов тоже описал каторжный труд строителей железной дороги.
…Труд этот, Ваня, был страшно громаденне по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие – в страшной борьбе,
К жизни воззвав это дебри бесплодные
Гроб обрели здесь себе.
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Василий Григорьевич Перов тоже был художником критического реализма. В его произведениях часто встречаются дети (“Проводы покойника”, “Тройка”). В ту пору тысячи детей работали на фабриках, в мастерских, в магазинах и лавках. Вот что бы сказал о своей жизни такой мальчик-ученик: “Нас заставляли таскать ящики на спине с помощью верёвочных лямок. Поднимаясь по винтовой лестнице, мы часто падали и разбивались. А тут ещё хозяин подбегал к упавшему, хватал за волосы и стучал его головой о чугунную лестницу. Все мы, тринадцать мальчиков, жили водной комнате с толстыми железными решётками на окнах. Спали на нарах. Кроме набитого соломой тюфяка, никакой постели не было. Утром и вечером мы ходили с огромным ушатом к бассейну за водой и привозили всякий раз по десять ушатов”.
Так жили и дети, изображённые на картине Перова. Такие картины “больно кусаются”. Как вы понимаете это выражение? (Не оставляют равнодушными, сердце сжимается болью и гневом. Картины-революционеры).
А этот зал отдан картине Василия Ивановича Сурикова “Боярыня Морозова”.
Около 300 лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали пустые дровни, где на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова.
Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Её увозили в ссылку. В народе говорили, что она пострадала “за веру”.
В ту пору в русской церкви произошёл раскол. Глава церкви патриарх Никон по воле царя приказал исправить богослужебные книги, изменить некоторые обряды. Например, креститься было велено не двумя перстами, а тремя. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца.
Среди верующих оказались люди, которые не захотели признать новые обряды. Их называли старообрядцами или раскольниками. Старообрядцы тайно собирались и молились по-старому. Самым яростным хранителем старых обрядов был протопоп Аввакум. Боярыня Морозова была его верной помощницей.
А здесь – сказки, былины, песни. Это картины Виктора Михайловича Васнецова(1848-1926гг.). Он жил в Москве, где многое напоминает о старине. Кремлёвские соборы и стены, старые улочки, церкви, монастыри – всё привлекало художника и питало его воображение.
В Москве Васнецов взялся за большую картину “После побоища Игоря Святославовича с половцами”. Семь столетий назад князь Игорь Святославович повёл дружину на половцев, разорявших Русскую землю, и потерпел поражение. Об этом рассказывает прекрасное произведение древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”.
…Отшумела битва. Над полем сгущается ночная мгла. Зловещая красная луна взбирается на небо. На земле лежат убитые русские воины. Они словно спят, исполнив трудный долг. Полотно Васнецова воспело их подвиг и оплакало их гибель.
Васнецов говорил: “Только плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит и не ценит своей истории”.
Кстати, главный фасад Третьяковской галереи сооружён в 1902 году по проекту В.М.Васнецова.
III. Заключение.
Вот и закончилась наша экскурсия по залам Третьяковской галереи.
Ещё древние сказали: “Ars longa, vita brevis” что означает - жизнь коротка, искусство вечно. Кто знает Третьякова – купца? Можем предположить, что в таком качестве его уже никто не помнит. Но весь мир знает сокровищницу – галерею, основанную П.М.Третьяковым.
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
10 06 2023 5:23:12
Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски.
...
09 06 2023 13:29:44
Игра проходит в рамках "Недели Единства" перед государственным праздником 4 ноября. Участвуют обучающиеся 8–11-х классов. Каждый этап проходит одним днем, а итоги подводятся на заключительной линейке "Недели". Главная цель – смотивировать учащихся на более глубокое изучение исторического материала и показать историческую подоплеку государственных праздников. Игра используется для ретроспективного повторения исторической эпохи при подготовке к ЕГЭ....
08 06 2023 23:36:56
Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....
07 06 2023 10:46:26
Тестовый контроль может оценить уровень учебных достижений: качество и уровень усвоенных знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений. В настоящей работе представлены различные виды тестовых заданий по курсу истории России с конца XVI до конца XVIII в. Разработано несколько вариантов каждого из видов тестовых заданий, что позволяет организовать эффективную работу учеников. Тестовые задания могут быть использованы учителем для текущего, тематического и итогового контроля....
06 06 2023 11:24:47
Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности.
В статье автор предлагает урок истории в 5-м классе с использованием игровых ситуаций. Тема урока: путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»)....
05 06 2023 12:21:58
Разнообразие форм работы, частая смена деятельности делают урок динамичным, постоянно поддерживают познавательный интерес и не дают ученикам заскучать. Цель нашего путешествия по Древнему Египту – вспомнить основные факты из жизни этого государства, проверить, насколько глубоко усвоен изученный материал....
04 06 2023 10:19:52
Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две комaнды. Каждой комaнде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....
03 06 2023 14:18:33
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
02 06 2023 18:39:51
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
01 06 2023 17:46:48
Разработка представляет собой урок-игру с различными типами заданий на знания фактического материала, умения учащимися сопоставлять, анализировать, давать оценку историческим событиям, проявлять находчивость, смекалку; формируется умение работать в комaнде, анализировать допущенные ошибки.
...
31 05 2023 13:32:32
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
30 05 2023 18:57:19
На уроке изучаются изменения в духовной сфере жизни общества в конце XIX – начале ХХ в....
29 05 2023 12:32:36

Урок по основам мировых религиозных культур формирует понятие «священное книги», знакомит с культовыми книгами мировых религий. Цель: сформировать представление об основных священных книгах мировых религий – Трипитака, Коран; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление, коммуникативные способности учащихся, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам....
28 05 2023 9:58:18
Урок проводится как лабораторно-пpaктическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...
27 05 2023 14:17:40

Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со «Своей игрой», идущей на канале НТВ. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....
26 05 2023 3:58:19
Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....
25 05 2023 15:14:44
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
24 05 2023 20:40:59
Урок по теме «Первая мировая война» является уроком изучения новой темы. Автор представляет свою попытку подачи темы. Активно используется самостоятельная деятельность учащихся для изучения событий Первой мировой войны. Привлекаются иллюстрации картин Верещагина для осмысления итогов любой войны. Тема изучается на 2-х часовом занятии....
23 05 2023 11:51:49
Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией.
Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры.
Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав.
...
22 05 2023 2:19:42
На уроке хаpaктеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....
21 05 2023 4:50:29
Урок обществознания в 5-м классе является 16-м и 17-м уроками по рабочей программе, знакомящими с процессом самообразования, его формами и результатами. На уроке дается представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объясняются значения понятий "самообразование", "самоорганизация"....
20 05 2023 11:17:32
Итоговый урок-конференция по обществознанию в 11-м классе «Взгляд в будущее» с использованием проектно-исследовательской образовательной технологии решает следующие задачи: обобщение знаний о глобальных проблемах современности, повышение уровня их осмысления старшеклассниками, формирование гражданской позиции....
19 05 2023 1:23:53
Урок по теме "Права ребенка" знакомит учащихся с основными правами детей. Данное занятие проводится в групповой форме, используются различные методы (исследовательские, аналитические, рефлексивные) и приемы: работа с документами, решение логических и творческих заданий ( например, пантомима). Урок способствует воспитанию сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их. Занятие можно провести не только как урок в 9-м классе, но и как внеклассное мероприятие....
18 05 2023 11:19:55
Урок по теме "Рождение Американского государства". Данный материал позволяет показать способы колонизации Северной Америки, проблемы первых переселенцев. На уроке используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы....
17 05 2023 8:10:28
Урок посвящен изучению особенностей японской архитектуры, садово-паркового искусства, таких национальных традиций как чайная церемония и икэбана и способствует развитию толерантного отношения к миру, что необходимо для адаптации в современных условиях. Урок рассчитан на 2 часа и сопровождается компьютерной презентацией....
16 05 2023 21:43:53
Этот литературный и краеведческий материал, музыкальное сопровождение (адажио Альбиони, песня о партизанке Ларисе) пробудил у участников и зрителей в зале чувство сопереживания, помог по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну (глазами детей), создал скорбно-торжественную атмосферу в зале.
...
15 05 2023 21:41:18
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
14 05 2023 9:17:48
Результаты поисковой работы краеведческого кружка ДДЮТ г. Всеволожска....
13 05 2023 8:59:50
Представленный урок основан на методе исследовательского сравнения, который позволяет развивать у учащихся способность осмысливать сущность общественных явлений и событий посредством отработки умений и навыков сравнительного анализа; способствует самореализации личности учащегося, развитию базовых навыков гражданского участия, аналитического и критического мышления. В ходе урока используются разнообразные методики сравнения. Урок можно использовать как целиком, так и фрагментами в зависимости от поставленных целей и подготовки учащихся.
...
12 05 2023 5:21:35
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация PowerPoint позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. Цель урока: изучить историю Древней Руси и познакомиться с деятельностью князя - Ярослава Владимировича....
11 05 2023 13:56:10
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
10 05 2023 19:27:12
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами.
...
09 05 2023 8:50:44
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
08 05 2023 18:59:31
Как же добиться, чтобы обычный школьный урок был не только интересным, но запоминающимся? Один раз в учебном году в нашей школе устраиваются большие открытые мероприятия как подведение итога по отдельным разделам истории. Как правило, это конкурсы или викторины. Особенно яркими и запоминающимися получаются мероприятия, которые придумываются совместно с учителями литературы, МХК, иностранных языков, материальной технологии и родителями....
07 05 2023 2:54:49
Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....
06 05 2023 3:53:11
Эффективное изучение истории в школе возможно только тогда, когда преподаватель применяет разнообразные формы передачи знаний. Использование нетрадиционных форм работы на уроках позволяет стимулировать и мотивировать процесс познания у учащихся и вызывает живой интерес к процессу обучения. На таких уроках у школьников с различными способностями и уровнем знаний появляется возможность проявить себя и стать активными участниками учебного процесса. ...
05 05 2023 0:34:17
Представлен материал проблемно-дискуссионного урока истории в 6-м классе. Структура урока предполагает обсуждение факторов и альтернатив исторического выбора Руси в XIII веке, а также последствий этого выбора. Показана сложность мopaльно-нравственной позиции и личной ответственности Александра Невского....
04 05 2023 3:49:35
Учащиеся получаются представлений о развитии различных регионов Руси периода раздробленности на примере исследования природно-географических условий, занятий населения, политического устройства Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли. Изучаются причинно-следственные связи между географическими особенностями региона и его политическим развитием....
03 05 2023 13:22:13
Данный урок посвящен изучению Всеобщей декларации прав человека как важного международного документа, открывшего целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы. Основными целями урока являются: раскрытие значимости для международного права Всеобщей декларации прав человека; формирование ценностных ориентаций и убеждений, основанных на современных правовых и мopaльных ценностях общества; воспитание правовой культуры учащихся....
02 05 2023 22:40:59
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
01 05 2023 17:44:55
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
30 04 2023 6:59:58
Разработка урока дает возможность на занятии поработать с первоисточником, используя при этом индивидуальную форму работы по карточкам. Карточки разной сложности и предоставляются детям на усмотрение учителя. Изучение Конституции в 6-м классе - это первая попытка "по-взрослому" рассмотреть этот документ.
...
29 04 2023 11:54:11
Обобщающий урок по граждановедению состоит из презентаций на темы "Гражданство", "Права человека", "Закон об образовании", "Труд – право или обязанность?", "Семейное право России", созданных учениками 9-го класса....
28 04 2023 8:50:20
Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края....
27 04 2023 19:18:50
Урок состоит из двух частей: анализ программных документов декабристов, составление сравнительной таблицы и "погружение" в события 14 декабря 1825 г. Предлагаются разноуровневые домашние задания. Прилагаются портреты декабристов в виде мультимедийной презентации.
...
26 04 2023 16:48:22
Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе....
25 04 2023 18:21:12
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
24 04 2023 10:23:34
Цель урока: выяснить причины, приведение к кризису политики «военного коммунизма» и приведение к смене экономической политики в стране; рассмотреть первые шаги НЭПА в промышленности и сельского хозяйства; сравнить с началом перестройки при Горбачеве....
23 04 2023 21:35:14
Цели: обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по изученной главе "История Древнего мира: Древняя Греция"; привить интерес к самостоятельному изучению истории.
...
22 04 2023 6:16:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::