Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума
Авторы 2-й половины XVII века не писали специальных трудов о человеке, не оставили тpaктатов на философские или педагогические темы. Поэтому мы не можем говорить о четко выделенных педагогических взглядах Аввакума, представленных особым, нелитературным источником. Автор высказывал свое мнение о человеке мимоходом, когда рассказывал о людях и событиях.
Необходимо также иметь в виду, что в древнерусской православной традиции ребенку, подростку, не находилось места. Педагогических наставлений по воспитанию детей, которые, хотя и нечасто, но все же появлялись в странах католической и протестантской традиции, на Руси пpaктически не было.
Поэтому невозможно говорить о педагогической концепции протопопа Аввакума в принципе. Но в его произведениях можно найти разрозненные высказывания, позволяющие в обобщенном виде ответить на важнейшие педагогические вопросы: кого, чему, как учить и кто это будет делать.
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси: “Не все судьбы Бога человеку надобно ведать, полно и того, что Бог на земле наделал и дал знать. И от того человек, что пузырь раздувается; а как б небесная –то ведал, и он бы равен был дьяволу” [1, стр.54]. Поэтому светская наука, не имевшая своих корней в религии, предавалась проклятию. “Язычники достигоша с сатаною разумом своим небесных твердей и звездное течение поразумевше, а христиане достигают не мудрости внешние подразумевати и лунного течения, но на самое небо восходят смирением” [1, стр.61]. В сущности же, всякая вообще наука должна быть чужда истинному христианину. “Не ищите риторики и филосифии, ни красноречия, - поучал протопоп, - но, здравым истинным глаголам последующе, поживите. Понеже ритор и философ не может быти христианин” [1, стр.72]. “Аз есмь,- писал в соответствии с этим Аввакум о своей собственной учительской деятельности, ни ритор, ни философ, дидаскалства и логофетства не искусен, простец человек и зело исполнен неведения. Сказать ли, кому я подобен? Подобен я нищему человеку, ходящему по улицам града и по окошкам милостыню просящу… У богатого человека Христа из евангелия ломоть хлеба выпрошу, у Павла апостола, у богатого гостя, из посланий его хлеба крошу выпрошу, у Златоуста, у торгового человека, кусок словес его получу, у Давида царя и у Исаи пророка, у посадских людей, по четвертине хлеба выпросил; набрав кошель, да и вам даю, жителям в дому Бога моего” [1, стр.114]. Только одна мудрость и ценна для христианина – религиозная, но и здесь дело не в исследовании, а в усвоении и сохранении неизменной готовой истины. В глазах Аввакума православие и невежество скорее могли быть синонимами, чем православие и наука, и он с иронией противопоставлял невежд русских ученым грекам: “Русские бедные, пускай глупы, рады мучителя дождались, полками в огонь дерзают за Христа Сына Божия – Света. Мудры блядины дети греки, да с варваром турским с одного блюда патриархи кушают рафленые курки. Русачки же миленькие не так, - в огонь лезет, а благоверия не предаст” [1, стр.98].
Аввакум горячо ратовал за использование только русского языка, против изучения и использования иностранных. В своих “Толкованиях на псалмы” он обращался к царю Алексею Михайловичу: “Ведаю разум твой, умеешь многими языки говорить: на жто в том прибыли?… Воздохни-тко по-старому и рцы по русскому языку: Господи, помилуй мя, грешного. Ты ведь, Михайлович, русак, а не грек! Говори своим природным языком; не уничижай его и в церкви, и в дому, и в пословицах. Как нас Христос научил, так и подобает говорить. Любит нас Бог не меньше греков; предал нам и грамоту нашим языком Кириллом святым и братом его. Чего же нам еще? Разве языка ангельского? Да нет, ныне не дадут, до общего воскресения” [1, стр.117].
Выступая против изучения наук и языков, Аввакум доказывал правильность своих взглядов тем, что и Христос этому не учился. Он призывал отказаться от греческого и латинского образования, которые приводят к излишнему мудрствованию и забвению духовно-религиозного начала в человеке. В беседе “О внешней мудрости он подчеркивает: “Альманашники, и звездочетцы, и все зодейщики познали Бога внешнею хитростью, и не яко Бога почтоша и прославиша, но осуетиша своими умышленьями, уподоблятися Богу свего мудростью начинающе” [1, стр.91].
В “Похвале русскому языку”, которую можно рассматривать как программу обучения в старообрядческой среде ратовал за обучение на родном языке: “понеже люблю свой русской природный язык, виржали философскими не обык речи красить… не латинским языком, ни греческим, ни еврейским, ниже иным коим ищет от нас говоры господь, но любви с прочими добродетелями хощет” [1, стр.94]. В родном, традиционном языке заключена, по мнению Аввакума, нравственная сторона национального хаpaктера.
Обращаясь к боярину Федору Ртищеву, он убеждал этого государственного деятеля отказаться от латинского и греческого образования в пользу русского православия. В его представлении “христианин” и “русский” являлись синонимами. Достоинством “ученья книжного” Аввакум считал традиционный путь формирования “внутреннего человека”, основные качества которого – “мужество, мудрость”, правда и целомудрие”. Недостаток латинской и греческой школы, по его мнению, состоял в увлечении “внешним мудрствованием” и забвении духовно-религиозного формирования человека. А духовное совершенствование и нравственное развитие – это главное, на что нужно обращать внимание в процессе воспитания. Так как, по мнению Аввакума “Истинный христианин освящен светом православия “…в нем же рожден, в том же благочестии и воспитан от пелен родительских и в совершенство придет возраста и в непоколебимом основании церковного хранения”[3].
Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа. Мастера грамоты – это грамотные крестьяне, делавшие из обучения грамоте промысел. Правда, они учили плохо, но все учили, и помимо их и грамотных родителей учиться было негде, не у кого. Между мастером грамоты и клириком не было какого-либо существенного различия, напротив, эти две должности легко и охотно совмещались.
Единообразие, установленное в ходе никоновской реформы, в богослужебных чинах требовало единообразной школы, готовящей по единой программе образованных государевых слуг. Необходимо было “заменить удельную богослужебную пестроту московским единообразием” [2, стр.130]. Печатные азбуки, буквари, учительские псалтыри, создаваемые централизованно, требовали от мастеров грамоты, пользующихся традиционной рукописной учебной книгой, либо переучиваться, переквалифицироваться, либо оставлять свое ремесло. Городские провинциальные и сельские священники по новым книгам (печатным исправленным) службы вести не хотели, да и не могли. Необходимо было им самим переучиваться, а не то что детей учить, но изменения в хаpaктере образованности были так велики, что переучиваться было пpaктически немыслимо. Мастера грамоты ушли в “раскол”, продолжив древнерусскую традицию обучения и воспитания детей в старообрядческой среде. Протопоп Аввакум был сторонником развития отечественных, преимущественно общинно-домашних форм образования, ставя на первое место не обучение, а нравственное воспитание.
Список литературы:
- “Житие” Аввакума и другие его сочинения”, ред. Робинсон А.Н. М. “Советская Россия”, 1991 г.
- Никольский Н.М. “История русской церкви”, изд. Третье М. “Академия”, 1985 г
- Русская историческая библиотека. Т.39. Памятники истории старообрядчества XVII в. Книга бесед. Беседа седьмая. “О старолюбцах и новолюбцах”, Ленинград. Издательство Академии наук СССР. 1927 г.
Урок по истории России для учащихся 9-х классов можно использовать и при проведении внеклассного мероприятия. На уроке используется компьютерная презентация. В презентации используются: таблица со статистическими данными, анимированные карты, фотографии времен войны, материал о наших земляках.
...
17 08 2022 16:49:53
Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время.
...
16 08 2022 6:37:17
Отличительной особенностью урока является то, что в нём используется инсценировка ситуаций, документы предоставлены на языке времён Петра Великого. Урок проходит в красочной обстановке. Задания требуют от учащихся применения основных мыслительных операций и активности.
...
15 08 2022 15:55:34
Представлен интегрированный урок в блоке тем по культуре Древней Греции. Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, изготавливают театральные маски, играют отрывки из комедий и трагедий античных авторов.
...
14 08 2022 7:59:43
Урок знакомит учащихся с основными событиями войны 1812 года. Внимание акцентируется на Бородинском сражении, значении для хода войны, партизанском движении, роли народных масс в победе над французскими завоевателями. На слайдах представлены фрагменты из гравюр XIX века, репродукции картин, которые живо воссоздают события Отечественной войны. Текст слайдов –воспоминания участников этих событиий, наполненные эмоциями от пережитого....
13 08 2022 18:38:50
В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....
12 08 2022 17:48:20
Урок посвящен особенностям формирования европейского общества под влиянием античной и варварской культур. В ходе урока используются различные информационные технологии; его особенностями являются активная смена деятельности учащихся, чередование проверочных заданий, тестов, видеоряда, что позволяет повысить интерес к теме и развить навыки самостоятельной работы. ...
11 08 2022 8:34:12
Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории.
...
10 08 2022 9:20:10
Урок формирует обобщённое представление учащихся о жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе, учит различать повинности крестьян. Занятие запланировано в форме пpaктической работы....
09 08 2022 20:42:32
Общей целью исторического образования является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности на основе знания прошлого и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современного общества....
08 08 2022 2:11:37
Урок помогает раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм; воспитать общероссийскую идентичность, гражданственность, приверженность гуманистическим ценностям....
07 08 2022 4:46:19
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
06 08 2022 21:18:15
Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....
05 08 2022 17:40:58
Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....
04 08 2022 22:12:10
Внеклассное мероприятие позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности на примерах подвига мужественных, самоотверженных, молодых ребят, горячо любящих свою Родину, показавших образцы верности воинскому долгу, отдавших свою жизнь ради жизни других воспитываются идеалы служения Отечеству....
02 08 2022 0:32:16
Предлагаемые уроки разработаны на основе системно-деятельностного подхода, в нём обозначены планируемые результаты: предметные умения, личностные качества, метапредметные универсальные учебные действия; ключевые компетенции; сформулированы педагогические цели. Сценарий урока содержит тесты из авторской рабочей тетради на печатной основе, что позволяет использовать их для подготовки учащихся к итоговой аттестации....
01 08 2022 10:56:11
Урок знакомит учащихся с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР. Ученики выявляют истоки героизма трудового советского народа в годы первых пятилеток....
31 07 2022 7:26:26
Игра "За семью печатями" является исторической, развивающей, познавательной игрой. Она учит детей логически мыслить, анализировать исторические события, ощущать взаимосвязь событий. В игре участвуют три человека (или три комaнды) и зрители. Игроки отвечают на семь вопросов и записывают ответы в формуляре № 1. За каждый правильный ответ игрок получает печать. Если игроки не знают правильного ответа, то вопрос задаётся зрителям. Правильно ответивший полученную печать отдает любимому игроку. Игрок, получивший наибольшее количество печатей, признаётся победителем и называет имя героя.
...
30 07 2022 0:53:28

Проведение игры в формате Microsoft Office PowerPoint сопровождается рассказом учителя о возникновении и изменении герба, флага и гимна России в различные исторические периоды. В ходе игры учащиеся в соревновательной форме закрепляют полученные ранее знания по истории государственной символики России. Игра проводится для учащихся, имеющих хорошие знания по истории государственной символики РФ....
29 07 2022 23:13:38
Цель работы: формирование пpaктических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....
28 07 2022 4:27:37
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
27 07 2022 6:40:26
Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....
26 07 2022 17:16:14
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
25 07 2022 2:43:43
Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры....
24 07 2022 14:17:39
Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....
23 07 2022 16:31:56
Внеклассное мероприятие, призванное повысить интерес к предмету, способствовать развитию логического мышления. Разнообразие творческих заданий способствуют развитию не только находчивости и сообразительности, но и развивает интерес к учебному учреждению, в котором они учатся. В ходе игры студенты повторяют материал школьного курса и знакомятся с занимательными фактами из области истории....
22 07 2022 9:56:25
Цель урока: формирование системы знаний учащихся о причинах возникновения движения декабристов, целях участников тайных организаций, итогах и историческом значении восстания декабристов. Статья содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, рассчитана на 90-минутный объем учебного времени....
21 07 2022 15:23:12
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
20 07 2022 21:28:53
Предлагаются тесты по истории России по теме "Древнерусское государство" в формате ЕГЭ . 2 варианта для учащихся 6-х классов. Можно использовать на уроке обобщения....
19 07 2022 22:19:22
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
18 07 2022 19:37:34
Материал про участника Курской битвы и знаменитого Прохоровского сражения – Чичварина В.И., чьё имя носит школьный музей....
17 07 2022 10:29:41
Данное пособие содержит советы и рекомендации для подготовки к любому виду исторических состязаний, проводящихся в школе, колледже, городе, округе....
16 07 2022 21:54:53
Изучение темы опирается на знания учащихся, полученных на предыдущих уроках курса. Урок рассчитан на сильный класс с высокой работоспособностью. В процессе урока обращается внимание учащихся на то, что в эпоху дворцовых переворотов часто смена монархов не влияла на абсолютистскую сущность власти....
15 07 2022 22:10:46
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
14 07 2022 13:12:49
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
13 07 2022 10:23:31
Цель урока - сформировать представление об Отечественной войне
1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый
героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров....
12 07 2022 5:23:22
Содержание военной реформы учащимся известно с предшествующих уроков. Учитель предлагает вспомнить её основные положения и определить значение....
11 07 2022 18:59:35
Работа представляет собой сценарий внеурочного занятия, а также может быть применена и на уроке истории. Посвящена одному из знаменательных событий в ходе Великой Отечественной войны — битве под Курском.
...
10 07 2022 13:31:12

На уроке через исторические сведения об орудиях Великой Отечественной войны автор статьи показывает учащимся влияние трудового порыва и творчества на героизм народа. Воспитывает патриотизм и уважение к истории России. В ходе урока представлены как индивидуальные, так и разные модели коллективной деятельности учащихся, воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков....
09 07 2022 20:31:39
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
08 07 2022 6:44:36
В статье рассматриваются некоторые проблемы использования кино- и видеоматериалов, с которыми сталкивается учитель истории на уроке....
07 07 2022 2:10:54
Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания пройденного материала по теме в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала; развитие интереса к предмету и расширение кругозора учащихся, воспитание любви к Родине....
06 07 2022 19:13:11
Данный урок формирует понятия «политическая раздробленность Руси», показывает закономерности этого процесса, причины обособления княжеств и их дальнейшую судьбу. Цель урока: раскрыть особенности развития Владимиро-Суздальского княжества; объяснить причины и последствия борьбы между князьями и боярами; показать хаpaктер деятельности князей....
05 07 2022 19:42:49

В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой комaнды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....
04 07 2022 20:25:14
В методической разработке урока обобщения и закрепления материала предполагается проведение пpaктической работы с использованием различных литературных источников.
...
03 07 2022 16:13:35
Цель урока: усвоение знаний по теме "Внешняя политика России. Русско-японская война"; развивать умение работать с исторической картой, анализировать, делать выводы....
02 07 2022 8:50:35
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
01 07 2022 16:42:48
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
30 06 2022 20:41:11
В статье представлен урок для 7-го класса по курсу «История России» по учебнику Данилова А.А. с использованием презентации PowerPoint, которая позволяет решить все образовательные, развивающие и воспитательные задача, поставленные учителем. Презентация составлена в соответствии с требованиями техники безопасности.
...
29 06 2022 20:32:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::