Урок "Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великими?" Дискуссионная игра-дебаты > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок "Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великими?" Дискуссионная игра-дебаты


    Урок "Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великими?" Дискуссионная игра-дебаты

Цели урока:

  1. Углубить и расширить знания учащихся по теме: “Реформы 60-70-х годов XIX века, способствовать овладению учащимися доказательной, ораторской полемики, формировать собственный взгляд ученика на историческую проблему.
  2. Развивать логические умения сравнивать, анализировать, обобщать, оценивать.
  3. Формировать личностное отношение к изучаемой эпохе, развивать интерес к изучению истории Отечества.

Форма урока: дискуссионная игра – исторические дебаты.

Оборудование: портреты исторических деятелей, проводивших реформы 60–70-х XIX века рисунки учащихся по теме дебатов, памятки участникам дебатов.

Этапы дебатов.

  1. Подготовительный.
  2. Оценочный.
  3. Организационный.
  4. Игровой, дискуссионный.
  5. Оценочный.

Ход урока

1. Подготовительный этап.

За две недели учитель вместе с учащимися обсуждает общий замысел и стратегию игры, знакомит участников и зрителей с правилами дебатов, памятками ведения дискуссионных игр

дает список литературы, распределяет роли участников игры, обязательно учитывая при этом игровые способности и интересы, составляет опережающие задания. За неделю проводится консультация о подготовке к игре (с каждой комaндой отдельно), обсуждаются выступления участников, при необходимости учитель корректирует сценарий выступлений.

2. Вводный этап. Слово учителя.

Учитель отмечает, что история России сложна и многомерна. Многие исторические события являются объектом пристального внимания ученых-историков. Эпоха Александра II исключением не является. До сих пор историки спорят о значимости реформ Александра II. А почему бы нам не поспорить по этой проблеме?. Давайте проведем исторические дебаты, где комaнды ведут спор вокруг четко сформулированного тезиса, который опровергает одна комaнда и защищает другая.

3. Организационный этап.

Учитель знакомит собравшихся с условиями игры, члeнами комaнд, судьями, представляет линию аргументов, т. е., определяет функцию каждого участника игры, называет тезис, вокруг которого комaнды поведут спор “Можно ли назвать реформы 60–70-х годов XIX века великим. ”

Дискуссионная игра – исторические дебаты предполагает участие 2-х комaнд (по три человека в каждой. ) Судят игру трое судей. Выбирается следящий за временем. Учитель выполняет функции ведущего игры. Он знакомит игроков и зрителей с условиями игры и принципами работы судей.

Условия игры.

1. Организаторы и судьи должны обеспечить доброжелательную и спокойную атмосферу игры.

2. Участники комaнд не должны нарушать регламент, дебатируя в установленных временных рамках.

3. За нарушение регламента судьи вправе снимать баллы.

4. Во время дебатов каждая комaнда может взять 2 минуты на размышления.

5. Формулируя свою позицию, участники дебатов должны вставать.

6. Участники игры должны ознакомиться с памятками проведения игры дискуссионного типа.

Принципы работы судей.

  1. Личные убеждения судей не должны влиять на конечный результат дебатов.
  2. Результаты выносятся на основе аргументов, используемых каждой комaндой.
  3. Дебаты нужно оценивать с двух точек зрения:
  • нужно решить какая комaнда выиграла на основе убедительных аргументов;
  • участникам нужно присуждать индивидуальные баллы от 1 до 10.

4. Индивидуальные баллы охватывают;

  • манеру исполнения функции каждого участника;
  • приведение убедительных доказательств;
  • грамотная речь
  • ораторские способности, т. е., умение говорить.

В игре участвуют две комaнды по три участника.

Первая: А1. А2. А3.
Вторая: В1 В 2 В3.

А1. как основное, утверждающее звено комaнды обязан в течение 3 – 4 минут поприветствовать судей и оппонентов, далее излагает и определяет позицию комaнды, представляет аргументы.

В1. после совета с члeнами комaнды (1 минута) задает встречные вопросы оппонентам.

А2. отвечает на эти вопросы (3 минуты), тем самым усиливает утверждающую линию в споре

В1. приветствует оппонентов и судей. Он утверждает отрицательный тезис, излагает и определяет позицию комaнды, представляет аргументы (3 – 4 минуты).

А1. после совета с члeнами комaнды (1 – минута), задает встречные вопросы оппонентам.

В2. отвечает на встречные вопросы, тем самым усиливает отрицающий тезис в дебатах (3- минуты).

Ведущий предоставляет заключительное слово.

А3. выступает с финальным ответом соперникам, при этом не приводит новые аргументы, но убеждает судей в правоте утверждающей линии, приводит высказывания великих людей, обобщает факты, ранее сказанные (2 – минуты).

В3. выступает с финальным ответом соперникам, при этом не приводит новые аргументы, но убеждает судей в правоте отрицающей линии, приводит высказывания великих людей, обобщает факты ранее сказанные (2 – минуты).

4. Игровой, дискуссионный.

1. Выступление А1 против В1.

А1 утверждающая линия.

Тема сегодняшних дебатов: “Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великим?”

А между тем, господа, ответ уже прозвучал в XIX веке, задолго до наших дебатов. Современники реформ, живших в ту эпоху наградили их званием великих, за великие дела для России. Судите сами. За 10 с небольшим лет 9 важнейших реформ: крестьянская, земская, судебная, университетская, школьная, городская, военная, цензурная, финансовая. Реформы затронули пpaктически все сферы общественной жизни. Часто говорят, что реформы могли быть много лучше. Осмелюсь заметить, что за короткий срок для России было сделано немало, я постараюсь это доказать. Первая реформа – это крестьянская. Она освободила от рабства 23 миллиона крестьян, а это значит она освободила их творческую энергию, дала мощный толчок развитию рыночных отношений, позволила России совершить экономический рывок, крестьяне – paбы стали гражданами России. Благодаря земской реформе в России впервые появилось настоящее земское самоуправление, земства обустраивали свою малую родину и добились впечатляющих успехов: дороги, школы, больницы, построенные в конце XIX века и сегодня напоминают о деятельности земств.

А самая передовая – судебная. Гласность, публичность, равенство перед законами, независимость судей, состязательность и наконец Суд присяжных – это был шаг к гражданскому обществу. Суды присяжных и адвокаты оправдали много невиновных, что было невозможно и немыслимо в Николаевской России. В России появились блестящие адвокаты – ораторы. Среди них: Арсеньев, Урусов, Плевако, Кони.

Необходимо остановиться на главных достоинствах реформы образования. В России появилось среднее образование. Университеты получили самоуправление, уничтоженное в Николаевскую эпоху. Именно с реформ Александра II можно говорить о начале высшего женского образования. Еще один важный факт. Наша школа открылась именно в эпоху великих преобразований и была названа в честь преобразователя Александра II – Александровской женской гимназией.

Не следует забывать и о военной реформе, в результате которой Россия получила массовую и хорошо вооруженную армию. А отмена телесных наказаний в армии и на флоте? Чем не великое решение. Более ста лет солдат в Российской армии наказывали шпицрутенами. А вот в годы реформ – этому бесчеловечному унижению сказали: “Нет”.

АлександрII был великим реформатором. А. И. Герцен назвал его Царем – освободителем. А ведь такое звание даруется избранным. Александр II открыл новую эру для России и собирался ее продолжать. В начале 1881 года он одобрил проект реформ Лорис – Меликова, но cмepть оборвала великие замыслы и великие реформы.

Я закончил, господа. Мы ждем ваших вопросов.

В1. опровергающая линия.

Уважаемые судьи, уважаемые оппоненты. Вдумайтесь в тему наших дебатов. Никто не оспаривает тот факт, что в России 60–70-х годов не проводились реформы. Но можно ли их назвать великими?. Например Французская революция вошла в историю как великая, потому, что она уничтожила все пережитки мешавшие Франции развиваться.

А что же было в России? Ограничение власти императора, конституция, равные гражданские права населения??? Да ничего не было!

Реформы были поверхностными, они только чуть-чуть подправили опору самодержавной империи, чтобы она вообще не рухнула. Крестьянская реформа сохранила помещичье землевладение, а крестьяне были обложены непосильным выкупом. По словам историка Литвака “Александр II не думал открывать камеры тюрьмы, в которой находилось российское общество, ограничившись только снятием с него наручников”

Не были реализованы все возможности земской реформы. Крестьяне в земствах конечно заседали, но решения принимались дворянами и купцами. Где же столь обещанное сословное равенство. Нужно заметить, что почти 20 губерний вообще не знали, что такое земства, тоже можно сказать и о новой судебной системе. Судебная реформа была несовершенной. Например, для крестьян сохранились волостные суды, чтобы стать судьей нужно было обладать высоким имущественным цензом, что закрывало доступ на эту должность представителям низших классов. А хваленые присяжные заседатели? Среди них не было рабочих и крестьян, т. к. не позволял имущественный ценз. А где же равенство, господа?

А с 70х годов вообще началось наступление на судебную реформу. Так зачем же изменять великое? Что касается армии, то хочется отметить. Да изменения в лучшую сторону были, но господа, Крымская война так опозорила Россию, что всем было понятно, что по одному револьверу на полк – это явно не достаточно . Следует помнить, что с времен ПетраI пришло 150 лет, а за 150 лет парусный флот явно устарел. Поэтому время и потребности вынудили АлександраII пойти на преобразования в армии .

Что же касается Александра II, то в проведении реформ он и не думал идти до конца, т. к. боялся, что проводимые преобразования приведут к нарушению спокойствия и стабильности. Если бы Александр II завершил реформы созданием представительного законосовещательного учреждения, это и было бы шагом к конституционной монархии. Но царь и не думал идти к такому финишу, т. к. не был либералом по убеждениям и в конечном счете подчинил все реформы интересам самодержавия, отождествляя их с интересами России. Такие реформы вызвали протест радикальной части общества, все закончилось покушением на царя.

Я закончил, господа. Ждем вопросов.

2. Вопросы задает опровергающая сторона.

В1. Вы нас не убедили, господа хотя выступление было неплохим. Что вы можете сказать по поводу того, что земства не имели никакой политической власти, вся работа земств превращалась в никчемные споры?

В2. Вопрос касается военной реформы. Что Россия получила в ходе реформы кроме нового принципа комплектования армии и отмены телесных наказаний?

В3. Не кажется ли Вам, что Александр II сам виноват в своей cмepти, потому, что покушение на него было результатом недовольства реформами которое накапливалось в обществе.

Усиливающая линия утверждающей стороны.

А2. ответы на вопросы сопернику.

Уважаемые соперники и уважаемые судьи. Мы отвечаем на вопросы соперников.

  1. Да. Реальной власти земства не имели, главное значение земств не в этом, а в том, что земства были фундаментом, хозяйственным кирпичиком для строительства российского государства сверху вниз. Работа земств – это не просто никчемные споры по хозяйственным вопросам между гласными из дворян, крестьян, купцов, мещан. Они заканчивались определенным решением, т. е. согласием гласных. Год за годом они учились понимать и уважать позиции друг друга, что постепенно, пусть медленно, но ликвидировало разрыв между классами российского общества.
  2. . Что касается армии, то можно сказать следующее. Именно в результате военной реформы произошло перевооружение армии и флота. Например гладкоствольное оружие заменили нарезным, вместо чугунных пушек появились стальные, вместо парусного флота – паровой. А новые учебные пособия, а новые военные училища. И наконец новый принцип комплектования армии – на основе всеобщей воинской повинности. У России появилась хорошая, боевая, обученная армия плюс героизм солдат и офицеров и грамотное комaндование. Все это принесло победу в русско – турецкой войне 1877 – 1878 г.
  3. Говоря о покушении на Александра II хочется сказать, что не российское общество желало cмepти императора, а кучка революционеров не спрашивая общества, не считаясь с обществом, желала cмepти царя, считая это единственно правильным решением для России. Они били помешенные на терроризме и даже заметили, что жизнь идет своим чередом и Россия постепенно становится другой. Не заметить этого мог только слепой. Но мы то с вами, господа, не слепые. Мы разбираемся в ситуации и рассуждаем здраво. Благодарю за внимание. Я закончил

Вопросы комaнды А соперникам.

А1. Ну что же господа, мы внимательно выслушали ваше непатриотичное выступление. И мы хотим вам задать следующие вопросы.

А2. Вы сказали, что уже в 70 годы началось наступление на судебную реформу. Уточните, в чем это выражалось. И не подчеркивает ли это наступление явное величие реформы?

А 3. Говоря о армии вы, как нам показалось умышленно не упомянули исторический факт – отмену в армии телесных наказаний. Почему? Или вы отвергаете свершившееся? Почему во всех неудачах обвиняете именно и только Александра II ?

Ответы опровергающей стороны соперникам.

Уважаемые судьи, уважаемые соперники. Мы готовы принять ваш вызов и дать ответы на вопросы.

Во первых, 70-е годы в России действительно начались с исправления реформ, особенно активно наступала бюрократия на судебную реформу, а ведь ее нельзя назвать совершенной, мы остановились, мы остановились на этом, Через 10 – 12 лет после введения судебных уставов правительство ограничивает принцип несменяемости судей, из ведения дел судом присяжных исчезают дела по политическим преступлениям, урезаются права адвоката, власти изменяют состав прокуроров. Независимость судей осталась только на бумаге. И наступление будет продолжаться. Многие подданыеРоссии в судах не могут найти правды . Почему так произошло? Да потому, что самодержавию было не выгодно появление в России гражданского общества. А зачем?

По второму вопросу отмечаю. Да с 1863 года в армии и на флоте был введен запрет на телесные наказания. Все так. Шпицрутенов не было. Но рукоприкладство и унижения остались. Все зависило от того под комaндованием “злого” или “доброго” офицера окажется солдат. И еще, комaндный состав по-прежнему пополнялся выходцами из дворянского сословия. А значительная часть “инородцев” вообще не была представлена в армии.

Кто же в этом виноват? Перехожу к третьему вопросу. В России, так уж сложилось, многое если не все зависело и зависит от правителя. “Реформатором” Александр II стал по необходимости, понимая, что если дом не подправить – он рухнет. Но реформатором по своим убеждениям он не был никогда. Да, разработкой реформ занимались талантливые люди: Милютин, Головин, Ростовцев, Зарудный. А как же иначе? Реформы разpaбатываются сторонниками преобразований, а вот в жизнь их проводили ярые противники. Вина Александра II в том, что он не сдвинул эту махину. Почему? Да потому, что он не был убежденным реформатором. И постепенно из царя – Освободителя превратился в символ реакции, и застоя. Прав историк Соловьев: “Преобразования успешно проводятся Петрами Великими, но беда если за них принимаются Александры II”. Спасибо за внимание.

4. Обобщающие выводы.

А3. Обобщающие выводы. Заключительное слово.

Уважаемые судьи и господа! Я думаю, что в результате сегодняшних дебатов всем стало понятно, что в годы правления Александра II в России были проведены великие либеральные реформы, затронувшие все стороны общественной жизни. Благодаря реформам первоначальные навыки управления и общественной работы получили значительные слои российского населения. Реформы закладывали традиции, пусть весьма робкие, гражданского общества и правового государства. Следует отметить, что реформы вышли за пределы обычных измерений, поэтому важно понять, что они дали стране. Они дали мощный толчок развитию России. Россия стала другой. Реформы ускорили экономическое развитие России Историк Эйдельман отмечал “В России сделан пусть первый, но заметный шаг по пути превращения страны в буржуазную монархию. Можно сказать, что тип российской жизни определился на несколько десятилетий.

Часто пишут, что реформы могли быть и лучше. Осмелимся заметить, что за короткий срок было заделано все же немало: так оценивать велит принцип историзма, меряющий события по законам той эпохи, а не по критериям более поздним”

Я призываю судей, доверится этому главному принципу - принципу историзма.

И последнее: по словам историка С. Платонова “За императором Александром II навсегда останется имя великого преобразователя, принесшего русскому народу неведомые ему доселе блага гражданственности”. А русский народ всегда имеет будущее, потому, что умеет не только храбро умирать в битвах, но умеет переродится и вынести великие реформы. Мы это видим на примере реформ 60 – 70-х годов XIX века. Я закончил. Благодарю за внимание.

В3. Обобщающие выводы Заключительное слово.

Уважаемые судьи и оппоненты. Передомною стоит трудная задача, постараюсь с ней справится.

В 60-70 г.г. в России проводились реформы, но широкие слои общества остались к ним равнодушны, так как особого участия в них не принимали. Реформы уничтожили крепостное право, установили новую судебную систему, наладили местное самоуправление, позволили создать новую армию. Но… Не решили главных проблем Не был решен вопрос о цивилизованном отношении власти и общества, об участии народа в решении государственных проблем, а значит не было прочной опоры власти среди населения. Углубление этой пропасти и приведет к трагической гибели Александра II. Такова неизбежная цена за стремления самодержавия провести реформу “сверху”. Монархия российская показала, что к политическим реформам она не готова, и в этом была опасность. Реформы ускорили экономическое развитие России, но политические проблемы остались. И здесь таились серьезные угрозы. К концу 70-х г. современникам казалось вполне очевидным, что Россия больна. Спорили лишь о том, какова болезнь и чем ее лечить??. Да что же происходило? Вроде все шло чередом. Росли города, крестьяне бунтовали, помещики пили чай на верандах, писатели выпускали романы, и все-же с Россией творилось что-то не ладное, какая-то язва точила ее. Всю Россию томило разочарование.

Разочарованы были в реформах, разочарованы были обещанным. Появилось много людей уставших жить. Эта усталость – нерешенность главных проблем: крестьяне устали от безземелья, рабочие от бесправия, общество от отсутствия свобод. Эта усталость будет накапливаться и выльется в мощную революцию 1905г, а ведь все проблемы можно было решить в ходе реформ 60–70 г.г., и тогда бы не было наших дебатов, потому, что реформы были бы действительно великими.

5этап. Оценочный.

Судьи на протяжении 10 минут обговаривают этап, подсчитывают баллы и оглашают результат комaндный и личный рейтинг участников дебатов. После чего учитель анализирует игру и проводит блиц – интервью с участниками и зрителями по вопросам:

  1. Ясна ли была цель игры и твоя роль?
  2. Оправдала ли игра твои ожидания?
  3. Что показалось наиболее интересным и запомнилось?
  4. Появилось ли желание узнать больше об эпохе?
  5. Хотел бы ты еще участвовать в игре?
  6. Твои предложения: как сделать данную игру более интересной?

Все участники игры получают памятные медали за честную, а победители – сувениры.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

19 04 2024 10:10:58

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

18 04 2024 16:28:36

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

17 04 2024 1:13:44

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

16 04 2024 6:11:51

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

15 04 2024 3:36:42

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

14 04 2024 11:10:23

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

13 04 2024 22:14:45

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

12 04 2024 15:28:42

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

11 04 2024 7:48:55

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

10 04 2024 3:25:19

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

09 04 2024 5:29:42

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

08 04 2024 20:42:55

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

07 04 2024 22:43:10

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

06 04 2024 5:56:54

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

05 04 2024 14:10:59

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

04 04 2024 3:51:31

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

03 04 2024 1:59:47

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

02 04 2024 7:48:42

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

01 04 2024 12:11:10

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

31 03 2024 23:23:39

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

30 03 2024 8:15:25

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

29 03 2024 13:37:50

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

28 03 2024 13:13:58

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 03 2024 2:36:16

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

26 03 2024 22:32:44

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

25 03 2024 3:11:29

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

24 03 2024 10:58:44

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

23 03 2024 14:20:42

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

22 03 2024 12:14:14

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

21 03 2024 9:50:37

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

20 03 2024 7:51:45

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

19 03 2024 9:15:43

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

18 03 2024 22:53:32

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

17 03 2024 3:21:57

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

16 03 2024 23:25:43

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

15 03 2024 17:35:30

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

14 03 2024 20:44:20

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

13 03 2024 19:45:19

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

12 03 2024 7:28:28

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

11 03 2024 6:30:59

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

10 03 2024 1:53:20

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

09 03 2024 15:47:13

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

08 03 2024 15:56:15

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

07 03 2024 11:25:49

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

06 03 2024 2:11:42

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

05 03 2024 8:41:22

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

04 03 2024 5:17:16

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

03 03 2024 5:12:25

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

02 03 2024 7:45:35

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

01 03 2024 17:21:41

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::