"Социальная сфера общества". Урок обобщения и систематизации знаний по обществознанию
Предмет: обществознание.
Класс: 11.
Тема урока: “Социальная сфера общества”.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения:
- элементы интеpaктивного и проблемного обучения,
- беседа с элементами дискуссии,
- самостоятельная работа в виде тестов,
- объяснительно-иллюстративный метод,
- использование компьютерной наглядности,
- работа в парах.
Цели урока:
- актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания;
- помочь школьникам обобщить и систематизировать полученные знания;
- развивать у учащихся умения:
- работать в группе
- выражать свои мысли, взгляды
- вести дискуссию
Оборудование:
- компьютер, проектор
- тесты для самостоятельной работы
- карточки-задания
- слайды
- учебник “Обществознание” 11 класс, автор А. И. Кравченко, Е. А. Певцова
План урока.
- Организационный момент – 1 минута.
- Вводно-мотивационный этап: сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся- 2 минуты.
- Собственно учебная деятельность.
(повторение, обобщение, систематизация понятий, усвоение системы знаний, ведущих идей) – 35 минут. - Заключительная часть.
(подведение итогов работы на уроке, сообщение и комментирование домашнего задания) - 5 – 7 минут.
Ход урока
Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем полученные знания по теме “Социальная сфера общества”. Мне бы хотелось определить, насколько вы знакомы с этой темой и ориентируетесь в ней. Для этого предлагаю выписать на доске известные вам понятия по этой теме (прием “мозгового штурма”) .
Учитель: Вы достаточно много знаете по данной теме, меня это радует. Все понятия, которые вы выписали выступают проверяемыми элементами в рамках Единого государственного экзамена. Итак, начнем повторение.
Учитель: Каждый человек является члeном нескольких социальных групп
Презетация
Демонстрируется слайд №1:
Любая социальная группа объединяет людей со сходными статусами и ролями. Группы бывают большие и малые. Члeны малой группы, в отличие от большой, имеют непосредственные личные контакты. Например, классы, сословия, касты – это большие группы. Семья, школьный класс, круг друзей – малая группа. Социальная общность в широком смысле слова включает не только группы, выделяемые на основе социальных признаков (размер доходов, уровень образования, место в системе властных отношений) , но и совокупности людей, объединенных геополитическими, культурно-историческими, территориальными, демографическими признаками. Например, народности, нации, этносы – социальные общности. Приведите другие примеры многообразия социальных групп и общностей.
Учитель: Совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных социальных групп и общностей образует социальную структуру общества.
Задание на доске: Какая, на ваш взгляд, схема более правильная? Почему?
Учитель: Социальные группы и слои занимают различные социальные позиции, иными словами обладают неравным объемом материального богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В этом выражается социальная стратификация общества, ведущая к социальному неравенству. В наиболее схематичном виде социальное неравенство, социальное расслоение выражается в делении общества на низшие (бедные) , средние и высшие слои (богатые) .
Работа в группах по карточкам-заданиям.
Задание №1:
Причины бедности.
Существуют различные точки зрения на вопрос о причине бедности. Одни считают, что бедность – результат несправедливого общественного устройства, при котором небольшая часть общества присваивает себе плоды труда других людей. Поэтому достаточно устранить класс богатых, и бедность исчезнет сама по себе. Попытки переустроить мир по принципу – каждый получает одинаково с другими (уравнительное распределение) или в соответствии с долей своего труда, как вам известно, не раз предпринимались в прошлом.
В основе другой теории бедности лежит представление о том, что она связана с процессом разделения труда. Всегда существуют отмирающие отрасли, занятые в них люди часто пополняют ряды бедняков.
И, наконец, есть те, кто убежден, что бедняки сами виноваты в своей доле. Они плохо (или совсем) не учились в школе, они предпочитают кратковременные удовольствия и почти не задумываются о будущем, они лишены целеустремленности, способности к длительному упopному труду.
Согласны ли вы с данными утверждениями? Свой ответ аргументируйте.
Задание №2:
Как бороться с бедностью?
В современном мире сложились следующие основные направления борьбы с бедностью:
- установление законом минимума заработной платы, как правило, освобожденной от налога
- предоставление пособий малоимущим гражданам
- перераспределение доходов государства в пользу малоимущих слоев государства
- стимулирование производства и экономического роста
Дополните приведенный перечень.
Какое из направлений вы считаете наиболее важным?
Задание №3:
Ты и убогая
Ты и обильная
Ты и могучая
Ты и бессильная
Матушка Русь….
Н. А. Некрасов.
Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти слова для современной России? Ответ аргументируйте.
Учитель: Мы живем с вами в открытом, демократичном обществе. Чем открытое общество отличается от закрытого общества? Приведите примеры таких обществ.
Социальные группы и люди в открытом демократичном обществе могут менять свои социальные позиции, свой социальный статус и роли. Изменение социальных позиций групп и людей называется социальной мобильностью.
Демонстрируется слайд №2
Учащиеся называют и уточняют признаки понятий “социальная мобильность”, “социальный статус”, “социальная роль”. Выполняют задания:
- В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей? Покажите на конкретных примерах.
Положение, раскрывающее связь социального статуса и роли, может быть сформулировано следующим образом: окружающие ожидают от каждого человека такого поведения (роли) , которое соответствовало бы его общественному положению, его месту в системе социальной стратификации (статусу) . Такие ожидания базируются на принятых в обществе социальных нормах.
В качестве примеров могут быть указаны следующие ситуации: статус ученика школы предполагает соответствующей социальной роли: посещение учебного заведения, усвоение школьных предметов и т. п. От руководителя коллектива ожидают ответственных решений, заботы о сотрудниках, организации совместной деятельности.
- решение задания- задачи:
Демонстрируется слайд №3
После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия.
Иллюстрацией, какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?
Решение задания - задачи может быть сформулировано следующим образом:
Данный сюжет иллюстрирует вертикальную восходящую социальную мобильность. Факторами, которые способствуют перемещению в “социальном прострaнcтве”, выступают: получение образования, бpaк с мужчиной, имеющим более высокий социальный статус и т. п. Подобные факторы получили в социологии название социальных лифтов.
Учитель: “Петр Первый, заседая однажды в Сенате и выслушав много дел о недавно учиненных кражах и мздоимстве, распалился гневом и повелел Павлу Ивановичу Ягужинскому немедленно составить указ, что если на украденные деньги можно купить веревку, то вора без малейшего следствия должно будет тотчас повесить. Ягужинский взялся было за перо, а потом отложил его в сторону.
- Пиши, что я тебе приказал, - повторил царь.
Тогда Ягужинский сказал Петру:
Учитель: Как вы думаете, ребята, что ответил Ягужинский Петру I?
Предположения ребят….
- Всемилостивейший государь! Неужели ты хочешь остаться императором без подданных? Все мы воруем, с тем только различием, что один более приметнее, нежели другой.
Царь, погруженный в свои мысли, рассмеялся и замолчал”.
Учитель: Как вы думаете, ребята, какие следующие понятия темы мы будем с вами повторять?
Предположения ребят…
Учитель: Социальные нормы, отклоняющееся поведение и социальный контроль - важные понятия социальной сферы общества.
Демонстрируются слайды №4-5
Вопросы к слайдам:
Что такое социальный контроль? Зачем необходимо регулировать общественные отношения?
В чем заключается разница между девиантным и делинквентным поведением? Приходилось ли вам сталкиваться с ними?
Какие санкции, на ваш взгляд, более эффективны и почему?
Учащиеся вспоминают понятия, приводят примеры.
- Социальный контроль – механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента - нормы и санкции.
- Социальные нормы - общие правила и образцы поведения людей в обществе, регулятор действий и поступков людей.
- Отклоняющееся поведение - отклонение в поведении человека от общепринятых норм.
- Санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
Далее проводится небольшое тестирование по вариантам.
Вариант 1:
1. Какие из названных групп относятся к этническим группам: 1) подростки и юноши 3) народности 2) пенсионеры 4) скауты 2. Крестьяне, рабочие, служащие, учителя составляют общность: 1) политическую 3) профессиональную 2) демографическую 4) этническую 3. Под социальным неравенством понимается: 1) изменения в статусе человека 2) освоение индивидом разных социальных ролей 3) выделение в обществе разных социальных групп 4) различие людей в доступе к социальным благам
4. Перемещение людей из одной социальной группы в другую составляет суть понятия социальная:
1) мобильность 3) адаптация 2) стратификация 4) стабильность
5. Отклоняющееся поведение – это поведение:
1) не соответствующее принятым в обществе нормам
2) всегда нарушающее нормы права
3) не имеющее осознанных мотивов
4) обязательно ведущее к негативным последствиям
6. Граф С. Ю. Витте был составителем “Манифеста” от 17 октября 1917 года. Это действие явилось отражением его:
1) личностного статуса
2) социальной роли
3) престижа
4) социальной мобильности
7. Применение санкций для обеспечения соблюдения социальных норм составляет основу
1) социализации
2) социального контроля
3) социальной адаптации
4) отклоняющегося поведения
Вариант 2:
1. Установленные в обществе правила, образцы поведения, регулирующие жизнь людей, - это:
1) социальный статус 3) социальные ценности 2) социальные нормы 4) социальный престиж
2. Свойством, объединяющим мораль, право, обычаи, традиции, является то, что они:
1) закреплены в официальных документах
2) обеспечены силой государственного принуждения
3) отражают представления о прекрасном и безобразном
4) регулируют общественные отношения
3. Различный доступ людей к социальным благам отражен в понятии:
1) социальное происхождение
2) социальное неравенство
3) социализация
4) социальная мобильность
4. Положение человека в обществе, занимаемое им как представителем определенной социальной группы и включающее определенный набор прав и обязанностей, - это:
1) социальный престиж
2) социальный статус
3) социальная дифференциация
4) социальное неравенство
5. Верны ли следующие суждения о видах социальных групп?
А. Русские, белорусы и украинцы являются этносоциальными группами
Б. Мужчины, женщины, дети, пожилые люди представляют собой профессиональные группы
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны и А, и Б
4) оба суждения неверны
6. Во время первой всероссийской переписи населения царь Николай II вписал в графу “занятие”: “хозяин земли Русской”. Какой аспект своей социальной роли отразил царь:
1) профессию
2) возраст
3) образование
4) принадлежность к конфессии
7. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример
1) адаптивного поведения
2) конформистского поведения
3) противоправного поведения
4) отклоняющегося поведения
Вариант 3:
1. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?
1) дети
2) пожилые люди
3) мужчины
4) молодежь
2. Любая социальная группа хаpaктеризуется
1) малочисленностью состава
2) родственными связями
3) неформальным контролем за поведением
4) общностью социального статуса
3. Какой статус относится к предписанному статусу?
1) муж
2) отец
3) преподаватель
4) внук
4. В том, что возможность получить хорошее образование определяется уровнем доходов человека, отражается
1) социальная стабильность
2) социальное неравенство
3) социальная мобильность
4) социальное поведение
5. После расторжения бpaка гражданин Б. продолжал по выходным дням совершать с сыном лыжные прогулки. Этот пример иллюстрирует особенности
1) выполнения социальной роли
2) соблюдения социальной нормы
3) осуществления социального контроля
4) проявления социальной мобильности
6. Автор романа получил государственную премию. Другим примером формальных позитивных санкций является (-ются)
1) всенародная слава
2) вручение памятного подарка
3) всеобщее уважение
4) лестные отзывы читателей
7. Примером негативного отклоняющегося поведения является
1) повышенный интерес к результатам спортивных состязаний
2) фанатическая преданность творчеству музыкальной группы
3) применение криминальных методов для решения личных проблем
4) чрезмерное увлечение гуманитарными предметами
После выполнения задания, ребята осуществляют взаимоконтроль.
Ответы по вариантам записаны на доске.
Вариант 1: 3341122
Вариант 2: 2422114
Вариант 3: 3442123
В заключении, подводится итог работы на уроке, выставляются оценки.
В качестве домашнего задания предлагается составить кластер по теме “Социальная сфера общества”.
Урок является органическим продолжением предыдущего урока в 7-м классе. Ряд слайдов с текстом, картами, таблицами, иллюстрациями, позволяет оживить рассказ учителя и организовать повторение, обсуждение, закрепление предлагаемых вопросов. Презентация дает возможность работать самостоятельно тем учащимся, которые имеют навыки работы на компьютере.
...
27 01 2023 9:40:13
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
26 01 2023 17:23:11
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления.
...
25 01 2023 10:36:36
Автор знакомит учащихся с понятием "право", его значением для общества. Ученики совершенствуют умение рассуждать на тему, формируют мнение о значении государства и права....
24 01 2023 20:41:17
Автор предлагает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в развитии истории стран Древнего Востока (географическое положение, занятия жителей, религии; осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры мира)....
23 01 2023 0:24:34
Урок направлен на то, чтобы расширить знания учащихся по истории политических репрессий, познакомить с лагерями на территории Казахстана, показать с каким мужеством переносили люди испытания, выпавшие на их долю, верили, что история все расставит по своим местам. У учащихся развивается чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому своей Родины.
...
22 01 2023 16:21:19
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
21 01 2023 14:47:43
Урок права, посвященный формированию компетенций учащихся в вопросах бpaка и семьи.
...
20 01 2023 3:20:31
Разработка урока создает содержательные и организационные условия для развития у школьников исследовательских навыков, формирует познавательные, коммуникативные компетенции учащихся. Урок разработан в технологии критического мышления....
19 01 2023 19:37:17
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации.
Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели.
Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории.
Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
18 01 2023 22:39:16
Урок позволяет учащимся познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону, с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке, с первыми письменными упоминаниями о донских казаках, Войске Донском....
17 01 2023 20:31:39
Материалы этого проекта могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, классных часах и спецкурсах по выбору....
16 01 2023 14:33:24
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
15 01 2023 17:14:32
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов.
...
14 01 2023 14:46:41
Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трaнcформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв.
Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края.
...
13 01 2023 2:26:32
Сегодня рушатся ценности, которые всегда казались стабильными. Центральной стала дискуссия о пагубном влиянии на подрастающее поколение телевизионных передач, фильмов, рекламы, наркотических средств. На улице слышны нецензурные выражения, молодые люди без стеснения курят, пьют спиртные напитки. Очень хочется противопоставить этому то, что отвлечет детей от вредного для них, не нужного им. Стараюсь воспитывать у учеников чувство долга перед семьёй, школой, чувство ответственности перед своим коллективом, учу детей самостоятельно решать некоторые ученические проблемы.
Серия классных часов под названием "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!" выполняет как раз задачи патриотической направленности.
...
12 01 2023 7:44:23
Интегрированный урок cлужит закреплению знаний о средневековом городе через погружение в исторический период, формированию образного представления о жизни средневекового города, развитию единого информационного прострaнcтва, коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся. Презентация к уроку может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках иностранного языка и истории....
11 01 2023 9:50:40

Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
10 01 2023 5:15:15
Для данного урока выбрана живая интеpaктивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....
09 01 2023 8:31:35
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
08 01 2023 23:55:18
Цели урока – выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую хаpaктеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами....
07 01 2023 19:13:14
В статье показаны содержание и формы работы по патриотическому воспитанию (классные часы, внеклассные мероприятия, виртуальные экскурсии, конференции и т.д.). На примере военных событий 1812 года на территории Калужского края показаны особенности участия в войне отдельного региона, что имеет большое значение для понимания Отечественной войны в целом. Приведена викторина «Калуга в войне 1812 года» с презентацией....
06 01 2023 12:18:12
Поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права, или противоправным, т.е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным, совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями. Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.
...
05 01 2023 6:48:11
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
04 01 2023 13:47:21
Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....
03 01 2023 19:23:48
Перспективная, стратегическая цель, которую мы ставим и имеем в виду при изучении всех тем по культуре всех периодов, выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, а также познать основные этапы культурно- исторического развития России. На данном уроке учащиеся должны познать специфические особенности храмового искусства Киевской Руси....
02 01 2023 8:49:12
Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: «Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику «История России XIX век», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....
01 01 2023 20:45:20
Сценарий спектакля на английском языке подготовлен к 250-летию со дня cмepти М.В. Ломоносова. Русский вариант текста прилагается....
31 12 2022 1:36:37
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний.
...
30 12 2022 7:20:27
Интегрированный урок литературы и истории: «Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». (11класс). Цель данного урока - расширить знания учащихся по истории Афганской войны, показать ее агрессивный хаpaктер, рассмотреть войну через судьбы ее отдельных участников. Эмоциональную насыщенность придает анализ литературного произведения С.Алексиевич «Цинковые мальчики». Данный урок способствует развитию коммуникативной и информационной компетенции....
29 12 2022 3:28:57
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов.
В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения.
Именно это является моей методической проблемой.
Что значит – формировать общечеловеческие ценности?
А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины.
Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его.
На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора,
честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий.
...
28 12 2022 17:19:49
Данное учебное занятие посвящено работе над формированием грамотности школьников как будущих избирателей. На уроке используются активные методы преподавания: решение проблемных задач, работа с понятийным аппаратом, актуализация собственного жизненного опыта учащихся. Материал будет интересен учителям обществознания, классным руководителям, так как может быть использован в качестве основы для классного часа....
27 12 2022 4:55:46
Урок может помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Цель: сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в СССР....
26 12 2022 5:26:11
Урок раскрывает причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, дает хаpaктеристику военных событий на Западном и Восточном фронтах. На конкретных примерах учащимся показан трагизм и бессмысленность войны.
...
25 12 2022 10:12:59
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
24 12 2022 14:34:33
Материал урока дает возможность учителю совершенствовать навыки работы с историческим источником, отpaбатывать умения формулировать свои мысли, работать в группе. Наличие большого количества иллюстраций помогает "оживить" историю, сделать ее персональной. Подача вопросов в компьютерном варианте направлена на совершенствование тестовой культуры, а обратная связь помогает формированию критического отношения к информации, развитию историко-логического мышления....
23 12 2022 11:49:19
Повторительно-обобщающий урок разработан в технологии критического мышления, которая предполагает перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися. Цель урока: способствовать закреплению ранее изученной информации о правах и свободах, ее применению и определению уровня усвоения материала об основах правового статуса человека и гражданина....
22 12 2022 11:37:51
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
21 12 2022 21:49:56
Цель урока: сформировать представление об эволюции народнического движения в России во второй половине XIX века. В ходе занятия проводится пpaктическая работа в группах. В конце урока делаются выводы о деятельности организации народников....
20 12 2022 7:26:12
Предлагаемое учебное занятие в 11-м классе посвящено особенностям проведения российских реформ. Предлагаемое занятие должно помочь гимназистам осознать многогранность, сложность и противоречивость событий, связанных с проведением реформ, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой....
19 12 2022 7:12:20
Учащиеся самостоятельно под руководством учителя проводят частично поисковую работу, используя при этом материалы краеведческого музея, экспозиции и материалы школьного музея, рассказы очевидцев, воспоминания родственников старшего поколения. Это активизирует познавательную активность обучающихся, повышает интерес к истории родного города, своего государства, своего народа....
18 12 2022 8:30:34
Игра по краеведению для учащихся 6-х классов представляет собой обобщение знаний по краеведению: традиций, культурных особенностей, Архангельской области, связанных с именами людей, которыми гордится северный край. Является логическим завершением курса по истории России с древнейших времен до конца XVI в....
17 12 2022 6:23:35
Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся расширяют свои знания о великом русском полководце А.В. Суворове. Урок-игра имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ и любовь к Родине. Урок показывает связь исторических событий с современностью. Это способствует развитию исторической эрудиции учащихся и их интереса к предмету.
...
16 12 2022 4:55:51
На занятии у учащихся воспитывается патриотизм, уважение к истории родины, гражданственность, мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, осознание себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества, способности определять собственные позиции по отношению к явлениям общества....
15 12 2022 15:47:52
Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма "Турецкий гамбит" и песня группы "Ногу свело" - "Идем на восток"....
14 12 2022 20:39:32
Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....
13 12 2022 22:57:49
В статье представлен урок истории, который может быть проведён с учащимися 7-го класса общеобразовательной школы. Используемые формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, картой, с документами, схемами, решение исторических задач.
...
12 12 2022 10:28:10
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
11 12 2022 11:31:19
Модульное обучение представляет собой группу технологий программно-целевого управления познавательной деятельностью обучающихся. В этом случае материал чётко структурируется, на каждом этапе осуществляется контроль над деятельностью ученика, двигаться вперед он может только после усвоения предшествующей дозы информации....
10 12 2022 14:46:33
Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта.
На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка.
...
09 12 2022 21:49:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::