Урок истории по теме: "Путь Ивана IV в управлении централизованным государством"
Цели:
- обсудить с учащимися вопрос о формах власти и степени участия основных социальных групп в управлении страной;
- проанализировать различные мнения по данной проблеме;
- спроектировать альтернативы развития страны в XVI в. ;
- охаpaктеризовать последствия правления Ивана IV;
- развивать умение выделять главное, анализировать, делать выводы, работать с документами, участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения;
- материал урока способствует нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование:
- репродукция картины Репина И. Е. “Иван Грозный и его сын Алексей”
- пакет документов у каждого ученика.
Ход урока
Эпиграфы:
1. Честное изучение дела необходимо не с целью потревожить могильный сон, а для того, чтобы укрепить нравственное чувство живых, усилить их шаткую веру в добро и истину.
2. Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше прошлое и намекнуло о нашем будущем.
I. Организационный момент.
1. Викторина “Интеллектуальный лабиринт (вам, представляется задание по номинациям, вы под № записываете ответ). Оценивается быстрота и правильность (7чел. ) Один человек у доски.
Номинации: (см. прил.)
1. “Политик – реформатор” | Владимир |
2. “Просто великий” | Ярослав Мудрый |
3. “Полководец и пророк” | Олег Вещий |
4. “Закон есть закон” | вира |
5. “в трудный для России час” | Александр Пересвет и Родион Ослябю |
6. “Мертвый город” | Рязань |
7. “Способный ученик” | Андрей Рублев |
Проверка работы.
II. Знакомство с темой урока, целями и планом.
План.
- Способы управления государство.
- Какой путь выбрал наш “корабль – Русь и ее кормщик – Иван IV”?
- Анализ спора А. Курбского и Ивана Грозного
- Последствия тиранского правления Ивана IV.
1. Вступительное слово учителя:
История не терпит суесловия,
Трудна ее народная стезя.
Ее страницы, залитые кровью,
Нельзя любить безумною любовью
Не любить без памяти нельзя.
История в некотором смысле есть священная книга: завет предков к потомству, изъяснение настоящего и пример для будущего. И поэтому эпиграфом урока я выбрала слова Белинского: “Мы воплощаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше прошлое и намекнуло о нашем будущем”.
18 марта 1584 года. Умирает Иван Грозный, великий царь. Cмepть его была страшной. Перед встречей с Всевышним обычно вспоминают свою жизнь, каются в греках. Оглядываясь на содеянное во время опричнины, он, царь, боялся “Суда Господня”. Ему мерещились кошмары, виделись убитые по его приказу люди. О чем думал Иван IV в эти минуты? Возможно, вел такой диалог.
Учащиеся разыгрывают сценку, используя текст стихотворения.
Ходит Иван по ночному покою,
Бороду гладит узкой рукою.
Толь ему совесть спать не дает,
Толь его черная дума ведет.
“Помни холоп непокорный и вор,
Что с государем ведешь разговор!
Думаешь сладко ходить мне в царях,
Если по всюду враги и беда:
Турок и швед сторожат на морях,
С суши каган, да лях, да Орда,
Русскую землю загнали бы в гроб!
Сладко ли мне?” - вопрошает Иван
“Горько тебе”, - отвечает холоп
“А опереться могу на кого?
Лисы-бояре, да волки князья.
С младости друга имел одного,
Где он тот друг и иные друзья?
Тяжко тебе”, - отвечает холоп.
“Думаешь, царь- де наш гневен и слеп,
Он де не ведает нашей нужды.
Знаю, что потом посолен наш хлеб.
Знаю, что терпишь от зла и вражды,
Пытан в застенке, клещами ты рван,
Царским клеймом опечатан твой лоб.
“Худо тебе?” - вопрошает Иван,
“Худо” – ему отвечает холоп.
“Нет милосердья, холоп не проси.
Нет милосердных царей на Руси.
Русь - что корабль. Перед ней – океан.
Кормчий - гляди, чтоб корабль не потоп!. .
Правду ль реку?” вопрошает Иван.
“Бог разберет”, - отвечает холоп.
Итак, мы проводим урок-размышление. Его тема звучит не совсем обычно. Тема урока: “Путь Ивана IV в управлении централизованным государством”
Итак, мы знаем, что в XV-XVI веке под властью Москвы образовалось огромное государство. Встал вопрос о формах власти и о степени участия основных социальных сил в управлении страной.
Знакомство с целями урока.
- Какие способы управления были известны в то время?
- Какой путь выбрал Иван IV?
- Все ли были с ним согласны в выборе пути?
- Каковы были последствия, выбранного Иваном IV пути?
Поразмышляем над этими вопросами и мы.
Именно поразмышляем, работая с документами той эпохи, т. е. будем анализировать, обобщать, учиться выpaбатывать свое собственное мнение. На уроке постоянно продолжаем помнить слова историка Грановского. (см. эпиграф)
Т. е. каждый должен извлечь для себя нравственный урок, который пригодиться нам сегодня в нашей жизни.
1) Способы управления централизованным огромным государством.
Задание. Внимательно прочитайте в пакете документов документ №1 (см. прил.) и ответьте на вопросы:
a) Какие два способа управления централизованным государством были известны к XVI веку?
b) Охаpaктеризуйте их.
После обсуждения графически изображаются эти способы управления.
(пока остается незаполненной)
2. Какой путь развития Руси выбирает “кормщик” Иван VI в 1549-1560?
(Учащиеся вспоминают о пути, предложенном Избранной радой)
- Докажите, что реформы избранной рады относятся к первому способу управления государством.
- Как складывается дальнейшая судьба Избранной рады?
- Почему прервались реформы Избранной рады?
Итак, путь, предложенный реформаторами Избирательной рады, становится Ивану VI ненавистен. Желая быстрых результатов, какой результат развития выбрал царь.
Задание: работая с документом №2,(см. прил. ) найдите способ достижения власти по Макиавелли, который выбрал Иван VI.
Почему?
Подберите политический синоним к термину “злодейство” на Руси. В ответах ребята говорят, что царь учредил опричнину.
При размышлении над этим явлением обычно встает вопрос:
- Был ли какой-нибудь смысл в кровавом терроре, учиненном Иваном Грозным.
В ответах учащихся прозвучали мнения:
1. Иван Грозный озабочен упрочением личной власти.
2. Он планомерно уничтожает тех людей, которые полны человеческого достоинства, имели свое собственное мнение, составляли костяк государственного аппарата.
3. Царь насилием и террором создал обстановку стpaxa и беспомощности.
Таким образом, делается вывод: царь Иван IV боролся не столько “против бояр”, сколько “за” - безграничность собственной власти. А для этого он создал такой властный аппарат, который действовал бы только на основе репрессий.
Западная Европа выбрала другой путь развития, идя по укреплению сословно-представительной монархий. Неудивительно, что иностранцы, побывавшие в России по торговым делам, посылая весточки своим королям, немало удивлялись российским порядкам. Давайте в этом убедимся.
Задание: работая с документом №3,(см. прил. ) объясните, что могло удивить английскую королеву в российских порядках XVI века.
Учащиеся отмечают и записывают в тетрадь.
1. Деспотичная власть царя =Божьей власти.
2. Самоличное правление.
3. Произвол.
4. Великий страх.
5. Жестокость, переходящая в садизм.
-Как можно охаpaктеризовать такую форму управления государством?
(учащиеся отвечают - тирания. )
Все ли были согласны с Иваном IV в выборе пути развития страны.
(два ученика в начале урока получают задание проанализировать спор А. Курбского с Иваном IV, внимательно изучить документ №5 (см. прил. ))
Поразмышляйте, кто с вашей точки зрения, прав в этом споре
В чем они обвиняют друг друга?
Охаpaктеризуйте права царей в отношении подданных.
Какова роль ближайших советников царя?
По ходу ответов на доске появляется таблица (см. прил. )
Т. о в итоге утвердился режим личной диктатуры-тирании Ивана Грозного- власти , не ограниченной ни феодальными законами, ни обычаями. Установилась тирания, всех гнетущая “жестоким рабством”.
Эта власть не способна заботится о благополучии страны.
Чтобы подтвердить этот вывод, достаточно проанализировать
Последствия тиранического правления Ивана IV.
Задание: работа с документом № 6. (см. прил.) Проанализируйте:
а) хозяйственные последствия;
б) политические последствия;
в) нравственные последствия;
г) личные последствия для Ивана IV
Показ репродукции картины И. Е. Репина “Иван Грозный и его сын Алексей”.
Заключение: итак, вернемся к теме урока: “Путь Ивана IV в управлении централизованным государством”
Мы выяснили, что кормщик Иван IV выбрал тиранический путь правления, который в истории получил определение “опричнина”.
Среди ученых – историков нет единой точки зрения в оценке опричнины. Ознакомьтесь с буклетом. Прочитайте вывод в диаграмме точки зрения Карамзина (см. прил. )
Существует ли иной путь?
Учащиеся отвечают, что это Избранной рады. Этот путь не был таким мучительным и кровавым, как опричный, обещал результат более прочный, исключал установление опричной власти.
Учитель обращается к эпиграфу урока и подводит итог дискуссии.
- Для чего мы “допрашиваем” сегодня прошлое?
1. Чтобы осмыслить уроки прошлого.
2. Чтобы лозунг “цель оправдывает средства” никогда не стал бы лозунгом, по которому вы станете строить жизнь
3. Чтобы всегда помнили: амopaльные, злые деяния не могут привести к прогрессивным результатам
4. Я верю что сегодня “честное изучение дела укрепило нравственное чувство”, усилило веру в Добро и Истину!
Домашнее задание: Вряд ли на уроке мы смогли ответить на все вопросы, мне хочется, чтобы вы поразмышляли над этим уроком дома. Напишите мини-сочинение “Размышление о…”
При выполнении домашнего задания вам поможет следующий вопрос:
Почему Иван IV – “муж чудного рассуждения (замечательного ума), в науке книжного дела доволен, красноречив и за свое отечество стоятелен”, - привел страну к таким трагическим результатам?
Пакет документов к уроку смотреть в приложении.
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
25 09 2023 21:13:49

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
24 09 2023 4:54:37
Всякий раз, когда речь заходит об оружии, при помощи которого СССР одержал победу в Великой Отечественной войне, на ум приходят несколько боевых машин, которые стали легендами....
23 09 2023 23:45:58
Работа может быть использована учителями-предметниками на уроках истории, обществознания и права. Также систематизированный материал будет полезен при подготовке к факультативным и индивидуально-лекционным занятиям в рамках школьного компонента....
22 09 2023 10:59:21
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
21 09 2023 19:37:32
Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....
20 09 2023 8:30:13
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
19 09 2023 7:27:38
На уроке учащиеся знакомятся с идеологией народничества; выясняют особенности идеологии, неразрывную связь народничества с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, ошибочные представления народничества. Урок учит извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст....
18 09 2023 14:31:17
В материале описана процеДypa проведения экспертизы элективных, факультативных курсов в г.о. Спасск-Дальний Приморского края. Даны рекомендации по составлению элективных, факультативных курсов, их структуре; написанию пояснительной записки. Приведен анализ наиболее распространенных ошибок и недочетов.
...
17 09 2023 22:25:47
Мероприятие для 11-го класса представлено в форме устного журнала состоящего из следующих страниц:
1. «Проявление экстремизма в крестовых походах»; 2. «Экстремизм. Фашизм. Нацизм»; 3. «Экстремизм и международный терроризм»....
16 09 2023 15:54:10
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи.
...
15 09 2023 11:26:43
Урок проходит в форме "круглого стола" (семинара). В основу семинарского занятия преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям. Данный метод способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: готовность к разрешению проблем; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию....
14 09 2023 11:40:30
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
13 09 2023 23:18:46
Разнообразие форм работы, частая смена деятельности делают урок динамичным, постоянно поддерживают познавательный интерес и не дают ученикам заскучать. Цель нашего путешествия по Древнему Египту – вспомнить основные факты из жизни этого государства, проверить, насколько глубоко усвоен изученный материал....
12 09 2023 4:57:58
В статье представлена разработка урока-викторины и презентация с заданиями для нее....
11 09 2023 22:51:41
Урок по новой истории в 8-м классе на тему «Признаки империализма» помогает выяснить причины, процесс и последствия образования монополий; развивать навыков у учащихся работы по опopным схемам; раскрыть значение новых понятий к теме с помощью опopных схем....
10 09 2023 22:34:58
На уроке решаются несколько задач: в работу включается весь класс, изучается дополнительная литература по теме, у детей появляется интерес к предмету. Интегрированный урок проводится в виде защиты проектов учащихся....
09 09 2023 4:39:20
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации – одно из важнейших направлений в деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности РФ служит военная организация государства. Она включает в себя Вооруженные Силы РФ, а также другие войска, воинские формирования и органы, обеспечивающие военную безопасность. Развитие и становление Вооруженных сил России тесно связаны с историей государства, ее общественным строем, экономикой и политикой....
08 09 2023 1:40:59
Сценарий памятного вечера, посвященного выводу советских войск из Афганистана....
07 09 2023 4:30:38
Предлагаю вашему вниманию авторскую историко-краеведческую программу «Начало», которая может быть использована для краеведческой и внеурочной деятельности. Содержит материал по истории родного края села Сергиевск Самарской области Сергиевского района. Программа имеет рецензию Самарского Областного центра детско-юношеского туризма и краеведения. (ОЦДЮТК ЦСМ). В программе содержится теоретический и пpaктический материал....
06 09 2023 11:48:40

Представленный вариант урока с презентацией возможно использовать в качестве повторительного урока по истории России IX–XV веков, внеклассной интеллектуальной игры по истории, внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества. Урок построен в виде викторины "Своя игра"....
05 09 2023 14:59:30
Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....
04 09 2023 22:54:17
Литература и история обладают широким интеграционным потенциалом. При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести бинарный урок следует cпроектировать: содержание межпредметных понятий, способы учебной деятельности учащихся, выбрать интегративные формы обучения....
03 09 2023 19:39:31
В статье показана роль краеведения в современном образовательном процессе. Из опыта работы представлена одна из возможностей расширения знаний обучающихся по краеведению, овладения навыками исследовательских изысканий и публичных выступлений.
...
02 09 2023 19:53:33
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
01 09 2023 23:54:39
При переходе к профильному обучению происходит значительная дифференциация предметного содержания как по уровню (профиль – база), так и по предназначению (основной курс – электив). Это обстоятельство делает крайне актуальным и важным педагогическое проектирование как средство разработки системы преподавания, обеспечивающей высокое качество образования....
31 08 2023 20:35:42
На примере жизни, деятельности Д.С. Лихачева, а также использовании его сочинений, донести до кадетов примеры добра, человеческого счастья, справедливости, истинной толерантности....
30 08 2023 12:29:32
Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....
29 08 2023 11:25:49
На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....
28 08 2023 18:40:31
Урок проводится в виде объяснения нового материала, включающего в себя подготовку и защиту групповых проектов по темам, заданным учителем. Выступления учащихся иллюстрируются презентацией в программе PowerPoint. Во время всего урока класс заполняет таблицы-рецензии, конспектируя и оценивая выступления групп....
27 08 2023 2:49:56
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
26 08 2023 5:11:57
Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....
25 08 2023 21:37:37
Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным. Группы работают с карточками инструкциями, рассматривая статьи о правах и обязанностях и о деятельности высших органов государственной власти. Результаты групповой работы представляются учащимися в составленных ими схемах....
24 08 2023 1:45:20
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
23 08 2023 9:55:10
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
22 08 2023 19:14:55

Цель урока – познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней
Индии. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, работать с историческим источником, составлять рассказ....
21 08 2023 20:25:20
Урок обобщения знаний по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Раннее средневековье" в форме рыцарского турнира. К уроку требуется подготовительная работа учеников и учителей....
20 08 2023 10:13:11
Урок построен в виде групповой работы с использованием мультимедийной презентации. Обучающиеся разыгрывают сценку «Философский спор о свободе», выступают с сообщениями по вопросу «Зависит ли свобода от внешних условий», просматривают видеоролик «Философия свободы», обсуждают, анализируют, делают выводы....
19 08 2023 21:28:59
Урок изучения нового материала (теория и применение на пpaктике). Учащиеся на уроке знакомятся с отчаянной, мужественной борьбой за свой город его жителей и военнослужащих – солдат, матросов, офицеров. Одна из важнейших целей урока: уточнить некоторые события и факты, связанные с Крымской войной, вызвать интерес к истории Крыма. На уроке учащиеся представляют проект: «Город – достойный уважения»....
18 08 2023 7:24:20
Задача урока – воссоздать максимально полную и объективную картину коллективизации, выяснить, как на самом деле совершался этот глубочайший, сложный и противоречивый переворот в жизни деревни, к каким непосредственным и отдалённым последствиям он привёл; подумать над тем, как же в конечном итоге оценивать сущность коллективизации....
17 08 2023 3:19:12
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
16 08 2023 0:49:48
В ходе урока дается хаpaктеристика общественного строя, быта и верований восточных славян, их занятий. Формируется представление о жизни древних славян, учащиеся работают с картой....
15 08 2023 15:30:58
Урок относится к теме "Древнерусское государство". Это четвертый урок по теме, связан с предыдущей темой "Русь в правление Игоря, Ольги, Святослава", продолжением традиционной политики первых русских князей – подчинение славянских племен киевскому князю....
14 08 2023 8:13:57
Урок по теме "Средневековые рыцари" знакомит с понятиями "рыцарь", "рыцарство", как одним из важнейших этапов становления европейского средневекового общества. А так же с тем, как жили представители этого сословия, основными занятиями. Развивает умение работать с документами, заданиями творческого хаpaктера, с учебником....
13 08 2023 13:32:34
В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....
12 08 2023 20:43:11
Целью моей работы является рассмотрение норм морали в нормативно-правовых актах.
Я считаю, что преступность – проблема номер один в нашем обществе.
Какова молодежь – таково и общество будущего. Поэтому важны не только профилактика преступления, но и особый подход к наказанию. И об этом надо говорить на уроках в школе. Материалы курса могут быть использованы на уроках истории и обществознания как отдельный компонент.
...
11 08 2023 23:58:18
Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме "История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"....
10 08 2023 21:55:14
Цель данного занятия: развитие творческих способностей учащихся при изучении темы.
...
09 08 2023 11:51:40
Класс делится на две группы, каждая из которых получает отрывки из источников и текста учебника, что позволяет учащимся сопоставлять текст учебника и источника, развивает навыки работы с ними. Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся и благотворно влияет на изучение дальнейшего материала. При данном способе проведения урока деятельность учителя сводится к корректировке деятельности учащихся.
...
08 08 2023 9:51:41
Целью обучения модуля является развитие умения учащихся хаpaктеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....
07 08 2023 19:41:54
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::