Повторительно-обобщающий урок по теме: "Жизнь первобытных людей"
Эпиграф на доске:
Пусть предок жизнью жил
полузвериной,
Но мы его наследьем дорожим.
Он не умел горшка слепить из глины,
Боялся духов, выдуманных им.
(В.Берестов)
Цели урока:
Оборудование:
а) рисунки учащихся по теме “Жизнь первобытных
людей”, творческие работы из пластилина по
данной теме;
б) карта– схема “Переход человечества к
цивилизации”;
в) план – схема “Древние люди”, где написаны
задания учащимся по станциям;
План – схема “Древние люди”
1 станция – “География”;
2 станция – “ИЗО”;
3 станция – “Литература”;4 станция – “Труд”
Класс делится на две комaнды:
1 комaнда – “Древнейшие люди”;
2 комaнда – “Человек разумный”.
Перед началом урока на стол каждой комaнде ставятся таблички, соответствующие названию комaнд.
Урок начинается с песни М. Боярского “Песня о вещах”. Учитель приветствует учащихся, обращает их внимание на оформленный класс, благодарит за рисунки и поделки по теме “первобытное общество”.
Урок продолжается, обращается внимание детей на план – схему “Древние люди”.
Дети работают на станции “География”.
(Каждая комaнда получает листок, с изображением контуров материков: северная Америка, Австралия, Африка).
Работа учащимся предстоит следующая:
а) “Политической карте мира” и Карте-схеме “Переход человечества к цивилизации”, как шло расселение людей. (Задание 1 комaнде).
б) “Политической карте мира” и Карте-схеме “Переход человечества к цивилизации”, древнейшие районы земледелия, а так же назвать современные страны на территории Передней Азии. (Задание 2 комaнде).
Справившись с заданием на станции “География”, учащиеся переходят к следующей станции “ИЗО”.
Задания к станции “ИЗО”
1. а) Первой комaнде предлагается нарисовать и
прокомментировать жилище “Древнейшего
человека.
б) Второй комaнде необходимо нарисовать и
прокомментировать жилище “Человека
разумного”.
2. Далее:
а) Первой комaнде необходимо рассказать о
появлении религии.
б) Второй комaнде о возникновении искусства.
При ответах учащиеся используют дополнительную литературу – художественную книгу
Э. д/ Эрвильи “Приключения доисторического мальчика”, энциклопедию “Я познаю мир”, так же можно использовать учебник “ История древнего мира” (авторы А.А. Вигасин, Г.И Годер, И.С. Свенцицкая). Также при ответах можно использовать рисунки на стендах в кабинете.
После завершения работы, на станции “ИЗО”, учащиеся выполняют физические упражнения.
Небольшая физкультминутка необходима для того, чтобы снять усталость и сконцентрировать внимание учеников на последующую работу.
Упражнения физкультминутки
Все эти упражнения можно выполнять как с учителем, так и с физоргом класса.
Опыт проведения такой физкультминутки показывает, что учащиеся с удовольствием выполняют данные упражнения. Они необходимы, для снятия утомляемости учеников и повышения их работоспособности.
После физкультминутки переходим на станцию “Литература”
Задания к станции “Литература”
Дети работают по материалам книги французского писателя Э. д/ Эрвельи
“Приключения доисторического мальчика”.
Вся работа на данной станции коллективная, обе комaнды дополняют друг друга.
Примерные вопросы:
1. Кто автор книги?
2. Назовите главного героя книги.
3. Что означает имя главного героя?
(Крек – “разрушитель гнезд”, или “птицелов”).
4. Перечислите, какие наказания предусматривалось тому, кто не доглядел огонь?
5. Для чего был необходим огонь людям в стаде Крека?
6. Расскажите, почему Крек не смог сохранить огонь?
7. Как удалось выжить Креку, хотя он был обречен на верную cмepть?
8. Какое приспособление было у Фо – “чужеземца”?
9. О чем вы узнали из прочитанной книги?
10. Расширились ли ваши знания о первобытном человеке?
Полученные ответы позволяют сделать вывод, что использовать художественную литературу на уроках истории необходимо. Она способствует более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала по теме: “Жизнь первобытных людей”. Художественный образ облегчает восприятие исторического прошлого,
Завершив работу на станции “Литература”, учащиеся переходят к станции “Труд”.
Учитель вместе с учащимися беседует о том, что первобытный человек умел изготавливать орудия труда, оружие, шить одежду.
Зачитывается отрывок из песни.
…И в пасмурной Гренландии
И в солнечной Италии
Носил с собою человек
Все имущество своё-
Обрывок шкуры мамонта
Вокруг талии,
Под мышкой каменный топор,
А в руке – копьё.
Задания к станции “Труд”:
1. Учащимся даётся задание составить рассказ:
I комaнда – о возникновении земледелия;
II комaнда – о возникновении скотоводства.
(Учащиеся могут при ответах использовать предварительно нарисованный дома рисунок или поделки – “Орудия труда” первобытных людей – земледельцев).
В рассказах учащихся должно обязательно прозвучать:
а) время появления скотоводства и земледелия на
Земле;
б) кто был основателем земледелия и скотоводства;
в) какие орудия труда использовали;
г) образ жизни людей.
2. Рассказать о новых занятиях человека:
а) гончарное дело;
б) Обработка металла.
(Работа коллективная обе комaнды дополняют друг друга при ответах).
3. Учащиеся должны самостоятельно на уроке:
а) изготовить лук (мальчики);
б) сшить одежду “Человека разумного” (дeвoчки).
(Задание одинаково для обеих комaнд).
При выполнения этого задания, учитель должен заранее подготовить:
а) материал для изготовления лука (ветка);
б) иголки, нитки, ткань и куклы.
Учитель говорит, что каждый уважающий себя человек должен знать историю.
“Гордится славою своих предков
Не только можно, но и должно!
Не уважать оной –
Есть постыдное малодушие”.
(А. С. Пушкин)
История – наука о жизни людей в прошлом, изучая ее, мы узнаем о делах, о поступках людей. История всегда вызывала огромный интерес, это объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своей Родины и человека в целом.
После выполнения последнего задания на станции “Труд” подводятся итоги работы комaнд.
Заключительная часть урока.
Итоги подводит жюри, в состав, которого входят присутствующие на уроке учителя.
Лучшая комaнда получает оценки “отлично”, а проигравшие “хорошо”. Оценкой “отлично”, могут также оцениваться учащиеся, неоднократно давшие дополнительные ответы.
Заканчивая урок, необходимо поблагодарить ребят за помощь в проведении урока, а также выслушать их впечатления об уроке.
Использованная литература
1)Вигасин А. А., Годер Г. И., Свеницкая И. С.
“История древнего мира” М. Просвещение. 2002 г.
2)Виноградова Н. А., Дмитриева Н. А. “Искусство
древнего мира” М. 1983 г.
3)Д’Эрвельи Э. “Приключения доисторического
мальчика”. М. 1983 г.
4) Мультимедийная энциклопедия “Кирилла и
Мефодия” 2003 г.
5) Редер Д. Г., Черкасова Е. А “История древнего
мира”: в 2 частях М. 1985 г.
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
23 09 2023 9:14:25
Цели урока: углубллять, уточнять представление детей о России, познакомить с историей возникновения Руси, с образом жизни древних славян, формировать понимание слова "предки"....
22 09 2023 23:37:50
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
21 09 2023 9:56:23
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
20 09 2023 18:14:26
Мероприятие посвященное жителям Омска в годы Великой Отечественной войны – солдатам, труженикам тыла и детям....
19 09 2023 9:24:12
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству.
...
18 09 2023 23:47:23
Данная игра рассчитана на учащихся старших классов, но её можно использовать и на факультативах по истории. В игре принимают участие несколько комaнд. Учитель напоминает ученикам правила игры и объявляет, что она состоит из 14 раундов....
17 09 2023 3:38:14
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства.
...
16 09 2023 8:45:14
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
15 09 2023 3:35:49
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
14 09 2023 6:24:13
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....
13 09 2023 7:30:24
Автор статьи разработала и провела урок истории в 5-м классе в форме ролевой игры, так как законы Хаммурапи являются наиболее ярким примером писаного права. Придерживаясь гендерного подхода в обучении, она учитывала то, что визуализация и интересное изложение материала, занимательность уроков истории увеличивают к ним интерес подростков, что позволяет им лучше усваивать учебный материал....
12 09 2023 3:42:17
Я работаю в вечерней общеобразовательной школе. Разpaбатывая календарно-тематические планы, всегда затрудняемся, не можем найти образцы, примерные планы. В связи с этим я решила отправить на конкурс свое разработанное календарно-тематическое планирование по истории для 10-х вечерних и заочных классов....
11 09 2023 0:59:29
Данный урок дает возможность смыслить обстоятельства вступления Петра I на царский престол, особенности становления его как личности, понять сущность реформ. Воспитать чувство гордости у учащихся за победу русской армии в Северной войне, давшую выход к Балтийскому морю, рост международного авторитета России, ставшей великой державой – Империей.
...
10 09 2023 4:41:46
Исторический вечер «Подвиг во имя любви», посвященный памяти жен декабристов. Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов и посвящено истории декабристки, одной из ярких страниц Отечественной истории. Материал эмоционально насыщен, учащиеся сопереживают героям, испытывают чувство гордости за тех, кто отдал свою жизнь на благо Родины....
09 09 2023 15:49:15
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
08 09 2023 0:17:16
Урок построен в форме игры с использованием методов деятельностных технологий. На этапе актуализации формируется навык самостоятельной познавательной деятельности. На этапе применения умений и навыков формируются компетенции, относящиеся к самому человеку как субъекту деятельности, общения. На этапе закрепления формируется способность учащихся самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем. Урок способствует развитию навыков социального взаимодействия....
07 09 2023 8:14:17
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
06 09 2023 12:45:45
Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме «Древняя Русь» в объеме школьной программы. Комaнды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга.
...
05 09 2023 0:39:46
Элективный курс «История России в лицах» предназначен для учащихся 10–11-х классов, изучающих историю на профильном уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества....
04 09 2023 5:18:31
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
03 09 2023 13:48:42
Представлено интегрированное занятие в рамках элективных курсов по истории "Исторический портрет" и литературе "Тайны текста" в 9-м классе....
02 09 2023 8:31:28
Цель урока: выяснить значение выступления Мартина Лютера против продажи индульгенций, давшего толчок общенародному движению против католической церкви....
01 09 2023 20:31:49
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
31 08 2023 19:33:13
В статье представлен кроссворд по всеобщей истории для 5-го класса....
30 08 2023 4:36:31
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
29 08 2023 22:27:19
Оригинальность проекта состоит в соотнесении культуры ХХ в. со своими социокультурными, духовными ценностями. Проблемы искусства рассматриваются на материале конкретных, часто общеизвестных культурных явлений, событий, имен не только русской, но и мировой культуры.
Проект направлен на тех, кто в нем участвует, и на поиск единомышленников. Опора на особенности современного ученика совпадает с возможностями интеpaктивного подхода к проекту....
28 08 2023 19:47:46

Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО–Югра – ханты и манси....
27 08 2023 6:46:38
Что означают три белые полоски на матросском воротничке? Они символизируют главные победы русского флота: Гангут, Чесму и Синоп. Лесной район Тверской области – родина участника русско-турецкой войны 1768–1774 гг., героя Чесменского сражения Д.С.Ильина, который 7 июля 1770 году сжег турецкий флот. Материал занятия дает представление о ходе Чесменской битвы, о том, какую роль в ней сыграл лейтенант Дмитрий Сергеевич Ильин. Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма у подрастающего поколения....
26 08 2023 4:14:29
Урок помогает сформировать представления о роли Русской Православной Церкви в государственной системе во второй половине XIX века, познакомить с подвижниками веры православной, обратить на роль в общественной жизни монастырей; развивать мышление, умения работать с документом, анализировать, делать выводы; воспитывать милосердие, скромность, доброе отношение к окружающим....
25 08 2023 7:51:45
Урок-игра для учащихся 7-го класса. Материал можно использовать на уроке обобщения и закрепления знаний по истории Отечества XVII–XVIII веков или в ходе декады истории....
24 08 2023 3:13:38
На вступительном уроке по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной хаpaктеристике исторических эпох и экономических систем.
...
23 08 2023 17:39:47
Внеклассное мероприятие для 7–9-х классов представляет собой экскурсию по мемориалу Мамаев курган с целью воспитания патриотизма и гордости за свой народ, познавательного интереса к истории РФ. Материал сопровождается музыкальной презентацией и показом слайдов о Великой Отечественной войне....
22 08 2023 19:17:23
Данный урок по истории предназначен для учащихся 8-х классов, работающих по линейной программе. Возможно использование в 7-м классе по концентру. Урок интересен тем, что учащиеся используют знания по истории для подкрепления знаний по математике. Урок проводится с использованием компьютера (презентации), большого дополнительного материала, требует большой предварительной подготовки, возможен как урок обобщения.
...
21 08 2023 1:33:43
Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею".
...
20 08 2023 11:30:17
Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются пpaктическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента РФ Д.Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....
19 08 2023 8:56:59
Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ социально-гуманитарного профиля.
В программе представлен материал, который хронологически и тематически охватывает весь период становления и развития российской государственности и права, начиная с древности до конца XIX века.
Цели учебной программы: Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического правового становления и развития российского государства, воспитание уважения к правовым традициям, стремление к уважению системы права России....
18 08 2023 19:24:29
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
17 08 2023 17:33:14
Гражданская война – один из самых трагичных этапов в истории России. В её период погибло более десяти с половиной миллионов человек. Из них погибло во время действий около 2,5 млн. человек, все остальные – в результате террора (2 млн.), голода и эпидемий (6 млн.). В эти дни братоубийственной войны люди одной страны шли грабить, убивать и разорять своих же соотечественников, ближайших знакомых, родственников....
16 08 2023 16:48:57
Цель урока: изучить особенности возникновения письменности в государствах: Двуречье, Древний Египет, Финикия, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Русь....
15 08 2023 3:52:15
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
14 08 2023 21:17:13
Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....
13 08 2023 13:22:32
Мероприятие используется в работе как знакомство с Ханты-Мансийским автономным округом. В ходе внеклассного мероприятия материал представлен в виде ряда слайдов с текстом и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов....
12 08 2023 18:57:34
Урок - ролевая игра "Выборы президента" раздела "Конституционное право".
Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....
11 08 2023 12:25:26
Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность всего педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся.
...
10 08 2023 18:16:46
На уроке, проходящем в форме игры, учащиеся повторяют и обобщают знания учащихся об условиях жизни господствующего класса при феодальном строе. Урок дает представление о некоторых мopaльных нормах и установках феодалов, закрепляет знания дат, имен, понятий по теме "Феодализм".
...
09 08 2023 13:32:26
Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла....
08 08 2023 23:32:37
Комбинированный урок истории Франции знакомит учащихся с событиями Столетней войны – серией военных конфликтов между Англией и ее союзниками, с одной стороны, и Францией и ее союзниками, с другой. Урок развивает навыки работы с генеалогическим деревом, иконографическими и текстовыми документами, определяет систему наследования королевской власти во Франции, причины начала конфликта, выделяет этапы развития конфликта и знакомит с историческими персонажами....
07 08 2023 13:20:41
Статья рассказывает о создании в школе "Книги памяти" и её роли в патриотическом воспитании школьников. Воспоминания людей, переживших войну, помогают детям лучше понять события Великой Отечественной войны, учат сопереживать людям, пережившим войну, гордиться подвигами своих родных и близких. Страницы Книги используются на уроках истории и во внеклассной работе....
06 08 2023 9:31:24
Деловая игра - это пьеса, разыгрываемая учениками, в основном импровизированная. Её цель - оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Данная ролевая игра основывается на конкретной ситуации продажи рабочей силы на рынке труда и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Игра проводится для последующей рефлексии и обсуждения. Именно они, а не сам процесс игры имеют основную ценность для обучения. Игра рассчитана на 2 учебных часа.
...
05 08 2023 1:36:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::