Состояние русского народа в эпоху появления "раскола" и роль в нем протопопа Аввакума
История каждого народа знает эпохи более или менее крутого перелома умственной жизни нации. В жизни русского народа одной из наиболее замечательных эпох такого рода была II половина XVII века, начавшая собою новый период в истории интеллектуального развития страны.
К концу XV века исчезла независимость отдельных северо-русских земель и княжеств и на месте ряда самостоятельных политических единиц сложилось единое Московское государство. Стремление освободиться от чужеземного и, одновременно, иноверческого ига повышало религиозное сознание и придавало ему хаpaктер исключительности в то самое время, когда слабело и падало просвещение. Уже в XV веке слышатся постоянные жалобы на падение и того скудного образования, какое имелось на Руси. Церковные иерархи все чаще заявляли, что им приходится ставить в священники людей, которые “едва грамоте умеют”, плохо читают священные книги, а писать и совсем не могут [3]. Там, где среди класса, наиболее образованного уже по одному своему положению, была слабо развита простая грамотность, не могло, конечно, быть и речи о существовании сколько-нибудь серьезного образования.
Поставленное ходом исторических событий среди враждебных иноплеменных и иноверных соседей, московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость.
Политические успехи московского княжества в борьбе с соседями прибавили к этой нетерпимости еще новый оттенок. Под влиянием этих успехов московские люди начали считать себя важнее всех других людей, свое государство лучше всех остальных. Согласно их воззрениям, все иные, неправоверные страны, лишены были благодати, почившей на Москве, и не могли равняться с нею. Иностранцев, знакомившихся с русским бытом в XVI веке, особенно поражала эта черта заносчивого московского высокомерия и распространенный в Москве взгляд на чужие земли, как на вместилища неправоверия, ереси и coблaзна: “Сия убо вся благочестивая царствия, греческое и сербское, басанское и арбаназское, грех ради наших Божиим попущением безбожные турци поплениша и в запустение положиша и покориша под свою власть. Наша Руссийская земля Божиею милостию и молитвами пречистыя Богородицы и всех святых чудотворец растет и младеет, и возвышается. Ей же, Христе милостивый, даждь расти, и младети, и расширятися до скончания века[2].
Постепенно развиваясь, мысль об утрате греками чистоты веры и первенства в православном мире Москвы нашла полное выражение в сказании о трех Римах псковского старца Филофея. На этой стадии своего развития национальное самомнение доходило до стадии мессианства. Русский народ представлялся самому себе избранным сосудом Божиим, на котором почевает благодать свыше, недоступная никому другому иначе, как через его посредство. Полное и абсолютное превосходство естественно предполагало замыкание в собственной среде и отстранение от всех других народов.
На первых порах существования христианства в России преобладание получили пpaктическая нравственность и обрядовая форма, но, когда и с течением времени не развилось более серьезное образование, которое дало бы возможность и большей глубины и сознательности религиозного мышления, тогда форма окончательно перевесила содержание. Уже под 1476 год можно прочесть в 4-й новой городской летописи такую запись: “той же зимы некоторые философе начаши пети: “О Господи помилуй”, а другие: “Господи помилуй””. Если это разногласие, эти споры “философов” заносились в летопись как важное событие, то легко себе представить, каким убожеством отличалась русская религиозная мысль того времени [3].
В XVII веке Москва вынуждена была вести борьбу с более значительными государствами и временами вовлекаться в планы государств западноевропейского мира, с которыми заключает союзы для совместных действий против общих врагов. Под влиянием этих обстоятельств начались приглашения иностранцев на службу московского государя и поселение немалого количества их в Москве.
Ближайшим результатом сближения с иноземцами, вызванного нуждами государства, явилось разделение общества на враждебные партии. С какого бы пункта не начиналась эта вражда, она неизбежно приводила противников на почву церковных порядков, т.к. весь государственный и общественный быт Москвы до мельчайших его подробностей в сознании людей той эпохи проникался и освещался религиозным принципом[1]. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона, стал важным фактом русской истории. Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу в проведении обрядов. С необходимостью проведения реформы согласились все: и Никон, и его будущий противник протопоп Аввакум. Было только неясно, что брать за основу – переводы на старославянский язык византийских богослужебных книг, сделанных до падения Константинополя в 1453 г., или сами греческие тексты, в том числе исправленные после падения Константинополя. По приказу Никона в качестве образцов были взяты греческие книги, причем в новых переводах появились разночтения с древними. Вместе с Никоном в исправлении богослужебных книг участвовал и Аввакум, но вскоре был отстранен из-за незнания греческого языка. С этого времени Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения.
И патриарх Никон, и протопоп Аввакум были мощными фигурами. Оба они родились в бедности в Нижегородском уезде, оба начинали службу сельскими священниками, оба выдвинулись благодаря незаурядным внутренним качествам в окружении царя Алексея Михайловича, и к обоим царь до конца дней испытывал почтение. Никон и Аввакум были изначально явлениями одного порядка. Они вступили в активную жизнь как сыновья глубокого духовного кризиса, уходящего корнями в “великое разорение” и смуту. У Никона, Аввакума и их сторонников воля одинаково заменяла разум, а обрядность, церковный ритуал – более важные, содержательные стороны вероучения. И те, и другие не признавали и тени инакомыслия, легко и убежденно проклинали все, что сколько-нибудь отличалось от их представлений.
Никон и Аввакум были глубоко верующими, благочестивыми людьми, стремившимися к очищению и укреплению православия. Оба были бескомпромиссны, не жалели никаких сил и средств для достижения цели. Каждый твердо считал себя подвижником, направляемым Божественной десницей. И у Никона, и у Аввакума были видения, они были уверены, что сила их молитвы исцеляет больных. Оба отмечались крутым нравом, насколько позволяло положение, каждый мог быть жесток. Аввакум и Никон были осуждены одним церковным собором, оба пребывали в заточении и почти одновременно погибли: один при возвращении из ссылки, другой – заживо сожженный вместе с товарищами.
Но в глазах народа один сделался немилосердным гонителем, а другой – героическим страстотерпцем. Никон оказался, по существу, бесплоден. Он оставил след не столько в душах людей, сколько в организации и идеологии господствующей церкви. Аввакум несмотря на свой фанатизм, перенося самые жестокие страдания и лишения из выпадавших на долю закрепощенного народа, духовно возвысился до выражения правды угнетенных. Сочинения Аввакума, особенно его “Житие”, составляют классику русской литературы. Писания “огнепального” протопопа пробились сквозь века.
Список литературы:
- “Житие Аввакума и другие его сочинения”, ред.Робинсон А.Н., М. “Советская Россия”, 1991 г.
- Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX-нач.XV века. М. “Просвещение”, 1995 г.
- Каптеров П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М. “Педагогика”, 1982 г.
- Курочкина И.Н. Русская педагогика. Страницы становления (VIII-XVIIIвв) М. “Флинта”, “Наука”, 2002 г.
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию.
...
28 01 2023 0:13:59
Урок-презентация "Выступление декабристов" посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся определяют причины декабризма, хаpaктеризуют первые организации декабристов. Работая с документами, учащиеся знакомятся с программами декабристов, учатся делать сравнительный анализ. Формулируют собственное мнение о приемлемой для России Конституции. Ученики, изучая материал, сверяют свои выводы со слайдами.
...
27 01 2023 9:39:35
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
26 01 2023 17:28:50
Конспект урока по истории России для 11-го класса....
25 01 2023 23:43:36
Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....
24 01 2023 2:27:23
Урок граждановедения для 5-го класса. Курс "Основы граждановедения" - социально ориентирован, подготавливает ребенка к жизни в обществе. Поэтому основная задача урока граждановедения - формирование гражданского сознания и поведения ученика. На уроке использовано сочетание традиционной, игровой, компьютерной технологий. Ученики при помощи работы с документами, инсценировок, дополнительной литературы узнают функции правоохранительных органов, историю судов и делают выводы о справедливости современного суда.
...
23 01 2023 23:59:53
Объем информации на уроках истории, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. С другой стороны, количество часов, отводимых учебным планом на изучение курсов истории, сократилось. В этой связи учителя и методисты ищут пути и способы повышения эффективности процесса обучения истории. Одним из возможных путей решения проблемы является использование игровых форм на уроке.
...
22 01 2023 20:49:14
Урок по истории России в 11-м классе по программе А.А.Левандовского, на котором дается хаpaктеристика внешней политики СССР в предвоенные годы. Задачи урока: охаpaктеризовать подготовку Германии к войне с СССР; проанализировать степень готовности СССР к отпору врага; отpaбатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное....
21 01 2023 19:14:35
Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: «История СССР в период 1953–1964 гг.» и «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....
20 01 2023 7:46:47
Урок знакомит учащихся с историей наших далеких предков – восточных славян. На уроке идет активная работа с историческими источниками, опережающим заданием, игрой, закреплением материала в форме тестов....
19 01 2023 22:56:21
Цель урока: формировать целостное представление об истории древней Британии и средневековой Англии....
18 01 2023 13:16:35
В работе учителя обществознания со старшеклассниками необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты, что позволяет сделать проектная деятельность, в результате которой пpaктически каждый ученик сам приобщается к истории Великой Отечественной войны, повышается познавательная активность учащихся, изменяется эмоциональный настрой. Только путем перехода к личностно-ориентированному эмоциональному подходу можно достичь целей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»....
17 01 2023 9:37:12
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
16 01 2023 18:16:24
Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н.С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....
15 01 2023 7:32:12
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
14 01 2023 23:54:13
Урок способствует формированию новых знаний об истории родной страны, совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности. Для усвоения изучаемой темы был подобран материал, доступный и интересный учащимся.
...
13 01 2023 6:22:38
Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....
12 01 2023 4:11:23
Данная работа составлена с учётом программ школьного курса истории России с древнейших времён до наших дней. Тесты носят историко-хронологический хаpaктер и могут быть использованы в работе при изучении истории Отечества соответствующей эпохи на основе тематического принципа отбора содержания краеведческого материала.
...
11 01 2023 3:34:24
Урок закрепления с целью проверить уровень знания учащихся, выяснить насколько хорошо усвоена тема, формировать у учащихся умения работать с картой, схемой, документами; воспитывать добросовестность и чувство коллективизма....
10 01 2023 6:50:49
Символика отражает историю развития государства, достижения и победы. Знакомство учащихся с символикой государства помогает воспитывать гражданственность и уважение к своей стране. Курс интегрирует такие учебные предметы как история, обществознание, литература и рекомендован учащимся 9-х классов. Значительный акцент в программе сделан на использовании регионального компонента.
...
09 01 2023 3:53:24
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами.
Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
08 01 2023 9:37:40
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть тему монетизации льгот как важное событие, в корне изменившее социальную политику государства. Задачи: рассмотреть предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; проанализировать суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
07 01 2023 19:18:17
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
06 01 2023 12:41:51
Представлен конспект урока истории в 5-м классе по теме: "Древнее Междуречье - колыбель цивилизации"....
05 01 2023 23:26:51
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края.
Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности.
...
04 01 2023 4:26:11
Особенностью этой разработки является то, что реализация целей и задач урока происходит с использованием материала, отражающего специфику образовательного процесса конкретного учреждения. В ходе урока обучающиеся знакомятся с извлечениями из устава школы, учебного плана, плана воспитательной работы. И это не просто знакомство с документами, а серьезный анализ текста....
03 01 2023 10:18:16
Освоение Приамурья - одна из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами, обживался в тяжелейших условиях. Памятниками упорству и мужеству наших предков - первооткрывателей и защитников - служат современные амурские села. Приближается юбилейная дата – 160-летие со дня основания г.Благовещенска. В связи с этим тема «Заселение Приамурья» вызывает огромный интерес....
02 01 2023 23:18:38
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I.
...
01 01 2023 21:37:59
Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....
31 12 2022 20:15:35
Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике комaндами-участницами. Материалы раздаются комaндам-участницам и высвечиваются на интеpaктивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего хаpaктера....
30 12 2022 15:27:50
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
29 12 2022 1:22:40
Урок проведен по учебнику А.А. Вигасина с использованием дополнительной литературы. Работа организуется так, чтобы учащиеся не только извлекали историческую информацию из учебника, но и находили ее в других источниках. Материал урока позволяет детям анализировать события прошлого и настоящего.
...
28 12 2022 3:58:16
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
27 12 2022 11:37:12
Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о МГП. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....
26 12 2022 4:16:30
Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....
25 12 2022 3:35:13
24 12 2022 5:41:57
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
23 12 2022 5:31:42
Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Учащиеся должны сами разобрать ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выяснить, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как страна готовилась к войне.
...
22 12 2022 23:21:56
Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....
21 12 2022 15:12:14
Данная методическая разработка урока истории в 7-х и 10-х классах позволяет сформировать цельное представление о проблемных страницах истории России, побуждает учащихся к размышлению и высказыванию собственных суждений, помогает развить коммуникативные способности, навыки проведения дискуссии и оценить свое отношение к изучаемому историческому материалу.
...
19 12 2022 17:45:29

Урок направлен на повторение и обобщение знаний пятиклассников по теме «Древний Египет». С целью развития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся урок проводится в форме игры по комaндам. Ребятам предлагаются интересные задания, способствующие развитию исторического и творческого мышления....
18 12 2022 6:44:53
Программа факультативного курса помогает лучше узнать свой родной Волгоградский край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях....
17 12 2022 22:10:59
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
16 12 2022 19:30:44
Цели урока: проанализировать цели, ход и итоги коллективизации; рассмотреть коллективизацию на художественном материале (рассказ Владимира Тендрякова «Пара гнедых»)....
15 12 2022 16:35:25
Данный урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению политической системы РФ. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках «Избирательное право. Избирательный процесс», дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока «Политический статус личности».
...
14 12 2022 23:53:50
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
13 12 2022 2:12:56
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
12 12 2022 15:57:10
<p>В соответствии с Базисным учебным планом Минобразования РФ на национально-региональный компонент отводится 15-20 % учебного времени. В 2001 году Правительством Мурманской области было принято Постановление «О порядке разработки, утверждения и введения в действие национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов». В 5 классе на НРК отводится только 4 часа. Предлагаемый урок преследует нацелен на формирование у учащихся системы знаний об историческом развитии родного края, ознакомление их с образом жизни, бытом коренных жителей Кольского полуострова. </p>
...
11 12 2022 20:38:10
В начальной школе на уроках истории происходит активная словарная работа на основе использования наглядности представленной в пособии "Иллюстрации и рисунки по отечественной истории с IX века по начало XVI века" с применением ИКТ. Применение наглядности носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер и способствует развитию учащихся, умению работать с полученной информацией и применять ее в пpaктической деятельности....
10 12 2022 11:51:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::